КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФИНАНСОВОМУ АНАЛИЗУ ДОРОЖНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. В статье анализируются финансовые и производственные аспекты дорожной деятельности, определяются их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия. Дается авторское определение понятий «финансирование дорожной деятельности» и «финансовая эффективность дорожной деятельности». Для оценки эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов автором определены цель, задачи, объект, предмет, субъекты и методы финансового анализа дорожных фондов. Для поиска резервов повышения результативности и эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов автором разработана методика финансового анализа дорожных фондов.
Ключевые слова. Дорожные фонды, бюджетные ассигнования, дорожная деятельность, результативность, финансовая эффективность дорожной деятельности, методика финансового анализа, методы оценки эффективности.
Protasenia S.I.
CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO FINANCIAL ANALYSIS OF ROAD FUNDS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article analyzes financial and production aspects of road activities, determines their interrelationship, interdependence and interaction. The author defines the financing of road activities and its financial effectiveness. The author determines the purpose, tasks, object, subjects and methods of financial analysis of road funds in order to assess the effectiveness of the use of budgetary allocations of road funds. The author developed a methodology for the financial analysis of road funds in order to find the reserves for increasing the productivity and efficiency of budgetary allocations of road funds.
Keywords. Road funds, budgetary allocations, road activities, efficiency, financial efficiency, financial analysis methodology, methods for evaluating efficiency.
В условиях проведения в РФ государственной политики бюджетной консолидации важнейшим становится вопрос эффективности бюджетных расходов, в том числе и на дорожную деятельность. Фрагментарный подход к анализу бюджетного финансирования дорожной деятельности, отсутствие системы комплексной оценки эффективности использования бюджетных ассигнований, делает актуальным и необходимым развитие концептуальных и методических основ финансового анализа дорожных фондов.
Дорожная деятельность как процесс проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, текущего ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования для удовлетворения постоянно возобновляющихся потребностей общества носит не только адаптивный, но и динамичный, развивающийся характер. В последние годы наметились положительные изменения в функ-
ГРНТИ 06.73.02 © Протасеня С.И., 2018
Светлана Ивановна Протасеня - аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 911 999-41-01. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 30.10.2017.
ционировании дорожной системы, которые сопровождаются ростом протяженности автомобильных дорог общего пользования, увеличением налоговых поступлений в бюджет, ростом грузооборота, снижением количества человек, погибших в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и улицах и др. (см. табл. 1).
Таблица 1
Основные социально-экономические показатели дорожного хозяйства Российской Федерации
Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 20855,4 23435,1 24442,7 26766,1 26922,0
Расходы бюджета (дорожные фонды), млрд руб. 349,5 990,5 1172,3 1184,7 1209,3
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, тыс. км 927,3 1278,3 985,4 1023,8 1045,3
Перевозки грузов автомобильным транспортом, млн т 5663,1 5841,6 5635,3 5416,7 5040,6
Грузооборот всех видов транспорта, млрд т-км 222,8 248,9 5083,6 5080,0 5093,4
Перевозки пассажиров автобусным транспортом, млн чел. 13304,9 12766,2 11586,8 11554,3 11522,9
Пассажирооборот автобусного транспорта, млрд пасс-км 138,6 133,3 126,0 127,1 126,3
Наличие грузовых автомобилей (на конец года) в собственности граждан, тыс. шт. 3096,8 3272,8 3544,7 3777,4 3789,2
Наличие автобусов (на конец года) в организациях автомобильного транспорта общего пользования, тыс. шт. 166,3 169,9 166,0 167,4 175,4
Число легковых автомобилей (на конец года) в собственности граждан, тыс. шт. 34624,3 36917,2 39237,1 41433,4 42317,1
Погибло людей в дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и улицах, чел. 27953 27991 27025 26958 23114
Составлено автором по данным [2].
Поскольку дорожная деятельность относится к динамичным сферам, то ее особенность заключается в том, что она должна осуществляться при любой модели экономики. В рыночной экономике дорожная деятельность осуществляется для удовлетворения постоянно возобновляемого спроса пользователей автомобильных дорог. Особенно значимыми становятся такие функции как планирование, прогнозирование, обеспечение безопасности движения и др. Осуществляя всю совокупностей своих функций, процесс дорожной деятельности связан с материальными, трудовыми, финансовыми, информационными, другими ресурсами и потоками, с рынками, с субъектами дорожного хозяйства, со всеми субъектами рыночной системы.
Финансово-организационный механизм дорожной деятельности (см. рисунок) тесно связан с объемами финансовых ресурсов дорожных фондов, эффективность использования которых дорожная деятельность обеспечивает [1]. В этом контексте дорожную деятельность можно рассматривать как производство, участвующее в процессе создания прироста ценностей во внутренней (производственной) и во внешней среде (среда обращения, рынок, пользователь).
Управление процессами финансирования
Расходы Результаты
Финансовые ресурсы (бюджетные ассигнования) -► 1 г Производственные Сумма использованных бюджетных ассигнований Прирост общественных благ Удовлетворение потребности пользователей автодорог
Процесс дорожной деятельности -►
*-
J к
к к Факторы внутренней и внешней среды 1
Составлено автором.
Рис. Финансово-организационный механизм дорожной деятельности
Дорожная деятельность осуществляется в определенной среде, которая характеризуется постоянно меняющимися факторами, влияющими на процесс принятия финансовых решений (см. табл. 2). Особенностью дорожной деятельности является также взаимозависимый и взаимодополняющий подход, применение принципов взаимодействия производителей и пользователей автомобильных дорог. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение дорожного рынка (рынка работ и (или) услуг при осуществлении дорожной деятельности), спроса и приоритетов пользователей, адресность выполняемых работ, оказываемых услуг по пользованию улично-дорожной сетью, а с другой - активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и предпочтений пользователей. При финансировании дорожной деятельности необходимо учитывать не только функциональную полезность дорог, но и социальную желательность.
Таблица 2
Характеристика факторов внутренней и внешней среды
Факторы Основные характеристики
Политико-правовые Развитость законодательств, сопровождающих дорожную деятельность. Наличие программ, обеспечивающих развитие рыночных отношений. Роль общественных объединений в системе выработки и принятия государственных и правительственных решений
Социально-культурные Развитость рыночного менталитета населения, динамика культурных и нравственных показателей пользователей, организационная и потребительская культура
Научно-технологические Состояние, развитие и степень внедрения инноваций в общественном производстве
Природные Показатели экологической безопасности существующих и перспективных технологий
Демографические Структура, численность, плотность и воспроизводные характеристики населения
Экономические Стабильность, предсказуемость и адекватность налоговой политики. Показатели финансово-кредитной политики. Экономическая конъюнктура и инфляция
Информационные Формирование на основе описания процесса или состояния объекта предметной информации. Показатели формальных статистических данных
Потребности пользователей Развитость социальных желаний пользователей автомобильных дорог
Сезонность Сезонность дорожного строительства и выполнения работ (услуг)
Составлено автором.
В современных условиях дорожная деятельность может рассматриваться с различных точек зрения - как стиль хозяйствования, как процесс организации и осуществления деятельности в условиях рынка, как взаимодействие субъектов рынка, как причинно-следственные связи и т.д., но с точки зрения автора, финансирование - это совокупность поступлений и выплат бюджетных средств, финансовая эффективность - соизмерение бюджетных расходов с производственными результатами на основе формализованных критериев их оценки. Поскольку дороги выполняют социальные, стратегические и экономические функции, то финансирование дорожной деятельности можно охарактеризовать как совокупность процессов бюджетного финансирования причинно-обусловленных смен состояния объекта планирования, прогнозирования, технологии, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства работ и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества.
Финансовая деятельность дорожных фондов - это совокупность процессов финансирования дорожной деятельности. Финансовое управление - это система рационального управления процессами финансирования дорожной деятельности. В понимании автора, результаты дорожной деятельности как следствия перечисленных выше процессов являются объектами финансового анализа дорожных фондов, причины образования и изменения результатов дорожной деятельности является предметом анализа. Субъект управления, т.е. лица, принимающие решения, - это финансовая дирекция и специалисты в области финансов дорожных фондов, способные оказывать влияние на формирование финан-
совых ресурсов и потоков бюджетных средств, необходимых для содержания и развития дорожной сети. Основная цель субъектов управления финансами - повышение эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов.
Классификация, систематизация, моделирование, измерение причинно-следственных связей является главным методологическим вопросом в финансовом анализе дорожных фондов, поэтому автор считает необходимым выделить следующие методологические черты:
• дорожную деятельность как процесс необходимо изучать во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии с другими процессами,
• необходимость давать количественную характеристику решениям, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты дорожной деятельности, что делает анализ точным, а выводы обоснованными,
• необходимость использования системного подхода к изучению объектов анализа, т.е. максимально детализировать процесс на отдельные элементы с многочисленными внутренними и внешними связями, их систематизировать и обобщать (синтез),
• необходимость разработки системы аналитических (оценочных) показателей для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей процессов дорожной деятельности. Результатом финансирования дорожной деятельности является достижение поставленных целей. Основными целями выступают результативность и эффективность использования бюджетных ассигнований дорожных фондов для удовлетворения постоянно возобновляющихся потребностей общества в соответствии с государственной транспортной, экономической, социальной, экологической, международной политикой и законодательством.
Для достижения целей ставятся и решаются конкретные задачи финансирования дорожной деятельности в соответствии со спросом местных сообществ, сообществ региона, страны на качественные и безопасные автомобильные дороги общего пользования, на обеспечение связанности национальной, региональных территорий и развитие местных дорожных сетей. Задачи финансирования дорожной деятельности можно разделить на четыре взаимосвязанных направления: (1) комплекс задач, решение которых обеспечит продуктивность финансирования; (2) комплекс задач, решение которых формирует стоимость дорожных работ; (3) комплекс задач, решение которых формирует результативность производственной деятельности; (4) комплекс задач, решение которых формирует эффективность использования бюджетных ассигнований.
Для наиболее целесообразного достижения поставленных целей и задач автор считает необходимым разработать совокупность аналитических способов и правил исследования, т.е. методику финансового анализа дорожных фондов. При этом очень значимым является выбор последовательности проведения аналитического исследования (элемент методики) и необходимых технических приемов и способов - инструментария (элемент методики). Для обработки и изучения информации автором будут использованы традиционные способы: сравнения; графический; балансовый; средних и относительных чисел; аналитических группировок. Для изучения влияния факторов на результаты дорожной деятельности и подсчета резервов будут использованы способы детерминированного факторного анализа: пропорционального деления; абсолютных и относительных разниц; интегральный и индексный методы; цепных подстановок. Для оптимизации показателей будут использованы: экономико-математические методы; программирование; исследование операций.
Автор предлагает последовательность (этапы) проведения комплексного финансового анализа дорожных фондов, приведенную в табл. 3. Предлагаемая методика финансового анализа дорожных фондов обеспечит комплексность и целенаправленность исследования, объективную оценку результатов дорожной деятельности, оперативность, действенность, обоснованность, точность финансового анализа и его выводов.
Таким образом, выявленные особенности условий осуществления и финансирования дорожной деятельности позволили дать авторское определение понятия финансирование дорожной деятельности. Финансирование дорожной деятельности - это совокупность процессов бюджетного финансирования причинно-обусловленных смен состояния объекта планирования, прогнозирования, технологии, организации и осуществления непрерывного, постоянно обновляемого воспроизводства работ и услуг в целях удовлетворения экономических, социальных и экологических потребностей общества.
Для целей комплексной оценки и возможности прогнозирования эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов, с использованием всестороннего подхода к изучению бюджетного финансирования дорожной деятельности, основанному на гармоничном сочетании финансовых и производственных аспектов, определении их взаимосвязи и взаимозависимости автор дал определение понятия финансовая эффективность дорожной деятельности. Финансовая эффективность дорожной деятельности - это соизмерение бюджетных расходов с производственными результатами на основе формализованных критериев их оценки.
Таблица 3
Методика комплексного финансового анализа дорожных фондов
Название этапа Характеристика
1. Подготовительный Уточнение объектов, целей и задач финансового анализа (объект изучается как сложная система); разработка плана аналитической работы; проверка, группировка, систематизация первичной информации
2. Построение экономико-математической модели системы Разработка системы синтетических и аналитических показателей, характеризующих объект; разработка структурно-логической схемы изучаемой системы; анализ состояния и закономерностей развития объектов исследования
3. Работа с экономико-математической моделью системы Расчет показателей; сопоставление фактических расходов (результатов) к планируемым расходам (результатам); сопоставление расходов (результатов) за отчетный период к расходам (результатам) за предыдущий период; определение влияния факторов на результаты деятельности
4. Обобщение результатов финансового анализа Оценка результатов дорожной деятельности с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов
5. Контроль за расходованием бюджетных средств Своевременная диагностика возникающих отклонений от планов; принятие решений по устранению причин отклонений; пересмотр запланированных показателей
6. Разработка мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных ассигнований Обоснование и разработка: планов финансового развития; управленческих решений в области финансов; различных мероприятий
Разработано автором.
Для улучшения прогнозирования финансовых операций, планирования финансовой деятельности, регулирования оборота бюджетных средств, учета затрат и результатов производственной деятельности, анализа и оценки эффективности использования бюджетных ассигнований, контроля за расходованием и поступлением бюджетных средств, автором определены цель, задачи, объект, предмет, субъекты и методы финансового анализа дорожных фондов. Также автором разработана методика комплексного финансового анализа дорожных фондов, состоящая из шести последовательных этапов. Авторский системный подход к методике финансового анализа дорожных фондов обеспечит методологически обоснованную схему поиска резервов повышения результативности и эффективности использования бюджетных ассигнований дорожных фондов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Иванова Н.Г., Кацюба И.А. Бюджетная политика и экономический рост // Управление общественными финансами: актуальные проблемы, новые решения и стратегии развития: монография. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2016. С. 6-18.
2. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991-2015 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_13_p/Main.htm (дата обращения 17.10.2017).