КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ Л.М. Березина, канд. экон. наук, доцент
Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск
Рассматриваются направления совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями всех сфер АПК, исследованы условия их формирования, определена сущность характеристик концептуального развития, раскрыто содержание понятия “организационно-экономические взаимоотношения предприятий АПК” и предложена соответствующая стратегия
Эффективная организация взаимоотношений предприятий в значительной степени зависит от результатов институциональных преобразований национальной экономики в контексте глобальных тенденций евроинтеграции. Так, с приобретением Украиной государственной независимости она позиционируется как самостоятельный субъект внешнеэкономических отношений, стратегической целью которого являются взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией и ориентация на интеграцию со странами Европы, что и определяет общую направленность дальнейшего функционирования и развития всех субъектов национальной экономики, где предприятия АПК не являются исключением.
Постоянное обострение интересов экономической системы в целом и индивидуальных интересов (работников, инвесторов, собственников и др.) обуславливает тенденцию к углублению отношений между отдельными структурными составляющими в системе агропромышленного комплекса. По нашему убеждению, выигрывает и экономическая система в целом, и каждый из участников хозяйственных отношений в случае, когда они управляемы и базируются на принципах рынка [2]. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между субъектами всех сфер АПК. В экономической литературе мы можем найти ряд работ украинских исследователей, в частности, Саблука П.Т., Малика Н.И., Шпичака А.М. и др., посвящённых этой проблеме. Вместе с тем, отметим, что в преобладающем большинстве исследователи рассматривают лишь институциональные аспекты межотраслевых взаимоотношений и отдельные направления относительно координации усилий, направленных на преодоление экономических противоречий, которые возникают в связи с несогласованностью хозяйственных интересов. Мы соглашаемся с тем, что обоснованная координация усилий относительно преодоления противоречий является одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования агропромышленного комплекса и формирования на потребительском рынке собственных ресурсов. Вместе с тем, обратим внимание на то, что, несмотря на наличие институциональных механизмов, имеющих весомый потенциал гармонизации взаимоотношений субъектов агропромышленного комплекса, функционирование послед-
него исследователи и практики не решаются назвать эффективным, а ряд попыток относительно его реформирования оказались безрезультатными. Поэтому мы считаем, что дальнейшее совершенствование организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями каких-либо сфер агропромышленного комплекса требует глубоких научных поисков и разработки соответствующих практических рекомендаций.
Разработка концепции развития организационно -экономических взаимоотношений предприятий АПК требует исследования условий их формирования, определения сущности характеристик концептуального развития, содержания понятий “организационноэкономические взаимоотношения предприятий АПК” и создания соответствующей стратегии.
Особенностью процессов формирования и дальнейшего совершенствования организационно -
экономических взаимоотношений предприятий АПК является стремительное развитие конкуренции, которая характеризует новый этап в процессе динамического развития рынка. В связи с этим в теории и практике аграрной экономической науки формируются новые подходы к созданию системы взглядов на развитие организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК, а именно:
субъекты всех сфер АПК должны постоянно совершенствовать собственные конкурентные преимущества и создавать новые с целью удержаться на рынке;
предприятия в ходе осуществления хозяйственной деятельности часто должны принимать неординарные, нестандартные решения, избегая логически рационального поведения на рынке. В нашем случае стратегия субъектов АПК станет предсказуемой для конкурентов, что может привести к их соответственному разрушению;
компетенция предприятия в долгосрочном периоде должна состоять в постоянном поиске новых, неожиданных для конкурентов преимуществ;
формирование навыков быстрого и гибкого реагирования на изменения внешней среды, с позиций экологичности и социализации, путём нахождения нетипичных ответов на поведение конкурентов;
в сфере менеджмента - перенесение акцентов из стратегического менеджмента на концепцию ключевых компетенций.
Практическая реализация концептуальных аспектов формирования организационно-экономических механизмов развития взаимоотношений предприятий АПК предусматривает разработку и внедрение комплекса стратегических решений, которые:
сориентированы на определённую перспективу и представляют собой основу для принятия соответствующих оперативных решений;
связаны с некоторой неопределённостью, поскольку на них оказывают влияние неконтролируемые факторы внешней среды;
связаны с необходимостью привлечения иногда значительных ресурсов, что возлагает на предприятия существенные долговые обязательства.
Конкурентные преимущества, имеющие решающее значение и в сфере формирования организационноэкономических механизмов развития взаимоотношений предприятий АПК, следует рассматривать как реализованные компетенции в определённой сфере, позволяющие удовлетворять потребности конечных потребителей на высоком уровне, а также сберечь их склонности к продукции именно этих предприятий на протяжении длительного времени. Непосредственно для предприятия какой-либо сферы АПК это обеспечивает преодоление сил конкуренции, действующих на рынке, и получение собственных экономических выгод.
Процессы глобализации и динамизм хозяйственной деятельности субъектов АПК в условиях нынешнего состояния развития национальной экономики Украины, внедрения технических и технологических инноваций обуславливают формирование парадигмы конкурентных преимуществ, для которых характерным является необходимость соблюдения соответствующих нормативов, социальных стандартов, экологических требований, перманентного внедрения в хозяйственную деятельность каких-либо инноваций. Исходя из этого, конкурентоспособность продукции предприятий АПК и конкурентоспособность субъектов хозяйствования должна основываться на определённом уровне инновационного развития, что способствует формированию новых компетенций.
Для субъектов всех сфер АПК конкурентные преимущества следует формировать с учётом ряда характеристик, однако заметим, что достичь компетенций во всех сферах одновременно - невозможно.
Кроме того, динамика как внутренней среды функционирования предприятия, так и внешнего его окружения, обуславливает необходимость формирование системы управления рисками.
Важным аспектом развития организационноэкономических механизмов взаимоотношений предприятий АПК является расширение их участия в международных связях Украины. Именно это провоцирует увеличение степени интеграции национальных субъектов агропромышленного комплекса во всемирную экономическую систему, где отдельные государства всё чаще рассматриваются как весомые составляющие экономической системы. Участие предприя-
тий АПК в международных связях и формирование соответствующих организационно-экономических взаимоотношений между ними требует учёта определённых специфических черт, что является характерным для мирового хозяйства, а именно:
высокий уровень интенсификации общественного производства, что обуславливает необходимость экономного использования всех без исключения видов ресурсов;
снижение издержек общественного труда, что обеспечивает высокий уровень рентабельности в условиях массового производства;
социализация хозяйственных взаимоотношений, где на первое место выдвигается так называемый “человеческий фактор”;
глобальный характер как экономических, так и экологических проблем обуславливает необходимость совместных усилий в сфере инновационного развития и его финансового сопровождения;
безопасность жизнедеятельности вызывает необходимость постоянного учёта экологического фактора при обосновании каких-либо управленческих решений;
перенесение конкурентной борьбы на рынки инновационной (наукоёмкой) продукции.
В развитии организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК важное значение имеет социально-ориентированная трансформация экономики государства. В широком понимании социально ориентированная рыночная экономика может рассматриваться как модель современного общества, организационно построенного на принципах социальной справедливости, равенства, законности, социальной защищённости, что обеспечивает гражданам страны социально-экономические гарантии, занятость, высокий уровень жизни. Следует подчеркнуть, что все процессы социально-экономической жизни подчиняются объективным законам развития и дальнейшего совершенствования системы. Развитие индивида, общества происходит под их влиянием, независимо от желания последних. Но такое развитие может быть ускорено, если человек, общество, опираясь на знания объективных диалектических, социально-экономических законов и закономерностей, наиболее полно будут учитывать их в процессе планирования собственной деятельности. Это в полной мере касается и формирования эффективных организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями АПК [4].
Основными условиями эффективного продвижения к социально-ориентированному обществу становятся: модификация (совершенствование) рыночной системы, её ориентация на социально-экономические аспекты развития, политическая, законодательная, экономическая и социальная стабильность, понимание и признание системы индивидуальных и общественных ценностей на национальном уровне; формирование макро- и микроинструментария, соответствующих институтов с целью её защиты, поддержки и развития, расширение научного потенциала. Соци-
ально ориентированное общество удовлетворяет потребности национальной экономики в знаниях, интеллектуальных технологиях и т.д., что обеспечивает высокую конкурентоспособность любой отрасли национальной экономики, а, с другой стороны, на качественно новом уровне удовлетворяются потребности самого индивида [3].
Решающее влияние на перспективные возможности развития должна иметь социальная система, которая учитывает совокупность важнейших потребностей каждого отдельного звена, начиная от условий рождения, получения образования и работы до состояния и условий развития духовной, культурной, экологической среды, в которой человек существует всю свою жизнь. Сегодня наблюдается мировая тенденция становления и распространения определённого ряда социальных стандартов в системе производства, потребления, социализация экономических взаимоотношений и экономических структур, формирующих базовые основы для новой мотивации к труду в различных регионах планеты.
Реализация новой модели рыночной трансформации экономики должна осуществляться путём укрепления внутреннего рынка и утверждения инновационной экономической модели как основы повышения конкурентоспособности.
Общий вектор осуществляемых в Украине реформ в условиях трансформационных сдвигов определяется европейским выбором, расширением экономических связей с Россией и другими странами, что и придаёт им комплексный, масштабный и системный характер. Речь идёт о становлении новой структуры экономических взаимоотношений, формировании элементов новой рыночной среды и адекватных институциональных механизмов. Под институциональными механизмами мы понимаем упорядоченный набор факторов и условий, формирующих границы определённой системной координации экономической деятельности и обуславливающих тип экономической системы. Такие факторы и условия устанавливают ряд ограничений и принципов, формирующих модели экономического поведения субъектов хозяйствования на рынке.
Заметим, что системные преобразования национальной экономики в направлении евроинтеграции представляют сложную и ответственную задачу адаптации историко-традиционных и социальноэкономических особенностей национальной государственной системы к тем, которые сложились в европейской практике. Эффективность реформирования национальной экономики обусловлена степенью соответствия существующей среды европейским требованиям, что требует дальнейших активных научных разведок и практической реализации полученных результатов. Среди ряда глобальных задач важное значение приобретает и необходимость совершенствования организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК.
Уровень и эффективность организационно-
экономических взаимоотношений в сфере агропромышленного комплекса в полной мере определяются содержанием и функциями рыночного механизма.
Исследование путей совершенствования организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК требует понимания функций рыночного механизма. Так, среди прочих функций важное значение имеет интеграционная, содержание которой состоит в том, что посредством обмена на рынке осуществляется связь между производством и потреблением. Таким образом, рынок объединяет экономически разрозненных производителей и потребителей (продавцов и покупателей), служит основой развития системы горизонтальных и вертикальных связей, которые охватывают всех субъектов хозяйствования, где не являются исключением и предприятия агропромышленного комплекса.
Таким образом, мы пришли к выводу, что рыночный механизм является такой формой организации хозяйства и его регулирования, при которой потребители и производители взаимодействуют друг с другом через посредничество рынка с целью разрешения основных задач функционирования и развития экономики [5].
Мы рассматриваем рыночный механизм как совокупность взаимосвязанных экономических законов, элементов, создающих способ организации хозяйствования как саморегулируемой системы, где происходит формирование цен и распределение ресурсов, взаимодействие продавцов и покупателей продукции, регулирование объёмов и структуры инвестиций, обеспечение приоритета потребителя.
Спрос на рынке формируется под действием закона спроса, содержание которого состоит в том, что между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателей существует обратная зависимость при прочих равных условиях.
Предложение мы рассматриваем как совокупность товаров, имеющихся на рынке и предлагаемых по цене, удовлетворяющей производителя. Закон предложения характеризует такую функциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена, тем большей мерой возрастает предложение товаров со стороны продавца, и наоборот, при прочих равных условиях.
Мы пришли к выводу, что рассмотренные нами параметры позволяют охарактеризовать внутренний потребительский рынок как Украины в целом, так и её отдельных регионов, как сложный механизм, элементы которого постоянно находятся в динамике, он выступает определяющим звеном в обеспечении баланса между спросом и предложением. Среди главных условий его эффективного функционирования и дальнейшего развития мы выделили следующие [1]:
развитие тех элементов механизма рынка, которые формируют материальную заинтересованность производителей в повышении уровня обеспечения спроса при одновременном получении ими необходи-
мой массы прибыли;
обеспечение высокого уровня гибкости производственного потенциала каких-либо субъектов АПК, что позволит вносить любые изменения в производственные программы предприятий при условии колебаний рыночной конъюнктуры и иных внешних условий их функционирования;
дальнейшее развитие инфраструктуры, элементы которой обслуживают потоки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также денежные потоки, что непосредственно отображается на уровне развития организационно-экономических взаимоотношений предприятий агропромышленного комплекса;
стабилизация денежного обращения и формирование эффективной финансово-кредитной системы.
В обеспечении эффективных организационноэкономических взаимоотношений субъектов агропромышленного комплекса особое место принадлежит налаживанию социального партнёрства как способа достижения баланса потребностей и интересов между основными структурными компонентами социальной среды, а именно: государством в лице органов власти, объединений работодателей - полноправных представителей собственников, профсоюзных образований как защитников интересов наёмных работников. Именно от уровня согласованности действий указанных структур на основе компромиссов в разрешении общественно важных проблем зависит уровень развития как всей национальной экономики, так, в частности, и предприятий агропромышленного комплекса, темпы их интеграции в мировой простор.
Ныне изменение социальной организации производства и форм собственности обусловили ряд проблем как экономического, так и общественно -политического характера, поэтому исключительную актуальность приобретает вопрос действенности социального партнёрства. Попробуем обобщить взгляды на суть социального партнёрства и его роль в развитии организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК.
Общественное предназначение социального партнёрства состоит в создании и функционировании определённых органов, внедрении в жизнь гуманистических идей и принципов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений, разработки, принятия и реализации конкретных эффективных решен: циальное партнёрство содействует практич воплощению согласованной социально ори ванной политики, урегулированию социальнь фликтов, преодолению кризисных явлений, п нию качества жизни населения.
Целью социального партнёрства является достижение единства в гражданском обществе путём согласования социально-экономических интересов сторон социального партнёрства как необходимого условия стойкого экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Поскольку в Украине так и
не сформирован средний класс населения, то проблемы взаимопонимания между различными общественными классами являются актуальными и требуют дальнейшего исследования и развития. Среди основных критериев оценки результативности социального партнёрства мы рассматриваем социальную защиту населения.
Проблемы социального партнёрства, наряду с рассмотренными выше, касаются и организации взаимоотношений предприятий агропромышленного комплекса.
Литература
1. Березіна Л.М. Організаційно-економічні аспекти формування відносин підприємств АПК: монографія / Л.М. Березіна. - Полтава: ІнтерГрафіка, 2012. - 280 с.
2. Березіна Л.М. Тенденції та шляхи розвитку відносин підприємств АПК: монографія / Л.М. Березіна. - Полтава: ТОВ НВП “Укрпромторгсервіс”, 2012. - 222 с.
3. Гончаров В.М. Організація системи формування механізму інноваційного забезпечення економічної безпеки конкурентоздатного підприємства: монографія / В.М. Гончаров, Д.В.Солоха, В.Ю. Припотень, Я.В. Вась-ковська. - Донецьк: СПД Купріянов В.С., 2010. - 416 с.
4. Ткаченко В.Г. Комплексное развитие АПК регионов и обеспечение продовольственной безопасности / В.Г. Ткаченко, В.П. Шпичка // Економіка АПК. - 2006. - № 5. - С. 16-24.
5. Ткаченко В.Г. Особенности возникновения угроз и обеспечения экономической безопасности в странах СНГ / В.Г. Ткаченко, В.И. Богачев // Економіка АПК. - 2009. - № 4. - С. 3-11.
® 8 (473) 2-43-76-67
Ключевые слова: конкурентные преимущества, организация взаимоотношений предприятий, организационно-экономический механизм, социальноориентированная трансформация экономики, социальное партнерство.