Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ СМЫСЛОВ'

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ СМЫСЛОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ СМЫСЛОВ»

не только уникальный образ города, но и способствуют духовному и физическому воспитанию общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Быстрова Т.Ю. Направления и проблемы развития «устойчивого» дизайн / Т.Ю. Быстрова // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. - 2012. - № 1.- С. 96-101.

2. Панкина М.В. Экологический дизайн как направление современного дизайна. Определение понятия / М.В. Панкина, C.B. Захарова - Текст: электронный // Современные проблемы науки и образования: Интернет-портал. - URL https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 19.06.2020).

3. Папанек В. Дизайн для реального мира /В.Папанек. - М.: Издатель Д. Аронов, 2008. - 416 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СЕВЕРНЫХ СМЫСЛОВ Е.А. Куделина, A.B. Демьянюк, Е.А. Андреева, д.т.н., проф. К.С. Ившин (научный руководитель)

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», Россия, Республика Удмуртия, г. Ижевск

Актуальность. Арктический регион всегда был и остается объектом как исследования ученых, так и интереса людей творческой профессии. Его уникальная природа и культура задают тенденции в мире искусства и дизайна. Все новое, это хорошо забытое старое, ничего не берется из воздуха. Дизайнеры часто в работе обращаются к этническим и культурным мотивам, к их истории. Преобразование старого, культурного наследия в новые и современные вещи, как раз и привносят в настоящее время отголосок прошлого, и таким образом с ним создается связь. Дизайн и экология, которая в этом случае являются предметом сохранения не только природы, но и культурных традиций, ценностей и мотивов, и все это вместе образует культурный код. Люди смотрят на вещи и видят в них знакомые формы, цвета, сразу понимая, к какой стране относится тот или иной стиль дизайна, будь то Италия или Скандинавия. То же самое относится к Северу.

Анализ северных смыслов. Русский Север особенный в виду своей локальной идентичности. Его холодный мир, северное сияние, воды и льды как мифы, былины и сказки можно с помощью современных средств преобразовать в то, что может показать север с разных сторон. Этот материал очень гибкий, здесь можно стать новатором и слепить из того же самого снега то, что приблизит нас к этой далекой и холодной земле. Мир русского севера воспринимался всегда как особый, полный тайн и загадок. С древнейших времен и по настоящее время эта земля сохранила свою уникальность, являясь важным регионом России, сочетающем в себе природные, культурные ценности и глубокие национальные традиции.

Все это создает новое прочтение северной земли, укрепляя и распространяя любовь к природе, к локальной идентичности Русского Севера, который может являться источником вдохновения для самых разных творческих интерпретаций. Именно поэтому Север собирает вокруг себя абсолютно

97

разных людей, о нем говорят, ему посвящают конференции, выставки, картины, он становится источником вдохновения для дизайнеров.

Стилизация северных смыслов в дизайне. В данной работе представлены проекты и студенческий взгляд с национальной, мифологической и природной стороны. Каждый тип соответствует разному виду дизайна, а именно графическому, предметному и дизайну среды.

История Русского Севера начинается с побережья Белого моря, поэтому за основу графического проекта «Поморы Русского Севера» именно взято это место. Раньше по скандинавской мифологии его называли "Гандвик", что переводится как "Залив чудовищ".[3] Земли рядом с Белым морем мало пригодны для земледелия, однако богатство этих мест пушниной, рыбой и морскими животными привлекало сюда наиболее энергичных и не боявшихся риска лиц, селившихся по берегам рек и «дышащего моря» — Белого моря. Так сформировался своеобразный субэтнос — поморы, на своих ладьях-кочах освоивших западную часть Северного Ледовитого океана, в том числе район Шпицбергена, называвшийся ими Грумант. Своими мужеством и отвагой этот народ привлекает к себе внимание. Они были умелыми мореходами: ходили рыбачить в Норвегию и Восточную Сибирь, также они занимались охотой, судостроением, добычей соли и жемчуга. «И радость, и горе — помору все от моря».[2] С морем связана вся их жизнь. Творческая интерпретация является олицетворением тех самых преград и сложностей, которые пришлось пережить поморам на пути освоения земель и создания для себя комфортной среды тобитания, что также связано с мифом о Белом море, как о заливе чудовищ (рисунок 1).

Рисунок 1 — Проект «Поморы Русского Севера» Авторы: В. М. Бурханова, В. А. Демьянюк; руководитель: К. С. Ившин

На основе быта и промыслов поморов были созданы иллюстративный ряд и паттерны, которые собраны в единую композицию, представляющую собой рассказ о быте и жизни поморов.

Следующее прочтение Севера отображено в мифологической теме через предметный дизайн. Солнце, согласно мифологии ненецкого народа - это женщина. Она следит за травой, деревьями,

98

мхами. Когда приходят морозы, солнце прячется от них за небосводом и наступает ночь - полярная ночь. Принт, который разработан для нее - это лучи солнца. Другой миф говорит о покровительнице женской половины семьи - это богиня Янебя. Она помогает девушкам справиться с рождением ребенка. Это вторая героиня, ее принт - это капли, олицетворяющие слезы радости на лице девушки, которая только что стала мамой. Третья героиня покровительница семьи и благости - Мядпухуця. Ее символ - это цветок. Транслированы три мифа с помощью принтов на кукольных платьях.

Солнце, капли и цветок - это символы, которые взяты за основу проекта. Разработана коллекция мягких принтованых игрушек, чем подчеркнута идея, что игрушка в рамках национальности может быть разной, но главное — это интересный мотив (рисунок 2).

Рисунок 2 - Кукла мать дождя Автор: А. Е. Куделина; руководитель: К.С. Ившин

Цветовая палитра проекта - это желтый, зеленый и голубой - которые символизируют каждую из героинь. На основе данных образов были создана концепция, заключающаяся в простоте и доступности мира северной мифологии для ребенка.

Природа Севера не отличается яркостью и многообразием, но она уникальна, ее территория огромна, у нее есть, что показать миру. Самая северная природная зона высоких широт - арктические пустыни. К ним относится немалая часть островных арктических территорий. Основой ландшафта этой местности является снег, лед и каменные россыпи.

Несложно перечислить названия цветов растительного мира Арктики этой зоны: здесь растут лисохвост альпийский, камнеломка снежная, лютик арктический, щучка арктическая, мак полярный, осот, мятлик, крупка, звездчатка, полярная ива. Они все редко достигают более 3-5 см в высоту.

Одна из особенностей этого сурового, неуютного, но прекрасного и весьма многообещающего в плане хозяйственной деятельности человека края-обилие редких и эндемичных растений в Арктике, сочетающаяся с крайне слабой устойчивостью экосистем к влиянию внешних воздействий.

Это вдохновило создание идеи или легенды «Цветы Арктики».

Были выбраны эндемичные растения Арктики и разработаны изображения, олицетворяющие каждый из цветков, они составлены в паттерны (рисунок 3).

К/

.V ¿t .V -р *■ * *

Рисунок 3 - Проект «Цветы Арктики» Авторы: А. Е. Андреева, Е. А. Куделина; руководитель: К. С. Ившин

Данные объекты - это носители концепции, которая заключается во внимании к миру Арктики.

Всё самое красивое всегда маленькое. Вот цветок- он обычный, простой, знакомый цвет, форма лепестков, а внутри целая жизнь, которую он прожил, встречая рассвет, закат, ветер и северное сияние.

А ещё это все, кто потерялись в большом мире среди рутины и информации. Которые держат всё прекрасное глубоко внутри. Это попытка высказаться о богатстве внутреннего мира человека и о бесценной природе Арктики, о том, как попробовали их объединить. Паттерны были вынесены на горшочки из плотной бумаги, которые символизируют защиту, идею сохранения цветов. Также они нашли свое отражение на стене в Револьт-центре, в независимом пространстве для встреч и взаимодействия на международной выставке «Relate North - 2019: Традиции и инновации в образовательном пространстве искусства и дизайна».

Заключение. Таким образом, каждое из представленных прочтений Севера, с помощью присущих ему выразительных средств, призван показать Север с разных сторон. Разнообразие современных технологий позволяет открывать новые пути решения дизайн-задач, благодаря чему создание проектов и художественных образов и объектов, посвященных Арктическому региону, становится безграничным. Это позволяет перейти к совершенно новому этапу в создании современных вещей, тем самым, выходить на международный уровень.

Результатом разработки проектов «Поморы русского севера», «Нухукось». Ненецкая

принтованая кукла», «Цветы Арктики», посвященных миру севера стало участие в международной

конференции «Relate North - 2019: Традиции и инновации в образовательном пространстве искусства

100

и дизайна» в г. Сыкрывкар, 2019 г. Данное мероприятие было возможностью для данных проектов стать частью мультикультурной дискуссии о возможностях дизайн проектирования в проектах и исследованиях, посвященных Арктическому региону. На ряду с дизайнерами из Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии, Шотландии и США, которые затрагивали ежедневные вопросы северной культуры, глобальные проблемы Арктического региона, и их решения с помощью дизайна, были представлены проекты студентов, которые также были нацелены на решение данных задач. Проекты были представлены на международной выставке «Arctic makes», Школа арктического дизайна, Уральский государственный архитектурно-художественный университет, 2020 г. Направлением данного события стало рассмотрение проблематики северной тематики в совокупности с дизайн-подходами и дизайн-мышлением. Рассматривались следующие аспекты: проектирование в Арктике (проекты северной природной тематики), проектирование с Арктикой (взаимовыгодное взаимодействие с Землей и людьми, с особым вниманием к эксклюзивному участию), а также - дизайн из Арктики (технологии и ноу-хау, которые Арктический регион может экспортировать в другие страны со всего мира). Также данные дизайн-проекты приняли участие в выставке студенческих работ «Дизайн-просмотр 2020» в художественном музейно-образовательном центре Удмуртского государственного университета. Участие в освещенных выше мероприятиях позволило не просто представить данную разработку, также дало возможность увидеть и взаимодействовать с другими прочтениями северной тематики и актуальных проблем региона Арктики. Это дало импульс для дальнейшего развития представленных в данном исследовании проектов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Лебедев C.B., Максимович В.Ф. — Русский Север: исторические и этнокультурные особенности формирования российского региона//Человек и культура. - 2015. - № 6. - С. 28 - 63. DOI: 10.7256/2409-8744.2015.6.15788 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=15788

2. История Русских Поморов [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://oursociety.ru/publ/istorija_rossii/pomory_russkogo_severa/4-1-0-276

3. Культура народов Севера [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://arctika.info/narodyi/kultura

4. Каланов H.A. Словарь пословиц и поговорок о море (2 издание). — М.: Моркнига, 1961. — 240 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-903081-02-8

5. Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. — Екатеринбург: УрО РАН, 2004. — 344 с. — ISBN 5-7691-1538-6.

6. Ненецкие мифы и предания [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://skazanie.info/neneckie-mify

7. Мифы и легенды народов арктики [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/nit/2012/polyanin/mifs.html

8. Растения Арктики [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://xn— 8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/rasteniya-arktiki/

9. Живая Арктика: растения [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://www.edu.severodvinsk.ru/after_school/obl_www/2012/work/bogdanov/nature.html

10. «Арктическая энциклопедия. Растительность, животный мир, охрана природы». Рук. проекта, ген. дир. изд-ва «Паулсен» Р. Я. Неяглова-Колосова; Вып. ред. Д. А. Немцова; Ред. раздела Т. Я. Воробьева; Науч. рецензент раздела В. Ю. Разживин. Издательство: Паулсен. 2017. 246с. ISBN 978-5-98797-176-5

ПРИМЕНЕНИЕ ДЕРЕВА В АРХИТЕКТУРЕ КАК СПОСОБ ГУМАНИЗАЦИИ

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Т. В. Полховская, Н. А. Мартысюк (научный руководитель)

УО «Брестский государственный техническийуниеерситет, Республика Беларусь, г. Брест

Современный город стал примером того, на сколько среда, созданная человеком, может отличаться от естественной. Город испытывает человека «на прочность»: высокий уровень шумового загрязнения, выхлопные газы, бьющий в глаза свет и несоразмерный человеку масштаб, сумасшедший ритм жизни создают враждебный фон и стрессовые ситуации. Поэтому термин «каменные джунгли» является актуальной характеристикой многих городов. Использование натуральных материалов, в том числе древесины - один из способов гуманизации среды, где основа - это максимальный комфорт и единение человека с природой не только в собственной квартире, но и на уровне жилого двора, района или всего города. Актуальным вопрос комфортной и качественной среды остаётся также и для городов Беларуси.

Древесина в истории Беларуси

Дерево - это материал, с которого началось строительство и изготовление утвари и появление декора. Столетиями человечество существовало рядом с деревом. За это время дерево приобрело особое положение в жизни людей. Деревянные постройки кажутся хрупкими, в сравнении с каменными сооружениями, но в Беларуси сохранилась уникальная и красивая деревянная архитектура.

Древесина в архитектуре XX века

Настоящее перерождение древесины произошло в XX веке. Архитектор Алвар Аалто по-новому открыл миру этот материал, рассматривая его в качестве «живого». В созданной им архитектуре он умело объединял современные и традиционные способы обработки дерева. Архитектор использует древесину на всех этапах строительства, открывая публике его эстетические, пластические и технические свойства. Особое внимание Аалто уделял единству архитектуры с северным ландшафтом своей страны. Его работы считаются своевременным шагом на пути превращения древесины в актуальный и востребованный материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.