Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Базис
Ключевые слова
Парламентские партии / программы / этнокультурное развитие. / Parliamentary parties / programs / ethno-cultural development.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Головченко Владимир Иванович

В статье проводится анализ партийных программ парламентских партий Российской Федерации в целях изучения концептуализации вопросов этнокультурного развития субъектов РФ. Автор сопоставляет предпринимаемые государством меры с идеологическими установками и планами парламентских партий по совершенствованию этнокультурной политики, направленной на реализацию прав этнических общностей России и сохранение их культурно-национальной самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Головченко Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF PARLIAMENTARY PARTIES TO IMPROVE STATE POLICY IN THE FIELD OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes the party programs of the parliamentary parties of the Russian Federation in order to study the conceptualization of issues of ethnocultural development of the subjects of the Russian Federation. The author compares the measures taken by the state with the ideological attitudes and plans of parliamentary parties to improve the ethno-cultural policy aimed at realizing the rights of ethnic communities in Russia and preserving their cultural and national identity.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

■^mi

SISK^ '

УДК 329.1/.6

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПАРЛАМЕНТСКИХ ПАРТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF THE ACTIVITIES OF PARLIAMENTARY PARTIES TO IMPROVE STATE POLICY IN THE FIELD OF ETHNO-CULTURAL DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

© Головченко Владимир Иванович

Vladimir I. Golovchenko

доктор политических наук, профессор, профессор кафедры теории государства и права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (г. Саратов).

DSc (Political), Professor of the Department of Theory of State and Law, Saratov National Research University named after N.G. Chernyshevsky (Saratov).

И golovchenkosgu@mail.ru

8

Аннотация. В статье проводится анализ партийных программ парламентских партий Российской Федерации в целях изучения концептуализации вопросов этнокультурного развития субъектов РФ. Автор сопоставляет предпринимаемые государством меры с идеологическими установками и планами парламентских партий по совершенствованию этнокультурной политики, направленной на реализацию прав этнических общностей России и сохранение их культурно-национальной самобытности.

Ключевые слова: Парламентские партии, программы, этнокультурное развитие.

Abstract. The article analyzes the party programs of the parliamentary parties of the Russian Federation in order to study the conceptualization of issues of ethno-cultural development of the subjects of the Russian Federation. The author compares the measures taken by the state with the ideological attitudes and plans of parliamentary parties to improve the ethno-culturalpolicy aimed at realizing the rights of ethnic communities in Russia andpreserving their cultural and national identity.

Key words: Parliamentary parties, programs, ethno-cultural development.

В эпоху высокой геополитической турбулентности, переживаемой нашей страной в числе приоритетных направлений государственной политики, тем не менее, находятся вопросы этнокультурного развития субъектов Российской Федерации. Как минимум, на протяжении последнего десятилетия руководством страны принимаются решения, направленные на активизацию деятельности по консолидации российской нации через динамичное развитие этнокультурной составляющей многонациональных и поликонфессиональных регионов России.

Понимая важность и приоритетность этого направления во внутренней политике страны, современные учёные всесторонне изучают проблему этнокультурного развития регионов Российской Федерации с раз-

личных точек зрения. Например, Ю. Б. Тарасова и В. А. Баскаков в своей статье исследуют ряд вопросов, связанных с механизмом управления этнокультурной сферой на уровне государства, региона и на уровне отдельных организаций. По мнению учёных до сих пор не определены ключевые направления национальной стратегии развития и поддержки данной сферы со стороны государства, а также не отлажены механизмы по координации различных сторон реализации культурной политики. Следует согласится с выводом авторов о том, что «преимущества, которые может получить этнокультурная сфера России, во многом определяются осознанием стратегических, долгосрочных ориентиров, выполняющих рамочные функции для работы и развития многонационального общества» [11, с. 130]. Экономический аспект данной проблемы рассмотрели в своей работе Л. Э. Лимонов, М. В. Несена

%

SIS4Ü'

и пришли к выводу, что «в субъектах РФ с более гетерогенным населением затраты на образование составляют меньшую долю расходов их бюджетов» [3, с. 150]. Проблемам этнокультурного развития провинциального села посвящена работа Д. Д. Васильевой, в которой она рассмотрела различные аспекты альтернативных форм сохранения этнокультурной самобытности и культурно-бытовых особенностей уклада жизни местных жителей на примере одного из старообрядческих сёл Республики Бурятия. Автор также исследовала специфику и пути развития «этнодеревни» с точки зрения туристического потенциала [1, с. 188].

В августе 2013 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа (Далее - ФЦП) «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [6]. В преамбуле документа сфокусировано внимание на целый ряд факторов, негативно влияющих на бесконфликтное и стабильное развитие межэтнических отношений. Среди этих причин выделяются проблемы, связанные с размыванием традиционных нравственных ценностей народов России. В связи с этим подчёркивается деструктивный характер правового нигилизма и наличие высокого криминогенного уровня преступности и коррупционных преступлений в стране. Ещё более опасными, с точки зрения сохранения единства российского общества, выглядят попытки политизации этнической и религиозной составляющей, в частности, в электоральный период. В принятой ФЦП особое внимание обращено на проблему явной недостаточности мер «по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов» [6].

Анализ функционирования государственных механизмов по координации деятельности в сфере реализации государственной национальной политики приводит авторов программы к неутешительному выводу. Они справедливо указывают на низкий уровень межведомственного и межуровневого взаимодействия. Здесь речь идёт, прежде всего, о недостаточно эффективной профилактике проявлений экстремизма и заблаговременное предупреждение межнациональных конфликтов в различных регионах страны. Впервые выявлено разработчиками ФЦП и зафиксировано в документе влияние на этнокультурное развитие субъектов Российской Федерации современных причинно-следственных связей, обусловленных процессами глобализации и трансграничной интеграции, что, в свою очередь, оказывает унифицирующее влияние этих явлений на локальные культуры. Резюмируя комплекс вышеперечисленных негативных факторов и вызовов, ФЦП констатирует, что «этнический и религиозный факторы являются для многона-

циональной и поликонфессиональной России факторами национальной безопасности» [6], как это закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 Г. № 400 [12].

Таким образом, имея в виду, что традиционные формы духовности и этнической культуры народов России являются основой общероссийской идентичности и факторами национальной безопасности, «укрепление единства российской нации, формирование общегражданской идентичности россиян, обеспечение динамичного этнокультурного и духовного развития народов России, противодействие этнополитическому и религиозно-политическому экстремизму являются важными факторами дальнейшего устойчивого развития страны», - формулирует целеполагание Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)» [6]. В связи с тем, что достигнуты далеко не все цели, поставленные в данной ФЦП, перед российскими властями и обществом, по-прежнему, стоят первоочередные задачи по совершенствованию государственной политики в области этнокультурного развития регионов страны. В частности, речь идёт о деятельности парламентских партий и некоммерческих общественных организаций, работающих в этой сфере.

В 2019 г. под эгидой Общероссийской общественной организации «Ассамблея народов России» и АНО «Ресурсный центр в сфере национальных отношений» была принята «Всероссийская программа по развитию этнокультурных социально ориентированных некоммерческих организаций «ЭтНик». Этот проект был реализован при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов и при поддержке Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям. Этот проект подразумевает проведение в жизнь комплексной программы по развитию региональных этнокультурных социально-ориентированных некоммерческих организаций (Далее - СОНКО) [2].

По замыслу авторов проекта, его реализация должна способствовать формированию привлекательности и узнаваемости СОНКО, повышения их авторитета, и, в конечном итоге, их заметного самовыражения в своём регионе. Таким образом, главная цель проекта заключается в сохранении межнационального мира и согласия народов России путём повышения уровня открытости, узнаваемости и авторитета этнокультурных СОНКО. В числе основных направлений проекта хотелось бы выделить задачу по выявлению, обобщению масштабированию и тиражированию лучших практик национально-культурных социально-ориентированных

8

некоммерческих организаций в субъектах РФ [2].

Важное значение в продвижении и активизации мер по совершенствованию государственной политики в области этнокультурного развития регионов страны имеет Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России» [13]. Проведение в 2022 г. Года культурного наследия народов России, как значится в документе, осуществляется «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации» [13].

Первым шагом в реализации данного Указа стало проведение 27 апреля 2022 г. заседания организационного комитета этого проекта. По итогам работы оргкомитета были разработаны и утверждены: План основных мероприятий, а также Программа Года культурного наследия народов России. В программу, состоящую из семи больших разделов, были включены 180 различных по характеру и формату проведения основных мероприятий. Магистральными направлениями Года культурного наследия народов России стали мероприятия по сохранению, изучению и популяризации объектов культурного наследия, а также различных форм культурного наследия народов России. Большое место в программе уделяется поддержке национальных культур народов России, в том числе поддержке декоративно-прикладного искусства, народных ремёсел и промыслов. Особое место в программе занимают международные проекты и акции. Наряду с этим, авторами программы предусматривается совершенствование нормативно-правовой базы этнокультурной сферы общества, а также повышение эффективности информационного сопровождения и поддержка издательской деятельности по популяризации этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей российского государства [4].

Особое место в совершенствовании государственной политики в области этнокультурного развития субъектов Российской Федерации имеет деятельность парламентских партий нашей страны. Попытаемся выяснить их цели и задачи в этой области путём анализа партийных программных документов.

Официальная позиция крупнейшей парламентской партии «Единая Россия» базируется на том утверждении, что одним

из условий, «обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - это высокий уровень духовно-нравственного развития нации, культуры народов России» [5]. Программная линия «Единой России» ориентирована на актуальную потребность настоящего времени «Сегодня как никогда раньше очевидна глубинная связь духовно-нравственного состояния общества и положения дел в стране в целом, - отмечается в документе. - Мы убеждены, что основные резервы строительства сильной и процветающей России кроются не только в экономике, но и в духовно-нравственном обновлении общества, в его сплочении во имя будущего страны. Обречены на неудачу любые реформы в политической и социально-экономической сферах, в государственном устройстве, не опирающиеся на культуру» [5]. В качестве основных направлений этнокультурной политики партии определены следующие.

1. Усиление государственной поддержки культуры. Своеобразным кредо партии в этом целеполагании выступает следующая сентенция: «Вложения в культуру - это наиболее эффективные вложения в Россию, в её будущее» [5]. Формулируя цель государственной поддержки культуры, правящая партия берёт курс на обеспечение широкого доступа населения к культурным ценностям, обеспечивая при этом сохранность национальной самобытности культур народов России. В связи с этим, «Единая Россия» видит приложение своих усилий по совершенствованию законодательства в этой сфере по шести направлениям.

Во-первых, сохранение культурного наследия, культурного потенциала и единого культурного пространства России.

Во-вторых, дифференциация форм культурной деятельности и масштабирование круга людей в приобщении к ценностям культуры;

В-третьих, создание условий для безболезненного и эффективного приспособления культуры и сферы массовых коммуникаций к механизму рыночных отношений.

В-четвёртых, приобщение как можно более широких масс населения к культурному наследию и информационным ресурсам.

В-пятых, поддержка художественных промыслов, развитие новационных форм внутреннего туризма.

В-шестых, сохранение и развитие российского села с его особым укладом и культурными традициями, формирование привлекательного имиджа села.

2. Воспитание патриотов Отечества. «Единая Россия» считает, что для достижения этой цели, в первую очередь, необходимо «укрепить иммунную систему народа - естественный, разумный, уходящий в века патриотизм, поставить прочный заслон разрушению традиционных для нашей страны морально-этических, нравственных норм, дискредитации

культурно-исторического наследия российской цивилизации» [5].

3. Развитие культуры села. Обосновывая необходимость реализации этого направления культурной политики, партия считает, что «Глубокого уважения и поддержки заслуживают те сельские поселения, где бережно сохраняется и развивается народная традиционная культура, где передаются из поколения в поколение не только традиции художественных промыслов и ремёсел, но и опыт социального общения, формирования любви к малой Родине. Не случайно социологи отмечают, что «жители села более традиционны в нравственных предпочтениях. В системе ценностей сельских жителей больше человечности и души»» [5].

4. Реализация партийного проекта «Библиотеки России». Данный проект является эксклюзивным в программном кейсе «диной России». Его авторы справедливо отмечают, что библиотеки в наше время являются фактически единственным местом, где «гражданам бесплатно или за символическую плату предоставляется доступ к информации, то есть реализуется их конституционное право. Во многом благодаря библиотекам и собранным ими источникам сохраняется память нации, реализуется её самоидентификация, использоваться во всей полноте богатство культурного наследия человечества» [5].

В программе Коммунистической партии Российской Федерации (Далее - КПРФ) вопросы этнокультурного развития регионов напрямую не рассматриваются. В программе утверждается, что забота о культурных ценностях страны зашифрована в символе КПРФ. Молот, серп и книга, изображённые на этой эмблеме являются, по замыслу идеологов КПРФ, аллегорией союза тружеников города, села, науки и, в последнюю очередь, культуры. Базируясь на программном основополагающем постулате о социализме как о свободном от эксплуатации человека человеком обществе, коммунисты лишь вскользь и немногословно упоминают о культуре, опять же в контексте представления догм о социализме: «Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся» [9]. Также о культуре упоминается и в их так называемой программе-минимум: «обеспечить общедоступность культурных благ, пресечь коммерциализацию культуры, защитить русскую культуру как основу духовного единства многонациональной России, национальные культуры всех народов страны» [9].

В отличии от лакуны по этнокультурной политике в программе КПРФ программные цели и задачи партии социалистической политической партии «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» (Далее - СРЗП), также, как и «Единой России» весьма пространны и основательны. Справедливо указывая на тот факт, что «в последние два десятилетия рос-

сийская культура стала заложницей экономической ситуации в стране, что привело наше общество к трудновосполнимым духовным и нравственным потерям», партийцы указывают на то, что «культура не может жить по законам бизнеса. Государство обязано поддерживать все сферы творческой жизни, которые воспроизводят традиции многонационального российского народа» [10].

Таким образом, главная цель СРЗП -«сохранить культурное достояние нации, обеспечить его передачу будущим поколениям, развивать единое культурно-информационное пространство страны». Одной из задач партии в достижении этой цели является обязательная и точная реализация в нашей стране «Конвенции ЮНЕСКО об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения» от 20 октября 2005 года, а также строгого соблюдения законов РФ и международных соглашений по охране культурного достояния государства [10].

В качестве последовательных шагов в реализации программных установок по совершенствованию этнокультурной политики страны СРЗП предлагает закрепить в законе «О культуре» механизм реализации права на свободный доступ каждого российского гражданина к отечественным и мировым культурным ценностям. Программа СРЗП содержит целый ряд конкретных предложений в этой области. Среди которых следует, например, назвать предложение о том, чтобы ввести в стране ежемесячный день бесплатного посещения музеев для всех граждан РФ. Восстановить доступную для граждан сеть детских музыкальных и художественных школ и клубов, коллективов детского творчества. Оказывать поддержку (в том числе через программы государственных грантов) молодым талантам в сфере различных видов искусств. Одновременно с этим оказывать поддержку многочисленным творческим союзам в нашей стране [10].

Следует обратить внимание на то, что две программные задачи СРЗП весьма созвучны идеям и планам «Единой России». Речь идёт о двух проектах. Во-первых, «справедливороссы» предлагают переформатировать все российские библиотеки в сеть общедоступных информационно-культурных центров, оснащённых современными информационными технологиями. Во-вторых, они солидарны с «единороссами» в том, что необходимо создать условия для возрождения культурного облика российской провинции, развития краеведения, народных промыслов, ремёсел, художественной самодеятельности. Обобщая свои цели в области этнокультурной политики СРЗП констатирует: «Государство обязано создавать все необходимые условия для инвестиций в культуру, рассматривая их как инвестиции в человеческий капитал - фундамент эффективного социально-экономического роста страны» [10].

Либерально-демократическая партия России (Далее - ЛДПР) позиционирует свою программу как «жизненную» и отвечающую интересам граждан России, декларируя, что цель партии - «богатая и культурная страна». Как видим уже в постановке самой программной цели культура заявлена как один из приоритетов партии, а в разделе программы «Социальная политика ЛДПР» приводится детализация этой «культурной» политики. В качестве первостепенной задачи парии называет необходимость разработки государственной программы культурного строительства в Российской Федерации [8].

4 октября 2022 г. по инициативе Председателя Государственной Думы В. В. Володина, Председателя Совета Федерации В. И. Матвиенко, а также группы сенаторов Государственная Дума во втором и третьем чтениях приняла закон о сохранении и популяризации нематериального этнокультурного достояния России. Авторы констатируют, что «нематериальное этнокультурное достояние РФ является важнейшим элементом духовности этнических групп и играет ключевую роль в формировании культурного пространства современной России» [7]. Закон предусматривает определённые новации, например, в сфере регламентации процедур выявления, изучения,

использования, актуализации, сохранения и популяризации нематериального этнокультурного достояния страны. Все эти меры, как предполагают законодатели, будут способствовать реализации прав этнических общностей РФ на сохранение своей культурно-национальной самобытности. Не менее важным нововведением этого закона является формулирование и регламентация понятийного аппарата сферы нематериального этнокультурного достояния [7]. Обращает на себя внимание тот факт, что принятый документ весьма созвучен программным установкам правящей партии «Единая Россия».

Подводя итог проведённому анализу следует сделать вывод о том, что наиболее полно и всесторонне концептуальные основы по совершенствованию государственной политики в области этнокультурного развития регионов РФ разработаны в программах парламентских партий «Справедливая Россия — Патриоты — За правду» и «Единая Россия», многие положения из которых востребованы и используются законодателями в настоящее время при принятии законов, регулирующих сферу этнокультурного развития субъектов Российской Федерации.

Материалы поступили в редакцию 17.10.2022 г.

Библиографический список (References)

1. Васильева, Д. Д. Альтернативные пути сохранения этнокультурного своеобразия регионов России / Д. Д. Васильева. - Текст : непосредственный// Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - № 14. - С. 188-190. -ISSN 1994-0866.

2. Всероссийская программа по развитию этнокультурных социально ориентированных некоммерческих организаций «ЭтНик» // Ассамблея народов России. - URL: http://sbomik_luchshih_ praktik_etnik.pdf (xn--80aaadglf1chnmbxga3u. xn--p1ai) (дата обращения: 18.09.2022). - Текст : электронный.

3. Лимонов, Л. Э. Особенности этнокультурного разнообразия российских регионов / Л. Э. Лимонов, М. В. Несена. - Текст : непосредственный // Регион: Экономика и Социология.

- 2015. - № 3 (87). - С. 146-170. - ISSN 0868-5169.

4. План основных мероприятий и Программа Года культурного наследия народов России // Министерство культуры Российской Федерации.

- URL: https://culture.gov.ru/about/departments/ departament_gosudarstvennoy_podderzhki_ iskusstva_i_narodnogo_tvorchestva/news/ utverzhdeny-plan-osnovnykh-meropriyatiy-i-programma-goda-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/ (дата обращения: 14.08.2022). - Текст : электронный.

5. Позиция Всероссийской политической партии «Единая Россия» по проблемам культуры // Новости политических партий Росси и стран

1. Vasil'eva, D. D. (2013). Al'ternativnye puti sohranenija jetnokul'turnogo svoeobrazija regionov Rossii [Alternative ways of preserving the ethnocultural identity of the regions of Russia]. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 14. P. 188-190. ISSN 1994-0866.

2. (2022). Vserossijskaja programma po razvitiju jetnokul'turnyh social'no orientirovannyh nekommercheskih organizacij «JetNik» [All-Russian program for the development of ethnocultural socially oriented non-profit organizations "Ethnik"]. URL: http://sbornik_luchshih_praktik_etnik.pdf (xn--80aaadglf1chnmbxga3u.xn--p1ai) (accessed 18 September, 2022).

3. Limonov, L. Je., Nesena, M. V. (2015).

Osobennosti jetnokul'turnogo raznoobrazija rossijskih regionov [Features of the ethnocultural diversity of Russian regions]. Region. No. 3 (87). P. 146-170. ISSN 0868-5169.

4. (2022). Plan osnovnyh meroprijatij i Programma Goda kul'turnogo nasledija narodov Rossii [Plan of main events and Program of the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia]. URL: https://culture.gov.ru/about/departments/ departament_gosudarstvennoy_podderzhki_ iskusstva_i_narodnogo_tvorchestva/news/ utverzhdeny-plan-osnovnykh-meropriyatiy-i-programma-goda-kulturnogo-naslediya-narodov-rossii/ (accessed 14 August, 2022).

5. (2022). Pozicija Vserossijskoj politicheskoj partii «<Edinaja Rossija» po problemam kul'tury [The position of the All-Russian political Party "United

СНГ. - URL: https://www.qwas.ru/russia/edinros/ id_4i67i?ysclid=l95azlzegl52627534 (дата обращения: 18.07.2022). - Текст : электронный. 6. О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (20142020 годы) : постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 718 / / Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013 г. - № 35. - Ст. 4509. - ISSN 1560-0580. - Текст : непосредственный.

7. Принят закон о популяризации нематериального этнокультурного достояния России // Государственная Дума. - URL: http://duma.gov. ru/news/55416/ (дата обращения: 5.10.2022). -Текст : электронный.

8. Программа и Устав Политической партии ЛДПР - Либерально-демократическая партия России // Министерство юстиции Российской Федерации. - URL: https://minjust.gov.ru/ru/ pages/programma-i-ustav/ (дата обращения: 20.06.2022). - Текст : электронный.

9. Программа КПРФ // КПРФ. - URL: https://kprf. ru/party/program?ysclid=l8vs21nxey287088495 (дата обращения: 19.06.2022). - Текст : электронный.

10. Программа социалистической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» // Справедливая Россия. - URL: https:// web.archive.org/web/20080507040716/http:/ www.spravedlivo.ru/information/section_11/ section_99/ (дата обращения: 20.06.2022). -Текст : электронный.

11. Тарасова, Ю. Б. Корпоративная стратегия как условие развития этнокультурной сферы в контексте культурной политики России / Ю. Б. Тарасова, В. А. Баскаков. - Текст : непосредственный // Культура и цивилизация. - 2018. -Т. 8. - № 6А. - С. 127-133. - ISSN 2223-5426.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 27 (часть II). - Ст. 5351. - ISSN 1560-0580. - Текст : непосредственный.

13. О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России : указ Президента Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. -2022. - № 1 (Ч. I). - Ст. 73. - ISSN 1560-0580. - Текст : непосредственный.

Russia" on cultural issues]. URL: https://www. qwas.ru/russia/edinros/id_4i67i?ysclid=l95azlz egl52627534 (accessed 18 July, 2022).

6. O federal'noj celevoj programme «Ukreplenie edinstva rossijskoj nacii ijetnokul'turnoe razvitie narodov Rossii (2014-2020 gody). [About the federal target program "Strengthening the unity of the Russian Nation and Ethnocultural development of the peoples of Russia (2014-2020) : Resolution of the Government of the Russian Federation No. 718 of August 20, 2013]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federadi. No. 35. St. 4509. ISSN 15600580.

7. (2022). Prinjat zakon o populjarizacii nematerial'nogo jetnokul'turnogo dostojanija Rossii [The law on popularization of the intangible ethno-cultural heritage of Russia has been adopted]. URL: http://duma.gov.ru/news/55416/ (accessed 05 October, 2022).

8. (2008). Programma i Ustav Politicheskoj partii LDPR - Liberal'no-demokraticheskaja partija Rossii [Program and Charter of the LDPR - Liberal Democratic Party of Russia Political Party]. URL: https://minjust.gov.ru/ru/pages/programma-i-ustav/ (accessed 20 June, 2022).

9. (2008). Programma KPRF [The KPRF program]. URL: https://kprf.ru/party/program?ysclid=l8vs2 1nxey287088495 (accessed 19 June, 2022).

10. (2008). Programma socialisticheskoj partii «Spravedlivaja Rossija - Patrioty - Za pravdu» [The program of the Socialist Party "Just Russia -Patriots - For the Truth"]. URL: https://web.archive. org/web/20080507040716/http:/www.spravedlivo. ru/information/section_11/section_99/ (accessed 20 June, 2022).

11. Tarasova, Ju. B., Baskakov, V. A. (2018).

Korporativnaja strategija kak uslovie razvitija jetnokul'turnoj sfery v kontekste kul'turnoj politiki Rossii [Corporate strategy as a condition for the development of the ethno-cultural sphere in the context of the cultural policy of Russia]. Kul'tura i civilizacija. V. 8. No. 6A. P. 127-133. ISSN 22235426.

12. (2021). O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RFot 2 ijulja 2021 g. № 400 [On the National Security Strategy of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of July 2, 2021]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. No. 27 (part II). St. 5351. ISSN 1560-0580.

13. (2022). O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda kul'turnogo nasledija narodov Rossii : ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii [On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii'.. No. 1 (part I). St. 73. ISSN 1560-0580.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.