РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
УДК 338.24
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ КЛАСТЕРНОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
Н. А. КОРЧАГИНА
Астраханский
государственный
университет
e-mail: [email protected]
В рамках статьи обоснована необходимость использования кластерной политики как технологии повышения конкурентоспособности экономики Астраханского региона и рассмотрено основное содержание концептуальных направлений ее реализации. Кроме того, представлены возможные показатели оценки эффективности практической реализации предлагаемой концепции, а также результаты первоначальных шагов по ее внедрению.
Ключевые слова: кластер, кластерная политика, кластерные инициативы, кластерная концепция, региональная
конкурентоспособность, региональное развитие, благосостояние российских регионов.
На протяжении последнего десятилетия в мире в качестве одной из наиболее эффективных технологий управления социально-экономическим развитием территорий рассматривается кластерная политика. При наличии все возрастающего числа фактов1, подтверждающих, что кластеры2 оказывают положительное воздействие на уровень регионального развития, растет интерес к разработке такого рода программ, которые позволяли бы развивать кластеры или увеличивать экономические выгоды от их существования.
В России также активно заговорили об использовании кластерной политики для повышения конкурентоспособности отраслей и регионов. На протяжении уже нескольких лет мы слышим это странное слово «кластер». При этом даже те, кто его использует, очень часто совершенно не понимают, о чем они говорят и что реально за ним стоит. В лаборатории конкурентоспособности и кластерных инициатив Астраханского государственного университета не так давно закончилось
1 В настоящее время существует множество исследований, свидетельствующих о положительной корреляции между наличием кластеров и более высоким уровнем экономического развития территорий. Среди наиболее крупных проектов можно выделить Canadian Cluster Data, European Cluster Observatory, International Cluster Competitiveness Project, U. S. Cluster Mapping Project.
2 Кластер - группа географически локализованных взаимосвязанных компаний — поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научноисследовательских институтов, вузов и других организаций, дополняющих друг друга и, что самое главное, усиливающих свои конкурентные преимущества.
исследование стратегий развития всех российских регионов3. И практически во всех из них используются слова кластер, кластерная политика. Однако, как правило, преобладает формальный подход к решению многих проблем.
В большинстве российских регионов разработаны или в настоящий момент разрабатываются стратегии социально-экономического развития. Анализ сроков реализации стратегий выявил, что практически все регионы имеют долгосрочную стратегию развития (свыше 5 лет), что позволяет говорить о наличии предпосылок для разработки эффективной кластерной политики, поскольку ее проведение возможно только в долгосрочной перспективе.
Кроме того, в этих стратегиях в качестве основной задачи кластерной политики рассматривается создание кластеров. Однако, по мнению большинства исследователей, создание кластеров, наряду с таргетированием, свойственным промышленной политике, — очень опасный путь для экономики. Он приводит к концентрации усилий на тех категориях кластеров, которые рассматриваются в качестве стратегически важных для экономического развития. В таком случае многие районы, не обладающие соответствующими конкурентными преимуществами, будут бороться за одни и те же немногочисленные предприятия отрасли, пользующиеся поддержкой. И конкурировать они будут на основе материальных поощрений фирмам, а не на основе первоначальных условий, выгодных для осуществления их деятельности. Такой принцип определения размещения кластера приводит к централизации экономического развития, что очень затратно для государственного бюджета. Более того, он основывается на ограничении или искажении конкуренции, что может подорвать основы конкурентоспособности, поскольку высокий уровень местной конкуренции играет решающую роль в создании конкурентоспособных кластеров.
Анализ стратегий социально-экономического развития российских регионов также продемонстрировал, что в качестве основных фасилитаторов кластерной политики в большинстве регионов выступают региональные органы власти. При этом наблюдается низкий уровень взаимодействия структур, участие которых необходимо для эффективной реализации кластерной политики. Речь в данном случае идет о представителях бизнеса, учебных и научных заведений, общественных организаций и сетевых структур. Наличие такого взаимодействия выявлено лишь в некоторых регионах, что также свидетельствует о недостаточном уровне понимания условий эффективности для развития кластерной политики.
Полученные результаты количественного и качественного анализа показали, что уровень развития кластерной политики в российских регионах является низким, а ее содержание в значительной степени формализовано и не позволяет говорить о положительных эффектах региональных экономик.
Помимо изложенных выше фактов, свидетельствующих о слабой эффективности кластерной политики в российских регионах, анализ продемонстрировал следующее:
— выявлено наличие серьезных проблем с доступностью к текстам стратегий регионов в СМИ;
— большая часть стратегий написана «под копирку»;
— разработка стратегий и определение «приоритетных» кластеров не базируется на общепринятых в мировой практике методиках кластерного картирования, практически все кластеры определены «на глазок»;
— разработчиками стратегий являются привлеченные консалтинговые структуры, не имеющие реальной заинтересованности в глубоком изучении ситуации и реалистичности предлагаемых мер;
3 См. Корчагина НА., Ракиева О.В. Оценка уровня развития и содержания кластерной политики в российских регионах / / Труды Вольного экономического общества России. Москва, 2009. Том 115. №4. С. 176 - 208.
- к процессу разработки стратегий и программ кластерного развития практически не привлекаются вузы, функционирующие на территории регионов;
- наблюдается практически полное отсутствие образовательных программ, нацеленных на повышение уровня знаний о кластерах и кластерной политике.
Несомненно, что успешная реализация кластерной политики4, подразумевающая решение проблем социально-экономического развития территории, повышение уровня благосостояния населения региона, обеспечение более высокой прибыльности компаний, появление новых малых и средних предприятий, повышение инновационной активности научных и учебных заведений и т.д., невозможна без глубокого осознания различными экономическими субъектами региона необходимости ее внедрения и полного осмысления ее содержания.
В этой связи представляется необходимым четкое видение концепции кластерной политики Астраханской области, а также осмысление первых шагов, которые уже были проделаны в направлении ее практической реализации.
Абсолютно очевидно, что разработка общей концепции и программы кластерной политики любого региона, а также программ развития каждого отдельного кластера, должна строиться на основе проведения детального анализа кластерного потенциала, определения уровня и этапа развития существующих кластеров. В мировой практике используются различные способы идентификации кластеров с последующим нанесением их на карту определенной территории. В целом выделяют два широких подхода, позволяющих выявлять кластеры: количественный, который опирается на экономическое моделирование и базируется на статистических методах, и качественный, в основе которого лежит сбор качественной информации о существующих кластерах. Наиболее распространенными количественными методами являются: метод, основанный на расчете коэффициента
локализации, Рипли К-метод, метод изучения экспорта и таблиц «затраты-выпуск». Частным случаем качественного подхода может стать рассмотрение конкретных примеров (кейсов), опросы экспертов или метод интервьюирования, а также метод составления генеалогического древа отраслевых кластеров5. В настоящее время в Лаборатории конкурентоспособности и кластерных инициатив Астраханского государственного университета осуществляется исследование, нацеленное на выявление наиболее оптимального подхода к составлению кластерных портфелей российских регионов.
Для начала практической реализации кластерных инициатив на территории Астраханской области в настоящий период представляется возможным использование результатов, полученных в ходе совместного проекта компании «Бауман Инновейшн» и Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской
4 В данной работе под кластерной политикой понимаются совместные, целенаправленные действия представителей бизнеса, органов власти, образовательных и научно-исследовательских институтов, а также других элементов кластера по формированию благоприятных условий бизнес-среды для развития кластера и повышения эффективности деятельности всех его элементов.
5 Данная статья не имеет целью подробный анализ существующих методов кластерного анализа. Более подробная информация по данной проблематике может быть найдена в следующих источниках: M. Porter. The economic performance of regions, April. 2003. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: www.regional-studies-assoc.ac.uk; Torsten Andersen, Markus Bjerre and Emily Wise Hansson. The Cluster Benchmarking Project: Pilot Project Report - Benchmarking clusters in the knowledge based economy, November. 2006. P. 14-23; Joseph Cortright. Making sense of clusters: regional competitiveness and economic development. The Brookings Institution Metropolitan Policy Program. Impresa, Inc. March. 2006. P. 28-37; Danny Quah, Helen Simpson. Spatial Cluster Empirics. LSE Economics Department and Institute for Fiscal Studies. June. 2003.P. 40; The concept of clusters and cluster policies and their role for competitiveness and innovation: main statistical results and lessons learned. PRO INNO Europe paper. 2008. No. 9. P.14-20; URL: http://www.clusterobservatory.eu
школы бизнеса по определению кластерного портфеля российских регионов (2007 г.), и обобщенных в базе данных «Кластеры в России»6.
Принимая во внимание положительный опыт проведения кластерной политики в различных регионах мира, в качестве следующего приоритетного шага предлагается широкомасштабное обучение кластерной методологии представителей органов власти, бизнеса, образовательных и других организаций, являющихся элементами выявленных кластеров. Формирование понимания менеджерами разных уровней необходимости внедрения новой технологии управления конкурентоспособностью региона и отдельных компаний в рамках кластерных инициатив является одним из основных факторов успеха проектов такого рода.
В процессе, а также по результатам, обучения должны быть сформированы инициативные кластерные группы, включающие, прежде всего, представителей бизнеса, имеющих «имя», мнение которых будет услышано и поддержано другими участниками кластера. Кроме того, каждая группа должна включать представителя органа власти, способного, с одной стороны, на начальном этапе разработки любых предложений со стороны кластерной группы четко обозначить правомерность и возможность дальнейшей реализации таких предложений, а с другой - имеющего достаточный вес для «продвижения» этих предложений в органах власти. Особое внимание при формировании таких кластерных групп должно уделяться персоналиям. В данном случае вопрос совместимости людей в этой группе, а также их креативность и вера в идею кластерного развития имеют самое принципиальное значение. Формирование кластерных инициативных групп приведет к объединению интеллектуального и организационного потенциала лидеров, а также к использованию индивидуальных ресурсов и возможностей, имеющихся у каждого отдельного представителя кластерной группы для решения проблем, стоящих перед кластерами. Образование кластерных групп на начальном этапе может основываться на подписании соглашений о намерениях с последующим их преобразованием в институциональные структуры различной формы собственности.
В ходе обучения и дальнейшей работы инициативных кластерных групп необходимо осуществить детальную формализацию выбранных кластеров, т.е. определение всех существующих и потенциально необходимых элементов кластера, а также оценку уровня взаимодействия существующих элементов. Детальная прорисовка кластерных схем позволяет четко увидеть, какого рода предприятий и организаций не хватает для эффективной деятельности. Соответственно, в последствии эта информация может предоставляться широкой общественности. Это позволит людям, желающим начать новый бизнес или диверсифицировать имеющийся, четко определять рыночные ниши, оценивать существующий спрос, а также видеть потенциальных потребителей или поставщиков. Кроме того, государственные органы, оказывающие финансовую и организационную поддержку, могут делать акценты именно на содействии возникновению и развитию таких предприятий.
Совместная работа представителей различных элементов кластера должна быть направлена, прежде всего, на выявление проблем, препятствующих развитию кластера, формирование перечня таких проблем, решение которых возможно в рамках работы кластерных групп (по приоритетам) и, наконец, определение конкретных путей их решения с формированием программы действий каждой кластерной группы с указанием участников реализации проектов, необходимого ресурсного обеспечения и сроков реализации. На данном этапе крайне важным представляется активный сбор информации по передовому опыту решения схожих проблем в других регионах и странах, а также организация совместных поездок для ознакомления с этим опытом и разработки бизнес-планов в рамках кластерных стратегий.
6 База данных «Кластеры в России», «Бауман Инновейшн» и Институт стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, кластерная классификация: версия 4.0 (2005/2007).
Кроме того, представляется крайне важным развитие сотрудничества с участниками других кластеров, а также координация инициатив с представителями связанных кластеров. При этом принципиальное значение имеет сопоставление результатов работы отдельных кластерных групп для выделения наиболее приоритетных проблем, являющихся общими для всех кластеров. Такого рода работа позволит сформировать перечень приоритетных проблем, сдерживающих развитие всех кластеров и региона в целом и определить совместную программу действий для всех кластерных групп. В рамках такой программы представляется целесообразным определить несколько групп проблем в зависимости от временных рамок их возможного решения. В целях формирования благоприятной основы для дальнейшей долгосрочной реализации кластерных инициатив и обеспечения уверенности в возможности совместных действий крайне необходимы плотная работа кластерных групп и правительства для решения сиюминутных проблем и немедленная реализация проектов, имеющих высокие шансы на успех.
Очевидно, что кластерно-ориентированный подход к управлению социальноэкономическим развитием территории обеспечивает более рациональное финансирование решения общерегиональных проблем. Объясняется это, прежде всего, активным участием бизнеса и представителей других элементов кластера в выявлении существующих проблем, реальном понимании необходимости их решения, четком расчете бюджета под реализацию совместных проектов и, соответственно, в определении долей софинансирования со стороны бюджетов различных уровней, частного бизнеса, общественных организаций, научнообразовательных учреждений и т.д.
В целях обеспечения большей эффективности предпринимаемых усилий по реализации кластерной политики в качестве дополнительных мер возможно:
- выстраивание региональной экономической политики на основе кластерного подхода (например, предоставление финансовой поддержки проектам, оказывающим влияние на улучшение бизнес-среды и кластера в целом, а не отдельным предприятиям);
- организация информационной поддержки, включающей публикации в прессе, в Интернете, на телевидении, цель которой - максимально подробное доведение информации о понятиях кластера и кластерной политики, пояснение ее практической реализации на территории Астраханской области и эффекты для бизнеса и региона;
- организация обучения предпринимателей и лиц, желающих открыть собственное дело, для стимулирования развития малого и среднего бизнеса на территории Астраханской области;
- обеспечение послепроектной устойчивости посредством стимулирования кластерных групп к обеспечению непрерывности развития кластера по окончании реализации проекта кластерной инициативы, а также комплексной юридической оценки и формализации институциональной структуры кластера.
Необходимо четко представлять, что проведение кластерной политики является инструментом долгосрочного развития, и реальные результаты кластерных инициатив могут не проявляться на протяжении долгого времени. Однако, с момента разработки концепции и стратегии, а также в ходе всего процесса их реализации, необходим учет показателей ее эффективности. В первоначальном варианте показатели эффективности кластерной политики могут быть сгруппированы следующим образом:
- индикаторы процесса, которые используются для оценки результатов первого этапа развития инициативы, включающего определение кластерных лидеров
и формирования кластерной группы, объединяющей всех заинтересованных лиц. К таким индикаторам можно отнести количество проведенных семинаров, встреч и презентаций по проблемам конкурентоспособности, количество сформированных кластерных групп и подписанных соглашений о намерениях, количество разработанных конкретных планов действий и т.д.;
— индикаторы действий, которые используются для оценки кластерных анализов и разработки стратегий, нацеленных на повышение конкурентоспособности посредством развития кластеров. К ним можно отнести показатели, оценивающие объем технической помощи, предоставленной конкретным кластерам, завершение реализации стратегий развития каждого кластера, завершение планов действий с учетом степени участия отдельных представителей кластера;
— индикаторы инвестиций, которые используются для оценки уровня финансирования и софинансирования, осуществленных в процессе реализации кластерной инициативы. Софинансирование обычно имеет небольшие размеры в начале реализации инициативы, но увеличивается в процессе ее развития. Такие индикаторы могут включать объемы инвестиций в различные проекты, объем реинвестированной прибыли, полученной в ходе реализации кластерных проектов, объем венчурного капитала, инвестированного в такие сферы, как университетские исследования, частное финансирование и пр.;
— индикаторы достигнутых результатов, которые используются для измерения количественных результатов кластерных инициатив. К таким показателям можно отнести рост экспорта, доходов, занятости, заработных плат, доходности отрасли, а также количество созданных вновь предприятий7.
Данный перечень не является исчерпывающим и может и должен расширяться по мере практического воплощения и изучения опыта.
Что касается практической реализации концепции кластерной политики, необходимо отметить, что в настоящее время сотрудники Лаборатории конкурентоспособности и кластерных инициатив Астраханского государственного университета совместно с Министерством экономического развития Астраханской области уже предприняли определенные шаги для апробации предлагаемых мероприятий.
На основе кластерного портфеля, сформированного, как указано выше, в ходе совместного проекта компании «Бауман Инновейшн» и Института стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса, был определен перечень кластеров, в рамках которых было принято решение о начале реализации кластерных инициатив. В дальнейшем были организованы обучающие семинары для руководителей и сотрудников органов государственной власти, представляющих различные министерства и ведомства с последующим их привлечением к схематичной прорисовке кластеров и составлению перечня участников кластеров.
В качестве первого пилотного проекта был определен кластер рыбодобычи и рыбопереработки. В ходе первоначального этапа работы с представителями различных элементов кластера была прорисована его детальная схема (см. рис.) и определены приоритетные задачи (см. табл.).
7 Clusters for Competitiveness. A Practical Guide and Policy Implications for Developing Cluster Initiatives, International Trade Department PREM the World Bank, February 2009. System requirements: Adobe Acrobat Reader. URL: http://siteresources.worldbank.org/INTEXPCOMNET/Resources/cluster initiative pub_web_ver.pdf
Маркетинг пконсалтинг
Транспортные компании
Образовательные учрежд., учебные центры
Научно-исслед. учрежден. _
Кредитно-финансовые учреждения, лизинг
Ассощіация рыб одо быв и рыбоперерабат предпр-ий
Отраслевые органы исполнительной власти
Надзорные органы
Сельхозтоваропроизводители.
С'ельяпкоопррация.
Туризм, спорт, рыболовство, хим. промышленность
Дистрибьюторы
Сеть фпрмеННЫХ специализированных магазинов
Добыча
(промышленно е рыб олавств о)
Внутренние | Прибрежное водоемы рыболовство
Морской лов
X
Прудовое рыбоводство
II
Аквакультура
_ Воспроизводство
Переработка
С о пут с твующая продукция
Технологическое
оборудование
Прошв оде тв о тары и упаковки
Прошв оде тв о кормов
Прошв оде ТВ о зтикетки
Переработка биологических отходов
Услуги хранения, охлаждения, заморозки
Строительство выростных \~члетков на тов хозяйствах
ГСМ
Оснастка Судостроение
(сети) и судоремонт
Проведение
дноуглубит
работ
Рыбохоз
мелиорация,
противоэпиз.меры
Рис 1. Кластер рыбодобычи и рыбопереработки Астраханской области
Кроме того, в процессе реализации пилотного проекта был выявлен ряд характерных особенностей, присущих представителям бизнеса, среди которых:
— низкий уровень доверия с их стороны по отношению к органам государственной власти и представителям образовательных учреждений;
— скепсис большинства бизнесменов по отношению к самой идее кластерного развития;
— отсутствие у большей части представителей бизнеса желания учиться;
— преобладание «потребительского» отношения: «вы нам расскажите, что и как мы должны сделать, чтобы мы могли работать более эффективно»;
— отсутствие доверия со стороны руководителей компаний друг к другу;
— низкий уровень информации о том, что происходит в регионе, какие предприятия есть, что они могут предложить;
— нежелание бизнесменов объединяться;
— нежелание представителей предприятий занять лидирующую позицию в реализации кластерных инициатив, упование на органы власти.
Однако подобное негативное впечатление является закономерным, поскольку внедрение инноваций — всегда сложный и болезненный процесс. Опыт большинства государств свидетельствует о том, что реализация кластерной политики не является исключением, особенно на первоначальных этапах.
Таблица 1
Проблемы кластера рыбодобычи и рыбопереработки Астраханской области
и возможные пути их решения
Элемент кластера Проблема Возможные пути решения
1 2 3
Ключевые предприятия Отсутствие оборотных средств (сложная система подготовки документации, задержка субсидий, низкая залоговая база, отсутствие кредитования проектов в полном объеме). Слабая материально-техническая база Совершенствование системы кредитования (создание нескольких кредитных продуктов) с целью оптимизации приобретения наиболее конкурентоспособного оборудования
Отсутствие системы оптовой реализации выращенной продукции. Отсутствие емкостей для передержки рыбы Строительство живорыбных баз и зимовальных прудов, обеспечивающих длительную передержку живой рыбы. Создание производственного кооператива — возможность предоставления заемных средств на кооператив. Строительство базы за счет государства, затем их аренда
Высокие цены на энергоносители для предприятий аквакультуры и, как результат, потеря объемов выращенной рыбы Субсидирование затрат
Низкая рентабельность производства вследствие экстенсивных технологий производства в прудовых хозяйствах Организация образовательных программ по новым технологиям производства. Организация зарубежных стажировок для ознакомления с передовым опытом
Требования к постоянным поставкам определенных объемов рыбной продукции для реализации при сезонности производства рыбы Координирование сроков поставки между всеми поставщиками рынка Астраханской области
Нехватка высококвалифицированных кадров Повышение имиджа специалистов рыбной отрасли. Повышение заработной платы и создание комфортных условий для привлечения молодых специалистов. Повышение роли производственной практики студентов. Внедрение механизма аутстаффинга (лизинга персонала)
Родственные и поддержива- ющие отрасли Отсутствие местного кормопроизводства (специализированных рыбных кормов) Развитие инфраструктуры отечественного кормопроизводства. Строительство завода по производству кормов
Отсутствие дистрибьюторов (оптового торгового звена) Формирование оптовой товарной биржи
Отсутствие специализированных транспортных компаний Строительство транспорта для перевозки живой рыбы
Высокий износ производственных фондов Повышение доступности кредитных ресурсов
Отсутствие в регионе необходимой пленочной этикетки Установление соответствующего оборудования в типографиях города
Отсутствие единой торговой политики, утрата позиций бренда астраханской рыбы Маркетинг региона, формирование спроса за счет бренда
Отсутствие стратегии развития туризма на Каспии Создание туристической ассоциации стран каспийского региона
Административные барьеры Проведение образовательных семинаров по нововведениям в законодательство
Слабый обмен информацией между всеми элементами кластера Разработка информационного портала и справочника
Завершая исследование вопроса о возможных направлениях реализации кластерной политики на территории регионов РФ, представляется целесообразным сделать следующие выводы:
1. В большинстве российских регионов кластерная политика уже рассматривается в качестве одного из наиболее эффективных инструментов повышения их конкурентоспособности, однако уровень ее развития является низким, а содержание — в значительной степени формализовано и не позволяет рассчитывать на положительные эффекты для региональных экономик. Это говорит о необходимости четкого понимания как самой сути кластерной политики, так шагов по ее реализации.
2. Основные этапы внедрения кластерной политики предполагают:
— проведение детального анализа кластерного потенциала, определение уровня и этапов развития существующих кластеров;
— широкомасштабное обучение кластерной методологии представителей всех элементов выявленных кластеров;
— формирование инициативных кластерных групп;
— детальная прорисовка кластерных схем в целях определения всех существующих и потенциально необходимых элементов кластера, а также оценка уровня их взаимодействия;
— выявление проблем, препятствующих развитию кластера и определение конкретных путей их решения;
— координация инициатив с представителями связанных кластеров;
— выстраивание системы оценки эффективности кластерной политики.
3. Апробация предлагаемой концепции реализации кластерной политики на территории Астраханской области в рамках пилотного проекта позволила выявить определенные проблемы и вопросы, а также обозначить перспективы для ее дальнейшего совершенствования.
OONCEPTUAL FRAMEWORK OF CLUSTER POLICY IN THE RUSSIAN REGIONS
Astrakhan State University
N. A. KORCHAGINA
This article underlines the necessity of cluster policy implementation within Astrakhan region as it is regarded as an effective tool for building up its long-term competitiveness. The article also describes the conceptual basis for this kind of policy. Besides some possible measures of the concept practical implementation are provided as well as the first impressions of the initial steps are described.
e-mail: [email protected]
Key words: cluster, cluster policy, cluster initiatives, cluster concept, regional competitiveness, regional development, prosperity of Russian regions.