ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЛЕСОВОДСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
В.И. ЖЕЛДАК, ст. науч сотр. зав. отделом лесоводства и лесопользования ВНИИЛМ, д-р биол. наук
Лес - многофункциональная глобальная экосистема, дифференцированно функционально ориентированная в зависимости от природных зонально-ландшафтно-лесотипологических условий, что может эффективно использоваться в целях удовлетворения разнообразных социальных потребностей в лесах и лесных ресурсах на основе установления приоритетно-целевого назначения лесов, разработки и применения соответствующих им систем лесоводственных мероприятий, обеспечивающих устойчивое пользование и управление лесами.
Проблемы использования и содержания лесов в начале XXI в.
Конечно, локальные проблемы и кризисные ситуации с обеспечением лесными ресурсами, которые возникают в настоящее время (начало XXI в.) практически лишь в зонах деятельности крупных деревоперерабатывающих производств (особенно ЦБК), вероятно, не создают еще общей или глобальной кризисной ситуации, когда возникает остро актуальная потребность в обращении к лесоводству.
Вероятно, этот предел еще не наступил, т.е. ситуация, когда уже по-другому нельзя обращаться с лесами, содержать леса, управлять лесами. Несмотря на столетний период развития, тезис, особо выделенный в начале XX в. Г.Ф. Морозовым, о том, что «Лесоводство - дитя нужды», остается актуальным, несмотря, а может быть, и в связи с изменившимися условиями.
Разница лишь в том, что тогда речь шла о «нужде» в ресурсах, а в XXI в. - и в ресурсах и еще больше в экологических благах («услугах»), сохранении природной окружающей среды в целом особо ценных, уникальных природных лесных и комплексных с лесными экосистем.
lesvig@yandex. ru
«К концу XX в. лес перестал рассматриваться только как источник ресурсов, товаров и услуг ...». «В мировой литературе широко распространилось новое понятие - «устойчивое управление лесом» - А.И. Писаренко, В.В. Страхов [1]. При этом, «... устойчивое управление лесами означает не только непрерывное, неистощительное пользование ресурсами и услугами леса, но и гарантированное их воспроизводство для удовлетворения потребностей в них как нынешних, так и будущих поколений людей... сохраняя при этом сами леса, их ресурсный и экологический потенциал, биоразнообразие и качество окружающей среды» [2].
Фактически за последние полтора-два десятка лет ХХ века в мире сложилось новое общественное отношение к окружающей среде и к лесу как ее важнейшей составляющей, т.е. по существу радикально изменилась социально-эколого-экономическая составляющая основ лесоводства.
Системный (комплексный) анализ и сопоставление сложившихся в начале XXI в.
экологических условий на всех уровнях (глобальных, региональных, локальных) и тенденций их ухудшения, отрицательно воздействующих на леса природных и антропогенных факторов, ухудшающегося состояния лесов, снижения их функциональной роли и нарастающей потребности в ее улучшении приводит к выводу, что управляющие хозяйственные воздействия на леса не обеспечивают повышения их качества, устойчивости, увеличения - восстановления экологического и ресурсного потенциала лесов.
Таким образом, можно констатировать, что на начало (1-2 десятилетия) XXI в. для лесоводства и лесоуправления сформировалась сложная многофункциональная противоречивая задача: «Обеспечить улучшение выполнения лесом экологических функций при общем ухудшении экологических условий, усилении
108
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Рис. 1. Комплексное противоречие - проблемы лесоводства и лесоуправления
антропогенных воздействий на леса, снижающих их устойчивость» (рис. 1).
Место лесоводства в общей системе управления лесами
Значительные изменения в организации и осуществлении государственного, хозяйственного управления лесным хозяйством, происходящие начиная с 90-х гг. XX в. и особенно с начала XXI в. в связи с введением Лесного кодекса 2006 г. не могут не влиять на практику лесоводства, поскольку посредством лесоводственных мероприятий (в широком понимании), включая мероприятия охраны, защиты, воспроизводства лесов, а также в значительной мере и лесопользования, неразрывно связанного с лесовоспроизводством, осуществляются, в конечном счете, управляющие воздействия на леса.
Следовательно, комплекс имеющихся в лесном хозяйстве (и не только в нем) лесоводс-твенных мероприятий является, по существу, своеобразным лесоводственным механизмом, посредством которого и реализуются (или не реализуются) все те управляющие решения, принимаемые на разных уровнях - от принципов лесной политики, стратегических планов и прогнозов, программных целей развития, планируемых (и непланируемых), финансируемых (и недофинансируемых) объемов мероприятий охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов. От того, как срабатывает этот меха-
низм, по существу, зависит эффективность (или неэффективность) в целом всей системы управления лесами, ее составляющих, если даже отдельные ее компоненты будут идеальными. А то, что реальные результаты управления лесами, отражающиеся на их состоянии, должны быть существенно лучше - соответствовать известным критериям устойчивого управления лесами, признается как научными работниками лесного комплекса, так и практиками.
В то же время активные процессы обсуждения и формирования основных составляющих комплекса лесоуправления, включая государственное управление лесами и лесным комплексом, осуществляются как-то «самодостаточно», порой вне должной связи с выделенной своеобразной первичной (или первичного, низшего уровня) лесоводственной подсистемой управления лесами (лесоводством), отношение к которой сводится часто, в основном, к критике со стороны экологов (представителей экологической составляющей системы управления лесами), а также и со стороны лесопользователей (лесозаготовителей, лесного комплекса), несовершенства лесоводственной (лесохозяйственной) нормативной базы, применяющихся в настоящее время лесоводственных мероприятий (в первую очередь, «лесоводственных рубок» или «рубок возобновления и ухода», пользуясь терминологией ГФ. Морозова).
Лесоводство представляет, по существу, особую функциональную лесоводствен-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
109
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
А. Определяющие факторы и условия
1. Социальноэкологическая основа
2. Социально-экономическая основа 3. Научноисторическая
платформа
В. Нарушающие
воздействия на управляемые объекты
Комплекс социально-экономического, государственного управления лесами (лесная политика, стратегия, программы развития, лесоустройство и планирование), в т.ч. его организационное, экономическое, финансовое обеспечение
Планирование и организация
лесоуправ-
ления
Потребности (цели) в лесах и лесных ресурсах
Матери-
ально-
техничес-
кое
обеспече-
ние
Финано-
вое
обеспечение осущ. мер-ий
Лесоводственная основа (база, механизм) управления лесами - меры лесоводственных управляющих воздействий на леса и ограничивающ. отрицательные, наруша-ющ. возд-ия, в целом обеспечивающие:
Безопас-
ное
использование лесов, не связан. с ЛП и ЛВП
Безопасное и эффективное лесопользование
У V
Эффективное лесовос-производство и лесопользование
Эффек-
тивное
лесо-
воспро-
изводс-
тво
У V.
Б. Ограничивающие факторы и условия
1. Ограниченная территория
2. Ограниченные ресурсы
3. Уровень технического
развития
4. Уровень информационного обеспечения
Эффек-
тивные
охрану
и
защиту
лесов
У К
Леса и участки лесоразведения (объекты лесоводства - управления), дифференцированные по природным условиям и целевому назначению, в т.ч.:
Защитные леса, включая особо защитные уч-ки лесов
Г. Предельные возможности изменения экосистем при сохранении сущностных свойств и функций
ч
Защитные леса по категориям -лесоводственным типам и видам целевого назначения лесов
Рис. 2. Схема лесоводственного механизма управления лесами и лесопользованием
ную подсистему управления, включающую меры непосредственных управляющих воздействий на леса, зависимую в полной мере от объекта управления - лесов, по своей природной сущности не зависящих от социально-экономических преобразований в управлении. В связи с этим лесоводство, с одной
стороны, неизбежно является самой консервативной составляющей общей системы управления, с другой - если не будет реагировать на происходящие изменения в высшем блоке управления (социально-экономическом, государственном), вряд ли может адекватно, эффективно удовлетворять меняющиеся соци-
110
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
ально-экономические потребности в лесах и лесных ресурсах, формирующиеся при этом к нему требования (рис. 2).
Таким образом, лесоводство оказывается узловым звеном, связывающим систему «социально-экономического», включая государственное, хозяйственное управление и объект управления - леса, и выполняет роль активного передаточного механизма управляющих мер на леса, преобразовывая их в свою нормативно-методическую базу и адаптируя к дифференцированной специфике природных свойств и целевого назначения лесов, неизбежно также ограничивая недопустимые нарушающие воздействия на основе обратной связи восприятия границ или пределов устойчивости (т.е. учитывая предельно допустимые или предельно возможные изменения объектов без утраты определяющих их свойств). По существу, управляющие воздействия социально-экономического, государственного управления лесами направлены непосредственно на регулирование лесного хозяйства, через которое и осуществляется управление лесами. Неслучайно, вероятно, вместо управления лесами используется еще и термин управления лесным хозяйством (в котором в основном реализуются лесоводственные основы управления лесами). С учетом этого можно представить место лесоводственных основ (лесоводства) в общей системе управления лесами (рис. 2).
Задачи совершенствования лесоводственных основ управления лесами
При совершенствовании или адаптации лесоводственной (под) системы управления лесами (модернизации ее механизма) к общей, развивающейся в рамках социально-экономических и экологических условий начала XXI в., необходимо учитывать не только сложившиеся (и перспективные) потребности в лесах и лесных ресурсах (при соответствующем техническом и финансовом обеспечении мероприятий лесоводства), но и, безусловно, возможности (изменения, восстановления, адаптации) управляемой системы (объекта лесоводства) под управляющим воздействием соответственно ее природным свойствам (устойчивости, динамичной ста-
бильности и др.), в т.ч. с учетом неизбежно действующих внешних природных и антропогенных воздействий (потеплении климата, периодичности проявления вспышек патологии, интенсивности различных антропогенных воздействий, загрязнений промышленными выбросами и т.п.).
В лесоводственной науке на протяжении уже более чем столетнего периода развития выработан принципиальный подход к управлению лесами на основе сочетания методов дифференциации и интеграции или системной дифференциации, обеспечивающей достижение целей управления лесами
- сложной совокупной экосистемой, состоящей из огромного множества территориально и функционально разнообразных экосистем.
Соответственно в целях выработки (обеспечения) эффективных управляющих лесоводственных воздействий на леса, объекты лесоводства и лесопользования, формирования лесоводственной управляющей системы, соответствующей объектам, необходимо всю совокупность управляющих воздействий дифференцировать - разделить и объединить в определенные блоки или типы по специфике содержания и направленности, целям воздействия, включая обеспечение мер требований, восстановительных и др. мероприятий безопасного использования лесов, не связанного с лесопользованием и лесовоспроизводством (в целях строительства и эксплуатации промышленных, хозяйственных и транспортных объектов), а также безопасного эффективного лесопользования, непосредственно не связанного или мало связанного с лесовоспроизводством ( сбор ягод, других пищевых продуктов, лекарственных растений и т.п.); эффективного выполнения комплексных мероприятий лесовоспроизводства
- лесопользования (типа рубок возобновления леса, рубок ухода и т.п.) и мероприятий лесовоспроизводства, непосредственно не связанных с лесопользованием (лесоразведение, восстановление леса на участках лесных земель с утраченными по разным причинам насаждениями, уход за молодняками и др.), а также мер санитарной и пожарной безопасности в лесах (рис. 2).
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
111
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Дифференциация и систематизация объектов лесоводства и управления лесами
Для выработки эффективных мер управляющих воздействий на леса, ограничения, снижения интенсивности нарушающих воздействий, компенсации неизбежных отрицательных последствий действия антропогенных и природных факторов, лесоводство должно учитывать всю специфику, разнообразие совокупного объекта.
При этом на основе обобщения результатов исследований, литературных данных, практического опыта установлено, что для учета основных природных свойств лесов необходимо использовать лесорастительное районирование в комплексе с экономическими и другими условиями, определяющими особенности охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов. Для этих целей сформирована иерархически структурированная система лесоводственного районирования территории, определяющего разделение ее на части, в разной мере однородные в пределах их границ, включающие леса и любые другие участки, на которых в соответствии с установленным типологическим делением применяются или могут применяться определенные лесоводственные мероприятия. Лесоводственное районирование реализовано в основном в его базовых таксонах - лесоводственных округов в принятых, согласно Лесному кодексу 2006, лесных районах, отраженных в «Перечне лесорастительных зон и лесных районов» (2007, 2011).
Вторая составляющая дифференциации комплексного объекта лесоводства - по функциональному ресурсному и экологическому значению, базирующаяся на учете специфики природных свойств и особенностей участков, а также потребностей пользования ими в определенных целях, отражается в делении (классификации) лесов по целевому назначению, принципиальные положения и исходное содержание которого было сформировано уже в 90х гг. XX в. - первом десятилетии XXI в. И, несмотря на значительные изменения, внесенные Лесным кодексом 2006 г., сохранилось по существу и вполне адаптировано к новым законодательным требованиям [5].
Сочетание, взаимонакладка таксонов, деление лесов по их природным свойствам, отраженным в лесоводственном районировании и лесотипологической классификации лесов с классификационными единицами разделения лесов (по существу всех объектов лесоводства) по целевому значению и назначению, обеспечивают формирование единой интегрированной «природно-целевой» классификации объектов лесоводства, для которых могут и должны применяться соответствующие их специфике лесоводственные мероприятия и в целом управляющие воздействия, включая меры, обеспечивающие их сохранение (в т.ч. особо ценных природных объектов).
Законодательное и нормативное
регламентирование применения лесоводственных мероприятий
Несмотря на заложенные в Лесном кодексе 2006 г. основы представленной дифференциации лесов по природным свойствам, отраженным в лесном районировании и целевому назначению лесов - в делении лесов на резервные, эксплуатационные и защитные с выделением категорий защитных лесов и особо защитных участков лесов, законодательные требования (положения) регламентирования лесохозяйственных мероприятий и лесопользования (управляющих хозяйственных воздействий на леса) сохранились, по существу в традиционном виде (в форме) по отдельным блокам, в т.ч. разработки и применения мероприятий лесовосстановления, ухода за лесами, заготовки древесины и других. Т.е., по существу, к объекту лесоводства (соответственно лесного хозяйства) как динамичной экосистеме регламентируется применение на определенных стадиях ее динамики отдельных воздействий мероприятиями лесовосстановления, затем рубок ухода и, возможно, других мероприятий, которые для конкретного объекта вообще не предусматриваются в системной цепочке.
К тому же смена старых поколений леса - важнейшее узловое мероприятие в цикле лесовоспроизводства - регламентируется Лесным кодексом 2006 г. только косвенно, как «рубки спелых, перестойных лесных насаждений» для заготовки древесины (т.е.
112
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
при осуществлении предпринимательской деятельности - ст. 29 кодекса).
Фактически при таком регламентировании мероприятий лесоводства и лесопользования управление лесовоспроизводством (ЛВП) по всему замкнутому циклу весьма проблематично. Достижение его возможно только при целевой тщательной стыковке (регламентируемых разными правилами) всех мероприятий - управляющих воздействий на каждый объект лесоводства (лесного хозяйства), что гораздо проще и эффективнее может быть обеспечено созданием и применением соответствующих систем мероприятий, охватывающих весь цикл ЛВП, к тому же во взаимосвязи с предшествующим и последующими циклами в едином системном комплексе [5, 6].
Далеко не полно реализуются в нормативных документах (правилах лесовосстановления, ухода за лесами, заготовки древесины и др.) требования Лесного кодекса 2006 - ст.15 «... правила заготовки древесины .., правила лесовосстановления и правила ухода за лесами устанавливаются для каждого лесного района.»
[7]. В частности, приведенные в приложениях к правилам, разработанным в развитие Лесного кодекса, таблицы рамочных нормативов «рубок спелых, перестойных лесных насаждений» для заготовки древесины, рубок ухода по лесным районам не заменяют такие правила, в которых необходимо отразить всю методическую и организационную специфику лесоводственных мероприятий, соответствующих свойствам и особенностям лесов, природных и социальноэкономических условий.
Недостаточно и противоречиво представлены как в Лесном кодексе 2006, так и в нормативных документах положения, регламентирующие особенности и соответствие ле-соводственных мероприятий (охраны, защиты, лесовоспроизводства, лесопользования) специфике целевого назначения лесов. Если в целом регламентирование лесоводствен-ных мероприятий предусмотрено кодексом и нормативными документами по отдельным блокам (в т.ч. лесовосстановлению, уходу за лесами), то особенности охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов - всех этих мероприятий - реализуются своеобраз-
ными уже общими документами, разрабатываемыми для каждой (комплексной) категории и совокупности особо защитных участков лесов (ст. 103-107 кодекса), но они также представляют набор положений, отражающих в той или иной мере специфику регламентирования отдельных мероприятий, предусмотренных правилами, а не системы мероприятий.
Формирование систем лесоводственных мероприятий, соответствующих дифференцированному объекту лесоводства и лесоуправления
Исключение отмеченных и других недостатков применения отдельных лесоводс-твенных мероприятий (управляющих воздействий на леса) в лесном хозяйстве, достижение единой комплексной цели экологически обоснованного рационального лесопользования как части природопользования и устойчивого управления лесами возможно только на адекватной основе применением к сложной природной или природно-антропогенной системе - лесу, причем, дифференцированной по выполняемым основным целевым функциям соответствующих систем лесоводства. Это обеспечивается путем создания региональных приоритетно-целевых систем лесоводствен-ных мероприятий (СЛВ) на зонально-ландшафтно-лесотипологической основе.
Переход к эффективному применению лесоводственных мероприятий осуществляется регламентированием применения на практике региональных систем лесоводствен-ных (лесохозяйственных) мероприятий, в т.ч. по лесным районам [5, 8, 9].
При этом устойчиво управляемое лесовоспроизводство и постоянное поддержание леса в эффективно функционирующем состоянии обеспечиваются в основном цикличным применением систем лесоводственных мероприятий основного типа, включающих всю цепочку стадийных мероприятий (смены поколений леса, лесовосстановления, формирования, сохранения насаждений и смены поколений леса в очередном цикле ЛВП), соответствующих целевому назначению лесов, целям ведения лесного хозяйства и возвращению к таким системам через переходные при
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
113
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
сильном отклонении динамики биогеоценозов от целевого направления, вызванного различными, обычно неуправляемыми факторами, а также неудовлетворительным ведением лесного хозяйства - управления лесами. При возникновении необходимости, в связи с биоэкологическими особенностями определенных лесообразующих видов растений и с учетом экономических условий, допускается обоснованное целевое сочетание систем основных типов и своеобразных систем «производных» типов (подобных основным, но с образованием обычно после рубок производных древос-тоев) и, возможно, систем переходного типа, образующих в целом двух или трех компонентные комплексы, которые можно отнести к более сложным системам основного типа.
Такие комплексы чаще могут объединять системы лесоводственно-восстанови-тельные или лесоводственно-эксплуатацион-ные основного и производного типов, или еще и переформировательные. Они применяются обычно, когда смена-восстановление целевых наиболее ценных пород, особенно в виде чистых (или близких к чистым) древостоев - ели, кедра, иногда других - целесообразна по экологическим и экономическим причинам через смену их обычно одним поколением мягколиственных с образованием т.н. «потенциальных» насаждений ели, кедра и других пород, которые, в свою очередь, сменяются на целевые по завершению мероприятия систем производного типа или переформировываются в целевые насаждения с сокращением (прерыванием) периода лесовоспроизводства этого типа.
Возможны в принципе и другие управляемые однонаправленные (--//) или циклично повторяющиеся (//-//) сочетания систем постоянного или основного (Осн), производного (Пзв) и переходного (Пхд) типов, а также и начально-лесообразовательного типа (НчЛОб) при создании лесных насаждений на нелесных землях, в целом обоснованные для определенных объектов с учетом конкретных особенностей лесообразующей растительности, региональных экономических и экологических условий, в т.ч.: //Осн//; Пхд-//Осн//; Пхд-Пхд-//Осн//;Пхд-Пзв-// Осн//; Пхд-Пзв-Пхд-// Осн//; Пзв-//Осн//; //Пзв-Осн//;//Пзв-Пхд-Осн//;
НчЛОб-//Осн//; НчЛОб-Пзв-//Осн//; НчЛОб-Пзв-Пхд-// Осн/Пзв// и другие.
Путем выбора и применения соответственно природным условиям и исходному состоянию лесных биогеоценозов, приведенных и иных сочетаний СЛВ в пределах более или менее крупных лесных территориальных образований, начиная со сложных лесоводственно-или хозяйственно-типологических (состоящих из нескольких или многих выделов - биогеоценозов), крупных компонентов или в целом ландшафтов, водосборов и тем более лесного фонда лесничеств, других территориальных объектов, может постоянно поддерживаться целевое соотношение биогеоценозов, не допуская в целом ухудшения видового состава и структуры лесов на этих территориях.
Методические принципы применения приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий как лесоводственной основы управления лесами
В целом, в рамках представленных комплексов СЛВ, разработанных по каждому типу (виду) объектов, управляющие меры лесоводства и лесопользования объединяются в целостные системы лесоводственных мероприятий, соответственно дифференцированные по типам целевого назначения лесов, включают определенные целевые (планируемые) воздействия на объекты лесоуправления, в том числе непосредственно на леса, меры по ограничению нежелательных воздействий как в отношении их источников, так и через ослабление или предотвращение любого прямого антропогенного, иного влияния особенно на участках заповедных лесов, где недопустимо любое вмешательство в природные процессы.
Реализация функционирования управляющей подсистемы в лесоводстве на основе приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий осуществляется в форме выполнения типичных для всех систем управления основных функций (создание правил управления, выбор-принятие решений, организация выполнения решений, контроль за их выполнением) с определенной спецификой, соответствующей особенностям объектов управления.
114
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Выбор приемлемых эффективных управленческих решений по применению определенных приоритетно-целевых систем и комплексов лесоводственных мероприятий (ПЦСЛВ) и их составляющих осуществляется на базе сопоставления характеристик объектов лесоводства, выделенных согласно разработанной классификации типов содержания и использования лесов и приводимых им в соответствие систем лесоводственных мероприятий.
Организация выполнения управленческих решений - адекватное применение и осуществление мероприятий ПЦСЛВ предусматривается нормативными и методическими документами (лесоводственными правилами управления) и реализуется в системе отношений заказчик-исполнитель-приемщик работ (в т.ч. возможно и уполномоченный заказчика) путем согласованного четкого выполнения всеми участниками отношений, установленных согласно сделанному выбору требований и условий с характеристикой не только проводимых лесоводственных мероприятий, но и параметрами (характеристикой объекта) до и после их проведения (в том числе и применения всей СЛВ), а также порядка контроля и приемки работ и/или объектов.
При этом все ответственные исполнители в системе организации выполнения решений, в т.ч. применения и осуществления лесоводственных мероприятий и их систем, должны обладать определенным (установленным) уровнем образования и квалификации и обязательным знанием специфики выполнения конкретных действий, применения мероприятий ПЦСЛВ на практике.
Оценка приемлемости и эффективности приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий осуществляется в рамках действующих систем государственного и муниципального контроля со стороны лесничеств на основе разработанного комплекса эколого-лесо-водственных требований и нормативов ПЦСЛВ - нормативной базы ПЦСЛВ, используемой в системах сертификационной оценки с отработкой наиболее эффективных вариантов оценки на территории экспериментальных (опытных) лесничеств, модельных лесов.
Мониторинг и совершенствование лесоводственной основы управления лесами
Совершенствование лесоводственной составляющей системы управления лесами и ее инструмента - управляющих воздействий на леса, самих приоритетно-целевых систем лесоводственных мероприятий и форм их реализации, осуществляется в связующем звене подготовки и реализации предложений, разрабатываемых на основе результатов оценки и лесоводственного мониторинга ПЦСЛВ, содержащей по существу завершающую функцию контроля - оценки и функции создания и совершенствования правил управления, корректировки их любых их компонентов (рис. 3.).
Меры реализации систем лесоводственных мероприятий - лесоводственного механизма управления лесами при действующем законодательстве
Решение вопросов совершенствования управления лесами путем использования систем лесоводственных мероприятий возможно в определенной мере и в рамках действующего законодательства (регулирующего отдельные блоки мероприятий) на основе своеобразной переходной формы нормативно-методического их регламентирования при разработке методического документа (обязательного для исполнения соответственно ст.83 Лесного кодекса), в котором изложить основные положения организации и осуществления лесохозяйственных мероприятий в системах, предназначенных для эксплуатационных и защитных лесов, в т.ч. по типам и лесоводственным видам, а также предусмотреть требования обязательного согласования положений всех Правил, регламентирующих по существу отдельные части целевых систем лесоводственных мероприятий.
При этом дифференцированное нормативное обеспечение лесопользования - лесовоспроизводства по лесным районам обеспечивается путем установления нормативов регламентирования лесопользования - лесовоспроизводства интенсивного и традицион-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2013
115
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
Рис. 3. Формирование и совершенствование ПЦСЛВ - эффективного инструмента управляющих воздействий на леса, обеспечивающих целевое устойчивое управление лесами
ного типа в региональных (второго уровня) правилах по блокам районов (которые могут быть определены как лесоводственные области - всего 12, в т.ч. 5 лесоводственных областей в Европейско-Уральской части России, 5 в Сибири и 2 на Дальнем Востоке).
• Европейско-Уральская часть России
- таежные и притундровый районы (Северо-Европейская равнинная таежная (бо-реальная) лесоводственная область);
- хвойно-широколиственный и лесостепной районы (Средне-Европейская равнинная лесоводственная область);
- районы степей, полупустынь и пустынь (Южно-Европейская равнинная аридная лесоводственная область);
- районы горного Северного Кавказа (Северо-Кавказская горная лесоводственная область);
- районы Урала (Уральская лесоводс-твенная область).
• Сибирь
- районы Западной Сибири - притун-дровый, таежный и подтаежно-лесостепной (Западная-Сибирская равнинная лесоводс-твенная область);
- районы Средней Сибири - притунд-ровый, плоскогорный таежный и подтаежнолесостепной (Средне-Сибирская плоскогорная лесоводственная область);
- районы Восточной Сибири - при-тундровый и таежный мерзлотный (Восточно-Сибирская плоскогорная мерзлотная ле-соводственная область);
- районы Южной Сибири - Алтае-Са-янский горнотаежный, Алтае-Саянский горнолесостепной (Южно-Сибирская Алтае-Са-янская лесоводственная область);
- районы Южной Сибири - Байкаль-
ский горный, Забайкальский горномерзлотный и Забайкальский лесостепной (ЮжноСибирская Байкальско-Забайкальская
лесоводственная область).
• Дальний Восток
- районы таежные, притундровый (Северная Дальневосточная лесоводственная область);
- хвойно-широколиственный, лесостепной районы (Южная Дальневосточная лесоводственная область).
Представленная схема состава региональных (частей) правил по лесным районам не является жестко фиксированной. Предусмотрев возможность разработки правил третьего уровня, можно решить проблему подготовки (частей) правил не только для отдельных лесных районов, но и для особых специфических по природным и иным условиям территориальных образований в рамках конкретизации и детализации правил более высоко уровня.
Поскольку планирование и организация ведения лесного хозяйства и использование лесов осуществляются на основе административно-хозяйственного деления территории (по федеральным округам, субъектам РФ, а в определенной мере и административным районам, лесничествам), границы которых часто не
116
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
совпадают с границами лесных районов, для удобства пользования правила могут разрабатываться также в качестве вспомогательных методических документов - руководств или методических рекомендаций для соответствующего административно-территориального образования, в т.ч. субъекта Российской Федерации. В них будут приведены сформированные на основе правил по регионам (лесным районам) и нормативно-методические положения, регламентирующие проведение соответствующих мероприятий по всем «районным» частям этого территориального образования.
Проведение комплексных научных исследований и эксперимента -необходимое условие инновационного развития лесоводственных основ управления лесами
Практическое реальное достижение поставленной цели возможно при создании определенных условий проведения исследований, разработки на их основе методических документов, в т.ч. с внесением или без внесения изменений в лесное законодательство.
В целях ускорения процесса перехода к системному ведению лесного хозяйства и максимального учета разнообразия условий целесообразно выделять модельные экспериментальные территориальные объекты (МЭТО) для проверки и отработки систем устойчивого управления лесами во всех более или менее крупных регионах, отличающихся спецификой, отраженной в комплексном ле-соводственном районировании.
Для достижения этих целей можно восстановить и использовать с учетом новых условий сеть экспериментальных лесничеств и опытных хозяйств (лесных хозяйств) с типичными для выделенных лесоводственных (лесных) районов или округов условиями и лесным фондом, сформировав из них систему (сеть) своеобразных «организаций управления и хозяйствования» или «экспериментальных или опытных модельных лесничеств и лесных хозяйств» (ЭМЛч или ОМЛч), обеспечив в них условия выполнения эксперимента и организации работ в целом не ниже уровня «Модельных лесов», поддерживаемых
международными организациями и промышленными компаниями. При этом вполне возможно и вероятно необходимо использование всего положительного опыта в организации, финансировании и функционировании «модельных лесов», существующих как в нашей стране, так и в других странах, не копируя все шаблонно и не отбрасывая весь отечественный опыт, накопленный за огромный исторический период, начиная с 1834 г. - образования опытных и учебно-опытных лесничеств, и особенно, когда опытное дело в России получило специальную общегосударственную форму (более столетия назад - с 1906 г.) с образованием постоянной комиссии по лесному опытному делу при лесном департаменте, которую возглавляли профессора Г.Ф. Морозов и М.М. Орлов [10].
В целом для реализации не только предлагаемого, но и других проектов развития управления лесами, лесного хозяйства предлагаемую систему экспериментальных лесничеств и опытных лесных хозяйств (лесхозов) необходимо срочно формировать с учетом положительного и отрицательного опыта и современных условий и задач управления лесами. При этом можно отказаться от многочисленности их, но оказать достаточную поддержку и внимание создаваемым в минимально достаточном количестве на федеральном уровне (для решения федеральных задач), а также и на региональном для решения вопросов соответствующего уровня.
Освоение (проверенных) разработок также сопровождается комплексным организационным обеспечением, т.е. всей отработанной системой управления, включая и подготовку кадров управления лесами, а также лесопользователей, готовых выполнять все лесоводственные мероприятия на определенной территории лесного фонда или в целом объекта лесоводства, лесопользования и управления лесами.
Библиографический список
1. Писаренко, А.И. Лесное хозяйство России: от пользования к управлению / А.И. Писаренко, В.В. Страхов. - М.: ИД «Юриспруденция» - 2004. - 552 с.
2. Моисеев, Н.А. Лесная Россия / Н.А. Моисеев. 2007. - № 7. - С. 10-15.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013
117
ОРГАНИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСАМИ
3. Морозов, Г.Ф. Избранные труды / Г.Ф. Морозов.
- М., 1970. - Т 1. - 560 с.
4. Об утверждении Перечня лесорастительных зон Российской Федерации и Перечня лесных районов Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, приказ от 9 марта 2011 г. № 61.
5. Желдак, В.И. Лесоводственное обеспечение решения задач лесного хозяйства и лесопользования в связи с изменением законодательно-правового режима содержания и использования лесов / В.И. Желдак // Лесная наука сегодня: Сб. науч.тр.
- М.: ВНИИЛМ, 2009. - С. 57-81.
6. Методические рекомендации по организации лесного хозяйства и устойчивого управления лесами /
Н.А. Моисеев, А.В. Побединский, В.С. Чуенков и др. - МПР России, 2001. - 37 с.
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ с изменениями и дополнениями 2008-2012 гг.
8. Моисеев, Н.А. Экономический механизм организации устойчивого пользования и управления лесами / Н.А. Моисеев, Т.И. Моисеева // Вестник МГУЛ
- Лесной вестник. - 2011. - № 6(82). - С. 149-155.
9. Моисеев, Н.А. Зональные системы воспроизводства лесных ресурсов. / Н.А. Моисеев, А.В. Побединский // Лесное хозяйство - 1986. - № 10. - С. 15-19.
10. Колданов, В.Я. Очерки истории советского лесного хозяйства / В.Я. Колданов. - М.: Экология, 1992.
- 256 с.
РЕАЛИСТИЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
С.В. ПОЧИНКОВ, директор Института рационального лесопользования, канд. экон. наук
Разрабатываемые нашими чиновниками концепции и долгосрочные программы развития лесного хозяйства и лесной промышленности, как известно, предназначаются для демонстрации неутомимой деятельности - и только. За их выполнение никто не отвечает, да никто и не спрашивает. Не пройдет и года - они уже канули в Лету. Бесплодность таких, с позволения сказать, «документов» коренится в их ненаучности и несистемности.
Предлагаемая ниже концепция лесопользования предназначается для размышления. Автор полагает, что она построена на системном подходе и учитывает современные российские реалии.
В концентрированном виде концепция сводится к следующим положениям.
1. Под лесопользованием следует понимать комплекс взаимосвязанных видов хозяйственной деятельности:
- транспортную организацию территории (формирование транспортно доступных лесов);
- заготовку круглых лесоматериалов;
- воспроизводство лесных ресурсов;
- транспортировку круглых лесоматериалов потребителям;
- организацию лесопотребления.
2. Экономический базис лесопользования:
pochincov07@mail. ru
- государственная собственность на леса как природный ресурс и экосистему;
- освоение и воспроизводство лесных ресурсов бизнесом на условиях долгосрочной аренды;
- строительство лесовозных дорог, воспроизводство, охрана и защита лесов за счет лесной ренты (региональных лесных фондов);
- содержание государственных органов лесоуправления всех уровней, лесоустройство и лесное планирование за счет федерального бюджета.
3. Функции государства:
- лесоустройство (таксация, ГИС);
- лесное планирование;
- софинансирование крупных лесных проектов;
- развитие транспортной инфраструктуры в целях увеличения площади транспор-тно доступных лесов (из расчета предельного расстояния вывозки древесины по лесовозным дорогам не более 30 км);
- управление лесным доходом;
- регулирование цен и тарифов.
4. Задачи лесного планирования:
- рентный анализ лесных ресурсов;
- обоснование строительства новых транспортных путей;
- формирование региональных лесопромышленных кластеров (ЛПК);
118
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2013