Научная статья на тему 'Концептуальные основы профессионально-экологического образования молодежи'

Концептуальные основы профессионально-экологического образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Л. А.

The author conception basics of vocational and ecological education are defined in this article as well as initial reasons, fundamental ideas and pithy characteristics. They reveal the fundamental concepts of youth vocational and ecological education approved in an experimental work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basics of youth vocational and ecological education

The author conception basics of vocational and ecological education are defined in this article as well as initial reasons, fundamental ideas and pithy characteristics. They reveal the fundamental concepts of youth vocational and ecological education approved in an experimental work.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы профессионально-экологического образования молодежи»



ЫЫС1Ш ОБРАЗОШП!

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Л.А. Закирова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Ключевые слова: экологическая парадигма, экологическая культура, экологическое образование.

В последние годы в России растет тревога специалистов-экологов, различных государственных, общественных организаций по поводу бесхозяйственного, угрожающего жизни взаимодействия человека с природой. По мнению ученых В.И. Блинникова [1], И.В. Машковой [5], К.А. Романовой [8], М.Н. Ступиной [9] и др., человечество находится на грани глобальной нравственно-экологической катастрофы созданной им техногенной цивилизации. Человек, наделенный от природы сознанием, прежде всего для познания сущности природных законов, на протяжении всей своей истории грубо нарушает эти законы, действует вопреки, наперекор им.

В последние десятилетия особенно в экологически неблагополучном Уральском регионе [2; 3; 7; 10] постоянное ухудшение состояния окружающей природной среды стало реально угрожать здоровью населения, лимитировать возможности экономического и социального развития крупных промышленных регионов и городов. Как известно, около 70% добываемых ресурсов тратится на поддержание ре-

сурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Свыше 75% отходов производств в той или иной степени токсичны для окружающей среды и человека. Расточительный, разрушительный характер природопользования, как верно отмечает В.М. Шумаков, постоянно порождает новые и обостряет существующие экологические проблемы [10, с. 247].

В этих сложных экологических условиях подготовка молодежи в вузе к природоохранной деятельности становится архиактуальной и должна быть тесно взаимосвязана с основными направлениями социально-экономического развития региона, формированием новых ценностей и нравственных установок, пересмотром структуры потребностей, целей, приоритетов и способов деятельности субъектов образования.

В области природопользования и охраны окружающей природной среды возникла острая необходимость разработки концептуальных основ профессионально-экологического образования студенческой молодежи. Еще в 1991 году был принят закон РФ

«Об охране окружающей природной среды», XI раздел которого посвящен экологическому воспитанию, образованию, научным исследованиям. В законе провозглашается всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания, образования, обязательность преподавания экологических знаний в учебных заведениях, необходимость профессионально-экологической подготовки молодежи. К сожалению, до сих пор в стране не удается активизировать программы, обеспечивающие комплексное, системное экологическое воспитание, образование всех членов общества. Между тем, по мнению К.А. Романовой, профессионально-экологическую культуру человеку необходимо осваивать в течение всей жизни [8, с. 241].

В профессионально-экологическом образовании концептуальный подход до недавнего времени не был актуальным. Пока профессионально-экологическое образование ограничивается введением в образовательную программу небольшого круга учебных предметов или даже одной учебной дисциплины экологического содержания. Особенно, если усвоение предполагается на репродуктивном уровне, реальной необходимости в выработке какой-либо концепции профессионально-экологического образования не возникает. Однако такая необходимость объективно появляется в том случае, если встает проблема создания системы профессионально-экологического образования, на что и нацелено наше изыскание. Поскольку мы заявляем именно такое видение проблемы, то возникает потребность в создании авторской концепции университетского профессионально-экологического образования.

34

Концептуальные основы профессионально-экологического образования молодежи апробированны нами в двух вузах: Магнитогорском государственном университете и Уральском государственном университете физической культуры [2; 3].

Авторская концепция профессионально-экологического образования имеет следующую структуру: исходные основания концепции; ведущие идеи и содержательные характеристики концепции. Социально-исторические предпосылки обусловлены ужесточением условий природопользования в процессе человеческой жизнедеятельности; эволюцией идей взаимоотношения человека и природы (от антропоцентризма — к экоцентризму — к концепции устойчивого развития мирового сообщества). Новые условия существования изменили осознание человеком социо-природных взаимоотношений. Возникли новая экологическая и образовательная парадигмы [4, с. 217].

В процессе жизни человек находится в сложных и многообразных отношениях с окружающей его средой: человек — Земля (почва, атмосфера, вода, климат, ландшафт, минеральные и иные ресурсы), человек — техносфера (использование технических средств для удовлетворения своих потребностей), человек — человек (общество, государство, социальные условия, создаваемые при различных формах общественных отношений). История жизни человечества свидетельствует, что развитие профессионально-экологического сознания в значительной мере зависит от характера и особенностей развития общественных отношений.

Философской основой формирования новой, экологической картины мира становятся сегодня идеи в области эволюции и функций познавательных моделей. Сущностью современной познавательной модели признается идея самоорганизации. Такая модель познания все чаще называется синергетической. Как верно пишет В.И. Медведев, возросшая ограниченность детерминистских законов означает, что мы отходим от замкнутой Вселенной, в которой все задано, к Вселенной, открытой флюктуа-циям, способной рождать новое [6, с. 207]. При этом возникает иной взгляд на исследование природы: познание рассматривается как способность построения равноправных отношений с природой. Органицистская модель познания трансформируется в модель самоорганизации и становится объяснительной схемой научного знания и всего мировоззрения конца ХХ века. Появляется возможность понять взаимоотношение человека с природой как диалог и одновременно как восполнение биосферы ноосферой, надеждой на выполнение человеком биосферной негэнтропийной функции.

Ведущими идеями, положенными в основу концепции, являются:

признание целостности, единства мира, человека как органичной части биосферы и космоса;

ответственность человека, его разума и интеллекта за выполнение негэнтропийной биосферной функции;

диалог природы и человека, доброжелательное взаимодействие между людьми, человеком и природой;

гуманизм в контексте экологической культуры как признание приори-

тета природных факторов человеческого бытия перед социальными;

коэволюция как оптимизация взаимодействия развивающегося общества и изменяемой им природы;

признание самоценности природы, более высокого уровня самоорганизации природных систем по сравнению с социальными.

Экологическая картина мира, ведущие мировоззренческие идеи «задают» контуры новой образовательной парадигмы, призванной разрешить противоречия современных образовательных систем. На смену репродуктивному образованию приходит творческое овладение знанием, включающее в себя не только освоение мира, но и формирование отношения к нему. Объект-субъектные отношения в образовательном процессе заменяются субъект-субъектными, отношениями педагогического сотрудничества, монолог учителя — диалогом не только «учитель-ученик», но и диалогом культур. «Разорванное», «лоскутное» предметное преподавание все более настойчиво вытесняется целостным, интегративным подходом к определению как содержания, так и методик организации учебно-воспитательного процесса. Гуманизация образования все более распространяется не только на естественные науки, но и становится способом включения научного знания в контекст культуры. Разнообразие видов учебных заведений, наличие альтернативных учебных планов, программ и моделей утверждает свободу выбора «индивидуальной дорожки обучения», демократические идеалы в развитии образовательных систем. Вместе с тем эти и иные инновационные направления образования еще не стали творческой нормой,

потребностью участников учебно-воспитательного процесса.

Наложение «полей» новой экологической парадигмы мировоззрения и новой образовательной парадигмы образует «поле» профессионально-экологического образования и воспитания, формирования профессионально-экологической культуры общества и личности.

Такой подход к осмыслению ведущих идей профессионально-экологического образования приводит к целому ряду концептов:

профессионально-экологическая культура, профессионально-экологическое сознание, ноосферное мышление общества и личности — имманентный, ведущий компонент новой цивилизационной парадигмы перехода России на модель устойчивого развития;

профессионально-экологическое образование не есть новое обособленное направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель всего образовательного процесса — уникального средства сохранения и развития человека и продолжения развития человеческой цивилизации;

• профессионально-экологическое образование — системообразующий компонент всего профессионального образовательного процесса, определяющий его стратегические цели и ведущие направления, создающий интеллектуальную, нравственную, духовную основу школы будущего;

цель профессионально-экологического образования — взращивание профессионально-экологического сознания, культуры общества и личности, коррекция научной картины мира и естественно-научного мировоззрения, формирование нового, це-

36

лостного мировоззрения, объективно отражающего место человека «посредине мира»;

совокупность принципов профессионально-экологического образования, вбирая в себя все общедидактические, обогащает их специфическими экологическими: экогуманизации; обучающей, воспитывающей функции природы; комплементарности; интегративности; опережающего, прогностического характера образования; глобальности мышления и деятельности; включения природы в контекст культуры и образования и др.;

сфера профессионально-экологического образования в учебном плане не может быть определена только учебным предметом или их совокупностью. Сферу формирования профессионально-экологического сознания и коррекции мировоззрения предстоит определить более гибко. В общем виде она может быть определена как профессионально-экологическая культура;

профессионально-экологическая культура общества, страны — синтез истории опыта и традиций природосо-образного поведения, профессиональной деятельности населяющих ее народов. Мера гармонии, степень коэволюции общества и природы, суперэтноса и вмещающего его ландшафта — показатель зрелости цивилизации;

• профессионально-экологическое образование, расширенное воспроизводство профессионально-экологической культуры в обществе и в сознании личности — непременное условие стабильности экосистем, биосферы в целом, эволюции ее в ноосферу.

Разрабатывая содержательные

характеристики концепции профес-

сионально-экологического образования, мы опирались на работу А.Я. Найна [7], в которой приводится систематизация научной терминологии по экологии. Основными понятиями являются следующие:

профессионально-экологическое сознание — одна из форм экологического сознания, отражающая, прежде всего, профессиональную деятельность человека, продукты этой деятельности в чувственных представлениях и оцениваемых в профессиональных суждениях;

профессионально-экологическая культура — это синтез истории, опыта и традиций природосообразного профессионального поведения и профессиональной деятельности, который задает цели, средства, способы профессионального взаимодействия во всех сферах жизнедеятельности и детерминирует устойчивое состояние природы, общества и самого человека [10, с. 243];

профессионально-экологическое образование — это процесс обучения, воспитания и развития личности на

основе профессиональных образовательных программ экологической направленности, обеспечивающий возможность квалифицированной профессиональной деятельности, направленной на решение комплекса проблем, связанных с обеспечением устойчивого развития общества [4, с. 239];

педагогическая система профессионально-экологического образования, осуществляющая функции концептуализации, управления, тех-нологизации и решения других задач профессионально-экологического образования;

коэволюционное отношение человека к природе и к себе — природо-сообразные, созидательные отношения человека с природой; здоровьесбере-гающие отношения с собой, обеспечивающие устойчивость, успешность жизни каждого человека и общества.

Проструктурировав вышеприведенные основания исходя из глобальной цели образования (непрерывное развитие человеческого ресурса), нами получен следующий теоретический конструкт концепции (схема 1).

Схема 1. Теоретический конструкт концептуальных основ профессионально-экологического образования молодежи

Содержательными характеристиками конструкта являются следующие составляющие:

профессионально-экологическое сознание выступает как внутренний механизм рефлексивного саморазвития человека;

профессионально-экологическая культура является основой содержания профессионально-экологического образования студентов вуза;

профессионально-экологическое образование выступает естественно-искусственной развивающей средой, обеспечивающей непрерывное развитие профессионально-экологического сознания субъекта;

• результатом профессионально-экологического образования является осознанное, устойчивое коэволюцион-ное отношение человека к природе и к себе [1, с. 238];

• человек — биосоциальное существо, он является органической частью биосферы и Вселенной, подчиняющейся в своем развитии законам биологической эволюции, но в то же время он живет в обществе по законам общественного развития; эти две ипостаси должны в человеке непротиворечиво взаимодополнять друг друга, чем и обеспечивается целостность личности [6, с. 210];

развитие человека есть одновременное и равновесное соразвитие всех сфер личности, как биологически заданных (физическое здоровье, интеллектуальные способности и др.), так и обусловленных обществом (духовно-нравственные и социальные качества);

развитие человека и развитие окружающей среды взаимообусловлены: среда влияет на личность, которая вследствие этого претерпевает

38

некоторые изменения, но и личность изменяет окружающую среду, участвуя в ее развитии; это означает, что окружающая среда (социальная и природная) является не «местом деятельности» человека, а важнейшим условием его развития, органической частью его индивидуального бытия.

Литература:

1. Блинников В.И. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Зоология с основами экологии» / В.И. Блинников.- Орел : ОГПУ, 1988.- 343 с.

2. Закирова Л.А. Качество профессионально-экологического образования студентов вуза : оценочный подход : Метод. пособие / Л.А. Закирова.- Челябинск : УралГУФК, 2007.- 96 с.

3. Закирова Л.А. Профессионально-экологическая культура студентов : как ее формировать? : Тематич. сб. науч. тр. / Л.А. Закирова // Экологическая наука и образование / Отв. ред. А.Я. Найн.-Челябинск : ЧелГНОЦ УрО РАО, 2006.-С. 31-45.

4. Казначеев С.В. Экологическое образование как важнейший инструмент развития духовной культуры современного общества / С.В. Казначеев // Экология человека : взаимодействие культуры и образования в современных условиях.-Новосибирск : Изд-во Со РАМН, 2003.341 с.

5. Машкова И.В. Формирование экологического сознания студентов через самостоятельную работу дисциплин педагогического цикла / И.В. Машкова // Материалы науч.-метод. конф. студентов и аспирантов ун-та. - Магнитогорск : МаГУ, 2004.- С. 136-144.

6. Медведев В.И. Экологическое сознание : индивидуальное и коллективное / В.И. Медведев // Материалы науч.-метод. конф. по экологии и психологии.- М. : МГУ, 1998.- С. 206-213.

7. Найн А.Я. Проблема систематизации научной терминологии по экологии /

А.Я. Найн // ГАУДЕМУС.- Тамбов, 2005.-№ 4.- С. 23-36.

8. Романова К.А. Современный экологический менеджмент : основы методического обеспечения : Монография / К.А. Романова.- М. : Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2005.- 304 с.

9. Ступина М.Н. Модернизация современного профессионально-экологического образования молодежи : региональный опыт / М.Н. Ступина // Пе-

дагогическое Зауралье.- 2003.- № 2.-С. 113-117.

10. Шумаков В.М. К проблеме развития экологического мышления студентов вуза / В.М. Шумаков // Качество профессионально-экологического образования : новые приоритеты, системы оценки : Материалы VI науч.-практ. конф. ученых Урала.- Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2006.-С. 241-248.

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ

Т.В. Иванчикова, преподаватель Чувашского кооперативного института Российского университета кооперации, г. Чебоксары

Ключевые слова: диагностика, речевая компетентность, критериальные признаки, риторический аспект, стилистический аспект.

Очевидно, что компетентностный подход к образованию сегодня претендует на роль концептуальной основы политики, проводимой в данной сфере (А.Л. Андреев, В.А. Болотов, Э. Зеер, В.В. Сериков, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.А. Петровская). По мнению профессора Э.Зеера, в рамках компетентностного подхода осуществляется ориентация на цели-векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности [2; 36]. Ведущим показателем успешности процесса формирования компетентности обучаемых становится доминирование аспекта «само...». Очевидно, что для достижения данного показателя необходима реализация комплекса мер, направленных на эффективное управление учебной мотивацией. На наш взгляд, наиболее действенным средством повышения мотивации достижения явля-

ется качество и системность процедур диагностики — срабатывает закон результата, установка на который является мощным стимулом учебной деятельности, уже сформированным практикой школьного обучения.

Процедура диагностики учебной деятельности студентов должна обеспечить решение двух технологических задач:

- мотивировать процесс самообучаемости, запускающий механизм формирования компетентности;

- предоставить преподавателю данные о динамике формирования речевой компетентности обучаемых.

Как показывает практика, эффективному решению данных задач способствует ведение диагностики, основанное на следующих принципах:

- системности, связанной с необходимостью диагностировать все компоненты речевой компетентности (целевой, содержательный, личностный);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.