Научная статья на тему 'Концептуальные основы и модели превенции наркомании в молодежной среде'

Концептуальные основы и модели превенции наркомании в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРКОТИКИ / АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА НАРКОТИЗМА / DRUGS / ANTI-DRUG PROGRAM / HEALTHY LIFE-STYLE / DRUG ADDICT PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Каитов Александр Пилялович

Рассматриваются основные модели профилактической работы по предупреждению наркомании среди старшеклассников, а также определяются основные предпосылки возникновения наркомании в молодежной среде. На основе проведенных опросов в школах г. Москвы обоснован вывод о необходимости системного подхода к анализу и предупреждению наркотизации в образовательных учреждениях России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева Людмила Анатольевна, Каитов Александр Пилялович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASIS AND MODELS OF DRUG ADDICTION PREVENTION IN YOUTH ENVIRONMENT

The main models of drug addiction prevention among senior high school student are exposed. The main prerequisites of drug addict appearance among youth are defined. Based on survey made in Moscow schools the conclusion about necessity of system analysis and drug addiction prevention in Russian educational institution is made.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы и модели превенции наркомании в молодежной среде»

ным занятиям. Вероятно, мотивация изучения немецкого языка была бы выше, если бы российские немцы чаще выезжали в Германию навестить своих родных и близких.

Что касается основных черт характера, то российский немец - человек трудолюбивый, дисциплинированный, порядочный и законопослушный, надежный, обладающий разумным практицизмом и испытывающий чувство гордости за свой вклад в экономическое и культурное развитие Российской империи, СССР и современной России.

Список литературы

Земсков, В. Н. Спецпоселенцы в СССР. 1930-1960. - М., 2005.

Кабузан, В. М. Немецкоязычное население в Российской империи и СССР в XVШ-XX веках (1719-1989): ист.-стат. исслед. - М., 2003.

Назарова, Е.А. Социальная адаптация вынужденных переселенцев и беженцев в контексте современной миграционной политики России: социологический аспект. - М.: Союз, 1999.

Немцы России: Энциклопедия. - Т. 1 - 4 / ред кол.: А. Айсфельд, В. Дем, Д. Брандес, и др. - М., 1999, 2004, 2006.

Немцы в России: русско-немецкие научные и культурные связи: сборник статей /отв. ред. Г.И. Смагина. - СПб.: Лики России, 2000.

Российский статистический ежегодник. 2007: стат.сб. / Росстат. - М., 2007.

© Назарова Е.А., 2010

Л.А .Журавлева, А.П.Каитов

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МОДЕЛИ ПРЕВЕНЦИИ НАРКОМАНИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

ЖУРАВЛЕВА Людмила Анатольевна - кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры социологии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (e-mail: hiarcs72@mail.ru);

КАИТОВ Александр Пилялович - младший научный сотрудник лаборатории мониторинговых исследований в системе образования НИИСО ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (e-mail: yzden@mail.ru)

Аннотация. Рассматриваются основные модели профилактической работы по предупреждению наркомании среди старшеклассников, а также определяются основные предпосылки возникновения наркомании в молодежной среде. На основе проведенных опросов в школах г. Москвы обоснован вывод о необходимости системного подхода к анализу и предупреждению наркотизации в образовательных учреждениях России. Ключевые слова: наркотики, антинаркотическая программа, здоровый образ жизни, профилактика наркотизма.

Решение проблемы сдерживания и снижения наркотизации в современном обществе требует расширения поля профилактической антинаркотической работы адекватно складывающейся ситуации. Этот вид деятельности представляет систему мер превентивного характера, которая должна быть направлена на создание условий для полноценного развития личности и ограничения факторов, провоцирующих первичную наркотизацию молодежи.

Антинаркотическая профилактика - это активный поступательный процесс создания условий для формирования личных качеств, поддерживающих положительные тенденции развития организма человека. Основными принципами этого процесса являются: опора на научно обоснованные подходы, непрерывность, своевременность, последовательность и гуманизм.

В решении проблем наркотической превенции большую роль должно играть государство как источник ресурсного обеспечения и формирования морально-нравственного климата в обществе. На государственном уровне в решении вопросов борьбы с наркоманией можно выделить три основных аспекта:

1) формирование в обществе определенного отношения к наркотикам и наркоманам;

2) разработку и проведение государственной политики в вопросах борьбы с производством, сбытом и распространением наркотиков;

3) конкретные меры, принимаемые государственными органами и общественными организациями по созданию системы профилактики наркомании, реабилитации наркоманов и т. д.

В области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует сосредоточить усилия на нацеленности мероприятий, предусмотренных для детей школьного возраста. Именно несовершеннолетние подростки быстро втягиваются в процесс наркотизации, сопровождающийся осложнением сопутствующих ей болезней, особенно при отсутствии соблюдения должной гигиены и возрастании числа случайных половых контактов, тем более в переходном возрасте.

Проблема употребления наркотиков в школах начала всерьез обсуждаться в начале 90-х гг. Тогда внимание учителей было сконцентрировано

на токсикомании, достигшей наибольшего размаха именно в конце ХХ в. Для распознавания состояния наркотического опьянения, определяющего адекватную реакцию по отношению к ученику, учителя стали нуждаться в объективной информации.

На наш взгляд, автономность школы, стремление завуалировать или иногда даже «не видеть» проблему приводят к искаженному восприятию реальной ситуации. Учителя зачастую не могут с уверенностью сказать, пробовали их ученики наркотики или нет, иногда даже отсутствует информация об уже выявленных случаях употребления наркотиков не только вне, но и внутри школы.

Для анализа ситуации в апреле 2009 г. было проведено мониторинговое исследование в школах московского мегаполиса. Исследование проводили сотрудники лаборатории НИИСО Московского городского педагогического университета с участием авторов в 40 школах учебных округов г. Москвы с охватом более двух тыс. старшеклассников.

По мнению опрошенных, основные причины, детерминирующие процесс наркотизации молодежи, кроются главным образом в негативном влиянии СМИ (61%), морально-психологическом климате в семье (50%), социально-экономической нестабильности общества (35%), отсутствии должных условий для организации досуга (кружков, секций и т. п.), (33%), в уровне материальной обеспеченности семьи (6%).

Необходимо отметить, что проблемы с учебой, дезадаптация в коллективе класса, отсутствие профилактической работы в школе не рассматриваются учителями как факторы, влияющие на распространение наркомании среди учащихся. В ходе данного исследования было обнаружено, что учителя плохо владеют информацией о степени распространенности наркотической зависимости среди учащихся, хотя и оценивают профилактическую работу в их школе как явно недостаточную. Анализ данных опроса показал, что многие педагогические коллективы школ пока не стали единым субъектом воспитательной и профилактической деятельности. Кроме того, проведенное исследование заставило задуматься об эффективности проводимой в школах (где дети проводят большую часть времени) превентивной антинаркотической работы, а также о ее формах и содержании.

Организация форм профилактики позволяет провести их типологический анализ и выявить наиболее эффективные модели организации этой деятельности. Опыт борьбы с распространением наркотиков пока недостаточен для всеобъемлющих выводов. Однако следует отметить, что сегодня имеется несколько моделей в этой области, заслуживающих внимания. К ним относятся: репрессивная («война с наркотиками»), либеральная («уменьшение вреда»), рестриктивная («ограничительная»)1.

1 См.: Коняев, Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик // Социологические исследования. - 2005. - № 6.-С. 95-101.

Репрессивная модель рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое собственное незавидное положение. Основным рецептом «исправления» эта модель рекомендует уголовное наказание, изоляцию и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Наиболее наглядно эта модель реализуется в Иране и в Китае.

Либеральная модель рассматривает наркомана преимущественно как больного человека, ставшего жертвой личной предрасположенности к употреблению наркотиков или под влиянием внешних обстоятельств. Внимание общества сосредоточено не на наказании наркозависимых, не на подавлении их с помощью репрессий, а на излечении заболевших и профилактической работе со здоровыми молодыми людьми. Данная модель предполагает отмену запретов на свободную продажу и открытое употребление так называемых легких наркотиков, что позволяет ликвидировать экономическую основу для наркопреступности. Стратегия либерального реагирования на наркотизм не бесспорна.

Иной путь предлагает рестриктивная модель социального контроля. Ограничительный подход занимает здесь промежуточное положение, поскольку включает в себя как меры дифференцированной общесоциальной и социально-медицинской профилактики наркотизма, так и меры репрессивного характера, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков и преследование тех лиц, которые наживаются на этой социальной проблеме. Наркоман с рестриктивной позиции рассматривается как больной человек, нуждающийся в различных формах лечения и реинтеграции в общество. Между наркоманами и наркопотребителями проводятся четкие различия. В рамках этой модели основной объект превентивной антинаркотической работы с целью существенного ограничения спроса на наркотики - наркопотребители.

Рестриктивная модель свободна от крайностей либеральной и репрессивной моделей, социально она ориентирована и перспективна для России. Законодательное оформление и использование основных элементов подобного подхода позволило бы, на наш взгляд, понизить латентность и криминализацию молодежного наркотизма и в конечном счете повысить продуктивность антинаркотической работы прежде всего за счет активной общесоциальной профилактики, а также разработки программ по минимизации вреда и мероприятий по ограничению незаконного оборота наркотиков.

Представляют интерес разработанные по итогам мониторинговых исследований, проведенных в Екатеринбурге, социально-экологическая и

креативно-развивающая модели профилактики наркотической зависимости, являющиеся разновидностями рестриктивной стратегии1.

Социально-экологическая модель направлена на овладение будущими специалистами техникой социальной безопасности, предполагающей ненанесение вреда себе и окружающему миру. Учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения предполагает проведение занятий, формирующих умение противостоять давлению группы, использовать навыки поддержания духовного и физического здоровья, доминирование ценностей здорового образа жизни.

Креативно-развивающая модель предусматривает формирование у обучающихся личностных ресурсов, творческого потенциала, профессиональных способностей. Учитывая преимущественно компенсаторную природу негативных девиаций ( в том числе наркотизма), данная модель органически встраивается как в учебный процесс, так и во внеучебные мероприятия, проводимые в образовательном учреждении. Эта модель основана на внедрении молодежных программ здорового образа жизни, стилей и моделей образа жизни, социально приемлемых и одновременно предоставляющих возможности для наиболее адекватной самореализации и самовыражения личности, для адаптации в окружающей среде.

Следовательно, профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях, с нашей точки зрения, - это система мер превентивного характера, направленных на создание условий для эффективного развития личности в процессе обучения и ограничения факторов, провоцирующих первичную наркотизацию молодежи.

Цель такой профилактики наркомании - формирование в молодежной образовательной среде состояния, препятствующего распространению употребления наркотиков, и снижение вреда от их использования.

Достижению этой цели способствуют ежегодное проведение социологических мониторинговых исследований по проблемам социального самочувствия обучающихся, а также диагностика наркоситуации и выявление мнений по различным вопросам учебной и внеучебной занятости. Весьма важна организация социально-психологического консультирования обучающихся, консультативная помощь по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов его укрепления.

Методы противодействия наркотикам должны быть адекватными, профилактику зависимости целесообразно строить с учетом возрастных особенностей. В содержание мер может входить все, что направлено на утверждение альтернативной наркотикам жизнедеятельности2.

1 См.: Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы. - Екатеринбург, 2006. С. 118 - 119.

2 См. там же. - С. 123.

Приемы превентивной антинаркотической работы предусматривают блокирование у молодого человека тяги к наркотикам на ментальном уровне, когда, несмотря на возможную доступность наркотиков, человек их не употребляет потому, что начинает считать для себя употребление наркотиков противоречащим жизненным установкам и целям.

Таким образом, при планировании и выполнении антинаркотической программы в образовательных учреждениях приоритетным видом должна стать именно первичная профилактика наркозависимости, которая опирается на научное исследование и анализ причин распространения молодежной наркомании. Превентивная работа позволит создать условия для личностного и профессионального самоопределения и самореализации молодежи, ее гражданского воспитания, осознанного принятия ценностей здорового образа жизни.

Сегодня можно обозначить четыре направления первичной профилактики в зависимости от размеров аудитории, возможностей влияния и основных целей антинаркотической работы государственных учреждений и органов власти:

1. Информационное. Его приоритетным носителем являются средства массовой информации, где, помимо освещения негативных последствий зависимости и результатов борьбы с незаконным оборотом наркотиков, необходимо давать практически ценную информацию о признаках злоупотребления наркотиками детьми и подростками, о конструктивном поведении взрослых, о самодиагностике для «экспериментаторов». Кроме того, самостоятельным блоком могут стать образцы антирекламы сигарет и алкогольных напитков.

2. Апелляция к семье, временным и постоянным сообществам («тусовкам»). Это направление можно реализовать через семейные консультативные пункты, женские и прочие общественные организации, СМИ. Здесь можно обсуждать ценности жизни, здоровья, успеха, отношений. Только внутри этих социальных организмов возможно освоение позитивных жизненных правил и приобретение практического опыта в освоении ценностей.

3. Профилактика, которая становится компетенцией психодиагностики, работы профессионалов в области психотерапии и психокоррекции.

Это направление формируется на основе изучения психических нарушений, возникших по причине дефицита общения, такого, как гиперактивность, дефицит внимания и психической активности, склонность к рискованному поведению, жестокость и др.

4. Интерактивное обучение в рамках образовательных программ. В рамках этого направления могут осваиваться психосоциальные навыки, способствующие автономии личности и ее позитивному развитию через

взаимодействие с окружающими и через символическое овладение ситуациями, связанными с риском для здоровья и жизни.

Выдвижение на первый план не только проблемы лечебно-профилактической, но и реабилитационной работы в области наркологии, касающейся явных запущенных случаев, проблем превенции наркомании в целом, стало вполне очевидным. Необходимо разработать и ввести в действие комплекс осознанных и согласованных мер и действий, направленных на опережающее предупреждение «болезни», целенаправленно воздействовать на наркоманию; блокирование и исключение ее причин, прежде всего, внутренних.

Существующие в России антинаркотические программы можно условно разделить на три типа - семейные, школьные, уличные.

Семейные делают профилактический акцент на решении проблем семейного неблагополучия, нарушениях родительско-детских отношений, наличии родственников-наркоманов или алкоголиков и предлагают различные мероприятия по улучшению отношений в семье.

Школьные программы, как правило, ориентируются на формирование альтернативного наркотизации здорового образа жизни, умение противостоять негативному влиянию сверстников-одноклассников. В соответствии с этими программами предлагается проводить уроки формирования социальных навыков сопротивления наркодавлению. В рамках учебных программ распространяется информация о негативных последствиях злоупотребления наркотиками.

Уличные программы делают акцент на вредном влиянии на детей безнадзорности и дворовых компаний. В этих программах предлагается организовать свободное время от обучения в школе детей таким образом, чтобы их досуг был под контролем взрослых, сотрудничествующих с милицией

Определенным вкладом в антинаркотическую работу является организация антинаркотических материалов в сети Интернет. антинаркотический ресурс широко представлен на сайтах Antipav.ru, Narkotiki.ru, Otrok.ru и других, где, кроме размещения информационного антинаркотического ресурса, предлагается консультативная помощь по различным аспектам антинаркотической профилактики. Это имеет большое значение, в том числе и для решения проблем дистанционного образования.

Все больше внимания уделяется программам, касающимся здорового образа жизни (темы конференций, Интернет, статьи в журналах и т. д.). «Здоровый образ жизни» - это не только слова, но и выбор жизненной позиции, выбор своего будущего. Образовательные учреждения, безусловно, должны помогать подрастающему поколению не растеряться среди обманчивых соблазнов, модных влияний и выбрать верный путь. Здоровый образ

жизни предполагает, что подростки должны уметь радоваться, удивляться, восхищаться, уметь играть и трудиться, уметь быть добрыми и общительными, а значит, быть счастливыми.

Эффективное решение проблем наркотизации возможно только в рамках научно обоснованных моделей организации превентивной антинаркотической работы. К ним относятся:

правовая модель. Она отводит доминирующую роль законодательному регулированию проблем, связанных с преодолением наркотизма;

медицинская модель, основанная на постулате о том, что злоупотребление наркотиками представляет собой серьезный болезненный процесс, а его распространение носит характер эпидемии. Эта модель отдает предпочтение мерам медицинского характера;

психосоциальная модель рассматривает потребителя наркотиков через призму разнообразных психических процессов, происходящих в личности, во взаимодействии с окружающей средой 1.

Имеется также классификация, основанная на характере использования поступающей информации2.

Различные методики профилактики наркотизма уже не являются новшеством. Идет процесс разработки и внедрения различных моделей превенции, но, к сожалению, проблема в целом продолжает оставаться одной из самых сложных и почти не приблизившейся к решению поставленных целей.

Список литературы

Коняев, Ю.Ю. От социологического изучения феномена к обновлению антинаркотических практик // Социологические исследования. - 2005. -№ 6.

Организация работы по профилактике зависимостей от психоактивных веществ в вузах: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. - Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2006.

© Журавлева Л.А., Каитов А.П., 2010

1 См.: Стребков, А.И. Антинаркотическая политика в России: образовательный аспект/ www.ecadi.ru: Прохорова, М. Медицинский аспект профилактики наркомании/ www.antipav.ru.

2 См.: Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. Отклоняющееся поведение / www//yurpsy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.