Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
161
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тер-григорьянц Радмила Георгиевна, Котова Котова Галина Леонидовна

Актуальность создания примерных адаптированных основных образовательных программ (далее -ПрАООП) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ) обусловлена наличием противоречий между: 1) сложившимся пониманием принципов периодизации развития ребенка и их переносом на построение образовательной деятельности детей с ОВЗ; 2) отсутствием концептуального осмысления специфики построения образовательной деятельности детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте и необходимостью выявить и стратегически обосновать особенности и тенденции проектирования разработки программ дошкольного образования для детей с ОВЗ на основе ФГОС дошкольного образования. В рамках ФЦПРО на 2016 -2020 годы разработаны 9 ПрАООП дошкольного образования для детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями). Работы по проекту выполнялись Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ». Нами осуществлен учет лучших мировых практик (Бельгия, Великобритания, Испания, Франция, Хорватия), передового отечественного и зарубежного опыта, а также актуальных научных исследований (L. De Raeve, Н.А. Белая, А.В. Закрепина, Т.С. Овчинникова, Е.В. Севастьянова, Н.А. Хохлова и др.). ПрАООП дошкольного образования для детей с ОВЗ разработаны в строгом соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, учитывают роль ранней помощи и дошкольного образования как фундамента в системе непрерывного образования и получения профессии. ПрАООП дошкольного образования являются рамочными и предусматривают реализацию дифференцированного подхода в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ. Механизмы адаптации содержания программ определяются в соответствии с особыми образовательными потребностями детей, обусловленными трудностями отражения окружающего в условиях депривации. В ПрАООП обозначена генеральная линия коррекционно-компенсаторной направленности областей в соответствии с психофизиологическими особенностями каждой нозологической группы. Разработано содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. Реализация ПрАООП дошкольного образования детей с ОВЗ будет способствовать всесторонней поддержке разнообразия детства, повышению доступности и качества дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тер-григорьянц Радмила Георгиевна, Котова Котова Галина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНЫХ АДАПТИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Концептуальные основания разработки примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ограниченными

возможностями здоровья

Тер-Григорьянц Радмила Георгиевна, АНО НМЦ "СУВАГ", г. Москва (Россия)

Котова Галина Леонидовна, АНО НМЦ "СУВАГ", г. Москва (Россия)

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образование, фгос, адаптированная основная образовательная программа, механизмы адаптации

Актуальность создания примерных адаптированных основных образовательных программ (далее - ПрАООП) дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) обусловлена наличием противоречий между: 1) сложившимся пониманием принципов периодизации развития ребенка и их переносом на построение образовательной деятельности детей с ОВЗ; 2) отсутствием концептуального осмысления специфики построения образовательной деятельности детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте и необходимостью выявить и стратегически обосновать особенности и тенденции проектирования разработки программ дошкольного образования для детей с ОВЗ на основе ФГОС дошкольного образования. В рамках ФЦПРО на 2016 - 2020 годы разработаны 9 ПрАООП дошкольного образования для детей с ОВЗ (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей и детей с амблиопией, косоглазием, детей с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР, расстройствами аутистического спектра, интеллектуальными нарушениями). Работы по проекту выполнялись Автономной некоммерческой организацией «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ». Нами осуществлен учет лучших мировых практик (Бельгия, Великобритания, Испания, Франция, Хорватия), передового отечественного и зарубежного опыта, а также актуальных научных исследований (L. De Raeve, Н.А. Белая, А.В. Закрепина, Т.С. Овчинникова, Е.В. Севастьянова, Н.А. Хохлова и др.). ПрАООП дошкольного образования для детей с ОВЗ разработаны в строгом соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, учитывают роль ранней помощи и дошкольного образования как фундамента в системе непрерывного образования и получения профессии. ПрАООП дошкольного образования являются рамочными и предусматривают реализацию дифференцированного подхода в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ. Механизмы адаптации содержания программ определяются в соответствии с особыми образовательными потребностями детей, обусловленными трудностями отражения окружающего в условиях депривации. В ПрАООП обозначена генеральная линия коррекционно-компенсаторной направленности областей в соответствии с психофизиологическими особенностями каждой нозологической группы. Разработано содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ раннего и дошкольного возраста. Реализация ПрАООП дошкольного образования детей с ОВЗ будет способствовать всесторонней поддержке разнообразия детства, повышению доступности и качества дошкольного образования.

Список литературы:

1. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Ильяшенко Е.Г. Институциональные аспекты инновационного развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2015. Т. 1. С. 23.

2. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л. Моделирование образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе: сб. науч. докл. Ставрополь: Ставролит, 2015. С. 114-121.

3. Назарова Н.М. Специальная педагогика. М.: Академия, 2000. 400 с.

4. Тер-Григорьянц Р.Г., Андрианова Е.П., Коростелев Б.А. Новые подходы в системе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Воспитание и обучение детей младшего возраста. М.: Мозаика-Синтез, 2015. Т. 1. С. 32.

5. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов. Балашов: Николаев, 2004. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.