Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты организации эффективных взаимоотношений предприятий'

Концептуальные аспекты организации эффективных взаимоотношений предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / COMPETITIVE ADVANTAGE / BUSINESS RELATIONSHIP BETWEEN ENTERPRISES / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / SOCIALLY-ORIENTED TRANSFORMATION OF THE ECONOMY / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Березина Л. М.

Рассматриваются направления совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями всех сфер АПК, исследованы условия их формирования, определена сущность характеристик концептуального развития, раскрыто содержание понятия "организационно-экономические взаимоотношения предприятий АПК" и предложена соответствующая стратегия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF ORGANIZATION OF EFFICIENT RELATIONS BETWEEN ENTERPRISES

The tendencies of improvement of organizational and economic relationship between enterprises of all branches of agro-industrial complex are considered. Conditions of their formation are researched. The essence of characters of conceptual development and the meaning of notion "organizational and economic relations of agricultural enterprises" are revealed. The appropriate strategy is proposed

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты организации эффективных взаимоотношений предприятий»

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ Л.М. Березина, канд. экон. наук, доцент

Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск

Рассматриваются направления совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями всех сфер АПК, исследованы условия их формирования, определена сущность характеристик концептуального развития, раскрыто содержание понятия “организационно-экономические взаимоотношения предприятий АПК” и предложена соответствующая стратегия

Эффективная организация взаимоотношений предприятий в значительной степени зависит от результатов институциональных преобразований национальной экономики в контексте глобальных тенденций евроинтеграции. Так, с приобретением Украиной государственной независимости она позиционируется как самостоятельный субъект внешнеэкономических отношений, стратегической целью которого являются взаимовыгодные отношения с Российской Федерацией и ориентация на интеграцию со странами Европы, что и определяет общую направленность дальнейшего функционирования и развития всех субъектов национальной экономики, где предприятия АПК не являются исключением.

Постоянное обострение интересов экономической системы в целом и индивидуальных интересов (работников, инвесторов, собственников и др.) обуславливает тенденцию к углублению отношений между отдельными структурными составляющими в системе агропромышленного комплекса. По нашему убеждению, выигрывает и экономическая система в целом, и каждый из участников хозяйственных отношений в случае, когда они управляемы и базируются на принципах рынка [2]. Отсюда вытекает необходимость дальнейшего совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между субъектами всех сфер АПК. В экономической литературе мы можем найти ряд работ украинских исследователей, в частности, Саблука П.Т., Малика Н.И., Шпичака А.М. и др., посвящённых этой проблеме. Вместе с тем, отметим, что в преобладающем большинстве исследователи рассматривают лишь институциональные аспекты межотраслевых взаимоотношений и отдельные направления относительно координации усилий, направленных на преодоление экономических противоречий, которые возникают в связи с несогласованностью хозяйственных интересов. Мы соглашаемся с тем, что обоснованная координация усилий относительно преодоления противоречий является одним из важнейших условий обеспечения эффективного функционирования агропромышленного комплекса и формирования на потребительском рынке собственных ресурсов. Вместе с тем, обратим внимание на то, что, несмотря на наличие институциональных механизмов, имеющих весомый потенциал гармонизации взаимоотношений субъектов агропромышленного комплекса, функционирование послед-

него исследователи и практики не решаются назвать эффективным, а ряд попыток относительно его реформирования оказались безрезультатными. Поэтому мы считаем, что дальнейшее совершенствование организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями каких-либо сфер агропромышленного комплекса требует глубоких научных поисков и разработки соответствующих практических рекомендаций.

Разработка концепции развития организационно -экономических взаимоотношений предприятий АПК требует исследования условий их формирования, определения сущности характеристик концептуального развития, содержания понятий “организационноэкономические взаимоотношения предприятий АПК” и создания соответствующей стратегии.

Особенностью процессов формирования и дальнейшего совершенствования организационно -

экономических взаимоотношений предприятий АПК является стремительное развитие конкуренции, которая характеризует новый этап в процессе динамического развития рынка. В связи с этим в теории и практике аграрной экономической науки формируются новые подходы к созданию системы взглядов на развитие организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК, а именно:

субъекты всех сфер АПК должны постоянно совершенствовать собственные конкурентные преимущества и создавать новые с целью удержаться на рынке;

предприятия в ходе осуществления хозяйственной деятельности часто должны принимать неординарные, нестандартные решения, избегая логически рационального поведения на рынке. В нашем случае стратегия субъектов АПК станет предсказуемой для конкурентов, что может привести к их соответственному разрушению;

компетенция предприятия в долгосрочном периоде должна состоять в постоянном поиске новых, неожиданных для конкурентов преимуществ;

формирование навыков быстрого и гибкого реагирования на изменения внешней среды, с позиций экологичности и социализации, путём нахождения нетипичных ответов на поведение конкурентов;

в сфере менеджмента - перенесение акцентов из стратегического менеджмента на концепцию ключевых компетенций.

Практическая реализация концептуальных аспектов формирования организационно-экономических механизмов развития взаимоотношений предприятий АПК предусматривает разработку и внедрение комплекса стратегических решений, которые:

сориентированы на определённую перспективу и представляют собой основу для принятия соответствующих оперативных решений;

связаны с некоторой неопределённостью, поскольку на них оказывают влияние неконтролируемые факторы внешней среды;

связаны с необходимостью привлечения иногда значительных ресурсов, что возлагает на предприятия существенные долговые обязательства.

Конкурентные преимущества, имеющие решающее значение и в сфере формирования организационноэкономических механизмов развития взаимоотношений предприятий АПК, следует рассматривать как реализованные компетенции в определённой сфере, позволяющие удовлетворять потребности конечных потребителей на высоком уровне, а также сберечь их склонности к продукции именно этих предприятий на протяжении длительного времени. Непосредственно для предприятия какой-либо сферы АПК это обеспечивает преодоление сил конкуренции, действующих на рынке, и получение собственных экономических выгод.

Процессы глобализации и динамизм хозяйственной деятельности субъектов АПК в условиях нынешнего состояния развития национальной экономики Украины, внедрения технических и технологических инноваций обуславливают формирование парадигмы конкурентных преимуществ, для которых характерным является необходимость соблюдения соответствующих нормативов, социальных стандартов, экологических требований, перманентного внедрения в хозяйственную деятельность каких-либо инноваций. Исходя из этого, конкурентоспособность продукции предприятий АПК и конкурентоспособность субъектов хозяйствования должна основываться на определённом уровне инновационного развития, что способствует формированию новых компетенций.

Для субъектов всех сфер АПК конкурентные преимущества следует формировать с учётом ряда характеристик, однако заметим, что достичь компетенций во всех сферах одновременно - невозможно.

Кроме того, динамика как внутренней среды функционирования предприятия, так и внешнего его окружения, обуславливает необходимость формирование системы управления рисками.

Важным аспектом развития организационноэкономических механизмов взаимоотношений предприятий АПК является расширение их участия в международных связях Украины. Именно это провоцирует увеличение степени интеграции национальных субъектов агропромышленного комплекса во всемирную экономическую систему, где отдельные государства всё чаще рассматриваются как весомые составляющие экономической системы. Участие предприя-

тий АПК в международных связях и формирование соответствующих организационно-экономических взаимоотношений между ними требует учёта определённых специфических черт, что является характерным для мирового хозяйства, а именно:

высокий уровень интенсификации общественного производства, что обуславливает необходимость экономного использования всех без исключения видов ресурсов;

снижение издержек общественного труда, что обеспечивает высокий уровень рентабельности в условиях массового производства;

социализация хозяйственных взаимоотношений, где на первое место выдвигается так называемый “человеческий фактор”;

глобальный характер как экономических, так и экологических проблем обуславливает необходимость совместных усилий в сфере инновационного развития и его финансового сопровождения;

безопасность жизнедеятельности вызывает необходимость постоянного учёта экологического фактора при обосновании каких-либо управленческих решений;

перенесение конкурентной борьбы на рынки инновационной (наукоёмкой) продукции.

В развитии организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК важное значение имеет социально-ориентированная трансформация экономики государства. В широком понимании социально ориентированная рыночная экономика может рассматриваться как модель современного общества, организационно построенного на принципах социальной справедливости, равенства, законности, социальной защищённости, что обеспечивает гражданам страны социально-экономические гарантии, занятость, высокий уровень жизни. Следует подчеркнуть, что все процессы социально-экономической жизни подчиняются объективным законам развития и дальнейшего совершенствования системы. Развитие индивида, общества происходит под их влиянием, независимо от желания последних. Но такое развитие может быть ускорено, если человек, общество, опираясь на знания объективных диалектических, социально-экономических законов и закономерностей, наиболее полно будут учитывать их в процессе планирования собственной деятельности. Это в полной мере касается и формирования эффективных организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями АПК [4].

Основными условиями эффективного продвижения к социально-ориентированному обществу становятся: модификация (совершенствование) рыночной системы, её ориентация на социально-экономические аспекты развития, политическая, законодательная, экономическая и социальная стабильность, понимание и признание системы индивидуальных и общественных ценностей на национальном уровне; формирование макро- и микроинструментария, соответствующих институтов с целью её защиты, поддержки и развития, расширение научного потенциала. Соци-

ально ориентированное общество удовлетворяет потребности национальной экономики в знаниях, интеллектуальных технологиях и т.д., что обеспечивает высокую конкурентоспособность любой отрасли национальной экономики, а, с другой стороны, на качественно новом уровне удовлетворяются потребности самого индивида [3].

Решающее влияние на перспективные возможности развития должна иметь социальная система, которая учитывает совокупность важнейших потребностей каждого отдельного звена, начиная от условий рождения, получения образования и работы до состояния и условий развития духовной, культурной, экологической среды, в которой человек существует всю свою жизнь. Сегодня наблюдается мировая тенденция становления и распространения определённого ряда социальных стандартов в системе производства, потребления, социализация экономических взаимоотношений и экономических структур, формирующих базовые основы для новой мотивации к труду в различных регионах планеты.

Реализация новой модели рыночной трансформации экономики должна осуществляться путём укрепления внутреннего рынка и утверждения инновационной экономической модели как основы повышения конкурентоспособности.

Общий вектор осуществляемых в Украине реформ в условиях трансформационных сдвигов определяется европейским выбором, расширением экономических связей с Россией и другими странами, что и придаёт им комплексный, масштабный и системный характер. Речь идёт о становлении новой структуры экономических взаимоотношений, формировании элементов новой рыночной среды и адекватных институциональных механизмов. Под институциональными механизмами мы понимаем упорядоченный набор факторов и условий, формирующих границы определённой системной координации экономической деятельности и обуславливающих тип экономической системы. Такие факторы и условия устанавливают ряд ограничений и принципов, формирующих модели экономического поведения субъектов хозяйствования на рынке.

Заметим, что системные преобразования национальной экономики в направлении евроинтеграции представляют сложную и ответственную задачу адаптации историко-традиционных и социальноэкономических особенностей национальной государственной системы к тем, которые сложились в европейской практике. Эффективность реформирования национальной экономики обусловлена степенью соответствия существующей среды европейским требованиям, что требует дальнейших активных научных разведок и практической реализации полученных результатов. Среди ряда глобальных задач важное значение приобретает и необходимость совершенствования организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК.

Уровень и эффективность организационно-

экономических взаимоотношений в сфере агропромышленного комплекса в полной мере определяются содержанием и функциями рыночного механизма.

Исследование путей совершенствования организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК требует понимания функций рыночного механизма. Так, среди прочих функций важное значение имеет интеграционная, содержание которой состоит в том, что посредством обмена на рынке осуществляется связь между производством и потреблением. Таким образом, рынок объединяет экономически разрозненных производителей и потребителей (продавцов и покупателей), служит основой развития системы горизонтальных и вертикальных связей, которые охватывают всех субъектов хозяйствования, где не являются исключением и предприятия агропромышленного комплекса.

Таким образом, мы пришли к выводу, что рыночный механизм является такой формой организации хозяйства и его регулирования, при которой потребители и производители взаимодействуют друг с другом через посредничество рынка с целью разрешения основных задач функционирования и развития экономики [5].

Мы рассматриваем рыночный механизм как совокупность взаимосвязанных экономических законов, элементов, создающих способ организации хозяйствования как саморегулируемой системы, где происходит формирование цен и распределение ресурсов, взаимодействие продавцов и покупателей продукции, регулирование объёмов и структуры инвестиций, обеспечение приоритета потребителя.

Спрос на рынке формируется под действием закона спроса, содержание которого состоит в том, что между ценой товара и величиной спроса на него со стороны покупателей существует обратная зависимость при прочих равных условиях.

Предложение мы рассматриваем как совокупность товаров, имеющихся на рынке и предлагаемых по цене, удовлетворяющей производителя. Закон предложения характеризует такую функциональную зависимость предложения от цены: чем выше цена, тем большей мерой возрастает предложение товаров со стороны продавца, и наоборот, при прочих равных условиях.

Мы пришли к выводу, что рассмотренные нами параметры позволяют охарактеризовать внутренний потребительский рынок как Украины в целом, так и её отдельных регионов, как сложный механизм, элементы которого постоянно находятся в динамике, он выступает определяющим звеном в обеспечении баланса между спросом и предложением. Среди главных условий его эффективного функционирования и дальнейшего развития мы выделили следующие [1]:

развитие тех элементов механизма рынка, которые формируют материальную заинтересованность производителей в повышении уровня обеспечения спроса при одновременном получении ими необходи-

мой массы прибыли;

обеспечение высокого уровня гибкости производственного потенциала каких-либо субъектов АПК, что позволит вносить любые изменения в производственные программы предприятий при условии колебаний рыночной конъюнктуры и иных внешних условий их функционирования;

дальнейшее развитие инфраструктуры, элементы которой обслуживают потоки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также денежные потоки, что непосредственно отображается на уровне развития организационно-экономических взаимоотношений предприятий агропромышленного комплекса;

стабилизация денежного обращения и формирование эффективной финансово-кредитной системы.

В обеспечении эффективных организационноэкономических взаимоотношений субъектов агропромышленного комплекса особое место принадлежит налаживанию социального партнёрства как способа достижения баланса потребностей и интересов между основными структурными компонентами социальной среды, а именно: государством в лице органов власти, объединений работодателей - полноправных представителей собственников, профсоюзных образований как защитников интересов наёмных работников. Именно от уровня согласованности действий указанных структур на основе компромиссов в разрешении общественно важных проблем зависит уровень развития как всей национальной экономики, так, в частности, и предприятий агропромышленного комплекса, темпы их интеграции в мировой простор.

Ныне изменение социальной организации производства и форм собственности обусловили ряд проблем как экономического, так и общественно -политического характера, поэтому исключительную актуальность приобретает вопрос действенности социального партнёрства. Попробуем обобщить взгляды на суть социального партнёрства и его роль в развитии организационно-экономических взаимоотношений предприятий АПК.

Общественное предназначение социального партнёрства состоит в создании и функционировании определённых органов, внедрении в жизнь гуманистических идей и принципов регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических и политических отношений, разработки, принятия и реализации конкретных эффективных решен: циальное партнёрство содействует практич воплощению согласованной социально ори ванной политики, урегулированию социальнь фликтов, преодолению кризисных явлений, п нию качества жизни населения.

Целью социального партнёрства является достижение единства в гражданском обществе путём согласования социально-экономических интересов сторон социального партнёрства как необходимого условия стойкого экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Поскольку в Украине так и

не сформирован средний класс населения, то проблемы взаимопонимания между различными общественными классами являются актуальными и требуют дальнейшего исследования и развития. Среди основных критериев оценки результативности социального партнёрства мы рассматриваем социальную защиту населения.

Проблемы социального партнёрства, наряду с рассмотренными выше, касаются и организации взаимоотношений предприятий агропромышленного комплекса.

Литература

1. Березіна Л.М. Організаційно-економічні аспекти формування відносин підприємств АПК: монографія / Л.М. Березіна. - Полтава: ІнтерГрафіка, 2012. - 280 с.

2. Березіна Л.М. Тенденції та шляхи розвитку відносин підприємств АПК: монографія / Л.М. Березіна. - Полтава: ТОВ НВП “Укрпромторгсервіс”, 2012. - 222 с.

3. Гончаров В.М. Організація системи формування механізму інноваційного забезпечення економічної безпеки конкурентоздатного підприємства: монографія / В.М. Гончаров, Д.В.Солоха, В.Ю. Припотень, Я.В. Вась-ковська. - Донецьк: СПД Купріянов В.С., 2010. - 416 с.

4. Ткаченко В.Г. Комплексное развитие АПК регионов и обеспечение продовольственной безопасности / В.Г. Ткаченко, В.П. Шпичка // Економіка АПК. - 2006. - № 5. - С. 16-24.

5. Ткаченко В.Г. Особенности возникновения угроз и обеспечения экономической безопасности в странах СНГ / В.Г. Ткаченко, В.И. Богачев // Економіка АПК. - 2009. - № 4. - С. 3-11.

® 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: конкурентные преимущества, организация взаимоотношений предприятий, организационно-экономический механизм, социальноориентированная трансформация экономики, социальное партнерство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.