"Кольган Мария Владимировна,
А Л fift кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и инженерной экономики. Донской j^L^^^^b государственный технический университет; 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 ■L kolgan.m@yandex.ru
Исследуются проблемы адаптации современных предприятий к новым условиям цифровой экономики. Выявлены предпосылки, необходимые для дальнейшего использования цифровой трансформации в целях повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий или получения возможности форматирования бизнеса. Условия, которые в совокупности будут способствовать эффективной коммерческой деятельности предприятий при адаптации к цифровой экономике, связаны с осуществлением деятельности предприятия исключительно на основе информатизации всех бизнес-процессов, а также при плодотворном использовании процессов разделения функций в бизнес-экосистемах, формировании со-конкурентной бизнес-среды. Содержательная характеристика организации коммерческой деятельности посредством информатизации бизнес-экосистемы представлена на примере известных бизнес-платформ: Alibaba, 1C и др. Исследованы иные креативные бизнес-объединения на примере Южного региона, которые представляют собой площадку для взаимодействия науки и бизнеса. Выявлены источники роста эффективности за счет снижения издержек в результате перехода многих бизнес-процессов в электронный формат, а также реализации парадигмы платформенных бизнес-экосистем. Разработана модель самовоспроизводящейся маркетинговой системы предприятия (СМС), как наиболее подходящего формата реализации предприятием своих интересов развития в современных условиях. Данная система позволяет наладить саморегуляцию взаимодействия организаций, объединяющих ключевых представителей сфер бизнеса, связанных с производством и реализацией потребительских товаров, которое не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и дает возможность более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы. Заданы траектории дальнейших исследований в направлении создания институциональных условий развития высокотехнологичного бизнеса, а также адаптации предприятий к новым цифровым условиям и формирования новых форм организации коммерческой деятельности.
Ключевые слова: информационное общество; цифровая экономика; информационные технологии; бизнес-экосистемы; самовоспроизводящаяся маркетинговая система распределения.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙСЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД ЦИФРОВОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
В ходе эволюции информационных технологий и инфраструктуры, приобретающих глобальный и в то же время прозрачный характер, возникают процессы,связан-ные с активностью независимых производителей и продавцов продукции, в результате чего повышается уровень конкуренции. Высвободившиеся структуры в процессе разукрупнения интегрированных систем все больше отдают предпочтение «гибким подходам» организации бизнеса, способствующим необходимым корректировкам при изменении экономи-
ческих условий [1]. Развитие информационных технологий вызвало ряд качественных изменений в общественных отношениях, стимулировало развитие неформальных связей между различными участниками бизнес-среды, а также существенно видоизменило отношения внутри самих компаний, их корпоративную среду и культуру. Под воздействием технологий предприятия становятся адаптивными элементами экономической системы.
В этом видится некое противоречие между желанием эффективно использовать информационные технологии для экономического развития и формирования доминирующей группы общества
(«глобального информационного общества»), для получения наибольшей доли во всемирном производстве и рынке сбыта, с одной стороны, и необходимостью сохранения мирового стратегического баланса сил, с другой.
Кроме того, в экономике, основанной на цифровых принципах, появляется новая форма организации бизнеса — «экосистема бизнеса», которая, как правило, используется на высокотехнологичных рынках и формируется с помощью платформенных технологий. Бизнес-экосистему на данном этапе развития цифровой экономики можно понимать, как сообщество индивидов и компаний, которые объединились вокруг
конкретной цифровой или продуктовой платформы, и их главными активами являются различные связи между участниками [2].
1.1. Платформенные
образования как новый тип
бизнес-моделей
Наиболее известными примерами организации бизнеса на основе концепции «экосистема бизнеса» являются: Apple, Amazon, Alibaba, 1C.
Особенности организации коммерческой деятельности посредством бизнес-экосистемы заключаются в следующем.
1. Присутствует структура, образованная с помощью платформенных технологий, которые могут быть открытыми или закрытыми и которые используются компаниями, частными лицами для осуществления своей деятельности и облегчения коммуникаций. Платформа является центром формирования бизнес-экосистемы, образующей систему товарообращения.
2. Платформенный механизм, представляя некий инкапсуляци-
онный сервис для продавца, объединяет в себе различных контрагентов: потребителей, продавцов, производителей товаров, партнеров по сбыту, логистике, маркетингу, информационным технологиям. Все участники вносят свой вклад в организацию деятельности платформенной экосистемы, развивают и поддерживают ее. Пример бизнес-экосистемы компании АНЬаЬаОгоир представлен на рисунке 1. Особенность платформенных образований коммерческой деятельности состоит в том, что, возникая и развиваясь как бизнес на уровне микроэкономики, цифровые платформы обладают значительно большим эффектом, чем традиционные формы товарообращения, и оказывают существенное влияние на макроуровень.
Все сегменты товарообращения, развиваясь, постепенно переходят в цифровой формат: B2B, B2C, B2G, C2C. Появляются решения разного уровня и специализации, в разной степени охватывающие бизнес-процессы, которые
постепенно переводят торговые сделки в сеть. Такие платформенные образования являются связующим звеном между отечественным и транснациональным малым и средним бизнесом и покупателями. За посреднические услуги она берет комиссию с продаж, а также зарабатывает на партнерских программах.
3. Конфигурация бизнес-экосистемы, т.е. структура взаимодействий, инвариантна к архитектурно-технологическим решениями возможностям подключения клиентов и других организованных групп. В зависимости от ориентации платформы и необходимости адаптации под конкретные потребности клиентов, могут быть выбраны те или иные архитектурно-технологические решения. Кроме того, при построении конфигурации платформы могут быть выбраны параметры универсальности решений для определенного территориального сегмента или решений в зависимости от величины бизнес-структур, будь они малыми или крупными компаниями.
Покупка
Продажа
Рис. 1. Структура бизнес-экосистемы компании «AlibabaGroup» Составлен автором по материалам: Официальный сайт АКЬаЬа на русском языке [Электронный ресурс]. - иИ1.: https://russian.alibaba.com/.
4. Правила, регулирующие отношения внутри экосистемы, условия входа и выхода, должны быть специфичными для каждой бизнес-экосистемы. Эти правила определяют, как регулируются отношения внутри экосистемы и каковы условия входа или выхода из нее. Так, например, деятельность на базе системы «1С» осуществляется по принципу франчайзинга. Франчайзинговый договор является гарантией выполнения обязательств всеми сторонами участников. Пример франчайзин-говой системы сбыта программ «1С» на ростовском рынке /Т-продукции представлена на рисунке 2.
Архитектурные принципы технологий фирмы «1С» невозможно рассматривать вне взаимоотношений с партнерской сетью, распределение ролей идет от головной компании, которая выполняет разработку, поддержку и развитие технологической платформы «1С: Предприятие». Продажей и внедрением продуктов, адаптацией и доработкой их под кон-
кретные потребности, а также разработкой собственных тиражируемых решений занимается партнерская сеть, которая непосредственно взаимодействует с клиентами.
5. Наличие управленческой составляющей, которая интегрирует взаимодействия участников бизнес-экосистемы, обеспечивая си-нергетический эффект от их совместных действий [3].
1.2. Новые креативные
объединения
В условиях новой экономики получают широкое распространение креативные объединения. Они представляют собой творческие мастерские, в которых взаимодействуют научно-образовательные институты, бизнесмены, «старт-аперы» и другие участники креативного процесса. Как правило, бизнес, сосредоточенный внутри таких объединений, относится к наукоемким секторам, таким как: нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии и другие
высокотехнологичные отрасли. Кроме того, данные площадки являются удобной формой объединения бизнеса и инвесторов, концентрации множества конкурирующих между собой бизнес-решений. Олицетворяя со-конкуренцию, данная система позволяет решить сложные технологические задачи крупным компаниям, используя открытые инновации. Такая форма объединения бизнеса набирает обороты как в России, так и за рубежом. Это связано с увеличением вероятности нахождения правильного коммерческого решения или инновационного проекта для компании на основе эффекта спилловера знаний по сетям взаимодействий между компаниями [4].
Возможными практиками таких объединений могут выступать коворкинг-центры, ставшие чрезвычайно популярными в России. Существует много видов ко-воркинг-центров в зависимости от направления деятельности: офисный, промышленный, ремесленный и т.д. Можно привести
НАО «1С»
Франчайзер
Г^П-
т ||
Функциия
Конфигурации
Инструменты технологической платформы
- Создание платформы
- Методическая и техническая поддержка
- Разработка готовых решений
- Дистрибуция ПО третьих фирм
Партнерская сеть «1С»
1С: Комплексная конфигурация:
- 1С: Бухгалтерия,
- 1С: Торговля и склад,
- 1С: Зарплата и кадры.
ООО «НПФ «Прагма плюс
- Конфигуратор;
- Отладчик;
- Система управления базой данных;
- Набор базовых объектов;
- Встроенный программный язык;
- Встроенный редактор диалоговых форм;
- Встроенный редактор таблиц;
- Встроенный текстовый редактор
Тиражируемые решения
Заказные проекты
Франчайзи V Дистрибьютор
Дилер
1 '______Л —.....-........-............. 1 г
Конечный потребитель
Рис. 2.Франчайзинговая система сбыта программ «1С» предприятий Ростовского-на-Дону рынка 1Т-продукции
[Авторское обобщение по данным предприятий]
примеры коворкинг-центров, действующих в Ростовской области.
1. Промышленный коворкинг «GARAЖ» объединяет изобретателей и перспективных предпринимателей в промышленной сфере, помогая им развивать проекты с использованием технологических и гуманитарных ресурсов Южного опорного университета (каковым является Донской государственный технический университет), в котором принимают активное участие авторы.
2. Муниципальный центр развития предпринимательства «Новый Ростов» создал коворкинг, названный «Под крышей», который занимается консалтингом по вопросам предпринимательской деятельности, проведением мероприятий делового характера (конференций, экспертных площадок, круглых столов, тренингов, семинаров, иных бесплатных обучающих мероприятий по различным аспектам предпринимательства), а также является пространством для организации бесплатных рабочих мест и проведения мероприятий начинающими предпринимателями и гражданами, желающими организовать собственное дело.
3. «Южный /Т-ПАРК» представляет собой пространство для взаимодействия //"-специалистов всех уровней при поддержке государства. Своей задачей данное объединение ставит создание сообщества предпринимателей, помогая реализовывать новые проекты, проводя консультации и обучение. Таким образом, данный коворкинг-центр строит экосистему венчурного инвестирования в регионе и предлагает единые правила инвестирования и взаимодействия для стартапов
и инвесторов, основанные на лучших мировых практиках.
Сферы охвата и фокусные тематики креативных объединений постоянно расширяются. В данной области наблюдаются тенденции ухода от некоммерческих проектов с фокусировкой на прагматичные решения, нацеленные на рынки, проекты. Так, начиная с 2011 года, основная часть инновационных проектов связана с //"-индустрией и телеком-отраслью, а к 2013 году фокус внимания смещается к «зеленым» технологиям, альтернативной энергетике. В 2014 году проекты по перечисленным выше направлениям продолжают развиваться, но //проекты все больше становятся специализированными, увязываются со смежными отраслями (образование, медицина, финансы). В 2015 году, в связи с активным развитием информационных технологий, тренды в инновациях основываются на умных технологиях, Интернете вещей, облачных технологиях, и уже к 2016 году в фокусе инновационных трендов коворкингов появляются инновационные проекты для ретейла (Reta¡/Tech)*. В целом можно отметить, что популярность такого вида инновационной организации растет, количество возникших центров, даже в небольших городах, увеличивается. Кроме того, в силу гибкости данного подхода, расширяется спектр участников, не являющихся изначально базисом «материнской» экосистемы, но позволяющих под другим углом смотреть на решаемые проблемы, проводить отдельные этапы за пределами экосистемы.
Таким образом, концептуальные вопросы, которые необходимо решить предприятиям для
адаптации к современным условиям, непосредственно связаны с трендами, определяющими дальнейшее развитие современного бизнеса. Наиболее значимы следующие направления.
1. Эффективное ведение хозяйственной деятельности, с присущими ей рисками и патологиями, возможно исключительно с помощью информатизации бизнеса — в этом случае необходимыми элементами становятся специалисты, занимающиеся информационными процессами, и сами информационные технологии.
2. В условиях внедрения инновационных методов хозяйствования, формирования цифрового общества, плодотворными становятся процессы разделения функций в бизнес-экосистемах. Это выражается как в участии потребителей в создании продуктов, так и в передаче инноваций между участниками и со-конкурентами бизнес-среды [5].
3. Инновационные процессы в бизнесе приобретают специфический характер. Для их успешной реализации сегодня не подойдет четко прописанная унифицированная программа действий — необходим гибкий, процессный подход, сочетающий в себе постоянный мониторинг условий функционирования с перманентной оптимизацией решений и ответных ситуативных реакций [6]. Способность предприятий к адаптации в современных условиях становиться ключевым фактором эффективной деятельности, а реализовать на предприятии ответную реакцию на эти условия смогут информационные технологии [7].
* Retail.ru - портал для поставщиков и продавцов [Электронный ресурс]. - URL: https://www.retail.ru/events/142420/.
2. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМОВОСПРОИЗВОДЯЩЕЙСЯ МАРКЕТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ (СМС)
Проанализировав формы организации бизнеса и цифровые тренды, воздействующие на процессы товародвижения, можно отметить, что со временем структура товарообращения изменяется. Например, как уже отмечалось, локальные «точки продаж» закономерно вытесняются сетевыми формами торговли (супер-, гипер- и мегамаркеты), постепенно охватывающими весь рынок, но и они под воздействием информационного общества трансформируются [8].
Стремление предприятия к постоянному расширению, монопольному положению на рынке, максимизации прибыли за счет снижения издержек производства и повышения цен было до недавнего времени общепринятой и признанной мотивационной
основой предпринимательской деятельности. Постоянное стремление многих предприятий к неограниченному росту до сих пор является главной движущей силой экономической политики и одновременно причиной развития.
На современном этапе социально-экономической трансформации общества среда накладывает свои особенности на институциональную структуру общества, вызывая потребность в формировании принципиально новых концепций и подходов к построению деятельности. Рост числа потребителей, вовлеченных в торговый процесс посредством информационных технологий и беспроводных сетей, осуществление покупок и продаж в онлайновых режимах, усовершенствование инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие субъектов рынка в он-лайн-пространстве, позволило нам выдвинуть гипотезу о дальнейшей трансформации бизнеса.
Предлагается концептуальная модель построения рационального взаимодействия субъектов рынка некой системы, позволяющей самопроизвольно осуществлять коммуникацию и взаимодействие предприятий всех уровней канала распределения с потребителем (рис. 3).
Согласно предлагаемой модели, возможно использовать следующую совокупность альтернатив и регулирующих функций для формирования инновационного формата в рамках пространственно-временного развития товарообращения при ее всестороннем анализе:
1) определяются уровни товарообращения;
2) определяются субъекты системы. Выделены три основных субъекта функционирования системы ЕИТС с учетом уровней ведения торговли: государство, производитель/продавец, потребитель;
Субъекты ЕИТС: Государство Производители Поставщики Потребители
Единая информационно-торговая система (ЕИТС)
КАЧЕСТВО ТОВАРА
— обеспечение качества торгового пространства;
— учёт особенностей торгового пространства;
— соблюдение технологий подготовки и продаж;
— выбор компетентных поставщиков торгового пространства.
КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ПРОСТРАНСТВА И PLACE SELLING
— ликвидность торгового места;
— способ приобретения торгового места;
— выбор оптимального торгового сегмента;
— экономическая оценка эффективности торгового места;
— условия предоставления торговой услуги;
— количество торговых мест.
КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ
— способ оплаты покупки;
— оптимальное количество операторов;
— эффективность работы операторов;
ь— введение учета продаж; А
— разработка оптимальных маршрутов доставки товара;
— использование должностных инструкций;
*
*
*
— обновление инфраструктуры торгового пространства (разнообразие девайсов, омниканальность продаж).
Рис. 3. Концептуальная модель самовоспроизводящейся маркетинговой системы предприятия (СМС)
3) определяются критерии предоставления торговой услуги в выделенных субъектах системы, которые влияют на ее качественный социально-экономический рост;
4) проводятся корректирующие действия для обеспечения безопасности системы и обновления инфраструктурной составляющей.
Данная система налаживает саморегулируемое взаимодействие организаций, объединяющих ключевых представителей сфер бизнеса, связанных с производством и реализацией потребительских товаров, которое не только включает механизм ослабления административного давления на рыночные процессы, но и позволяет более эффективно и с меньшими затратами регулировать эти процессы. Привлечение потребителей происходит путем предоставления им наиболее подходящих (по заданным ценовым и неценовым параметрам) товаров или услуг, соединяя потребителя и поставщика/продавца в одну систему.
Модель СМС позволит создавать условия для развития инфраструктуры торговли, в которой меры государственной политики ориентированы на увеличение доступности торговых площадей для развития процессов товарообращения и логистики, опережающее наращивание распределительных мощностей, развитие сферы телекоммуникаций и электронных платежей. Государство при этом не просто сотрудничает с бизнесом,
а берет на себя роль руководителя и сознательно делает выгодными инновации [9, 10, 11].
С помощью данной модели будет возможно устранить стихийность создания информационной структуры рынка. Такого рода информатизация стабилизирует и обеспечит подъем экономики, активизирует сферу товарообращения. Построение данной модели необходимо рассматривать с учетом принципа триединства, т. е. как взаимодействие трех дополняющих друг друга составляющих:
♦ средств связи, коммуникаций и вычислительной техники, баз правил, программного обеспечения;
♦ базы исходной информации или базы знаний в целом;
♦ уровня отражения сознания человека, т. е. способности субъекта (вос) принимать информацию, аналитически ее обрабатывать и адекватно на нее реагировать. Стремительный рост возможностей ведения бизнеса с помощью компьютерных систем и возрастающее значение социально-экономической коммуникации ведут к трансформации современной модели бизнеса. Благодаря развитию информационныхтехноло-гий, цифровой трансформации бизнес-процессов предприятий можно осуществлять сбор, хранение и анализ данных во все более растущих объемах. Тем самым становиться возможным использование автоматизированных методов оптимизации стратегии предприятия и более эффектив-
ной организации бизнес-процессов. Модель самовоспроизводящейся маркетинговой системы предприятия позволит извлечь выгоду из агломерации, ведь чем лучше подобрана комбинация отраслей и брендов, тем привлекательнее на для потребителя. Данная система предоставляет преимущества для сообществ, находящихся на одной территории и под центральным управлением.
Указанные выше меры приводят к согласованию и коррекции, как месторасположения, так и концепций. При этом эффективность деятельности улучшиться независимо от того, находятся ли объекты в активных районах больших городов, в местных крупных или маленьких торговых центрах. В областях охвата системы сформируются по большей части стандартные, но устойчивые и привлекательные виды ассортимента, зависящие от принадлежности потребителя к какой-либо группе их интересов, которые в высокой степени удовлетворяют потребителей.
Направления дальнейшего исследования должны охватить комплекс вопросов, связанных с формированием отечественных бизнес-экосистем, описанием институциональных условий развития высокотехнологичного бизнеса в новых цифровых условиях, расширением баз данных исследования, разработкой модели адаптации предприятий и появлением новых форм организации коммерческой деятельности.
ИСТОЧНИКИ
1. Zhurakovskaya L, Mitra A, GuptaA The Enterprise Transformation Architecture (ETA) [Electronic resource] // BPTrends,
2015. — URL: https://www.bptrends.com/the-enterprise-transformation-architecture-eta/.
2. Маркова В.Д., Трапезников И.С. Современные формы партнерства в бизнесе // Мир экономики и управления. —
2016. —№ 4. - С. 109-119.
3. Крымов С.М., Левенцов В.А Методологические подходы к исследованию реляционных отношений // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 10-2 (87-2). - С. 1009-1015.
4. Румянцева С.Ю., Коростышевская Е.М., Самылов И.О. Этапы становления и развития понятия «инновации» // Инновации. - 2018. - № 3 (233). - С. 36-46.
5. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Tehnology. — Harvard Business School Press, 2003.
6. Красюк И.А., Хухлаев Д.Г., Барбарук А.И. Процессный подход в управлении бизнес-процессами торговой компании // Практический маркетинг. — 2019. — № 1 (263). — С. 33—38.
7. Левенцов В.А. Технологии интегрированного управления. — СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. — 155 с.
8. Красюк И.А., Барбарук А.И., Шейнина М.А Инновационные маркетинговые технологии в организации розничной торговли // Практический маркетинг. — 2018. — №11 (261). — С. 25—30.
9. АдоваИ.Б., АзимовЮ.И., АсаулА.Н., БабкинАВ. Теоретические основы формирования промышленной политики; монография. — Санкт-Петербург: СПбПУ Петра Великого, 2015. — 462 с.
10. КрасюкИ.АТеоретико-методологические основы маркетинговой концепции организации розничной торговли в регионах. Моногр. — СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2018. — 252 с.
11. Красюк И.А, Медведева Ю.Ю. Направления развития инновационных бизнес-технологий в торгово-технологичес-ких системах // Практический маркетинг. — 2018. — № 9 (259). — С. 18—25.
Conceptual Basis for Building a Self-Replicating Marketing System in the Period of Digital Modernization of Enterprises
Kolgan Maria Vladimirovna,
Ph.D. Sc., Associate Professor of the Department of Marketing and Engineering Economics, Don State Technical University; Gagarin sq 1, Rostov-on-Don, 344000, Russia (kolgan.m@yandex.ru)
The problems of adaptation of modern enterprises to the new conditions of the digital economy are studied. The prerequisites necessary for the further use of digital transformation in order to improve the efficiency of economic activity of enterprises or to obtain the possibility of business formatting are identified. The conditions that together will contribute to the effective commercial activity of enterprises in adapting to the digital economy are associated with: the implementation of the activities of the enterprise solely on the basis of Informatization of all business processes, as well as the fruitful use of the processes of division of functions in the business ecosystems, the formation of a co-competitive business environment. The content characteristic of the organization of commercial activity by means of Informatization of the business ecosystem is presented on the example of well-known business platforms: Alibaba, 1C, etc. Other creative business associations on the example of the southern region which represent a platform for interaction of science and business are investigated. The sources of efficiency growth by reducing costs as a result of the transition of many business processes in electronic format, as well as the implementation of the paradigm of platform business ecosystems are identified. The model of self-replicating marketing system of the enterprise (SMS) as the most suitable format of realization by the enterprise of the interests of development in modern conditions is developed. This system allows you to establish self-regulation of interaction between organizations that bring together key representatives of business areas related to the production and sale of consumer goods, which not only includes a mechanism for easing administrative pressure on market processes, but also makes it possible to more effectively and cost-effectively regulate these processes. The trajectories of further research in the direction of creating institutional conditions for the development of high-tech business, as well as the adaptation of enterprises to new digital conditions and the formation of new forms of business organization are given.
Keywords: information society; digital economy; information technologies; business ecosystems; self-replicating marketing distribution system.
REFERENCES
1. Zhurakovskaya, L.; Mitra, A.; Gupta, A. (2015) The Enterprise Transformation Architecture (ETA) BPTrends, 2015. URL: https://www.bptrends.com/the-enterprise-transformation-architecture-eta/.
2. Markova, V.D.; Trapeznikov, I.S. (2016) Modern forms of partnership in business. World of economics and management, 2016, No. 4, pp. 109-119.
3. Krymov, S.M.; Leventsov, V.A. (2017) Methodological approaches to the study of relations. Economics and enterpreunership, 2017, No. 10-2, pp. 1009-1015.
4. Rumyantseva, S.Yu.; Korostyshevskaya, Ye.M. ; Samylov, I.O. (2018) Stages of formation and development of the concept of «innovation». Innovations, 2018, No. 3, pp. 36-46.
5. Chesbrough, H. (2003) Open Innovation. The New Imperative for Creating andProfiting from Tehnology. Harvard Business School Press, 2003.
6. Krasyuk, I.A.; Huhlaev, D.G.; Barbaruk, A.I. (2019) Process approach in the management of business processes of a trading company. Practical marketing, 2019, No. 1, pp. 33-38.
7. Leventsov, V.A. (2012) Integrated management technologies. Saint Petersburg: Politekhnic university Publ., 2012, 155 p.
8. Krasyuk, I.A.; Barbaruk, A.I.; Scheinin, M.A. (2018) Innovative marketing technologies in the organization of retail trade. Practical marketing, 2018, No. 11, p. 25-30.
9. Adova, I.B.; Azimov, Yu.I.; Asaul, A.N.; Babkin, A.V. (2015) Teoretical bases of industrial policy formation; monografy. Saint Petersburg: SPbPU Petra Velikogo Publ., 2015, 462 p.
10. Krasyuk, I.A. (2018) Theoretical and methodological foundations of the marketing concept of retail trade in the regions. Monography. Saint Petersburg: Politekhnic university Publ., 2018, 252 p.
11. Krasyuk, I.A.; Medvedeva, Yu.Yu. (2018) Directions of development of innovative business technologies in the trade-technological systems. Practical marketing, 2018, No. 9, pp. 18-25.