Научная статья на тему 'Концептуальные аспекты эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности'

Концептуальные аспекты эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пермский аграрный вестник
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / БИЗНЕС-ЕДИНИЦЫ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА АПК / КОНЦЕПЦИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АПК / ECONOMIC UNCERTAINTY / IMPORT SUBSTITUTION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS / FOOD SAFETY / AGRO-INDUSTRIAL TERRITORIALLY-ECONOMIC SYSTEMS / BUSINESS-UNITS / INSTITUTION ENVIRONMENT OF AGRO-INDUSTRY / CONCEPTION OF EFFECTIVE DEVELOPMENT OF AGRO-INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красильникова Л.Е.

В настоящей статье предлагается системная концепция эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности, отражающая совокупность авторских взглядов в их целостном восприятии, выработанных в логике осуществленных теоретико-методологических исследований и в процессах обоснования конкретных практических рекомендаций. Поддержание рентабельности агропроизводства в условиях современной экономической нестабильности и неопределенности, распределение выделяемых государством инвестиционных средств и несвязанное финансирование агропроизводителей при локализации агропромышленных территориально-экономических систем (АТЭС) позволяет максимизировать прирост производства импортозамещаемой продукции или конкурентоспособных видов продовольствия, оптимизировать адаптационные механизмы и совершенствовать институциональную среду АПК. Предложенная нами системная концепция основана на принципах локализации АТЭС и доминирования эффекта их внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия над арифметической суммой эффектов автономной деятельности. Выделение АТЭС обуславливается необходимостью решения задач достижения не только эффективного АПК региона, но и обеспечения устойчивой жизнедеятельности сельских тружеников. Содержательная сущность системной концепции эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности основывается на причинно-следственной конфигурации принципов и факторов организационного построения механизмов адаптационно-институционального обеспечения и инструментов, позволяющей максимизировать синергетический эффект на региональном уровне, а также в целом по Российской Федерации. Иными словами, локализация АТЭС заключается в организации агробизнеса, обеспечивающей эволюционный переход к обновленной аграрной политике и совершенствовании институциональной среды, увеличивающей конкурентоспособность каждой бизнес-единицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL ASPECTS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT IN AGRO-INDUSTRY IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY

The paper presents a system conception of effective development for agro-industry in conditions of economic uncertainty reflecting author’s points of view developed in the logics of theoretical and methodological investigations and in the processes of justification for certain practical recommendations. Supporting profitability of agro-industry in conditions of today’s economic instability and uncertainty, distribution of assigned by the state investment and bridge financing of agro-producers while allocating agro-industrial territorially-economic systems enables maximizing gain of production of import-substitutive produce or competitive types of food, improving adaptive mechanisms and institution environment of agro-industry. The proposed system conception is based on the principles of allocation of agro-industrial territorially-economic systems and dominance of effect of their in-branch and inter-branch interaction upon arithmetic sum of effects of standalone activities. Allocation of agro-industrial territorially-economic systems is justified by the necessity to solve the tasks to create effective agro-industry of a region and to provide sustainable life activities for rural workers as well. The subject matter of the system conception of effective development of agro-industry in conditions of economic uncertainty is based on cause-and-effect configuration of principles and factors of organizational mechanisms of adaptive-institutional provision and tools that enable maximizing synergetic influence both at the regional level and at the level of the Russian Federation. With other words, allocation of agro-industrial territorially-economic systems refers to organization of agro-business providing evolution transition to renewed agrarian policy and improvement of institutional environment increasing competiveness of each business unit.

Текст научной работы на тему «Концептуальные аспекты эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности»

7. Kotljar A.Je. Vozmozhnosti minimizacii bezraboticy v Rossii (Possibilities of unemployment minimization in Russia), Chelovek i trud, 2001, No. 9, pp. 42-44.

8. Ostapenko Ju. M. Jekonomika truda (Labour economics),uchebn. posob., Moscow, INFRA-M, 2007, 272 p.

9. Rudenko G. G. Murtozaev B. Ch. Formirovanie rynkov truda (Formation of labour markets), uchebn. posob. pod red. Ju. G. Odegova, Moscow, 2004, 232 p.

10. Statisticheskij ezhegodnik Permskogo kraja. 2015. Statisticheskij sbornik (Statistical collection), Territorial'nyj organ Fede-ral'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Permskomu kraju (Perm'stat),Perm, 2015, 187 p.

11. Sorokina N.Ju. Nefedov Ju.D. Faktory, vlijajushhie na zanjatost' trudovyh resursov regiona (Factors influencing labour resources employment in the region), «Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomicheskie i ju-ridicheskie nauki», 2008, No. 2, P. 39-46

12. Semin A.N., Sarabskij A.A., Vorob'ev E.S.,i dr. Koncepcii rynochnoj modeli motivacii truda v razvivajushhejsja jekonomike (Market model concepts of labour motivation in developing economy), Ekaterenburg , Izd-vo Ural, GSHA, 2009, 86 p.

УДК 631.145 : 332

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ АПК

В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Л. Е. Красильникова, канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, ул. Петропавловская, 23, г. Пермь, Россия, 614990 Е-mail: krasilnikova@pgsha.ru

Аннотация. В настоящей статье предлагается системная концепция эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности, отражающая совокупность авторских взглядов в их целостном восприятии, выработанных в логике осуществленных теоретико-методологических исследований и в процессах обоснования конкретных практических рекомендаций. Поддержание рентабельности агропроизводства в условиях современной экономической нестабильности и неопределенности, распределение выделяемых государством инвестиционных средств и несвязанное финансирование агропроизводителей при локализации агропромышленных территориально-экономических систем (АТЭС) позволяет максимизировать прирост производства импортозамещаемой продукции или конкурентоспособных видов продовольствия, оптимизировать адаптационные механизмы и совершенствовать институциональную среду АПК. Предложенная нами системная концепция основана на принципах локализации АТЭС и доминирования эффекта их внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия над арифметической суммой эффектов автономной деятельности. Выделение АТЭС обуславливается необходимостью решения задач достижения не только эффективного АПК региона, но и обеспечения устойчивой жизнедеятельности сельских тружеников. Содержательная сущность системной концепции эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности основывается на причинно-следственной конфигурации принципов и факторов организационного построения механизмов адаптационно-институционального обеспечения и инструментов, позволяющей максимизировать синергетический эффект на региональном уровне, а также в целом по Российской Федерации. Иными словами, локализация АТЭС заключается в организации агробизнеса, обеспечивающей эволюционный переход к обновленной аграрной политике и совершенствовании институциональной среды, увеличивающей конкурентоспособность каждой бизнес-единицы.

Ключевые слова: экономическая неопределенность, импортозамещение, устойчивое развитие сельских территорий, продовольственная безопасность, агропромышленные территориально-экономические системы, бизнес-единицы, институциональная среда АПК, концепция эффективного развития АПК.

Введение. Применение в современной научной теории и методологии категории «экономическая неопределенность» получило свое распространение в связи с кардинальными изменениями внешних условий и среды, в которых в настоящее время находится наша страна. Цикл стабильности - «удвоения» ВВП сменился периодом, характеризуемым последствиями глобального экономического кризиса 2008 года, вступлением России в ВТО и ЕАС, обострением геополитической ситуации на постсоветском пространстве. В преобладающей степени современные трудности спровоцированы обострившимся конкурентным противостоянием и стремлением политических и экономических кругов развитых стран к ограничению равноправной интеграции России в глобальную рыночную среду.

В условиях экономической неопределенности перед органами управления агропромышленным комплексом стоят задачи совершенствования бизнес-процессов, обеспечивающих конкурентоспособность и устойчивость сельскохозяйственного производства, перерабатывающих и обслуживающих отраслей. В связи с этим повышается значимость выделения концептуальных направлений, обеспечивающих эффективное развитие АПК, которые могут позволить достичь уровня, отвечающего современным реалиям и отраслевым перспективам.

Особенности национального экономического развития и современное состояние агропромышленного комплекса позволяют определить его основополагающую роль и место в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации, социально-экономическом развитии регионов, жизнеобеспечении сельского населения и сохранении его традиционных укладов. АПК РФ занимает обособленное место среди ключевых комплексов материального производства по своему целевому предназначению, особенностям и цикличности воспроизводственных процессов, построению и организации территориально-экономической и отраслевой структуры.

Исследуя уровни организационно-экономической структуры АПК, необходимо исходить из сформировавшегося понимания органами федерального и регионального управления, научным сообществом важности

концептуального единства стратегических целей и задач государственной политики в аграрном секторе экономики страны.

Необходимость разработки и обоснования теоретико-методологических и практических концептуальных альтернатив эффективного развития АПК, отвечающего задачам политики обеспечения национального продовольственного суверенитета и импортозамещения основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, обусловливает задачу достижения конструктивного внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, а также формирования соответствующей институциональной среды как ключевых факторов, оказывающих влияние на устойчивость аграрной экономики и стабильность жизнедеятельности сельских тружеников.

Общеэкономические законы глобализации и международного разделения труда, интеграции и рыночной конкуренции позволяют сформировать понимание, что результативная адаптация агропромышленного комплекса Российской Федерации не может с одинаковым качеством равномерно осуществляться в различных отраслях АПК и территориях, где реализуется сельскохозяйственное производство. В связи с этим, общая адаптивность АПК страны формируется как из элементов институциональной среды и успешных субъектов агропроизводства, имеющих определенные конкурентные преимущества и потенциалы, включая природно-климатические условия, так и элементов структуры, чья устойчивость в условиях экономической неопределенности не обеспечивается. Исходя из реальности дифференциации значимости отдельных элементов структуры АПК по их ресурсным возможностям и потенциалам формируется проблематика выявления предпосылок эффективного развития единой целостной системы АПК, в которой образуются локальные АТЭС.

Такой подход позволяет концентрировать внимание на определении обеспечительных направлений и мероприятий поддержки, в первую очередь отраслей-лидеров и социально-значимых производств, инновационно-технологическое перевооружение и модернизация которых обеспечит несомненную синергию в устойчивом развитии АПК страны и регионов, повысит эффективность использова-

ния потенциала и имеющихся ресурсов, сформирует условия для развития конкурентных процессов.

Реализацию отобранных и обоснованных альтернативных сценариев развития целесообразно осуществлять на основе соответствующей концепции, позволяющей аккумулировать территориальные потенциалы и резервы в достижении эффективности АПК.

Методика. Теоретическую и методологическую основу исследования составила совокупность фундаментальных и методологических знаний, теорий и результатов междисциплинарных и прикладных исследований представителей российской и иностранной научной общественности в области формирования институциональной среды и эффективного развития АПК, размещения производительных сил в агропромышленных территориально-экономических системах, раскрывающих закономерности развития современной аграрной экономики, а также материалы научных конгрессов и конференций [2, 4-13].

В ходе исследования использовались монографический метод и логика научной рефлексии аспектов принципов и подходов, применяемых в практике выработки, апробации и реализации управленческих решений.

Результаты. При построении системной концепции мы основывались на описанных в научной литературе подходах, согласно которым успешность и эффективность реализации стратегических изменений достигается:

- минимизацией числа согласующих этапов и центров выработки управленческих решений;

- конкретизацией вкладов и усилий под-системных элементов в их концептуальном и творческом единстве на основе централизованного планирования и сочетания директивного и коллегиального управленческого подхода;

- обеспечением наступления прогнозируемых последствий и нивелирования побочных эффектов, умаляющих стратегические цели;

- вариативностью и альтернативностью процессов и этапов, обеспечивающих задаваемую гибкость;

- регламентацией методов регулирования возникающих внутренних противоречий и конфликтов с внешней средой;

- профессионализмом реализаторов и т.д. [3].

Предлагается выделить основные положения концепции, принимаемые как самостоятельные структурные элементы, формирующие соответствующие бизнес-процессы управленческих решений в сфере АПК.

Внедрение в управленческие и воспроизводственные процессы данных положений обеспечит более полную и комплексную оценку системных элементов и синергетиче-ский эффект (в трех ключевых направлениях: устойчивое развитие сельских территорий, импортозамещение, обеспечение продовольственной безопасности).

В условиях экономической неопределенности реализация такого концептуального подхода становится в определяющей степени обоснованной необходимостью, нежели последовательностью в следовании каким-либо современным экономическим доктринам. Однако внедрение концептуального подхода в управлении эффективным развитием сложно выстроенных и территориально-пространственных структурах АПК обязывает на практике отслеживать причинно-следственную связь комплекса множества факторов. Сложившиеся бизнес-процессы в современной структуре АПК при внешней нестабильности не способны оптимально обеспечить консолидацию усилий системных элементов, что подтверждается анализом тенденций развития отечественной аграрной экономики. В этих условиях со стороны органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях требуются более адаптивные инструменты, нивелирующие риски и неопределенности.

Для муниципальных районных образований и действующих в них органов управления АПК, в свою очередь, встроенных в соответствующие вертикально-иерархические взаимодействия, в современных условиях характерны повышенные риски конъюнктурных рыночных корреляций. Их преодоление требует межмуниципальной консолидации и коллегиальности в выработке совместных решений.

Предложенная нами системная концепция основана на принципах локализации агропромышленных территориально-экономических систем (АТЭС) в определенных границах и доминирования эффекта их внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия над арифметической суммой эффектов автономной деятельности.

Под АТЭС необходимо понимать внутрирегиональную территориальную систему, объединяющую сельские территории, которая подвержена эволюции институциональной среды и характеризуется особенностями агропромышленной деятельности, сформированными исторически сложившемся местным укладом и спецификой воспроизводственных процессов.

Выделение АТЭС обусловливается необходимостью решения задач достижения не только эффективного АПК региона, но и обеспечения устойчивой жизнедеятельности сельских тружеников.

Содержательная сущность системной концепции эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности основывается на причинно-следственной конфигурации принципов и факторов организационного построения механизмов адаптационно-институционального обеспечения и инструментов, позволяющей максимизировать синергетический эффект на региональном уровне, а также в целом по Российской Федерации. Формирование локализованных в пространстве АТЭС заключается в организации агробизнеса, обеспечивающего эволюционный переход к обновленной аграрной политике и совершенствованию институциональной среды, увеличивающей конкурентоспособность каждой бизнес-единицы.

В основу предложенной системной концепции выделения и совершенствования функционирования АТЭС положена логическая последовательность исходных положений.

1. Эффективное развитие формируется комплементарными взаимодействиями непосредственной структуры АПК как объекта управления в условиях изменяющихся факторов экономической неопределенности, а также результативностью и своевременностью достижения базовых параметров, отражающих согласованность в реализации общих целей всех системных субъектов.

Комплементарные взаимодействия проявляются:

- в причинно-следственной конфигурации принципов и факторов эффективного развития, их структурированности и степени оказываемого воздействия на результативность воспроизводственных процессов;

- в стохастической непредсказуемости аг-рохозяйственной деятельности в современных условиях;

- в доминировании принципов устойчивого развития сельских территорий, задач обеспечения импортозамещения и продовольственной безопасности в интересах местного социума;

- в разграничении полномочий, зон ответственностей и финансовой политики органов государственного и муниципального управления, а также институтов непосредственного самоуправления сельского населения;

- в адаптивном реагировании бизнес-процессов управленческих решений на динамичные изменения внешних условий, эволюцию институциональной среды и др.

Формирование институциональной среды АПК в условиях экономической неопределенности, в свою очередь, представляет собой комплекс постоянно самовоспроизводящихся и эволюционирующихся социально-экономических, административно-правовых, экологических и других общественных отношений в экономическом пространстве агропромышленного комплекса.

2. Определение границ формирующихся АТЭС осуществимо в соответствии с положениями аграрной политики страны и регионов и основывается на зонировании по специфичным зонам ведения сельскохозяйственной деятельности, историческим и естественным предпосылкам размещения производств, имеющимся ресурсам, уровню инфраструктуры.

Образование локальных АТЭС требует использования управленческих решений по адекватной и адаптивной децентрализации АПК, обеспечивающих возможность осуществления необходимых структурных сдвигов в размещении и организации агропроиз-водства, направленных на активизацию воспроизводственных процессов с учетом территориально-экономических особенностей и специфики в условиях экономической неопределенности.

Выделение АТЭС целесообразно для обеспечивания трансформации современной организации управления АПК в сторону формирования адаптационно-гибкой структуры, ориентированной на разрешение вновь образующихся под влиянием различных вызовов и факторов проблем, препятствующих эффек-

тивному развитию агрохозяйственной деятельности региона. Кроме того, инструмент определения границ АТЭС модифицируется в новый метод управления, который позволяет на основе консолидации местного населения, власти и агробизнеса, выстраивания внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия по горизонтальным и вертикальным координатам оптимизировать процессы размещения производительных сил, на более высоком уровне реализовывать конкурентные преимущества и ресурсный потенциал сельских территорий.

3. Особенности локализированной в определенных границах агропромышленной территориально-экономической системы региона формируются:

- ресурсным потенциалом АТЭС, включая природно-климатические факторы, состав почв, трудовые, материальные и другие ресурсы, совокупность которых предоставляет стартовые возможности для эффективного развития агропромышленной деятельности;

- единой институциональной средой, в которой реализуются социально-экономические, экологические и другие процессы и обеспечивается пересечение и согласование ключевых интересов и взаимодействий элементов структуры АПК;

- инвестиционной привлекательностью и интересами участников воспроизводственных процессов данной территории в активизации потенциалов на основе внедрения соответствующих адаптационных механизмов развития.

4. Формирование и функционирование в новом качестве локальных АТЭС позволит за счет компенсационного нивелирования территориальных различий, сформировавшихся под воздействием причинно-следственной конфигурации множества факторов, посредством совершенствования межтерриториального взаимодействия перенаправить воспроизводственные процессы от конкуренции за ресурсы к их консолидации для повышения общесистемной конкурентоспособности и получения синергетического эффекта. Локализация АТЭС в выделенных границах нацелена на относительное выравнивание сельских территорий региона в процессах самоорганизации зонированного пространства на принципах сбалансированного устойчивого развития и исходя из местной специфики.

5. Взаимная интеграция целей и задач органов государственного и муниципального управления, органов межмуниципального управления, агробизнеса и местного социума является неотъемлемым элементом формирования инновационных агропроизводственных структур, повышающих эффективность АПК страны и регионов в условиях экономической неопределенности.

Поддержание рентабельности агропроиз-водства в условиях современной экономической нестабильности и неопределенности, распределение выделяемых государством инвестиционных средств и несвязанное финансирование агропроизводителей при локализации АТЭС позволяет максимизировать прирост производства импортозамещаемой продукции или конкурентоспособных видов продовольствия, оптимизировать адаптационные механизмы и совершенствовать институциональную среду АПК. В свою очередь, централизованное субсидирование агропроизвод-ства, поддержка предприятий и отраслей-лидеров предоставляет возможность аккумуляции местных ресурсов и потенциалов на разрешение локальных проблем.

6. Выбор концептуальных альтернатив развития АТЭС и их корректировка при смене диспозиции регионального АПК в результате изменений условий экономической неопределенности следует из комплексной оценки достигнутого и ожидаемого уровней эффективности.

Оценка эффективности развития АТЭС позволяет формировать стратегическое видение развития их территорий. Такое видение проявляется в двух сценариях развития.

Первый сценарий - стратегия стагнации или снижения издержек за счет оптимизации размещения производительных сил (при сохранении текущего уровня), социальной и инженерной инфраструктуры, ликвидации нерентабельных производств, изменения в составе населенных пунктов. Высвобожденные ресурсы государственной поддержки позволяют их эффективно задействовать при решении задач развития в других территориях. В соответствии с предложенной шкалой оценки эффективности развития АТЭС данный сценарий реализуется на территориях с депрессивным и проблемным уровнем развития. Такая вариативность повышает гибкость и аль-

тернативность применения управленческих бизнес-процессов.

Второй сценарий - стратегия развития на основе инновационного обеспечения эффективной агропромышленной деятельности, формирования точек роста, концентрации населения в местах проживания с развитой социально-экономической и инженерной инфраструктурой, в зонах транспортной доступности и других факторов, выступающих предпосылками консолидации ресурсного потенциала в воспроизводственных процессах. К таким территориям, по нашей шкале, относятся АТЭС с устойчивым и лидирующим уровнями развития.

7. Организация внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия в эффективном развитии АПК реализуется посредством включения комплексных программ развития АТЭС в стратегические концепции развития сельскохозяйственной деятельности региона, обеспечивая тем самым единство государственной аграрной политики.

Программа эффективного развития АТЭС утверждается коллегиальным органом представителей муниципальных образований, агробизнеса, органов самоуправления сельского населения с учетом структурированных соответствующих целей и задач. Предусматривает в структуре своего содержания дефрагменти-рованные проекты и мероприятия участников агропромышленной деятельности, привязанные к конкретным финансовым источникам и снабженные механизмами реализации, контроллинга и корректировки. В свою очередь, локализированные программы АТЭС образуют новое интегрированное и синергетическое качество АПК на региональном уровне, аккумулированное в соответствующих стратегиях роста, определяющих механизмы укрепления взаимосвязей путем обоснования процессов формирования нововведенческих структурных элементов, введения механизмов стимулирования концептуального единства.

При разработке системной концепции эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности немаловажно выделить значение научной и образовательной инфраструктуры, обеспечивающей воспроизводственные процессы.

К такой инфраструктуре оправданно отнести:

- систему подготовки специалистов и руководителей агропромышленной деятельности, включая менеджеров высшего и среднего звена;

- совокупность реализуемых фундаментальных прикладных научных исследований, особенно в области выработки инновационных направлений, обеспечивающих достижение импортозамещения, продовольственной безопасности и устойчивого развития сельских территорий;

- структуры мониторинга и информационно-консультационного сопровождения агропромышленной деятельности в условиях экономической неопределенности [1].

Выводы. Обобщая полученные результаты исследования, можно констатировать: основная идея системной концепции эффективного развития АПК в условиях экономической неопределенности состоит в том, что объектом управления становятся не только воспроизводственные процессы аграрной экономики, как это было в эпоху плановой экономики и в трансформационный постсоветский период, но и отношения, возникающие при реализации устойчивого развития сельских территорий. Существенным отличием концепции является возрастающая значимость реализации и достижения полного спектра условий нормальной жизнедеятельности местного населения, в том числе посредством создания новых рабочих мест и других мер в ходе достижения им-портозамещения и продовольственной безопасности на основе внедрения инновационных технологий производства и управления, формирования соответствующей институциональной среды и стабилизации внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий.

Прогрессивность системной концепции эффективного развития АПК заключается в консолидации всех участников воспроизводственных процессов посредством обеспечения координированного управления всеми аспектами устойчивого развития АТЭС с помощью введения новой структуры - коллегиального межмуниципального органа управления. В современных условиях экономической нестабильности и неопределенности, когда на повестку дня выходят первоочередные задачи обеспечения импортозамещения и продовольственного суверенитета, важно и необходимо учитывать и поддерживать разнообразие

внутриотраслевых и межотраслевых взаимодействий всех бизнес-единиц, их интеграции вокруг предприятий и отраслей-лидеров с последующей генерацией практических результатов в аграрную политику региона и страны.

Таким образом, предложенная концепция формирует видение и перспективы развития, а также подтверждает роль и значение внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия, которое должно обеспечивать баланс социально-экономических, экологических и институциональных целей и направлений деятельности как отдельных бизнес-единиц, так и АПК страны и регионов.

Предложенный нами подход позволяет осуществлять концентрацию ресурсов и по-

тенциалов в лидирующих отраслях аграрной экономики с учетом обоснованных направлений эффективного развития в рамках реализации организационных мероприятий институционального совершенствования, базирующегося на совместном региональном и межмуниципальном развитии и аккумуляции комплекса социально-экономических, институциональных и экологических эффектов на основе согласования интересов.

Заявленная проблематика неоднозначна и исключительно сложна, что предопределяет поиск принципиально обновленных позиций и междисциплинарных подходов к ее разрешению на основе проведения в последующем дополнительных исследований.

Литература

1. Алтухов А. И. Экономические проблемы развития аграрной сферы России в начальный период ее членства в ВТО // Хлебопродукты. 2014. № 7. С. 4-9.

2. Баландин Д. А., Тарасов Н. М. Современные технологии как необходимый элемент повышения экономической эффективности агропромышленного комплекса Пермского края. Пермь : Изд-во Пермского ЦНТИ, 2011. 118 с.

3. Беспахотный Г. В., Корнеев, А. Ф., Капитонов, А. А. Концепция государственной системы планирования сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2012. №2(11). С. 15-20.

4. Заглядова М. Х., Ионова И. Г. Механизм управления агропромышленным комплексом региона в условиях ВТО // Российское предпринимательство. 2014. № 24. С.87-92.

5. Красильникова Л. Е., Баландин Д. А. Региональный агропродовольственный рынок в условиях всемирной торговой организации и эмбарго // Научное обозрение. 2015. № 15. С. 359-364.

6. Красильникова, Л. Е., Пыткин, А. Н. Основные факторы развития агропромышленного комплекса // Ars Administrandi. 2014. Т. 4. С. 42-47.

7 Продовольственная безопасность: угрозы и возможности / А.Н. Сёмин [и др.]. Екатеринбург : Уральское изд-во, 2012. 77 с.

8. Пустуев А. Л., Махова Н.Н., Пустуев А.А., Государственная поддержка сельского хозяйства индустриального региона в условиях ВТО с учетом техногенного фактора // Аграрный вестник Урала. 2013. № 8 (114). С. 65-67.

9. Пыткин А. Н., Баландин Д. А. Социально-экономические аспекты функционирования сельских муниципальных образований Пермского края: монография. Екатеринбург : Изд-во ин-та экон. Уральского отд. РАН, 2012. 176 с.

10. Пыткин, А. Н., Баландин, Д. А. Характерные особенности развития регионального агропрома в условиях ВТО // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2014. № 2. С. 87-97.

11. Пыткин, А. Н., Баландин, Д. А., Тимошина Е. В. Актуальные проблемы развития сельского хозяйства Пермского края : монография. Екатеринбург: Изд-во ин-та экон. Уральского отд. РАН, 2010. 128 с.

12. Smyth S.J., Phillips P.W.B., William A. Kerr Food security and the evaluation of risk, Global Food Security. 2015. Vol. 4 (march). P. 16-23.

13. Hubbard L.J., Carmen Hubbard Food security in the United Kingdom: External supply risks. Food Policy. 2013. Vol. 43 (dec.). P. 142-147.

CONCEPTUAL ASPECTS OF EFFECTIVE DEVELOPMENT IN AGRO-INDUSTRY IN CONDITIONS OF ECONOMIC UNCERTAINTY

L. Е. Krasilnikova, Cand. Econ.Sci., Associate Professor Perm State Agricultural Academy 23 Petropavlovskaya St., Perm 614990 Russia E-mail: krasilnikova@pgsha.ru

ABSTRACT

The paper presents a system conception of effective development for agro-industry in conditions of economic uncertainty reflecting author's points of view developed in the logics of theoretical and methodological investigations and in the processes of justification for certain practical

recommendations. Supporting profitability of agro-industry in conditions of today's economic instability and uncertainty, distribution of assigned by the state investment and bridge financing of agro-producers while allocating agro-industrial territorially-economic systems enables maximizing gain of production of import-substitutive produce or competitive types of food, improving adaptive mechanisms and institution environment of agro-industry. The proposed system conception is based on the principles of allocation of agro-industrial territorially-economic systems and dominance of effect of their in-branch and inter-branch interaction upon arithmetic sum of effects of standalone activities. Allocation of agro-industrial territorially-economic systems is justified by the necessity to solve the tasks to create effective agro-industry of a region and to provide sustainable life activities for rural workers as well. The subject matter of the system conception of effective development of agro-industry in conditions of economic uncertainty is based on cause-and-effect configuration of principles and factors of organizational mechanisms of adaptive-institutional provision and tools that enable maximizing synergetic influence both at the regional level and at the level of the Russian Federation. With other words, allocation of agro-industrial territorially-economic systems refers to organization of agro-business providing evolution transition to renewed agrarian policy and improvement of institutional environment increasing competiveness of each business unit.

Key words: economic uncertainty, import substitution, sustainable development of rural areas, food safety, agro-industrial territorially-economic systems, business-units, institution environment of agro-industry, conception of effective development of agro-industry.

References

1. Altukhov A. I. Ekonomicheskie problemy razvitiya agrarnoi sfery Rossii v nachal'nyi period ee chlenstva v VTO (Economic problems of development in agrarian sphere of Russia in the beginning of its WTO membership), Khleboproduk-ty, 2014, No. 7, pp. 4-9.

2. Balandin D. A., Tarasov N. M. Sovremennye tekhnologii kak neobkhodimyi element povysheniya ekonomicheskoi effektivnosti agropromyshlennogo kompleksa Permskogo kraya (Modern technologies as necessary element of increase in economic efficiency of agro-industry of Permskii krai), Perm, Izd-vo Permskogo TsNTI, 2011, 118 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Bespakhotnyi G. V., Korneev, A. F., Kapitonov, A. A. Kontseptsiya gosudarstvennoi sistemy planirovaniya sel'skogo khozyaistva (Conception of state agriculture planning system), Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom kho-zyaistve, 2012, No. 2(11), pp. 15-20.

4. Zaglyadova M. Kh., Ionova I. G. Mekhanizm upravleniya agropromyshlennym kompleksom regiona v usloviyakh VTO (mechanism of management of the region's agro-industry in WTO conditions), Rossiiskoe predprinimatel'stvo, 2014, No. 24, pp. 87-92.

5. Krasil'nikova L. E., Balandin D. A. Regional'nyi agroprodovol'stvennyi rynok v usloviyakh vsemirnoi torgovoi or-ganizatsii i embargo (Regional agrarian food market in WTO and embargo conditions), Nauchnoe obozrenie, 2015, No. 15, pp. 359-364.

6. Krasil'nikova, L. E., Pytkin, A. N. Osnovnye faktory razvitiya agropromyshlennogo kompleksa (Basic agro-industry development factors), Ars Administrandi, 2014, T. 4, pp. 42-47.

7 Prodovol'stvennaya bezopasnost': ugrozy i vozmozhnosti (Food safety: menaces and possibilities), [Tekst] / A.N. Semin E. A. [etc.], Ekaterinburg, Ural'skoe izd-vo, 2012, 77 p.

8. Pustuev A. L., Makhova N.N., Pustuev A.A., Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo khozyaistva industrial'nogo regiona v usloviyakh VTO s uchetom tekhnogennogo faktora (State support for agriculture of industrial region in WTO conditions considering technogenic factor), Agrarnyi vestnik Urala, 2013, No. 8 (114), pp. 65-67.

9. Pytkin A. N., Balandin D. A. Sotsial'no-ekonomicheskie aspekty funktsionirovaniya sel'skikh munitsipal'nykh obra-zovanii Permskogo kraya (Social-economic aspects of functioning of rural municipalities in Permskii krai), monografiya, Ekaterinburg, Izd-vo in-ta ekon, Ural'skogo otd, RAN, 2012, 176 p.

10. Pytkin, A. N., Balandin, D. A. Kharakternye osobennosti razvitiya regional'nogo agroproma v usloviyakh VTO (Features of regional agro-industry development in WTO conditions), Vestnik Permskogo universiteta, Seriya: Ekonomika, 2014, No. 2, pp. 87-97.

11. Pytkin, A. N., Balandin, D. A., Timoshina E. V. Aktual'nye problemy razvitiya sel'skogo khozyaistva Permskogo kraya (Topical problems of Permskii krai' agriculture development), monografiya, Ekaterinburg, Izd-vo in-ta ekon. Ural'skogo otd. RAN, 2010, 128 p.

12. Smyth S.J., Phillips P.W.B., William A. Kerr Food security and the evaluation of risk, Global Food Security, 2015, Vol. 4 (march), P. 16-23.

13. Hubbard L.J., Carmen Hubbard Food security in the United Kingdom: External supply risks. Food Policy, 2013, Vol. 43 (dec.), P. 142-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.