Концептуальные основы формирования и развития локальных продовольственных рынков
Цветков Кирилл Михайлович
аспирант, ЧОУ ВО Таганрогский институт управления и экономики, [email protected]
Роль локальных продовольственных рынков в развитии экономики регионов на сегодняшний недооценена, что обуславливает необходимость содержательного анализа характеристик локальных продовольственных рынков. В статье анализируются подходы зарубежных и отечественных исследователей к определению локальных рынков, выделяются подходы к его содержательному определению, в которых локальный рынок рассматривается как часть регионального рынка, как система, как система отношений, как сегмент национальной экономики. Формируются признаки локальных рынков: территориальная привязка локального рынка к заданным географическим границам. единые объемы располагаемых ресурсов, наличие и непосредственное взаимодействие локальных участников рынка, общая логистика, единое информационное пространство. Формулируются основные функции локального рынка: информационная функция, посредническая, ценообразующая, регулирующая, координирующая, санирующая, интегрирующая. Результатом проведенного анализа понятий «локальный» и «продовольственный» рынок становится формулирование авторской трактовки понятия «локальный рынок», в которой учтены характерные черты этого явления. Локальный продовольственный рынок - это форма пространственной организации экономики определенной территории, характеризующаяся тесными отношениями между продавцами и конечными потребителями товаров и услуг, предназначенных для личного пользования. Ключевые слова: рынок, локальный рынок, признаки рынков, принципы и критерии формирования локальных рынков
Актуальность вопросов формирования и функционирования продовольственных локальных рынков связана с тем, что они играют важную роль в рыночной экономике, выступая катализатором решения проблем национальной продовольственной безопасности, повышения качества и уровня жизни населения, так как именно локальные рынки обеспечивают удовлетворение первоочередных процессов жизнедеятельности человека (коммунальных, бытовых, медицинских, транспортных услуг, продовольственных товаров и др.), именно на локальных рынках происходит доведение товаров и услуг до конечных потребителей, развитие локальных рынков способствует формированию локального рынка рабочей силы, наполнению местных бюджетов и др. Влияние негативных внешних факторов, в числе которых взаимные санкции с западными странами, волатильность денежных единиц, ухудшение конъюнктуры сырьевых рынков, ограничение доступа хозяйствующих субъектов к глобальным инвестиционным ресурсам, а также внутренние диспропорции состояния экономики России определяют необходимость изучения локальных потребительских рынков, рациональной организации рыночного пространства, с точки зрения их влияния на экономический рост и социальное развитие страны.
Среди работ, связанных с изучением формирования и функционирования локальных рынков, можно отметить работы А.Маршалла, М.Портера, Б.Райзберга, А.Г. Гранберга, А.Н. Демьяненко, Е.В. Саталкина, Р.И. Шнипера, А.С. Новоселова, А.Н. Олейника, Р.М. Нуреева, В.В. Черных, Д.Л. Кондратовича, Л.А. Лопатникова, С.Н. Блыга и другие, однако, все они в большинстве своем носят общетеоретический характер.
Понятие рынок является базовым и было описано основоположником экономической теории А.Смитом, заложившим теоретические основы рыночных отношений. В контексте развития рынков, в том числе и локальных, предпринято немало попыток его иерархии. Так одним из наиболее часто используемых классификационных критериев выступает территориальный. Одним из первых, кто применил данный критерий в определении рынка был А.Маршалл, в трудах которого впервые появляется термин «местный рынок» [12]. В.Изард выделяет следующие виды рынков: национальные (внутри страны в целом), региональные (в границах метрополитенс-кого ареала ), субрегионльные (внутри субрегионов) и местные (в пределах микрорайона) [8]. Немногим позднее, Л.Я. Баранова и А.И. Левин выделяют три вида внутренних рынков - совокупный национальный (ограничивается государственной границей страны), региональный (в рамках отдельных территориальных подразделений) и локальный (рынок какого-либо населенного пункта) [2]. При этом авторы считают, что только национальный рынок имеет строгую территориальную границу, региональный же и локальный рынки тесно взаимосвязаны друг с другом. Вместе с тем, в силу глобализационных изменений, считаем, что в современном контексте, более детализированной выглядит классификация представленная в коллективной монографии Института экономики Уральского отделения РАН. Авторы монографии выделили следующие виды рынков: международный, федеральный, региональный (межобластной), областной, районный (межпоселенческий), местный (внутрипосе-ленный) [22]. Таким образом, приведенная классификация выделяет два типа локальных рынков: районный (межпоселенческий), т.е. образованный на всей территории муниципального образования и местный (внутрипоселенный), т.е. функционирующий в рамках отдельных поселений.
Раскрытие сущности локальных рынков следует начать с анализа его определений. Термин «локальный» происходит от английского «local» и имеет несколько значений: местный, частный, частичный, локализованный. Именно по этой причине локальный рынок чаще всего определяется как местный, т.е. свойственный именно данному месту или не выходящий за определенные пределы [19]. Однако, понятия «локальный» и «местный» не могут быть совершенно взаимозаменяемыми, в связи с тем, что термин «локальный» можно относить и к границам маленького города, и
О
ю
S
V
2 а
9
CS
сч £
Б
а
2 ©
региона, и страны в целом. Наиболее часто термин «локальный рынок» отождествляют с понятием «региональный», однако, на наш взгляд, это не совсем верно, так как локальный рынок не имеет жесткой привязки к административно-территориальным границам,вместе стем центральным элементом регионального рынка выступает регион [24]. Иногда региональный рынок называют высоколо-кализованным рынком [5], в связи с чем понятие «локальный рынок» можно рассматривать, как связующее между «региональным рынком» - достаточно широкое понятие и «местным рынком» - не предполагающим учет участников рыночных отношений.
Проанализировав различные литературные источники, мы пришли к выводу о том, что нет точного и содержательного определения «локального рынка», а все сложившиеся трактовки можно свести к следующим подходам:
а) локальный рынок как часть регионального рынка.
К числу работ, в которых изложен данный подход можно отнести работу А.Н. Демьяненко, который определяет локальный рынок, как «...внутрирегиональный, на котором происходит интенсивное и непосредственное взаимодействие агентов рынка»[7].
Е.В. Саталкина определяет локальный рынок как «.часть регионального рынка, в пределах которого осуществляется реализация конкретного товара или товаров одной товарной группы, связанных между собой определенными признаками; производящихся на территории конкретного региона и отражающих его геополитическое положение, хозяйственную специализацию; характеризующихся максимальной приближенностью производителя к потребителю» [21].
В некотором роде схожее определение локальному рынку дает В.В.Власов, рассматривающий его как «.часть регионального (межрегионального) рынка, в границах которой организован товарооборот группы однородных товаров, обладающую уникальной структурой расходов населения, характеризующуюся максимальной приближенностью продавца к покупателю и рядом других отличительных признаков определяет локальный рынок» [6].
Согласно определению, предлагаемому В.А. Черкасовым, локальный продовольственный рынок представляет собой «..часть регионального рынка продовольствия на определенной территории, где производится или перерабаты-
вается продовольственный товар или группа продовольственных товаров, реализация которых приходится, в том числе и на потребителей, расположенных на данной территории; раскрытие потенциала силы саморазвития которой имеет высокую социальную значимость, что соответствует необходимости развития смежных отраслей» [26].
С.Н. Булыга под локальным рынком подразумевает «.всю территорию городской агломерации или ее часть, в пределах которой локализовано предоставление и потребление услуг инфраструктуры обслуживания населения» [4].
а) локальный рынок как система.
Лопатников Л.А.[11] и Олейник А.Н.[16] определяют локальные рынок как «.специфические системы отдельных регионов, то есть системы, обладающие специфическими критериями, с учетом которых производится планирование и прогнозирование их развития».
Новикова Н.В. отождествляет локальный рынок как «.систему экономических отношений, возникающих между продавцами и покупателями товаров и услуг, предназначенных для личного потребления, в процессе их приобретения, которая присуща определенной территории (городу, городскому району, городу с окрестностями, сельскому поселению, муниципальному образова-нию)»[13]. Данное определение имеет существенный недостаток и не является полным, так как упускает первые две стадии воспроизводственного процесса.
В определении Кондраковича Д.Л. локальный рынок представляет собой «.динамичную систему причинно-следственных связей, обеспечивающая наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающую всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации» [9].
Цветкова Г.С. определяет локальный рынок как «.определенную подсистему, имеющую «сквозное» строение, которое в своих границах интегрирует макро-, мезо- и микроуровни экономических отношений, что объясняет многоуровневый характер локальных рынков» [25].
в) локальный рынок как система отношений.
Савельева С.Б., Гринь Ю.А. рассматривает локальный рынок, как «хозяйственный механизм, формирующий систему взаимосвязанных и взаимообуслов-
ленных хозяйственных процессов, связей, отношений, функционирующий в условиях государственного регулирования, реализующий функции производства и обмена отдельных видов товаров (групп товаров) в пределах обособленной территории, определяемой границами воздействия самого механизма»[20].
Черных В.В. характеризует локальный рынок как «.систему экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, которые объединены общими экономическими и стратегическими интересами, находятся в пределах определенной территории, характеризуются наличием определенных границ и подчинены глобальной системе» [27].
г) локальный рынок как сегмент национальной экономики.
Р.И. Шнипер, А.С. Новоселов определяют локальный рынок как «.рыночный сегмент национальной экономики, выделяемый по товарному, функциональному и другим признакам» [14].
Таким образом, четкого определения категории «локальный рынок» не выработано, а более углубленное изучение дефиниции приводит лишь к надстройке изучаемого понятия. Вместе с тем, исследование подходов различных авторов к определению локального рынка позволяет выделить его характерные черты:
1. Территориальная привязка локального рынка к заданным географическим границам.
2. Единые объемы располагаемых ресурсов: трудовые, инфраструктурные. природные и физико-географические факторы и др.
3. Наличие и непосредственное взаимодействие локальных участников рынка, обладающих схожими целями, интересами.
4. Общая логистика - распределение и передвижение всех видов ресурсов (пространственных, сырьевых, трудовых, финансовых).
5. Единое информационное пространство, задающее вектор принятия управленческих решений.
Далее следует изучить понятие «локальный продовольственный рынок», в отношении которого так же не достигнуто единое мнение относительно его содержания, и можно встретить значительное число дефиниций, которые дополняют и уточняют друг друга. Исследуя зарубежный опыт, следует отметить, что термин «local food» или «local food system» закреплен в США на государственном уровне и представляет собой продовольственную продукцию, реализуемую на
расстоянии 400 миль от места производства [1]. Современный социоэкономичес-кий словарь Б.Г. Райзберга трактует потребительский рынок как «...рынок, на котором отдельные лица и домохозяйства приобретают товары и услуги для личного потребления» [18].
Часть авторов определяют потребительский рынок как сферу обращения товаров и услуг [3], другие характеризуют его как систему товарно-денежных и организационно-экономических отношений [23], третьи отождествляют его с совокупностью хозяйствующих субъектов и ндивидуальных потребителей [10].
Таким образом, проведенный анализ дает нам возможность сформулировать авторское определение понятия «локальный продовольственный рынок» - это форма пространственной организации экономики определенной территории, характеризующаяся тесными отношениями между продавцами и конечными потребителями товаров и услуг, предназначенных для личного пользования.
Сущностное содержание рынка определяется выполняемыми им функциями. Е.Н. Киселева, Е.Б. Коннова, О.В. Власова выделяют следующие функции рынка:
а) информационная функция локального рынка заключается в том, что он выступает источником объективной информации об изменениях рыночной конъюнктуры, необходимом количестве и качестве предлагаемых товаров и услуг, что позволяет субъектам рынка гибко реагировать на происходящие изменения;
б) посредническая функция состоит в том, что рынок выступает связующим звеном между производителем и потребителем товаров и услуг, каждый из которых может заключить наиболее выгодный для него вариант купли-продажи;
в) ценообразующая функция отражает издержки для производства товара или услуги и его реальную полезность для потребителя;
г) регулирующая связана с действием так называемой «невидимой руки» рынка, посредством которой, преследуя свои собственные интересы, предприниматель воздействует на все сферы экономики;
д) координирующая проявляется в побуждении производителей товаров и услуг совершенствовать производство с целью создания требуемого обществу количества экономических благ с меньшими затратами;
е) санирующая функция рынка связана с тем, что посредством механизма конкуренции рынок очищается от экономи-
чески неэффективных организаций и дает «зеленый свет» более конкурентоспособным товаропроизводителям;
ж) интегрирующая функция заключается в его способности объединять экономических субъектов в сложную многоуровневую систему, во включении их в процесс активного обмена товарам и услугами.
Таким образом, исследование различных трактовок понятия «локальный рынок», выявление его характерных черт и функций, позволяет сделать вывод о переосмыслении содержательного наполнения этой дефиниции в теории экономической науки, но вместе с тем можно отметить отсутствие целостной теоретической модели данного явления. В связи с этим возникает объективная необходимость в развитии инструментов исследования процессов формирования и функционирования локальных потребительских рынков как важных факторов укрепления российской экономики.
Литература
1. Martinez S. Local Food Systems: Concepts, Impacts, and Issues / S. Martinez, M. Hand, M. Da Pra, S.Pollack, K. Ralston, T. Smith, A. Vogel, S. Clark, L. Lohr, C. Newman // ERR 97, U.S. Department of Agricalture, Economic Research service. 2010.
2. Баранова Л.Я., Левин А.И. Потребности, доходы, потребление : экон. слов.-справ. М., 1988.
3. Беляевский И.К., Башина О.Э. Перспективы развития и совершенствования статистики торгового предприятия / Вопросы статистики. 2002. № 12. С. 20..
4. Булыга С.Н. Концептуальный анализ локального рыночного пространства [Электронный ресурс]. Режим доступу: http://www.vuzlib.com.ua/articles/book/ 33085-Konсeptualnyj¡j_analiz_lokalno/1.html (дата обращения: 12.12.2018).
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики : учебное пособие. Москва, Ростов-на-Дону: Изд-во «МарТ», 2000. 448 с.
6. Власов В.В. О трактовании понятий «региональный» и «локальный» рынок / Социально-экономические явления и процессы. 2011. №11. С. 56-59.
7. Демьяненко А.Н. Территориальная организация хозяйства на Дальнем Востоке России. Владивосток: Дальнаука, 2003. 284 с.
8. Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. М.: Прогресс, 1966. 660с.
9. Кондратович Д. Л. Развитие локальных потребительских рынков на основе
диагностики поведения населения: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 Апатиты, 2007. 177 с.
10. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. М.: Вильямс, 2003. 356 с.; Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг. М.: Деловая литература, 2001. 448 с.
11. Лопатников Л. А. Экономико-математический словарь. М.: ABF, 1996.
12. Маршалл А. Основы экономической науки. М.: ЭКСМО, 2007. 832 с.
13. Новкова Н.В. tanceptual and terminological framework of the local consumer market research [Электронный ресурс]. - Режим доступу: http:// municipal.uapa.ru/en/issue/2012/01/04/. (дата обращения: 12.12.2018).
14. Новоселов А. С., Шнипер Р. И. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект. Новосибирск: Н аука, 1993.
15. Новоселов А.С., Кулешов В.В. Региональный потребительский рынок. Проблемы теории и практики. Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. 364 с.
16. Олейник А. Н. Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход. М.: Магистр, 1997.
17. Потребительский рынок города: состояние и перспективы: монография / кол. авт. под рук. Т.В. Усковой. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. 111 с.
18. Райзберг, Б.А. Современный со-циоэкономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 358 с.
19. Савченко В.Н., Смагин В.П. Начала современного естествознания. Тезаурус. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 336 с.
20. Савельева С.Б. Понятие и факторы формирования локального рынка / С.Б. Савельева, Ю.А. Гринь // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2013. Т.2. №33. С. 71-75.
21. Саталкина Е. В. Локальные рынки продовольственных товаров: инфраструктура и классификация // Налоги. Инвестиции. Капитал. 2007. № 5. С. 4963.
22. Татаркин А.И. Региональный рынок: проблемы формирования и функционирования. Екатеринбург: изд-во УрО РАН, 1995. 315 с.
23. Тахумова О.В. Особенности формирования регионального потребительского рынка // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2006. № 4(8).
24. Цветкова Г.С. К вопросу о позиционировании локального рынка / Вестник ОГУ. 2010. № 8 (114). С. 148-153.
О
ю
S
V
2 а
9
25. Цветкова Г.С. К вопросу о позиционировании локального рынка / Вестник ОГУ. 2010. №8 (114). С. 148-153.
26. Черкасов В.А. Организационно-методический инструментарий развития локального продовольственного рынка в регионе: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Тамбов, 2013. 24 с.
27. Черных В. В. К вопросу об определении понятия «местный рынок» / Российское предпринимательство. - 2007. № 11. С. 154-158.
Conceptual bases of formation and
development of local food markets Tsvetkov K.M.
Taganrog Institute of Management and Economics The role of local food markets in the development of the regional economy is currently underestimated, which necessitates a meaningful analysis of the characteristics of local food markets. The article analyzes the approaches of foreign and domestic researchers to the definition of local markets, highlights the approaches to its meaningful definition, in which the local market is considered as part of the regional market, as a system, as a system of relations, as a segment of the national economy. Signs of local markets are being formed: territorial linking of the local market to given geographical boundaries. uniform volumes of disposable resources, availability and direct interaction of local market participants, general logistics, common information space. The basic functions of the local market are formulated: information function, intermediary, pricing, regulating, coordinating, sanitizing, integrating. The result of the analysis of the concepts of «local» and «food» market becomes the formulation of the author's interpretation of the concept of «local market», which takes into account the characteristic features of this phenomenon. The local food market is a form of spatial organization of the economy of a certain territory, characterized by close relations between sellers and end users of goods and
services intended for personal use. Keywords: market, local market, signs of markets, principles and criteria for the formation of local markets References
1. Martinez S. Local Food Systems: Concepts,
Impacts, and Issues / S. Martinez, M. Hand, M. Da Pra, S. Pollack, K. Ralston, T. Smith, A. Vogel, S. Clark, L . Lohr, C. Newman // ERR 97, US Department of Agricalture, Economic Research service. 2010
2. Baranova L.Ya., Levin A.I. Needs, incomes,
consumption: econ. words. M., 1988.
3. Belyaevsky I.K., Bashina O.E. Prospects for the
development and improvement of statistics of commercial enterprises / Questions of statistics. 2002. No. 12. P. 20 ..
4. Bulyga S.N. Conceptual analysis of the local
market space [Electronic resource]. Access mode: http://www.vuzlib.com.ua/articles/book/ 33085-Conseptualnyjj_analiz_lokalno/1.html (appeal date: 12.12.2018).
5. Butov V.I., Ignatov V.G., Ketova N.P. Basics of
the regional economy: a training manual. Moscow, Rostov-on-Don: MarT Publishing House, 2000. 448 p.
6. Vlasov V.V. On the interpretation of the concepts
of «regional» and «local» market / Socioeconomic phenomena and processes. 2011. №11. Pp. 56-59.
7. Demyanenko A.N. Territorial organization of the
economy in the Far East of Russia. Vladivostok: Dal'nauka, 2003. 284 p.
8. Izard U. Methods of regional analysis: an
introduction to the science of the regions. M .: Progress, 1966. 660s.
9. Kondratovich DL Development of the local
consumer markets on the basis of diagnostics of population behavior: dissertation ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 Apatity, 2007. 177 p.
10. Kotler F. Basics of marketing. Short course. M .: Williams, 2003. 356 p .; Nikolaev MA Marketing of goods and services. M .: Business literature, 2001. 448 p.
11. Lopatnikov L. A. Economics-mathematical dictionary. M .: ABF, 1996.
12. Marshall A. Basics of Economics. M .: EKSMO, 2007. 832 p.
13. Novikova N.V. Conceptual and terminological framework of the local consumer market
research [Electronic resource]. - Access mode: http://municipal.uapa.ru/en/issue/2012/01/04/ . (the date of circulation: 12.12.2018).
14. Novoselov A.S., Shniper R.I. Regional Problems of Market Studies. The economic aspect. Novosibirsk: N auka, 1993.
15. Novoselov A.S., Kuleshov V.V. Regional consumer market. Problems of theory and practice. Novosibirsk: Siberian Agreement, 2002. 364 p.
16. Oleinik, A. N. Costs and prospects for reform in Russia: an institutional approach. M .: Master, 1997.
17. Consumer market of the city: state and prospects: monograph / stake. auth. under the arm. T.V. Uskovoy. Vologda: ISEDT RAS, 2012. 111 p.
18. Raizberg, B.A. Modern socio-economic dictionary. M .: INFRA-M, 2009. 358 p.
19. Savchenko V.N., Smagin V.P. The beginnings of modern science. Thesaurus. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 336 p.
20. Savelieva S.B. The concept and factors of formation of the local market. Saveliev, Yu.A. Grin // North and the market: the formation of an economic order. 2013. T.2. No. 33 Pp. 7175.
21. Satalkina E. V. Local food markets: infrastructure and classification // Taxes. Investments. Capital. 2007. No. 5. P. 49-63.
22. Tatarkin A.I. Regional market: problems of formation and functioning. Ekaterinburg: Publishing House of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 1995. 315 p.
23. Takhumova O.V. Features of the formation of a
regional consumer market // Bulletin of the North Caucasus State Technical University. 2006. № 4 (8).
24. Tsvetkova G.S. To the question of the positioning of the local market / Bulletin of OGU. 2010. No. 8 (114). Pp. 148-153.
25. Tsvetkova G.S. To the question of the positioning of the local market / Bulletin of OGU. 2010. №8 (114). Pp. 148-153.
26. Cherkasov V.A. Organizational and methodological tools for the development of a local food market in the region: author. dis. ... Cand. econ sciences. Tambov, 2013. 24 p.
27. Chernykh V.V. On the issue of the definition of the notion "local market" / Russian Entrepreneurship. - 2007. No. 11. P. 154158.
« сэ
СЧ £
6
2 ©