УДК 331.108.26 : 005 Четыркина Наталья Юрьевна
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономики и управления качеством
Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов
dom-hors@mail.ru
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Chetyrkina Natalia Yuryevna
PhD in Economics, Assistant Professor of the Economy and Quality Management Department, St. Petersburg State University of Economy and Finance dom-hors@mail.ru
CONCEPTUAL ASPECTS OF CORRELATION BETWEEN HR POLICY AND DEVELOPMENT STRATEGY OF THE COMPANY
Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу систематизации теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационнопрактических подходов к формированию механизма их реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Проведенное исследование позволяет утверждать, что концепция управления персоналом включает в себя три составляющих элемента, в частности: формирование системы управления персоналом, разработку методологии управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Ключевые слова:
концепция управления персоналом, система управления, система управления персоналом, функции управления, кадровая политика, кадровый потенциал, технологии управления персоналом, стратегия развития организации.
Summary:
The article is concerned with systematization of theoretic and methodological interpretations of HR’s essence, contents, aims, tasks, criteria, principles and management methods, and organizational approaches to their formation and implementation at business structures. The undertaken study proves that HR management conception includes three elements: formation of the HR management system, development of the HR management methodology and development of the HR management techniques.
Keywords:
concept of human resource management, management system, HR management system, management functions, HR policy, human resources, HR management techniques, development strategy of the company.
Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Концепция управления персоналом включает в себя три составляющих элемента, в частности: формирование системы управления персоналом, разработку методологии управления персоналом и разработку технологии управления персоналом. Основу концепции управления персоналом организации в современных условиях составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Управление персоналом базируется на следующих положениях: необходимость тесной связи планирования персонала со стратегией развития организации; количественная оценка издержек на работу с персоналом и их влияния на экономические показатели производства; материальное и моральное стимулирование как основа эффективного управления персоналом.
Система управления персоналом - это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом.
Основная цель системы управления человеческими ресурсами - обеспечение качественного и рационального формирования, освоения и развития человеческих ресурсов для достижения экономической эффективности и конкурентоспособности [1]. При этом существует иерархия целей системы управления персоналом организации. Главная цель, в свою очередь, предполагает постановку таких целей, как: разработка кадровой стратегии, кадровое планирование и оценка кадрового потенциала, формирование механизма управления персоналом. Система управления персоналом как открытая, динамичная, адаптивная в силу таких признаков, как самоорганизован-ность и управляемость, должна быть и изменчивой. Включенность системы в окружающую среду, взаимодействия с ней, а также обусловленность изменений наличием взаимосвязей между элементами системы, позволяют говорить о факторах, влияющих на процесс изменения. Под факто-
рами подразумеваются все те явления, процессы, которые воздействуют на управление персоналом и определяют изменение его основных характеристик и особенностей.
Современная система управления должна отвечать трем главным требованиям: она должна быть эффективна; регулярно обновляться; обеспечивать чувствительность к изменению внешней среды. В системе управления персоналом организации реализуются функции управления персоналом, поэтому формирование системы требует их определение. В соответствии с общей теорией управления выделяют три классические функции управления, имеющие свойство алгоритмизации: планирование, организация и контроль.
Применительно к теории управления персоналом можно выделить следующие основные функции: планирование потребностей в персонале, отбор и наём персонала, развитие и ориентация, продвижение по службе, оценка и вознаграждение персонала.
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. При таких условиях найма, естественно, повышается значение функциональных обязанностей, связанных с обеспечением трудовых отношений, решения социальных вопросов, расширяется круг обязанностей в рамках функций найма, трудоустройства, материального вознаграждения.
Система управления включает в себя целый ряд подсистем: подсистему общего и линейного руководства, а также функциональные подсистемы, специализирующиеся на выполнении однородных функций. В зависимости от размеров организаций состав подразделений будет меняться: в мелких организациях одно подразделение может выполнять функции нескольких подсистем, а в крупных функции подсистемы, как правило, выполняет отдельное подразделение.
Система управления персоналом включает в себя разработку стратегии кадровой политики, кадровое планирование и оценку кадрового потенциала организации. Стратегия развития инновационной организации, в основе которой лежит ориентация на нововведения, инновационную деятельность, систематическое обновление продукции, повышение уровня конкурентоспособности, предъявляет специальные требования как к организации бизнес-процессов в организации, так и к кадровой политике.
Кадровая политика организации - генеральное направление кадровой работы, совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом [2, ч. 1].
Под кадровой политикой организации понимается система принципов, методов и организационных форм управления кадрами, направление на сохранение и развитие кадрового потенциала, то есть на создание работоспособного трудового коллектива соответствующего требованиям современного производства и рынка труда [3, с. 165].
Кадровая политика является частью политики организации и должна полностью соответствовать концепции ее развития. Под кадровой политикой подразумевается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных рыночных условиях на том этапе развития организации.
Главная цель кадровой политики - создание системы управления кадрами, базирующейся в основном не только на административных методах, но и на экономических стимулах и социальных гарантиях, ориентированных на сближение интересов работника и организации, достижение высокой производительности труда, повышение эффективности производства, получение организацией наилучших экономических результатов, обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда.
Основными направлениями кадровой политики организации являются:
- проведение маркетинговой деятельности в области персонала; планирование потребности организации в персонале;
- прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий;
- организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала;
- подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда;
- рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности;
- организация труда и рабочего места;
- разработка программ занятости и социальных программ; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности;
- управление нововведениями в кадровой работе; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала;
- анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов;
- обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда;
- разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
Политика в области кадров включает в себя следующие виды:
- политику занятости - обеспечение эффективным персоналом и побуждение его к получению удовлетворения от работы посредством создания привлекательных условий работы, безопасности и возможностей для продвижения (анализ рабочих методы найма, способы отбора, продвижение по службе, отпуска, увольнения);
- политику оплаты труда - предоставление более высокой зарплаты, чем в других местных организациях, в соответствии со структурой, определяемой способностями, опытом, ответственностью (льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне);
- политику благосостояния - обеспечение услуг и льгот, более благоприятных, чем у других нанимателей; социальные условия отдыха должны быть желанны для работников и взаимовыгодны для них и компании (пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жильё, питание, спорт и общественная деятельность);
- политику производственных отношений - установление определенных процедур для простого решения трудовых проблем (шаги по установлению лучшего стиля руководства, отношение с профсоюзами);
- политику обучения - обеспечение соответствующими обучающими мощностями, чтобы работники могли улучшить исполнение своих нынешних обязанностей и подготовиться к продвижению (практическое обучение, развитие).
Основными функциями кадровой политики являются: обоснование методологических принципов работы с персоналом; определение общих требований к персоналу и расходам на него; выработка позиций по отдельным направлениям с кадрами; информационная поддержка управления человеческими ресурсами; контроль персонала.
Кадровая политика организации развивается в рамках ограничений, установленных внешним воздействием на организацию, и определяется состоянием внутренних факторов. Данное обстоятельство приводит к различным видам кадровой политики организаций.
Кадровая политика направлена на формирование и развитие кадрового потенциала организации, представляющего собой совокупность качественных и количественных характеристик персонала, работающего по найму на достижение определенных целей организации, которые включают численность, состав и структуру, физические и психологические возможности работников, интеллектуальные и креативные способности, их профессиональные знания и квалификационные навыки, коммуникабельность и способность к сотрудничеству, отношение к труду и другие качественные характеристики.
Концепцию долгосрочной, ориентированной на будущее кадровой политики, можно реализовать с помощью кадрового планирования. Этот метод управления персоналом позволяет согласовывать и уравновешивать интересы работодателей и работников [4, с. 25].
Кадровое планирование - система подбора квалифицированных кадров, имеющая своей целью обеспечить потребность организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки [5].
Важно иметь в виду, что кадровое планирование только тогда эффективно, когда оно интегрировано в общий процесс планирования в организации. В связи с этим в систему управления персоналом входит и определение организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки и реализации управленческих решений. Система управления, состоящая из иерархии различных ступеней, предполагает закрепление различных этапов управления за отдельными руководителями или органами управления.
Вторым элементом концепции управления персоналом является разработка методологии управления персоналом, которая предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, принципов и методов управления персоналом.
Принципы управления персоналом - это правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Основными принципами управления персоналом традиционно утвердившиеся в отечественных организациях являются принципы: научности, демократического централизма и плановости, первого лица и единства распорядительства; отбора, подбора и расстановки кадров; сочетания единоначалия и коллегиальности; линейного, функционального и целевого управления; контроля исполнения решений. Наряду с традиционными принципами следует применять такие широко ис-
пользуемые на западе принципы, как: контроль исполнения заданий, основанного на доверии; сочетания контроля с корпоративной культурой.
Управление персоналом, как и любым сложным процессом, невозможно без использования необходимых для этого инструментов: взаимосвязанных экономических, организационных и социально-психологических методов, обеспечивающих эффективность трудовой деятельности в соответствии с требованиями производства [6].
Разработка технологии управления персоналом является третьим элементом концепции управления персоналом. Технология - это инструмент воздействия, использование которого может быть поручено различным внутриорганизационным субъектом. Технология управления персоналом предполагает: организацию найма, приема и оценку персонала; профориентацию и адаптацию, обучение, управление служебно-профессиональным продвижением; мотивацию и организацию труда, управление конфликтами; обеспечение социального развития организации; маркетинг кадров; организацию социально-психологической диагностики; анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; информационное обеспечение системы кадрового управления; анализ кадрового потенциала и потребности в персонале; профессиональную и социально-психологическую адаптацию работников; правовые вопросы трудовых отношений; психофизиологию, эргономику и эстетику труда.
При построении технологии следует понимать, какими средствами располагает организация и кто из субъектов управления готов к активной деятельности в рамках предполагаемой технологии. Именно поэтому важно классифицировать технологии. Все технологии управления персоналом можно разделить на группы в соответствии с классификационными признаками, схематично представленными на рисунке 1 [7, 8, 9].
Рисунок 1 - Технологии управления персоналом
- 252 -
Наиболее распространенные технологии затрагивают такие основные задачи управления персоналом, как формирование и оценку персонала, внутриорганизационное обучение и мотивацию деятельности.
Методы и технология управления лежат в основе организационно-практических подходов к формированию механизма реализации концепции управления персоналом, в частности кадровой политики организации, направленной на приведение кадрового потенциала в соответствие целям и стратегии развития организации.
Ссылки:
1. Глазов М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник для вузов. СПб., 2QQ7.
2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: учебное пособие. М., 2009.
3. Барановская Н.И. Планирование потребности в рабочих кадрах в строительной организации / Н.И. Барановская, Ч.Г. Донгак // Доклады 66-ой научной конференции профессоров, преподавателей и аспирантов. СПб., 2009. С. 165-169.
4. Кохно П.А. Менеджмент. М., 1998.
5. Маркова В.Д., Кузнецова А. Стратегический менеджмент: курс лекций. М., 2006.
6. Федосеев В.Н., Капустин С.Н. Управление персоналом организации. М., 2002.
7. Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. М., 2002.
S. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды. М., 2002.
9. Технологии управления персоналом: настольная книга менеджера. М., 2000.
References (transliterated):
1. Glazov M.M. Upravlenie personalom: analiz i diagnostika personal-menedzhmenta: textbook for universities. SPb., 2QQ7.
2. Kibanov A.Y. Upravlenie personalom organizatsii: strategiya, marketing, internatsionalizatsiya: manual. M., 2QQ9.
3. Baranovskaya N.I. Planirovanie potrebnosti v rabochikh kadrakh v stroitel'noy organizatsii / N.I. Baranovskaya, C.G. Dongak // Doklady бб-oy nauchnoy konferentsii professorov, prepodavateley i aspirantov. SPb., 2QQ9. P. 165-169.
4. Kokhno P.A. Menedzhment. M., 199S.
5. Markova V.D., Kuznetsova A. Strategicheskiy menedzhment: kurs lektsiy. M., 200б.
6. Fedoseev V.N., Kapustin S.N. Upravlenie personalom organizatsii. M., 2QQ2.
7. Upravlenie personalom: textbook for universities / ed. by T.Y. Bazarov, B.L. Eremin. M., 2QQ2.
S. Avdeev V.V. Upravlenie personalom: tekhnologiya formirovaniya komandy. M., 2QQ2.
9. Tekhnologii upravleniya personalom: nastol'naya kniga menedzhera. M., 2QQQ.