Научная статья на тему 'Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ'

Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
182
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДОМОХОЗЯЙСТВО / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ИНДИКАТОРЫ / HOUSEHOLD / SUBSISTENCE MINIMUM / INDICATORS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баластова Татьяна Владимировна

Анализируются нормативные и исследовательские подходы к определению ПМ, делается вывод об отсутствии привязки ПМ ктеории ФДХ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual basis of the subsistence minimum in the Russian Federation

The paper analyzes the normative and research approaches to the determination of subsistence level. The author made a conclusion that the subsistence level is not associated to the theory of household finance.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания прожиточного миниума в РФ»

ПРОБЛЕМЫ УЧЁТА И ФИНАНСОВ № 4(24) 2016

УДК 369.011.4 D11 DOI: 10.17223/22229388/24/6

Т.В. Баластова

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА В РФ

Анализируются нормативные и исследовательские подходы к определению ПМ, делается вывод об отсутствии привязки ПМ ктеории ФДХ.

Ключевые слова: домохозяйство, прожиточный минимум, индикаторы.

Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни домохозяйств [1].

В России прожиточный минимум (ПМ) -это официальный минимальный стандарт уровня жизни населения. Начиная с 1992 г., когда он был введен в практику социальной защиты в качестве индикатора бедности домохозяйств, ПМ постоянно подвергался широкой критике за низкие нормы потребления, не обеспечивающие воспроизводство населения. До перехода к рынку в стране действовал минимальный потребительский бюджет (МПБ), который по своей величине был вдвое больше прожиточного минимума.

Согласно методике 1992 г. величина ПМ исчислялась нормативно-статистическим методом. При определении набора продуктовой корзины решалась задача минимизации расходов на питание при заданных параметрах потребления питательных веществ, а ее стоимость рассчитывалась на основе средних цен покупок. Расходы на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи (для трудоспособного населения) соотносились с их долей в структуре расходов бедных семей [2. С. 42].

В 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» № 134-ФЗ, который определил порядок установления потребительской корзины в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации. Согласно этому закону минимальная потребительская корзина должна пересматриваться не реже одного раза в пять лет, однако ПМ, установленный в 1992 г., просуществовал вплоть до 2000 г. [3].

В 1999 г. Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» № 201-ФЗ от 20.11.1999 г. была принята новая методика определения величины прожиточного минимума для социально-демографических групп населения. Нормативным методом устанавливалась не только продукто-

вая корзина, но и объемы потребления по 17 группам непродовольственных товаров и услуг. При этом качественный состав питания остался на низком уровне. Стоимостная оценка прожиточного минимума в сопоставимых ценах увеличилась в среднем по РФ на 12-25 %, а его структура стала зависеть от динамики цен на потребительском рынке.

Очередной пересмотр состава потребительской корзины состоялся в 2005 г. Были увеличены нормы потребления некоторых продуктов питания и несколько расширен перечень услуг, но нормы потребления непродовольственных товаров не изменились. Прожиточный минимум 2005 г. оставался стандартом очень низкого качества, не обеспечивающего удовлетворения насущных потребностей бедного населения.

С 2000 г. субъекты Российской Федерации получили право на подведомственной территории самостоятельно устанавливать нормы и перечень потребительских товаров, учитываемых в ПМ, но не ниже нормативов, рекомендуемых Правительством РФ для соответствующих природно-климатических зон.

В 2013 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 г. № 54 были утверждены новые Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах РФ, в соответствии с которыми изменились нормы потребления продук-тов питания и методика оценки расходов на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг.

29 января 2013 г. принято Постановление Правительства РФ № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации», в которых сказано, что расходы на непродовольственные товары, как и оплату услуг, определяются в размере 50 % от стоимости продуктов питания с учетом поправочных коэффициентов, отражающих соотношения индексов потребительских корзин на непродовольственные товары и услуги со стоимостью продуктов питания. В сущности эти новые методические разработки мало чем отличаются от методики 1992 г. [2. С. 46].

Итак, в рамках социальной политики параметры прожиточного минимума на одного жителя утверждаются Правительством Российской Федерации, на региональном уровне - соответствующими законами субъектов Российской Федерации, при этом происходит градация размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, пенсионеров и детей.

Таблица 1

Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения по субъектам РФ в 3-м квартал 2016 г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц) [4, 5]

Субъекты РФ Все население Трудоспособное население Пенсионеры Дети

Белгородская область 8 187 8 809 6 809 8 012

Республика Карелия 12 931 14 040 10 947 12 121

Красноярский край 11 080 11 747 8 642 11 529

Чеченская Республика 8 704 9 539 8 171 7 486

Нижегородская область 8 729 9 390 7 215 8 881

Курганская область 9 310 9 967 7 707 9 690

Томская область 10 859 11 443 8 670 11 204

Республика Саха 16 087 16 986 12 902 16 618

На сегодняшний день на практике прожиточный уровень определяется как по всему населению, так и в рамках нескольких социально-демографических групп, в зависимости от их трудоспособности, это, в частности, лица младше, старше и собственно нетрудоспособного возраста, а также для домохозяйств. Данные параметры отслеживаются как в целом по стране, так и в разрезе отдельных регионов - субъектов Российской Федерации [6].

В потребительской корзине РФ, которая будет действовать до 2018 г., продовольственные товары составляют около 50 % ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы эта цифра не превышает 20 %).

Потребительская корзина в Европе - индикатор нормального уровня жизни. В странах Европы в корзину входит не только поход в театр или кино, но также мобильная связь, Интернет, расходы на покупку книг и пр. Если говорить о дифференциации населения, по которому ведется расчет прожиточного минимума, то в Германии он не такой узкий, как в России. У нас деление происходит только на 3 группы: пенсионеры, трудоспособное население, дети. В Германии, помимо этого, выделяют еще матерей-одиночек, многодетные семьи [7].

В России прожиточный минимум не включает в себя затраты на образование или здравоохранение (те же средства контрацепции есть в каждой корзине стран Европы). Например, в Германии с 2013 г. в корзину были включены такие услуги, как доставка продуктов питания на дом, стоимость детских ясель в месяц, уход и содержание за пенсионерами в доме престарелых.

Таким образом, потребительская корзина Европы способствует не только функционированию человека как биологического существа, но и дает

Минимальный наб< для основных социально-демографичесю

возможность развиваться духовно, приобщаться к культуре и полностью поддерживать свое физическое здоровье. В России же, наоборот, потребительская корзина является тем минимумом, который необходим человеку просто для того, чтобы прожить, обеспечивая себя минимальным пропитанием [8].

На территории России в связи с разнообразием природно-климатических и социально-экономических характеристик различных регионов формируются своеобразные условия, оказывающие непосредственное влияние на структуру потребностей населения в материальных благах и услугах. Таким образом, объективно складывается существенная территориальная дифференциация в уровне и стоимости жизни населения. Эти различия должны иметь отражение при определении норм потребления товаров и услуг, входящих в состав потребительских корзин для различных социально-демографических групп населения региона [9].

Минимальный набор продуктов питания для основных социально-демографических групп населения разнится по зонам, сформированным в зависимости от территориальных факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания. Большая часть территории Сибирского федерального округа входит в 4-ю зону (кроме северной части: Красноярский край и северная часть Иркутской области, входящие в 1-ю зону). Химический состав и энергетическая ценность минимального набора продуктов питания для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации, относящихся к 4-й зоне, - установлен в следующих размерах: для трудоспособного населения -2 532 ккал/сут; для пенсионеров - 2 010 ккал/сут; для детей - 2 036 ккал/сут (табл. 2) [10].

Таблица 2

продуктов питания

групп населения по 4-й зоне , кг в год [10]

Продукт Трудоспособное население Пенсионеры Дети

1 2 3 4

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 131,4 105,6 78,9

Овощи и бахчевые 115,2 100 112,8

Свежие фрукты 60 45 118,1

Баластова T.B.

Окончание табл. 2

1 2 3 4

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 23,8 21,2 21,7

Мясопродукты 58,5 54 43,8

Рыбопродукты 20 17 20,1

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 240,8 213,8 359,9

Яйца, шт. 210 200 201

Картофель 93 70 83

Масло растительное, маргарин и другие жиры 12,8 10 6

Прочие продукты (чай, соль, специи) 4,9 4,1 3,5

Получается, что нормы, заложенные в потребительскую корзину, в настоящее время ниже средних значений калорийности питания советского гражданина примерно на 35 %. Учитывая, что рекомендуемые нормы питания значительно выше, можно сделать вывод о том, что идет «подгонка» размера прожиточного минимума по «возможностям», а не по принципу необходимости воспроизводства или как минимум сохранения человеческого потенциала.

Нельзя не отметить, что новый установленный минимальный набор продуктов питания, действующий с 2013 г., претерпел ряд позитивных изменений: значительно возрос размер минимальной нормы потребления овощей и бахчевых, фруктов, мяса, рыбопродуктов. Но, несмотря на это, принятые нормы значительно «недотягивают» до рекомендуемых норм, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 593н, и норм, разработанных Институтом питания РАМН [11].

Продукт Норма Института питания РАМН Норма Министерства здравоохранения и социального развития РФ

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) - всего 117,0 95-105

Овощи и бахчевые 136,0 120-140

Свежие фрукты 80 90-100

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 38 24-28

Мясопродукты 78 70-75

Рыбопродукты 23,7 18-22

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко 390,0 320-340

Яйца, шт. 260 260

Картофель 117,0 95-100

Масло растительное, маргарин и другие жиры 13 10-12

Прочие продукты (чай, соль, специи) 2,5-3,5 3,6

Кроме продовольственных товаров, в состав потребительской корзины входят непродовольст-венные товары и услуги. При определении размеров соотношения непродовольственных и продовольственных товаров со стоимостью продуктов питания учитываются природно-климатические особенности размещения субъекта. Субъекты Сибирского федерального округа расположены в зоне с холодным и резко кон -тинентальным климатом, для которого установлено следующее соотношение непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания: непродовольственные товары - 50-60 %, услуги - 50-60 % [12].

Таким образом, несмотря на вступившие в 2013 г. изменения, политика в отношении прожиточного минимума со стороны федеральных органов власти остается достаточно консервативной [1]. Размер прожиточного минимума является крайне мизерным и не позволяет в достаточной мере удовлетворить потребности поддержания и воспроизводства населения.

Одной из причин этого является недостаточная концепция проработки этого понятия, что же оно представляет и к чему относится. Если счи-

тать ПМ выражением основного обмена (основной обмен - количество энергии, затрачиваемое организмом в условиях полного покоя для обеспечения минимального уровня обмена веществ и функциональной активности, необходимых для поддержания жизни), речь идет о физическом выживании человека, который кем-то должен обслуживаться, то необходимо поменять структуру показателя, привязать её к типам домохозяйства, что требует отдельного рассмотрения [13].

Литература

1. Земцов A.A. Домохозяйство: Основания. Финансы. Консалтинг. Томск, 2015.

2. Мигранова Л.А. Прожиточный минимум 2013 - Новая методика, старые проблемы // Народонаселение. 2013. № 1.

3. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЭ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 3 декабря 2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 43. Ст. 4904.

4. Величина прожиточного минимума в целом по России и по субъектам РФ ( в среднем на душу населения, руб. в месяц) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [Офиц. сайт]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/#

5. Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения по субъектам РФ в 3-м квартале 2016 г. (в среднем на душу населения, руб. в месяц) [Элек-

тронный ресурс] // [Офиц. сайт]. URL: https://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/

6. Горбова A.C. Методические подходы к исследованию бедности в Российской Федерации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 25. № 41.

7.Проненко Г.А., Воблая И.Н. Сравнительная характеристика потребительской корзины России и странах Европы // Концепт. 2015. Т. 13. С. 2582.

8.0 потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 03.12.2012 № 227-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (ч. 4). Ст. 6950.

9. Основные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main rosstat/ru/statistics/ population/level/#

10. Кудреватых Н.В. О прожиточном минимуме в России // Перспективы инновационного развития угольных регионов России: сб. трудов IV Междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2014. С. 410.

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 августа 2010 г. № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания» [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Режим доступа http://base.consultant.ru

12. Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 № 56 (ред. от 19.08.2014) «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. Режим доступа http://base.consultant.ru

13. Словарь физиологических терминов. М., 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.