Научная статья на тему 'Концептуальное обоснование экономического механизма устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края'

Концептуальное обоснование экономического механизма устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АПК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ АПК / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ АПК / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / AGRO-INDUSTRIAL INTEGRATION / AGRIBUSINESS / AGRO-INDUSTRIAL SECTOR / STRUCTURAL COMPONENTS OF AGRICULTURE / ECONOMIC MECHANISM FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / NATIONAL AND REGIONAL PURPOSE PROGRAMS OF AGRIBUSINESS DEVELOPMENT / REINFORCEMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косенко Светлана Геннадьевна, Поличкина Елена Николаевна, Егорова Лариса Александровна

В статье рассматриваются региональные особенности развития агропромышленного комплекса (АПК). Дается концептуальное обоснование экономического механизма устойчивого развития агропромышленной сферы. В рамках реализации целевой региональной программы определяются перспективы устойчивого развития АПК Краснодарского края на период 2014-2020 гг. Раскрыто содержание компонентов структуры АПК, а также определены условия для устойчивого развития комплекса в целом и АПК Краснодарского края в частности. Особо акцентировано внимание на необходимости расширения импортозамещения и интенсификации АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косенко Светлана Геннадьевна, Поличкина Елена Николаевна, Егорова Лариса Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual justification of the economic mechanism of sustainable development of the agricultural sector in the Krasnodar Territory

The article discusses regional peculiarities of agriculture development. The authors give a conceptual justification of the economic mechanism for sustainable development of the agro-industrial sector. The article considers the prospects of sustainable development of agribusiness in the Krasnodar Territory for the period of 2014-2020 as a part of the regional special-purpose program. The authors describe the content of the agricultural complex components, as well as determine the conditions for sustainable development of the industry in general and the agriculture of the Krasnodar Territory in particular. Special attention is focused on the necessity of expansion of import substitution and reinforcement of the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Концептуальное обоснование экономического механизма устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края»

УДК 338.43.02:332.1 Косенко Светлана Геннадьевна

кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в г. Армавире

Поличкина Елена Николаевна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в г. Армавире

Егорова Лариса Александровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в г. Армавире

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Аннотация:

В статье рассматриваются региональные особенности развития агропромышленного комплекса (АПК). Дается концептуальное обоснование экономического механизма устойчивого развития агропромышленной сферы. В рамках реализации целевой региональной программы определяются перспективы устойчивого развития АПК Краснодарского края на период 2014-2020 гг. Раскрыто содержание компонентов структуры АПК, а также определены условия для устойчивого развития комплекса в целом и АПК Краснодарского края в частности. Особо акцентировано внимание на необходимости расширения импортозамеще-ния и интенсификации АПК.

Ключевые слова:

агропромышленная интеграция, агропромышленное производство, агропромышленный комплекс (АПК), структурные компоненты АПК, экономический механизм устойчивого развития, целевые государственные и региональные программы развития АПК, интенсификация АПК, импортозамещение.

Kosenko Svetlana Gennadyevna

PhD in Economics, Head of Economics and Management Department,

Armavir branch of Kuban State University

Polichkina Elena Nikolayevna

PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Department, Armavir branch of Kuban State University

Egorova Larisa Aleksandrovna

PhD in Economics, Assistant Professor, Economics and Management Department, Armavir branch of Kuban State University

CONCEPTUAL JUSTIFICATION OF THE ECONOMIC MECHANISM OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE AGRICULTURAL SECTOR IN THE KRASNODAR TERRITORY

Summary:

The article discusses regional peculiarities of agriculture development. The authors give a conceptual justification of the economic mechanism for sustainable development of the agro-industrial sector. The article considers the prospects of sustainable development of agribusiness in the Krasnodar Territory for the period of 2014-2020 as a part of the regional special-purpose program. The authors describe the content of the agricultural complex components, as well as determine the conditions for sustainable development of the industry in general and the agriculture of the Krasnodar Territory in particular. Special attention is focused on the necessity of expansion of import substitution and reinforcement of the agricultural sector.

Keywords:

agro-industrial integration, agribusiness, agro-industrial sector, structural components of agriculture, economic mechanism for sustainable development, national and regional purpose programs of agribusiness development, reinforcement of the agricultural sector, import substitution.

Обеспеченность населения продуктами питания следует считать важнейшим социально-экономическим показателем, характеризующим уровень жизни и определяющим экономический потенциал государства. В условиях экономических санкций, введенных в отношении России, продовольственная безопасность становится не просто жизненно важным аспектом существования нации, но и объективным и незаменимым условием существования самой страны и ее территорий [1].

Определяя стратегию развития отечественного АПК, необходимо учитывать тенденции современной мировой экономики в сфере производства продовольствия и накопленный за годы реформ отечественный опыт.

Агропромышленное производство следует рассматривать как особую систему, целевыми функциями которой являются производство, переработка, хранение и доставка потребителю продукции, имеющей сельскохозяйственное происхождение.

Каждой системе присуща своя специфическая структура, являющаяся базовой характеристикой ее зрелости и жизнеспособности. Для выработки предложений по повышению эффективности агропромышленного производства, по нашему мнению, необходимо рассматривать следующие компоненты структуры АПК: функциональный, отраслевой, организационно-экономический и региональный.

Функциональный компонент структуры показывает соотношение основных технологических стадий изготовления конечного продукта комплекса и роль каждой из них в формировании его стоимости и позволяет оценить уровень развития агропромышленной интеграции.

Отраслевой компонент структуры агропромышленного комплекса следует рассматривать через систему межотраслевых экономических отношений, возникающих в процессе производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и доставки населению. Кризисное состояние АПК России во многом объясняется деформацией связей между его различными отраслями.

Организационно-экономический компонент структуры комплекса дает наиболее полное представление о формах реализации производственно-экономических отношений агропромышленного производства, возникающих в процессе непосредственной деятельности его участников. Организационно-экономические преобразования во всех сферах АПК должны способствовать развитию рыночных механизмов и быть направлены на решение проблемы насыщения потребительского рынка. Эти преобразования в итоге трансформируются в развитие различных форм предпринимательства, таких как агрокомбинаты, агроконсорциумы, агрофирмы, агрохолдинги, агрокооперативные предприятия, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личные подсобные хозяйства.

Региональный компонент структуры АПК обусловлен наличием различных природных, поч-венно-климатических и демографических условий производства. В результате сам агропромышленный комплекс делится на одноименные региональные комплексы. В данном случае затрагиваются проблемы специализации и концентрации агропромышленного производства.

В условиях глобализации и интеграции экономики активно идет процесс включения регионов России в систему отношений мирового хозяйства. Таким образом, перспективы развития АПК необходимо определять возможностями его устойчивого развития, прежде всего на региональном уровне, то есть когда комплекс представляет собой динамично развивающуюся социально-экономическую и биотехнико-технологическую систему, в которой присутствует рациональное комбинирование всех структурных элементов и учтены особенности региона.

Назвать систему устойчиво развивающейся возможно в том случае, если она способна к самосохранению в условиях кризиса, в состоянии преодолеть критический уровень спада, поступательно развиваться и увеличивать объемы производства.

Обеспечить устойчивое развитие агропромышленного комплекса возможно при соблюдении следующих условий:

- достижение оптимальных структурных пропорций комплекса и конкурентного равновесия всех его звеньев;

- разработка системы мер государственной поддержки, которые позволят достигнуть необходимого уровня производства продовольствия с учетом особенностей региональных АПК;

- мониторинг системы показателей развития АПК (объемы и качество производимой продукции, ассортиментные и ценовые характеристики; объемы и структура импорта продовольствия; импортозамещение).

Импортозамещение представляет собой новый тип экономической стратегии и агропромышленной политики государства. Россия нуждается в продуманной, научно обоснованной программе по замещению импортного продовольствия, в которой будет доминировать экономический, а не политический аспект. По нашему мнению, такая программа должна включать следующие направления. Первое охватит товары, аналоги которых производятся в России в недостаточном количестве или неконкурентоспособны по показателям качества. Это мясо крупного рогатого скота, свинина, рыба и рыбная продукция, молочная продукция, фрукты, овощи. Второе включит товары, не производимые в Российской Федерации или производимые в крайне малых объемах, поскольку это экономически невыгодно или вообще невозможно в силу объективных причин. Это кофе, чай, какао, пальмовое масло, многие виды орехов и некоторые фрукты (цитрусовые, бананы, виноград, абрикосы), брэндированный алкоголь [2].

Теория и практика экономического развития определяет два пути увеличения объемов производства - экстенсивный и интенсивный. Возможности экстенсивного развития уже почти исчерпаны, поэтому интенсификацию следует считать наиболее эффективным и единственно возможным способом развития производства в агропромышленной сфере.

Процесс интенсификации агропромышленного производства может базироваться на реализации экономического механизма устойчивого развития. Как показывает международный опыт

и отечественная практика, такой механизм включает в себя два взаимосвязанных блока: ры-ночно-конкурентную самоорганизацию воспроизводства на всех уровнях АПК и систему государственного регулирования и поддержки его устойчивого развития.

Рыночная и конкурентная самоорганизация воспроизводства предполагает решение проблемы финансового обеспечения предприятий АПК. Особая роль здесь должна быть отведена региональным инвестиционным программам.

Краснодарский край является одним из стабильно и динамично развивающихся регионов России. Агроклиматические и трудовые ресурсы Кубани делают ее флагманом агропромышленного комплекса страны. Удельный вес кубанской продукции в российских объемах производства составляет: чай и субтропические культуры - 100 %; детские консервы - 85 %; рис - 80 %; виноград, овощи, фрукты и ягоды - 50-55 %; зерновая кукуруза - 40 %; сахарная свекла - 27 %; масло растительное - 21 %; сыры - 15 %; зерно - 10 %; скот и птица в живом весе - 5 %; молоко, яйца -4 %. Местное законодательство в области налогообложения и кредитования выводит край в число лидеров по инвестиционной привлекательности.

В крае накоплен положительный опыт реализации инвестиционных проектов. С 2008 по 2013 гг. инвестиции в модернизацию и развитие производства составили около 60 млрд руб. На XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи - 2014» подписано 10 соглашений на общую сумму 21,4 млрд руб. Это позволяет реализовывать сегодня в крае более 40 крупных долгосрочных инвестиционных проектов, связанных с агропромышленным производством. Все они ориентированы на поддержание оптимальной пропорциональности и необходимых устойчивых темпов воспроизводства в АПК.

Следует отметить, что основные компоненты рынка, с учетом специфики агропромышленного производства, даже в условиях развитых рыночных отношений не способны обеспечить оперативную саморегуляцию и эффективное развитие агропромышленного комплекса. Базовая отрасль комплекса - сельскохозяйственное производство - является весьма рискованным, а также одним из наиболее трудоемких, энергоемких и капиталоемких видов деятельности. В силу этого достижение оптимального уровня развития АПК возможно при условии разработки системы государственного регулирования.

Необходимость реализации экономических механизмов государственного регулирования и поддержки устойчивости развития АПК в России значительно выше, чем в развитых странах мира. Это обусловлено природно-климатическими, материально-техническими, экономическими, социальными, историческими и другими факторами.

В общей системе государственного регулирования развития агропромышленного комплекса приоритетными являются долгосрочные целевые программы федерального и регионального уровней. Использование программно-целевого подхода обусловлено необходимостью достижения оптимальных качественных и количественных результатов развития всех сфер АПК.

На федеральном и краевом уровне в период 2008-2012 гг. успешно реализованы целевые программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Финансовые вложения в агропромышленный комплекс Краснодарского края в рамках региональной программы составили 83,5 млрд руб., из них более 60 млрд руб. направлены на развитие сельскохозяйственных предприятий, улучшение их материально-технической базы.

В условиях экономических санкций и необходимости решения проблемы импортозамеще-ния были приняты новые целевые программы. На федеральном уровне это программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы». На уровне Краснодарского края принята программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2014-2020 годы». Она направлена на развитие и повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса Краснодарского края.

В процессе реализации этих целевых программ следует исходить из того, что развитие АПК на период до 2020 г. будет детерминировано двумя группами факторов. С одной стороны, положительно скажутся меры, которые были приняты в последние годы для повышения устойчивости агропромышленного производства, с другой - сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса и введением экономических санкций в отношении России, что усиливает вероятность проявления рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

На реализацию краевой целевой программы необходимо более 60 млрд руб. Предусмотрено финансирование из краевого и местных бюджетов в суммах 31,65 млрд руб. и 208,38 млн руб. со-

ответственно. Из федерального бюджета ожидается поступление в размере 588,3 млн руб. Планируется привлечение около 28,53 млрд руб. из внебюджетных источников. Мероприятия программы предусматривают к 2020 г.:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в 2,1 раза по отношению к 2010 г.;

- рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края от предприятий АПК до 12,1 млрд руб. в год;

- повышение доходов работников сельскохозяйственных организаций в 1,4 раза к уровню 2010 г. и существенные изменения жилищных условий на селе [3].

Эффективность реализации региональной программы в целом должна оцениваться исходя из достигнутого уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по цепному принципу, так и нарастающим итогом к базовому году. К этим показателям следует отнести: развитие сельских территорий, занятость и уровень жизни на селе; комплексное развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; поддержку малого и среднего предпринимательства; рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, производимой в крае в условиях импортозамещения; повышение финансовой устойчивости предприятий АПК.

Таким образом, в исследовании получили подтверждение концептуальные идеи авторов о способах реализации экономического механизма устойчивого развития агропромышленного комплекса Краснодарского края, сочетающего рыночно-конкурентную самоорганизацию воспроизводства на всех уровнях АПК и систему государственного регулирования и поддержки его устойчивого развития.

Ссылки:

1. Косенко С.Г., Кочурина Р.А. О роли межбюджетных трансфертов в обеспечении продовольственной безопасности регионов // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-11. С. 2516-2523.

2. Косенко С.Г., Поличкина Е.Н. Проблемы импортозамещения: региональный аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. С. 1744-1750.

3. Долгосрочная краевая целевая программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае на 2014-2020 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.