УДК 378.014.54 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г алишникова Е.М.
Предметом исследования является система дополнительного профессионального образования. Качество подготовки специалистов средствами иностранного языка зависит от разработки основных концептуальных положений как доминирующих идей любой образовательной системы. Методологическими основами исследованиями послужили следующие подходы: системный, личностно-ориентированный,
деятельностный. Основными методами явились анализ философской, психолого-педагогической литературы, передового опыта, наблюдение, ретроспективный анализ собственного опыта. Результатами проведенного исследования стали следующие концептуальные положения: формирование интеллектуального потенциала личности специалиста, ориентация студентов на перспективу «обучение в течение всей жизни; индивидуализированный характер образования; актуализация самостоятельной работы студентов в качества стимула к самообразованию; информатизация образования как средство подготовки специалистов с новым типом мышления. Данные положения могут послужить основанием для разработки концепции дополнительного профессионального образования на экономических факультетах университетов.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование;
концептуальное положение; компетентностный подход; континуум; образование в течение всей жизни; индивидуализация образования;
самостоятельная работа; информатизация образования; интеллектуальный потенциал.
THE CONCEPTUAL KEYSTONES OF TRAINING SPECIALISTS IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION
Galishnikova E.M.
The subject of the research is the system of additional professional education. The quality of training specialists by means of foreign language depends on the elaboration of the conceptual theses as the keystone of an education system. As the methodological background of the research system-based, learner-centered and pragmatic approaches have been used. The main methods of the research are: the analysis of philosophical and psycho-pedagogical literature, advanced experience, observation and retrospective analysis of own experience. The elaborated conceptual theses - the formation of the intelligent potential of future specialists, students’ orientation towards lifelong learning, updating students’ independent work by way of self-education incentive, computing education as a means of training specialists with a new mind set - can be used as the ground for working out the concept of lifelong education at economic faculties of universities.
Keywords: аdditional professional education; conceptual bases; competence-based approach; continuum; lifelong learning; individualizing pattern of education; independent work; computing education; intelligent potential.
Сегодня образование определяет положение государства в мире, человека в обществе, а уровень подготовки студентов в вузе становится лакмусовой бумагой инвестиционной привлекательности страны с целью ее дальнейшего технологического прорыва. Данная тенденция находит свое отражение в главных элементах макросреды, формирующей тот фон, на котором сегодня
развиваются российские университеты. Примером может послужить один из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации -Республика Татарстан. Став, признанным центром образовательно-культурных ценностей, республика за последнее время сделала большой прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию. В этом контексте особую значимость приобретает процесс формирования человеческого капитала в рамках вузовской подготовки как критерия уровня социально-экономического развития региона и страны в целом. Проведенные преобразования в системе общественных ценностей оказывают значительное влияние на структуру и содержание, технологии и методы подготовки конкурентоспособных специалистов. В сфере предоставления образовательных услуг в вузе большую роль сегодня играет система ДПО. Дополнительное профессиональное образование обладает рядом стабильных характеристик: широкий выбор программ, их профессиональная увязка с основными направлениями подготовки студентов конкретного вуза, ориентация на «рыночный спрос».
Таким образом, стратегия развития дополнительного профессионального образования в нашей стране состоит в развитии широкого спектра образовательных услуг, в развитии мобильной функции, связанной с включением выпускника высшей школы в широкую сферу профессиональной деятельности, с повышением его конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.
В связи с вышеизложенным особо актуальной становится проблема разработки концепции ДПО, которая представляется нам как способ понимания этого важного явления в области педагогики, как руководящая идея для его систематического осуществления, как конструктивный принцип в подготовке квалифицированных кадров. В связи с этим обращение к концептуальным положениям системы подготовки высококвалифицированных специалистов в рамках получения дополнительной профессиональной квалификации в качестве первого этапа исследования кажется нам вполне своевременным.
Методологическими основами исследования послужили положения философии и педагогики о человеке как субъекте: исследования в области системного подхода в образовании (В.Г. Афанасьев, Н.В. Кузьмина и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, А.В. Мудрик и др.); теоретико-методологическая разработка деятельностного подхода (Л.И. Божович, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.). Теоретическую основу исследования составили: теории педагогической деятельности (Л.С. Выготский, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин и др.); теоретические проблемы повышения квалификации, вопросы информатизации образования (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, М.Д. Лаптева, Н.А. Морозова и др.). Методами исследования являлись: анализ философской и психолого-педагогической литературы, передового опыта, наблюдения, ретроспективный анализ собственного опыта.
Анализ философской и психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод, что модернизация системы вузовской подготовки специалистов требует опоры на современные концептуальные идеи, отражающие реалии сегодняшней действительности. Важным концептуальным положением является формирование интеллектуального потенциала личности специалиста, основанного на компетентностном подходе, т.е. на процессе формирования компетенций. Многие годы основными компонентами образовательного процесса являлись знания, умения и навыки, поскольку место человека в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в социальноэкономическом развитии уровень знания людей, приобретенный опыт, сформированные умения и навыки, а также возможности последующего развития их профессиональных и личностных качеств. Не умаляя достоинства зарекомендовавших себя ЗУНов, педагогическая общественность вводит новое понятие - компетенция. Совокупность компетенций представляет собой по сути дела компетентность специалиста. Это своеобразный язык или алгоритм
качественного выполнения работы, т.е. мы можем заявить, что компетентность
- это такое свойство личности, сформированное в процессе обучения, которое ведет к высококачественному выполнению своих трудовых обязанностей. Естественно, что компетентность включает определенный набор знаний, умений и навыков, которые, как правило, если конечно они сформированы, проявляются в успешной работе. Существуют различные подходы к классификации и трактовке различных компетенций, которые могут быть ключевыми, сквозными, социокультурными, предметными,
профессиональными, иноязычными, междисциплинарными.
По нашему глубокому убеждению существует ряд факторов, способствующих успешному формированию компетенций:
- учебный процесс не должен ставить своей задачей формирование большого количества компетенций, достаточно пяти-семи;
- «наполнение» компетенций должно четко основываться на междисциплинарных связях;
- основным критерием оценки результативности компетенций должен быть «поведенческий индикатор».
Процессы глобализации, происходящие в мире, предъявляют к современному выпускнику вуза жесткое требование - стать конкурентоспособным специалистом, что предполагает развития умения «внедряться» в международную технологическую и социальную макросреду. Это в свою очередь означает высокую академическую мобильность, языковую адаптивность, интенсификацию процесса самоактуализации, развитие интеллектуального и эмоционального потенциала, быстроту реакций по отношению к стремительным изменениям в информационном пространстве. В этой связи особенно актуальным становится стремление к постоянному повышению своего профессионального мастерства, то есть по сути дела к обучению в течение всей жизни. Поэтому второе концептуальное положение связано с формирующейся в современной педагогике методологией
непрерывного образования, в основе которой лежит термин, используемый в философии, математике и естествознании - континуум (лат. сontinuum -непрерывность, неразрывность. явлений, процессов). Континуум можно интуитивно представить в виде непрерывной линии или любого отрезка. Таким образом, процесс образования представляется нам как вполне определенная жизненная линия, иными словами здесь приемлемо понятие - «обучение в течение всей жизни».
Траектория «обучения в течение все жизни» развивается по следующим направлениям:
- вертикальное (интеграция многоуровневых образовательных структур детский сад - развивающая школа / подготовительный класс -общеобразовательная школа - (колледж, профессиональный лицей, техникум) -высшее учебное заведение (бакалавриат - магистратура) - аспирантура -докторантура - система повышения квалификации - самообразование);
- горизонтальное (создание системы дополнительного профессионального образования, которая оказывает дополнительные услуги студентам вузов по получению профильной или непрофильной квалификации, например «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма», что позволит будущему выпускнику вуза найти свою нишу на рынке труда, поменять вектор своей деятельности).
В педагогике процесс движения человека в профессиональном образовательном пространстве рассматривается как определенная траектория:
- по уровням профессионального образования;
- движение в соответствии с изменением профиля и потребностей человека, т.е. образовательный маневр на разных этапах жизненного пути, исходя из потребностей личности;
- повышение квалификации, формирование профессиональной компетентности.
Третье концептуальное положение связано с индивидуализацией образования, которая предусматривает индивидуализированный характер образования, что позволяет учитывать интеллектуальный и эмоциональный потенциал каждого студента, и, таким образом, помочь ему выстроить вектор своего саморазвития, самоактуализации. Нет сомнения, что самосознание вообще и самоактуализация в частности имеют большое значение в жизненных ориентирах студентов, что вполне естественно влияет на формирование профессиональных качеств будущего специалиста. Осознание своего Я начинается с определения своего активного начала, с оценки себя в социуме, с осознания ценностных ориентиров и нацеленности на самоактуализацию, прежде всего в профессиональном плане. Таким образом, мы приходим к выводу, что сформированный за годы обучения интеллектуальный потенциал специалиста (который определяется нами как сила разума, как совокупность средств мыслительной деятельности человека, направленных на достижение поставленных целей) предполагает реалистичную, позитивно развивающуюся Я-концепцию, обеспечивающую направленность на самореализацию в значимом для себя деле и воплощение когнитивно-эмоциональной составляющей в профессиональный и социальный виды деятельности.
Развитие самоактуализации проявляется среди прочего и в ходе участия молодого человека в различных образовательных программах, которые могут в полной мере удовлетворить индивидуальные потребности студентов. Так, индивидуализация обучения через систему ДПО и освоение магистерских программ (которые, кстати, могут предлагать такие элективные курсы как «Профессионально-ориентированный перевод») при сохранении коллективных форм подготовки предоставляет студентам возможность персонализации обучения по оптимальным программам, учитывающим познавательные интересы учащихся, а также мотивационную и личностно-ориентированную составляющие траектории обучения. В немалой мере этому способствуют проведение видео-лекций, круглых столов, презентаций, компьютерных видео-
и текстовых конференций, защита академических проектов, возможность индивидуальных консультаций с преподавателем с помощью компьютерных коммуникаций, что делает взаимодействие обучаемых с преподавателями более интенсивными, чем при традиционной форме обучения.
Четвертое концептуальное положение, непосредственно связано с организацией аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, которая в период модернизации приобретает свой собственный вектор развития
- самообразование, т.е. развитие инициативы в самоподготовке и повышение ответственности в приобретении знаний. Мы глубоко убеждены, что назначение деятельности преподавателя сегодня состоит в управлении активной и сознательной, самостоятельной деятельностью студентов по усвоению материала и создании благоприятных условий для совершенствования их самостоятельной деятельности. Учащиеся обучаются для себя и учатся на практике. И то, насколько успешно они это делают, зависит от степени внешней или внутренней мотивации. Для того, чтобы самостоятельная работа осуществлялась достаточно эффективно и приносила положительные результаты, необходимо создавать такие условия, при которых поощряются инициатива, творчество, эксперименты, разрешено допускать ошибки и предоставляется возможность учиться на собственном опыте.
Организация самостоятельной работы должна быть связана с рядом факторов:
- побуждение - должна существовать побудительная «сила» для такого вида работы (например, высокая мотивация); кроме того, необходимо стимулировать студентов к самостоятельному обучению;
- реакция - в процессе самоподготовки необходимо развивать у студентов реакцию на приобретение определенных знаний, умений и навыков, что приведет к адекватной оценке их деятельности и получению искомых результатов;
- закрепление полученных результатов в процессе развития интеллектуальных умений, которые оптимизируют процесс самостоятельной подготовки студентов.
Согласно отношению студентов к самостоятельной работе, можно разделить их на несколько групп:
- экспериментаторы - это те, которые учатся на основе своих ошибок, не боясь ‘экспериментировать; предпочитают идти вперед, не оглядываясь назад;
- активисты - творческие личности, обладающие воображением, стремящиеся к большей самостоятельности;
- прагматики - соотносят полученные в ходе работы знания с практикой, ищут практическую выгоду;
- теоретики - отдают предпочтения теоретическим выкладкам, склонны к размышлениям и теоретизированию.
Самостоятельная работа приобретает в период модернизации высшего образования приоритетную роль. Так, например, по новым образовательным стандартам третьего поколения количество аудиторных часов, предназначенных на изучение дисциплины «Иностранный язык» сократилось, зато увеличилось их количество на самостоятельную работу. При этом возникает вопрос, как такая политика в области образования соотносится с требованиями магистерских программ по названной дисциплине - «свободное владение иностранным языком». Следовательно, напрашивается вывод о необходимости интенсификации самостоятельной работы, о ее продуманной организации, о предоставлении дополнительных образовательных услуг с целью формирования профессиональной иноязычной компетенции.
Самостоятельное освоение студентами знаний, умений и навыков и как следствие, компетенций означает стимулирование учащихся на выработку у себя чувства ответственности за удовлетворение своих образовательных потребностей для будущего карьерного роста. К сожалению, здесь возникает противоречие между ограниченными сроками прохождения учебной
программы, например, по дисциплине «Иностранный язык» и интенсивностью самостоятельного усвоения знаний, формирования умений и навыков для достижения необходимого прогресса в иноязычной подготовке. С целью преодоления данного противоречия необходим строгий контроль самостоятельной работы студентов. Для этого в Институте экономики и финансов Казанского Федерального Университет создана система аудиторных занятий, так называемая КСР - контролируемая самостоятельная работа. К фонду аудиторных занятий прибавляется определенная часть часов на проверку проделанной работы, что, естественно, дает хорошие результаты. Не подлежит сомнению тот факт, что самостоятельное усвоение знаний зиждется на том принципе, что лучше усваивается то, что добыто самостоятельным трудом. Поэтому контроль за таким видом работы должен включать своевременное получение информации об алгоритме ее выполнения, об использованной литературе и интернет-ресурсах как источниках пополнения знаний, т.е. осуществляется своего рода контроль со стороны преподавателя в форме коучинга, наставничества, что помогает вырабатывать новые паттерны мышления, интеллектуальных действий и поведения.
Пятое концептуальное положение связано с информатизацией процесса обучения. Известно, что характерными особенностями непрерывного образования являются его фундаментализация, опережающий характер и доступность. Фундаментализация способствует приоритетности информационных перспектив в системе образования, а опережающий характер
- ориентирует на создание информационной среды, доступность же всех видов образовательных услуг основывается на внедрении новейших телекоммуникационных технологий, в том числе дистанционного обучения. Таким образом, следует констатировать, что успешность непрерывного образования (в частности системы ДПО) напрямую имеют отношение к информатизации образования.
Подчеркнем, что цель информатизации образования состоит в рационализации интеллектуальной деятельности за счет использования информационных компьютерных технологий, повышения качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующим современным требованиям. Вообще, информационные коммуникации непосредственно связаны, как мы упоминали выше, с созданием информационной среды, квинтэссенцией которой является понятие "информационный потенциал". Под информационным потенциалом мы понимаем активно и эффективно применяемый информационный ресурс вкупе со средствами и методами его использования. Данная совокупность средств и методов должна включать также как средства информационной техносферы, так и средства и методы социальной структуры, способствующие повышению информационной культуры общества, росту интеллектуального потенциала его членов. Следовательно, обозначенное выше концептуальное положение базируется на симбиозе процессов информатизации и интеллектуализации в системе образования.
Таким образом, многолетний опыт работы по лицензированным программам дополнительного профессионального образования «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», «Менеджер курортного, гостиничного дела и туризма» и курсов повышения квалификации «Английский язык в сфере экономики» Учебного центра коммуникативной профессиональной подготовки студентов и специалистов экономического профиля ИЭиФ К(П)ФУ позволил нам разработать следующие концептуальные положения подготовки специалистов в системе ДПО:
- формирование интеллектуального потенциала личности специалиста, основанного на компетентностном подходе;
- ориентация студентов на определенную жизненную линию - «обучение в течение всей жизни;
- индивидуализированный характер образования, позволяющий учитывать возможности каждого студента с целью содействия его самоактуализации и саморазвития;
- актуализация самостоятельной работы студентов, как стимул к самообразованию в течение всей жизни, повышение ответственности в приобретении знаний;
- информатизации образования как средство повышении качества подготовки специалистов с новым типом мышления, соответствующего современным требованиям. Данные положения в перспективе могут послужить основой для разработки концепции дополнительного профессионального образования на отделениях экономического профиля университетов.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогических процессов. Минск: Университетское, 1984. 557с.
2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
3. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования. Педагогика. 1997. № 4. С.11-17.
4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981. 583 с.
5. Зимняя И.А. Социальные компетентности в контексте государственных образовательных стандартов и проекта TUNING / Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С.22-27.
6. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / Блауберг И.В., Юдин Э.Г. М.: Наука, 1973. 270 с.
7. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Современная высшая школа. 1977. № 1. С.91-96.
References
1. Amonashvili Sh.A. Lichnostno-gumannaja osnova pedagogicheskih processov [Personally-humane basis of pedagogic processes]. Minsk: Universitetskoe, 1984. 557p.
2. Afanas'ev V.G. Obwestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie [Society: systematicity, cognition and management]. Moscow: Politizdat, 1981. 432 p.
3. Blauburg I.V., Judin Je.G. Stanovlenie i suwnost’ sistemnogo podhoda [Formation and essence of systematic approach]. Moscow: Nauka, 1973. 270 p.
4. Bondarevskaja E.V. Pedagogika, no. 4 (1997): 11-17.
5. Zimnjaja I.A., Lapteva M.D., Morozova N.A. Vysshee obrazovanie segodnja, no. 11 (2007): 22-27.
6. Leont'ev A.N. Problemy razvitija psihiki [The issues of psychological development]. Moscow: MGU, 1981. 583 p.
7. Talyzina N.F. Sovremennaja vysshaja shkola, no. 1 (1977): 91-96.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Галишникова Елена Михайловна, заведующая кафедрой иностранных языков в сфере экономики, бизнеса и финансов, доктор педагогических наук, профессор
Казанский федеральный университет, Институт экономики и финансов ул. Кремлевская, 18, г. Казань, 420008, Россия Е-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Galishnikova Elena Mikhailovna, head of the department of foreign languages for economy, business and finance, doctor of pedagogical science, professor
Kazan Federal University, Economics and Finance Institute 18, Kremlevskaya Str., Kazan, 420008, Russia
Рецензент:
Мазитова Флера Локмановна, заведующая кафедрой иностранных языков, профессор, кандидат филологических наук, Казанский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета