........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
УДК 342.1/.8(470+571) DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.1.186-200
В. А. ТОЛСТИК1
1 Нижегородская академия Министерства внутренних дел России, г. Нижний Новгород, Россия
концептуальные основы нормального (справедливого) государства
и их конституционное закрепление
Толстик Владимир Алексеевич, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, начальник кафедры теории и истории государства и права, Нижегородская академия Министерства внутренних дел России
Адрес: 603950, г Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3, тел.: +7 (831) 464-30-18
E-mail: [email protected]
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5834-9561
Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/Q-6136-2018
Цель: формулирование концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства и обоснование возможности и необходимости их конституционного закрепления.
Методы: диалектический подход к познанию социальных явлений определил следующие методы исследования: анализ, синтез, моделирование, прогнозирование, сравнение, формально-юридический, сравнительно-правовой. Результаты: сформулированы концептуальные основы модели нормального (справедливого) государства, предполагающей создание совокупности политических, экономических, социальных, правовых и иных условий, необходимых для обеспечения благоприятной жизни многонационального народа Российской Федерации. С этой целью определены и конкретизированы принципы нормального (справедливого) государства. Обращено внимание на то, что для формирования окончательного, выверенного, практически пригодного варианта инициируемой модели требуются коллективные усилия (уточнения, дополнения) ученых различных отраслей научного знания. В целях практической реализации концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства предложено дополнить Конституцию Российской Федерации статьей 80.1 и закрепить в ней наиболее значимые положения, определяющие основные параметры и векторы внутренней и внешней политики современной России.
Научная новизна: впервые в социогуманитарном знании разработана модель нормального (справедливого) государства, концептуализированная в принципах первичности общественно полезного (производительного) труда, справедливой оплаты труда, обоснованности государственных (муниципальных) расходов, оптимизации структуры и численности государственного (муниципального) аппарата, справедливого распределения доходов от использования природных ресурсов, иных нетрудовых преимуществ и монопольного положения, обоснованности ценообразования в монополиях и государственных организациях, ограничения экспорта непереработанного сырья, деофшоризации российской экономики и др.
Практическая значимость: конституционное закрепление концептуальных основ модели нормального (справедливого) государства и их последовательная реализация позволят обеспечить достижение цели моделируемого государства.
Ключевые слова: государство; нормальное государство; закономерности общественного развития; государственно-правовые закономерности; принципы организации и деятельности государства; принципы права; справедливость
Конфликт интересов: автором не заявлен.
iMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiMNiMNiNNMiNNiNNiNNiMNiiiNMiii^
Как цитировать статью: Толстик В. А. Концептуальные основы нормального (справедливого) государства и их конституционное закрепление // Актуальные проблемы экономики и права. 2020. Т. 14, № 1. С. 186-200. DOI: http:// dx.doi.org/10.21202/1993-047X.14.2020.1.186-200
INN INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INI INN INN N111^
Дискуссии Discussions
........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................
V. A. TOLSTIK1
'Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nizhniy Novgorod, Russia
CONCEPTUAL BASES OF A NORMAL (JUST) STATE AND THEIR CONSTiTUTiONAL STiPULATiON
Vladimir A. Tolstik, Doctor of Law, Professor, Honored Worker of Professional Higher Education of the Russian Federation, Head of the Department of the Theory and History of State and Law, Nizhniy Novgorod Academy of the Russian Ministry of Internal Affairs Address: 3 Ankundinovskoye shosse, 603950 Nizhniy Novgorod, tel.: +7 (831) 464-30-18 E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5834-9561
Web of Science Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/Q-6136-2018
Objective: to formulate the conceptual foundations of the model of a normal (fair) state and justify the possibility and necessity of their constitutional consolidation.
Methods: the dialectical approach to the cognition of social phenomena has determined the following research methods: analysis, synthesis, modeling, forecasting, comparison, formal legal, comparative legal methods.
Results: the conceptual foundations of the model of a normal (fair) state are formulated, which presuppose the creation of a set of political, economic, social, legal and other conditions necessary to ensure a favorable life for the multinational people of the Russian Federation. For this purpose, the principles of a normal (fair) state are defined and specified. Attention is drawn to the fact that the formation of a final, verified, practically suitable version of the initiated model requires collective efforts (clarifications, additions) of scientists from various branches of scientific knowledge. To operationalize the conceptual foundations of models of normal (fair) state, it is proposed to amend Article 80.1 of the Constitution of the Russian Federation stipulating in it the most important provisions determining the basic parameters and directions of internal and foreign policy of modern Russia.
Scientific novelty: for the first time in the social sciences and humanities, a model of normal (fair) state was developed, conceptualized in the principles of the primacy of public benefit (productive) labour, fair pay, justified public (municipal) expenditures, optimized size and structure of the state (municipal) apparatus, equitable distribution of income from natural resources and other unearned advantages and monopoly position, reasonableness of pricing in monopolies and government organizations, restrictions on the export of unprocessed raw materials, deoffshorization of the Russian economy, etc. Practical significance: the constitutional consolidation of the conceptual foundations of the model of a normal (fair) state and their consistent implementation will ensure the achievement of the goal of the simulated state.
Keywords: State; Normal state; Laws of social development; State-legal regularities; Principles of organization and activity of the state; Principles of law; Justice
Conflict of Interest: No conflict of interest is declared by the author.
iNMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNNNMNNNNNNMNMNNNNNNMNMNNNNiiiiiii^
For citation: Tolstik V. A. Conceptual bases of a normal (just) state and their constitutional stipulation, Actual Problems of Economics and Law, 2020, Vol. 14, No. 1, pp. 186-200 (in Russ.). DOI: http://dx.doi.oig/10.21202/1993-047X.14.2020.1.186-200
INI INI lllll INI lllll INI lllll INI lllll INI lllll INI lllll INI lllll INI lllll lllll INI lllll INI lllll INI IIIIIN
В настоящей статье не ставится задача создать идеальную и тем более идеологизированную модель развития и функционирования российского государства. Речь будет идти лишь о попытке сформулировать концептуальные основы такой модели государственного и общественного устройства, в которой, с одной стороны, будут определены политические, экономические, социальные и правовые условия для обеспечения
благоприятной жизни многонационального народа Российской Федерации, а с другой - обеспечены элементарные требования социальной справедливости в организации государственной и общественной жизни. Вполне очевидно, что для формирования окончательного, выверенного, практически пригодного варианта инициируемой модели потребуются коллективные усилия (уточнения, дополнения) ученых различных
отраслей научного знания, к чему, собственно, и призывает научную общественность автор данной статьи.
Второй значимой задачей являются технико-юридическое обоснование конституционного закрепления базовых положений нормального (справедливого) государства и разработка проекта закона о поправке к Конституции России.
Не акцентируя особое внимание на обосновании наименования инициируемой модели, полагаем, что ее можно обозначить как нормальное (справедливое) государство. И в природе, и в обществе прилагательное «нормальный» означает соответствующий параметрам, отражающим норму (закон) в природе и норму социально-культурного долженствования (в обществе).
В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике понятие «нормальность» определяется как представление о желательном состоянии человека, в соответствии с которым проводятся различия между здоровьем и болезнью, нормой и патологией1. Устойчивыми словосочетаниями являются: нормальная погода, нормальная температура тела, нормальные отношения и т. п.
О позитивной коннотации слова «нормальный» свидетельствует и его синонимический ряд: обычный, стандартный, типовой, здравый, подходящий, правильный; партнерский, неизвращенный, в здравом уме, адекватный, разумный, естественный, в природе вещей, нефальсифицированный, здоровый2.
В наиболее общем виде суть нормального (справедливого) государства может быть представлена в следующих простых формулах: если государство закрепило3 в конституции и иных законах права и свободы, они должны быть гарантированы; если право нарушено, оно должно быть восстановлено, компенсировано; если человек желает заниматься бизнесом, для этого должны быть созданы благоприятные условия; если человек обратился в суд, должно быть вынесено правосудное решение; если совершено правонарушение, виновный должен быть
1 Краткий психоаналитический словарь-справочник. URL: https://books.google.ru/books?isbn=5041095779 (дата обращения: 20.02.2019).
2 Словарь синонимов русского языка. URL: https://sinonim. org/s/нормальный (дата обращения: 20.02.2019).
3 Вполне очевидно, что, если государство не закрепляет
в источниках права основные права и свободы, оно не может признаваться нормальным.
справедливо наказан; если государство собирает налоги, они должны быть потрачены на социально значимые нужды (безопасность, качественное образование, качественное медицинское обслуживание и т. п.); если человек работает, он должен получать достойную заработную плату, при этом чем больше и лучше работает, тем выше должна быть заработная плата; если человек покупает товар (услугу), они должны быть качественными; и т. д., и т. п.
Нормальное (справедливое) государство можно определить как государство, основной целью которого является создание политических, экономических, социальных, правовых и иных условий для обеспечения благоприятной жизни многонационального народа Российской Федерации4.
С другими государствами нормальное (справедливое) государство должно находиться в здоровой конкуренции по качеству жизни (образования, здравоохранения, социальной защищенности, безопасности, товаров, услуг, условий для занятия бизнесом и т. п.).
Концептуальное обоснование модели нормального (справедливого) государства следует начать с элементарных положений, которые без сколько-нибудь существенных возражений могут и должны приниматься рациональным сознанием.
1. Государство, являясь организацией политической власти общества, может как способствовать развитию общественных отношений, так и тормозить их, как способствовать торжеству принципа справедливости, так и искажать его. Одним из основных средств, с помощью которого государство воздействует на общественные отношения, является право.
Зададим вопрос: от чего зависит позитивная или негативная направленность государственно-правового воздействия на общественные отношения? Вполне очевидно, что такая направленность детерминируется большим количеством объективных и субъективных факторов. При этом степень влияния каждого отдельного из них различна. В доктринальном плане важно выявить наиболее существенные факторы, учет или игнорирование которых оказывает определяющее воздействие на развитие общественных отношений. Решение этой научной задачи возможно лишь на ос-
4 Полагаем, что идея построения нормального (справедливого) государства, без ложного пафоса, вполне могла бы стать национальной идеей России.
нове глубоких знаний корреляций, связей, и прежде всего такой их разновидности, как закономерности общественного развития, в том числе государственно-правовые закономерности.
Если в государстве установлены запредельно высокие ставки налогов, чрезмерно дорогие кредиты, экономика развиваться не будет. Если государственное управление излишне забюрократизировано - нормального и прогрессивного развития не будет. Если государство оценивает результаты научной деятельности исключительно на основе количественных критериев и при этом полностью игнорирует качественные только потому, что непрофессиональным чиновникам так проще управлять5 - технологического и гуманитарного развития не будет.
Наряду с объективно существующими закономерностями, игнорирование которых будет выступать серьезным препятствием на пути поступательного развития общественных отношений и, как следствие, эффективности государства, чрезвычайно важным для любого цивилизованного государства является и то, в какой мере в нем реализуется принцип справедливости. Здесь тоже работает своеобразная закономерность: чем меньше в государстве и обществе справедливости, тем менее цивилизованным оно является. Если государство толерантно относится к фактам очевидной социальной несправедливости, то оно, по своей сути, аморально, безнравственно, а в ряде случаев просто цинично. Если в государстве де-факто действует принцип «друзьям - всё, врагам - закон», ни нравственности, ни законности, ни правопорядка не будет. И. А. Ильин отметил, что «каждая норма и каждый императив как правила лучшего должны предписывать то, что в самом деле является лучшим. Человек должен соблюдать предписанный порядок именно потому, что он лучший. Поэтому, прежде чем устанавливать норму, необходимо иметь верное и отчетливое представление о том, что есть лучшее. Тот, кто пытается установить правило мышления, должен исследовать, что есть лучшее в мышлении, т. е. что такое истина; кто ищет правило для художественного творчества, тот должен решить вопрос о том, что есть лучшее в искусстве, т. е. что такое красота; кто
5 Подробнее об оценивании результатов научной деятельности смотри [1].
стремится установить правило нравственно праведной жизни, тот должен исследовать сущность добра; а тот, кто устанавливает правовую норму, предполагает известным, в чем состоит сущность справедливости» [2].
Таким образом, делая предварительный вывод, следует указать на два условия, при наличии которых государственно-правовое воздействие на общественные отношения будет юридически и социально эффективным: а) соответствие закономерностям общественного развития; б) наличие элементарной справедливости в общественных отношениях.
2. В процессе исторического развития каждого конкретного государства под воздействием разнообразных факторов формируется некая комплексная модель, синтезирующая отдельные подсистемы (политическую, экономическую, правовую, нравственную, религиозную и иные с их атрибутивными параметрами) и определяющая ту или иную направленность общественного развития в данном государстве.
В зависимости от различных оснований может быть представлена достаточно обширная классификация как комплексных, так и компонентных моделей государства. Однако такая аналитическая задача в рамках настоящей статьи не ставится. В данном случае принципиальное значение имеет сущностное деление моделей государства. В проблеме сущности государства ключевым был, есть и всегда будет вопрос, в чьих интересах осуществляется государственная власть. По этому основанию все модели можно разделить на две разновидности: социально ориентированная (общесоциальная) и классово ориентированная (стратоориен-тированная, классовая, эксплуататорская).
Что дает научно обоснованное представление о моделях реально существующих государств, их функционировании и динамике? Правильное определение концептуальных основ модели функционирования конкретного государства предопределяет его эффективность и жизнеспособность.
Какой должна быть модель современного российского государства? Прежде чем ответить на этот вопрос, нельзя оставить без внимания идею, по которой в последнее время ностальгирует определенная часть российского общества, - идею возвращения к модели Советского Союза. Особого внимания здесь заслуживают два момента: чем обусловлены и насколько обоснованны данные настроения? Отвечая на первый вопрос, следует отметить, что ностальгия
по временам Советского Союза у старшего поколения и аналогичное желание у определенной части молодого объясняется в значительной степени тем, что существующая сегодня модель российского государства не только не реципировала положительный, а по ряду позиций передовой социально-экономический и иной опыт, что, кстати, сделало большинство государств Западной Европы и США, но и привнесла социальные практики, которые прогрессивными современными государствами оцениваются как нежелательные, а отдельные из них как крайне негативные.
В результате современная модель России по целому ряду позиций оказалась не только неэффективной, несправедливой, но и непривлекательной для других народов. Сегодня нет ни одного государства (народа), которое стремилось бы заимствовать у современной России ее модель существования и развития. По сути, в последние годы мы наблюдаем закономерный процесс последовательного отмежевания от России не только стран так называемого социалистического лагеря, но и стран, которые совсем недавно были составными частями СССР в качестве союзных республик.
Более того, по нашему твердому убеждению, глубочайший конфликт, существующий сегодня между Россией и Украиной, был бы невозможен в принципе, если бы у нашего государства была модель нормального (справедливого) государства. Отсюда напрашивается и элементарный вывод: наиболее реальный способ решения этого конфликта - трансформация существующей модели России в модель нормального государства. Построение такой модели будет являться и весомой гарантией для внутреннего единства и целостности Российской Федерации.
Что касается обоснованности ностальгии, то таковой она может быть признана лишь в рамках альтернативы: либо модель Советского Союза, либо модель современной России, третьего не дано.
Но была ли модель Советского Союза оптимальной для нормального и прогрессивного развития общества? Полагаем, что идеализировать ее так же невежественно, как и отрицать существовавшие в тот период времени неоспоримые преимущества. Советский Союз, наряду с несомненными достоинствами, имел и немало пороков (политических, экономических, социальных и пр.). И с этой точки зрения его неразумно рассматривать как модель, требующую воссоздания в чистом виде в современной России.
Поэтому, конструируя доктринальную модель нормального (справедливого) государства, следует взять все лучшее из того, что было в Советском Союзе и при этом пригодное на современном этапе общественного развития, и дополнить ее лучшими социальными практиками.
Базовые основы нормального (справедливого) государства концептуализируются в его принципах. Ключевыми из них, на наш взгляд, являются нижеследующие.
Принцип первичности общественно полезного (производительного) труда. Одна из исходных идей нормального государства состоит в том, что первичной основой национального развития является общественно полезный (производительный) труд. Антиподом общественно полезного труда выступают криминальный «труд» и легализованные формы чрезмерного ростовщичества и спекуляции6.
Р. Иеринг пишет: «Вырождение здорового чувства собственности... могло получиться лишь благодаря извращению естественных отношений собственности. Ответственность за это я возлагаю не на богатство и роскошь - в том и другом я не усматриваю решительно никакой опасности для народного правового чувства - но на безнравственность приобретения (курсив наш. - В. Т.). Исторически источник и нравственное оправдание собственности есть труд, включая сюда не только труд физический, но и труд умственный и художественный, и я признаю право на продукт труда не только за самим трудящимся, но и за его наследниками, т. е. нахожу наследственное право необходимым выводом из трудового принципа: я держусь того взгляда, что нельзя возбранять трудящемуся отказываться от пользования результатами своего труда и предоставлять их другим лицам, будет ли это при его жизни или после его смерти. Лишь при постоянной связи с трудом собственность может оставаться свежей и здоровой, лишь у этого ее источника, из которого она непрерывно вновь порождается и освежается, можно с полной ясностью и наглядностью понять ее значение для чело-
6 Под ростовщической деятельностью понимается получение дохода посредством предоставления финансовых и иных ресурсов под необоснованно высокие проценты. Под спекулятивной деятельностью понимается получение дохода посредством покупки и перепродажи, не обусловленного соответствующей мерой труда и иными объективными затратами (издержками).
века. Чем же более удаляется поток от этого источника и уклоняется в области легкого или даже совершенно ни с какими усилиями не сопряженного приобретения, тем он становится мутнее, пока наконец в тине биржевой игры и грюндерской горячки не исчезает всякий след того, чем он был первоначально» [3, с. 45-46].
Для нормального (справедливого) государства принципиальное значение имеют не только нравственно оправданные способы приобретения собственности, но и направленность мотивации на ту или иную трудовую деятельность. Мотивация объективна. Концептуально ее нельзя изменить никакими призывами. Она детерминируется совокупностью существующих в государстве условий, предопределяющих направленность трудовых усилий. Для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей люди должны зарабатывать деньги. Но куда направить свои трудовые усилия? В какой сфере и какая деятельность позволит эту задачу решить наиболее эффективно? Это зависит от условий, созданных государством. Сегодня в реальном немонополизированном секторе экономики при отсутствии административного ресурса сделать это крайне затруднительно.
Определить вектор существующей на сегодняшний день мотивации можно с помощью двух тестовых вопросов. Во-первых, кто в современной России является богатым человеком? Богатые в России прежде всего высокопоставленные чиновники, топ-менеджеры государственных корпораций, собственники приватизированных в 1990-е гг. крупнейших предприятий. Во-вторых, кем желает стать молодое поколение, стоящее перед выбором своей будущей трудовой деятельности? Опросы, проведенные различными социологическими центрами Санкт-Петербурга, показывают, что 23 % выпускников петербургских школ хотят стать чиновниками, 20 % - бизнесменами, 15 % - правоохранителями. При этом молодых людей интересует не сама государственная служба, а, как они полагают, широкие возможности, связи и льготы, свободное распоряжение бюджетными деньгами и солидная зарплата, а потом хорошая пенсия [4].
Это путь порочный! Какой должна быть мотивация в нормальном государстве? Люди должны быть ориентированы на занятие общественно полезным трудом, который, кроме психологического удовлетворения при его легитимном характере, должен приносить достаточное денежное вознаграждение.
О чем мечтает трудоспособный среднестатистический американец, китаец или европеец? Их помыслы направлены на создание своего бизнеса или повышение трудовой квалификации, которые бы позволили им зарабатывать достаточное количество средств для нормального уровня жизни себя и своей семьи. И, заметим, в соответствующих государствах созданы для реализации этих намерений вполне комфортные условия. В современной России, напротив, на пути удовлетворения своих материальных и духовных потребностей посредством добросовестного общественно полезного труда существует крайне много правовых и неправовых препятствий.
Базовое положение нормального (справедливого) государства можно сформулировать следующим образом: «В нормальном государстве должен стимулироваться общественно полезный труд, запрещаться криминальный доход и ограничиваться чрезмерная ростовщическая и спекулятивная деятельность».
Парадокс, но в современной России первичным ростовщиком является само государство в лице своего Центрального банка, который устанавливает, например, в период с 3 февраля 2013 г. по настоящее время ключевую ставку в пределах от 5,5 до 17 % годовых.
Разве ЦБ России - это коммерческая организация? Разве у Центрального банка нет иных инструментов для осуществления эффективного регулятивного воздействия на экономические процессы? Вопросы риторические.
В логике Центрального банка России действуют и все иные финансовые организации. В результате, например, как следует из отчетности Сбербанка, чистая прибыль по РСБУ в 2018 г. выросла на 24,1 % по сравнению с предыдущим годом - до 811,1 млрд рублей без учета событий после отчетной даты (СПОД) [5]. По сути, Сбербанк заработал на ростовщичестве около 1 трлн рублей. Это безумие! История экономического развития не предъявляет ни одного факта, когда бы экономика государства эффективно развивалась в условиях непомерного ростовщичества.
Какие конкретные меры следует предпринять?
В нормальном государстве ключевая ставка Центрального банка должна устанавливаться в размере от 0 до 1 % без какого-либо дополнительного увеличения, а в целом денежно-кредитная политика Банка России должна быть ориентирована на развитие реального сектора экономики.
При этом необходимое регулятивное воздействие на экономические процессы Центральный банк России вполне успешно может осуществлять посредством не ростовщических (паразитарных), а иных, не сдерживающих экономическое развитие инструментов.
В целях ограничения ростовщической и спекулятивной деятельности полезными будут также следующие нормативные положения:
- в случае покупки и перепродажи физическими и юридическими лицами иностранной валюты с них взимается налог в размере 95 % на разницу превышения цены продажи над ценой покупки;
- в организациях, осуществляющих ростовщическую деятельность, налог на прибыль до 10 % устанавливается в размере 50 %, а на прибыль более 10 - в размере 90 %;
- в организациях, осуществляющих торговую деятельность без объективно необходимых издержек, прибыль взыскивается в доход государства.
Принцип справедливой оплаты труда. В нормальном государстве данный принцип предполагает установление и нелукавую реализацию двух базовых императивов.
Во-первых, размер заработной платы должен находиться в прямой зависимости от количества и качества труда.
Во-вторых, минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума. При этом последний должен исчисляться исходя не из среднестатистического, а реального набора потребительской корзины в соответствующем регионе и размещаться в детализированном виде в сети Интернет.
Особое значение для нормального (справедливого) государства имеет установление соотношения между минимальным размером оплаты труда и максимальной совокупной заработной платой государственных и муниципальных служащих, дельта которого не может превышать 10раз.
Причем здесь важны не только минимальный и максимальный (для чиновников) пределы заработной платы, но и жесткая связь между этими величинами. Если государственные (муниципальные) чиновники государства хотят повысить себе заработную плату, то сделать это можно только вслед и в пропорциях повышения минимальной заработной платы. Такой подход повысит заинтересованность чиновников
государства в создании условий для увеличения минимального размера оплаты труда.
Принципиальным с точки зрения справедливого (нормального) государства является установление верхнего предела заработной платы в организациях, находящихся в собственности государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, а равно в иных монополиях на уровне заработной платы в государственных органах и органах местного самоуправления. Это означает, что заработная плата в государственных корпорациях, государственных учреждениях и на предприятиях не должна быть выше зарплаты государственных (муниципальных) чиновников.
Отступление от этого принципа с моральной точки зрения должно квалифицироваться как легализованная безнравственность, а многомиллионные зарплаты государственных (муниципальных) служащих и менеджмента соответствующих организаций - как откровенный цинизм.
Принцип обоснованности государственных (муниципальных) расходов. Сколько стоит функционирование государства, вопрос отнюдь не праздный. Какими должны быть затраты на содержание нормального государства? Базовая идея может быть сформулирована следующим образом: государство не должно потреблять больше, чем это необходимо для осуществления его объективно необходимых функций. Вполне очевидно, что данная идея нуждается в конкретизации.
Помимо справедливой оплаты труда государственных и муниципальных служащих, о чем говорится выше, в рамках реализации принципа обоснованности государственных (муниципальных) расходов принципиальное значение имеют следующие положения.
Материально-техническое обеспечение государственного и муниципального аппарата должно осуществляться на уровне стандарт-класса в градации: эконом, стандарт, бизнес. Роскошь7 ни в коей мере
7 В средствах массовой информации можно найти огромное количество фактов, когда чиновники за государственный счет
закупают дорогой транспорт, мебель, оплачивают баснословные счета за проживание в отелях и т. п. При этом в таком непомерном расточительстве ни они, ни законодатель, ни правоохранительные институты государства не видят не только ничего противоправного, но и нравственно ущербного. Для их безнадежно деформированного нравственно-правового сознания это совершенно нормальное поведение. Вполне очевидно, что в нормальном государстве так быть не должно.
не способствует качественному выполнению государственных (муниципальных) функций, она лишь нарочито подчеркивает ничем не обоснованное превосходство чиновника над обычными гражданами.
Цены на закупаемую для государственных (муниципальных) нужд продукцию, выполняемые работы и оказываемые услуги не должны быть выше среднерыночных в соответствующем регионе.
Из государственного и муниципального бюджета не должны финансироваться избыточные привилегии8 (персональный транспорт, личная охрана, связь, поддержание рейтинга государственного (муниципального) служащего и т. п.). При этом исчерпывающий перечень должностей государственных и муниципальных служащих, а также предоставляемых им привилегий должен устанавливаться федеральным законом.
Вплоть до создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 Конституции РФ), государство не может осуществлять финансирование любых проектов (олимпиад, чемпионатов и т. п.), не направленных на непосредственное выполнение функций государства.
Государственные и муниципальные органы, равно как и любые иные организации, находящиеся в собственности государства (муниципалитета), не вправе финансировать деятельность, не связанную с осуществлением государственных (муниципальных) функций.
Принцип оптимизации структуры и численности государственного (муниципального) аппарата. Структура и численность государственного аппарата не только влияют на его стоимость, но и самым непосредственным образом предопределяют степень его эффективности. Разрастаясь сверх необходимой меры, что само по себе также закономерно, служащие государственного аппарата начинают выполнять работу, в которой нет потребности с точки зрения здорового государственного (муниципального) управления. Это порождает издержки троякого рода. Во-первых,
8 Под избыточными привилегиями следует понимать преимущества, влекущие издержки государственного и муниципального бюджета, не обусловленные необходимостью осуществления соответствующих функций. Так, на работу и домой чиновник может ездить на личном транспорте. Почему эта услуга должна оплачиваться из государственного или муниципального бюджета, непонятно. То же самое касается услуг связи и многого иного.
на выполнение этой работы затрачиваются немалые ресурсы. Во-вторых, избыточная работа выполняется не параллельно необходимой управленческой деятельности, а взамен ее и нередко вопреки. В-третьих, осознание избыточности, ненужности, бесполезности выполняемой работы порождает нигилистическое отношение к государству и праву.
Содержательная конкретизация этого принципа должна опираться на следующие закономерности: обусловленности функций управления целями (задачами) системы, соответствия структуры функциям управления, оптимального соотношения внутренних и внешних функций, необходимого разнообразия9. Приведенные закономерности подробно рассмотрены нами в ранее опубликованных работах.
Опираясь на указанные закономерности, можно сформулировать следующие положения, направленные на оптимизацию структуры и численности государственного (муниципального) аппарата.
Структура и численность государственного (муниципального) аппарата должны находиться в прямой зависимости от объективно необходимых функций государственного (муниципального) управления.
В Российской Федерации не допускается введение избыточных (дублирующих) функций и устанавливаются эффективные (упрощенные) процедуры реализации объективно необходимых функций государственного (муниципального) управления.
В структуре государственных (муниципальных) органов и организаций не допускается излишняя дифференциация структурных подразделений, а равно введение в штатное расписание должностей, регламенты которых не предусматривают непосредственное выполнение общественно значимой работы.
Принцип справедливого распределения доходов от использования природных ресурсов, иных нетрудовых преимуществ и монопольного положения. В соответствии со ст. 9 Конституции России «1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».
9 Подробнее об этих закономерностях смотри [6, с. 76-86].
Земля и природные ресурсы могут находиться в любой собственности. Главное в том, что они должны использоваться как основа жизни и деятельности всех граждан государства, а не безмерного обогащения узкой группы лиц. Для нормального государства такое представление является аксиоматичным. Иное незаконно, несправедливо и безнравственно.
Реализации принципа справедливого распределения доходов от использования природных ресурсов, иных нетрудовых преимуществ и монопольного положения будут способствовать следующие нормативные предписания.
Предельный размер прибыли в организациях, добывающих и реализующих природные ресурсы, а также использующих иные нетрудовые преимущества, устанавливается в размере 10 %.
Сверхприбыль, получаемая от реализации непере-работанных природных ресурсов и иных нетрудовых преимуществ (природная и иная рента), поступает в казну государства и используется для повышения качества жизни населения.
Отдельно следует сказать об иных нетрудовых преимуществах. Приведем наглядный пример. Дом, построенный на окраине и в центре города по одному и тому же проекту из одних и тех же материалов и т. п., будет иметь одинаковую себестоимость и существенно различающуюся рыночную цену. Разница в стоимости обусловлена не трудовыми и иными затратами, а рыночной конъюнктурой. Это не трудовое преимущество. Поэтому ценовая разница должна поступать в соответствующую казну Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования и использоваться для повышения качества жизни населения.
Принцип обоснованности ценообразования в монополиях и государственных организациях. Рынок является эффективным регулятором экономических отношений лишь в условиях конкурентной борьбы. За счет последней обеспечивается повышение качества товаров, работ и услуг и снижение цены. В таких условиях по общему правилу директивное регулирование цен нецелесообразно. Иное дело - монополии. Здесь нет конкуренции и, следовательно, отсутствуют стимулы к повышению качества продукции и снижению ее стоимости. Напротив, монопольное преимущество всегда будет использоваться для повышения цен, причем нередко за счет снижения качества.
Именно поэтому для монополий и государственных (муниципальных) организаций должен действовать особый режим ценообразования, включающий в себя следующие нормативные положения.
Монополии (ж/д, электро-, газо-, водоснабжаю-щие организации, ЖКХ и другие) работают на основе принципа себестоимости.
Затраты на инвестиции, необходимые для нормального функционирования и развития соответствующих предприятий, включаются в себестоимость и могут быть использованы исключительно по своему целевому назначению.
Цены (тарифы) на товары, работы, услуги монополий и государственных (муниципальных) организаций устанавливаются на основе обоснованных и документально подтвержденных затрат (включая инвестиционные).
Структура цены (тарифа) на товары, работы, услуги размещается на интернет-сайте соответствующей организации.
Принцип ограничения экспорта непереработан-ного сырья. Необходимость ограничения экспорта непереработанного сырья обусловлена рядом причин: а) продавать сырье в переработанном виде на порядок выгоднее, чем в непереработанном; б) развитие переработки обеспечивает занятость населения, создание новых рабочих мест; в) переработка способствует развитию новых технологий; г) повышается уровень национального самосознания. Россия становится не сырьевым придатком Запада, а развитой в технологическом отношении державой.
Для реализации идеи ограничения экспорта не-переработанного сырья предлагаем закрепить в законодательстве следующие положения.
Государство стимулирует переработку природных ресурсов и иного сырья, а также ограничивает их экспорт в непереработанном виде.
Налог на прибыль от экспорта непереработанных природных ресурсов и иного сырья устанавливается в размере 90 %.
Принцип деофшоризациироссийской экономики. Реализация этого принципа позволит деофшоризи-ровать российскую экономику и, как следствие, обеспечить надлежащий сбор налогов от экономической деятельности на территории нашей страны.
Нормативно данная идея может быть выражена в следующей форме.
На территории Российской Федерации не допускается деятельность предприятий, зарегистрированных в иностранной юрисдикции. Для занятия бизнесом на территории России требуется регистрация предприятия в соответствующей юрисдикции.
Принцип экономической самодостаточности (суверенитета) Российской Федерации. Незыблемость государственного суверенитета предполагает не только наличие высокого уровня обороноспособности России, но и высокую степень экономической самодостаточности. В этой связи в законодательстве в качестве одного из целевых ориентиров должно быть закреплено следующее положение.
В Российской Федерации обеспечивается продовольственная, промышленная, технологическая, финансовая и иная независимость от других государств.
Принцип наибольшего благоприятствования для развития реального сектора отечественной экономики. Исходя из того, что развитие экономики является непременным условием для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека, обязанность нормального государства - создавать максимально благоприятные условия для развития реального сектора отечественной экономики.
В чем конкретно это должно выражаться?
Органы государственной власти всех уровней и местного самоуправления должны оказывать всестороннее содействие в согласовании всех видов документов, необходимых для создания и функционирования предприятий.
Земельные участки под строительство предприятий и осуществление сельскохозяйственной деятельности должны предоставляться бесплатно в постоянное (бессрочное) пользование при условии использования по целевому назначению.
Подключение предприятий к коммуникациям энерго-, газо-, водоснабжения должно осуществляться по себестоимости соответствующего вида работ.
Совокупное налогообложение, устанавливаемое в Российской Федерации, не должно препятствовать обеспечению экономически обоснованной рентабельности и при этом обязано рационально ограничивать ростовщическую и спекулятивную деятельность.
Государство должно оказывать содействие в реализации продукции, произведенной в Российской Федерации, на внутреннем и внешних рынках.
Вплоть до обеспечения полной экономической самодостаточности (суверенитета) Российская Федерация не должна размещать собственные средства в иностранные ценные бумаги.
Государство осуществляет прямое целевое финансирование строительства новых и модернизации действующих предприятий, продукция которых необходима для обеспечения экономической самодостаточности (суверенитета) государства, с жестким контролем за целевым использованием денежных средств.
Существенное значение для разумного кредитования реального сектора экономики будут иметь меры, ограничивающие предельный размер ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации до 1 %, а максимальную прибыль ростовщиков - до 10 %. Полагаем, что эти меры позволят выйти на размеры ставок, сопоставимые с европейскими странами, т. е. в пределах 3-4 % годовых. Кстати, российские банки, работающие в Европе, выдают кредиты европейским клиентам в указанных пределах.
Указанные меры будут способствовать реализации еще одного принципа - принципа доступности жилья. В европейских странах кредит на покупку жилья можно оформить под следующие проценты: Великобритания - от 2 %; Франция - от 2 %; Испания - от 3 %; Италия - от 3,5 % годовых [7].
Полагаем, что антиростовщические и антиспекулятивные меры в Российской Федерации позволят обеспечить максимальную ставку ипотечного кредитования в размере до 4 % годовых.
Принцип сбалансированного (равномерного) развития территорий Российской Федерации.
Конституционная обязанность государства состоит в том, чтобы создавать условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека на всей территории Российской Федерации. Сегодня эта обязанность полноценно не выполняется. В современной России имеют место гигантские диспропорции в финансовых возможностях Федерации, различных субъектов Федерации и муниципальных образований.
В чем причины такой ситуации? На наш взгляд, прежде всего в нарушении принципа справедливого распределения налогов и иных доходов. В чем конкретно это выражается?
Во-первых, диспропорции существуют между федеральным бюджетом и иными уровнями бюджетной
системы государства. Федеральная власть аккумулирует значительную часть финансовых ресурсов, которые используются не только на осуществление объективно необходимых общефедеральных функций, но и целого ряда задач, которые не имеют к ним непосредственного отношения. Так, значительная часть финансовых средств Российской Федерации размещена в иностранных ценных бумагах под мизерные проценты. Если при этом принять во внимание, что более 20 миллионов человек в России живут за чертой бедности, имея доход ниже прожиточного минимума [8; 9, с. 428], с центральных каналов российского телевидения идет целенаправленное попрошайничество денег у населения для того, чтобы помочь детям, нуждающимся в дорогостоящих препаратах, операциях или иной помощи, и такая ситуация продолжается на протяжении достаточно длительного периода времени, становятся очевидными бездушное и циничное отношение власти к этой категории населения страны.
Федеральный центр держит подавляющее большинство субъектов Российской Федерации на коротком поводке. Потребность в таком своеобразном способе обеспечения целостности российской государственности была оправдана в период стабилизации федеративных отношений. Сегодня такой потребности нет, но «поводок» по-прежнему не ослабляют.
Во-вторых, существенные диспропорции имеют место при распределении налогов и между субъектами Российской Федерации. Самым богатым регионом является Москва. В столице России живет 10 % населения. При этом, по данным РБК, в Москве сосредоточено около 70 % денег государства [10]. Если перефразировать русскую пословицу, то получим следующую формулу: «Москва с жиру бесится», а большинству регионов «не до жиру, быть бы живу». Почему так происходит? Дело в том, что налог на прибыль предприятий уплачивается в том регионе, в котором зарегистрирована головная компания. Большинство крупных компаний зарегистрированы в столице. В результате даже те регионы, на территории которых находятся высокодоходные предприятия, могут иметь дефицитные бюджеты. Для осуществления своих функций они вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под немалые проценты и тем самым «кормить» ростовщиков.
В-третьих, на уровне муниципальных образований основные диспропорции возникают между собственными доходами и объемом задач и функций местного
самоуправления. Около 50 % доходов местных бюджетов составляет финансовая помощь, осуществляемая в форме дотаций, субвенций и иных форм финансовой поддержки. Дефицит муниципального бюджета не позволяет полноценно осуществлять функции местного самоуправления.
В нормальном (справедливом) государстве должно обеспечиваться сбалансированное развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований всех уровней.
В России устанавливаются справедливые дифференцированные ставки распределения налогов между Федерацией, субъектами Федерации и муниципальными образованиями, соответствующие объему выполняемых ими функций.
Налог на прибыль предприятий поступает в региональный бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующее предприятие. В случае если производственные мощности размещены на территории разных субъектов, налог на прибыль распределяется пропорционально соответствующей доли производства.
В случае недостаточности денежных средств в бюджете субъекта Федерации или муниципального образования для осуществления объективно необходимых функций они восполняются из казны Федерации и (или) субъекта Федерации соответственно.
Принцип планирования экономического развития страны. Реализация данного принципа будет способствовать комплексному, сбалансированному развитию территорий Российской Федерации. Его суть в том, что Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в целях реализации принципа экономической самодостаточности (суверенитета) Российской Федерации, а также сбалансированного развития территорий Российской Федерации с учетом сырьевых, климатических, логистических и иных возможностей разрабатывают взаимосогласованные планы экономического развития страны, субъекта, муниципального образования, включающие конкретные проекты по созданию новых предприятий и модернизации действующих. При этом руководители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны
нести персональную ответственность за экономическое развитие, и в первую очередь за разработку и реализацию проектов (строительство новых и модернизацию действующих предприятий), необходимых для осуществления принципа экономической самодостаточности (суверенитета) Российской Федерации.
Принцип профессионально ориентированного образования. Успешное развитие реального сектора экономики и других сфер общественной жизни в качестве непременного условия предполагает подготовку высококвалифицированных кадров. Для реализации этой задачи предлагается предусмотреть следующие нормативные положения.
В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени образования: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (вузовское) и послевузовское (аспирантура, адъюнктура, ординатура)10.
Правительство Российской Федерации, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации на основе анализа состояния и перспектив общественного развития определяют потребность в количестве специалистов с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием и заблаговременно корректируют систему подготовки и переподготовки кадров.
В системе государственных профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений доминирующим является техническое образование, необходимое для профессионального кадрового обеспечения развития экономики.
Принцип стабильности (устойчивости) правового регулирования. Устойчивость, стабильность правового регулирования общественных отношений является непременным условием социальной и юридической эффективности закона. К великому сожалению, в современной России закономерность устойчивости, стабильности правового регулирования общественных отношений в юридической практике нередко игнорируется. В государственном управленческом сознании существует своеобразный комплекс перманентного реформирования. Реформируют и то, что нуждается в таковом, и то, что не нуждается.
10 По вопросу абсурдности и вредности Болонской модели
«бакалавр - магистр» написано немало работ, и здесь не требуется дополнительной аргументации.
Реформируют одно и то же по несколько раз, причем нередко в прямо противоположных направлениях. При этом руководствуются, очевидно, исключительно благими побуждениями, поскольку в противном случае пришлось бы предположить, что в системе государственного управления работают диверсанты.
Ранее нами был обоснован ряд мер, реализация которых позволит ограничить необоснованную законодательную активность. В их числе: установление 10-летнего моратория на изменение законодательства; определение в законодательстве оснований для обоснованного его изменения; закрепление в праве (актах, адресованных соответствующим субъектам правотворчества) запрета на необоснованную дифференциацию правового регулирования; установление ответственности законодателя за законодательный брак [11].
Нормативное закрепление должны получить следующие положения.
В Российской Федерации обеспечивается стабильность (устойчивость) правового регулирования на длительный период.
Государство гарантирует неизменность установленных правил поведения (в том числе ставок налогов и тарифов на энергоресурсы). Основаниями для изменения действующих правил могут быть существенные изменения в общественных отношениях либо обстоятельства чрезвычайного характера.
Принцип достаточности правового регулирования. Эффективное правовое регулирование возможно, когда есть мера правовой формы. Права как регулятора общественных отношений может быть недостаточно и избыточно. И один и другой «недуг» требуют внимания со стороны доктрины и законодателя. Недостаточность права (пробелы в праве) основательно изучена в отечественной юридической науке и при этом не выступает сегодня в качестве серьезной проблемы правового регулирования. Иное дело - избыточность правового регулирования. И. Н. Барциц справедливо отметил, что «сегодня становится все более очевидной неизбежность признания опасности чрезмерного правового регулирования» [12]. И эту опасность нельзя недооценивать. Нами в этой связи была обоснована категория «правовой тоталитаризм» [13].
В качестве мер оптимизации чрезмерности правового регулирования требуется реализация принципа унификации правового регулирования.
Правовое регулирование типичных общественных отношений осуществляется на основе типовых нормативных правовых актов.
Запрещается дублирование нормативных положений в нижестоящих нормативных правовых актах, а равно установление необоснованного нормативного разнообразия.
Для нормального (справедливого) государства особое значение имеет реализация принципа неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение.
Идея неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение является одним из базовых императивов принципа социальной справедливости. Ни одно правонарушение не должно остаться без адекватной реакции государства. Это нравственная и юридическая аксиома.
В числе других мер, способствующих реализации принципа неотвратимости юридической ответственности за совершенное правонарушение и элементарного чувства законности, в современной России особое внимание следует уделить тем, которые сегодня общественным правовым сознанием воспринимаются как крайне негативные.
Во-первых, должна быть адекватная реакция на любую информацию о фактах, указывающих на признаки противоправного (преступного) поведения. Если кто-либо представил какую-либо информацию, обличающую кого-либо в совершении правонарушения (преступления), то уполномоченные государственные органы в обязательном порядке должны провести установленные законом проверочные мероприятия, принять соответствующие меры и проинформировать об этом общественность. Демонстративное игнорирование такой информации либо принятие по ней явно незаконного решения (оправдание виновного или наказание невиновного) есть явный признак клинической деградации государственности, трансформации ее в бандоподобное образование.
Во-вторых, должна быть адекватная реакция на любые факты незаконного обогащения11. Факт не-
11 Под незаконным обогащением понимается значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать (ст. 20 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции).
законного обогащения должен являться безусловным основанием для увольнения государственного служащего (как утратившего доверие), возбуждения уголовного дела и при доказывании факта получения незаконного дохода привлечения к уголовной ответственности с конфискацией имущества.
Для формирования нормального (справедливого) государства существенное значение имеет последовательная реализация принципа культивирования ценностей нормального (справедливого) государства. Его суть в том, что в Российской Федерации «мощь и гений» аффилированных с государством средств массовой информации должны быть направлены не на пропаганду существующего статус-кво, а на культивирование ценностей справедливого государства: первичности социально ориентированного труда, стабильности политической, экономической, социальной и правовой систем, высокого качества товаров и услуг, чистоты и порядка, профессионализма, порядочности, нетерпимости к правонарушениям, неотвратимости наступления юридической ответственности и др.
Важным видится и принцип адекватного толкования приведенных законоположений, предполагающий, что никакие положения нормативной модели нормального (справедливого) государства не должны толковаться вопреки их здравому смыслу.
Для своей практической реализации модель нормального (справедливого) государства должна быть не только концептуально обоснована, но и нормативно закреплена. Как это сделать? Технико-юридические формы нормативного закрепления концептуальных основ нормального (справедливого) государства могут быть различными. В идеале такой формой должно быть принятие их на референдуме Российской Федерации.
Вместе с тем в условиях современной правовой реальности наиболее действенным представляется следующий двухэтапный вариант их реализации. На первом этапе предлагается дополнить Конституцию Российской Федерации12 ст. 80.1, в которой закрепить наиболее значимые положения, определяющие основные параметры и вектор внутренней и внешней политики современной Российской Федерации. Для
12 Конституция Российской Федерации // СЗ РФ. 2014. №№ 31, ст. 4398.
реализации этой задачи нами разработан проект Закона о поправке к Конституции «О концептуальных положениях внутренней и внешней политики Российской Федерации».
После вступления в силу инициируемого закона следует установить переходный период сроком
на шесть месяцев, в течение которого нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные должны быть приведены в соответствие с данным законом, включая конкретизацию базовых положений и создание адекватных правовых процедур их реализации.
111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111
Список литературы
1. Толстик В. А. Проблема оценивания результатов научной деятельности: фетишизация библиометрии или здравый смысл // Государство и право. 2019. № 1. С. 65-74. DOI: 10.31857/S013207690003650-7
2. Ильин И. А. Общее учение о праве и государстве. URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/169637-2-ivan-ilin-obshchee-uchenie-o-prave-i-gosudarstve.html#book (дата обращения: 20.02.2019).
3. Иеринг. Р. Борьба за право / пер. С. И. Ершова. 2-е изд. М.: Издание М. Н. Прокоповича, 1907. 94 с.
4. Выпускники хотят стать чиновниками. URL: https://www.mjobs.ru/news/vipuskniki-hotiat-stat-chinovnikami/ (дата обращения: 04.02.2019).
5. Чистая прибыль Сбербанка по РСБУ в 2018 году выросла на 24 %. URL: https://finance.rambler.ru/business/41561418/?u1m_ content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (дата обращения: 04.02.2019).
6. Толстик В. А. Закономерности эффективного государственного управления // Государственно-правовые закономерности: теория, практика, техника: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (г. Н. Новгород, 23-24 мая 2013 года): в 2 т. / под общ. ред. В. А. Толстика. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2013. Т. 1. С. 70-89.
7. Какие в Европе проценты по кредитам? URL: http://kreditorpro.ru/kakie-procentnye-stavki-po-kreditam-v-evrope/ (дата обращения: 20.02.2019).
8. Более 20 млн россиян живут за чертой бедности. URL: https://tass.ru/ekonomika/4834598 (дата обращения: 12.02.2019).
9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4 / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. 830 с.
10. Почти 70 % выручки крупнейших компаний оказалось сосредоточено в Москве. URL: https://www.rbc.ru/economic s/20/09/2018/5ba284919a7947cbfc451df8 (дата обращения: 12.02.2019).
11. Толстик В. А. Изменение законодательства: проблемы теории и пока непринятые новеллы в полицейском законодательстве // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. № 3 (35). С. 234-235.
12. Барциц И. Н. Социальная эффективность государственного управления: модели, критерии, российский опыт внедрения // Проблемы управления. 2011. № 1 (38). С. 93.
13. Толстик В. А. Правовой тоталитаризм: стратегия правотворчества или движение по инерции? // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 759-763.
Ill ММ Mill Mill Mill ММ Mill Mill ММ Mill Mill ММ Mill Mill Mill ММ IMM
References
1. Tolstik V.A. The problem of evaluating the results of scientific activity: fetishization of bibliometrics or common sense, Gosudarstvo ipravo, 2019, No. 1, pp. 65-74 (in Russ.). DOI: 10.31857/S013207690003650-7
2. Ilyin I. A. General doctrine of law and state, available at: https://libking.ru/books/sci-/sci-philosophy/169637-2-ivan-ilin-obshchee-uchenie-o-prave-i-gosudarstve.html#book (access date: 20.02.2019) (in Russ.).
3. Ihering R. The struggle for law, Moscow, Izdanie M. N. Prokopovicha, 1907, 94 p. (in Russ.).
4. Graduates wish to become bureaucrats, available at: https://www.mjobs.ru/news/vipuskniki-hotiat-stat-chinovnikami/ (access date: 04.02.2019) (in Russ.)
5. Net profit of Sberbank by the Russian Accounting Standards grew by 24%, available at: https://finance.rambler.ru/ business/41561418/?utm_content=rfinance&utm_medium=read_more&utm_source=copylink (access date: 04.02.2019) (in Russ.).
6. Tolstik V. A. Regularities of effective state governance, Gosudarstvenno-pravovye zakonomernosti: teoriya, praktika, tekhnika: sbornik statei po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (g. N. Novgorod, 23-24 maya 2013 goda), in 2 vol., ed. V. A. Tolstik, Nizhny Novgorod, Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2013, Vol. 1, pp. 70-89 (in Russ.).
ME
ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)
7. What interest rates on credits do they have in Europe?, available at: http://kreditorpro.ru/kakie-procentnye-stavki-po-kreditam-v-evrope/ (access date: 20.02.2019) (in Russ.).
8. Over 20 million of Russians live below poverty line, available at: https://tass.ru/ekonomika/4834598 (access date: 12.02.2019) (in Russ.).
9. Aristotel. Works, In 4 vol, Vol. 4, ed. A. I. Dovatur, Moscow, Mysl, 1983, 830 p. (in Russ.)
10. Almost 70% of the income of the largest companies appeared to be concentrated in Moscow, available at: https://www.rbc. ru/economics/20/09/2018/5ba284919a7947cbfc451df8 (access date: 12.02.2019) (in Russ.).
11. Tolstik V. A. Changes in legislation: problems of theory and so far unaccepted novelties in police legislation, Legal science and practice: Journal of Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia, 2016, No. 3 (35), pp. 234-235 (in Russ.).
12. Bartsits I. N. Social effectiveness of public administration: models, criteria and the experience of their implementation in Russia, Public Administration Issues, 2011, No. 1 (38), p. 93 (in Russ.).
13. Tolstik V. A. Legal totalitarianism: a law-making strategy or an inertia movement?, Yuridicheskaya tekhnika, 2015, No. 9, pp. 759-763 (in Russ.).
Тагиров, Э. Р.
Вызовы «времени-кайрос»: миссия ООН / Э. Р. Тагиров. - Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2019. - 360 с.
Предложенная вниманию читателя книга выбивается из обычного ряда и академических изысков, и публицистических эссе, посвященных анализу причин «слома» фундаментальных основ человеческого общежития, превращения homo sapiens в homo faber, схождения цивилизации с рельсов прогресса на путь регресса. Она написана в ключе историософского размышления, без претензии на законченность и бесспорность выдвигаемых положений. В ней запечатлена философия геоантропологического мировидения, глобалистского взгляда на «взбунтовавшийся» мир, вошедшего в фазис турбулентности, хаоса и неопределенности. Куда идет человечество? Откуда Монблан нерешенных и численно растущих глобальных проблем? Где корни феномена «войны всех против всех»? Кто и что клонирует «майданы», экстремизм, терроризм? Что впереди - «конец истории» или через ее разлом выход на новую ступень эволюции?
Поиск ответов на вызовы «времени-кайрос» ведется через анализ феномена Организации Объединенных Наций как коллективного «управленца» развитием мира. Делается вывод о соединенности исторических судеб ООН и человечества. Для критики ООН оснований достаточно. Но бесспорно одно: мир сохранит и усилит роль Всемирного Хурала или, потеряв его, приблизит свой финал.
Рассчитана на широкий круг читателей - от представителей академических до школьно-вузовских кругов, от элиты в лице управленцев, интеллектуалов, политиков, религиозных иерархов до «хай-тек-молодежи».
Дата поступления /Received 14.01.2020 Дата принятия в печать /Accepted 03.03.2020 Дата онлайн-размещения /Available online 25.03.2020
© Толстик В. А., 2020 © Tolstik V. A., 2020
J