Научная статья на тему 'Концептуальные основания разработки учебно-методического комплекса по учебному предмету «Изобразительное искусство»'

Концептуальные основания разработки учебно-методического комплекса по учебному предмету «Изобразительное искусство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткач Елена Васильевна, Пальчевский Б. В.

В статье раскрываются концептуальные основания разработки учебно-методического комплекса (УМК) по предмету «Изобразительное искусство», определяемые на базе ряда теоретико-методологических положений, принципов. Автор предлагает идею построения структурных элементов содержания УМК в логике этапов формирования компонентов художественной культуры у обучаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the conceptual bases of the development of the educational-methodological complex to the subject «Fine arts». There foundations are determined on the basis of a number of theoretical-methodological theses and principles. The author (of the article) offers the idea of the construction of the structural elements of the educational-methodological complex according to the logic of the forming stages of the components of student’s art culture.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания разработки учебно-методического комплекса по учебному предмету «Изобразительное искусство»»

96

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 371.6

Е. В. Ткач

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В статье раскрываются концептуальные основания разработки учебно-методического комплекса (УМК) по предмету «Изобразительное искусство», определяемые на базе ряда теоретико-методологических положений, принципов. Автор предлагает идею построения структурных элементов содержания УМК в логике этапов формирования компонентов художественной культуры у обучаемых.

Введение

На современном этапе целью учебного предмета «Изобразительное искусство» является формирование художественной культуры (ХК) учащихся как неотъемлемой составляющей культуры духовной (А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Н. Ростовцев, Б. П. Юсов). Однако явление, которое мы называем ХК, в массовом сознании все больше приобретает статус «сферы услуг по благоустройству» и т. п. Одной из причин, порождающих данное обстоятельство, является существующий конфликт в системе трансляции культурного опыта. Он вызван небывалым ростом влияния на общественное сознание псевдокультурной информации, оказывающей в нравственно-эстетическом плане разрушительное воздействие на подрастающее поколение. Роль гаранта, создающего условия для переориентации и упорядочения получаемой школьниками вне стен школы информации, должна взять на себя учебная литература, исключительная значимость которой доказана всем педагогическим опытом.

Результаты исследования и их обсуждение

Важно, чтобы в основу разработки современных средств обучения были положены принципы культуросообразности и комплексности. Необходимость комплексного использования средств обучения объясняется их различными возможностями в воздействии на обучаемых и ограниченностью взаимозамены. В связи с этим возрастает значение УМК, выступающего в качестве комплексного средства обеспечения условий для оптимизации учебного процесса.

Проблеме качественного влияния УМК на реализацию учебных целей посвящены труды многих ученых (Ю. К. Бабанский, Д. Д. Зуев, В. В. Краевский, Л. М. Фридман, С. Г. Шаповаленко, Х. Штрицель и др.). Несмотря на то что уже в середине прошлого столетия осуществлялись попытки выявить рациональные пути разработки УМК, его оптимальный состав, структуру, функции, создавались комплексы по различным учебным предметам и активно внедрялись в образовательный процесс, в рамках учебного предмета «Изобразительное искусство» эта проблема не нашла четкого отражения ни в теории, ни в практике.

В республике Беларусь, в соответствии с выдвинутыми на современном этапе целями изобразительного искусства, осуществлялись переработка и обновление содержания предмета, определение его образовательного минимума, созданию типовых учебных программ, учебных пособий и рабочих тетрадей (В. М. Дрилёнок, Н. Д. Минц, Л. В. Сергеенко, О. Ф. Таланцева.). Результаты констатирующего эксперимента, направленного на проверку дидактической эффективности существующих средств обучения, позволили обозначить проблемную зону -недостаточный их перечень для оптимизации процесса передачи культурного опыта подрастающему поколению.

На основании вышеизложенного можно выделить ряд противоречий:

- между незаменимой ролью художественной культуры в сфере воплощения духовнонравственных ценностей, самопознания и самосовершенствования человека и глубоко ошибочным и необъяснимым для белорусской культурной традиции негативным отношением к ней общества;

- между уникальными возможностями художественного образования повлиять на формирование индивидуальности обучаемых, на их внутреннее обогащение и фрагментарным его влиянием на формирующуюся личность в процессе изучения изобразительного искусства;

- между современными целями учебного предмета «Изобразительное искусство», ориентирующими на формирование художественной культуры учащихся, и устоявшимися педагогическими подходами, направленными на передачу знаний и технических умений;

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

97

- между необходимостью упорядочения и структурирования учебного содержания средств обучения в соответствии со спецификой, логикой и последовательностью этапов формирования художественной культуры и существующим его предъявлением, недостаточно ясно это демонстрирующим;

- между достаточной обоснованностью дидактической эффективности УМК и отсутствием теоретических оснований, технологии его разработки по предмету «Изобразительное искусство».

Противоречия выявляют проблему, которая заключается в отсутствии теоретических оснований разработки УМК по предмету «Изобразительное искусство», обеспечивающего условия для эффективности и последовательности протекания процесса постижения обучаемыми компонентов художественной культуры, максимально использующего достижения новых и традиционных педагогических технологий. Данная проблема позволяет сформулировать цель - выявление теоретических оснований разработки УМК по предмету «Изобразительное искусство».

В аксиологическом аспекте УМК по изобразительному искусству можно представить как «опредмеченный» комплексный носитель художественно-культурного содержания, своего рода механизм, транслирующий художественные ценности и наряду с методами и формами обучения обеспечивающий условия для эффективного протекания процесса их восприятия, хранения и воспроизводства. В случае осуществления означенной цели изучения изобразительного искусства в учебном процессе с применением УМК могут быть реализованы следующие ценности: сопереживание, красота, творчество и диалог.

Ценность сопереживания имеет общекультурное значение, лежит в основе проявления личностью полноценной социальной активности, сопричастности к горести и радости других людей, сопричастной ответственности человека за человека, определяет «меру человечности в человеке».

Искусство характеризуется образной основой. Эмоционально-образное постижение культурного опыта и действительности немыслимо без присвоения данной ценности, выражающейся в способности субъекта через созерцание вживаться в содержание художественных произведений, сочувствовать, переживать и проживать тысячи жизней героев и эпох, идентифицироваться с ними, выражать отношение к явлениям окружающего мира, к красоте природы. Опыт такого чувственного восприятия способствует формированию и развитию художественнопознавательных мотивов, потребности в общении с искусством и проникновения в его сущность. Для каждого урока должны быть предоставлены такие средства обучения, в содержание которых включен материал, требующий выражения эмоционально -чувственного отношения, моделирования конкретно-чувственных образов. Важно, чтобы чувственный опыт, не уступая общей эрудиции и способности обучаемого к анализу художественной формы, стал его органическим компонентом в сложном процессе восприятия искусства и окружающей реальности [1].

Ценность красоты - это, прежде всего, переживание, которое реализуется как эмоционально-чувственная оценка чего-либо. В художественной педагогике существуют особые принципы «построения красоты»: мера, ритм, симметрия, равновесие, согласованность форм и цветов и пр. [2]. Содержание УМК должно, с одной стороны, доступно раскрывать обучаемым данные понятия, наглядно демонстрировать их сущность, способы организации красивого, предлагать задания на сравнение красивого и безобразного, на моделирование красивого и др. Это грамматическая сторона. С другой стороны - создавать условия для формирования у учащихся через наглядные образы (иллюстративный материал, натуральные объекты) субъективных мерок оценивания красоты. В этом случае ценность красоты воплощается через ее переживание обучаемым как ценности посредством взаимодействия с образами искусства и действительности. Результатом взаимодействия первого и второго является стремление субъекта к украшению предметного мира красотой, к его преобразованию.

А. В. Луначарский утверждал, что, для того чтобы научиться воспринимать красивое, нужно самому научиться творить [3]. Ценность творчества, т. е. процесса создания чего-то нового (образов, оригинальных идей, композиций, новых сочетаний образов и идей, нового их порядка, новых зависимостей), реализуется через нестандартность эстетических суждений учащегося, необычную, с точки зрения ассоциативности, форму высказывания переживаний, выход за пределы стереотипности в стремлении найти неожиданные и оригинальные решения в моделировании личностного замысла и его художественного воплощения и т. д. Важное условие

98

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

для проникновения во внутреннюю структуру данной ценности - ненавязывание содержанием комплекса средств обучения: штампов, кодов (небо - синее, дерево - обязательно зеленое), ограничивающих возможности восприятия, воображения и фантазии. Задания, задания-вопросы, задания-проблемы должны быть ориентированы на формирование способности творческого выражения субъективного замысла, поиска незаурядных решений, понимания ценности личностного, не похожего на другие, «видения» и творения.

Ценность диалога в данном контексте реализуется в следующих направлениях:

а) через соотношение собственного эмоционального опыта с искусством (диалог учащийся -учитель, учащийся - учащийся, учащийся - коллектив); б) через соотношение собственного мироотношения с опытом творчества (диалог учащийся - автор); в) через соотношение личных переживаний и отношений с эталонами художественной культуры (диалог автор -художественная культура).

Для раскрытия механизма культурного развития ребенка Л. С. Выготским была разработана культурно-историческая концепция развития. В ее основу он заложил идею интериоризации (присвоения) личностью социально-символической (опосредованной знаками) деятельности [4]. Подчеркивается, что процессы и результаты этой деятельности составляют суть присвоения ценностей культуры, при этом психические функции становятся культурными.

В изобразительном искусстве культурные знаки-символы выступают историкокультурным связующим мостом. Так, в произведениях искусства запечатлены события и переживания людей многих поколений, в искусствоведческом материале - накопленный человечеством «знаньевый» художественно-культурный опыт. Исходя из специфики изобразительного искусства и ХК в целом, можно дифференцировать систему знаков-символов на: предметно-материальные (художественные произведения и искусствоведческий материал), грамматические (знания, умения и опыт) и высшего порядка (эстетические предпочтения, переживания, отношения, потребности, ценности), выступающие в качестве конечного продукта.

Первые играют роль стимулятора «интеллектуализации» (по Л. С. Выготскому), первоначально вступая в определенные отношения с мышлением в виде первичного восприятия (зона ближайшего развития). В результате такого взаимодействия сначала происходит осознание «для чего и зачем?» (мотивация), затем - сама «интеллектуализация» (овладение и осмысление знаний, умений, опыта деятельности), далее - вынашивание и оформление во внутреннюю форму (интериоризация). То есть культурный опыт, переходя в собственно внутреннюю форму обучаемого, постигается по схеме мотивация - интеллектуализация - присвоение. В результате (по А. Н. Леонтьеву) становится означенным явлением, личностным смыслом [5].

Основываясь на этих положениях, можно установить, что при разработке УМК необходимо четкое распределение и структурирование учебного содержания в определенные взаимоперетекающие блоки в соответствии с заданной схемой:

- учебный материал для формирования мотивации;

- учебный материал для накопления, переработки и вынашивания впечатлений и знаний об искусстве, окружающей реальности, содействующий творческому оформлению продуктов воображения в реально существующие;

- учебный материал, способствующий оцениванию и означиванию явлений искусства и действительности.

Для осознания того, каким образом в содержательной составляющей УМК отразить логику этапов формирования компонентов ХК, необходимо рассмотреть понятие «содержание художественного образования». А. В. Хуторской и В. В. Краевский отмечают, что содержание образования есть не что иное, как педагогически адаптированный социальный опыт, человеческая культура, взятая в аспекте социального опыта [6]. Согласно этому, содержание художественного образования есть педагогически адаптированный художественно-культурный опыт. Авторы выделяют следующие структурные элементы содержания для передачи культурного опыта, которые представляют собой определенный опыт деятельности: 1) опыт познавательной деятельности -знания; 2) опыт известных способов деятельности - умения действовать по образцу; 3) опыт творческой деятельности - умения принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; 4) опыт эмоционально-ценностных отношений - личностные ориентации.

Данная схема может выступать матрицей для разработки технологии процесса формирования компонентов художественной культуры (с учетом ее специфики), а следовательно, и самих структурных элементов содержания УМК как комплексного средства обеспечения этого процесса. Поскольку процесс изучения изобразительного искусства в большей степени является

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

99

областью практического творчества (А. А. Мелик-Пашаев) и формирование знаний и умений осуществляется практически параллельно, первые два элемента целесообразно совместить в опыт частично репродуктивной деятельности (специфика предмета «Изобразительное искусство» не предполагает в чистом виде репродуктивность).

Для более детального осмысления оснований разработки структурных элементов содержания УМК в логике поэтапного формирования компонентов художественной культуры произведем дидактическую экстраполяцию общей идеи теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной [7] на область художественной культуры, не упуская из внимания идеи Л. С. Выготского, В. В. Краевского и А. В. Хуторского.

Первый этап - закладываются мотивационные основы для художественной деятельности, выполняющие направляющую, побуждающую и смыслообразующую функции. На мотивационном этапе учащиеся должны определить для себя, ради чего и зачем им необходимы изучение изобразительного искусства, занятия художественно-творческой деятельностью. Для решения этой задачи в УМК должен быть включен материал, способствующий пониманию обучаемыми роли изобразительного искусства в повседневной жизни, стимулирующий интерес к изучению его явлений и желание заниматься художественно-творческой деятельностью.

Второй этап - формируется опыт частично репродуктивной деятельности. Для этого необходимо:

а) создание ориентировочных основ к действиям, т. е. некой системы условий, которой будут руководствоваться учащиеся при выполнении деятельности. Ориентиры задают план: представление о конечном результате, условиях и средствах его достижения. Такими ориентирами в УМК (как демонстрация результата деятельности) могут выступать иллюстрации с работами учащихся и произведениями искусства, представленные в пособии или на электронных носителях, видеофрагменты с комментариями о художественных произведениях, учебные кинофрагменты, технологические схемы (как информация об условиях и средствах достижения) и др.;

б) осуществление формирования материализованного действия. Данный подэтап направлен на то, чтобы учащиеся овладели основами изобразительной грамоты и основными предметнотеоретическими понятиями, могли с некоторой помощью учителя или сами успешно осуществлять запланированные виды деятельности. Процесс формирования материализованного действия имеет такую последовательность:

1. Освоение предметно-теоретического материала (учебное пособие, электронные компоненты).

2. Задействование механизма социально-художественной установки (иллюстративный материал, рабочая тетрадь).

3. Осуществление учащимися предварительной материализации отдельных признаков деятельности, что позволит последовательно закрепить образы операции по совершению деятельности (иллюстративный материал, рабочая тетрадь, натуральные объекты).

4. Включение учащихся в процесс «углубленной» материализации. Для деятельности по восприятию искусства и действительности - обращение обучаемых не только к форме художественного произведения, но и к его содержанию через попытку выявить идею автора в соотношении с пониманием формы демонстрируемого произведения, личными переживаниями и волнениями. Для художественно-практической деятельности - создание собственной художественной композиции, руководствуясь основами изобразительной грамоты.

5. Включение механизма рефлексии, которая заключается в соотнесении субъективных предпочтений с общественно принятыми нормами оценки художественного изображения (аппарат усвоения в учебном пособии).

Третий этап - формируется опыт творческой деятельности. Когда мы говорим о передаче учащемуся опыта творческой деятельности, на самом деле имеется в виду создание условий для появления у них такого опыта. С целью формирования у обучаемого опыта творческой деятельности в УМК должен быть представлен учебный материал (задания-проблемы, задания-вопросы), влияющий на формирование умения проявлять творчество в высказывании личностного мнения по поводу искусства и действительности, приводить примеры из собственного опыта, высказывать оригинальные эстетические суждения и оценки, а также материал (рабочая тетрадь, графические редакторы, натуральные объекты), стимулирующий развитие способности учащегося создавать выразительные и законченные тематико-художественные образы, передавая сложный и оригинальный личностный замысел, самостоятельно подбирая для этого нужную художественную технику, средства выразительности, материалы и принадлежности, руководствуясь основами изобразительной грамоты и проявляя творческую фантазию.

100

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Четвертый этап - формируется опыт эмоционально-ценностных отношений. На этом этапе происходит включение механизма ценностно-смысловой рефлексии, выражающейся в соотнесении индивидуального художественного пристрастия и объективных ценностей ХК. Чувства и переживания, которые вызывают произведения искусства, отношение к ним ребенка являются основой приобретения такого опыта и основой самосозидания. Опыт эмоциональноценностных отношений характеризуется не какими-то усвоенными оценками, а собственными эстетическими суждениями и оценками, основанными на переживании. Учебный материал в УМК для данного блока должен предоставлять возможность обучаемому, во-первых, ознакомиться с художественным произведением, фотоснимками и др. (иллюстративный материал в учебном пособии и в электронных средствах); во-вторых, выполнить определенные задания, направленные на овладение обобщенными способами художественно-творческой деятельности (аппарат усвоения и иллюстративный материал в учебном пособии и в электронных средствах, компьютерные программы, натуральные объекты и модели, аудиоматериал, рабочая тетрадь); в-третьих, выразить рефлексию.

Исходя из понимания художественно-культурного развития учащихся как сложного процесса, осмысление которого может и должно осуществляться с разных точек зрения, а также УМК как системного средства художественно-культурного содержания, в качестве методологических оснований были выбраны системный и культурологический подходы.

Использование системного подхода как основания для разработки УМК позволяет рассмотреть УМК как систему средств обучения, его содержание - как систему «опредмеченных» художественных ценностей, знаний, умений, опыта, его функции как систему обеспечения условий для оптимизации художественно-культурного развития обучаемых, его конечное оформление как систему учета дидактических функций его составляющих - экономического, эргономического, гигиенического факторов.

Культурологический подход позволяет рассмотреть УМК как ценностный ресурс, значимый для культурного обогащения развивающейся личности. Таким образом, с позиций культуро -логического подхода мы рассматриваем необходимость разработки комплекса средств обучения, который, в силу своих функциональных возможностей, обеспечит условия: а) для формирования активной позиции учащихся в освоении компонентов художественной культуры и в создании ее элементов; б) для осмысливания, переживания, оценивания и означивания обучаемыми широкого спектра ее ценностей как особых потребностей, делающих их субъективно значимыми;

в) для осмысления учащимися самоценности своей личности, способной к реализации личных отношений, мыслей, чувств, идей в учебном процессе, к созидательной деятельности в конкретном случае, к пониманию своей личной инициативы как субъективно возможной основы собственного существования.

Реализация этих подходов обеспечивается следующими принципами:

Принцип «восхождения» к нормам культуры, вытекающий из закона возвышения потребностей (Б. Г. Ананьев, А. Маслоу), является исходным для постижения обучаемыми компонентов художественной культуры. Все другие принципы дополняют его [8], [9]. Он позволяет охарактеризовать сущность процесса присвоения компонентов художественной культуры как самостоятельное, адекватное ценностям общества и личности движение учащегося к культуросообразной деятельности, определить художественно-творческую деятельность как трансформацию компонентов культуры в социум.

Принцип культуросообразности, суть которого состоит во введении обучаемых в мир человеческой культуры, где творчество становится ведущим механизмом культуроосвоения [10]. Реализация данного принципа предполагает концентрирование разработки структурных элементов содержания УМК на логике этапов формирования компонентов художественной культуры: от создания неординарных, проблемных ситуаций через включение личностного восприятия в эмоционально-чувственный и смысловой контекст к формированию опыта продуктивного творчества и эмоционально-ценностных отношений к окружающему миру.

Принцип вариативности предполагает разнообразие сочетаний компонентов УМК в зависимости от идеи и задач урока, возможность реализации единого содержания комплекса средств обучения на базе различных научно-методических подходов, вариативность видов и форм художественно-творческой деятельности учащихся, а также дифференциацию заданий различного уровня сложности в соответствии с индивидуальными особенностями, способностями, уровнем художественного и общего развития учащихся.

Принцип комплексности означает, что изменение или нарушение одной из составляющих УМК влияет на его общую дидактическую эффективность. Он предполагает охват компонентами комплекса всего содержания программного материала, реализацию посредством

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

101

УМК основных функций педагогического процесса и проектирования способов деятельности участников образовательного процесса, обеспечение полифункционального воздействия на восприятие учащихся, согласованность взаимосвязей между составляющими УМК, учет их дидактических функций и возможностей.

Принцип обеспечения взаимообусловленности формы и содержания означает максимальное побуждение целостности задействования эмоционально-чувственного и языковограмматического компонентов в процессе художественного освоения искусства и действительности. Его осуществление начинается с включения обучаемых в проблему, требующую моделирования выразительного и оригинального художественного образа, ведущую к осознанию того, что для этого необходимо овладение определенными изобразительными средствами выразительности. Этот принцип должен найти свою реализацию в последовательном предъявлении в содержании УМК материала, способствующего изначально осмыслению формы (средств выразительности), затем через форму и во взаимосвязи с ней идеи автора (в деятельности по восприятию искусства) или собственного замысла (в художественно-практической деятельности) и, наконец, чувственному взаимопроникновению в художественно-образный смысл созерцаемых и моделируемых образов.

Выводы

Ведущей идеей выдвинутой нами концепции является исследовательская позиция. Она заключается в том, что основания разработки УМК по учебному предмету «Изобразительное искусство» определяются на базе теоретико-методологических положений, принципов, идеи построения структурных элементов содержания УМК в логике этапов формирования компонентов художественной культуры у обучаемых, что задает ориентиры в использовании конкретного сценария проектирования технологии разработки УМК и рациональной методики его применения. Сформулированный нами принцип обеспечения взаимообусловленности формы и содержания должен сориентировать разработчиков на необходимость построения содержательной части УМК таким образом, чтобы овладение графическими навыками воспринималось обучаемыми в качестве инструмента для более выразительной передачи своих отношений к образам реальности и искусства.

Литература

1. Лыкова, И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников : автореф. дис. ... доктора пед. наук : 13.00.02 / И. А. Лыкова ; Рос. ин-т худ. образования. - М., 2009. - С. 52.

2. Полуянов, Ю. А. Изобразительное искусство / Ю. А. Полуянов, В. В. Давыдов // Психическое развитие младших школьников. - М. : Просвещение, 1990. - С. 38.

3. Розет, И. М. Психология фантазии / И. М. Розет. - Минск : Изд-во БГУ, 1977. - С. 312.

4. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев ; под ред.: В. В. Давыдова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 1. - 392 с.

5. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев ; под ред.: В. В. Давыдова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - 320 с.

6. Краевский, В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах / В. В. Краевский, А. А. Хуторской // Педагогика. - 2003. - № 3. - С. 3-10.

7. Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников / Н. Ф. Талызина.

- М. : Просвещение, 1988. - С. 175.

8. Анциферова, Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу / Л. И. Анциферова // Вопр. психологии. - 1973. - № 4. - С. 173-180.

9. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. / Б. Г. Ананьев; под ред. А. Е. Агафонова.

- М. : Педагогика, 1980. - Т. 1. - С. 232.

10. Куприянов, Н. И. Методологические парадоксы формирования изобразительной деятельности в младшем школьном возрасте // Методологические проблемы развития образования / под ред. Ф. Ш. Терегулова. - Уфа : БГПИ, 1997. - С. 153-165.

Summary

The article deals with the conceptual bases of the development of the educational-methodological complex to the subject «Fine arts». There foundations are determined on the basis of a number of theoretical-methodological theses and principles. The author (of the article) offers the idea of the construction of the structural elements of the educational-methodological complex according to the logic of the forming stages of the components of student’s art culture.

Поступила в редакцию 02.11.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.