«Гуманитарный научный журнал» ^^ Электронный
2019, №1 , J научный журнал
УДК 001.895:658
Доль В.В., Денисова О.Н.
Московский международный университет, г. Москва, Россия
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
Аннотация. Чтобы определить миссию и цели организации, очень важно понять, какова ее текущая ситуация и какие барьеры фирма может встретить в существующей среде. Благодаря успешному развертыванию стратегий организация может реализовать свою миссию и цели. Таким образом, фирмы должны в обязательном порядке использовать стратегическое планирование и стратегическое управление. Стратегическое планирование, которое требует умения стратегически мыслить, является одним из наиболее важных инструментов управления, который помогает менеджерам распознавать приоритеты и определять основные действия, необходимые для реализации миссии и целей организации. В настоящее время стратегическое управление стало одним из основных аспектов в управлении организациями из-за повышения динамики развития бизнес-среды. В данной статье рассматриваются концепции стратегии, стратегического планирования, стратегического мышления, а также важность стратегического управления.
Ключевые слова: инструменты управления, стратегия, стратегическое планирование, стратегическое мышление, стратегическое управление.
Введение
Функция координации усилий людей для достижения целей и задач посредством эффективного и действенного использования ресурсов называется управлением. Управление включает планирование, организацию, подбор кадров, руководство и контроль для достижения желаемых целей. Ресурсное обеспечение включает в себя сбалансированное управление человеческими ресурсами, финансовыми, технологическими и природными ресурсами. Все ресурсы ограничены по своей природе. Стратегия очень важна для организации из-за ограниченности ресурсов. Цель автора в этой статье состоит в том, чтобы объяснить концепции стратегии, стратегического планирования, стратегического мышления, стратегического управления и их важности, чтобы обеспечить отправную точку для использования стратегического управления.
Стратегия
Слово «стратегия» само по себе имеет много значений, и все эти значения полезны, важны и актуальны для людей, которые устанавливают стратегию для своих организаций и корпораций. Различные авторы обратили свое внимание на концепцию стратегии. Ниже приведены
научный журнал
прошлые определения различных ученых, а также свое определение термина «стратегия». Слово «стратегия» происходит от греческого слова «Strategos», значение происходит от истоков «армии». Смысл Strategos заключается в планировании уничтожения врагов путем эффективного использования ресурсов. Поэтому концепции стратегии ранее использовались в контексте военных действий и остаются эталоном всех определений стратегии.
После Второй мировой войны из-за причины перехода бизнеса из относительно стабильной среды в конкурентную и динамичную появилась потребность в концепции бизнес-стратегий, которая представляет собой стратегию, связанную с бизнесом. Существует множество различных определений концепций бизнес-стратегий. Кратко опишем некоторые из них. Ряд действий, которые определяются фирмой в соответствии с ситуацией, трактуются как стратегия [9]. Первыми авторами, которые смогли связать концепцию стратегии с бизнесом, были Дж. Фон Нейман и О. Моргенштерн в 1947 г. На основании этого определения многие авторы разработали концепции бизнес-стратегии. Анализ текущей ситуации и изменение, если это необходимо, называется стратегией [4]. В соответствии с этим определением необходимо выяснить, какие имеющиеся ресурсы или какие ресурсы необходимо приобрести фирме для реализации своей миссии и целей. Стратегия - это руководство для принятия решений, основанное на объеме рынка детерминант, темпах роста, конкурентных преимуществах и синергии [1]. Согласно Альфреду Д. [10], стратегия -это формулирование основных долгосрочных целей и задач организации, а также осуществление курса действий и распределение необходимых ресурсов для достижения этих долгосрочных целей.
Стратегия определена как схема решений в организации, которая формулирует задачи и цели, разрабатывает принципиальные политики и планы для достижения этих целей и определяет экономический и неэкономический вклад, который необходимо внести. Профессор Гарварда Майкл Портер сделал узкое определение стратегии, основанной на конкуренции. Согласно его определению, стратегия представляет собой широкую формулу, которая помогает организации конкурировать, ставить цели и решать, какая политика потребуется для достижения этих целей. Стратегия может представлять собой план, схему, перспективу, позицию, а также может быть уловкой или маневром, который может помочь организации превзойти своих конкурентов [9]. Когда все вышеприведенные определения приняты во внимание мы видим, что есть сходства, но, несмотря на сходства, есть и некоторые важные различия. Поэтому все эти определения являются разными мнениями и взглядами разных ученых. В этой статье автор
предлагает новое определение стратегии следующим образом. «Стратегия - это план действий, который используется для формулирования целей, задач и средств с последующим их достижением. Следуя этому определению, стратегия представляет собой план действий, который позволяет каждому члену организации понять причину ее существования. А также это подразумевает, как данная цель может быть достигнута.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование - это дорожная карта, которая дает указания для организации отныне, куда идти или где быть через пять или десять лет. Стратегическое планирование включает в себя многолетние прогнозы, которые не очень специфичны, как оперативное планирование. Это хорошо организованный комплекс мероприятий, который помогает организации организовать настоящее на основе прогнозов целевого будущего. Стратегический план очень важен для организации при разработке комплексного плана, который включает как долгосрочные, так и стратегические элементы. Стратегический план должен основываться на реальной ситуации и быть простым, ясным и четко прописанным.
A. Цель стратегического планирования.
Лучшее обслуживание потребностей заинтересованных сторон и установление приоритетов организации для удовлетворения вышеуказанных потребностей являются более важными для организации. Стратегический план направляет организацию в осуществлении, оценке и корректировке программ, когда это необходимо. План должен быть гибким и практичным.
Разработка стратегического плана требует большого обсуждения и сроков, так как необходимо изучить идеи и варианты лидеров. Это должен быть интегрированный документ, который включает в себя цели, задачи, миссию и правила организации с учетом чувств, мыслей и мнений разработчиков. Однако в большинстве случаев разработка менее сложна, чем ее реализация.
B. Процесс стратегического планирования.
В большинстве случаев процесс стратегического планирования уникально разработан с учетом конкретных потребностей. В любом случае, все успешные модели включают в себя большинство шагов. Основные шаги процесса стратегического планирования представлены на рисунке 1.
научный журнал
Рис. 1. Основные шаги процесса стратегического планирования.
Стратегическое мышление
С одной стороны, стратегическое мышление можно рассматривать как часть процесса стратегического планирования, поскольку для разработки успешного стратегического плана способность стратегически мыслить является самым необходимым навыком руководства организации. С другой стороны, стратегическое планирование и стратегическое мышление можно рассматривать как две стороны одной медали, и каждая из них сама по себе необходима. Однако для эффективной структуры стратегического управления необходимы как стратегическое планирование, так и стратегическое мышление. Стратегическое мышление может быть определено как процесс организации вариантов через институциональное мышление путем оценки альтернатив и решений, чтобы найти наилучшее соответствие между учреждениями, их ресурсами и окружающей средой. Однако, по моему мнению, стратегическое мышление включает в себя все действия, так как стратегическое мышление очень важно перед каждым действием, связанным со стратегией.
Стратегическое мышление - это особый способ индивидуального мышления, который использует творческий подход и интуицию и создает «интегрированную перспективу предприятия» [6].
Стратегическое мышление подразумевает широкое мышление, направленное на будущее направление деятельности организации на основе ожидаемых условий окружающей среды. Есть отличие стратегического мышления от стратегического планирования, Минцберг утверждает, что оба требуют разных типов мышления. Стратегическое планирование - это систематическая программа, которая разрабатывает план действий с использованием заранее определенных стратегий. С другой стороны, стратегическое мышление представляет собой синтезированный процесс, который использует интуицию и творческий подход.
Поэтому в целом стратегическое мышление можно рассматривать как процесс, который включает в себя мышление и действия на основе ряда предположений и ожидаемых альтернативных действий.
Стратегическое управление
Стратегический менеджмент - это более широкий термин, чем стратегия. А также это процесс, который включает экологический анализ организации топ-менеджерами с целью формулирования стратегии и плана реализации стратегии и контроля. Стратегическое управление представляет собой совокупность текущих мероприятий стратегического анализа, создания стратегии, ее реализации и
мониторинга. Он систематически организует ресурсы в соответствии с видением, миссией и стратегией всей организации. Стратегическое управление не предсказывает будущее, но готовит организацию к нему, зная точные шаги для реализации стратегического плана.
Первоначально стратегическое управление было частью стратегического планирования, которое сейчас является его основным инструментом. Стратегическое планирование объединено со стратегическим управлением, которое объединяет планирование и управление в одном процессе. Теперь стратегическое управление стало одной из наиболее важных областей управления. Он представляет собой всеобъемлющий набор управленческих действий, который помогает руководителям компаний поддерживать организацию в соответствии с окружающей средой и показывает правильный путь развития [5]. Стратегическое управление в организации фокусируется на вопросах создания и поддержания конкурентного преимущества [7]. Это процесс и путь, управляющий действиями во всей организации [3]. Это набор действий, состоящий из организационного анализа, решений и действий для создания и поддержания конкурентных преимуществ. Эти конкурентные преимущества помогают организации изучать возможности и минимизировать угрозы со стороны окружающей среды. Поэтому в более общем смысле стратегическое управление - это комплексный непрерывный процесс, который включает определение миссии и целей организации во внутренней и внешней среде.
Преимущества стратегического управления.
Стратегическое управление делает организацию более активной, а не реактивной, чтобы инициировать и влиять на деятельность, чтобы контролировать ее в формировании своего будущего. Сегодня большинство организаций осознали преимущества стратегического управления [7].
На рисунке 2 показаны преимущества, которые можно получить, занимаясь стратегическим планированием и управлением.
научный журнал
Улучшенная коммуникация:
а) Диалог
б) Участие
Более глубокая / улучшенная коммуникация
а)чужие взгляды
б) что фирма делает / планирует и почему
К.
Большая приверженность
а) Достижению целей
б) Реализации стратегии
в) Усердной работе
Ж
РЕЗУЛЬТАТ Все руководители и сотрудники, выполняющие миссию, помогают фирме добиться успеха.
Рис. 2. Преимущества стратегического управления
Как видно из рисунка 2, через диалог и участие менеджеры и сотрудники могут лучше поддерживать в организации коммуникации для успешного стратегического управления. Кроме того, процесс стратегического управления мотивирует всех руководителей и сотрудников быть преданными организации. Прежде всего, необходимо развивать коммуникации внутри компании. Поэтому сотрудники должны знать, что делает компания, как можно достичь поставленных целей, а затем они могут создать большую приверженность успеху организации. Тогда менеджеры и сотрудники могут понять друг друга и стать более трудолюбивыми и креативными.
Усилия всех сотрудников организации могут быть более успешными [7].
Более точно, преимущества стратегического управления заключаются в двух аспектах; финансовые выгоды и нефинансовые выгоды. Все улучшения в продажах, прибыльности и производительности включают в себя финансовые выгоды. Правильное стратегическое управление может привести организацию к реализации ее миссии и целей компании [7].
научный журнал
Есть и нефинансовые преимущества. Они перечислены следующим образом:
- Повышает осведомленность о стратегических угрозах конкурентов со стороны окружающей среды и производительности сотрудников.
- Помогает избежать сопротивления переменам и исследует больше возможностей.
- Повышает способность организации избегать проблем за счет улучшения взаимодействия между менеджерами на разных уровнях иерархии.
- Приносит порядок и дисциплину в организацию.
- Он разрабатывает основу для координации и контроля деятельности в организации.
- Улучшает коммуникации и взаимодействие между менеджерами и сотрудниками.
- Развивает способность стратегического мышления всех членов в организации
Проводя итог проделанной работе в заключена можно отметить следущее.
Стратегия - очень полезная концепция для организации, так как она имеет много вариаций. В этой статье были приведены некоторые определения стратегии, используемые разными учеными, также было предложено новое определение стратегии как «Стратегия - это план действий, который используется для формулирования целей, задач и средств достижения этих целей и задач». Стратегическое планирование -это дорожная карта для организации, которая помогает управлять предприятием, особенно если стратегический план может успешно применяться во всей организации. Стратегическое мышление и стратегическое управление являются более важными обязанностями высшего руководства. Процесс стратегического планирования является очень всеобъемлющим процессом, который требует мощного стратегического мышления. Стратегическое управление помогает организации определить свою миссию и цели путем создания и поддержания конкурентного преимущества. Сегодня организация осознала преимущества стратегического управления для предприятия. Так же в статье кратко объясняются финансовые и нефинансовые преимущества стратегического управления для организации.
Библиографический список:
1. Ансофф, Х.И., Бизнес-стратегия: избранные чтения, Балтимор, Мэриленд: Книги Пингвинов 1969.
2. Боумал Э., Сингх Х. и Томас Х. Область стратегического управления: история и эволюция, Мудрец, 2002.
3. Десс. Г., Лумпкин Г. и Эйшер А. Стратегический менеджмент, 3-е изд. Нью-Йорк, Mc Graw-Hill, 2007.
4. Друкер П. Практика управления, Нью-Йорк: Харпер и братья, 1954.
5. Джонс Дж. Применение концепций поддержки принятия решений в стратегическом управлении. Журнал управления образованием, 1981.
6. Минцберг, Генри, Подъем и падение стратегического планирования. Основные книги, 1994.
7. Порт С., Стратегическое управление: кросс-функциональный подход. Нью-Джерси: Прентис Холл, 2002.
8. Фред Р.Д. Стратегическое управление: концепции и кейсы, 13-е изд., Pearson Education, Inc, 2011.
9. Фон Нейман, Дж., Моргенштерн, О., Теория игр и экономического поведения, 2-е изд., Принстон: издательство Принстонского университета.
10. Чендлер А. Стратегия и структура: главы в истории американского промышленного предприятия. Cambridge Mass: MIT Press, 1962.
11. Эндрюс К., (1980), концепция корпоративной стратегии (2-е издание), Доу -Джонс Ирвин.
Abstract. То define the mission and goals of the organization, it is very important l to understand what its current situation is and what barriers a company can encounter in the existing environment. By successfully deploying strategies, an organization can fulfill its mission and goals. Thus, firms must use strategic :: planning and strategic management. Strategic planning, which requires the ability to think strategically, is one of the most important management tools that helps J managers recognize priorities and identify key actions necessary to realize the ■ i organization's mission and goals. Currently, strategic management has become ; one of the main aspects in the management of organizations due to the increasing dynamics of the development of the business environment. This article discusses . the concepts of strategy, strategic planning, strategic thinking, and the importance ^ of strategic management.
; Key words: management tools, strategy, strategic planning, strategic thinking, strategic management.