Т. В. Пакулова
Концептуальные идеи развития отечественной практики дошкольного воспитания на рубеже Х!Х-ХХ вв.
Мысли о необходимости особых подходов и идей в воспитании детей дошкольного возраста зародились еще в глубокой древности. Они развивались в тесной связи с развитием общественноэкономических формаций. Одной из распространенных на рубеже Х1Х-ХХ вв. была идея общественного воспитания, сторонником которой в России был И.И. Бецкой, сыгравший важную роль в разработке проектов организации народного образования (открытие воспитательных домов) в царствование Екатерины II.
Важной вехой в истории становления общественного дошкольного воспитания стала предложенная Ф. Фребелем в Х1Х в. новая воспитательная система в специальных учреждениях для детей дошкольного возраста, получившая название «детский сад» и признанная в России.
Известные отечественные педагоги и политические деятели (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.В. Луначарский, Е.Н. Водовозова, К.Н. Вентцель, Н.К. Крупская, А.С. Симонович, Е.И. Тихеева,
С.Т. Шацкий и др.) были убежденными сторонниками общественного воспитания детей, считая, что такое воспитание даст возможность ребенку получить всестороннее развитие, выйти за пределы узкого мира своей семьи и научиться жить в обществе. Большую актуальность общественное дошкольное воспитание приобрело с приданием ему статуса государственности после октябрьских событий 1917 г.
А.С. Симонович, пропагандируя идею общественного воспитания детей, указывала на его важность в дошкольный период в развитии личности ребенка. Она считала, что воспитание детей до школы должно протекать дома и в детском саду.
Е.И. Тихеева считала, что «детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей».
Можно сказать, что в начале ХХ в. общественное дошкольное воспитание начинает пониматься как одна из сложнейших сфер педагогической деятельности, в которой закладываются основы будущего развития как отдельно взятого человека, так и всего общества в целом. Идея воспитания детей дошкольного возраста в общественных образовательных учреждениях не потеряла своей актуальности и в настоящее время.
С появлением идеи общественного воспитания теоретиками и практиками в сфере дошкольной педагогики выдвигались различные
270
взгляды на организацию воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Во второй половине Х!Х - начале ХХ в. широкое распространение в России имела теория свободного воспитания, которая нашла отражение в педагогических системах К.Н. Вентцеля, М. Монтессори, Л.Н. Толстого, Ф. Фребеля, Р. Штайнера и др.
Система дошкольного воспитания немецкого педагога Ф. Фребеля основывавшаяся на положениях теории свободного воспитания ребенка, получила большое распространение и в нашей стране. Основу философии Ф. Фребеля составляло идеалистически трактуемое понятие о единстве Вселенной и ее многообразии, которое он назвал «законом единства в многообразии». На основе этого закона он построил свою систему воспитания в детском саду.
Другим сторонником свободного воспитания являлась М. Монтессори. Она требовала уважения личности воспитанников, отрицала активную воспитывающую роль педагога, провозглашала теорию самовоспитания и самообучения.
По мнению Л.Н. Толстого, свободное воспитание содействует саморазвитию, самораскрытию нравственных качеств, склонностей и способностей, заложенных в ребенке от рождения. Он отрицал правомерность и возможность сознательного, целенаправленного воспитательного воздействия педагогов и родителей на детей.
В начале ХХ в. идеи «свободного воспитания» наиболее ярко выразил К.Н. Вентцель. Он предлагал создать «дома свободного ребенка», посещать которые могли дети от 3 до 13 лет. В них дети занимались бы по интересам и без систематического учения, а воспитатель детского сада должен был обладать педагогической импровизацией, творчеством без всякой предварительной подготовки.
Таким образом, теоретические идеи «свободного воспитания детей» в нашей стране имели широкое распространение на рубеже Х1Х-ХХ вв., некоторые из них остаются актуальными и востребованными и в настоящее время.
Видные отечественные педагоги (Е.Н. Водовозова, А.С. Симонович, К.Д. Ушинский и др.) являлись сторонниками идеи народности в воспитании подрастающего поколения.
К.Д. Ушинский в основу теории дошкольного воспитания положил идею народности воспитания, мысль о которой являлась главнейшей в его педагогической теории. Он доказал, что система воспитания, построенная соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества - патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Он настаивал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, ус-
271
ваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества.
Идеи народности воспитания, выдвинутые К.Д. Ушинским, разделяли Е.Н. Водовозова и А.С. Симонович.
Е.Н. Водовозова считала, что использование при работе с детьми с раннего возраста народных песен, загадок, пословиц, сказок и игр должно обеспечить воспитание у них чувства любви к народу, родине. Ее заслуга в том, что она разработала программу развития у детей родной речи и методику использования в воспитании русского фольклора. Следуя идее народности воспитания К.Д. Ушинского, А.С. Симонович стремилась приспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Она ввела в качестве воспитательного момента подвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русского народа и сопровождались народными песнями.
Глубокий анализ идеи народности в дошкольном воспитании свидетельствует, что она, зародившись в истоках отечественной педагогики, она находит применение и в настоящее время и следует предположить, что будет востребованной в дальнейшем.
После Октябрьской революции 1917 г. Российское государство в качестве идеологической базы опиралось на труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Воспитание, по их мнению, представляет собой сложный социальный процесс, имеет исторический характер и меняется вместе с изменением общества.
Последовательными пропагандистами теории марксизма в отечественной педагогике стали Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и другие, у которых к тому времени уже было сформировавшееся марксистское мировоззрение. Не имея опыта работы в сфере дошкольного образования, они сочли весьма разумным осмыслить дореволюционное педагогическое наследие и привлечь теоретиков и практических работников дореволюционной эпохи к созданию основ марксистской дошкольной педагогики (Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.И. Чулицкая, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер и др.).
Н.К. Крупская не признавала генетической предопределенности развития и считала, что детское развитие осуществляется исключительно за счет внешних условий жизни и соответствующего воспитания. Классовый подход к проблемам воспитания и обучения обусловили изменение многих акцентов в их понимании и толковании. Тем не менее гуманизм по отношению к ребенку, уважение его достоинства, забота о бытовом благополучии детей, их всеобуче, всестороннем и гармоническом развитии оставались неизменными.
272
Представленный обзор показывает, что социальная ориентация образования, которая провозглашалась в работах педагогов досоветского периода, постепенно стала вытесняться идеями марксисткой теории воспитания. Следует отметить, что многие положения учения К. Маркса часто искажались в угоду идеологическим запросам победившей политической системы. Все это пришло вразрез с теми установками воспитания, которые были заложены в российской педагогике в дореволюционные годы.
Изучение научных источников позволило определить, что идея общественного воспитания с момента ее зарождения и до настоящего времени остается актуальной, хотя за время своего существования претерпела изменения под воздействием временных, экономических, политических и научных факторов. Идеи свободного воспитания, народности и марксистской теории воспитания в чистом виде не имеют отражения в нынешней педагогической действительности, но тем не менее определенные взгляды в видоизмененном и адаптированном состоянии в современной дошкольной практике применяются, найдя свое отражение в разнообразии программ для дошкольных образовательных учреждений.
Г. И. Панкратьева
К вопросу о содержании иноязычного образования в условиях двухступенчатой системы высшего образования
Реформа высшего образования связана с поиском принципиально новых форм организации обучения, расширением общетеоретической, мировоззренческой и специальной подготовки, обеспечивающей всестороннее развитие свойств личности и профессиональных качеств обучающихся. Одним из путей совершенствования системы образования является переход на многоуровневое обучение.
Система высшего образования включает две ступени - специалист и магистр. Выпускник, имеющий диплом специалиста - это человек с высшим профессиональным образованием, обладающий глубокими познаниями в области фундаментальных наук, а также знаниями и навыками, достаточными для ведения производственной и педагогической деятельности. Второй уровень высшего образования - магистратура - ориентирован на научноисследовательскую и научно-педагогическую деятельность и включает углубление общенаучных и узкопрофессиональных знаний в избранной отрасли знания.
273