Научная статья на тему 'Концептуальные основы финансового менеджмента домашних хозяйств'

Концептуальные основы финансового менеджмента домашних хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
337
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ДОМОХОЗЯЙСТВО / ФИНАНСЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ФИНАНСОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кокин А. С., Фетисов В. Д., Фетисова Т. В.

Исследуются концептуальные основы финансового менеджмента домашних хозяйств. Раскрываются содержание и взаимосвязи важнейших компонентов финансового менеджмента граждан, предлагается комплекс мероприятий по совершенствованию финансового менеджмента домохозяйств в РФ. Учет высказанных предложений по финансовому менеджменту будет способствовать повышению благосостояния населения и позитивному экономическому развитию всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTS OF HOUSEHOLD FINANCIAL MANAGEMENT

The authors research some basic concepts of household financial management. They show the actual content and the interaction of the most significant components of financial management concerning the position of every citizen. A number of ways to develop financial management of households in the Russian Federation are proposed. The authors believe that the implementation of their ideas is quite likely to promote the well-being and real progress of the country.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы финансового менеджмента домашних хозяйств»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009, № 1, с. 1 62-168

УДК 330.8

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

© 2009 г. Л.В. Новокшонова, М.Ю. Хазан

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского [email protected]

Псступила в редакцию 16.12.2008

Выявлено новое направление расширения конкурентной среды за счет включения в число факторов конкурентоспособности экономического менталитета. Конкретизированы понятия «конкурентоспособность», «конкурентные преимущества», «конкурентная среда». Уточнено понятие «экономический менталитет нации» за счет дополнения представлений о корреляции базовых черт российского менталитета с ведущими направлениями повышения конкурентоспособности. Предложены мероприятия, направленные на использование конкурентного потенциала сильных ментальных черт.

Ключевые слсва: конкурентоспособность, конкурентная среда, факторы конкурентоспособности, экономическая ментальность, культурная среда, международный бизнес.

Введение

В ходе трансформации экономической системы России складываются рыночные основы конкуренции, развиваются многообразные формы собственности, формируется новая законодательная база, активизируется включение страны в международные отношения. Институциональные преобразования привели к качественному усложнению среды, систем и механизмов хозяйственной деятельности. Вместе с тем возрастает потребность в разработке тех направлений экономической теории, которые наиболее полно учитывают нормы и правила освоения и функционирования в мировом пространстве. Использование отечественного и зарубежного опыта для реализации приоритетных направлений развития российской экономики связано с созданием адекватной современной конкурентной среде институциональной организации хозяйственной деятельности. Лежащая в ее основе экономическая ментальность сложилась в дореформенный период, а новая, рыночная культура и соответствующая ей система ценностных регуляторов еще полностью не сформировались.

Изменение институциональной организации конкурентной среды хозяйственной деятельности в России

В условиях глобализации и ее последствий достижение высокой конкурентоспособности становится масштабной задачей стратегического характера. Ее решение ускорило бы процесс

перехода к инновационной экономике в России. Анализ исследований в данной области позволил обозначить смысловые рамки понятия конкурентной среды, а также схематично представить процесс ее взаимодополнения родственными понятиями (рис. 1).

Основываясь на предлагаемых в литературе дефинициях и подходах, конкурентоспособность можно рассматривать как способность экономического субъекта и/или товара сохранять и улучшать свои позиции в среде других экономических субъектов и/или товаров. Обстоятельства и условия, определяющие конкурентоспособность, представляются как факторы конкурентоспособности. В свою очередь, факторы, которые выгодно отличают конкурирующего субъекта (конкурентный товар) от других, можно определить как конкурентные преимущества. Конкурентоспособность, ее факторы и преимущества в совокупности характеризуются конкурентной средой.

Конкурентная среда включает широкий спектр переменных, в том числе систему ценностей, формирующуюся на основе базовых черт менталитета нации (рис. 2). Он представляет собой специфический тип мышления и характеризует работу коллективного сознания.

Мотивы и модели поведения, возникающие в процессе хозяйственной деятельности и детерминирующие ее, определяет экономическая ментальность - исторически сформированное индивидуальное и общественное экономическое сознание, специфический характер которого определяется типом экономической эпохи, культурными особенностями, социаль-

Рис. 1. Состав конкурентной среды хозяйственной деятельности

Менталитет нации

Культура (Система ценностей) у Институты (Правила)

і і к

і г А г

Институциональная

подсистема

Ресурсы

(Производственные

факторы)

о

Технология

(Производственная

функция)

Экономическая

подсистема

Рис. 2. Менталитет нации в подсистемах экономического развития

ной принадлежностью, этнонациональными и другими характерными чертами носителей ментальности [7].

Экономическая ментальность является значимым элементом институциональной структуры экономики, поскольку в ее основе лежат глубинные психологические установки и ценности индивидов и социальных общностей, их стойкие психологические предпочтения и реакции, способы восприятия, манера чувствовать и думать. Соблюдение неформальных правил опирается на социальный капитал, имеющий в

своей основе доверие и репутацию участников рынка, на уверенность в том, что другие знают эти правила и готовы их соблюдать, а не на силовые структуры государства.

Неформальные правила не претендуют на универсальность, они больше привязаны к конкретным сегментам рынка и отдельным группам хозяйствующих субъектов. Этот скрытый уровень неформальных правил нередко остается вне поля зрения исследователей. Между тем их роль в реальной экономике огромна. Неформальные нормы, в свою очередь, опираются на

более широкое основание в виде культурных традиций и ценностей, утвердившихся в определенном обществе. Культурные традиции связаны с воспроизведением устойчивых практик поведения, которые вошли в привычку, закреплены в местных обычаях [2]. Следовательно, вместе с другими неформальными институтами экономическая ментальность детерминирует институциональную среду, а в историческом временном континууме составляет основание для подсистемы формальных институтов (рис. 3).

Формальные

правила

Неформальные

правила

Культурные ценности и традиции

Экономическая ментальность

Рис. 3. Экономическая ментальность как элемент институциональной структуры общества

Конкурентная стратегия субъектов хозяйствования строится на тех чертах экономической ментальности, которые аккумулируют в себе их стремление к эффективной деятельности (например, сравнительно новая черта российского менталитета - «индивидуализм» - способна лечь в основу стратегии лидерства фирмы в определенной отрасли). В свою очередь, выстраивание стратегических приоритетов с подобных позитивных позиций не может не сказаться на эволюции ментальных черт.

Особенность экономической ментальности в некоторой степени определяет воздействие случайных событий на конкурентную среду (например, черта российского менталитета «недоверие» вполне может спровоцировать резкие колебания спроса). Усилить детерминанты конкурентного преимущества (их роль в создании благоприятной или неблагоприятной конкурентной среды обосновал М. Портер) поможет учет базовых черт экономической ментальности. Их корреляция будет способствовать не только совершенствованию конкурентной среды хозяйственной деятельности, но и повышению ее эффективности.

Целью институциональных изменений является повышение конкурентоспособности на всех уровнях хозяйствования. Новые институ-

циональные условия необходимо формировать, опираясь на постепенную трансформацию ментальных установок российского общества, которая, в свою очередь, может быть успешно осуществима только на основе сильных, выигрышных черт национального менталитета.

Конкурентный потенциал российских ментальных черт и его использование

Экономическая ментальность является основой культурной среды, взаимосвязанные элементы которой оказывают влияние на хозяйственную деятельность.

На основании изучения исследований в области экономической ментальности сегодня возможно представить соответствие ментальных особенностей определенным конкурентным чертам (табл. 1).

Рассмотрение узловых проблем институциональных отношений в Российской Федерации позволяет проанализировать баланс характеристик национального менталитета по направленности воздействия на экономические процессы. И сильные, и слабые ментальные характеристики необходимо учитывать при формировании стратегии перехода к инновационной экономике. Современной российской ментальности свойственно динамическое развитие. На этом основании можно проследить соответствие влияния ведущих черт российской ментальности на характер конкурентных преобразований, представленное в таблице 2.

Классифицируя ментальные характеристики, нельзя не учитывать также дуализм российского менталитета. Из-за особенностей исторического развития в нем закрепились противоречивые черты: индивидуализм - коллективизм, трудовая мотивация - иждивенчество, догматизм - стремление к новому. При разработке стратегии совершенствования конкурентной среды необходимо принять во внимание, что на начальном этапе формирования рыночной экономики стала доминировать ментальная черта «индивидуализм», где ориентация делается на личность, осуществляется индивидуальный контроль, ведется учет личного вклада и оплата согласно ему. Со временем стало усиливаться значение карьерного роста, основанного не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях. Данную тенденцию необходимо учитывать, отмечая лиц, у которых преобладает индивидуальная ментальность. Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где при-

Таблица 1

Соответствие особенностей менталитета и конкурентных черт

Ментальная особенность Конкурентные черты

Индивидуализация сознания, повышенное чувство собственного достоинства Оплата по личному вкладу, личные способности - двигатель карьеры

Стремление к обособленности Формальные отношения на производстве

Прагматизм Выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели

Практицизм Формирование нестандартной системы управления, приведение ее в соответствие с определенными целями и задачами

Рационализм Формирование оптимальной структуры производства, рациональные отношения в коллективе, отсутствие нагромождений в системе управления

Стремление к богатству (алчность) Максимальная прибыль - главная цель хозяйственной деятельности, отсюда - стремление к снижению издержек производства

Пунктуальность Дисциплина на производстве, скрупулезность в выполнении заданий

Консерватизм Высокое качество продукции, неоспоримый авторитет руководителя, инертное восприятие инноваций

Трудолюбие Высокая производительность труда, отсутствие жестких управленческих решений по отношению к персоналу

Аккуратность Высокое качество, установка на его непрерывный рост, культура управления, исполнительность

Бережливость Установка на экономию ресурсов, внедрение безотходных технологий

Коллективизм Коллективная ответственность, коллективный контроль, оплата труда по показателям группы

Патернализм Неформальные отношения руководства с подчиненными, продвижение по службе по старшинству и стажу работы, руководитель -«отец коллектива»

Высокая приспособляемость к новизне Восприимчивость нововведений, быстрое их внедрение

Таблица 2

Соответствие базовых российских ментальных черт

Потенциал ментальных черт Ментальные черты Возможное преобразование конкурентной среды

Сильные черты (конкурентный потенциал) Коллективизм,склонность к сопереживанию Коллективная ответственность, коллективный контроль, оплата труда по показателям группы

Индивидуализм Оплата по личному вкладу, личные способности - двигатель карьеры

Терпеливость Достижение поставленных целей, преодоление препятствий путем упорного труда и креативных решений

Развитая интуиция Улавливание колебаний конъюнктуры рынка, гибкость производственных и управленческих решений

Неоднозначные черты (конкурентный потенциал) Патернализм, державность Сильная государственная поддержка хозяйственных организаций

Подражательность Возможность эффективного использования зарубежного опыта

Мечтательность (устремление к трансцендентному) Мягкость в управлении, отсутствие четко сформулированных целей и задач деятельности, но, наряду с этим, креативный подход в решении производственных задач

Слабые черты (антиконкурентный потенциал) Недоверие к окружающим (анархизм), преобладание неформальных отношений Недоверие к руководству, в производственном процессе на первый план выдвигаются личностные факторы

Неразвитость правосознания, неуважение к частной собственности (нигилизм) Отсутствие моральных ценностей в области правовых отношений и отношений собственности

Склонность к не просчитанным рационально поступкам Допущение халатного отношения к должностным обязанностям, детальная непроработан-ность решений производственных и коммерческих задач

Иждивенчество Низкая производительность труда, управление осложняется необходимостью постоянного принуждения

меняются специфические методы управления, с акцентом на коллективный труд, коллективную ответственность и контроль, при использовании бригадной формы организации труда и его оп-

латы. Склонность к сопереживанию, сочетающаяся с коллективистскими началами, поможет повысить корпоративную культуру, закрепить диалогические межличностные отношения, а

также свести к минимуму элементы манипуляции и необоснованной императивности в рамках хозяйствующего субъекта.

Патернализм и державность сегодня частично проявляются на предприятиях оборонной промышленности, а также при выполнении срочных и сверхсрочных заказов. В творческой среде авторитарный стиль управления не будет способствовать повышению эффективности. Здесь необходимо актуализировать элемент мечтательности как характерной ментальной черты.

Экономическая ментальность включает элемент трудолюбия. Лидерство в рейтингах глобальной конкурентоспособности предполагает еще большую актуализацию этой ментальной составляющей. Современные экономические условия предполагают процесс усиления трудолюбия, его массового распространения в России. Поддержать и сохранить это конкурентное преимущество поможет в первую очередь соответствующая знаниям, квалификации и таланту оплата труда. В процессе совершен-

ствования конкурентной среды хозяйственной деятельности необходимо учитывать и соотношение таких качеств, как настойчивость, стремление к осуществлению цели и имеющуюся несобранность. Сочетание противоречивых ментальных черт может присутствовать в рамках одного субъекта хозяйствования [9].

Мероприятия, помогающие выделить и использовать конкурентный потенциал, заложенный в российских ментальных чертах, можно проводить на различных уровнях хозяйствования в соответствии с иерархической структурой конкурентной среды (табл. 3).

Необходимо время для того, чтобы предложенные мероприятия проникли на все уровни институциональной системы и укоренились в них хотя бы в минимальной степени. Желательно дать возможность проявиться последствиям спонтанных взаимодействий, которые часто ведут к адаптации новых институтов.

Так, экономическое взаимодействие в современном мире в значительной степени характеризуется активным участием в нем наднацио-

Таблица 3

Мероприятия по культивированию и использованию конкурентного потенциала российских ментальных черт на различных уровнях конкурентной среды

Уровень конкурентной среды Формы использования и культивирования конкурентного потенциала ментальных черт

Мегауровень Формирование положительного имиджа страны происходит при учете следующих сильных ментальных черт: коллективизма и державности (при структурировании переговорных процессов), терпеливости (при осуществлении внешнеторговых сделок и совместной производственной деятельности)

Макроуровен ь Создание общероссийской карты ментальности, цель которой - выявить соотношение сильных и слабых ментальных черт населения на территории страны. Создание общероссийской психолого-социальной службы с отделениями в регионах и на предприятиях, в задачи которых будут входить составление карт ментальности, а также моделирование на их основе конкретных систем управления

Мезоуровень Разработка региональными социально-психологическими службами специальных анкет, включающих вопросы об отношении к предпринимателям, к богатым людям, к рынку, к самостоятельности; вопросы об этичности предпринимательства, богатства; оценку справедливости народных пословиц по поводу рациональности, удачи; отношение к представителям тех наций, которые ассоциируются с определенными типами предпринимательства и преобладающими в данных регионах. Ментальной основой данных преобразований выступает терпеливость и конфессиональная толерантность. Создание коучинг-центров, задача которых - популяризация венчурных инвестиций. Трансцендентность и стремление к новому - ментальная основа данных изменений, которые в первую очередь затрагивают мировоззрение российских предпринимателей и управленцев

Микроуровень Формирование корпоративной культуры хозяйственной организации при сочетании элементов капиталистической ментальности (рациональность - стремление к богатству как самоцель, стремление зарабатывать и стремление инвестировать; честность - готовность выполнять взятые на себя обязательства, согласие сообщать о себе негативную информацию; самостоятельность - индивидуализм; стремление к лидерству; стремление к новаторству; готовность к риску) и перспективных ментальных черт россиян.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наноуровень Формирование перспективных ценностных основ экономической деятельности с учетом сильных ментальных черт. Актуализация профессиональных знаний, трансформация социальных и экономических приоритетов в корреляции с этическими и культурными, которые не должны расходиться с экономическими выгодами. Преодоление разрыва ценностных представлений с реальным экономическим поведением. Использование образовательных возможностей для повышения общей экономической культуры, получения новых профессиональных знаний

Рис. 4. Состав культурной среды, воздействующей на бизнес

нальных региональных объединений, стремящихся к реализации своих интересов. Мировой опыт показывает, что способность государств к интегрированию и потребность в нем обусловлены сочетанием ряда факторов: естественными - географической и культурной близостью; экономическими - синергией воспроизводственных систем участников; политическими -волей к интеграции.

Поэтому межгосударственные экономические блоки различаются как по количеству участников, так и по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии, сферам и масштабам деятельности, институциональному устройству. Традиционными предпосылками их формирования выступают географическая близость интегрирующихся стран, сравнительно близкий и достаточно высокий уровень социально-экономического развития, общность историко-культурных корней, возможность взаимодополнения национальных хозяйств, наличие совпадающих интересов по основным вопросам региональной динамики и трансформации экономического пространства, совместимость институциональной среды. В настоящее время они дополняются необычными чертами. В число последних входят: несопредельность границ (появление сетевой модели интеграции как альтернативы ее региональной модели); внесистемная интеграция на многих ярусах мирового пространства (производственном, финансовом, информационном, этническом и т.д.); широкий спектр различий участников (вовлечение менее развитых партнеров в интеграционные блоки высокоразвитых стран); экстравертность, то есть включение входящих в региональные соглашения стран в общемировые глобальные процессы (в отличие от интравертности, то есть

прежде всего протекционистской направленности «старого» регионализма). Все это выходит за привычные теоретические представления о межгосударственной интеграции.

Культура отличает одно общество от другого. Она включает ряд взаимосвязанных практически равнозначных элементов, в число которых входят язык, социальная организация, модели поведения, способы коммуникации, ценности, верования (см. рис. 4). Их совокупность формирует уникальную национальную культурную среду. Под ее воздействием в соответствии с обычаем и законом устанавливаются правила, по которым осуществляется хозяйственная деятельность в конкретной стране.

В наши дни все больше становится интернациональных организаций, где приходится работать вместе представителям различных культур. Деловые операции между сторонами (отдельными лицами, частными фирмами и/или государственными организациями) более чем из одной страны подразумевает международный бизнес. Его участники благодаря корректному использованию культурных особенностей могут получить конкурентные преимущества и, наоборот, потерять их из-за игнорирования или неумелого сочетания этих особенностей. Поэтому культурная среда оказывает на международный бизнес особое воздействие, усиленное как спецификой разных культур, так и пределами их сочетания.

Заключение

Экономический менталитет как фактор конкурентоспособности находится в неразрывной связи с такими институтами, как экономическая культура, традиции, формируя в конечном ито-

ге институциональную систему хозяйствования с ее формальными и неформальными правилами. Анализ структуры национального экономического менталитета дает возможность эффективно использовать имеющиеся ментальные ресурсы общества при проведении конкурентных преобразований.

Сегодня Россия справедливо претендует на роль одной из ведущих держав в современном геополитическом и геоэкономическом пространстве. Усиливающиеся интеграционные процессы, в которых активно участвует страна, ее неизбежное вступление в ВТО покажут сформированность внутренних рыночных механизмов и поведенческую готовность хозяйствующих субъектов успешно функционировать в новых условиях. Поэтому проводимые мероприятия в области поддержания сильных и ограничения слабых ментальных черт помогут снизить те издержки, которые сопутствуют любым подобным изменениям, и помогут существенно расширить конкурентную среду на всех уровнях хозяйствования.

Список литературы

1. Васильева З.А. Иерархия понятий конкурентоспособности субъектов рынка // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 2. С. 83-91.

2. Кузьминов Я., Радаев В., Яковлев А., Ясин Е. Институты: от заимствования к выращиванию (опыт

российских реформ и возможность культивирования институциональных изменений) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С. 5-27.

3. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3 //www.dis.ru/manag/arhiv/1999/4html

4. Нешитой А., Сухарев О. Конкурентоспособность и условия воспроизводства // Экономист. 2005. № 3. С. 3-12.

5. Новокшонова Л.В. Международный бизнес: экономические основы развития и регионализации: Монография. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2001. 187 с.

6. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997. 160 с.

7. Экономическая ментальность россиян: Тула -Россия - мир (грантовое исследование № КТК- 2922-02 Ю.В. Латова, Н.В. Латова, Т.С. Вуколовой) // http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/115492.html

8. Новокшонова Л.В., Хазан М.Ю. Особенности экономического поведения индивидуумов и их роль в процессе экономической глобализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Экономика и финансы. Выпуск 2 (9). Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2006. С. 377-381.

9. Хазан М.Ю. Роль мультикультурных практик в области государственного регулирования миграционных процессов // VI международная научно-практическая конференция «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект». Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2007. Том 2. С. 383-385.

ECONOMIC MENTALITY AS A FACTOR FOR THE IMPROVEMENT OF COMPETITION ENVIRONMENT

L. V. Novokshonova, M. 'Yu. Khazan

A new approach to the development of competition environment is revealed. It involves economic mentality as one of the factors of competition ability. The terms «competition ability», «competitive advantages», «competition environment» are defined concretely. The term «national economic mentality» is rendered more precise by supplementing the ideas about correlation between principal features of Russian mentality with main ways for improving competition ability. Some measures aimed at the utilization of competition potential of strong mentality features are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.