Научная статья на тему 'Концептуальные направления медицинской профилактики в Тульской области'

Концептуальные направления медицинской профилактики в Тульской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CONCEPTION OF MEDICAL PROPHYLAXIS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мостовщикова В. В., Попов И. А.

The governor's message to regional Duma for the purpose of preservation, reinforcement of health, adaptation of population of modern living conditions will realize gradually in view of collaboration of interdepartments, social organizations and population.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Direction of Conception of Medical Prophylaxis in Tula's Region

The governor's message to regional Duma for the purpose of preservation, reinforcement of health, adaptation of population of modern living conditions will realize gradually in view of collaboration of interdepartments, social organizations and population.

Текст научной работы на тему «Концептуальные направления медицинской профилактики в Тульской области»

Статья

Раздел IV

КООРДИНАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 616-084

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

В.В.МОСТОВЩИКОВА, И.А. ПОПОВ*

Введение. В своем послании областной Думе губернатор Тульской области проанализировал состояние различных сфер жизнедеятельности населения региона и определил необходимость решения имеющихся проблем в рамках социальной политики государства. При этом им сделан акцент на повышении производительности труда, инвестиционной политике и решении социальных вопросов. Администрация Тульской области одной из главных задач своей работы считает обеспечение охраны здоровья населения на различных уровнях, повышение качества жизни людей. Неблагоприятная социально-экономическая ситуация привела к ухудшению демографических показателей (естественная убыль населения Тульской области в 2004 г. составила -13,8 на 1000 нас.). Это явилось основной причиной возникновения психоэмоционального напряжения в обществе, ухудшения качества жизни и состояния здоровья населения, что еще больше усугубило социальную напряженность в обществе. Стала актуальной адаптация населения к сложившейся ситуации, проведение медицинских и психопрофилактических мероприятий.

Внедрение любых профилактических мер в современном обществе встречает ряд трудностей. Работодатели в гонке за прибылью, как правило, не заинтересованы вкладывать материальные средства в охрану здоровья своих работников, так как не видят взаимосвязи между здоровьем работников, снижением потерь общей нетрудоспособности и повышением производительности труда, ростом доходов предприятия. Трудящиеся из-за боязни потери рабочего места, уменьшения или лишения заработка, не обращаются своевременно за медицинской и психологической помощью, что приводит к хронизации, и утяжелению заболевания, инвалидизации и преждевременной смертности. Для принятия компетентных решений по улучшению социальноэкологического положения региона нужна единая концепция сохранения здоровья населения, принятая законодательной и исполнительной властью, подготовка плана реализации концепции и программы. Значительную роль приобретают при этом СМИ, которые не всегда квалифицированно доводят медицинскую информацию до населения. Имеется дефицит нормативных документов по проблеме охраны и укрепления здоровья граждан, а имеющиеся носят декларативный характер.

Психопрофилактические программы. С учетом занятости в промышленности половины трудовых ресурсов региона, целесообразно первоочередное создание и внедрение системы профилактических мероприятий, в т.ч. психопрофилактических программ, на различных промышленных производствах, предприятиях. Охрана психического здоровья работников промышленности в новых социально-экономических условиях и развитие экологической психиатрии является столь же актуальной мерой, как и решение проблемы алкоголизации, других форм зависимости трудоспособного населения. Так, распространенность нарушений психического здоровья у работников различных отраслей промышленности, по данным ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского, составляет от 120 в машиностроении до 225 в химической отрасли на 1000 работающих. Социальноэкономические последствия при этом являются: снижение производительности и качества труда, ущерб от несчастных случаев и аварий, утрата трудоспособности (кратковременной среднесрочной, длительной и стойкой - инвалидность), психосоматические расстройства (формирование гипертонической и язвенной болезни, бронхиальной астмы и т.д.), «хронизация» основных заболе-

* ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики»

ваний и рост выхода на инвалидность, чаще в трудоспособном возрасте. Направлениями охраны психического здоровья работников промышленности являются: психодиагностическое, психогигиеническое - укрепление психического здоровья работающих, улучшение условий труда и быта, психологическое и психогигиеническое информирование, социальная реклама, психопрофилактическое - смягчение действия производственных и психосоциальных факторов; проведение регулярных психопрофилактических осмотров работающих для выявления лиц с предболезнен-ными психическими расстройствами, лечебно-реабилитационное - оказание квалифицированной психотерапевтической помощи работникам, страдающим психическими расстройствами в условиях медицинских служб промышленных предприятий.

При внедрении психопрофилактических программ, ожидаемые результаты таковы: снижение общей заболеваемости и болезненности, в т.ч. психическими расстройствами и алкоголизмом, инвалидности и временной нетрудоспособности, агрессивности, числа суицидов, напряжения в обществе; повышение качества и продолжительности жизни, трудоспособности населения, производительности труда, экономического и социального благосостояния области; укрепление обороноспособности страны. По итогам работ, проведенных ГНЦССП им. В.П.Сербского на заводе ЗИЛ, внедрение системы психопрофилактических мероприятий позволило снизить заболеваемость пограничными психическими расстройствами в случаях - на 35%, в днях - на 17% и общую временную нетрудоспособность - на 8-12%.

Создание систем психопрофилактики включает в себя несколько этапов: 1 этап - информационное обеспечение (информирование руководителей заинтересованных ведомств, служб, предприятий, а также работников о проводимых мероприятиях, социальная реклама); 2 этап - проведение социологических, психодиагностических исследований и медицинских обследований работающих; 3 этап - обработка и анализ полученных результатов (разработка на основе полученного анализа выводов и предложений для руководителей заинтересованных ведомств, служб, предприятий, а также трудящихся и их семей); 4 этап — разработка и реализация детальной и адресной медикопсихологической помощи (создание мотивации на выполнение рекомендаций специалистов); 5 этап - итоговая обработка результатов, проведение анализа с выводами и предложениями.

Для эффективного внедрения любой программы необходимо адекватное финансирование для подбора и обучения кадров, проводящих исследования и обследования, приобретения компьютерных программ исследований и обработки данных и т.д.

Для внедрения подобных профилактических программ необходимо участие государственных структур, администрации предприятий, центров медицинской профилактики, других организаций, занимающихся профилактической деятельностью, лечебно-профилактических учреждений, профсоюзных, общественных организаций, бизнеса, частных лиц. Алгоритм «пилотных» проектов, разработанных для промышленных производств, может использоваться на селе после коррекции.

Организационно-методическое и правовое обеспечение медицинской профилактики. Среди населения Тульской области доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась в 2004 г. по сравнению с 1959 г. в 2 раза. Актуальной является проблема социальной адаптации лиц пенсионного возраста. Отмечается отсутствие достаточного числа квалифицированных медицинских и социальных работников, психологов, занимающихся проблемами геронтологии. Реальна необходимость социально-

психологической адаптации лиц, принимавших участие в боевых действиях. В настоящее время в области нет ни одного центра (за исключением ведомственных), где бы им оказывали медицинскую, психиатрическую, психотерапевтическую и психологическую помощь. Не менее актуальны вопросы охраны здоровья учащихся и их педагогов. Значительное воздействие на педагога дистрессовых ситуаций, связанных с профессиональной деятель-

В.В.Мостовщикова, И. А. Попов

ностью и их социальной нишей, приводит к синдрому эмоционального выгорания, интеллектуальному, душевному и физическому переутомлению, что неблагоприятно отражается на здоровье, внутрисемейных отношениях, отношениях с учениками и коллегами, реализации личностного потенциала и др. В области нет нормативной базы по вопросам сохранения здоровья детей, разработанная совместно органами управления образованием и здравоохранением. Важно информационное обеспечение учащихся и педагогов по проблемам охраны и укрепления здоровья.

Мероприятия, проводимые с учащимися, должны носить интерактивный характер и стимулировать самостоятельную работу самих детей. Внедрение современных информационных технологий (конкурс на лучший видеоролик, клип, фильм и т.д.) поможет создать у учащихся мотивацию на ведение здорового образа жизни и адаптировать их к современным условиям жизни.

Отмечается рост пограничных психических расстройств у школьников, особенно подростков призывного возраста (до 70% от числа обследованных нами, что коррелирует с данными Мин-здравсоцразвития РФ), нарастание у них дезадаптивных форм поведения, потребление психоактивных веществ. Одной из главных задач системы образования, кроме обеспечения образовательного процесса, становится сохранение здоровья школьников, в т.ч. и психического. Ныне отсутствуют нормативные документы из федерального центра о создании системы медицинской профилактики. Имеющиеся документы («Концепция охраны здоровья населения РФ на период до 2005 г.», приказ МЗ РФ от 23.09.2003 г. № 455) носят декларативный характер, поэтому остается остаточным принцип финансирования, материальнотехнического и кадрового обеспечения, поэтому никто данной проблемой профессионально и системно заниматься не желает.

В постановлении Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» финансирование медицинских услуг, оказываемых в центрах медицинской профилактики, предусматривается из бюджетов соответствующего уровня (п.1У). Подушевой норматив финансирования Программы в расчете на 1 человека в год (п. VII), формирующийся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривает финансирование в том числе и мероприятий по медицинской профилактике и санитарно-гигиеническому образованию в объеме 1765 руб. В связи с этим при принятии территориальной «Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи» необходимо определить объем и процент финансирования этих профилактических мероприятий в предусмотренном объеме 1765 руб. на 1 человека в год при оказании амбулаторно-поликлинической, стационарной помощи и вызове скорой медицинской помощи. По научно обоснованным данным на профилактические мероприятия необходимо финансирование в объеме не менее 20% от объема подушевого финансирования. ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики» в ответ на запрос из Администрации Президента РФ разработаны и направлены предложения «О мерах по укреплению основ здорового образа жизни» (организационно-методические мероприятия, информационное обеспечение). Разработаны и направлены предложения для Минздравсоц-развития РФ по вопросам медпрофилактики, предложения в целевую программу по сохранению и укреплению здоровья.

Приказы департамента здравоохранения Тульской области № 8 от 23.01.2004 г. «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ №455 от 23.09.03г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации», № 72 от 19.07.2005 г «О мерах по выполнению приказа МЗ РФ №455 от 23.09.03г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации» в областных лечебно-профилактических учреждениях», позволили начать создание системы медицинской профилактики в области, разграничить полномочия лечебно-профилактических структур, а также начать реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 461 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год» и приказа Мин-здравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи». В ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской

профилактики», который является координационным центром по оказанию профилактической помощи в первичном звене здравоохранения, имеется организационно-методическая база для реализации вышеуказанных документов в Тульской области

Сложившаяся система госзаказа на оказание лечебнопрофилактической помощи до настоящего времени не позволяла медицинским работникам проводить в полном объеме профилактическую работу с пациентами, поэтому исполнение приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. № 487 «Об утверждении Порядка организации оказания первичной медикосанитарной помощи» (п.8) позволит первичному звену здравоохранения более активно и целенаправленно осуществлять медицинскую профилактику и санитарно-гигиеническое образование под руководством областного центра медицинской профилактики. Имеющиеся в настоящее время структура и функции ГУЗ ТО «Тульский областной центр медицинской профилактики», позволяют разработать механизмы реализации данного приказа в части медицинской профилактики. В центре накоплен большой опыт организационно-методической, координирующей и учебной деятельности с медицинским персоналом ЛПУ области, межведомственного взаимодействия с другими службами и ведомствами, занимающимися профилактической деятельностью. В Тульской области действуют такие профилактические технологии в первичном звене здравоохранения, как школы здоровья для пациентов. Под руководством областного центра медицинской профилактики внедряются интерактивные методики работы с детьми и молодежью, проводится постоянный социальный мониторинг зависимостей среди подростков.

Департамент здравоохранения считает, что меры медицинской профилактики не должны сводиться только к санитарнопросветительной работе, а включают также комплекс мер по раннему выявлению факторов риска и болезней, информационному обеспечению пациентов, созданию мотивации у населения к сохранению и укреплению своего собственного здоровья и профилактике заболеваний, адаптации к современным условиям жизни. В развитие приказа Минздравсоцразвития РФ от 29 июля 2005 г. № 487«Об утверждении Порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» необходимо разработать областную концепцию, план по ее реализации и областную целевую программу по медицинской профилактике, направленную на раннее выявление заболеваний и факторов риска, информационное обеспечение и учебно-образовательную деятельность среди населения. В программе должны быть также предусмотрены механизмы ее реализации и финансирования.

Целесообразно разработать унифицированные программы для первичного звена здравоохранения по раннему выявлению факторов риска развития неинфекционных заболеваний и оценки состояния здоровья населения. Медицинские работники и другие лица, работающие с населением, подвержены синдрому эмоционального выгорания, что сказывается на качестве оказания медицинской помощи населению и здоровье самого специалиста. В связи с этим необходима также разработка комплекса мероприятий по охране здоровья работников бюджетной сферы, в первую очередь работников здравоохранения и образования. Активная часть населения - молодежь - также требует пристального внимания. Проведение социологических исследований молодежной субкультуры и проведение исследований девиантных форм поведения позволит выявить воздействие негативных факторов на их здоровье и скорректировать их влияние, особенно в вопросах профилактики алкоголизма, наркомании, табакокурения и адаптации. Здесь важная роль принадлежит социальной рекламе и активной позиции в вопросах ЗОЖ известных людей области.

За годы социально-экономических реформ часть населения получила социальный статус - безработные. Им в первую очередь необходима социальная и психологическая адаптация, чтобы в дальнейшем они смогли полноценно жить и трудиться. Одним из приоритетов миграционной политики является вопрос адаптации мигрантов к новым условиям жизни. Социальнопсихологическая дизадаптация у мигрантов может проявиться в агрессивном поведении, депрессиях и алкоголизме, в снижении социально-экономического потенциала области. На повестке дня стоит вопрос экологического образования и контроля, экологической психиатрии - нового направления в науке. У людей нужно вырабатывать мотивацию на сохранение природных ресурсов.

Экономический рост, увеличение производственного потенциала области немыслим без людских ресурсов, что важно

Краткое сообщение

учитывать при принятии бюджетов любого уровня. Поэтому остаточное финансирование вопросов охраны здоровья населения является не дальновидной политикой и приводит лишь к нарастанию проблем во всех сферах жизнедеятельности человека.

Актуальным является привлечение инвестиций из бизнеса для мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения. Необходимо повысить социальную ответственность бизнеса по сохранению и укреплению здоровья работников предприятий и населения и обратить их внимание на важную роль, которая отводится социальной рекламе.

При решении демографических проблем необходимо сосредоточить усилия на: снижении смертности лиц трудоспособного возраста (в т.ч. связанной с сердечно-сосудистой патологией, несчастными случаями, алкоголизмом), создании условий для увеличения рождаемости (сохранении и укреплении здоровья беременных и рожениц, профилактики и лечении бесплодия, создании андрологической службы). Политическое декларирование проблем не означает их решения. Приоритетными задачами по охране и укреплению здоровья населения, профилактике заболеваний, здоровому образу жизни и адаптации населения к современным социально - экономическим условиям жизни являются: создание системы управления, обеспечение нормативной базы; усиление межведомственного взаимодействия с законодательной и исполнительной властью всех уровней, политическими партиями, бизнесом, общественными и иными организациями; поиск различных источников финансирования для разработки и внедрения профилактических программ; разработка новых направлений в вопросах профилактики и здорового образа жизни; информирование населения через СМИ; участие населения («инициатива снизу») в реализации поставленных задач.

В результате межведомственного взаимодействия, участия общественных организаций и населения, послание губернатора областной Думе в части сохранения здоровья и адаптации населения к условиям жизни будет поэтапно реализовано.

DIRECTION OF CONCEPTION OF MEDICAL PROPHYLAXIS IN TULA’S REGION

V.V. MOSTOVSHIKOVA, I.A. POPOV Summary

The governor’s message to regional Duma for the purpose of preservation, reinforcement of health, adaptation of population of modern living conditions will realize gradually in view of collaboration of interdepartments, social organizations and population.

Key words: conception of medical prophylaxis

УДК 681.3

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ВЫВОДОВ ДЛЯ СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

В.М. ДОВГАЛЬ, Е.А.ШТЕНКО*

Традиционно под системами поддержки принятия решений (СППР) понимают интерактивные человеко-машинные системы расчетно-логического типа, использующие аналитические, аппаратные и программные средства для поддержки и обеспечения всех стадий принятия решений, причем процессы формирования и обработки информации являются в отличие от информационных систем неразделенными, что особенно важно при генерации полного множества решений. Современные СППР рассматриваются как системы, основанные на обработке знаний, при этом знания рассматриваются как символьные данные. Это значит, что в составе таких интеллектуализированных систем выделяется совокупность взаимосвязанных подсистем информационного, моделирующего и экспертного назначений. Под информационной подсистемой традиционно понимается совокупность баз данных, созданных на основе универсальной СУБД и содержащих различные типы информации. Моделирующая подсистема включает множество математических моделей для поддержки

* Курский государственный технический университет, г. Курск, ул. 50 лет Октября, каф. ПО ВТ

решений. Экспертная подсистема - это специализированная система искусственного интеллекта (СИИ), ориентированная на поддержку недетерминированных поисково-переборных методов на основе заложенных в базу экспертных знаний в заданной предметной области. Ядром СППР является экспертная подсистема, ведущая обработку знаний в символьном виде с подключением по мере необходимости массивов данных и вычислительных процедур детерминированного характера. Процесс принятия решения - поиск в пространстве состояний [1-4].

Наибольшее распространение для представления и обработки знаний получили продукционные системы или комбинации с ними (продукционно-фреймовые, табличные системы продукций и др.). Популярность продукционных систем определяется следующими факторами: естественность представления фрагментов знания; модульность системы продукций, способствующая простой наращиваемости состава и легкой модификации отдельных продукций; гибкость реализации различных схем управления; естественный параллелизм и асинхронность реализации продукций. Вместе с тем критический анализ ЭС, использующих продукционный подход, показывает, что основным их недостатком, ограничивающим область применения в задачах реального времени, следует признать временную избыточность обработки знаний. Главной причиной данной проблемной ситуации является семантический разрыв между недетерминированным характером задачи и детерминированными схемами ее решения. Выделив в составе ЭС блок интерпретатора продукций (машину вывода) как центральный «критический» блок, определяющий временные характеристики генерации (поиска) решений, рассмотрим условия временного ускорения работы машины вывода в рамках современной теории алгоритмов. Машина вывода - это абстрактная система, конкретизирующая состав и взаимодействие модулей обработки данных системой продукций. Теоретически машина вывода описывается множеством вида I = {V, 8, К, "^, где V - модуль выборки активных данных и множества активных продукций; 8 - модуль сопоставления, определяющий множество вхождений образцов продукций в обрабатываемых данных; К - модуль разрешение конфликтов при сопоставлении; W - модуль выполнения выбранных продукций. Цикл работы машины вывода (рис.1) состоит в последовательном выполнении четырех модулей: модуля выборки, модуля сопоставления, модуля разрешения конфликтов, модуля выполнения продукций.

Рис.1. Цикл работы машины вывода

Проблемная ситуация применительно к контексту высокоскоростной реализации недетерминированных процессов заключается в понимании пространства поиска как лабиринта альтернативных путей. Для системы продукций с недетерминированным характером их срабатывания на этапе сопоставления, в общем случае, формируется некоторое конфликтное множество продукций, подлежащих выполнению. Следовательно, возникает проблема выбора из конфликтного множества таких продукций, которые будут активизированы в текущий момент. Данная проблема имеет, прежде всего, ресурсное ограничение. Если СППР реализована на ЭВМ с параллельной архитектурой, то из конфликтного множества продукций может выбираться не одна, а столько продукций, сколько параллельных процессов, т. е. ветвей в дереве решений (пространстве поиска), может выполнять ЭВМ. Вместе с тем проблема альтернативного выбора остается. Сущность подхода к реализации недетерминизма в работе машины вывода заключается в разработке продукционной системы с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.