УДК 657.633.5:336.22
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ В ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Представлены понятия контроля, внутреннего контроля, системы внутреннего контроля. Рассмотрена концепция внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам в организации. Дано определение внутреннего контроля в организации. Представлены элементы системы внутреннего контроля и требования, которые предъявляются к ним. Рассмотрено содержание элементов системы внутреннего контроля организации по налогам и сборам: контрольной среды, оценки рисков, процедур контроля, информации и коммуникации, мониторинга.
Ключевые слова: контроль, внутренний контроль, система внутреннего контроля, контрольная среда, оценка рисков, контрольные процедуры, информация и коммуникация, мониторинг средств контроля.
CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR CONTROL OF SETTLEMENTS WITH THE BUDGET ON TAXES AND DUTIES IN THE ORGANIZATION
Annotation. Presented the concept of control, internal control, internal control system. The concept of internal control calculations on taxes and duties within the organization is considered. The definition of internal control in the organization is done. The elements of the system of internal controls and requirements that apply to them are presented. The content of elements of the system of internal control of Taxes and Duties is reviewed: control environment, risk assessment, control procedures, information and communication, monitoring. Keywords: control, internal control, internal control system, control environment, risk assessment, control activities, information and communication, monitoring controls.
Научно-практическое понимание контроля включает в себя совокупность понятий, которые позволяют сформулировать сущность контроля. Сущность контроля включает в себя описание целей, функций и задач, объектов и субъектов контроля, методов контроля. Средства и методы контроля хозяйствующего субъекта позволяют решать управленческие задачи и достигать поставленной цели контроля. Контроль занимает особое место в общей системе экономики, поскольку он представляет собой специальные знания о принципах и методах установления законности, достоверности, экономической целесообразности хозяйственных и финансовых операций и процессов субъектов хозяйственной деятельности и управления в сочетании с исследованием фактического состояния объектов контроля. Если остановиться на процессе управления организацией и рассмотреть его с позиций того, какое место там занимает контроль, то в этом случае ряд специалистов определяют контроль как одну из первостепенных составных частей управления. Контроль в управленческом процессе позволяет оценить отклонение от выполнения принятых решений и позволяет откорректировать дальнейшие действия [5].
Управление функциями контроля является завершающим этапом самого процесса и может являться хорошей базой для планирования, потому что контроль позволяет получить информацию о расходовании средств в работе всех центров ответственности и позволяет выявить дополнительные резервы. В данном случае, контроль интерпретируется как система со своим набором методов и процедур в рамках управления организацией.
Понятие контроль можно рассматривать с общетеоретических позиций, но если речь идет о конкретном субъекте, то в этом случае появляется практическая составляющая, мы конкретизируем понятие и в этом случае рассматриваем внутренний контроль. Необходимость организации внутрен-
И.В. Бардина С.В. Затолокин
Irina Bardina Sergei Zatolokin
© Бардина И.В., Затолокин С.В., 2015
него контроля для хозяйствующих субъектов рассматривали в своих работах многие ученые и специалисты, и поэтому словосочетание «внутренний контроль» имеет различные определения. Это приводит к недопониманию между бизнесменами, законодателями, регулирующими органами и другими заинтересованными сторонами. Это недопонимание и различные ожидания могут создавать проблемы внутри субъектов. Проблемы только увеличиваются, когда нечеткие определения используются при написании законов и правил.
Наиболее широко понятие внутреннего контроля было представлено в Концепции COSO 1992 г., которая была разработана и предложена Комитетом спонсорских организаций - COSO. Понятие внутреннего контроля, представленное в Концепции COSO, наиболее широко используют публичные компании, зарегистрированные SEC (органом, регулирующим американский рынок ценных бумаг), для построения и оценки эффективности системы внутреннего контроля при подготовке финансовой отчетности. Под внутренним контролем Концепция COSO подразумевает процесс, осуществляемый руководством и собственниками компании для обеспечения достаточной уверенности в отношении достижения целей компании, а именно:
- эффективности операционной деятельности;
- надежности отчетности;
- соблюдения законодательства [2].
Модель системы внутреннего контроля COSO состоит из пяти взаимосвязанных компонентов:
1) контрольной среды, отражающей общую атмосферу в компании, влияющую на понимание и исполнение процедур контроля ее сотрудниками;
2) оценки рисков, каждая предполагает непрерывный процесс выявления и анализа рисков, связанных с достижением целей компании и возникающих как от внешних, так и от внутренних источников;
3) контрольных процедур - это мероприятия, определенные политикой компании, которые обеспечивают выполнение указаний руководства, например согласования, разрешения, проверки, сверки, отчеты по текущей деятельности. Типы контрольных процедур включают в себя оценку эффективности бизнеса, обработку информации, физический контроль, разграничение полномочий;
4) информации и коммуникации. Информационные системы позволяют создавать отчеты, включающие финансовую информацию, а также информацию по операционной деятельности и соблюдению процедур законодательства, которая позволяет управлять бизнесом. Они позволяют персоналу компании получить ясное представление о своей роли в системе внутреннего контроля и относиться серьезно к своим обязанностям. Внешние коммуникации направлены на взаимодействие с внешним миром;
5) мониторинга, который представляет собой оценку эффективности функционирования каждого из пяти компонентов системы внутреннего контроля. Результаты оцениваются на основе критериев, установленных надзорными и регулирующими органами, менеджментом и советом директоров компании. Нарушения и недостатки доводятся до сведения менеджмента и совета директоров компании.
В Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 от 26 декабря 2013 г. «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» даются аналогичные модели COSO элементы внутреннего контроля. В данном случае, контроль интерпретируется как система со своим набором методов и процедур в рамках управления организацией [7].
Также среди специалистов рассматривается толкование внутреннего контроля как системы мер для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом,
по выявлению операций, подлежащих обязательному онтролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией денежных средств.
Если обобщить все представления о «внутреннем контроле», то можно сделать вывод о том, что среди специалистов существует преимущественно два направления понимания смысла внутреннего контроля для хозяйствующих субъектов.
По нашему мнению, важным различием между существующими формулировками является акцентирование внимания в одном направлении исследований при определении «внутреннего контроля» на слове «процесс». В этом понимании внутреннего контроля внимание направляется на результат и эффективность, т.е. успешное развитие организации в будущем, что в наибольшей степени, как мы считаем, отражает сущность контроля.
Если говорить о хозяйствующем субъекте как едином организме, то внутренний контроль будет приобретать специфическое содержание, где все взаимосвязано и направлено на результат. И это содержание контроля будет характерно только для этого субъекта. Поэтому здесь следует уже применять такое понятие, как система внутреннего контроля хозяйствующего субъекта. При этом содержание каждого элемента системы будет для каждого хозяйствующего субъекта индивидуально.
Разработка эффективной системы внутреннего контроля в части организации учета расчетов по налогам и сборам в организации предполагает обеспечение своевременности представления и достоверности налоговой и бухгалтерской отчетности. Также система внутреннего контроля должна обеспечить формирование прозрачных и эффективных отношений с налоговыми органами и аудиторами.
Как показывает практика, разработка системы контроля за бухгалтерским и налоговым учетом в организации является непростой задачей, требующей внимания руководства и в большинстве случаев привлечения экспертов. Организации, самостоятельно рассчитывающие налоги, подвержены рискам, имеющимся в процедуре исчисления и уплаты налогов, таким как организационные риски, кадровые риски, информационные риски и риски несоответствия. Создание эффективной системы внутреннего контроля подразумевает, что руководство обеспечивает управление такими рисками на постоянной основе.
В ходе исследования нами сформулировано следующее определение внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам: это осуществляемая службой внутреннего контроля организации проверка правильности отражения по счетам бухгалтерского учета операций, проводимых в рамках осуществления деятельности организации, а также их корректное отражение в налоговом учете, с целью достоверного формирования налогооблагаемой базы по налогам.
Единых требований к созданию системы внутреннего контроля и оценки качества этой системы не существует. При определении качества системы внутреннего контроля руководство и собственники организации обычно полагаются на внутренних аудиторов, аудиторский комитет и бухгалтеров.
В российской и зарубежной практике в настоящий момент существуют разные подходы к определению системы внутреннего контроля и оценке ее качества. Каждый экономический субъект организует систему внутреннего контроля по своим правилам, но нужно учитывать, что Приказом Минфина России № 440 от 30 ноября 2011 г. утвержден План Министерства финансов Российской Федерации на 2012-2015 г. по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности. План предусматривает осуществление такого мероприятия, как разработка рекомендаций для хозяйствующих субъектов по организации и осуществлению ими внутреннего контроля бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Один из вариантов описания внутреннего контроля экономических субъектов представлен
также в Международном стандарте финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации», введенной в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина РФ № 160н. Целью данного стандарта является установление требований к хозяйствующим субъектам по представлению в их финансовой отчетности информации, позволяющей пользователям оценить, насколько существенным является влияние финансовых инструментов на финансовое положение и финансовые результаты деятельности предприятия, а также характер и размер рисков, которым предприятие подвержено в течение периода и на конец отчетного периода в связи с финансовыми инструментами, и каким образом предприятие управляет этими рисками [4].
Также описание системы внутреннего контроля дается в Федеральном стандарте № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» [6]. Стандарт отмечает, что предприятие должно раскрыть информацию, позволяющую пользователям финансовой отчетности оценить характер и размер рисков, которым предприятие подвержено в течение периода и на конец отчетного периода. Эти риски обычно включают кредитный риск, риск ликвидности и рыночный риск, а также другие виды рисков. Раскрытие этой информации должно основываться на внутренней информации, представляемой совету директоров или генеральному директору организации (в соответствии с МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах») [3]. Если количественные данные, раскрытые по состоянию на конец отчетного периода, не дают правильного представления о подверженности предприятия риску в течение периода, то предприятие предоставляет дальнейшую информацию, дающую такое представление. Таким образом, система внутреннего контроля экономического субъекта во многом необходима для оценки рисков различных операций организации и ее объектов, в частности рисков, связанных с расчетами по налогам и сборам. Ее создание и дальнейшее повышение ее эффективности позволят минимизировать эти риски и достичь поставленных целей.
Система внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам в организации также состоит из пяти взаимосвязанных компонентов.
1. Контрольная среда является основой для всех других компонентов внутреннего контроля и определяет дисциплину и структуру. Для обеспечения контроля в организации руководство и собственники организации должны обеспечить следующее:
- разработку внутренних положений о наделении полномочиями и ответственностью работников организации, осуществляющих контроль расчетов по налогам (финансовый директор, главный бухгалтер, контролеры, внутренние аудиторы. ревизоры и т.д.);
- разработка и утверждение рациональной политики для целей налогового учета;
- разработка и утверждение форм и сроков представления внутренних отчетов руководству и собственникам;
- утверждения порядка повышения квалификации сотрудников.
2. Оценка рисков это один из ключевых элементов, так как каждая организация сталкивается со множеством рисков, исходящих как извне, так и изнутри. Эти риски должны быть определены и проанализированы. Для оценки рисков, связанных с расчетом по налогам и сборам, необходимы:
- анализ налоговой нагрузки для новых видов деятельности;
- контроль затрат организации;
- разработка политики взаимоотношений с дебиторами и периодический анализ расчетов с
ними;
- поиск поставщиков с более дешевыми предложениями и доставкой.
3. Процедуры контроля. В организации должны быть разработаны правила и процедуры, которые помогают обеспечить выполнение указаний руководства в направлении налоговой политики
организации. Они помогают удостовериться в том, что предприняты необходимые действия для устранения рисков достижения целей организации. Контрольные процедуры осуществляются во всей организации, на всех ее уровнях и во всех функциональных подразделениях. Они включают в себя следующие действия:
- периодическую сверку данных между работниками разных подразделений организации;
- анализ производственных результатов;
- подтверждение результатов;
- арифметические расчеты;
- запросы;
- прослеживание.
4. Информация и коммуникация. Относящаяся к расчетам по налогам и сборам информация должна идентифицироваться, собираться и сообщаться сотрудникам в той форме и в те сроки, которые бы позволили сотрудникам выполнять свои должностные обязанности. Сотрудники должны иметь возможность сообщать важную информацию вышестоящему руководству. Помимо этого должно существовать эффективное общение с внешними сторонами, такими как клиенты, поставщики, регулирующие органы и акционеры.
5. Мониторинг позволяет систему внутреннего контроля держать под постоянным наблюдением. Этот процесс предполагает оценку качества работы системы за определенный промежуток времени. Мониторинг достигается путем непрерывного наблюдения, периодической оценки или их комбинации. Он включает в себя деятельность по управлению и наблюдению, а также другие действия сотрудников, предпринимаемые ими в ходе исполнения должностных обязанностей. Содержание и частота проведения периодических оценок в основном зависят от уровня рисков и эффективности процедур постоянного мониторинга. Мониторинг внутреннего контроля расчетов по налогам и сборам в организации также позволяет оценить внутренний контроль в соответствии с принятыми методическими подходами в организации [1].
Библиографический список
1. Бардина И.В. Формирование системы внутреннего контроля хозяйствующих субъектов и ее контроль при аудите // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - №14. - С. 109-117.
2. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksp.mos.ru/ru/docs/declaration/lima_declaration/ (дата обращения: 20.01.2015).
3. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (ред. от 07 мая 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
4. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (ред. от 07 мая 2013 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
5. Мельник М.В. Ревизия и контроль / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин. - М.: ФВК-ПРЕС, 2003. - 520 с.
6. Об утверждении правил (стандартов) аудиторской деятельности: постановление Правительства РФ № 696 от 23 сентября 2002 г. (в ред. от 22 декабря 2011 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
7. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 от 26 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс».