Научная статья на тему 'Концептуальные основы организации адвокатуры и адвокатской деятельности в России'

Концептуальные основы организации адвокатуры и адвокатской деятельности в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1237
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖ АДВОКАТУРЫ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗАПРЕТ НА ПРИЕМ В АДВОКАТУРУ / ФОРМИРОВАНИЕ КОРПУСА АДВОКАТОВ-КРИМИНАЛИСТОВ / PRESTIGE OF LAW PRACTICE AND ADVOCACY / LEGAL EDUCATION OF POPULATION / BAN OF THE RULE IN RESPECT TO ADMITTANCE TO ADVOCACY / FORMATION OF BARRISTER-CRIMINALIST CORPS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Игнатов Сергей Дмитриевич

Изложено авторское видение решения проблем повышения престижа адвокатуры и адвокатской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual framework of law practice and advocacy in Russia

The author presents his opinion on the issue of increasing the prestige of law practice and advocacy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы организации адвокатуры и адвокатской деятельности в России»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 347.965 С.Д. Игнатов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДВОКАТУРЫ И АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Изложено авторское видение решения проблем повышения престижа адвокатуры и адвокатской деятельности.

Ключевые слова: престиж адвокатуры и адвокатской деятельности, правовое просвещение и воспитание населения, запрет на прием в адвокатуру, формирование корпуса адвокатов-криминалистов.

Адвокатура в качестве института гражданского общества, как и иные его институты, организационно оформилась лишь на определенном этапе развития общества и государства при наличии на то соответствующих социально-экономических, политических и правовых условий. С изменениями в экономической и социальной сферах государственно оформленного общества происходят соответствующие изменения и в его так называемой надстройке, составляющей которой является адвокатура.

В Федеральном законе об адвокатской деятельности она характеризуется в качестве института гражданского общества с тем, чтобы мировому сообществу показать, что современная российская адвокатура не государственная организация или орган государственной власти, как многие годы о том писалось за рубежом о советской адвокатуре, а одна из важных составляющих системы институтов гражданского общества. Правовая наука об адвокатуре и адвокатской деятельности призвана своевременно выявлять и объяснять появляющиеся позитивные и нежелательные тенденции в функционировании отечественной адвокатуры и правовом регулировании ее деятельности на основе обобщения адвокатской практики, изучения зарубежного опыта, разрабатывать научные рекомендации, содействующие совершенствованию правового регулирования концептуальных основ организации адвокатуры и адвокатской деятельности, а также вести поиск средств противодействия намечающимся в этой сфере негативным процессам.

Поскольку основное назначение адвокатуры заключается в оказании квалифицированной юридической помощи населению, как правило в публично-правовой сфере, а ее деятельность влечет за собой серьезные юридические последствия как в нашей стране, так и на международной арене, адвокатура по своей социально-правовой и политической значимости в жизни общества нуждается в четкой правовой регламентации на федеральном уровне, в защите ее со стороны государства от необоснованных нападок со стороны деструктивных элементов общества, а также в определенных пределах в контроле со стороны государства.

По мере стабилизации российского общества и укрепления нравственной составляющей его функционирования, потребность в правовом контроле государства над функционированием адвокатуры постепенно будет ослабляться и, вероятно, в перспективе адвокатура полностью перейдет на режим саморегулирования. При единстве российского гражданства, равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности, религиозных убеждений и места проживания в России отсутствуют социально-правовые корни и потребности в региональном (на уровне субъектов РФ) правовом регулировании организации и функционирования адвокатуры и адвокатской деятельности (так называемой региональной и муниципальной адвокатуры).

При определении научной позиции относительно правовой природы адвокатской деятельности мы исходим из законодательного положения о том, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью или оказанием услуг, а представляет собой особого рода профессиональную деятельность, заключающуюся в оказании квалифицированной юридической помощи населению страны со стороны добровольно объединившихся в адвокатские образования профессиональных юристов, получивших в соответствии с установленной федеральным законом процедурой статус адвоката.

Оказание квалифицированной правовой помощи физическим и юридическим лицам в ходе адвокатской деятельности вместе с тем означает одновременно не что иное, как осуществление правового просвещения и воспитания населения страны, в том числе должностных лиц организаций, предприятий и учреждений. Однако правопросветительная и правовоспитательная стороны адвокатской

деятельности не нашли должного отражения в Федеральном законе об адвокатской деятельности, что следует рассматривать в качестве пробела, который следовало бы устранить.

Поэтому в Федеральном законе об адвокатской деятельности в числе иных ее задач целесообразно отразить положение, согласно которому всей своей деятельностью адвокаты содействуют правовому просвещению и воспитанию населения, преодолению правового нигилизма в обществе. Однако отражение в законе задачи правового просвещения и воспитания доверителей и иных граждан страны предполагает, безусловно, необходимость повышения требований к нравственным и профессиональным качествам носителей статуса адвоката, а также неприемлемость принятия ими на себя поручений о ведении «неправых дел».

Автор настоящей статьи, занимающийся адвокатской практикой уже не первое десятилетие, придерживается точки зрения, согласно которой адвокат-защитник в уголовном процессе имеет право на самостоятельную процессуальную позицию по делу, однако в то же время он должен согласовывать ее с доверителем (подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным), не превращаясь при этом в «его слугу».

В своих публикациях по проблематике адвокатской деятельности мы придерживаемся научного взгляда, согласно которому публичные выступления адвоката-защитника с критикой только что провозглашенного (оглашенного) судебного решения следует рассматривать как нарушение адвокатской этики, поскольку такие высказывания подрывают авторитет судебной власти, характеризуют адвоката как невоспитанного юриста и человека [1]. Аналогично расцениваются публичные выступления государственного обвинителя с критикой только что провозглашенного судебного решения из-за несогласия с ним по тем или иным мотивам.

Процессуальная наука обязана вести поиск средств повышения престижа адвокатуры и адвокатской деятельности в обществе. На сегодняшний день престиж адвокатуры у населения невысок. Понятие престижа адвокатуры и адвокатской деятельности исследователями и населением страны понимается неоднозначно. Слагаемыми высокого престижа адвокатуры и адвокатской деятельности, по нашему мнению, наряду с достойной оплатой труда адвокатов, могли бы быть высокий профессионализм адвоката и уровень адвокатской деятельности; безупречный нравственный облик каждого адвоката; обеспечение свободного доступа к адвокатской помощи каждого, кто в ней нуждается, независимо от его материального достатка и общественного положения; осуществление политики нового подхода к социально-политической оценке адвокатуры и адвокатской деятельности со стороны всех институтов государственной власти и гражданского общества, в том числе со стороны средств массовой информации; активизация издательской деятельности по публикации работ, направленных на формирование авторитета адвокатуры и адвокатской деятельности; создание пресс-центров, пресс-служб при адвокатских палатах субъектов Федерации и при Федеральной палате адвокатов; систематическое издание сборников лучших защитительных речей современных авторитетных адвокатов, а также речей в судах адвокатов, выступающих в качестве представителей потерпевшего, гражданского истца либо ответчика и др.

Мы убеждены в том, что следует установить запрет на прием в адвокатуру и допуск к адвокатской деятельности навсегда лиц, имевших или имеющих судимость за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные в возрасте по достижении 18 лет. С нашей точки зрения, целесообразно установить запрет на прием в адвокатуру в течение не менее 10 лет лиц, имеющих высшее юридическое образование и уволенных из правоохранительных органов по компрометирующим основаниям, а также лиц, лишенных статуса судьи по такого рода причинам.

Важной гарантией обеспечения доступа населения к получению квалифицированной юридической помощи является создание и функционирование широкой сети юридических консультаций, предусмотренных Федеральным законом об адвокатской деятельности. Мы пришли к выводу о целесообразности принятия Федерального закона «О гарантиях правовой помощи по судебным и юридическим делам малоимущему населению», в соответствии с которым бесплатная правовая помощь оказывалась бы в основном по критерию материальной обеспеченности ниже прожиточного минимума.

В качестве средства стимулирования адвокатов к оказанию бесплатной или оплачиваемой по установленным государством или органом местного самоуправления ставкам следует безвозмездно передавать в аренду помещения под юридические консультации из жилого или иного фонда органов местного самоуправления. В этом законе следует закрепить гарантии об оплате труда адвокатов на приемлемом, не унижающем их профессиональное достоинство уровне государством либо органом

Концептуальные основы организации адвокатуры.

местного самоуправления, например путем начисления штрафных процентов. В этом же законе, наряду с профессиональными юридическими консультациями для оказания бесплатных правовых услуг малоимущему населению, целесообразно предусмотреть создание в городах и других населенных пунктах, где дислоцированы образовательные учреждения юридического профиля со стационарным обучением, общественных приемных или юридических клиник с учетом материально-технической базы при образовательном учреждении либо при органах государственной власти, либо при органах местного самоуправления. Эти юридические клиники (общественные приемные) могли бы функционировать под общим руководством профессионального преподавателя, занимающегося адвокатской практикой, и стать эффективной формой производственной (учебной) практики для студентов юридических колледжей и вузов.

Законодательство об адвокатуре нуждается в совершенствовании в части правового регулирования вопросов о социальных гарантиях адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в рамках адвокатских кабинетов, коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций. Обязанность обеспечения социальными льготами работников технического обслуживания труда адвокатов (технических работников, помощников, стажеров, водителей, уборщиков, мастеров по обслуживанию электронной техники и т.д.) законом об адвокатской деятельности и адвокатуре возлагается на адвоката и адвокатское объединение. По нашему мнению, обеспечение социальными льготами нанимаемых работников адвокатом и адвокатскими образованиями должно взять на себя государство. Полагаем, это было бы справедливо и вполне соответствовало конституционному положению о равенстве всех граждан страны. Несмотря на закрепление в УПК РФ и Федеральном законе об адвокатской деятельности некоторых гарантий деятельности адвоката в качестве защитника или представителя, мы рекомендуем включить в Федеральный закон об адвокатской деятельности специальное положение о том, что адвокат и его профессиональная деятельность находятся под защитой государства.

В целях борьбы с недисциплинированностью и недобросовестным отношением адвокатов к выполнению обязанностей защитника или доверителя по уголовному делу, а также за неисполнение решений совета адвокатской палаты субъекта РФ, принятых в пределах ее компетенции (подпункты 1 и 3 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатской деятельности), предлагаем после двукратного предупреждения адвоката советом адвокатской палаты субъекта РФ, лишать его по решению федерального суда статуса адвоката.

Нами разработано и отстаивается в целом ряде работ предложение сформировать в рамках учения об адвокатуре и адвокатской деятельности научное направление адвокатской тактики, обеспечить преподавание этого направления по специализации «Адвокатура и адвокатская деятельность», одновременно с этим признать необходимой разработку научного направления и преподавания адвокатской криминалистики для обучения будущих адвокатов приемам выявления, фиксации, проверке и оценке собираемых доказательств и тем самым формирования разносторонне подготовленного корпуса адвокатов-криминалистов [2]. В интересах профессиональной организации адвокатского корпуса (как юристов широкого профиля) необходимо готовить адвокатов в основном на юридических факультетах государственных и негосударственных университетов, академий и институтов, для чего создать в таких вузах кафедры адвокатуры и адвокатской деятельности, ввести специализацию «Адвокатура и адвокатская деятельность».

Мы считаем, что будущее за постепенным введением в жизнь (действие) изложенных выше научных положений, которые в совокупности отражают новую концепцию организации адвокатуры в России.

* * *

1. Игнатов С.Д.Концептуальные основы организации адвокатуры в России (вопросы теории и практики): монография. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2006. 280 с.

2. Игнатов С.Д. Адвокат и его деятельность в уголовном судопроизводстве России: монография. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. 268 с.

Поступила в редакцию 25.01.11

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

S.D. Ignatov

Conceptual framework of law practice and advocacy in Russia

The author presents his opinion on the issue of increasing the prestige of law practice and advocacy.

Keywords: prestige of law practice and advocacy; legal education of population; ban of the rule in respect to admittance to advocacy; formation of barrister-criminalist corps.

Игнатов Сергей Дмитриевич, кандидат юридических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Ignatov S.D., candidate of law, associate professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya str., 1/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.