Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование исследования северокавказской этничности в социологии управления'

Концептуальное обоснование исследования северокавказской этничности в социологии управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
113
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РЕГИОН / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / MANAGEMENT SOCIOLOGY / REGION / ETHNOCONFESSIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алексенцев Виктор Андреевич, Унарокова Раиса Батмирзовна

Раскрываются теоретико-методологические аспекты проблемы, определяются исходные основы научного анализа влияния управленческой культуры на развитие межнациональных отношений в контурах северокавказского этноса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual substantiation of research of North Caucasian ethnicity in management sociology

The paper discloses the theoretical and methodological aspects of the problem. The authors define initial bases of the scientific analysis of influence of administrative culture on development of the international relations in contours of the North Caucasian ethnos.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование исследования северокавказской этничности в социологии управления»

УДК 316.354:351/354(470.1) ББК 60.561.1 (235.7)

А 47

В.А. Алексенцев,

кандидат социологических наук, начальник Судебного департамента при Верховном суде РФ по Ставропольскому краю, e-mail: e.a.o@bk.ru

Р.Б. Унарокова,

доктор филологических наук, профессор кафедры истории и культуры адыгов, тел. 8(8772) 52-13-74

Концептуальное обоснование исследовани я северокавказской этничности в социологии управлени я

(Рецензирована)

Аннотация. Раскрываются теоретико-методологические аспекты проблемы,

определяются исходные основы научного анализа влияния управленческой культуры на развитие межнациональных отношений в контурах северокавказского этноса.

Ключевые слова: социология управления, регион, этноконфессиональные отношения.

V.A. Aleksentsev,

Candidate of Sociology, Chief of Judicial Department at the Supreme Court of the Russian Federation for Stavropol Territory, e-mail: e.a.o@bk.ru R.B. Unarokova,

Doctor of Philology, Professor of Department of History and Culture of the Adyghes, ph.: 8 (8772) 52-13-74

Conceptual substantiation of research of North Caucasian ethnicity in management sociology

Abstract. The paper discloses the theoretical and methodological aspects of the problem. The authors define initial bases of the scientific analysis of influence of administrative culture on development of the international relations in contours of the North Caucasian ethnos. Keywords: management sociology, region, ethnoconfessional relations.

Рассматривая методы социологии конечном счете, корен ятся в эволюцион-

управлени я в долгосрочном опреде- ной потребности индивида в определен-

лении межэтнической реальности ре- ных формах групповой идентификации.

гиона, необходимо отметить, что ме- Группы, которые сумели добиться спло-

жэтническая коммуникация я вл я ется ченности, выжили, а те, кому не удалось

принципом жизни общества, а также обеспечить единство, погибли, исчезли.

качеством личности, выражающим Общества обладают тем, что американ-

разные формы нейтрального и позитив- ский футуролог Э. Тофлер назвал «псиного отношени я представителей одних хосферой», которая охватывает их идеи,

этнических общностей к другим. начиная от общности и идентичности.

Известно, что в мире существует Таким образом, идеи «принадлежно-

более 2000 языков, и все они чем-то сти» или «общности» и акт идентифи-

непременно отличаются друг от друга. кации с другими оказываются одной из

Культурная идентификация — самоо- фундаментальных основ для всех чело-

щущение человека внутри конкретной веческих систем.

культуры. Расовые, этнические, религи- В России исторически сложилась

озные и иные формы дискриминации, в социокультурна традици социального

взаимодействия, которая обусловлена иерархизированными межличностными и межгрупповыми взаимодействия -ми. Жестко стратифицированные социальные отношения не предполагали равенства и партнерства в разрешении социальных напря женностей и конфликтов. Они обуславливали поддержку установки на примирение с социальным неравенством и социальными преференция ми доминирующих групп. Существенный методологический вопрос, требующий изучения — каков социально-культурный субстрат консолидации, на который опираетс российская идентичность в конкретных этнокультурных сегментах общества в среде российских народов и адаптиру-ющихс мигрантских групп.

Индивид, выбирая себе то или иное место в социальном пространстве, тем самым выбирает дл себ вполне определенную идентичность. Однако в подобном непостоянном мире, где постоянно меня ются положения в социуме, где сегодн я наиболее «попул я рным, престижным, актуальным» я вляется одно положение на социальной лестнице, а завтра совсем другое, индивид не может поручиться в том, что положение, которое он занимает сегодн , завтра будет таким же по престижности. В подобных условиях существования индивид выбирает дл себ наиболее устойчивую принадлежность, а именно

— этническую.

Сегментом, требующим специального рассмотрени , вл ютс группы населения, очевидно или латентно заинтересованные в укреплении гражданской идентичности и интеграции российской общности. Это могут быть представители транснационального

бизнеса, которым этноцентрична территориальная бюрократия не способствует в развитии деловых контактов; специалисты-интеллектуалы, заинтересованные в культуре без границ; это могут быть люди любой национальности, у которых совмещается сильная этническая идентичность с сильной гражданской идентичностью, наконец, это могут быть те адаптировавшиес в России бывшие и новые иммигранты,

дл я которых «не быть иными», быть просто росси нами комфортнее.

Существенное значение имеют проблемы моделировани этноконфессио-нальных отношений — речь идет о факторной и прогнозной модел х. Это особенно важно в условиях глобали-зирующегос мира, когда активизировались миграционные процессы, а политика большинства государств в этой области, мягко говоря, не вызывает большого оптимизма со стороны коренного населени . И в факторной, и в прогнозной модели следует учитывать такую особенность, характерную для европейских стран и дл России, как развитие демографических тенденций в пользу мусульманского населени . Отношение к этой проблеме весьма противоречивое.

В целом, в такой многонациональной и поликонфессиональной стране, как Россия, можно сформировать единую политику в сфере духовнонравственного воспитани российских граждан, только объединив усилия всех — государства, традиционных конфессий, общественности, толерантно согласовав приоритеты и ценности духовно-нравственного воспитани

граждан, используя потенциал светского и религиозного образовани .

На многомерность национальной идентичности указывал Л.П. Карсавин: «Ни территори , ни государственна принадлежность, ни кровь и антропологический тип, ни быт, ни даже я зык сами по себе не вл ютс признаками, отличающими представителя одной нации от представител другой... Вс -кая историческая индивидуальность или личность — всеединство своих моментов, и всеединство конкретное... Личность данного народа, данной социальной группы и т.п. познаваема и определима чрез противопоставление её хот я бы одной из личностей того же пор дка, т. е. чрез противопоставление её другому народу, другой социальной группе и т.п.». Иначе говор , лишь в диалоге культур вы вл етс специфичность каждой из них, каждая начинает понимать своеобразие и неповторимость своего « лица».

Таким образом, этноидентичность рассматриваетс как одна из фундаментальных характеристик самосознани человека. Она не зависит от динамики социальных ролей и систем ценностей. Если человек рожден русским, то это явля ется неизменной характеристикой всей его жизни. Как справедливо замечает Н.Г. Скворцов, «этническая идентичность базируется, прежде всего, на осознании общности происхождения , традиций, ценностей, верований, ощущения исторической и межпоко-ленной преемственности» [1]. Име субъективно-психологический характер, этноидентичность обусловлена р -дом объективно-материальных (ландшафтом и социально-исторической средой) и объективно-ценностных факторов ( зыком, моралью, религией, мифологией), выражающихся в культурных ценност х.

Этнос вл етс естественной основой, с которой свя зано происхождение любого человека. Он рождается и от рождения оказывается в этническом окружении, получая от родителей этнические признаки, определ ющие его сущность. Конечно, возможно выпадение из этноса или возвращение в него, и тогда возникает вопрос о взаимоотношения х человека и этноса, а также о критери х этнической идентичности (Ю.В. Бромлей).

Совпадение пон я тий «этноса» и «нации» в сознании этнологов не вл етс случайным, оно отражает естественное стремление каждого этноса создать моноэтничное государство дл защиты своей культуры и ее важнейших ценностей. Однако государства в историческом развитии общества возникают раньше, чем сознательный импульс этноса к национальному самоопределению; и на территории одного государства оказывается несколько этносов, ибо границы проводились без учета их реального расселени я, но по иным основани м. Как писал Ю.В. Бромлей, « термин «наци » в нашей литературе, как правило, употребл етс дл обо-значени совокупности людей одного этнонима, живущих в пределах одного государства» [2]. Действительно, в на-

циональном самосознании формируетс представление об «этнонации», о наследовании нацией традиционной культуры титульного, коренного этноса. Но в каждом государстве живут представители не одного, а нескольких этносов, и в процессе формировани нации происходит сплав их культур при доминирующей роли ведущего этноса.

Этническая идентичность как у русских, так и у людей тех национальностей, которые дают название республикам, не только остается столь же распространенной, как и дес ть лет назад (у 80-90% населения и более), но и у очень значительной части наших граждан сохраняется ощущение «сильной св я зи» с людьми их национальности. По данным «Европейского социального исследовани » (2010 г.) такие ощущени сохран ютс более чем у 60% русских. И все это дает основание полагать, что исчезновение этничности в услови х глобализации — скорее «миф», чем реальность (Л.М. Дробижева).

Региональное управление имеет свою специфическую институциональную структуру, состо щую из субъектов и объектов управлени , методологии управленческой де тельности и регионального политико-правового процесса. В условиях российской федерализации институты регионального управления играют ведущую роль в обеспечении стабильности, воспроизводства и безопасности территориального жизненного мира индивидов, а региональна политика выступает в качестве важного и неотъемлемого уровн реализации стратегии укрепле-ни единства и целостности российской государственности [3].

Этнос не обязательно характе-ризуетс единством территорий или кровным родством. Этнические группы крупнее кровнородственных и соседних групп, они более разбросаны и разветвлены. Народы диаспоры, под-вергшиес превратност м рассе ни , миграций, коллективного изгнани , со-хран я ют я рко выраженную этническую определенность даже при отсутствии единой территории. Этносы обладают

целой системой отличительных символов, эмблем, знаков, необходимых как дл самих членов этнической группы, так и дл посторонних. Поэтому символические аспекты территориальной и зыковой общности подчас оказыва-ютс существеннее реальных.

Концептуальными основами научного анализа дл данного параграфа станов тс :

— определение представлений массового сознани народов Северного Кавказа о состоянии межэтнических отношений в регионе;

— вы вление факторов, вли ющих на характер межэтнических отношений; фиксация межэтнической напря -женности и социального самочувстви я различных этнических групп;

— определение конфликтного потенциала массового сознани ;

— раскрытие взаимодействия этнических факторов (геополитические особенности региона, традиции и культура северокавказских народов) и условий формировани национальногосударственных интересов региона.

Управленческая деятельность в рамках единой правовой политики осуществляет как реальное отражение и закрепление сложившихся моделей позитивного общественного взаимо-действи я, поддерживающих и развивающих логику и параметры территориального развития, так и опережающее отражение, предполагающее нормативную регламентацию общественных отношений, исходящую из достижения должного социально-политического и правового состо я ни я общества [4].

В излагаемом аспекте, кадры — это главное звено механизма реализации политики духовно-нравственного воспита-ни я и образовани я молодежи. Кадровая политика только тогда даст должный эффект, когда она будет строитьс на

партнерских отношениях государства и религии, на системном и поэтапном подходе к реализации в сфере духовнонравственного воспитани и образовани молодежи комплекса мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровн : представителей администрации, управленцев, практических работников образовани , правоохранительных структур, здравоохранения , культуры и т.д. Системный подход предусматривает также создание методической базы: разработку стандартов, учебников и методических пособий, планов и программ дополнительного об-разовани и переподготовки кадров дл представителей светских и религиозных специальностей.

В обосновании теории единого кавказского этноса дл реального поведени людей, уместно представить несколько направлений этой работы: — организа-ци системы посто нного мониторинга этноконфессиональной ситуации в регионах; — изучение вли ни де тельности национально-культурных и религиозных объединений; — анализ информации об межэтнических и межконфессиональ-ных отношени х; — профилактика экстремизма и ксенофобии и т. д.

Таким образом, гармонизаци интересов этносов и конфессий в процессе взаимодействия есть процесс относительный, но не абсолютный. Проблема гармонизации вл етс объективной и имеет психофизиологическую, культурологическую и ментальную этилогию. Межрелигиозный диалог, дает мощные стимулы не только для решительного осуждени я про я влений международного терроризма, религиозно-политического и этнонационалистического экстремизма, но и дл я налаживания н еобходимой воспитательной работы, направленной на предупреждение подобных преступных де ний в будущем.

Примечания :

1. Скворцов Н.Г. Этничность в современном обществе: подходы и проблемы // Возрождение культуры России: диалог культур и национальные отношения. СПб., 2006. 14. С. 43.

2. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 2007. С. 27.

3. Козлова Н.Н. Исследования повседневности и метод социального познания // Научные и вненаучные формы социального познания: ответственность теоретика. М., 2005. С. 96.

4. Тишков В.А. Этничность, национализм и государство в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2003. 11-2. С. 42.

References:

1. Skvortsov N.G. Ethnicity in modern society: approaches and problems // The renaissance of Russian culture: the dialogue of cultures and national relations. SPb., 2006. No. 4. P. 43.

2. Bromley Yu.V. Ethnosocial processes: theory, history, the present. M., 2007. P. 27.

3. Kozlova N.N. Researches of daily occurrence and social cognition method // Scientific and extra scientific forms of social cognition: responsibility of the theorist. M., 2005. P. 96.

4. Tishkov V.A. Ethnicity, nationalism and the state in postcommunist society // Sociological researches. 2003. No. 1-2. P. 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.