Научная статья на тему 'Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории'

Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
763
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ПРИНЦИП / МЕТОД / ФОРМА / ФУНКЦИЯ / УРОВЕНЬ / СТАДИЯ / НАЛОГОВЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Алеников А. С.

В статье рассматриваются концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории. Осуществляется трактовка и анализ основных составляющих налоговой политики в разрезе взглядов на них ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Предпринята попытка формирования концептуальной основы налоговой политики как сложнейшей экономической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

УДК 336.221.2

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАК КОМПЛЕКСНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ*

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой экономики и менеджмента Е-mail: decan@econ. kubsu. ru

А. С. АЛЕНИКОВ,

преподаватель кафедры мировой экономики и менеджмента Е-mail: as9882@mail. ru Кубанский государственный университет

В статье рассматриваются концептуальные основы налоговой политики как комплексной экономической категории. Осуществляется трактовка и анализ основных составляющих налоговой политики в разрезе взглядов на них ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов. Предпринята попытка формирования концептуальной основы налоговой политики как сложнейшей экономической категории.

Ключевые слова: налогообложение, налоговая политика, принцип, метод, форма, функция, уровень, стадия, налоговый процесс.

Современная социально-политическая ситуация в мире диктует необходимость прогрессивного, опережающего развития

* Статья публикуется по материалам журнала «Финансы и кредит». 2012. № 30 (510).

экономической науки в России. Специфика осуществления финансовой деятельности государства требует наращивания научного и практического потенциала в области аккумуляции денежных средств государством. Необходимость изучения вопросов налогообложения в настоящее время в нашей стране все очевиднее.

Снизившийся в середине 1990-х гг. интерес к вопросам налогообложения и налоговой политики сменился бурным подъемом этого интереса в начале XXI в. Современное экономическое научное сообщество все больше осознает нарастающую необходимость комплексного исследования особенностей налоговой политики, изучения непрямых взаимосвязей (таких как «тяжесть налогового бремени, собираемости налогов») вкупе с правовыми вопросами налогового администрирования [1, 2].

Существует потребность в углубленном изучении методологии налоговедения, истории налогообложения, которые (особенно в условиях России) позволяют ответить на множество насущных и современных вопросов и избежать повторения прошлых ошибок [4]. Необходим анализ оптимальности налогового бремени и возможности его теоретического обоснования и пр.

Именно в связи с продолжением и развитием уже достаточно явственно наметившейся тенденции в вопросах изучения налоговой политики особенно актуальным становится вопрос определения и теоретического обоснования концептуальных основ налоговой политики.

При рассмотрении теоретических основ осуществления и проведения налоговой политики государством исследователь сталкивается не только со все еще достаточно слабым (хотя именно с наступлением XXI в. налоговая политики стала объектом такого внимания ученых-экономистов, какого не испытывала за всю предшествующую историю России) теоретическим обоснованием концепций налоговой политики в научной и учебной литературе, но и существенными различиями в понятийно-терминологическом инструментарии налоговой политики [8].

Нередка ситуация, когда ученые-экономисты, употребляя термины «форма» или «метод» налоговой политики, подчас подразумевают абсолютно разные понятия. Терминологического единства в этой сфере пока еще нет. Более того, совершенно неочевидны тенденции в попытке обнаружения консенсуса по вопросам подобного терминологического единства.

В связи с этим представляются особенно актуальными попытки восполнения данного пробела в отечественном налоговедении. Существует необходимость в следующем:

- предлагать свои подходы к решению данного вопроса;

- дискутировать;

- как следствие - вырабатывать единую понятийно-терминологическую концепцию в отношении налоговой политики.

Прежде чем определить концептуальные основы налоговой политики, надо четко обозначить ее место наряду с видами налогов. Вопрос соотношения налоговой политики, финансовой политики, экономической политики, бюджетной политики и т. д. до сих пор в профессиональной литературе остается крайне дискуссионным. Отсутствие четкого подхода к данной проблеме мешает:

- выделить цели и методы налоговой политики;

- определить ее смысловую и ведомственную принадлежность.

Систематизация видов государственной политики в области экономики и место налоговой политики среди них представлены на рис. 1.

Данные, приведенные на рис. 1, отражают сущность налоговой политики на государственном уровне, т. е. на макроуровне. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях остается открытым [12].

В целом разделение политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым данное разделение будет производиться. Наиболее целесообразным представляется выделение признаков:

- основной цели;

- субъекта;

- объекта налоговой политики.

Основная цель налоговой политики - наиболее важный ориентир (целевая установка, параметр, задача), который необходимо достигнуть субъекту в результате разработки и реализации собственной налоговой политики.

Субъект налоговой политики - носитель прав и обязанностей, обладающий налоговым суверенитетом в пределах законодательно установленных полномочий и имеющий возможность воздействовать на объект своей налоговой политики.

Объектом налоговой политики является предмет, явление или процесс, на который направлена формулируемая субъектом налоговая политика.

Детализация налоговой политики по уровням представлена в таблице 1.

Основные различия между различными уровнями налоговой политики сводятся к трем моментам.

1. Различие целей. Совершенно очевидно, что государство (представлено на федеральном, региональном и муниципальном уровнях) преследует противоположные цели, нежели хозяйствующие субъекты. Несколько иначе здесь формулируется межгосударственный уровень, цели которого не тождественны ни государственному уровню, ни уровню индивидуума [19].

2. Естественным образом различаются субъекты при различных уровнях.

3. Объекты для каждого уровня также различны. Наиболее сложной представляется задача идентификации данного объекта.

В то же время интуитивное разделение налоговой политики только на два уровня - государственный и хозяйствующего субъекта небеспочвенно и имеет под собой глубокие теоретические

Детализация налоговой политики по уровням [13, 14]

Уровень Основная цель Субъект Объект

Межгосударственный Обеспечение справедливости при условиях взаимной выгоды членов межгосударственного объединения Международные организации, фонды, объединения Международные налоговые отношения, налоговая система союза государств

Федеральный Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета государства Президент России, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, министерства Налоговая система государства

Региональный Устойчивое обеспечение доходной части консолидированного бюджета региона Глава региона, законодательное собрание, руководство региона Налогообложение региональными налогами и единым налогом по УСН*

Муниципальный Устойчивое обеспечение доходной части бюджета муниципалитета Глава и представительные органы муниципальных образований Налогообложение местными налогами и ЕНВД**

Корпоративный Оптимизация налоговых обязательств хозяйствующего субъекта Собственники и руководящие органы хозяйствующих субъектов Налогообложение хозяйствующего субъекта

Семейный Обеспечение лучшего уровня жизни путем оптимизации собственных налоговых обязательств Домохозяйство, глава семьи, лицо, занимающееся распределением денежных потоков в рамках семьи Налогообложение физических лиц, объединенных в домохозяйство

Личный Обеспечение лучшего уровня жизни путем оптимизации личных налоговых обязательств Физическое лицо, являющееся налогоплательщиком Налогообложение физического лица

*Упрощенная система налогообложения. **Единый налог на вмененный доход.

Уровневые разновидности определений

&

о о

и

« и

Мегауровень

Межгосударственная налоговая политика

Макроуровень

Федеральная налоговая политика

Мезоуровень

Региональная налоговая политика

Мезоуровень

Муниципальная налоговая политика

Мини-уровень

Корпоративная налоговая политика

Милиуровень

Семейная налоговая политика

Микроуровень

Личная налоговая политика

Рис. 2. Принадлежность дефиниции «налоговая к разным уровням

основания [15]. Оно исходит из того, что в крайне обобщенном виде объекты можно сгруппировать по двум позициям:

- позиция налоговой системы;

- позиция налогообложения.

Налоговая система - это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:

- законодательства о налогах и сборах;

- совокупности налогов и сборов;

- налоговых администраций;

- плательщиков налогов и сборов [11]. Налогообложение - это процесс установления,

введения и изменения сборов, их отдельных элементов, участников налоговых отношений, а также взимания и уплаты налогов и сборов [11, 18].

Детализация уровней налоговой политики упрощает задачу представления для них соответствующих дефиниций (рис. 2).

Итак, терминологизировать налоговую политику невозможно без четкого указания на уровень

налоговой политики. В части, когда речь идет о государственной налоговой политике, авторы предлагают следующее определение.

Государственная налоговая политика - совокупность действий органов государственной власти и местного самоуправления в области экономического регулирования, направленных на совершенствование налоговой системы страны в целях устойчивого обеспечения доходной части бюджетов всех уровней и достижения иных социально-экономических эффектов [12].

Частная налоговая политика -деятельность экономических агентов по использованию вариативных способов с целью минимизации своих налоговых обязательств и достижения иных эффектов.

Отдельно стоит отметить, что предлагаемое определение частной налоговой политики нейтрально по отношению к законности. Ибо если понимать «политику» в целом как «совокупность действий», то у любого хозяйствующего субъекта есть выбор: законными или незаконными способами оптимизировать свои налоговые платежи. И хотя государство и общество всячески порицают использование незаконных способов уклонения от уплаты налогов, вопрос выбора остается за хозяйствующим субъектом. Девальвировать этот факт при определении частной налоговой политики методологически не вполне верно.

Следует отметить, что понимание налоговой политики государства без изучения ее влияния на частную налоговую политику бессмысленно.

Крайне важным представляется вопрос определения роли налоговой политики в налоговом процессе государства. Более подробно роль налоговой политики в налоговом процессе представлена на рис. 3.

Как показывает анализ данных, представленных на рис. 3, и государственная налоговая политика, и частная налоговая политика органически встроены в общую совокупность под названием

политика»

Теория налогообложения

\

Налоговь ю теории

Факторы внешней среды

Государственная налоговая политика

<—>

Факторы внутренней среды

Налогообложение

Налоговый механизм

Налоговая система

Частная налоговая политика хозяйствующего субъекта

Рис. 3. Схематичное изображение места налоговой политики в налоговом процессе государства

«налоговый процесс» государства. Однако государственная налоговая политика является элементом формирования частной налоговой политики, оказывая влияние на налоговую систему, а та в свою очередь формирует налоговую политику хозяйствующего субъекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По-прежнему недостаточно разработанным остается вопрос классификации налоговой политики государства, в то время как большинство ученых-налоговедов предпочитают заниматься классификациями налога как экономического явления и налогообложения как экономического процесса [8]. Налоговая политика продолжает игнорироваться. Подход к классификации налоговой политики невозможен без понимания ее основ, которые позволят определить общие признаки, достичь единого подхода в определении принципов, задач и целей.

По мнению А. Сердюкова, основами налоговой политики выступают:

1) научно обоснованный подход к налоговой политике в соответствии с закономерностями общественного развития и выводами экономической и финансовой наук;

2) учет:

- специфики конкретных исторических внешних и внутренних условий;

- географического положения;

- реальных экономических возможностей государства;

3) изучение генезиса налоговой политики, мирового опыта, выявление прогрессивных тенденций, применимых на соответствующем историческом этапе развития экономической стратегии конкретной страны;

4) учет многоотраслевой структуры и многоуровневого характера (в условиях бюджетного федерализма) российской экономики;

5) использование многовариантных расчетов при выработке концепции налоговой политики и предвидение возможных положительных и отрицательных последствий наложения соответствующих налоговых сценариев на конкретную экономическую ситуацию в стране на основе широкого применения различных экономико-математических методов [17].

Официальное оформление налоговой политики государства происходит прежде всего:

- в программах социально-экономического развития страны и отдельных регионов на долгосрочную и краткосрочную перспективу;

- в бюджетных посланиях Президента РФ, губернаторов и мэров соответствующих регионов и округов;

- в законах о бюджетах на очередной год на федеральном, региональном и местном уровнях;

- в различных законодательных и нормативных актах по налоговым вопросам.

Помимо этого отдельные положения налоговой политики закрепляются в:

- многосторонних международных договорах;

- соглашениях об устранении двойного налогообложения;

- других нормативно-правовых актах.

При более четком рассмотрении понятия «налоговая политика государства» как экономической дефиниции необходимо выделить целый ряд определяющих признаков:

- элемент;

- этап;

- метод;

- способ;

- инструмент;

- средство;

- стадия;

- форма;

- вид;

- направление и т. д.

Стадия - (от греч. stadion) - период, фаза, ступень экономического процесса [16]. В соответствии с данным определением в налоговой политике государства можно выделить четыре стадии. Стадии, в свою очередь, подразделяются на этапы. Этап в данном случае выступает как некоторый пункт событий, которые необходимо пройти на определенной стадии:

1) определение основных экономических ориентиров при формировании налоговой политики государства:

- принимается заказ от общества с учетом политической, экономической и социальной ситуации: какой должна быть налоговая политика государства;

- выделяются главные цели налоговой политики, конкретизируются перспективы и ближайшие задачи на определенном историческом этапе развития государства;

- выбирается налоговая теория, в соответствии с которой будет происходить формирование налоговой политики государства;

- определяются примерные нормативные цели, которые должны быть достигнуты в результате реализации налоговой политики государства;

2) формирование налоговой политики государства:

- формулируются цели и задачи налоговой политики в рамках общей экономической стратегии;

- разрабатывается налоговое законодательство;

- определяется налоговая составляющая бюджетного процесса государства;

- фиксируются основные моменты институциональных аспектов налоговой политики;

3) реализация налоговой политики государства:

- обеспечивается поступление налогов и сборов на всех уровнях бюджетной системы;

- апробируется и совершенствуется налоговое законодательство;

- реструктуризируются и модернизируются налоговые органы;

- развивается кадровая составляющая налоговой политики;

4) оценка сформированной модели налоговой политики государства:

- оцениваются результаты качества разработки налоговой политики государства;

- оцениваются результаты качества реализации налоговой политики государства;

- происходят организационные и кадровые выводы по качеству формирования и реализации налоговой политики государства;

- инициируется процедура исправления допущенных ошибок при дальнейшей реализации налоговой политики либо коренное изменение использующегося вектора налоговой политики как доказавшего свою неэффективность.

Налоговая политика государства может осуществляться в двух формах.

1. В форме внутренней налоговой политики:

- мониторинг налоговых процессов;

- планирование налогового законодательства;

- элементы налогов;

- контроль за налоговой деятельностью внутри страны.

2. В форме международной налоговой политики.

В качестве методов налоговой политики целесообразно выделить:

- метод прямого счета;

- расчетно-аналитические и статистические методы;

- комбинированные методы;

- методы дедуктивно-индуктивных связей;

- методы экономико-математического моделирования.

Эти методы могут носить как ситуационный (т. е. осуществляться при формировании и реализации конкретной ситуации или процесса), так и вариационный характер (производиться при выборе возможных вариантов и направлений деятельности).

Алгоритм деятельности, связанной с организацией любого типа налоговой политики, отображен на рис. 4.

При построении налоговой политики основными моментами являются:

^ л &

3 к

к .,

^ и я ч ^ О ° ^ ч т 4

и

о т н и ч

X

3

К

к и Р

Ё? о

к «

к к

к

^

к

Л

к

и се

Р

^

4 о

И

Рис. 4. Алгоритм осуществления налоговой политики государства

- определение цели налоговой политики;

- постановка тех задач, достижение которых (или отсутствие положительных результатов в достижении которых) будет являться критерием удовлетворительности/неудовлетворительности претворяемой в жизнь налоговой политики.

Вопрос функций налоговой политики в современном налоговедении является ничуть не менее спорным, чем вопрос функций налогообложения в целом.

Условно можно выделить три подхода к пониманию функций.

1. Налоговая политика не имеет никаких других функций, кроме пополнения бюджета (т. е. фискальная функция). Безусловно, самым авторитетным последователем данной точки зрения (и самым остроумным) является И. Горский. В своей монографии, посвященной вопросам налоговой политики, автор пишет: «Мы исходим из того, что у налога только одна функция - фискальная: в ней смысл, внутреннее предназначение, логический и исторический движитель налога» [10]. По его

мнению, нет такого отечественного налогового издания по финансам, где бы не присутствовали многословные рассуждения о налоговых функциях. Все доказательства, как правило, опираются на примеры. А примеры сводятся к такой логике: поскольку утюгом можно забивать гвозди, то утюг обретает функцию молотка! [10].

2. Налоговая политика изначально несет в себе две функции:

- фискальную;

- регулирующую.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако, принимая во внимание специфический характер регулирующей функции, у нее существует возможность «преобразовываться» и «адаптироваться» к любым функциям. Можно выделить ряд функций как «подфункций» регулирующей: социальная, экологическая и т. п. Подобная точка зрения является наиболее популярной среди ведущих отечественных налоговедов.

3. Налоговая политика включает в себя огромное количество функций и способна использоваться как универсальный инструмент для решения абсолютно любых экономических задач. Подобная точка зрения основывается на

множественном характере регулирующей функции без поправки на сущность регулирующей функции. Она характерна для большинства специалистов, не занимающихся профессионально сферой налогообложения, но так или иначе затрагивающих ее в рамках своих исследований.

Необходимо четко разделять понятия «функции» и «цели» налоговой политики государства. Пусть изначально учеными-экономистами не предполагались иные цели для налоговой политики, кроме пополнения бюджета государства. Современность вносит свои коррективы в установившийся порядок. На данном этапе развития отечественной налоговой мысли совершенно очевидно, что налогообложение как инструмент государственного регулирования экономики вышло далеко за установленные «фискальные» рамки. Налогообложение становится все более применяемым инструментом в регулировании отнюдь не налоговых и даже не социальных вопросов.

Прогрессивная западная наука давно использует налоги как инструмент регулирования

целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы.

Систематизация некоторых целей государственной налоговой политики представлена на рис. 5.

Необходимо отметить некоторую двойственность целей налоговой политики и условность разделения ее на первостепенную и второстепенную. Государство иногда готово пойти на ущемление своих фискальных целей ради достижения некоторых социальных целей - экономических или международных. На такое послабление государство идет не так часто, но это обязывает оставлять возможность перемещения вектора государственных целей с первостепенных на второстепенные.

Разбирая основные характеристики налоговой политики, нельзя не упомянуть о ее принципах. Принципом в данном случае выступает основа устройства, действия налоговой политики как экономического механизма. При исследовании принципов построения налоговой политики возникает парадоксальная ситуация. С одной стороны, в настоящее время мало исследований, в которых отдельный пункт (а иногда и целая глава) не были бы посвящены принципам налогообложения. С другой стороны, речь идет именно о теоретических

Рис. 5. Цели государственной налоговой политики

принципах налогообложения индивидуумов, но не о принципах построения налоговой системы или принципах реализации налоговой политики государства.

В то же время качество систематизации достаточно исследованной темы принципов налогообложения также вызывает большие сомнения. Справедливо отмечает Т. Юткина: «Цельная, а главное -общепризнанная теоретическая система знания о принципах налогообложения как об общественном необходимом благе до сих пор отсутствует» [20]. Остается открытым главный вопрос: соотношение принципов налогообложения, налоговой системы и налоговой политики. Они есть одно и то же, т. е. носят единую экономическую сущность, или все-таки данные принципы представляют собой принципиально разные понятия? По данному вопросу может существовать несколько подходов:

1) принципы налогообложения абсолютно самостоятельны по отношению к принципам налоговой системы и к принципам налоговой политики. Данный подход можно считать классическим в отечественном (Н. Тургенев) и мировом (А. Смит) налоговедении;

2) принципы построения налоговой системы тождественны принципам налогообложения. Данный подход отражает равенство и взаимозаменяемость принципов построения налоговой системы и принципов налогообложения;

3) принципы построения налоговой системы представлены как основной подход к вопросу идентификации. Принципы налоговой политики и принципы налогообложения вторичны относительно принципов построения налоговой системы;

4) отождествление принципов реализации государственной налоговой политики и принципов построения налоговой системы;

5) принципы построения и проведения налоговой политики являются уникальными, в то время как принципы построения налоговой систе-

мы и принципы налогообложения вторичны по отношению к ним;

6) принципы налоговой политики и принципы налогообложения отождествляются, а производными от них выходят принципы построения налоговой системы.

Схематично подходы к идентификации различных групп принципов представлены на рис. 6.

Анализ данных, представленных на рис. 6, показывает, что проблема носит в некоторой степени философский характер - что первично, а что вторично? Формируется ли налоговая политика и, как следствие, модель налоговой системы в соответствии с принципами налогообложения? Формируются ли принципы налогообложения и, как следствие, принципы реализации налоговой политики на основе построенной налоговой системы и т. д.?

На взгляд авторов, первопричиной, основой построенной налоговой системы и, как следствие, налогообложения в рамках данной налоговой системы выступает налоговая политика. Именно налоговая политика, ее выбор предопределяют, с одной стороны, тот вид, который должна принять построенная налоговая система, с другой - вид, который будет иметь система налогообложения в данной стране. Это обусловливает специфичность налоговой политики не только среди общих финансовых и экономических категорий, но и среди налоговых категорий.

IV

подход

V

подход

Принципы реализации налоговой политики VI подход

зт:

III

подход

Принципы построения налоговой системы Принципы налогообложения

II

подход

Рис. 6. Подходы к идентификации различных групп принципов

Безусловный характер первичности налоговой политики должен предопределять всю сущность действий государства в области налогообложения. Это влечет за собой факт наличия отдельной категории принципов, специфичных именно для налоговой политики. Действительно, теоретико-методическую основу для формирования налоговой системы в стране закладывает именно налоговая политика, которую государство сочло наиболее оптимальной для реализации.

Будет ли носить налоговая система, сформированная в соответствии с принципами налоговой политики, черты, характерные для налоговой политики в целом, - изначально определить крайне сложно. Это обусловлено как специфическими особенностями принципов налоговой политики, так и реализацией данных принципов в условиях конкретной страны.

Схема реализации налогового процесса в государстве с учетом первичной роли налоговой политики изображена на рис. 7.

Создание исчерпывающего перечня принципов налоговой политики на государственном уровне -одна из самых обсуждаемых проблем в среде нало-говедов на настоящий момент. Свои авторитетные мнения по этому поводу формулируют Ю. Иванов и А. Тищенко [7], С. Барулин [5, 6], А. Аронов и В. Кашин [3], И. Майбуров [11] и др.

Существует перечень принципов государственной налоговой политики, наиболее оптимальный, на взгляд авторов, на современном этапе развития теории налогообложения.

1. Принцип научной обоснованности. Налоговая политика должна быть научно обоснована, исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы, прогнозировать их развитие. Неотъемлемым элементом налоговой политики должна быть ее тщательная и всесторонняя научная экспертиза.

2. Принцип справедливости. Налоговая политика не должна

Ть

I

подход

Рис. 7. Формирование системы налогового процесса с учетом прямых и обратных связей

становиться еще одним элементом наращивания социальной несправедливости в стране. Налоговая политика обязана формироваться без учета интересов каких-либо отдельных групп граждан в ущерб остальным гражданам.

3. Принцип определенности. Налоговая политика не может являться совокупностью программных установок какого-либо конкретного руководителя. Она должна быть определена программным документом стратегического (концептуального) характера с регулярной нормативно-правовой поддержкой. Концептуальный документ, закрепляющий налоговую политику, должен иметь юридическую силу и быть обязательным к исполнению для органов исполнительной власти.

4. Принцип независимости. Формирование налоговой политики не должно происходить на основе ежеминутных политических доктрин, популистских утверждений или инструментов агитации в период предвыборной кампании. Любой шаг в налоговой политике необходимо очистить от локальных политических интересов.

5. Принцип оценки и учета. Выбор целей государственной налоговой политики и средств ее достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов. Обоснованию и анализу подлежат не только целевые положительные результаты, но и неотвратимые отрицательные. Оценка проводится как по количественным, так и по качественным характеристикам.

6. Принцип единства стратегии и тактики. Формирование целевых установок налоговой

политики (стратегии) и выбор конкретных мер по ее реализации не должны находиться в противоречии.

7. Принцип гибкости. Налоговая политика обязана быть гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации в регионе, стране, мире. Налоговая политика должна следовать в фарватере социально-экономических изменений, а в некоторых случаях - предвосхищать и опережать их. Сформированная налоговая политика не есть догма -это руководство к действию, направленное на совершенствование и непрерывную коррекцию. При этом основная доктрина должна демонстрировать стабильность, а мобильность достигаться за счет изменения тактики налоговой политики.

8. Принцип гласности. Документы, определяющие налоговую политику государства на макроуровне, должны быть максимально доступны, в том числе для неспециалистов в области налогообложения, юриспруденции, экономики, для рядовых налогоплательщиков. Данные документы не могут иметь никаких статусов служебного пользования. Крайне необходим институт общественного обсуждения налоговой политики с участием лиц, отвечающих на государственном уровне за формирование стратегии налоговой политики. Налогоплательщики должны иметь возможность высказать свое мнение по поводу налоговой политики государства: с обязательным учетом данного мнения при принятии экономических и политических решений.

9. Принцип согласия. Налоговая политика обязана объединять интересы различных групп налогоплательщиков. Различие интересов необходимо для учета различных эффектов и различных адресатов эффектов - контроля за реализацией интересов одних налогоплательщиков и ущемлением других.

10. Принцип честности. Государство обязано воздерживаться от скрытых способов увеличения налогового бремени граждан путем вывода их из налогового законодательства и принятия в рамках отдельных федеральных законов, использования эмиссии как средства скрытого повышения налогового бремени и т. д. Данные меры неприемлемы в современном государстве, они подрывают саму основу государства - доверие граждан.

Данный перечень принципов налоговой политики государства ни в коем случае не является исчерпывающим. Никогда не могут быть исчерпывающими требования, предъявляемые гражданином к государству. Однако соблюдение данных базовых принципов при реализации налоговой политики государства позволит поднять экономику Российской Федерации на доселе невиданный уровень, значительно улучшить налогообложение.

Список литературы

1. Алеников А. С. Исторические аспекты процесса формирования налоговой политики в России / Налоговая политика и практика. 2011. № 1-2.

2. Алеников А. С. Эффекты переложения налогов как инструментарий регулирования налоговой политики / Экономика: теория и практика 2011. № 3.

3. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. М.: Экономистъ, 2006.

4. АткинсонЭ. Б., СтиглицДж. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: учебник: пер. с англ. под ред. Л. Л. Любимова. М.: Аспект Пресс. 1995.

5. Барулин С. В. Теория и история налогообложения. М.: Экономистъ. 2006.

6. Барулин С. В., Барулина Е. В. Парадоксы российской системы налогообложения / Финансы и кредит. 2012. № 12.

7. Иванов Ю. Б., Тищенко А. Н. Современные проблемы налоговой политики. Харьков: ИД «Ин-жэк». 2006.

8. КузулгуртоваА. Ш. Особенности государственной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности / Финансы и кредит. 2012. № 4.

9. Мамонова И. В., Алеников А. С. Влияние подоходного пропорционального налогообложения на предложение труда / Финансы и кредит. 2011. № 14.

10. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И. В. Горского. М.: Финансы и статистика. 2003.

11. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.

12. Налоговые реформы. Теория и практика: монография для магистрантов / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010.

13. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

15. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учеб. для бакалавриата. М.: Юрайт. 2011.

16. РайзбергБ. А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М. 2010.

17. Сердюков А. Э. Формирование и реализация налоговой политики современной России. СПб. 2006.

18. Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. М.: ИНФРА-М. 1997.

19. Шевченко И. В., Алеников А. С. Оптимальное подоходное налогообложение в России: компромисс между эффективностью и равенством / Финансы и кредит. 2011. № 46.

20. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение. М.: ИНФРА-М. 2001.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы формата А4.

Тел./факс (495) 721-8575, e-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.