Научная статья на тему 'Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в российской Федерации в нач. 1990-х гг'

Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в российской Федерации в нач. 1990-х гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и политика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / СОВЕТЫ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ширко Татьяна Ивановна

Предметом исследования является концептуальные основы формирования системы законодательного обеспечения организации и деятельности управленческих систем краев и областей на начальном этапе становления современной российской государственности в 1990–1992-х гг. Особое внимание автор уделяет исследованию разработки правовой модели взаимодействия законодательных и исполнительных органов в краях и областях, интеграции принципов полновластия советов и разделения властей в концепциях и проектах организации властных структур в регионах, характеристике основных этапов законодательного регулирования региональных систем управления. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе сравнительно-правового, историко-генетического и историко-сравнительного методов. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки институционального подхода, теорий разделения властей и федерализма. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в начале 1990-х гг. разработка правовых теоретических оснований организации системы управления в краях и областях была связана с созданием модели взаимодействия представительных и исполнительных органов власти на основе базового принципа советской государственности – полновластия Советов. Необходимость модернизации действующей советской управленческой правовой системы в краях и областях привела к поэтапной интеграции в неё новых институтов – местного самоуправления, исполнительной власти, главы администрации, реализующихся в системе разделения властей. В итоге, посредством переходного и чрезвычайного законодательства были созданы системы исполнительной и представительной ветвей власти, действующие на основе различных концептуальных оснований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ширко Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в российской Федерации в нач. 1990-х гг»

Концептуальные основы правового обеспечения управления регионами в Российской Федерации в нач. 1990-х гг.

Ширко Татьяна Ивановна

кандидат исторических наук

доцент, кафедра социальных коммуникаций, Национальный исследовательский Томский

политехнический университет

634050, Россия, Томская область, г. Томск, пр. Ленина, 30

Shirko Tatiana Ivanovna PhD in History

Associate Professor at the Department of Social Communications of Tomsk Polytechnic Univsrsity

634050, Russia, Tomskaya oblasf, g. Tomsk, pr. Lenina, 30

El strelk-s@mail.ru Статья из рубрики "История государства и права"

Аннотация. Предметом исследования является концептуальные основы формирования системы законодательного обеспечения организации и деятельности управленческих систем краев и областей на начальном этапе становления современной российской государственности в 1990-1992-х гг. Особое внимание автор уделяет исследованию разработки правовой модели взаимодействия законодательных и исполнительных органов в краях и областях, интеграции принципов полновластия советов и разделения властей в концепциях и проектах организации властных структур в регионах, характеристике основных этапов законодательного регулирования региональных систем управления. Обобщение и интерпретация полученных фактов осуществлялись на основе сравнительно-правового, историко-генетического и историко-сравнительного методов. Методологической основой являлись теория модернизации, а также наработки институционального подхода, теорий разделения властей и федерализма. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о том, что в начале 1990-х гг. разработка правовых теоретических оснований организации системы управления в краях и областях была связана с созданием модели взаимодействия представительных и исполнительных органов власти на основе базового принципа советской государственности -полновластия Советов. Необходимость модернизации действующей советской управленческой правовой системы в краях и областях привела к поэтапной интеграции в неё новых институтов - местного самоуправления, исполнительной власти, главы администрации, реализующихся в системе разделения властей. В итоге, посредством переходного и чрезвычайного законодательства были созданы системы исполнительной и представительной ветвей власти, действующие на основе различных концептуальных оснований.

Ключевые слова: региональное управление, местное самоуправление, советское законодательство, законодательные акты, исполнительная власть, законодательная власть, Советы народных депутатов, государственное управление, система государственной власти, субъекты Федерации

УДК: 342.55

DOI: 10.7256/2454-0706.2017.10.21703 Дата направления в редакцию: 09-09-2017 Дата рецензирования: 10-09-2017 Дата публикации: 07-10-2017 Abstract.

The subject of this research is the conceptual grounds of formation of the legislative coverage system aimed at organization and functioning of the administrative autonomy of regions and districts at the initial stage of the establishment of modern Russian statehood during the 1990-1992. Special attention is given to the development of the legal model of interaction between the legislative and executive branches in districts and regions; integration of the principles of sovereignty of the congresses and division of powers in the concepts and projects of organization of the regional government agencies; as well as characteristic of the key stages of legislative regulation of the regional systems of administration. The conducted analysis allows concluding that in the early 1990's, the formulation of legal theoretical grounds of organization of the administrative autonomy in districts and regions was associated with the creation of the model of cooperation between the representative and executive authorities based on the core principle of Soviet statehood - the sovereignty of the Congresses. The need for modernizing the acting Soviet administrative legal system in districts and regions led to the gradual integration of the new institutions - local self-governance, executive authority, and chief executive realized within the system of separation of powers. As a result, using the transitional and emergency legislation, were created the systems of executive and representative branches of authority, which functioned based on the various conceptual grounds.

Keywords: Constituents of Federation, Regional administration, Local self-governance, Soviet legislation, Legislative acts, Executive authority, Legislative authority, Congress of People's Deputies , Public administration, System of government

Библиография

1. Жиляев А.В. Основные направления государственного строительства в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». - 2015. - № 3 (44). -С. 61-66.

2. Авакьян С.А. Конституционно-правовые реформы: объективные и субъективные факторы // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2016. - № 1 (56). - С. 142-148.

3. Чиркин В.Е. Основы конституционного строя как фактор устойчивого развития России // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 114118.

4. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., Инфра-М. - 544 с.

5. Карпов В. А. Российская правовая государственность на перепутье: исторические аспекты выбора концепции правового государства в России в конце 80-х - начале 90-х гг. ХХ в. // Право и политика. - 2015. - № 8. - С. 1175-1180;

6. Светозаров А.В. О возникновении современного Российского государства. Краткий историко-правовой очерк / // Закон и право. - 2006. - №5.

7- Матвеев М. Н. Власть и общество в системе советов народных депутатов в 19771993 годах. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. - 456 с;

8. Бабичев И.В., Смирнов Б.В. Очерки правовой истории становления и развития местного самоуправления в современной России // Местное право. - 2010. - № 2. -С. 99-126.

9. Черноситов В.А. Местные советы в годы активной модернизации государственности (конец 1980-х - начало 1990-х) // Теория и практика общественного развития. -2007. - № 1. - С. 152-154.

10. Ишеков К.А. Становление региональной системы разделения властей в России: начальный этап // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 17. - С. 36-39.

11. Органы государственной власти в период советской перестройки (1985-1991 гг.) / ИГП РАН, ГУУ; под общ. ред. Ю. Л. Шульженко. - М.: Издательский дом ГУУ, 2016. -149 с.

12. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 16.

- Ст. 267.

13. Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. -№ 16. - Ст. 267.

14. Винников А. Ю. К вопросу о месте и роли Декларации о государственном суверенитете РСФСР в становлении российского государства // Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2011. - Вып. 29. - С. 101.

15. Временный Регламент Томского областного Совета народных депутатов // ГАТО. Ф. 829. Оп. 1. Д. 2101. Д. 220-230.

16. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 4.

- Ст. 52.

17. Советская Россия. - 1990. - 22 сент.

18. Конституционный вестник. - 1990. - № 4. - С. 23-26.

19. Шаталин С., Петраков Н., Явлинский Г. Программа 500 дней [Электронный ресурс].

- Электрон. данн. - Москва.: Яблоко: российская объединенная демократическая партия, 2007. - Режим доступа: http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html

20. Решение Президиума Кемеровского областного Совета народных депутатов от 16 сентября 1991 г. «О создании комиссии по разграничению полномочий органов власти и управления в Кемеровской области» // ГАКО. Ф. 790. Оп. 1а. Д. 1701. Л. 12.

21. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 19.

- Ст. 197.

22. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 26.

- Ст. 322.

23. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. -М.: РЮИД, «Сашко», 2000. - С. 98-100.

24. Исаков В. Б. Председатель Совета Республики: Парламентские дневники. 19901991. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 1997. - С. 234.

25. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 22.

- Ст. 776.

26. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 34.

- Ст. 1125.

27. Тлеубаев Ж. С. Исторические аспекты становления института президентства в

России // Вестник Челябинского государственного университета. Право. - 2011. -Вып. 19. - С. 38.

28. Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.

- 1992. - № 13. - Ст. 663.

References (transliterated)

1. Zhilyaev A.V. Osnovnye napravleniya gosudarstvennogo stroitel'stva v Rossiiskoi Federatsii // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo». - 2015. - № 3 (44). - S. 61-66.

2. Avak'yan S.A. Konstitutsionno-pravovye reformy: ob''ektivnye i sub''ektivnye faktory // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. - 2016. - № 1 (56). - S. 142-148.

3. Chirkin V.E. Osnovy konstitutsionnogo stroya kak faktor ustoichivogo razvitiya Rossii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. - 2015. - № 1 (33). - S. 114-118.

4. Kutafin O.E. Rossiiskii konstitutsionalizm. M., Infra-M. - 544 s.

5. Karpov V. A. Rossiiskaya pravovaya gosudarstvennost' na pereput'e: istoricheskie aspekty vybora kontseptsii pravovogo gosudarstva v Rossii v kontse 80-kh - nachale 90-kh gg. KhKh v. // Pravo i politika. - 2015. - № 8. - S. 1175-1180;

6. Svetozarov A.V. O vozniknovenii sovremennogo Rossiiskogo gosudarstva. Kratkii istoriko-pravovoi ocherk / // Zakon i pravo. - 2006. - №5.

7. Matveev M. N. Vlast' i obshchestvo v sisteme sovetov narodnykh deputatov v 19771993 godakh. - Samara: Izd-vo «Samarskii universitet», 2005. - 456 s;

8. Babichev I.V., Smirnov B.V. Ocherki pravovoi istorii stanovleniya i razvitiya mestnogo samoupravleniya v sovremennoi Rossii // Mestnoe pravo. - 2010. - № 2. - S. 99-126.

9. Chernositov V.A. Mestnye sovety v gody aktivnoi modernizatsii gosudarstvennosti (konets 1980-kh - nachalo 1990-kh) // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. -2007. - № 1. - S. 152-154.

10. Ishekov K.A. Stanovlenie regional'noi sistemy razdeleniya vlastei v Rossii: nachal'nyi etap // Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo. - 2006. - № 17. - S. 36-39.

11. Organy gosudarstvennoi vlasti v period sovetskoi perestroiki (1985-1991 gg.) / IGP RAN, GUU; pod obshch. red. Yu. L. Shul'zhenko. - M.: Izdatel'skii dom GUU, 2016. -149 s.

12. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta SSSR. - 1990. - № 16.

- St. 267.

13. Vedomosti s''ezda narodnykh deputatov SSSR i Verkhovnogo Soveta SSSR. - 1990. - № 16. - St. 267.

14. Vinnikov A. Yu. K voprosu o meste i roli Deklaratsii o gosudarstvennom suverenitete RSFSR v stanovlenii rossiiskogo gosudarstva // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. - 2011. - Vyp. 29. - S. 101.

15. Vremennyi Reglament Tomskogo oblastnogo Soveta narodnykh deputatov // GATO. F. 829. Op. 1. D. 2101. D. 220-230.

16. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1990. - № 4.

- St. 52.

17. Sovetskaya Rossiya. - 1990. - 22 sent.

18. Konstitutsionnyi vestnik. - 1990. - № 4. - S. 23-26.

19. Shatalin S., Petrakov N., Yavlinskii G. Programma 500 dnei [Elektronnyi resurs]. -Elektron. dann. - Moskva.: Yabloko: rossiiskaya ob''edinennaya demokraticheskaya

partiya, 2007. - Rezhim dostupa: http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-days.html

20. Reshenie Prezidiuma Kemerovskogo oblastnogo Soveta narodnykh deputatov ot 16 sentyabrya 1991 g. «O sozdanii komissii po razgranicheniyu polnomochii organov vlasti i upravleniya v Kemerovskoi oblasti» // GAKO. F. 790. Op. 1a. D. 1701. L. 12.

21. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1990. - № 19.

- St. 197.

22. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1990. - № 26.

- St. 322.

23. Avak'yan S. A. Konstitutsiya Rossii: priroda, evolyutsiya, sovremennost': 2-e izd. - M.: RYulD, «Sashko», 2000. - S. 98-100.

24. Isakov V. B. Predsedatel' Soveta Respubliki: Parlamentskie dnevniki. 1990-1991. -Ekaterinburg: Ural'skii rabochii, 1997. - S. 234.

25. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1991. - № 22.

- St. 776.

26. Vedomosti S''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta RSFSR. - 1991. - № 34.

- St. 1125.

27. Tleubaev Zh. S. Istoricheskie aspekty stanovleniya instituta prezidentstva v Rossii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. - 2011. - Vyp. 19. - S. 38.

28. Vedomosti s''ezda narodnykh deputatov i Verkhovnogo Soveta Rossiiskoi Federatsii. -1992. - № 13. - St. 663.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.