Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты формирования системы внешнеторговой деятельности в организациях автомобильной промышленности в России'

Концептуальные аспекты формирования системы внешнеторговой деятельности в организациях автомобильной промышленности в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / НИОКР / МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грущинский Александр Дмитриевич

В данной статье выявляются основные направления формирования и развития системы внешнеторговой деятельности в организациях автомобильной промышленности на период до 2020 г. и предлагаются четыре сценария развития российской автомобильной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты формирования системы внешнеторговой деятельности в организациях автомобильной промышленности в России»

Грущинский А.Д.

Концептуальные аспекты формирования системы внешнеторговой деятельности в организациях автомобильной промышленности в России

Российское правительство многие годы предпринимает усилия, чтобы стать членом ВТО. Нельзя быть конкурентоспособной производственной или сервисной экономикой, если товары и услуги не продаются на международных рынках. Автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. Это связано, во-первых, с тем, что автомобиль становится предметом первой необходимости для решения различных хозяйственных задач; во-вторых, автомобильная промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом. В-третьих, автомобильная промышленность во всех развитых странах относится к числу наиболее прибыльных отраслей экономики, так как она способствует повышению товарооборота и приносит в казну государства немалые доходы за счет продаж, как на внутреннем, так и на мировом рынке. В-четвертых, автомобильная промышленность является стратегически важной отраслью. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой. Широкое использование лучших образцов автомобильной техники в армии, бесспорно, повышает оборонную мощь страны. Все это в совокупности выводит автомобильную промышленность на одну из передовых позиций в мировой экономике.

Развитие российской автомобильной промышленности на период до 2020 г. может проходить по нескольким сценариям. По первому, инерционному сценарию все остается без изменения. За 10 лет это приведет к превращению России в площадку лишь для от-верточной сборки машин и окончательному развалу производств комплектующих. Стоить этот сценарий будет всего около €12 млрд. На рынке останутся несколько небольших производителей, не имеющих своей интеллектуальной базы и моделей, а НИОКР ограничены только инженерным обеспечением. Доля импорта при этом составит 50%, а экспорта - лишь 5%.

Второй сценарий ориентирован на партнерство с иностранными производителями и ограничен созданием совместных производств. Российские производители машин будут интегрированы в глобальные группы. Производство в России будет нацелено на удовлетворение внутреннего спроса. Доля импорта снизится до 20%, а экспорта остается на уровне 8%. Стоимость этого сценария возрастает до €25 млрд.

Третий сценарий развития внешнеторговой деятельности автомобильной промышленности предполагает сделать российский рынок закрытым от иностранной конкуренции, но такой сценарий был признан нереалистичным, и экономические расчеты по нему не проводились.

Наиболее перспективным был признан четвертый сценарий. Большинство крупнейших производителей комплектующих создают в России свои производства, а упор делается на поставки российским производителям машин. В российской автопромышленности осуществляются полномасштабные НИОКР, ориентированные на разработку новых моделей и платформ. Стоимость этого сценария - €40 млрд. Большая часть средств будет направлена на создание, по сути, новой системы производства автокомпонентов и концентрацию производства самих автомобилей. Целью этого сценария является превращение автопрома в двигатель модернизации российской экономики: доля автомобильной промышленности в ВВП должна вырасти с 0,98% до 3,3% при неизменной численности занятых.

Таблица 1. Сценарии развития российской автомобильной промышленности до 2020 г.

Российские пр- Ориентировка Один круп- Бол-во круп- Конкурируют Полномас- Акцент на раз-

4. Крупный экспортер тели машин, на экспорт, ный консоли- нейших пр-лей с иностран- штабные НИ- работку моде- 1,4 млн (около 35%)

независимые или в партнерстве с глобальными пр-лями, более 1/3 собранных в РФ автомашин поступает на ди-рованный российский независимый производи- комплектующих присутствует в РФ, акцент на по- ными компаниями ОКР российских производителей машин лей / платформ для мирового рынка н и £ § м 00 о л § о( (лн м н л £ 40 млрд евро 5,80%

конкурентоспо- внешний ры- тель машин + ставки россий-

собны на гло- нок несколько ским пр-лям

бальном уровне нишевых иг- машин

роков

Российские Импорт очень 2 - 3 незави- Акцент на Акцент только НИОКР толь- Акцент на раз-

производители мал, россий- симых произ- имеющихся на российских ко у россий- работку моде-

3. Закрытый рынок* машин обладают монополией, ские производители машин водителя машин, малый иностранных производите- производителях машин ских производителей ма- лей для России

собственная / производят масштаб на лях машин, шин

лицензирован- только для мировом малый уровень

ная интеллекту- внутреннего уровне локализации

альная собст- рынка

венность

Российские Производство Два(или Значительное СП россий- Россия - часть На имеющиеся

производители в России на- больше) про- присутствие ских произво- глобальной в России пре-

машин интегри- целено на изводителя иностранных дителей ком- сети НИОКР имущества (на- 700 000 (около 20%)

2. Партнерство рованы в гло- удовлетворе- машин входят производите- плектующих с иностранных пример, мате- 3,6 млн машин )% % 00 о о 0 0 5 2 25 млрд евро

бальные груп- ние внутрен- в глобальные лей комплек- иностранными производите- риалы) лн а 3, % % О «о, 5,

пы, несколько него спроса - группы, заим- тующих, мно- партнерами лей машин,

иностранных малый объем ствуют плат- гочисленные обладающая

производителей локализовано импорта и экспорта формы и прочую интел- СП с местными компания- своей спецификой

лектуальную собственность ми

1. Текущий вектор Российские производители машин в основном работают в качестве производителей по контракту Местное производство удовлетворяет лишь около 50% спроса, остальное импортируется Один или несколько небольших, ма-ломасштаб-ных производителей машин, не имеющих собственной интеллектуальной собственности и моделей Незначительное присутствие, поставки только иностранным производителям машин Неконкурентоспособны, поставки только запчастей для устаревших российских моделей НИОКР существует только на уровне производственных площадок Ограничен инженерным обеспечением производства 3,6 млн машин 1,8 млн (50%) н л £ 100 000 (около 5%) 12 млрд евро 4,70%

Структура/Организация Рыночный акцент Степень консолидации Иностранные производители комплектую- щих Российские производители комплектующих Роль российской НИОКР Акцент НИОКР Внутренний рынок Импорт Внутреннее производство Экспорт Необходимые инвестиции Инвестиции / выручка 2010 - 2020 с

Производство машин Производство комплектующих НИОКР Производство и финансы

До 2016 г. предполагается поддерживать высокие пошлины на ввоз иномарок и части комплектующих, чтобы производства и того и другого открывались в России. Государство будет диктовать условия создания совместных предприятий: дополнительным аргументом здесь станут вливания бюджетных денег на €30 млрд. Но одних денежных вливаний и получения у иностранных партнеров интеллектуальной собственности для модернизации недостаточно. Авторы программы предлагают, вне зависимости от выбранного пути развития, принять ряд мер поддержки рынка. Сюда входят дальнейшая разработка программы по утилизации старых автомобилей и увеличение базовой ставки транспортного налога в зависимости от возраста автомобиля. С 2012 г. планируется запретить компаниям использовать легковые автомобили старше 25 лет, а также легкие коммерческие грузовики старше 20 лет для перевозок грузов и старше 15 лет - для пассажирских перевозок.

Одновременно с общей программой АвтоВАЗом - крупнейшим в России автопроизводителем, в группу которого входит около 270 дочерних предприятий, была подготовлена собственная программа развития до 2020 г. Согласно этой программе, до 2013 г. приоритетными для компании будут проекты «Бюджетный автомобиль» и фрейслифтинговая версия Nissan Almera. К 2013 г. планируется довести объем производства до 600 тысяч автомобилей в год, а максимальная мощность должна увеличиться до одного миллиона автомобилей. Доля АвтоВАЗа на российском рынке должна составлять не менее 25 %. В части технического развития компания планирует увеличить объем затрат на НИОКР с сегодняшних 1,5 % от выручки до 2,8 %. Рост затрат будет в определенной степени компенсироваться повышением эффективности процессов и передачей части НИОКР (на автокомпоненты) поставщикам. С 2014 г. начнут выпускаться шесть новых автомобилей (один из них Lada 2116 -автомобиль класса С), что позволит внести разнообразие в модельный ряд. В 2015-2016 гг. компания начнет сборку седана и кроссовера класса С и к 2019 г. объём продаж этих автомобилей должен вырасти соответственно до 160000 и 50000 штук в год. С 2018 г. начнется третья фаза - создание нового поколения автомобилей1.

Продажа автомобилей АвтоВАЗа

2005

2006

2007

2008 2009

Важнейшим фактором успеха является увеличение производительности труда. Цель АвтоВАЗа - выйти к 2020 г. на среднемировой уровень производительности. Разумеется, этого невозможно достичь без серьезных инвестиций в замену оборудования и модернизацию технологии, в улучшение условий труда. Инвестиционная программа

1 Непомнящий А. Lada набирает класс // Ведомости. 2011. 12 февр. С. 7-8.

компании предусматривает выделение на это 16 млрд. рублей в течение трех лет, начиная с 2013 г. Всего 10-летний бизнес-план АвтоВАЗа, одобренный правительством, предполагает инвестиции в размере 183 млрд. рублей (из них 127,5 млрд. - собственные средства предприятия, 42,5 млрд. - заемные средства, 13,5 млрд - инвестиции со стороны компании Renault). Этот документ предусматривает увеличение к 2020 г. продаж до 1,2 млн автомобилей в год, а также выпуск 9 новых моделей, которые будут представлены в трех автомобильных сегментах2.

В предыдущие 30 лет среднегодовой темп роста автомобильной промышленности не превышал 1% в год. Имея в виду гигантский потенциальный спрос в Китае и Индии, можно прогнозировать к 2020 г. рост мировых объемов производства на 65%, до 100 млн. автомобилей в год. Несмотря на преимущества азиатских стран в части производственных издержек, сборочные заводы в Японии и Западной Европе сохранятся, а США останется мировым лидером по показателям производительности труда в отрасли. Сборочное производство станет еще более капиталоемким. В то же время прогнозируется существенный сдвиг в производстве комплектующих. Более половины автомобильных фирм, опрошенных компанией The Economist Intelligence Unit, полагают, что к 2030 г. число поставщиков комплектующих значительно вырастет в противоположность тенденции прошедшего десятилетия. За счет низких издержек на оплату инженерных кадров разработка новых продуктов, стоимостной и производственный инжиниринг будут осуществляться в Китае и Индии, что стимулирует дальнейший процесс оффшоринга.

Элитные и высококачественные автомобили останутся на вершине автомобильной пирамиды, хотя рынок для них будет ограниченным. В других продуктовых сегментах ожидается все более возрастающее давление к снижению издержек. Вместе с поляризацией рынка по цене и качеству можно ожидать вымывания среднеценового сегмента.

Бедный, но обширный массовый рынок Индии и Китая стимулирует производство малых и дешевых автомобилей. Весьма вероятен здесь и быстрый рост вторичного рынка, который до сих пор находится в эмбриональном состоянии. Доступность потребительского кредитования и низкие цены, а также более густая дорожная сеть позволит, как полагает глава индийской автомобильной компании Tata Motors Равви Кант, приобретать автомобили даже деревенским жителям. Демографический фактор будет способствовать тому, что в развитых странах, особенно в Японии, появятся автомобили для пенсионеров. Они будут просты в управлении и обслуживании и доступны для потребителей с низкими доходами.

Главный акцент будет сделан на использовании экологичных видов топлива и гибридных технологий. К 2030 г. четверть выпускаемых в мире автомобилей станет использовать альтернативные виды топлива или гибридные двигатели. С учетом возможной волатильности нефтяных цен и потребностей Китая и Индии в импорте нефти их доля может оказаться даже больше.

Что касается сборочных производств, то масштаб использования здесь новых технологий в ближайшие 20 лет ожидается скромным. Одним из немногих радикальных изменений могут стать «дочерние сборочные операции» в небольших дилерских центрах, с целью сборки малобюджетных автомобилей в местах их продажи. Почти для всех конечных производителей автомобилей технологические конкурентные преимущества окажутся связанными с минимизацией издержек, что сделает автомобили еще более дешевыми и доступными.

2 Резер С., Прокофьева Т., Гончаренко С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. М.: ВИНИТИ РАН, 2010. С. 116-117.

В России особое внимание должно быть уделено проблемам сертификации и проблемам экологии самих автомобилей и производств. С каждым годом экологические требования в развитых странах стремительно возрастают. И отставание в этом вопросе может привести к очень печальным последствиям, когда транспорт, нарушающий принятые нормы, просто не сможет выйти на дороги цивилизованных стран. Повышение качества отечественной автомобильной техники возможно лишь при внедрении на предприятиях системы менеджмента качества, основанной на международных стандартах серии ИСО 9000 Международный стандарт качества ИСО 9000 - это документ общего характера, применяемый в прежде всего в индустрии сервиса. Менеджмент качества в организациях, занятых в сфере услуг, руководствуется стандартом ИСО.

Основными приоритетными направлениями развития внешнеторговой деятельности в России являются: насыщение транспортного комплекса страны современной автомобильной техникой, соответствующей международным требованиям по экологии и безопасности; совершенствование экономической и социальной инфраструктуры автомобильной промышленности; создание благоприятных условий для ввода в действие и эффективной эксплуатации новых мощностей по производству автомобильной техники; развитие конкуренции в сфере изготовления автомобильной техники, ее сбыта и оказания сервисных услуг; обеспечение финансовой прозрачности деятельности предприятий и организаций автомобильной промышленности; повышение производительности труда; проведение эффективной таможенно-тарифной политики, направленной на оптимизацию таможенных пошлин на автомобильную технику и автомобильные компоненты; поэтапная интеграция России в мировой автомобильный рынок.

Список литературы:

1. ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8 декабря 2003. [Электронный ресурс]

- http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=58315 (10.03.2011).

2. Непомнящий А. Lada набирает класс // Ведомости. 2011. 12 февр.

3. Резер С., Прокофьева Т., Гончаренко С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития. М.: ВИНИТИ РАН, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.