Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров'

Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КЛАСТЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ТРАНСГРАНИЧНОГО ФИНАНСОВОГО КЛАСТЕРА / ЕВРОРЕГИОН "СЛОБОЖАНЩИНА" / CROSS-BORDER FINANCIAL CLUSTER EUROREGION "SLOBOZHANSCHINA" / CLUSTER FORMATION / CROSS-BORDER COOPERATION / CLUSTER DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Внукова Н. Н.

На примере еврорегиона «Слобожанщина» рассматриваются механизмы формирования трансграничных финансовых кластеров. Кластерный подход как альтернатива традиционному отраслевому, представляется наиболее оптимальным для конкурентного развития как самого кластера (компаний и финансовых учреждений, которые входят в его состав), так и того региона (еврорегиона), на территории которого этот кла стер находится. Представлены сценарий создания трансграничного финансового кластера еврорегиона «Слобожанщина» и пути создания финансового мегакластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual framework of forming cross-border financial clusters

On the example of the Euroregion «Slobodschina explores the mechanisms of formation of cross-order financial clusters The cluster approach as an alternative to the traditional a branch, the most suitable for the competitive development of the cluster that is, companies and financial institutions that are part of it, and for the region (Euroregion), the territory of which the cluster is located. Presented by the script creating cross-border financial cluster Euroregion «Slobobodschina» and ways of creating financial mega clusters

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования трансграничных финансовых кластеров»

Н. Н. Внукова1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНЫХ

ФИНАНСОВЫХ КЛАСТЕРОВ2

Глобализация как неотъемлемая составляющая современной экономики влияет на политическую, экономическую, социальную и культурную сферы на общеевропейском, национальном и региональном уровнях [4, 5, 6], ускоряя движение капитала, информационных и человеческих ресурсов. Доступ к наиболее качественным технологиям имеют только конкурентоспособные субъекты хозяйствования. Мировой опыт показывает, что в условиях рыночной экономики кластерные образования - это наиболее эффективные, гибкие формы организации бизнеса, способные повышать конкуренцию предприятий и территорий [1, 2].

С учетом современной региональной направленности европейской политики и уникального географического расположения Украины (19 областей площадью около 77 % территории государства являются приграничными, из них 10 областей расположены в украинско-российском трансграничном пространстве) необходимо разработать концепцию региональной политики, составляющей которой должно стать трансграничное и региональное сотрудничество.

Для этого необходимо решить проблемы финансирования трансграничных проектов и повышения конкурентоспособности рынка финансовых услуг. Отсутствие у партнеров трансграничного сообщества возможности обеспечить совместное финансирование общих проектов замедляет темпы его развития. В Украине по периметру границы организованы 8 еврорегионов, которые могли бы играть роль институциональных образований, но страны ЕС больше вкладывают в развитие еврорегионов на западе Украины.

Одним из инструментов, позволяющим улучшить трансграничное сотрудничество на всех границах, являются кластеры и формирование финансовых инициатив их функционирования. На данном этапе главными источниками финансирования кластеров считаются государство и участники кластеров, но для более быстрого и эффективного развития необходимо привлечение (или формирование) новых финансовых «игроков». Поэтому актуальным является исследование процесса выявления трансграничных финансовых кластерных инициатив и разработка основ концепции их формирования.

По результатам реализации швейцарско-украинского проекта «^огеа» кластер определен как территориально-отраслевое добровольное объединение самодостаточных юридических лиц, которые сохраняют свой автономный юридический статус, тесно сотрудничают с научными центрами, общественными организациями и органами местной власти с целью производства конкурентной продукции, предоставления услуг, защиты интересов, достижения общей и личной выгоды и создания условий для экономического развития региона3.

Трансграничное сотрудничество - это особая сфера внешнеэкономической, политической, экологической, культурно-образовательной и других видов международной деятельности. Оно осуществляется на региональном уровне, охватывая все формы этих видов деятельности, и отличается необходимостью и возможностями более активного их

1 Член правления Союза экономистов Украины (Харьковский национальный экономический университет ХНЭЦ), д-р экон. наук, профессор. E-mail. :ufp2007@meta.ua

2 Использованы данные фундаментального исследования на тему «Финансовые услуги в обеспечении становления кластерных инициатив трансграничного сотрудничества» (№ 0109U001221), проведенного научными сотрудниками ХНЭУ и Харьковского государственного университета строительства и архитектуры - ХГТУСА (руководитель - д-р экон. наук, профессор Н. Н. Внукова).

3 евнформащя електронно! сторшки КУА «Кшто» [Електрон. ресурс].- Режим доступу: www.kinto.com

использования; наличием границы и необходимостью ее обустройства; общим использованием естественных ресурсов и, соответственно, общим решением проблем экологической безопасности; более широким взаимным общением населения соседних государств, личными связями людей и повышенной нагрузкой на инфраструктуру1

.В 2004 г. принят базовый закон Украины «О трансграничном сотрудничестве»2. Он определил еврорегион как организационную форму сотрудничества административно-территориальных единиц (регионов) европейских государств в соответствии с двух или многосторонними соглашениями о трансграничном сотрудничестве. Согласно словарю определений Европейского Союза3 , еврорегион - это форма сотрудничества приграничных территорий соседних государств. Цель создания еврорегионов - укрепление добрососедских отношений, культурных и хозяйственных контактов, общие инвестиции, борьба с последствиями стихийных бедствий, охрана историко-культурного наследия.

Важнейшими правовыми документами, регулирующими сотрудничество в рамках еврорегионов, являются принятые Советом Европы Мадридская конвенция о приграничном сотрудничестве (1980) и Европейская хартия о местном самоуправлении (1985). В конце 2009 г. в Утрехте был принят Протокол №3 к Европейской рамочной конвенции о трансграничном сотрудничестве, который должен быть в ближайшее время ратифицирован в Украине.

Развитие малого и среднего предпринимательства в созданных на государственной границе еврорегионах является основной задачей Постановления Кабинета министров Украины № 1819 от 27 декабря 2006 г., которое утвердило Государственную программу развития трансграничного сотрудничества на 2007-2010 гг. Среди мероприятий по расширению трансграничного сотрудничества выделено развитие бизнес-сетей (кластеров), что симметрично отвечает и основным стратегическим задачам трансграничного сотрудничества Российской Федерации.

Центр трансграничного сотрудничества еврорегиона «Слобожанщина» (Харьковская и Белгородская обл.) совместно с представительством Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства в Харьковской области и ОАО «Харьковский региональный фонд поддержки предпринимательства» провели в Харькове в начале 2007 г. первый круглый стол «Кластерные инициативы еврорегиона «Слобожанщина»4 , на который были приглашены представители Белгородской области России. 7 мая 2007 г. представители еврорегиона «Слобожащина» участвовали в круглом столе «Кредитно-финансовые механизмы малого бизнеса Белгородской области» в Белгороде, где ведущие банки представляли программы поддержки малого бизнеса. 25 мая 2007 г. в ХГТУСА состоялся круглый стол «Строительный кластер еврорегиона «Слобожанщина» - форма сотрудничества строительных компаний Белгородской и Харьковской областей», который стал основой подписания базового соглашения о создании трансграничного строительного кластера на Белгородском строительном форуме 9 августа 2007 г.

В 2008 г. состоялись 1Пя и 2Пя Международные научно □ практические конференции еврорегиона «Слобожанщина», на которых рассматривался широкий круг вопросов трансграничного сотрудничества. На одном из форумов в Белгороде подписан

1 1нформащя офщшного сайту Нацюнального банку Укра1ни [Електрон. ресурс].- Режим доступу: http://www.bank.gov.ua.

2 Про схвалення Стратепчних напрямiв та завдань щодо залучення мiжнародноl техшчно! допомоги i сшвробггаицтва з мiжнародними фшансовими оргашзащями на 2009-2012 роки: Розпорядження Кабшету Мшс^в Украши ввд 3 вересня 2009 р. № 1156-р [Електронний ресурс] // Режим доступу: http://www.nau.kiev.ua/index.

3 Глосарш термшв £вропейського Союзу [Електрон. ресурс]. - Режим доступу : http:// europa. dovidka. com.ua.

4 Подробнее см.: Внукова, Н. Услуги банков как обеспечение кластерных инициатив трансграничного сотрудничества / Н. Внукова // Банкир. - 2007. - № 1.- С. 56.

трансграничный туристический кластер с участием ХНЭУ. Участники всех встреч отметили начало нового этапа кооперации, особенно в развитии бизнес-сетей, что соответствует Государственной программе, которая сопровождает реализацию общих украинско-российских проектов, базирующихся на концепции государственно-частного партнерства, побратимских отношениях между территориями разных государств.

Актуальность украинско-российского сотрудничества подтверждает Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1, где запланировано международное сотрудничество в культурной, научной, космической сферах, а также торгово-экономическое, военной техническое и другие виды сотрудничества.

Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г.2 подтверждает важность сотрудничества с Харьковской областью Украины и делает акцент на создание кластеров как зон экономического развития. Однако сегодня уделяется недостаточно внимания исследованию методов формирования и определения приоритетных кластерных инициатив региона. Некоторые ученые выделяют также проблему финансирования кластеров.

Создание кластеров, построенных на региональной специализации, способствовало конкурентоспособности Европы. По данным исследований, как правило, наиболее эффективны кластеры, имеющие наибольшее количество индустрий в своем составе или связей с разными учреждениями. Примером сильных международных кластеров являются сети Лондона. Перечень их видов деятельности включает предоставление финансовых и деловых услуг, изготовление одежды, туризм, рекламу и музыкальную индустрию, фармацевтику/биотехнологию, прикладные научные исследования и разработки, компьютерные услуги и предоставление программного обеспечения. Наиболее мощный в Великобритании кластер построен на предоставлении финансовых услуг [10].

Применение механизмов адаптации модели кластеров к трансграничному сотрудничеству Украины позволит создать условия для продуктивного развития секторов власти, бизнеса и рыночной инфраструктуры3 , а мировой опыт и процессы глобализации ускорят эти процессы.

В Европе теоретические основы создания кластеров были сформированы в первой половине ХХ столетия. Первые кластеры появились в Великобритании во время Великой депрессии 1929-1933 гг. и в Италии после 1970Пх гг. С середины 1980Пх гг. все страны Европейского Союза начали формировать региональную политику, направленную на повышение конкурентоспособности на национальном и общеевропейском уровне.

Основой Лондонского финансового кластера являются фондовые биржи и внебиржевая торговля (ВБТ); развивается электронная торговля. В кластер входят многие учебные школы и университеты, такие как Лондонская школа экономики и Оксфорд. Кластер включает все виды финансовой деятельности (посредничество, консалтинг, менеджмент и пр.), которые поддерживаются сильной инфраструктурой. В кластере заняты свыше 1 млн специалистов, им произведено почти 10% ВВП страны. Кластер является одним из ведущих мировых страховых рынков, он получает почти 10% премий общемирового уровня. Также кластер имеет третий наибольший фондовый рынок.

1 Коцепция долгосрочного социально □ экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 Пр [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://www.scrf.gov.ru

2 Подробнее см.: Внукова, Н. М. Перспективи розвитку фшансових послуг в кластерних шщативах транскордонного сшвробггництва еврорепошв / Н. М. Внукова // Проблеми розвитку ринку фшансових послуг в Укра!ш матерiали Всеукрашсько! наук. прак. конференцп (Харшв, 15-16 листопада 2007 р.). - Х.: ХТУБА, 2007. - С. 8-17.103

3 Подробнее см.: Внукова, Н. М. Кластерш шщативи транскордонного ствробггаицтва у забезпеченш конкурентоспроможносп еврорепошв / Н. М. Внукова // Перспективи становлення конкурентоспроможно! репонально! економта - К.: ВД «ОРАТТА», 2007. - С.26-28.

В настоящее время один из главных рисков инвестирования и оценки кластерных инициатив несут венчурные компании. Если кластер уже сформирован, начинается создание новых предприятий, развитие технологий и поиск новых рыночных потребностей. На этом этапе финансовые компании должны обеспечить финансирование, которое будет поддерживать начальные стадии развития, координировать создание специальных фондов.

Финансовые учреждения (банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, венчурные компании, инвестиционные фонды и др.) имеют свои собственные цели и способы их реализации, но для формирования общей стратегии развития территорий в долгосрочном периоде они привлекаются к участию в кластерных инициативах.

В 2007 г. на территории ЕС было зарегистрировано 154 региональных кластера. Лидирующие позиции в осуществлении современной кластерной региональной политики в ЕС занимают Будапешт, Варшава и Прага. Выделяют 7 наиболее крупных кластеров ЕС, которые отличаются уровнем занятости: пищевая промышленность, строительство, транспортирование и логистика, финансовые услуги, гостиничный бизнес и туризм, производство металла и конструкций, оснащение и сервис. В этих семи кластерах занято почти 50% населения стран ЕС. Количество рабочих мест с каждым годом возрастает, а географическая близость экономически связанных регионов помогает создать конкурентную экономику, увеличить уровень производительности и инноваций. В Европе кластеры формируются в зависимости от специализации, они могут находиться как внутри страны, так и за ее пределами. Как видно из табл. 1, кластерные объединения ЕС достигли высокого уровня экономического развития [13]. В разных частях Европы развиваются разные кластеры, однако, для трансграничного сотрудничества Харьков - Белгород интересен финансовый кластер. Для выявления перспектив такого объединения проведен SWOT □ анализ, а возможности и угрозы проанализированы на основе метода анализа иерархий. Отметим, что положительных моментов значительно больше, чем отрицательных, а наибольшую угрозу представляет нежелание финансовых учреждений объединяться.

Таблица 1

Распределение стран по уровню кластерного развития_

Ранг стран среди 75 государств Европы по конкурентоспособности Кластеров Ранг по уровню государственного развития кластеров Общий кластерный ранг Общий ранг по развитию сферы бизнеса Общий ранг по микроэкономичес кому развитию

Финляндия 4 7 2 2

Объединенное Королевство 5 5 3 3

Германия 7 3 4 4

Швеция 9 14 8 6

Нидерланды 14 10 10 7

Дания 22 21 9 8

Австрия 16 11 12 12

Бельгия 25 16 15 13

Франция 21 13 21 15

Ирландия 10 26 22 20

Италия 1 4 24 24

Испания 30 18 25 25

Португалия 32 38 32 36

Средний показатель конкурентоспособности ЕС 19 17 16 16

Средневзвешенный

показатель

конкурентоспособности ЕС 14 11 13 12

Исследователями Стокгольмского Центра стратегии и конкурентоспособности отмечено, что в странах с переходной экономикой органы власти занимают более пассивную позицию относительно развития кластеров, чем в развитых странах [12].

Анализ опыта реализации кластеров в Украине показал, что существенным недостатком является отсутствие современных технологий финансового обеспечения их деятельности, в особенности это касается трансграничного сотрудничества, требующего новых решений в условиях глобализации. Возникает проблема выбора модели применения финансовых услуг в обеспечении становления кластерных инициатив: выполнение инфраструктурных функций или создание самостоятельного мегакластера финансовых услуг1. Для решения поставленной задачи использован метод анализа иерархий (МАИ), предложенный американским системным аналитиком Т. Саати [9]. Метод по зволяет на основе квалифицированных экспертных оценок попарного сравнения осуществить выбор сценария технологического предвидения возможного и желательного состояния рассматриваемой организационной системы и наиболее вероятного вида кластерного образования. На базе этого метода А. А. Ягольницким была разработана иерархическая модель логически возможного создания трансграничного финансового кластера на примере еврорегиона «Слобожанщина» (см. рисунок). Результаты ее оценки представлены в табл. 2.

Таблица 2

Реализация логически-возможного сценария трансграничного финансового _кластера еврорегиона "Слобожанщина" на основе МАИ_

Сценарий Вероятность реализации, %

Банковский кластер 8,1

Кластер: банки и высшие учебные заведения 35,5

Кластер: банки и финансовый учреждения 19,9

Мегакластер: банки, финансовые учреждения и высшие учебные заведения 36,6

Использованы сценарии развития региональной политики Украины, которые выступают элементами модели первого уровня, из исследований Министерства регионального развития и строительства Украины в сотрудничестве с экспертами Центра исследований вопросов регионального и местного развития и содействия административной реформе, Института гражданского общества, Академии муниципального управления, Всеукраинской ассоциации магистров государственного управления, национальных ассоциаций органов местного самоуправления [8, 11].

Исходя из видения формирования трансграничного финансового кластера, сформированного по итогам публичного обсуждения на круглом столе «Перспективы развития рынка финансовых услуг Еврорегиона «Слобожанщина», определен состав сценариев по направлениям банковский кластер, кластер банки и вузы, кластер банки и финансовые учреждения, мегакластер банки, финансовые учреждения и вузы. Для разработки сценариев использовались результаты экспертизы относительно их влияния на социально-экономическое развитие региона с учетом его приграничного положения. Эксперты отдали предпочтение (см. табл. 2) сценариям

1 Подробнее см.: Внукова, Н. М. Перспективи розвитку фшансових послуг в кластерних шщативах транскордонного ствробггництва еврорегюшв / Н. М. Внукова // Проблеми розвит кластерку ринку фшансових послуг в Украшк матерiали Всеукрашсько! наук. прак. конференци, (Харюв, 15-16 листопада 2007 р.). - Х.:ХТУБА, 2007. - С. 8-17

Логически возможный сценарий создания трансграничного финансового кластера в рамках еврорегиона «Слобожанщина»

ики

Англосаксонская Скандинавская «Континентальная» Создание министерства Создание министерства Модель Модель

модель модель (или «французская») по вопросам местного публичной «Федеративных стран» Российской

модель самоуправления администрации (Бельгия, Германия) Федерации

(Испания)

Субъекты

Харьковская областная государственная администрация

Харьковский областной

совет

Харьковский региональный фонд поддержки предпринимательства

Банки

Страховы е

компании

Высш Белгородский

ие областной фонд

учебн поддержки

ые малого

заведе предприни-

ния мательства

Белгородская областная дума

Саморегулирующие организации украинского и российского рынка финансовых услуг

Формирование благоприятного инвестиционног о климата

Интеграция еврорегиона в мировую экономику

Повышение

уровня квалификаци и работников финансового сектора

Формирование эффективного управления и развитого общества

Повышение

уровня конкурентоспособности

рынка финансовых услуг

Увеличение трансгранично го

товарооборота

Защита прав потребителей

Интеграция в Ассоциацию европейских приграничных регионов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЦ-4 "Мегакластер: Банки, Финансовые учреждения и Высшие учебные заведения"

Рис.1. Выбор логически возможного сценария создания трансграничного финансового кластера Еврорегиона Created with novaPDF Printer (www.novaPDF.com). Please register to remove this message.

Мегакластер банки, финансовые учреждения и вузы» (36,6 %) и «Кластер банки и вузы» (35,5 %), что подчеркивает важность участия вузов. Такое объединение естественно, потому что Харьковский регион является научно-учебным центром Украины и имеет развитую банковскую систему. Выбор мотивирован также доверием к вузам, которые создают основу отношений в кластере.

В целом, на этапе первичной реализации кластерных инициатив на территории Украины финансовые услуги выполняют обслуживающую роль в формировании кластера реального сектора экономики. При увеличении количества и масштабов кластерных структур на определенной территории происходит концентрация и диверсификация финансовых услуг, и финансовые учреждения (участники разных кластеров) могут сформировать ядро финансового мегакластера. Последний будет выступать катализатором образования новых и реорганизации существующих кластерных формирований, а также регулировать стоимость капитала и объемы производства продукции.

Мегакластер - это совокупность кластеров (базовых и инфраструктурных), которые относятся к разным секторам экономики и используют общую инфраструктуру, научно-исследовательскую базу, систему взаимодействия с финансовыми институтами, согласованную и взаимовыгодную стратегию развития. Современные мегакластеры, в состав которых входят и финансовые, постепенно превращаются в мощные информационно-аналитические и организационно-управленческие комплексы со значительным кредитным потенциалом.

Создание финансового мегакластера будет содействовать развитию отдельной территории и экономики государства в целом за счет повышения эффективности трансграничных экономических отношений. Однако процесс его формирования во многом зависит от экономического климата еврорегиона в целом и государственной региональной политики. Поэтому первоочередной задачей является формирование стратегии развития еврорегиона на базе поддержки и развития кластерных инициатив. Таким образом, кластерный подход как альтернатива традиционному - отраслевому является оптимальным для конкурентного развития самого кластера и того региона, на территории которого этот кластер находится.

В целях развития украинско-российского экономического сотрудничества начала действовать Подкомиссия межрегионального и приграничного сотрудничества по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межправительственной комиссии, первое заседание которой состоялось 26 февраля 2009 г. в Харькове.

Формирование современной финансовой системы, отвечающей международным стандартам и положительно влияющей на все сектора экономики региона, увеличит поступления в бюджет, улучшит бизнес □ инфраструктуру, благополучие и условия проживания в регионе.

Список литературы

1. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 2(12). - С. 75-86.

2. Войнаренко, М. П. Кластерные модели объединения предприятий в Украине / М. П. Войнаренко // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 4(14). - С. 68-82.

3. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2 т. / В. М. Гальперин, С. М. Игнатьев, В. И. Моргунов. - СПб.: Экономическая школа, 2000. - Т. 1. - 349 с.

4. Георгиев, Р. Развитие инновационных сетей и альянсов в условиях глобализации / Р. Георгиев // Экономическое возрождение России. - 2007. - № 1(11). - С. 8-11.

5. Евстратьев, С. Ф. Структуризация проблем развития стран в условиях глобализации мировой экономики / С. Ф. Евстратьев // Экономическое возрождение России. -2009. - № 2(20). -С. 82-85.

6. Зверева, Е. В. Интеграционные процессы и обеспечение прав потребителей в Украине /Е. В. Зверева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 71-79.

7. 1ванов, Ю. Б. Теоретичш тдходи до розробки класифшацш кластерних структур //Ю. Б. 1ванов, О. В. Анненкова. [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ portal/natural/Vnulp/Ekonomika /2009_640/14.pdf

8. Нова державна репональна полггика в Укра'ш / [Пщ заг. ред. доктора наук з питань державного управлшня, професора В. С. Куйбщи]. - Ки'в: Крамар, 2009. - 232 с.

9. Саати, Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий [пер. с англ. Р.Г.Вачнадзе] /Т. Саати. - М.: Радио и связь, 2004. - 278 с.

10. Сшьвестр^ А. Досвщ Велико'' Британи з розвитку highDtech кластерiв / А. Сшьвес^ //1нтернетП журнал «1нноваци в КиевЬ». - 2005. - №1 [Електрон. ресурс]. - Режим доступу: http://www.innovation.com.ua.

11.Стеченко, Д. М. УправлОння реггональним розвитком / Д. М. Стеченко. - Ки'в: Вищаосвгта, 2000. - 223 с.

12. Ketels, C. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies [First edition] /C. Ketels, G. Lindqvist, O. Solvell. - Stockholm: Center for Strategy and Competitiveness, May 2006.

13. Ketels, Christian H. European Clusters / Christian H. Ketels [Електрон. ресурс]. -Режим доступу: http://www.competitiveness.org.

14. Solvell, O. The Cluster Initiative Greenbook / C. Ketels, G. Lindqvist, O. Solvell. -Stockholm:Ivory Tower AB, 2003.

The list of the literature

1. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine // Economic revival of Russia. - 2007. - № 2 (12). - P. 75-86.

2. Voynarenko, M. P. Cluster model of a business association in Ukraine // Economic revival of Russia. - 2007. - № 4 (14). - P.68-82

3. Halperin, V. M. Microeconomics [V 2 T] / V.M. Halperin, S. M. Ignatiev, V.I. Morgunov. -SPb.: The School of Economics, 2000. - T.1. - 349 p.

4. Georgiev, R. The development of innovative networks and alliances in the context of globalization. / Economic revival of Russia. - 2007. - № 1 (11). - P.8-11.

5. Evstratev, S. F. Structuring of the problems of development in a globalizing world economy // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 82-85.

6. Zvereva, E. V. Integration processes and ensuring the rights of consumers in Ukraine // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 71-79.

7. Ivanov, U. B. Theoretical approaches to development of classifications of cluster structures of //U. B. Ivanov, О. В. Annenkova. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/Vnulp/Ekonomika /2009_640/14.pdf.

8. A new public regional policy is in Ukraine / [Under the overall editors doctorate on issues of state government, Professor V.S. Kuybidj]. Kyiv: Kramer, 2009. - 232 p.

9. Saaty, T. Decision□ making. The method of analysis of hierarchies [per. from English. R.G. Vachnadze] / T. Saaty. - M.: Radio and communication, 2004. - 278 p.

10. Silvestri, A. Experience of the UK to develop highDtech clusters / A. Silvestri // internetmagazine «Innovations in Kiev.» - 2005. - № 1 [Electron. resource]. - Mode of access: http://www.innovation.com.ua.

11. Stechenko, D. M. Management of rregional development / Stechenko D.M. - Kiev: Higher Education, 2000. - 223 s.

12. Ketels, C. Cluster Initiatives in Developing and Transition Economies [First edition] / C. Ketels, G. Lindqvist, O. Solvell. - Stockholm: Center for Strategy and Competitiveness, May 2006. - р.

13. Ketels, Christian H. European Clusters / Christian H. Ketels [Електрон. ресурс]. -Режим доступу: http://www.competitiveness.org.

14. Solvell, O. The Cluster Initiative Greenbook / C. Ketels, G. Lindqvist, O. Solvell. -Stockholm: Ivory Tower AB, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.