Научная статья на тему 'Концептуальные основы формирования имиджа Российской академии наук'

Концептуальные основы формирования имиджа Российской академии наук Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
108
24
Поделиться
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМИДЖ / РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Люлько Александр Николаевич

В статье исследуется имидж Российской академии наук, формулируются и анализируются факторы, влияющие на его формирование.In the article the image of the Russian academy of sciences is examined; factors influencing on its formation are formulated and analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы формирования имиджа Российской академии наук»

Александр ЛЮЛЬКО

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В статье исследуется имидж Российской академии наук, формулируются и анализируются факторы, влияющие на его формирование.

In the article the image of the Russian academy of sciences is examined; factors influencing on its formation are formulated and analyzed.

Ключевые слова:

имидж, Российская академия наук; image, Russian academy of sciences.

Одной из главных задач, которые стоят перед российской наукой, является формирование положительного имиджа Российской академии наук (РАН) и налаживание ее сотруд -ничества с властью и обществом. «Общество не понимает, чем занята Академия наук, хотя ей есть что ему показать. В условиях безразличия властей к науке именно общество должно стать глав -ным адресатом деятельности РАН — в интересах обеих сторон»1.

Отсутствие сотрудничества с обществом опасно для РАН по мно гим причинам. Во - первых, если такого сотрудничества нет, это неизбежно приведет к тому, что наука становится непопулярной среди широких слоев населения. И тогда наиболее талантливая молодежь будет идти не в науку, а в бизнес или на государственную службу. Это грозит кадровым голодом для науки.

Во вторых, Российской академии наук нужна политическая под держка со стороны широких слоев общества. Особенно сейчас, когда «эффективные менеджеры» пытаются отобрать у РАН соб -ственность, землю и другие ресурсы. Как показали события июля-сентября 2013 г., широкой поддержки у РАН нет. Причина — наука слишком замкнулась на своих делах, и ее проблемы перестали быть понятны обществу. Люди не считают проблемы РАН своими.

И в - третьих, без постоянной взаимосвязи с обществом наука стала превращаться в абстрактную «игру в бисер», т.е. в решение задач, оторванных от нужд общества. Общество — основной потребитель научных знаний. Для него, в конечном счете, и должна работать наука. А для этого науке нужно быть восприимчивой к потребно -стям общества, ей необходимо решать задачи, которые стоят перед обществом, а не жить в своем собственном замкнутом мире.

Еще более важно для РАН наук сотрудничество с властью. Ученые, особенно в России, всегда работали на государство и за государствен ные деньги. Государство в России является основным инвестором и заказчиком научных исследований. Однако в настоящий момент складывается ситуация, когда не только общество, но и власть не совсем понимает, чем занимается наука и какая от нее польза. Отсутствие взаимопонимания между властью и научным сообще -ством чревато для РАН отсутствием финансирования научных иссле -дований, а иногда и опасностью ликвидации самой Академии наук2.

ЛЮЛЬКО Александр Николаевич — ведущий научный сотрудник Института философии и права СО РАН, советник председателя СО РАН, депутат Совета депутатов города Новосибирска Alyulko@yandex.ru

1 Подоварнюк Н., Борисова А., Усов И. Народ должен знать. 29.8.2013 // http://rn.gazeta.ru/comments/2013/08/29_a_5613069.shtml

2 Достаточно вспомнить последние события июля и сентября 2013 г. в связи с принятием федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

К сожалению, систематическая работа по налаживанию взаимопонимания с вла -стью и обществом Академией практиче ски не велась. Эта задача считалась второ степенной. Предполагалось, что устанав ливать такие связи должны СМИ, чинов -ники из Минобрнауки, т.е. кто угодно, но только не сама Академия наук. Это было серьезной ошибкой. Согласно высказы -ванию российского миллиардера Олега Дерипаски, «успешный бизнес на 40 про -центов состоит из GR, на 40 процентов из PR и только на 20 процентов из самого хорошо выстроенного бизнеса»1. Но это касается не только бизнеса, но и любой другой деятельности, в т.ч. научной, осо -бенно в условиях нынешних рыночных отношений. Посмотрите на американ -скую науку: там связь с общественностью и властью играет первостепенную роль. И на установление связи с общественностью высокотехнологичные корпорации тратят огромные деньги2.

Рассмотрим механизмы налаживания взаимопонимания между научным сооб -ществом и властью, а также способы фор мирования положительного имиджа РАН.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что общество неоднородно. Оно состоит из различных социальных и профессиональных групп. И каждая из них по разному понимает «положительность» работы Российской академии наук.

Например, для представителей власти (чиновников и депутатов) важна, прежде всего, политическая лояльность РАН. Не менее важным является возможность РАН решать стоящие перед экономикой страны задачи: проводить экспертизу воз никающих проблем, предлагать способы их решения, вырабатывать научные реко мендации и предлагать новые инноваци онные пути развития страны. Для чинов ников также важна формальная сторона дела, а именно количественные показа тели работы и эффективность вложения бюджетных денег в науку. Они будут судить о науке по успешности выполнения кон -кретных государственных заданий, числу публикаций и полученных изобретений, успешному запуску ракет, созданию образ -цов военной техники и пр.

Для сотрудников научных учреждений важно, насколько эффективно РАН орга

1 Толстых П.А. GR. Практикум по лоббизму в России. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007, с. 13.

2 См., напр.: Айзексон У. Стив Джобс. — М. : ACT; CORPUS, 2013.

низует научные исследования, а также умение РАН наладить работу и быт уче -ных.

Для населения научных центров, не являющихся научными работниками, де -ятельность РАН по налаживанию работы научных учреждений играет второстепен -ную роль. Их больше волнуют «житей -ские проблемы». А именно, насколько эффективно соответствующие структуры РАН управляют ЖКХ, занимаются бла -гоустройством дворов, содержанием дет ских садов и медицинских учреждений в научных центрах. Именно эти показатели являются определяющими при оценке имиджа РАН в этой группе населения. И если руководство РАН в каком либо научном центре в ответ на претензии к качеству водоснабжения начинает гово рить о достижениях науки, то у данной категории населения это вызывает только раздражение.

У населения, не живущего в научных центрах и не имеющего отношения к науке, совсем другие критерии «положи тельности» в деятельности РАН. Их не очень интересует число выпущенных науч ных статей, а также то, как обстоят дела с содержанием ЖКх и прочей инфраструк туры научных центров. Они будут судить об эффективности ученых по различного рода новым бытовым приборам, появляю щимся у них в квартире (новый скоростной Интернет, системы связи, новая печка или гаджет), наличие новых видов транспорта и т.д. Большинство людей будут положи -тельно относиться к ученым, если увидят в них экспертов, от которых можно получить квалифицированную информацию, напри мер, о качестве материалов при строитель стве домов, о способах выращивания рас тений, сохранения урожая от вредителей или о качестве продаваемых в магазинах продуктов и их полезности или вреде для здоровья. Для них также важна роль ученых как носителей знаний и преподавателей, которые несут эти знания детям. Другими словами, эта категория людей будет поло жительно относиться к РАН, если будет видеть пользу от ученых при решении своих обычных повседневных проблем.

Это все нужно учитывать, если мы хотим добиться взаимопонимания науч ного сообщества с властью и обществом, сформировать положительный имидж Российской академии наук в самых широ -ких слоях российского населения.

Таблица 1

Методы, используемые американскими научными обществами в сфере научной политики*

Метод Действия

Визиты к членам конгресса Персональные встречи членов обществ или его сотрудников с членами конгресса или сотрудниками офисов для обсуждения вопросов научной политики

Письма или заявления, направляемые политикам Устные или письменные заявления, адресованные членам кон -гресса или иным политикам

Публикации Комментарии в газетах, новостные колонки, сводки, «белые книги»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выражение позиции Заявления, раскрывающие позицию общества по важным вопросам политики, содержащие научное обоснование и оценку возможных альтернатив; могут также включать научно обоснованные рекомендации по вопросам политики

Резолюции Заявления, выражающие взгляд общества по какому либо вопросу, составленные согласно принятому официальному стилю и содержащие менее аналитические выводы и предло -жения, чем те, которые принято высказывать в форме «выра -жения позиции»

* Источник: Scott M.J., Rachlow J.L., Lackey R.T. The Science - Policy Interface: What is an Appropriate Role for Professional Societies? // Bio- Science, 2008, vol. 58, № 9, p. 868.

Итак, выделим следующие четыре целе вых аудитории по формированию положи -тельного имиджа РАН: 1) представители власти (чиновники, депутаты); 2) сотруд -ники научных учреждений; 3) жители научных центров, не являющиеся науч ными сотрудниками; 4) жители страны, не живущие в научных центрах.

Теперь рассмотрим, как добиться фор -мирования положительного имиджа РАН у каждой целевой аудитории. Методы для каждой из них различные.

1. Представители власти (чиновники, депутаты). Наибольший опыт работы с представителями властных структур име ется у научного сообщества США. Методы этой работы изложены в табл. 11.

Особо хочется обратить внимание на то, что на 1 м месте стоят персональные встречи представителей научного сообще ства с членами конгресса или сотрудни ками офисов для обсуждения вопросов научной политики. То есть, главный метод в деле достижения взаимопонимания с представителями власти — это индивиду -альное общение.

У нас в России люди, отвечающие в Академии наук за связь с властью, часто

1 Дежина И. Научные общества в США: высказывание мнений и отстаивание пози ций, 24.9.2013// http://trv-science.ru/2013/09/24/ nauchnye - obshhestva-v - ssha-vyskazyvanie -т^тЦ Л -otstaivanie -pozicijj/#more -32212

ограничиваются публикацией отче тов о достижениях научных институтов. Отсылают эти отчеты в правительство и на этом успокаиваются. Причем эти отчеты зачастую написаны языком, понятным только узким специалистам. Но чинов -ники, как и обычные люди, отчеты полно стью не читают, а черпают информацию в личном общении и из информационных сообщений наиболее популярных СМИ. Поэтому стоит ли удивляться, что чинов ники, так же как и большинство жителей страны, не понимают, чем занимаются российские ученые.

При этом стоит учитывать, что чинов ники и депутаты, ввиду занятости, читают в основном дайджесты, а не статьи цели ком. Дайджесты им готовит пресс - служба. При этом используются материалы го сударственных информагентств (ИТАР ТАСС и РИА Новости), а также новостные передачи центральных СМИ. Вот на них нужно обратить основное внимание, если мы хотим, чтобы чиновники услышали информацию о науке и достижениях науч ных центров.

«Достучаться» до представителей власти можно также, организуя выездные заседа ния депутатских комиссий, поездки членов правительства в научные центры, а также проводя презентации РАН или отдельных научных центров в стенах Государственной думы, Совета Федерации, Торгово-

промышленной палаты, в других местах, посещаемых представителями власти.

Чрезвычайно важным является при -влечение влиятельных союзников, заказ -чиков научных исследований, таких как Газпром, АЛРОСА, другие крупные корпорации, а также армия, оборонно -промышленный комплекс, ФСБ, т.е. всех тех структур, которые работают с науч ными организациями и заинтересованы в успешном функционировании РАН. Их поддержка может сыграть решающую роль в решении проблем РАН и в форми ровании положительного имиджа РАН во властных структурах.

2. Сотрудники научных организаций РАН. Для этой категории граждан руко -водство РАН должно давать регулярную информацию о своей деятельности по организации науки и улучшению быта научных сотрудников. Это можно делать на страницах газет и на сайтах, можно организовать адресную рассылку инфор мации по электронным адресам. Не сле дует забывать и о простом человеческом внимании к каждому научному сотруд нику. Оно может заключаться в том, чтобы организовать поздравления с днем рожде ния, семейными праздниками и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Для жителей научных центров нужна регулярная информация о том, что дела ется в части благоустройства научных цен тров, как решаются вопросы предоставле ния мест в детских садах, работы больниц и школ. Люди должны просто чувствовать внимание к себе и к своим проблемам. Для этого можно использовать местную прессу, организовывать пресс- конференции главы научного центра либо его замести теля, отвечающего за благоустройство и содержание инфраструктуры.

4. Жители страны, не живущие в научных центрах. Покажем на примере Канады, как осуществляется взаимосвязь науч -ного сообщества и граждан этой страны. В Канаде имеется Центр строительных технологий (Canadian Centre for Housing Technology), в котором любой человек может получить бесплатную исчерпы вающую информацию о новом продукте в строительной индустрии, продающемся в Канаде. Специалисты Центра дадут подробную, исчерпывающую информа цию о плюсах и минусах этого продукта,

расскажут, как его применять и какой от этого будет эффект. Денег на организа -цию такого центра требуется немного, а пропагандистский, имиджевый эффект — огромный. Вот примерная оценка затрат. В канадском Центре строительных тех -нологий имеются 2 одинаковых дома примерно по 300 кв. м. каждый. В одном проходят эксперименты, другой исполь зуется для приема посетителей, презента ций, там выставлены образцы строитель ных материалов, оборудование, макеты. В Центре работают всего 5 сотрудников. И этого вполне достаточно, чтобы никто в Канаде не спрашивал, нужно ли выде лять деньги из бюджета на науку.

Думается, у нас многие институты РАН могли бы организовать нечто подобное у себя, чтобы любой человек мог получить экспертную оценку по интересующему его бытовому вопросу. Для этого особых затрат не требуется: нескольких комнат и нескольких сотрудников вполне доста точно. Можно организовать сайт, где люди будут задавать интересующие их вопросы, а ученые — на них отвечать. Вопросы могут быть совершенно разными — от того, как уберечь картошку от вредителей, до вопроса о том, стоит ли устанавливать в доме теплонасос.

Другой эффектный и проверенный спо соб показать людям нужность РАН — это чтение известными учеными популярных лекций о науке. Лекции можно после про -чтения размещать в Интернете для сво бодного доступа. Это, с одной стороны, полезно для школьников, т.к. повышает их знания, с другой стороны, что особенно важно для наших целей, создает положи тельный имидж РАН в глазах родителей этих школьников.

И, конечно, необходимо использовать телевидение. Вспомним про замечатель ную передачу «Очевидное — невероятное», которую вел академик С.П. Капица. Но ушел из жизни С.П. Капица, и все как-то заглохло. А вот продолжались бы эти пере -дачи, так, может быть, и не возник бы во прос: а нужна ли Академия наук.

В заключение можно коротко сформулировать рецепт того, как сформировать положительный имидж Российской ака -демии наук. Нужно просто быть ближе к людям и их проблемам.