ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.0+1/14
В. И. Слободчиков
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АНТРОПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье раскрывается содержание философских и теоретикометодологических основ антропологического подхода в образовании.
Ключевые слова: антропология образования, образовательная антропология, образовательное знание, антропо-практика, антропный потенциал, взросление, инкультурация, научение, социализация, психолого-педагогическая антропология.
Abstract. The paper considers the contents of philosophical, theoretical and methodological basics of the anthropological approach in education.
Index terms: anthropology of education, educational anthropology, educational
approach, anthropologist practice, anthropology potential, growing up, inculturation, learning, socialization, psycho-pedagogical anthropology
Несмотря на наличие большого числа частных (региональных, аспектных, акцентных) антропологий (философской, психологической, педагогической, культурной, социальной, политической и др.), прецедентов разработки антропологий конкретных сфер социальной практики пока еще не существует. Отсутствуют прецеденты подобной работы и в отечественных, и в зарубежных системах гуманитарного знания. Необходимость антропологии образования - это ответ на вызовы времени, результат осмысления современной ситуации человеческого бытия.
Сегодня мы только приступаем к построению особого представления - об антропологии образования; к созданию новой категории, содержание которой пока еще остается недостаточно определенным. Поэтому, во-первых, необходимо обозначить те предпосылки, которые необходимы для такого представления, и, во-вторых, представить версию нашего понимания данной категории.
Прежде всего, следует отчетливо различать содержание двух словосочетаний - антропология образования и образовательная антропология В антропологии образования это содержание задано предельным (абсолютным) Образом человека, можно сказать - собственно человеческим в человеке. И уже этим Образом детерминирован - в той или
иной мере - весь универсум образования (в своих знаниях, идеологиях, технологиях, структурах).
В свою очередь, в образовательной антропологии это содержание и образ человека ситуативны, а главное - релятивны (относительны). Образовательная антропология - это натуральный, социально и культурно детерминированный опыт понимания человека через призму существующей, хотя и изменяющейся практики образования. Можно сказать, каждая исторически определенная практика образования вырабатывает свой исторически же ограниченный образ человека.
Далее, образовательная антропология как система знаний строится по структуре акцентных антропологий (главным образом - как педагогическая антропология), т. е. как учение о человеке в языке той или иной гуманитарной системы знаний. Поэтому возникает иллюзия, что достаточно суммировать представления акцентных антропологий в некий конструкт и окажется возможным раскрыть содержание и существо антропологически ориентированного образования. Но «образование» не есть ни систематизированное учение, ни тем более монодисциплинарный корпус знаний. Поэтому суммировать представления акцентных антропологий в целостный образ образования невозможно ввиду изначально различной их предметной направленности.
Достоинство антропологии образования состоит в том, что она изначально строится как синтезированная система разнотипологических знаний о практике выращивания «собственно человеческого в человеке». Антропология образования - это одновременно мировоззренческие (ценностно-смысловые) и теоретико-методологические (инструментальные) основания построения самой практики развивающего образования. Антропология образования - это двуипостасная эпистемологическая система, включающая в себя знания о практике: ее истоках, истории, субъектах, основаниях и т. п. - и знания самой пра.ктики, т. е. путей и средств (технологий) ее выращивания. Следовательно, в антропологии образования речь должна идти не об акцентных антропологиях в их отдельности или сумме, а, с одной стороны, о принципиально новом - образовательном знании, не редуцируемом ни к какой монопредметности, а с другой - об антропо-практике, практике «вочеловечивания человека», а не только о практике освоения знаний, умений, навыков, компетенций и т. п .
Образовательное знание - это новый тип рационального знания, синтезированного и целостного, предметной областью которого выступает образование во всех его фундаментальных интерпретациях. Также принципиально новым в категориальном строе антропологии образования является рассмотрение практики как категории, а не натурально - как теоретически пустой эмпирии и «сырого» опыта. Это позволяет без разры-
вов и фальсификаций перейти к организации, преобразованию, а затем -к рефлексии всего пространства практических действий - как реальной действительности антропо-практики.
Антропологический подход в сфере гуманитарного знания - это, в первую очередь, ориентация на человеческую реальность во всей ее полноте, во всех ее духовно-душевно-телесных измерениях. Это поиск средств и условий становления полного, всего человека; человека как субъекта собственной жизни, как личности во встрече с Другими, как индивидуальности перед лицом Абсолютного Смысла бытия, перед Богом.
Понятие «антропология образования» может быть прочитано двояко. С одной стороны, это ответ на вопрос: как должно быть построено современное образование, с точки зрения общей системы человекознания. Здесь важнейшее значение имеет ряд системообразующих принципов: развития, со-бытийности, субъектности, природо-, культуро-, социосообразности и др., которые задают общий смысл, строй и содержание образования. С другой стороны, любое образование изначально должно строиться как особая антропо-практика, практика вочеловечивания человека, практика становления «собственно человеческого в человеке».
Ключевая идея антропологии образования заключается в том, что современное образование не может ограничиться только трансляцией подрастающим поколениям совокупности знаний (пусть и новейших), формирования у них наисовременнейших компетенций, развития совершенных познавательных способностей. Социально-политическая и мировоззренческая катастрофа, постигшая нашу страну в конце XX столетия, обернулась антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке - от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.
По сути, именно перед образованием встала задача созидания человека в целостности его человеческих проявлений, человека в полноте его телесно - душевно - духовных измерений. При определении нашего понимания «собственно человеческого в человеке» мы исходим из фундаментальной философско-богословской, христианской - по существу, идеи о свободе и достоинстве человека и из обоснования субъектности человека в качестве внутреннего, психологического основания его свободы и достоинства. Субъектность как способность человека к самодетермини-руемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию, способность встать в практическое отношение к миру, сделать свою деятельность и самого себя предметом анализа и изменения составляет родовую специфику человека.
В настоящее время теоретически обосновано и показано, что становление этой родовой способности происходит в со-бытийной детско-взрослой общности, целостность которой задается системой связей и от-
ношений между ее участниками, а главным способом бытия такой общности является ведущая для конкретного возраста, совместно-распределенная деятельность, рефлексируемая в своих основаниях и средствах.
Однако реальную психологическую целостность невозможно ни выявить, ни изучить как уже существующую, как налично данную. Свою определенность эта целостность обретает в процессах становления и развития. И более того, не просто в развитии вообще, а в развитии по сущности человека - в саморазвитии как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни; способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Генеральной способностью, сдвоенным механизмом саморазвития человека являются рефлексивная способность к самоопределению, к осознанию границ собственной субъективности и способность к трансцендированию этих границ, открывающему новые, неочевидные ресурсы собственной самости.
Реализация антропологического принципа в образовании, создание в практике образования условий для становления целостного человека предполагает выявление антропного (собственно человеческого) потенциала современной психолого-педагогической науки. Мы полагаем, что для антропологии развивающего образования наиболее адекватна научность нового типа - образовательное знание. Отличительными чертами образовательного знания являются его фундаментальность, многоаспек-тность, интегральность (целостность), технологичность, опора на опыт инновационных преобразований. Психологическая антропология в целом и психология образования в частности выстраивается в данном случае как форма образовательного знания, которая может быть поименована также как психолого-педагогическая антропология.
В современном обществе образование - это естественное и, может быть, наиболее оптимальное место встречи личности и общества, место продуктивного и взаиморазвивающего разрешения бытийных противоречий между ними. По сути, всякое образование всегда имело, по крайней мере, два стратегических ориентира - на личность (ее духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество (его устойчивое развитие и способность к инновационным преобразованиям). Уже с этой точки зрения становится понятным, что образование не есть нечто одномерное и качественно специфически определенное.
В современном обществе отчетливо выявляются три образа образования, или три его фундаментальных интерпретации.
1. Сфера общества, самостоятельная форма общественной практики (система деятельностей, структур организации и механизмов управления), особая социальная инфраструктура, пронизывающая другие социальные сферы. Такая интерпретация образования определяет место
образования в пространстве социума. Социально ориентированное образование, с одной стороны, обеспечивает целостность общественного организма, а с другой - является мощным ресурсом его исторического развития.
2. Универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта, дар одного поколения другому; общий механизм социального наследования. Данная интерпретация вписывает образование в пространство культуры. Культурно-историческая миссия образования заключается в передаче и сохранении норм и ценностей общей жизни во времени, в связывании нацело некоторой общности людей и способа их жизни, в обеспечении их духовной, культурной и этнической идентификации.
3. Всеобщая культурно-историческая форма становления и развития сущностных сил человека, обретения им образа человеческого во времени истории и в пространстве культуры. Данная интерпретация - это образование в пространстве человеческой реальности. Антропологическая миссия современного образования - становление у человека фундаментальных потребностей и способностей, главными из которых становятся потребности и способности к самообразованию, а тем самым и к саморазвитию.
В этих трех интерпретациях образования отчетливо выявляется его главный смысл на современном этапе исторического развития человечества. Этот смысл - развитие; развитие как ценностная основа и принцип существования образования. По сути, именно в этом и состоит главный ответ на вопрос, что такое «современное образование». Современное образование - это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; это развивающее и развивающееся образование.
Развивающая функция образования в полной мере отвечает принципу Декларации прав ребенка. Этот принцип гласит, что ребенку должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Для разрабатываемой концепции антропологии образования третья его интерпретация является главным ценностным основанием и целевым ориентиром; вторая и первая интерпретации - условиями и средствами достижения этих целей и ценностей. В рамках третьей интерпретации образования получает свою реализацию антропологический принцип как практика выращивания и формирования в образовательных процессах субъектных способностей человека. Здесь проявляются конструктивные возможности социально-педагогического и психолого-педагогического проектирования как методологии и технологии целенаправленного построения инновационных развивающих практик образования.
Необходимость широкого, стереоскопического взгляда на образование определяется пониманием важности каждого из его образов для решения задач становления человека в образовании. Образование - это целостный организм, и реализация смыслов и достижение целей образования и развития человека возможны лишь при условии полноценного функционирования всех его систем. Именно в этом факте скрывается и ответ на вопрос о предметности антропологии образования при обосновании целостной практики образования. Во всех системах образования действуют субъекты, и их психологическая компетентность является необходимым условием его эффективного функционирования.
В рамках жанра статьи мы сочли необходимым рассмотреть лишь одну из проблем психологии образования с позиции антропологического подхода в сфере гуманитарного знания. Это, прежде всего, анализ таких системообразующих категорий, как процессы образования, образовательная деятельность и образовательные процессы, содержательное раскрытие которых является традиционной проблемой, разрабатываемой в педагогике.
Выделение типов процессов образования и вслед за этим типов образовательных процессов возможно на основе анализа способа или ситуации человеческого бытия. Различные стороны человеческого бытия задают цели и содержание качественно определенных процессов образования. На базе анализа способа или ситуации человеческого бытия в рамках антропологического подхода к образованию нами выделяются четыре основные формы процесса образования - взросление, инкультурация, научение, социализация, существующие как вполне определенные и относительно независимые от других формы человеческой жизнедеятельности. Каждой форме процесса образования соответствует определенный, специально сконструированный тип образовательного процесса - выращивание, формирование, обучение, воспитание.
Следует особо подчеркнуть, что на всем пространстве образования, на всех его ступенях главным субъектом образовательной деятельности является образовательная общность педагогов и учащихся, взрослых и детей. Именно данная общность (а не отдельные индивиды, вовлеченные в образование) особым образом преобразует естественно-стихийные процессы образования в целеориентированную совместно-распределенную образовательную деятельность, которая обычно и поименовывается в качестве того или иного образовательного процесса. На схеме представлено соотношение процессов образования, образовательных процессов, образовательных общностей, форм индивидуальной и совместно-распределенной деятельности главных участников образования. Раскроем содержание лишь процессуальной стороны образования, в свете которой будут понятны и другие составляющие данной схемы.
Образование и наука. 2010. № 1 (69)
Форма процесса образования (формы
Тип образовательного процесса
Педагогическая позиция субъекта
Деятельность взрослых
Деятельность
обучающихся
Взросление
Инкультурация
Учение
Выращивание
(жизнеспособного
человека)
Родитель - ребенок
Пестует
Подражает
Формирование (специальных способностей - освоение совершенных форм культуры)
Мастер-умелец -
ученик-подмастерье
Взаимоунодобление
Демонстрирует образцы («делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас»)
Тренируется (осваивает)
Тренинг
Обучение ("всеобщим способам деятельности)
Учитель - учащийся
Научает не повторять образец (держит паузу; разрыв в деятельности)
Воспитание (всечеловеческого в человеке)
Мудрец-насгавник -
послушник-собеседник
Учится, рефлексирует разрыв в деятельности
Учебная деятельность
Поддерживает, помогает, советует
Приобщается к ценностям, входит в со-мыслие
Экзистенциальная коммуникация
I
Образовательная практика
Педагогическая практика
Процессуально-деятельностная матрица образовательного пространства
Концептуальные основы антропологии современного образования
Взросление представляет собой процесс становления адекватного и хорошо адаптированного человека ко всему многообразию жизненных коллизий. В ходе взросления происходят изменения в физическом облике человека, в его внутреннем мире, в социальных взаимодействиях. Процесс взросления вбирает в себя становление многообразных телесно-органических, нейро-физиологических, психофизиологических и собственно психологических структур и функций человека. Взросление включает в себя процессы оформления полового диморфизма как процессы роста и превращения девочки в женщину и мальчика в мужчину.
В различные периоды жизни происходит становление определенных сторон и качеств жизни человека. «Оживление и одушевление» - главный психологический смысл событий, происходящих с ребенком на протяжении дошкольного детства. За первые шесть - семь лет жизни дитя становится хозяином собственного тела и способностей своей души. В подростковом возрасте осваиваются полоролевые отношения, приобретаются формы поведения «настоящей женщины» и «настоящего мужчины». В юности и молодости приходит пора настоящего взросления, оформления физической, психологической и социальной зрелости.
Инкультурация - это процесс освоения культурных форм жизни или совершенных форм культуры и формирования специальных способностей. Перед каждым человеком стоит задача освоить достижения той культуры, в которой он живет. Образно выражаясь, инкультурация дает возможность человеку быть «своим среди своих», не быть «белой вороной» в своем окружении, не чувствовать себя инопланетянином.
Процесс инкультурации фиксирует достаточно очевидный факт -чтобы быть культурным человеком, необходимо по-человечески обращаться с предметами жизнедеятельности человека, освоить общечеловеческие способности (язык, речь, письмо, информационные технологии и т. п.), понять смысл совершаемых действий и усвоить способы деятельностно-преобразующего взаимодействия с миром, овладеть средствами и нормами культуросообразного общения и поведения. Инкультурация превращает индивида в умелого субъекта, способного к осуществлению многообразных форм деятельности и поведения в родной ему культуре.
Научение - это процесс освоения той стороны социокультурного опыта, которая связана с выработкой у каждого индивида умения приобретать необходимые знания, новый опыт, обобщенные способы действий. Процесс научения отличается от процесса инкультурации нацеленностью на внутренние, идеальные средства и способы преобразующего отношения к окружающему миру. И если инкультурация направлена на освоение уже достигнутого опыта, то научение ориентировано на выращивание нового опыта посредством развития у себя способностей к идеальной деятельности, фиксации средств и способов мыслительной, познавательной
деятельности. Результатом процесса научения как естественного процесса обретения опыта выступает владение общими способами познавательной деятельности. В ходе научения приобретается желание и умение учиться, потребность в самосовершенствовании, в самообразовании.
Социализация - это опыт вхождения человека в социальную среду и систему социальных связей и отношений, но также и активное воспроизводство им этой системы в своей жизнедеятельности. «Основываясь на субъект-субъектном подходе, - пишет А. В. Мудрик, - социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [4]. Как правило, в психолого-педагогических работах социализация понимается предельно широко - как приобщение человека к миру человеческой культуры. В нашем понимании, социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизводства социального опыта как опыта совместной жизнедеятельности людей, опыта их общения и взаимодействия. Именно на этом основании проблема социализации включается в предметную область социальной психологии.
В социальной психологии разводят понятия социализации и социального развития. За социализацией закрепляют те стороны жизни человека, которые отвечают социальным ожиданиям общества, выражают соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к личности на определенном возрастном этапе, т. е. описывают как процесс социальной адаптации. Социальное развитие включает в себя способность к адекватному восприятию новых социальных требований, избирательное отношение к социальным воздействиям, сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации, процесс активного и индивидуального участия в освоении и творении социальных форм жизни.
Итак, взросление, инкультурация, научение, социализация как процессы образования существуют как вполне определенные, самодостаточные и относительно независимые друг от друга формы человеческой жизнедеятельности, как формы образования различных сторон субъективной реальности.
Этим формам жизнедеятельности человека, как уже указывалось, соответствуют четыре специально организованных типа образовательных процессов - выращивание, формирование, обучение, воспитание.
Выращивание - это образовательный процесс, обеспечивающий становление жизнеспособного и жизнестойкого человека. Выращивание (или взращивание) как образовательный процесс - это решение задач взросления человека педагогическими средствами. Оно включает в себя деятель-
ность взрослых по уходу, заботе, взращиванию физически и психологически здоровых детей, подростков, юношей и девушек. Основная роль в процессе выращивания жизнеспособного человека принадлежит родителям, воспитателям детских садов. Все собственно человеческое растущий человек получает от других людей. Когда речь идет о дошкольнике, то этими другими людьми являются в первую очередь родители и ближайшие взрослые. Позиция взрослого в процессе выращивания - это позиция взращивания из ребенка доброго семьянина, способного и склонного продолжить, возродить традиции рода.
Формирование - процесс образования индивидуальных способностей человека, овладение существующими формами мышления, сознания и самосознания. Формирование как образовательный процесс - это специально построенный процесс инкультурации - погружения в культурные формы. Корневая основа термина «формирование» - «форма»; это процесс отработки у субъекта совершенных форм познания, совершенных способов действия, видов деятельности по освоению различных областей культуры.
Формирование как образовательный процесс ориентирован на передачу-освоение образцов, эталонов и норм человеческой деятельности, типов отношений, форм сознания, мировосприятия, способов и техник мышления. В образовании процесс формирования «встраивается» в другие образовательные процессы, «доводит» до эталона культурно определенные формы выращивания, обучения, воспитания.
Обучение - это процесс передачи-освоения учащимися всеобщих способов деятельности и мышления, освоения теоретических понятий и идеальных способов действия, знаний и умений. «Школа должна учить мыслить» - название статьи выдающегося отечественного философа Э. В. Ильенкова как нельзя лучше характеризует саму суть процесса обучения. Обучение как образовательный процесс имеет свои специфические особенности на ступенях образования - от дошкольной до вузовской. В процессе обучения происходит (должно происходить) становление субъекта собственной учебной деятельности, что является залогом самостоятельного обретения жизненной и профессиональной позиции.
Воспитание - это процесс передачи-усвоения культуры общения, ценностей и норм взаимоотношений в человеческом обществе. Самостоятельность образовательного процесса воспитания заложена в самом понятии «воспитание». В этом понятии можно «вычитать» два исходных значения, или смысла. Во-первых, «вос-питание» в своей корневой основе имеет смысл «питания» или «напитания» воспитанников ценностями, смыслами, назначением и нормами совместной человеческой жизни. В образовательном процессе воспитания происходит освоение духовнонравственных ценностей человеческой жизни, духовное становление человека, становление его личности и индивидуальности.
Во-вторых, «вос-питание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в цельного, настоящего человека, восстановление всечеловеческого в человеке. Воспитание всегда ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между детьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между воспитанниками.
Основной смысл воспитания - становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности, как к цели и никогда как к средству (И. Кант). Возникновение такого отношения возможно лишь в практике многообразной совместной деятельности взрослых и детей, в многообразных формах их со-бытийной общности, в которых происходит встреча ребенка со Взрослым в его разных педагогических позициях и с разновозрастными сверстниками.
Образовательные процессы - в отличие от процессов образования -в своих исторических формах не самостоятельны, не случаются сами по себе и не практикуются в «чистом» виде. Они имеют культурную задан-ность, а в рамках определенной образовательной программы, определенного образовательного института оказываются (должны оказаться) взаимосвязанными и взаимопроницаемыми. Мы специально уточняем: «должны оказаться», так как в реальной образовательной практике одни образовательные процессы занимают доминирующее, а другие - подчиненное положение. Такими «ведущими» образовательными процессами выступают сегодня, как правило, процессы обучения, изредка - воспитания; процессы выращивания и формирования строятся как «сопутствующие», а по сути - случаются, как и стихийные процессы образования.
Литература
1. Болотов В. А. Педагогическое образование в России в условиях социальных перемен. Волгоград, 2001.
2. Взрослые и дети в образовательном пространстве / под ред. И. С. Якиманской. М., 2001.
3. Краевский В. В. О соотношении педагогики и психологии // Пси-хол. наука и образование. 1999. № 3-4.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 2000.
5. Огурцов А. П., Платонов В. В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. СПб., 2004
6. Очерки системной педагогики: сб. науч. тр. / коллектив авт.; под ред. Р. А. Лачашвили. М., 2008.
7. Поддьяков А. Н. Противодействие обучению и развитию другого субъекта // Психол. журн. 2004. Т. 25. № 3.
8. Слободчиков В. И. Очерки психологии образования. Биробиджан,
2005.
9. Слободчиков В. И. Проблема научного обеспечения инновационной деятельности в образовании (концептуальные основания). Москва; Киров, 2003.
10. Степанова М. А. Прошлое и настоящее психологии образования (по материалам журнала «Вопросы психологии») // Вопр. психологии. 2005. № 2.
11. Щукина М. А. Об онтологическом статусе саморазвития личности // Вопр. психологии. 2007. № 4.