КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Заманбеков Ш.З., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика, учет и туризм», Казахский государственный женский педагогический университет, е-mail: [email protected], т. 8-777-64-111-21
В статье рассматриваются вопросы развития машиностроения республики на кластерной и инновационной основе. Освещается концепция кластеризации машиностроительной отрасли с изложением ее содержания. Приведена пункты размещения машиностроительного кластера с характеристикой развития приоритетных направлений отраслей машиностроения в отдельных регионах страны.
Ключевые слова: машиностроения, кластер, инновация, интеграция, модернизация, структура, приоритет, добывающий, перерабатывающий, отрасль, концепция, индустрилизация, техника, технология, оборудование, реструктуризация, инвестиция.
CONCEPTUAL BASES OF CLUSTER-INNOVATIVE DEVELOPMENT OF
KAZAKHSTAN ENGINEERING
Zamanbekov Sh., Ph.D., associate professor, Head of Economics, Accounting and Tourism chair, Kazakh State Teacher Training University,
е-mail: [email protected]
The article examines the development of engineering republic on the basis of innovation and cluster. Highlights the concept of clustering engineering industry outlining its content. Shows the placement of items with the characteristic of engineering cluster development priorities engineering industries in some regions of the country.
Keywords: engineering, cluster, innovation, integration, modernization, structure, priority, mining, processing, industry, concept, industrialization, engineering, technology, equipment, restructuring and investment.
Казахстан находясь в составе бывшего союза располагал достаточно развитой машиностроительной промышленностью, имея тесную взаимную кооперацию со многими предприятями бывшего СССР. Разрыв хозяйственных связей после распада союза машиностроительная отрасль республики находилась в состоянии деградации и начала она восстанавлиываться и развиваться только к концу переходного периода к рыночной экономике.
Для создания в республике отрасли высокотехнологического машиностроения была разработана и утверждена государственная Программа по развитию машиностроения в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, в ходе реализации которой произошли положительные изменения в структуре этой отрасли и улучшении показателей производства ее продукции.
В эти годы впервые в Казахстане была создана отрасль нефтегазового машиностроения. Начиная с 2001 года в стране началась реализация Республиканской целевой программы машиностроения и создания высокоэффективных машин и оборудования на 20012005 годы, направленная на интенсификацию инновационных процессов для создания отечественных машин и оборудования. В целях дальнейшего восстановления и развития машиностроительного комплекса была также принята Программа диверсификации и развития машиностроительной отрасли Республики Казахстан на 2006-2008 годы.
Продукция машиностроительного комплекса является материально-технической базой производства и научно-технического прогресса, от степени развития которого во многом зависит состояние отраслей промышленности и экономики страны в целом. Поэтому машиностроение в республике был возведен в ранг приоритетных отраслей развития экономики в предстоящие десятилетия на инновационной основе.
Для обеспечения инновационного развития машиностроения необходимо разработка новой инновационной политики, направленной на создание современного машиностроительного производства, которое базируется на применении микропроцессоров, программного обеспечения, информационных технологии и т.д., что обеспечивает, одним словом, технический и технологический прорыв в инновации, т.е. разработке новых образцов техники и технологий и практике использования их. В Программе форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2010-2014 годы инновационная политика ориентируется на конечный результат, выпуск конкурентоспособной продукции. В связи с этим в этой программе инновация рассматривается как основной фактор, определяющий устойчивый рост экономики страны и как важнейшие условие осуществления ее диверсификации.
Полноценное использование этого фактора для обеспечения дальнейшего динамичного развития экономики страны возможно при последовательной осуществлении государством целенаправ-
ленной инновационной политики, предусматривающей оказание помощи и поддержки инновационной деятельности всех хозяйствующих субъектов, занимающихся освоением производства принципиально новых видов продукции и технологий. Как видно из Послания Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года, в результате последовательного осуществления государством инновационной политики по созданию потенциально конкурентноспособных, в том числе экспортоориентированных производств в несырьевых отраслях, а также условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств Казахстан за последнее десятилетие значительно продвинулся в своем развитии и по итогам 2012 года вошел в число пятидесяти наиболее конкурент-носпособных стран мира [1].
Такое весомое продвижение страны произошло блогодаря реализации государством инновационной политики и осуществлению системы мер по поддержке производства с высокой добавленной стоимостью и стимулированию экономической эффективности предприятий обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроения, через трансферт технологий, технологическую модернизацию, совершенствования бизнес-процессов, продвижения экспорта продукции, привлечения частного капитала в инновационную сферу, создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов в обрабатывающий сектор экономики.
Среди инструментов осуществления государством инновационной политики был кластерный подход, который позволил производственным компаниям страны стабильно вести инновационную деятельность, направленную на использование научных исследований и разработок новшеств, востребованных рынком. Основанная на таком подходе инновационная политика вызвала в воспроизводственном процессе качественные изменения, связанные с интеграцией возможностей науки, бизнеса и образования, что в конечном итоге вплотную приводило к созданию и распространению в отраслях экономики страны и ее регионах промышленных образований, называемых кластерами.
Как известно, кластер представляет собой сетевую промышленную группу близких, географически взаимосвязанных компаний и сотрудничающих с ними организаций, совместно действующих в определенном виде бизнеса и характерезующихся общностью направлений деятельности и взаимоотношением друг с другом. Впервые в научный и практический оборот кластер был введен М.Портером с определением «как группа географический соседствующих и сотрудничающих компаний и организаций, действующих в определенной сфере, характерезующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга» [6].
В республике первые кластеры нефтегазового машиностроения были созданы на территории Западно-Казахстанской и Атырауской
областях и под названием «Металлургия и металообработка» в горно-металлургической отрасли в Карагандинской области, которые успешно функционирует, подтверждая преимущества развития этих отраслей на кластерной основе. Такие образования в виде кластеров оказывают положительное влияние не только на деятельность входящих в них предприятий, но и на экономику региона и страны в целом, так как кластер предусматривает тесное взаймо-действие предпринимательских структур, вузов и научных центров, общественных организаций, административных учруждений и т.д. Как показывает практика работы кластеров, объединение усилий структурных подразделений их создают необходимые условия для развития инновационной деятельности, повышения гибкости и мобильности компаний, роста конкурентноспособности и рыночной устойчивости их. Таким образом, трудно переоценить роль кластеров в развитии отечественного машиностроения, которые становятся опорными центрами обеспечения его приоритетного развития.
Для закрепления проявивщихся положительных тенденций в развитии экономики страны за последние годы необходимо осуществить также кластеризацию ее ведущей отрасли - машиностроение на основе разработки ее концепции, адекватно отвечающей складывающимся условиям инновационного развития этой отрасли в современный период. Необходимость и целосообразнозность создания такой концепции состоит в том, чтобы четко обозначить характер, направление и масштабы принимаемых и реализуемых мер инновационной политикой государства относительно машиностроения и его приоритетных направлений.
Вместе с тем концепция кластеризации машиностроения нужна для создания и использования новых благоприятных возможностей для его развития на основе ведения конструктивного и эффективного диалога между родственными компаниями этой отрасли, их поставщиками, с правительством, а также другими институтами, координации их действий по взаимному улучшению своих связей в общих интересах кластера.
В Концепции рассмативаются особенности машиностроения и специфика его связи с другими отраслями промышленности, современное состояние этой отрасли, возможности использования опыта зарубежных стран, которые проводят активную промышленную политику на кластерной основе в области развития машиностроительного комплекса.
Машиностроение занимает важное место в экономике страны и определяет перспективы ее развития на инновационной основе. С этой отраслью связано стратегическое состояние производственного потенциала государства, поскольку оно обеспечивает деятельность важнейших отраслей ее экономики: топливно-энергетического, горно-металлургического и агропромышленного комплексов, транспорта и связи, легкой и пищевой промышленности, промышленности потребительского рынка.
Машиностроения находится в технологической цепочке добывающих и перерабатывающих отраслей промышленности, участвующих в производстве техники и оборудования. Предприятия этой отрасли зависят от предприятий смежников, поставляющих сырье, энергию, материалы, комплектующие узлы и механизмы, суммируют все достоинства и недостатки их хозяйственной деятельности. Поэтому машиностроение является связующим звеном всех отраслей экономики, непосредственно, или через своих смежников. Нормальное функционирование машиностроительной отрасли зависит от общего состояния экономики страны, как и нормальное состояние экономики государства находится в зависимости от положения дел в машиностроении, поскольку оно является технической основной материального производства.
Из-за присущей машиностроению ведущей роли в экономике развитые страны мира придают этой отрасли особое значение, создавая приоритетные кластеры для ее развития. Например, кластеры получили довольно большое развитие в Германии, они создавались в этой стране на основе использования научно-технологического задела и консолидации усилий промышленности и научных центров с ориентацией на рынок как внутренних, так и международных. При этом инновационная система в машиностроительном комплексе этой страны имеет традиционный приоритет, что обеспечивает ее динамичное социально-экономическое развитие.
Разработанная концепция кластеризации машиностроения республики с учетом вышеизложенного будет служить исходной платформой, определяющей основные положения инновационного развития машиностроительной отрасли на кластерной основе [4]. Исходя из предназначения этой концепции определены первоочеред-
ные цели и задачи, стоящие перед машиностроением и рассмотрены сдерживающие его развитие проблемы с разработкой научно обоснованных рекомендаций по созданию отраслевых или региональных кластеров в приоритетных направлениях машиностроения.
В рамках кластерной инциативы указаны меры по активизации деятельности предпринимательских структур с организацией крупномасштабного производства в этой отрасли, усилению меры государственной поддержки отечественных машиностроителей и укреплению конкурентных преимуществ их на внутреннем и внешнем рынках [5]. Эта концепция тщательно продумано во всех своих аспектах и представляет собой укрупненно сформулированное представление о предпочитательных путях развития машиностроения и его приоритетных отраслей на перспективу до 2020 года. Ее целью является обеспечение необходимой стабильности и эффективности развития отраслей машиностроительного производства в Казахстане, изменение ассортимента его продукции с меняющимся спросом на рынке, повышение конкурентноспособности машиностроительной техники страны посредством создания приоритетных кластеров машиностроения, обеспечивающих его выход на внешние рынки.
Основной задачей выбора приоритетных машиностроительных кластеров является переоснащение предприятий других отраслей промышленности машинами, технологическим оборудованием на уровне мировых стандартов, избавить их от дорогостоящего импорта, модернизировать производственный аппарат экономики с развитием принципиально новых отраслей, использующих высокие технологии, проводя при этом модернизацию и обновление собственной технологической и производственной базы машиностроения [3].
Приоритетными направлениями в создании машиностроительных кластеров Республики Казахстан являются:
- тракторное и сельскохозяственное машиностроение, в том числе производство оборудования и запасных частей для отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции;
- транспортное машиностроение, в том числе производство цистерн, вагонов, техники для проведения путевых работ, контейнеров, деталей верхнего строения пути, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта;
- машиностроение для нефтегазодобывающей и нефтегазопе-рерабатывающей промышленности;
- производство оборудования для горно-металлургического комплекса;
- автомобилестроение;
- электронное и бытовое машиностроение.
Все вышеприведенные приоритетные отрасли машиностроения имеют конкурентные преимущества, использование которых создают благоприятные условия для их развития. Этими преимуществами является прежде всего наличие твердых полезных ископаемых, в том числе черных и цветных металлов, достаточно емкий внутрений рынок, наличие условий перевозок всеми видами транспорта, высокий уровень электрофикации, имеющийся научно-технический и производственный потенциал с соответствующей инфраструктурой, способной обеспечить развитие указанных приоритетных отраслей машиностроения.
Однако инфраструктура машиностроительных предприятий некоторых отраслей машиностроительного комплекса еще не соответствует международной практике, а именно:
- низкая степень использования высокотехнологического оборудования и современных средств измерения и контроля на всех стадиях жиненного цикла прдукции, особенно при разработке нового продукта;
- низкий уровень применения интегрированных систем информационных технологий и программных продуктов;
- низкий объем затрат предприятий на проведение НИОКР.
При этих условиях приоритетные отрасли машиностроения не
могут нормально развиваться без существенной государственной помощи, его координирующего действия с системой мер поддержек развития машиностроительного производства.
Но в последние годы в структуре промышленности РК наблюдается небольшой прирост доли машиностроительной продукции. Удельной вес этой продукции составляет 4,0% в общем объеме промышленного производства, что очень низкий по сравнению с аналогичным показателем в развитых зарубежных странах, где она составляет от 36% (Великобритания) до 50% (Япония). К тому же продукция машиностроения республики характерезуется пока еще
низкой конкурентоспособностью и реализуется она в основном на внутреннем рынке. В производстве этой продукции проявляется недостаточная инновационная активность, обусловленная низким уровнем инвестиции, направляемой в развитие этой отрасли.
Кроме того, исследованием было выявленно ряд других проблем, сдерживающих развитие машиностроения, которыми являются:
- высокий уровень изношенности основного и вспомагательного оборудования;
- низкое техническое состояние активной части промышленно-производственных фондов;
- неполное использование имеющихся производственных мощностей;
- инновационная непривлекательность отрасли и недостаточность оборотных средств у предприятий;
- деффицит квалифицированных кадров в сфере производства и управления предприятиями;
- низкий уровень кооперационных связей между машиностроительными предприятиями стран ближнего зарубежья и с ведущими мировыми производителями аналогичной продукции;
- низкая доля в производстве продукции наукоемких, высокотехнологических изделий с высокой добавленной стоимостью.
Для решения этих проблем необходимо активизировать инновационную деятельность машиностроительных предприятий, направленную на инновационно-технологическое развитие с помощью формируемых кластеров, которые способны осуществить крупные инновационные вложения в развитие машиностроения.
В Концепции с целью дальнейшего развития машиностроительной отрасли и ее приоритетных направлений на кластерной основе по производству конкурентноспособной техники определены административные территории областей республики, включая гг.Астана и Алматы, где представляется целосообразным формирование региональных или отраслевых кластеров на основе имеющегося у них научно-технического и производственного потенциала для производства конкретной конечной продукции и отрасли машиностроения.
Наиболее перспективным местом для успешного развития ниже следующих приоритетных отраслей машиностроения являются следующие области, где выгодно разместить совместные и новые предприятия создаваемых машиностроительных кластеров:
■ тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, в том числе производство оборудования и запасных частей для отраслей, занимающихся переработкой сельскохозяйственной продукции -Северо-Казахстанская, г. Астана, Костанайская, Кызылординская, Павлодарская, Южно-Казахстанская;
■ транспортное машиностроение, в том числе производство цистерн, вагонов, техники для проведения путевых работ, контейнеров, деталей верхнего строения пути, оборудования и запасных частей для железнодорожного транспорта - г. Алматы, Алматинская, Жамбылская, Северо- Казахстанская;
■ машиностроение для нефтегазодобывающей и нефтегазопере-рабатывающей промышленности - Северо-Казахстанская, г. Астана, Восточно-Казахстанская, г. Алматы;
■ производство оборудования для горно-металлургического комплекса - Карагандинская, Восточно-Казахстанская, г. Алматы, г. Астана, Жамбылская;
■ автомобилестроение- г. Алматы, Западно-Казахстанская, Северо-Казахстанская, Южно-Казахстанская, Алматинская;
■ электронное и бытовое машиностроение - г.Алматы, ЮжноКазахстанская, Северо-Казахстанская, Алматинская, Жамбылская.
Динамика связей в кластере сейчас усиливается в нефтеда-бывающих областях Актау, Атырау, Уральск, где сосредоточено значительное количество предприятий, специализирующихся на добыче, транспортировке и хранении нефти и газ, также отмечается рост региональных связей в Северо-Казахстанской области, пред-стваляющая собой сектор сельскохозяйстенного машиностроения.
На территории Восточно-Казахстанской области можно создать кластер горно-металлургического машиностроения, объединяя его с функционирующим кластером «Металлургия-металлообработка» в Карагандинской области. Местом формирования кластера транспортного машиностроения может стать крупный мегополис республики - г. Алматы. Для создания кластера станкостроительного и приборостроительного машиностроения подходит Павлодарская область, где имеются мощные заводы этого вида машиностроения. Кластер электронного и бытового машиностроения может быть размещен в одном из областей Южного региона Казахстана, имеющего
для этого необходимый потенциал.
Созданный машиностроительный кластер будет опорным центром, стимулирующим развитие других смежных отраслей и создающим экспортную базу страны. Таким образом, концепция кластерного развития машиностроения в ходе своей реализации будет способствовать:
- преодолению спада производства, стабилизацию, накоплению потенциала и подъему промышленного производства, оптимизации внешней и внутренней кооперации и налаживанию экономических связей со странами СНГ, другими государствами, интеграции в мировую экономику;
- совершенствованию структуры управления машиностроительным комплексом, приватизации, демонополизации, развитию малого предпринимательства в сфере производства;
- реструктуризации предприятий машиностроительного комплекса с
определением положения предприятий по отношению к рынку и потребностям покупателя;
- технологической перестройке машиностроительного комплекса на основе передовых технологий, повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- качественному изменению структуры экспорта, сокращению объема импорта товаров за счет внедрения высоких технологий в производству отечественной продукции для защиты внутреннего рынка и увеличения инвестиций в машиностроение;
- инвестированию научного обеспечения дальнейшего роста производства;
- коренной модернизации предприятий машиностроительной промышленности Казахстана и обеспечить их выход на мировой машиностроительный рынок;
- созданию с участием стратегических инвесторов новые производственные мощности по изготовлению машиностроительной техники, а также узлов, агрегатов и компонентов;
- снижению материалоемкости выпускаемых машиностроительных средств.
Ожидаемый общий результат реализации концепции - создание в стране конкурентноспособной машиностроительной отрасли и обеспечение ее приоритетного развития как основы технологической базы стабильного и устойчивого роста экономики Казахстана.
Литература:
1. Стратегия «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г.
2. Информация о ходе реализации Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы за 2010-2012 годы. www. mint.gov.kz.
3. Спицын А.Т. Стратегические приоритеты модернизации национальной экономики России. / AT. Спицын. - М.: Экономика, 2004. 556 с.
4. Мингалаева Г. Кластеры и формирование структуры региона / Г. Мингалаева, С. Ткачева // Мировая экономика и международные отношения. - 2000. - №5. - С. 97-102.
5. Туккель, И.Л. Реструктуризация промышленных предприятий как проблема инновационного развития / И.Л. Туккель // Вестник машиностроения. — 2002.-№ 1.- с. 60.
6. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations: With a New Introduction. N.Y.: The Free Press, 1990, Palgrave Tenth Edition, 1998.