Концептуальное структурирование идей социально-философского знания о феномене традиции строительства храмов на территории Руси-России
Кидямкин Алексей Анатольевич,
аспирант Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва
E-mail: alexey.kidyamkin@gmail.com
В статье рассматриваются проблемы социальных ценностей в традициях отечественного храмоздательства как система взаимосвязи религиозных традиций и ценностей российского социума, проанализированных отечественными философами. Со времен Древней Руси русскими мыслителями выделяется целый ряд особенностей отечественного понимания гармонии в архитектуре, определяющих российское духовно-культурное наследие от истоков до наших дней. Проводится анализ концептуального структурирования идей социально-философского знания о феномене традиции храмоздательства на Руси и в России. Многие концепты отечественных мыслителей в указанном дискурсе объясняются тем, что исследования вопросов ценностного обоснования вопросов культового зодчества остаются малоизученными. В результате исследования отмечается важнейший фактор социальной преемственности в традициях храмоздательства от прошлого к современности в развитии культовой архитектуры Руси-России. Наследие культового зодчества показывает, что от эпохи к эпохе должен сохраняться каркас структуры ценностей, позволяющее транслировать социальные ценности прошлого в новые формы, соответствующие культурно-историческим реалиям Новейшего времени.
Ключевые слова: этика, архитектура, духовная культура, нравственность, российское общество, религиозное наследие, традиция.
Введение
Русская социальная традиция претендует на то, чтобы быть картиной тех духовно-нравственных ценностей, которые следует объединить понятием преемственности. Мнение о том, что единицы теоретического знания являются средством построения философского знания о социальной традиции региона, предполагает уточнение с точки зрения принципа историзма, который в широком смысле определяет рассмотрение социальных явлений в их развитии и в связи с конкретными обстоятельствами изучаемого прошлого. Может показаться, что для русской философской традиции конца XlX- начала XX века был типичен историзм в узком смысле, т.е. взгляд на историю как, прежде всего, историю «духа». Ценность трудов В.С. Соловьева связана с тем, что он рассматривает систему ценностей как целостную систему, в рамках идеи о всеединстве ценностей. Значимость трудов Н.А. Бердяева, К.Н. Леонтьева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка, П.А. Флоренского в том, что они рассматривают такие консолидирующие социальные ценности, как соборность, всеединство, духовность в их абсолютном значении для человечества.
Сегодня в исследовательской литературе присутствуют важные маркеры для подлобных исследований труды и аналитически данные современных ученых: С.Ф. Анисимова, Р.И. Александровой, А.И. Сухарева, М.А. Маслина, Е.В. Мочалова, В.В. Сербиненко, Л.Е. Шапошникова и других исследователей по этико-философской проблематике и эстетической традиции. Теоретические аспекты ценностей культуры российского общества изучали следующие ученые: В.С. Барулин, Ю.Б. Борев, М.Н. Громов, В.П. Зинченко, Л.Н. Столо-вич, В работе применён вариант анализа в основу которого положено соотноше-
226
ние разных факторов в социальных отношениях, процессах и явлениях современного общества.
Существуют различные источники методологических основ философского осмысления социально-эстетического содержания социальной традиции как феномена общества. Многие русские мыслители, начиная с Илариона Киевского, обращали внимание на пути взаимопроникновения общеправославной культовой тенденции и русской духовности. По справедливому замечанию Р.И. Александровой, в древнерусской культуре и в современности: «... возведение собора становилось общим делом, единением всех людей ради важнейших смысложизненных ценностей народа» [1, с. 104].С помощью великих святых образов духовные ценности православия приобретали визуально воспринимаемую форму и глубокий сакральный символический смысл. В архитектуре этот стиль выражался в православном зодчестве, а именно, в строительстве соборов, храмовых комплексов, усадеб. В общественной мысли важное место занимали деяния и сказания святых отцов, мыслителей.
Русские монастыри, соборы и церкви - это уникальные сокровищницы мировой духовной культуры. Особенно важную роль в истории России сыграли: архитектурные шедевры Новгорода Великого, Пскова, Суздаля, Москвы, Валаамский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, Троице-Сергиева лавра, храм Христа Спасителя в Москве. И в XXI веке в эти центры едут люди для приобщения к духовным ценностям правды, справедливости, духовной полноты социальной жизни. В результате взаимодействия и взаимопроникновения народной и церковной сфер духовного бытия социума образуется определенное знание о человеке, каким он является и каким должен являться. С помощью властных институтов, это знание внедряется во всех сферы социального развития. Православная иконопись и пес-нетворчество гораздо строже и аскетичнее западного типа.
Религиозное мировосприятие на Руси и России занимало важную роль в гносеологии, этике и философии, объединяя их в единой системе его миропонимания [3, с. 12]. Идеи прекрасного, милосердия и человечности как высшей ценности всегда была неотъемлемой частью российской общественной мысли. Утвердившись с принятием христианства, она проявилась в нравственных поучениях мыслителей Средневековой Руси, в светских направлениях гуманистической традиции русского классицизма
XVIII - первой половины XIX вв., в христианских, метафизических и идеалистических учениях о социальной реальности в жизни россиян второй половины
XIX - начала XX вв. [6].
История уже показала примеры трагичности использования одних только гениальных знаний техники в тенденциях сциентизма без понимания глубоких нравственных, духовных основ культуры, важнейшей ценностью которой был есть и будет человек. Человечеству необходимо встать на путь эволюционного развития - путь устойчивого развития человеческой цивилизации. Вполне четко и конкретно эта позиция была выражена в исследовании русской философии Е.В. Мочаловым, что в философии гуманизма были создана: «... основная парадигма христианского сознания выразились с наибольшей полнотой» [7, с. 16]. Именно тогда и в этом случае мы сможем глубже понять наше духовное наследие и перспективы его трансформаций.
Духовные ценности народов России накоплены в культурном наследии и выражаются в достижениях общественной жизни. Развитие ценностей культуры происходит при взаимосвязи традиций и инноваций при осуществлении ряда механизмов. К духовным ценностям, присущим культурному наследию, сохранению традиций и необходимым для новых достижений, относятся: доброта, истина, красота, любовь к родине, дружба, благородство, гуманность к человеку, обществу и природе, ответственность и другие в контексте духовности и культуры данного народа. Они выражаются
227
в определенных формах в произведениях культурного наследия, их наличие позволяет человеку увидеть смысл происходящих явлений в обществе и природе и соответственно скоординировать свою деятельность по достижению поставленных целей и приумножению культурного наследия [4].
Для России в настоящее время большое значение имеет возрождение духовности, религиозных традиций, большая роль Русской православной церкви, вера в Бога, знание и уважение истории государства. Сегодня, с позиции формирующегося нового мироощущения, становится возможным научно обосновать значение красоты в духовном совершенствовании человека.
Анализ народных традиций показывает, что понятие представления о духовном идеале связано со стремлением человека к определению смысла бытия, к гармонии внутреннего и внешнего мира, к собственному совершенствованию по направлениям Истины, Добра и Красоты. Во все времена отличительной особенностью российской цивилизации была духовность, заложенная в основе общественной организации и определяющая ключевое значение в развитии нашего общества. Духовность выражалась в культуре, прежде всего в религии, верованиях. Ключевой вехой в истории Руси, становлении государственности и формировании прочных основ общества стало принятие христианства князем Владимиром в 988 году. Духовная культура вместе с духовными ценностями являются корнями, которые питают древо истории и русского человека, как носителя ценностей, и являются необходимым условием существования российской цивилизации. В эпоху до революции 1917 года в российском обществе система духовных ценностей имела свои особенности. Такие ценности, как добро, красота, справедливость, трудолюбие, человечность имели выражение в определенных формах в каждой сфере и в каждом уровне российского общества. Рассмотрим ценности духовной сферы в этом периоде. Духовная сфера выражается в культуре, в т.ч. в литера-
туре, искусстве, архитектуре, музыке, гуманитарных науках. На формирование ценностей духовной сферы России в XIX века повлияли некоторые исторические особенности эпохи и события, происходящие в стране. Трагедия состояла в том, что поступательный ход общественного развития вступал в противоречие с косными, традиционными формами государственного управления [2, с. 110].
Для культуры России было характерно преобладание духовных начал с опорой на раскрытие душевности и человеколюбия посредством искусства, также через культуру воплощались отношение населения к проистекающим событиям и идеалы мировосприятия населения. Духовно-нравственный идеал - это представление о человеке, который достоин подражания за его личные качества, особенности поведения, отношение к учебе и деятельности, отношения с другими людьми и т.д. [10].
Для России характерно некоторое своеобразие классицизма, выраженное во влиянии православной культуры, прежде всего, в архитектурном оформлении соборов, в воспевании Отечества в произведениях литературы, искусства, в т.ч. в одах, а также в искусстве, пышном оформлении парадных портретов светских персон. Классицизм в изобразительном искусстве развивался постепенно, в нем долгое время чувствовалось влияние стиля парсуны, которая приобретала все более выраженные черты классицизма. По мнению Л.Н. Столо-вича, «воспитательным идеалом следует определять только тот, который выдержал испытания истории, наибольше соответствует психологии народа и его назначению, вошел в психику масс, отраженный в народном творчестве и в произведениях лучших художников и писателей, которые стали духовными проводниками своего народа» [8, с. 112].
Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, распространенный во второй половине XVIII -первой половине XIX века. В нем вместе с общими для Европы признаками и цен-
228
ностями присутствовали православные ценности и особенности исконно русской культуры, а также известно использование этого стиля в оформлении мусульманских мечетей России. К важнейшим памятникам архитектуры классицизма относятся: дворцово-парковый ансамбль Царицыно (1776-1786), Дом П.Е. Пашкова (1784-1786, Москва) - архитектор В.И. Баженов, Здание Сената в Московском кремле (1783), Петровский путевой дворец (1775-1782) - архитектор М.Ф. Казаков.
Для архитектуры России этого периода характерно сочетание народных традиций, в особенности, деревянного зодчества, с лучшими достижениями западноевропейского барокко. Наиболее ярко черты русского барокко проявились в т.н. нарышкинском или московском стиле. Свое название получил благодаря заказчикам строительства Нарышкиным, родственникам матери Петра I. Московское барокко отличают обилие пышных декоративных украшений, кокошники, изящные наличники окон и дверей, всевозможные пилястры белого цвета, выделяющиеся на красном фоне кирпичных стен, изразцы с изображениями васильков, павлиньих перьев. К великим архитектурным сооружениям барокко относятся: Храм Покрова в Филях (1690-1694, Москва), церковь Троицы в Никитниках (1631-1634, Москва), Зимний дворец (архитектор В.В. Растрелли, 1754-1762, Санкт-Петербург), Собор Смольного монастыря (архитектор В.В. Растрелли 1748-1760, Санкт-Петербург), Андреевская церковь (архитектор В.В. Растрелли, 1749-1759, Киев) и др.
XIX веке помимо достижений классицизма в архитектуре стал преобладать стиль эклектики, на основе русско-византийского стиля. Эклектика - художественное направление в архитектуре, ориентирующееся на использовании в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях, обычно имеет место в период смены больших художественных систем. Самыми известными являются: Храм Христа Спасителя (под руководством К.А. Тона, 1812 год,
восстановлен в 2000 году), Большой Кремлевский дворец (под руководством К.А. Тона, 1838-1849), Оружейная палата, Исторический музей (В. Шервуд и А. Семенов, 1872).
В XX веке в отечественной культуре появились такие направления, как символизм, модерн, конструктивизм, авангард, импрессионизм и ряд др. С одной стороны, искусство XX века - это отказ от старых художественных традиций, попытка творчески переосмыслить классическое наследие прошлого. С другой - это смелые новации, эксперименты, не ограниченные рамками и условностями.
В архитектуре и искусстве XX века возникли и последовательно развились такие стили, как модерн, конструктивизм и деконструктивизм. Модерн вдохнул в культуру динамику, связанную с устремленностью в новую эпоху и являлся наглядным отражением преобразованием ценностной картины мира. Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Главным отличием модерна стало искусство импровизацией линии. В стиле модерн были оформлены Казанский вокзал в Москве, особняк С.П. Рябушин-ского (архитектор А.В. Щусев), оформлен Московский художественный театр, здание Ярославского вокзала (архитектор Ф. Шехтель).
Конструктивизм отражал новое преобразование пространства на основе упорядочивания геометрических форм, изобилующих прямыми и ломаными линиями. Примерами достижений этого стиля в архитектуре является проект советского павильона на Международной выставке декоративных искусств в Париже - 1925 год, дом Мельникова в Кривоарбатском переулке - 1927-1929 годы (архитектор К.С. Мельников), Памятник III интернационалу - 1919 год (В.Е. Татлин). В конструктивизме через геометрические конструкции и выражение вырабатывается образ ценностей индустриальной эпохи, связанный с промышленными преобразованиями и пред-
ставленный открытиями, достижениями ученых и трудящихся [5].
В человеческой личности пересекаются и отражаются все сферы и уровни организации российского общества и прежде всего духовность. Человек в итоге является важнейшей ценностью российского общества, активной движущей силой его развития. Уровень духовных ценностей внутреннего мира личности в культуре XIX века был выражен в деятельности выдающихся представителей культуры и общественных деятелей страны, а также в виде образа человека той эпохи, раскрытом в искусстве. Для обеспечения комфортных условий очень важно создание красоты в окружающем интерьере и ландшафте. Красота может проявиться в творчестве людей, архитектуре, дизайне. В современной России и во всем мире архитектура является востребованным и перспективным направлением развития общества.
Для создания социально-нравственной смысловой платформы для деятельности необходимо наличие и воплощение в обществе доброты и добрых стремлений. Она является важнейшей вечной ценностью, неразрывно связанной с человечностью, душевностью и является неотъемлемой частью мировоззрения современного человека. В стремлении принести пользу обществу и окружающим людям должна быть основа общественной деятельности. Для благополучия общества необходима деятельность, основанная на добре, человечности и общечеловеческих ценностях.
Каждый народ имеет уникальную культуру, особенности традиций, достижений, ценностей. Духовные ценности представляют собой смысловые ориентиры развития общества, выраженные в конкретных формах социального взаимодействия, в отношении к значимости результатов и целей деятельности. Так, например, современная мордва, так же, как и предки в прошлом, большое значение придает хорошему доброму нраву, уму, наличию знаний, осторожности. Не случайно многие современные исследователи отмечают,
что опыт Поволжья уникален в их специфических, социально-экономических традициях, проявляющихся в контексте межкультурного и межконфессионального диалога [5, с. 293]. В этих условиях российская унификация культур повлияла на все аспекты социального бытия живущего здесь населения: фольклора, быта и обычаев, материального производства, религии и т.д.
Система ценностей народов России взаимообусловлена ценностями синтеза традиций и новаций, выраженных в культурном наследии России [9]. Для Российской цивилизации ключевую роль играют ценности духовной сферы (культуры), представленные основанием ценности моральной сферы. Духовные доминанты социокультурного бытия россиян обеспечивают взаимосвязь наследия и современности в социуме. Они выражаются в определенных формах социальной созидательной деятельности и в произведениях культурного наследия, их наличие позволяет человеку увидеть смысл происходящих явлений от прошлого к настоящему. Культура народов России, функционирование и развитие всех сфер общественной жизни всегда оказывались связанными с системой ценностей, присущей общероссийским традициям и социально-нравственным установкам.
Ценности межкультурного взаимодействия в социальной действительности нашли выражение в деятельности творческих коллективов выдающихся деятелей культуры. Например, можно выделить творчество художников, таких как И.К. Айвазовский, И.Н. Крамской, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, в своем творчестве воспевающих красоту природы и отражающих ее духовный смысл, воплощая через нее духовные чаяния и ценности российского общества. Можно выделить также деятельность творческого содружества композиторов, среди которых выделяются: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, М.А. Балакирев и др. В своих произведениях они воспевали духовную силу народов России. Каждый шедевр отражал определённый спектр душевных порывов, чувств, рас-
230
крывающих определённые стороны души широких слоев российского общества.
Уровень религиозных ценностей россиян, как и для всех сфер социума, носит универсальный характер. Такие ценности, как Бог, идея, прогресс, закладывают идейную основу, необходимую для стабильного развития производства. Религия объединяет рабочих верой в светлое будущее и помощь божью в их нелегком труде, ценность идеи заключается в конструировании своих дальнейших решений, действий согласно этим идеям, прогресс необходим как суммарная картина успеха и достижений, что позволяет обеспечить благополучие населения. В XXI веке важно возрождение духовных ценностей культуры, которые в разные периоды истории погибали и возрождались. Храм Христа Спасителя был взорван в 1930 годах XX века, но возродился в конце этого же века и в том же месте. Это чудо, происходящее в мире духовных ценностей.
Таким образом, Россия занимает активное место на мировой арене по системному решению важнейших задач, стоящих перед человечеством. Ценности, связанные с государством, находя выражение в ценностях человеческой цивилизации, приобретают в них формы выражения, свойственные глобальному уровню и являются в связи с этим ценностями человеческой цивилизации. Это проявляется в реализации ценностей российского общества с помощью международного сотрудничества и участия России в решении глобальных проблем. Россия организует работу по реализации идей гармоничного развития общества в ноосфере на государственном уровне и на уровне международного сотрудничества. Российское общество опирается на научные концепции устойчивого развития духовной цивилизации. Важно совмещение этих теорий с аксиологическими концепциями. Их успешная реализация осуществляется с помощью рассмотренных механизмов. Российская культура является примером мирного взаимодействия и развития культур разных народов.
Таким образом, в качестве составной части системы ценностей, рассмотрен уровень ценностей человеческой цивилизации, включенный в систему ценностей российского общества, рассмотрена взаимосвязь традиций и инноваций в нем. Выявлены основные научные направления, оказывающие решающее влияние на устойчивое развитие цивилизации. Для эффективной реализации ценностей данного уровня необходимо принятие совместных решений на международном уровне при использовании выделенных механизмов.
Литература
1. Александрова Р.И. Нравственная философия М.М. Бахтина. - Саранск.: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 326с.
2. Бахлов И.В. От империи к федерации: историко-политический анализ трансформации имперских систем в федеративные/ И.В. Бахлов; науч. ред. проф. В.А Юрченкова. - Саранск: Изд-во Мордов ун-та, 2004. -635 с.
3. Бычков В.В. Византийская эстетика / В.В. Бычков. - М.: Искусство, 1977. -199 с.
4. Гусейнов А.А. История этических учений / А.А. Гусейнов. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
5. Елдин М.А. Философские проблемы взаимодействия духовных традиций российских народов в Средне-волжье / М. А. Елдин // Историко-культурные аспекты развития поли-этничных регионов России: мат-лы Х Сафаргалиевских науч. чтений / МГУ им. Н.П. Огарева; [отв. ред. Н. М. Арсентьев]. - Саранск: Тип. «Красн. Окт.», 2006. - С. 293.
6. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: Хрестоматия в 5 тт. / Ред. коллегия: М.Ф. Овсянников и др. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. - Т. 1. Античность. Средние века. Возрождение. -683 с.
7. Мочалов Е.В. Антропология всеединства в русской философии / Е.В. Мочалов. - Санкт-Петербург: Изд-во
231
Санкт Петербургского университета, 2006. - 244с.
8. Столович Л.Н. Философия красоты / Л.Н. Столович. - М.: Наука, 1980. -267 с.
9. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: А.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Сов. энц., 1983. -840 с.
10. Ярошевский М.Г. История психоло-гииот античности до середины ХХ в. / М.Г. Ярошевский. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. - 538 с.
CONCEPTUAL STRUCTURING OF IDEAS OF SOCIO-PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE ABOUT THE PHENOMENON OF THE TRADITION OF BUILDING TEMPLES ON THE TERRITORY OF RUS'-RUSSIA
Kidyamkin A.A.
National Research Mordovian State University N.P. Og-areva
The article examines the problems of social values in the traditions of domestic temple building as a system of interconnection between religious traditions and the values of Russian society, analyzed by domestic philosophers. Since the times of Ancient Rus', Russian thinkers have identified a number of features of the domestic understanding of harmony in architecture, which determine the Russian spiritual and cultural heritage from its origins to the present day. An analysis is carried out of the conceptual structuring of the ideas of social and philosophical knowledge about the phenomenon of the tradition of temple building in Rus' and in Russia. Many concepts of domestic thinkers in this discourse are explained by the fact that research into the issues of value justification for issues of religious architecture remains poorly studied. As a result of the study, the most important factor of social continuity in the traditions of temple building from the past to the present in the development of religious architecture of Rus'-Rus-sia is noted. The legacy of religious architecture shows that from era to era the framework of the value structure must be preserved, allowing the social values of the past to be translated into
new forms that correspond to the cultural and historical realities of modern times.
Keywords: ethics, architecture, spiritual culture, morality, Russian society, religious heritage, tradition.
References
1. Alexandrova R.I. Moral philosophy M.M. Bakhtin. - Saransk: Mordov Publishing House. University, 1996. - 326 p.
2. Bakhlov I.V. From empire to federation: historical and political analysis of the transformation of imperial systems into federal ones / I.V. Bakhlov; scientific ed. prof. V.A. Yurchenkova. - Saransk: Mordovian University Publishing House, 2004. - 635 p.
3. Bychkov V.V. Byzantine aesthetics / V.V. Bychkov. - M.: Art, 1977. - 199 p.
4. Guseinov A.A. History of ethical teachings / A.A. Guseinov. - M.: Gardariki, 2003. -911 p.
5. Eldin M.A. Philosophical problems of interaction between the spiritual traditions of Russian peoples in the Middle Volga region / M.A. Eldin // Historical and cultural aspects of the development of multi-ethnic regions of Russia: materials of the X Safargaliev scientific studies. readings / Moscow State University. N.P. Ogareva; [rep. ed. N.M. Ar-sentiev]. - Saransk: Type. "Red. Oct.", 2006. - P. 293.
6. History of aesthetics. Monuments of world aesthetic thought: Reader in 5 volumes. / Ed. board: M.F. Ovsyannikov and others -M.: Publishing House of the USSR Academy of Arts, 1962. - T. 1. Antiquity. Middle Ages. Revival. - 683 p.
7. Mochalov E.V. Anthropology of all-unity in Russian philosophy / E.V. Mochalov. - St. Petersburg: St. Petersburg University Publishing House, 2006. - 244 p.
8. Stolovich L.N. Philosophy of beauty / L.N. Stolovich. - M.: Nauka, 1980. - 267 p.
9. Philosophical Encyclopedic Dictionary / Ch. ed.: A.F. Ilyichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. - M.: Sov. enc., 1983. - 840 p.
10. Yaroshevsky M.G. History of psychology from antiquity to the middle of the twentieth century. / M.G. Yaroshevsky. - M.: Direct-media Publishing, 2008. - 538 p.
232