Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты модели трансакционных издержек корпоративного сектора экономики'

Концептуальные аспекты модели трансакционных издержек корпоративного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / МОДЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / TRANSACTIONAL EXPENSES / CORPORATION / CORPORATE SECTOR / MODEL / ECONOMICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратьев Николай Иванович

В статье предложена концепция модели трансакционных издержек корпоративного сектора экономики на примере российских корпораций. Даны рекомендации по оптимизации трансакционных издержек корпорации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF MODEL OF TRANSACTION COSTS OF CORPORATE SECTOR OF ECONOMICS

The article offers the conceptual basis of the model of transactional expenses in corporate sector of the economics on example of Russian corporations. Some recommendations about the way of transactional expenses optimization are given.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты модели трансакционных издержек корпоративного сектора экономики»

УДК 338.81

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МОДЕЛИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

© Николай Иванович Кондратьев

Челябинский государственный университет, г. Челябинск, Россия, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков, зам. директора института экономики отраслей, бизнеса и администрирования, e-mail: [email protected]

В статье предложена концепция модели трансакционных издержек корпоративного сектора экономики на примере российских корпораций. Даны рекомендации по оптимизации трансакционных издержек корпорации.

Ключевые слова: трансакционные издержки; корпорация; корпоративный сектор; модель; экономическая система.

Уровень трансакционных издержек корпоративного сектора экономики различается по отраслям и зависит от множества факторов, характеризующих отрасль. Высокая степень неопределенности и специфичности активов в отрасли вызывает значительный рост трансакционных издержек взаимодействия корпорации с рыночными субъектами [1].

Инвестирование корпорацией в специфические активы, как правило, испытывает т. н. «эффект запирания», при котором сделки между автономными фирмами будут осуществляться с большими трансакционными

издержками. При анализе специфичности активов чаще всего уделяют внимание специфичности человеческого капитала и физических активов, т. к. оценить специфичность этих активов представляется наиболее сложным. Также необходимо учитывать минимально эффективное число сделок корпорации, обладающей специфичными активами. Вертикальная интеграция для такой корпорации будет означать разрыв связей с остальными контрагентами. В таком случае может произойти потеря эффекта от масшта-

ба, т. к. потенциально возможные сделки не будут реализованы [2-6].

С расширением внутренней структуры в результате интеграции происходит ухудшение управляемости корпорацией в целом, повышение степени бюрократизации. Происходит чрезмерное «распыление» средств, снижение эффективности использования фондов, увеличение количества самостоятельных подразделений компании ведет к росту объемов внутренних трансакций между ними.

Интеграционные процессы, в результате которых образуются корпорации X, М и У-формы, во многом способствуют минимизации внешних трансакционных издержек. По мнению представителей институционального направления экономической теории, основными целями создания такого вида корпоративных структур являются экономия на издержках трансакции и максимизация прибыли [7].

В результате интеграции, когда происходит включение контрагента в структуру корпорации, рыночная модель взаимодействия заменяется административной. Исчезают издержки поиска партнеров и заключения контрактов, а специфические активы вовлекаются в структуру собственности предприятия, снижая тем самым издержки оппортунизма. Таким образом, значительно сокращаются внешние трансакционные издержки, и становятся очевидными преимущества интегрированной формы корпорации [4-6].

Однако свойство трансакционных издержек видоизменяться ставит под сомнение экономию затрат от использования этих форм. Дело в том, что в случае вертикальной интеграции внешние трансакционные издержки трансформируются во внутренние -издержки управления. Происходит укрупнение и усложнение организационно-управленческой и имущественной структуры, что влечет за собой увеличение издержек учета, контроля, планирования, координации деятельности структурных подразделений предприятия, а также затрат по унификации и стандартизации деятельности новых подразделений в рамках компании. Зачастую такие издержки достигают больших размеров, что ведет к потере гибкости и неэффективности деятельности крупной корпорации в динамично развивающейся внешней среде.

Решением проблемы эффективности интегрированных форм, по мнению многих ученых, является разукрупнение корпораций либо децентрализация их организационноуправленческой структуры. В таком случае в качестве альтернативы интеграции выступает механизм аутсорсинга. Аутсорсинг - это организационное решение, которое заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других» [8].

Таким образом, существует порог, за которым положительный эффект от снижения трансакционных издержек в процессе интеграции будет нивелироваться упомянутыми выше отрицательными аспектами, т. е. экономия на внешних трансакциях будет «съедаться» перерасходом на внутренних. Данное явление наблюдается во многих интегрированных структурах в России. Корпорации увеличивают мощности, диверсифицируют свою деятельность, но негативные последствия укрупнения и «распыления» капитала препятствуют росту эффективности производства [2-6].

Одним из главных способов оптимизации трансакционного сектора корпорации выступает использование ею наиболее эффективных организационных структур. М- и У-формы корпорации позволяют снизить большую часть внешних трансакционных издержек, т. к. сделки осуществляются внутри корпорации, а также оптимизировать внутрикорпоративный трансакционный сектор путем уменьшения трансакционных издержек оппортунизма и синергетического развития. При этом подразделения получают большую самостоятельность в принятии решений, что повышает их деловую активность. Использование в структурах определенной системы мотивационных механизмов способствует более эффективному распределению ресурсов корпорации и, как следствие. позволяет повысить эффективность корпорации в целом. В результате оптимизируется структура и деятельность предприятия, сокращается число трансакций между подразделениями. Величина трансакционных издержек сокращается. Резюмируя вышесказанное, можно составить алгоритм модели-

рования оптимального размера трансакционных издержек корпораций.

Согласно проверенной гипотезе о взаимосвязи трансакционных издержек и показателя рентабельности корпорации было установлено, что экономия на трансакционных издержках может приводить к снижению рентабельности производства. Таким образом, можно составить схему оптимизации трансакционных издержек и повышения эффективности корпорации.

Рентабельность производства корпорации определяется на основе соотношения прибыли и общих издержек корпорации, относимых на себестоимость (ТС). На рентабельность корпорации влияют два виды трансакционных издержек: учитываемые

трансакционные издержки, относимые на себестоимость, и неучитываемые трансакционные издержки, снижающие чистую прибыль корпорации (рис. 1).

Для увеличения рентабельности производства корпорации необходимо максимизировать прибыль и минимизировать совокупные издержки корпорации, а также неучитываемые трансакционные издержки, относимые на прибыль корпорации. Максимизация прибыли сопровождается ростом трансакционных издержек синергетического развития и издержек минимизации и хеджирования рисков и сокращением трансакционных издержек оппортунистического поведения. Издержки синергетического развития корпорации влияют на увеличение прибыли посредством улучшения внутренней координации

корпорации и более эффективного распределения ресурсов между подразделениями. Издержки минимизации и хеджирования рисков позволяют снизить внешние риски и увеличить совокупный доход корпорации. К неучитываемым трансакционным издержкам, относимым на прибыль корпорации, относятся издержки оппортунистического поведения. Их снижение позволит увеличить чистую прибыль корпорации.

Снижение совокупных издержек может осуществляться путем снижения производственных издержек и минимизации трансакционных издержек, включаемых в себестоимость. Производственные издержки могут быть уменьшены посредством увеличения трансакционных издержек «политизации» и «подчинения закону». Издержки «политизации» выражаются в затратах на лоббирование интересов корпорации, а также в принятии внутрикорпоративных решений относительно трансфертных цен. Трансакционные издержки «подчинения закону» - это затраты на преодоление административных барьеров. С другой стороны, следует минимизировать учитываемые трансакционные издержки, включаемые в себестоимость продукции корпорации.

Таким образом, воздействие различных форм корпоративных трансакционных издержек на эффективность корпорации можно представить через влияние на показатель прибыли (выручка минус производственные издержки) корпорации (табл. 1).

Совокупный доход (ТЯ)

бухгалтерские издержки

V"

бухгалтерская прибыль

^ _ -А А А

V* У V Г

производственные учитываемые неучитываемые экономическая

издержки трансакционные трансакционные прибыль

издержки издержки

Рис. 1. Соотношение прибыли и трансакционных издержек корпорации

Таблица 1

Воздействие различных форм корпоративных трансакционных издержек на эффективность корпорации

Влияние на прибыль через Проявляются в корпорации как

Формы трансакционных издержек выручку производственные издержки учитываемые трансакц. издержки неучитываемые трансакц. издержки

поиска информации 0 - *

ведения переговоров и заключения контрактов 0 *

оппортунистического поведения - 0 *

измерения 0 - *

спецификации и защиты нрав собственности 0 *

«политизации» 0 + *

«подчинения закону» 0 + *

глобализации и гиперкокуренции 0 - * *

синергетического развития корпорации + 0 *

минимизации и хеджирования рисков + 0 *

Примечание. «+» - рост трансакционных издержек, «-» - снижение трансакционных издержек, «0» - не влияют, «*» - проявляются.

В ходе исследования было выявлено, что оптимальный уровень трансакционных издержек корпорации не предполагает их минимизацию. Поэтому на данном этапе работы были предложены концептуальные аспекты модели трансакционных издержек крупных российских корпораций, в основу которой (модели) заложен принцип оптимизации трансакционных издержек. Было проанализировано влияние различных форм трансакционных издержек на показатель эффективности корпорации - рентабельность производства, и обнаружено, что рост показателя эффективности неизбежно сопровождается сокращением одних и ростом других форм трансакционных издержек.

На рентабельность корпорации влияют два вида трансакционных издержек: учитываемые трансакционные издержки, включаемые в себестоимость, и неучитываемые трансакционные издержки, снижающие чистую прибыль корпорации. Минимизация указанных видов трансакционных издержек будет способствовать увеличению показателя рентабельности производства. Ряд трансакционных издержек оказывает положительное воздействие на рост эффективности корпорации, способствуя улучшению внутренней координации корпорации, снижению рисков корпорации, оптимизации структуры затрат. Поэтому необходимым условием повышения

эффективности корпорации будет являться рост таких трансакционных издержек [9].

В качестве предлагаемого механизма оптимизации трансакционного сектора корпорации выступает использование корпорацией эффективных структур управления. К таким структурам нами были отнесены мультиди-визиональная и сетевая формы корпорации. Осуществление сделок внутри таких корпораций позволяет снизить большую часть внешних трансакционных издержек. Указанные формы корпораций также позволяют оптимизировать внутрикорпоративный трансакционный сектор. Использование определенной системы мотивационных механизмов способствует более эффективному распределению ресурсов корпорации и, как следствие, позволяет повысить эффективность корпорации в целом. Кроме того в ведущих отраслях российской промышленности оправдано использование вертикально-интегрированных корпоративных структур, позволяющих снизить трансакционные издержки. Это связано с тем, что указанные отрасли российской экономики характеризуются высокой специфичностью капитала, что, безусловно, порождает внушительный уровень корпоративных трансакционных издержек.

1. Григорьев Л., Овчинников М. Коррупция как препятствие модернизации (институциональ-

ный подход) // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 35-66.

2. Авдашева С.Б. Исследование трансакционных издержек и барьеров входа на рынки в российской экономике. Оценка возможностей интернализации трансакционных издержек и их вывода из сферы теневой экономики. М., 2008.

3. Барсукова С.Ю. Трансакционные издержки вхождения на рынок предприятий малого бизнеса // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1. С. 108-119.

4. Малахов С.В. Трансакционные издержки в российской экономике // Вопросы экономики. 2007. № 7. С. 77-86.

5. Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии. М., 2004. С. 25.

6. Николаева Е.В. Особенности трансакционных издержек российских корпораций в трансформируемой экономике: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2008.

7. Вереникин А.О. Трансакционные издержки в рыночной экономике // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2007. № 3. С. 52-64.

8. Гуриев С. Модель общего равновесия при наличии трансакционных издержек и денежных суррогатов // Экономика и математические методы. 2008. Т. 36. № 2. С. 63-72.

9. Архиереев С. Трансакционные издержки и неравенство в условиях рыночной трансформации. Харьков, 2006.

Поступила в редакцию 14.01.2011 г.

UDC 338.81

CONCEPTUAL ASPECTS OF MODEL OF TRANSACTION COSTS OF CORPORATE SECTOR OF ECONOMICS Nikolay Ivanovich Kondratyev, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Economics, Associate Professor Branch and Markets Economics Department, Vice Director of Economics of Branches, Business and Administration Institute, e-mail: [email protected]

The article offers the conceptual basis of the model of transactional expenses in corporate sector of the economics on example of Russian corporations. Some recommendations about the way of transactional expenses optimization are given. Key words: transactional expenses; corporation; corporate sector; model; economical system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.