Научная статья на тему 'Концептуальная структура системы управления на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли'

Концептуальная структура системы управления на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА / ПЛАНИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ / БИЗНЕС ПРОЦЕСС / РЕГЛАМЕНТ / ВНЕДРЕНИЕ / MANAGEMENT ACCOUNTING SYSTEM / ENTERPRISE RESOURCE PLANNING / BUSINESS PROCESS / REGULATIONS / IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейников Александр Александрович

Информационная поддержка производства, является залогом рентабельности предприятия. Своевременное формирование и доставка документации, учет товарно-материальных ценностей, закупаемых производством и учет продукции выпускаемой предприятием упрощаются за счет внедрения информационных систем управленческого учета. Такие системы широко представлены и имеют положительные отзывы предприятий, внедривших эти решения. Тем не менее, существующие системы, в большинстве своем, покрывают потребности предприятий машиностроительного комплекса без учета судостроительной отрасли. Выбор систем для судостроительного направления крайне ограничен на российском рынке. Судостроительная отрасль выполняет проекты схожие по сложности с производством летной техники. Сроки строительства некоторых заказов могут растягиваться на несколько лет. В этом случае системы управленческого учета, внедряемые на предприятиях судостроительной отрасли, позволяют сократить сроки длительного производства, вести мониторинг целевых показателей и осуществлять планирование производства. В работе рассматриваются, основные из существующих на информационном рынке, системы управленческого учета. Приводятся их сравнительные характеристики, дается оценка возможности их адаптации к задачам судостроительной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейников Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL STRUCTURE OF THE MANAGEMENT SYSTEM IN THE TERRITORALLY DISTRIBUTED ENTERPRISE OF THE SHIPBUILDING INDUSTRY

Information support of production is the key to the profitability of the enterprise. Timely formation and delivery of documentation, accounting of inventories purchased by production and accounting of products manufactured by the enterprise are simplified by the introduction of management accounting information systems. Such systems are widely represented and have positive feedback from enterprises that have implemented these solutions. Nevertheless, the existing systems, for the most part, cover the needs of enterprises of the engineering complex without taking into account the shipbuilding industry. The choice of systems for the shipbuilding industry is extremely limited in the Russian market. The shipbuilding industry carries out projects similar in complexity to the production of flight equipment. The construction time of some orders may stretch for several years. In this case, management accounting systems implemented at the enterprises of the shipbuilding industry can reduce the time of long-term production, monitor targets and carry out production planning. The paper discusses the main of the existing on the information market, management accounting systems. Their comparative characteristics are given, the possibility of their adaptation to the tasks of the shipbuilding industry is assessed.

Текст научной работы на тему «Концептуальная структура системы управления на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли»

Б01: 10.24143/2072-9502-2020-3-26-33 УДК [004.6+004.3]: [654.1]

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНО РАСПРЕДЕЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

А. А. Олейников

Астраханский государственный технический университет, Астрахань, Российская Федерация

Информационная поддержка производства является залогом рентабельности предприятия. Своевременное формирование и доставка документации, учет товарно-материальных ценностей, закупаемых производством, и учет продукции, выпускаемой предприятием, упрощаются за счет внедрения информационных систем управления предприятием. Такие системы широко представлены и имеют положительные отзывы предприятий, внедривших эти решения. Тем не менее существующие системы в большинстве своем покрывают потребности предприятий машиностроительного комплекса без учета судостроительной отрасли. Выбор систем для судостроительного направления крайне ограничен на российском рынке. Судостроительная отрасль выполняет проекты, схожие по сложности с производством летной техники. Сроки строительства некоторых заказов могут растягиваться на несколько лет. В этом случае системы управления, внедряемые на предприятиях судостроительной отрасли, позволяют сократить сроки длительного производства, вести мониторинг целевых показателей и осуществлять планирование производства. Рассматриваются основные из существующих на информационном рынке системы управления предприятием. Приводятся их сравнительные характеристики, дается оценка возможности их адаптации к задачам судостроительной отрасли.

Ключевые слова: судостроительная отрасль, информационные системы, система управления предприятием, проектирование, управление финансами, заказокомплект, техкомплект.

Для цитирования: Олейников А. А. Концептуальная структура системы управления на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. 2020. № 3. С. 26-33. DOI: 10.24143/2072-9502-2020-3-26-33.

Введение

В современных условиях, когда иностранные государства проводят в отношении Российской Федерации политику, направленную на введение и укрепление санкционного давления в экономической сфере, судостроительная отрасль как одна из самых значимых, попадая под эти ограничения, испытывает определенные трудности. В настоящее время почти все судостроительные и судоремонтные предприятия России входят в холдинг «Объединенная судостроительная корпорация (ОСК)». В ее составе - ведущие проектно-конструкторские бюро, основные судостроительные и судоремонтные верфи, на которых выполняются не только гражданские, но и военные заказы. Выполнение государственного оборонного заказа является основной причиной наложения экономических санкций на судостроительную отрасль нашего государства. Цели, поставленные основателями ОСК в части создания единой производственной структуры в государстве, требуют формирования общего информационного пространства. Однако это довольно сложная задача, т. к. каждое из предприятий этой отрасли имеет свои уникальные внутренние принципы. В основном это схожие, но имеющие различия в деталях процессы.

Цель работы состоит в разработке системы управления для автоматизации наиболее значимых технологических и бизнес-процессов на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли.

Направления анализа существующих информационных систем

Анализ существующих на рынке систем необходимо проводить минимум по трем основным направлениям. Первое - функциональная область, т. е. возможность использовать базовый

функционал с минимумом доработок для покрытия требований судостроительных предприятий к автоматизации управленческого учета. Второе - это ее перспективность, возможность развития за счет масштабирования и доработок. Третье - наличие положительных результатов внедрения на предприятиях судостроительной области.

Сравнительному анализу были подвергнуты следующие системы управления предприятием российского производства.

Система Global-Marine, разработка фирмы «Бизнес-Технологии». Данная система предоставляет практически полный функционал для предприятий судостроения и судоремонта. Она автоматизирует основные задачи судостроительной отрасли, обеспечивая конструкторскую и технологическую подготовку производства, позволяет управлять архивом документов, осуществлять планирование и управление производством. Также доступно планирование закупок, управление закупками и складом, управление персоналом и финансовый менеджмент.

Система T-Flex, разработка фирмы «Топ Системы», которая является одним из ведущих российских разработчиков систем автоматизации проектирования. T-Flex - это полномасштабное решение в области управления жизненным циклом изделий и организации деятельности предприятий. T-Flex представляет собой комплекс программ, эффективно решающий задачу организации работ на всех этапах жизненного цикла изделия.

Система Tronix, разработка фирмы «Tree Tronix Technology». Tronix - комплексная корпоративная информационная система для судостроения, имеющая в своей основе методологию судостроения эпохи СССР.

Система 1С: ERP разработана компанией 1С. Является универсальным решением для построения комплексных информационных систем управления деятельностью многопрофильных предприятий.

Направления тестирования функционала систем

Проводить тестирование перечисленных систем было предложено по следующим основным направлениям:

1. Управление данными об изделии.

2. Управление производством.

3. Снабжение.

4. Финансы.

5. Электронный документооборот.

Перспективность развития существующих информационных систем

В качестве критериев перспективности развития были рассмотрены:

- численность сотрудников фирм-разработчиков систем. Это позволило оценить возможности дальнейшего развития систем и возможность выделения ресурсов на внедрение и сопровождение системы;

- периодичность доработок систем. В большинстве случаев промышленные системы осуществляют развитие и доработки, исправления своих систем на плановой основе, в отличие от мелких разработок или устаревших решений, которые обновляются только по запросам пользователей;

- использование современных технологий в работе систем. Устаревшие системы, которые не имеют ресурсов к развитию, базируются на устаревших технологических платформах;

- возможность самостоятельной модификации системы. Здесь оцениваются возможности системы для адаптации под уникальные нужды предприятия судостроительной отрасли.

Результат анализа

Экспертам было предложено оценить возможности каждой из систем в соответствии со следующей схемой оценки: «1» - функционал присутствует в базовой конфигурации; «0,5» - функционал присутствует в штатной конфигурации системы; «0» - функционал доступен при существенной доработке системы. Данные по анализируемым системам были сведены в таблицу для построения лепестковой диаграммы (рис. 1), все баллы сведены к общему максимальному значению - 19.

Распределение балльной оценки систем для построения лепестковой диаграммы

Процесс Global-Marine T-Flex Tronix 1C:ERP

Управление данными об изделии 16 15 13 7

Управление производством 16 19 13 5

Снабжение 16 10 12 11

Финансы 16 1 0 16

Электронный документооборот 16 11 5 11

Программная платформа 16 15 10 13

Управление данными об

Global-Marine T-Flex • • • • Tronix---1C:ERP — • —

Рис. 1. Лепестковая диаграмма оценки возможностей систем управления предприятием

Global-Marine. Система является специализированным решением в области судостроения. Следует отметить, что данное решение имеет достаточно обширный функционал по управлению финансами и ресурсами предприятия. Данное решение наиболее полно отвечает требованиям компаний судостроительной отрасли. Данная система имеет в своей основе современную платформу Global-Framework, базирующуюся на актуальной версии СУБД Oracle. Однако санк-ционная политика накладывает ограничения на возможность приобретения версии данной системы с СУБД Oracle.

T-Flex. Система является решением в области машиностроения, однако основной функционал системы смещен в сторону проектирования, управления данными об изделии и управления машиностроительным производством.

Tronix. Система начала 2000-х гг., разработанная под конкретного заказчика. Имеет хорошую методологическую базу по направлениям «Управление составом изделия», «Снабжение», «Управление производством». Однако реализация этой методологии находится на невысоком технологическом уровне.

1С: ERP. Система является разработкой крупной российской компании, выполнена для широкого круга пользователей, что является как достоинством, так и недостатком данной системы. Система, по сути, является платформой, на которой можно создать свою конфигурацию, но в настоящее время решения под специфику судостроения нет.

Особенности управления судостроительным предприятием

Отличительной особенностью судостроительного производства от остальных предприятий машиностроительного комплекса является наличие системы планово-учетных единиц работ (ПУЕР). Необходимость использования ПУЕР обусловлена потребностью определения номенклатур работ, на основе технологических взаимосвязей, существующих внутри производственного процесса. Система ПУЕР позволяет связать конструктивную разбивку судна на составные части с видами работ. Основой ПУЕР является «заказокомплект», по сути это готовое изделие верфи. На следующем уровне иерархии располагаются «технологические этапы» - укрупненные объемы работ по постройке изделия верфи, выполняющиеся в части цикла постройки и увязывающиеся с конструктивной разбивкой. Далее следуют «цеховые этапы», выполняющие часть

работ технологического этапа. Следующий в иерархии - «технологический комплект», по мнению специалистов в области судостроения, он является основной планово-учетной единицей при постройке заказокомплекта. Технологический комплект - это совокупность чертежей изделия и работ по ним, выполняемым непрерывно в технологической последовательности. Продукция, получаемая от техкомплекта, позволяет проводить работы по другим ПУЕР. Техкомплект, в свою очередь, подразделяется на «техподкомплект», выполняемый специализированным участком цеха, и «бригадокомплект», служащий основой для планирования и учета объемов работ. В судостроении присутствует машиностроительная ветвь - производство изделий «машиностроительной части» (МСЧ). Производство МСЧ может проходить до и во время производства основных работ. Необходимо учитывать наличие готовых изделий МСЧ перед началом работ над техкомплектами, т. к. они могут являться основой для их производства (рис. 2).

Рис. 2. Структурная схема планово-учетных единиц работ верфи

Также необходимо отметить некоторую специализацию отдельных судостроительных предприятий. Большинство из них являются предприятиями полного цикла производства, тем не менее, в силу наличия уникального оборудования и специалистов определенных направлений, некоторые виды работ на каждом отдельно взятом производстве могут выполняться с разной эффективностью. Поэтому в настоящее время ОСК объединяет отдельные площадки в производственные кластеры, рассчитывая увеличить темпы производства.

Система управления работами верфи

Учитывая проведенный анализ существующих систем и особенности судостроения, к разработке предлагается система управления, которая позволит автоматизировать основные этапы производства судостроительного предприятия. В основе системы управления работами верфи предполагается разместить единую базу данных, хранящую информацию по каждому вновь заводимому на предприятии проекту. Доступ пользователей к информации по проекту необходимо организовать вне зависимости от удаленности строительных площадок друг от друга. При производстве проектных работ в системе должны сохраняться, отображаться и модифицироваться данные по исполнению работ по заказокомплекту. В систему должны загружаться данные от проектного бюро, на их основе создаваться списки материалов, требуемые для выполнения проекта по заказокомплекту. Параллельно с нормированием работ по чертежам должно

производиться сопровождение закупки материалов, их входной контроль, приемка и последующая выдача по подготовленным требованиям от производителей работ. Должны быть учтены данные обо всех технологических этапах производства, испытаниях, устранении замечаний и приемке заказокомплекта (рис. 3).

Рис. 3. Концептуальная структура системы управления на территориально распределенном предприятии судостроительной отрасли

Система должна обеспечивать доступ к консолидируемым данным о производстве на основе ролевой системы для исключения неправомерного использования функционала. Система должна обеспечивать следующий функционал:

1. Внесение и модификацию исходных данных от проектанта:

а) в ручном режиме;

б) автоматически в виде транспортных массивов;

в) создание извещений на корректировку внесенных данных;

г) создание и изменение ревизий данных;

д) создание карт разрешений на создание новой ревизии данных.

2. Формирование перечней материалов на основании исходных данных от проектанта:

а) создание перечня материалов;

б) корректировку перечня материалов;

в) согласование перечня материалов с поставщиками и службой снабжения;

г) утверждение окончательного перечня материалов;

д) разукомплектацию оборудования.

3. Учет товарно-материальных ценностей:

а) учет поступления и списания товарно-материальных ценностей;

б) проведение входного контроля;

в) перемещение между проектами.

4. Создание заказ-нарядов на основе данных, полученных от проектанта:

а) создание заказ-наряда;

б) нормирование по видам работ;

в) создание перечней материалов по заказ-наряду;

г) создание требований по заказ-нарядам на выдачу материалов.

5. Подготовку карт раскроя для резки металла:

а) внесение в информационную базу альбомов карт раскроя из сторонних систем автоматического проектирования;

б) внесение в систему программного обеспечения для плазморезательного оборудования;

в) интеграцию системы с плазморезательным оборудованием на выгрузку задания на резку.

6. Создание отчетности:

а) создание и хранение актов об использовании материалов;

б) создание и хранение актов приемки деталей;

в) создание и хранение актов приемки делового отхода;

г) создание и хранение актов разукомплектации оборудования.

С учетом вышеперечисленных функций проектируемая система будет нацелена на решение следующих задач:

- повышение качества конструкторско-технологической подготовки производства;

- ускорение информационного обмена между службами предприятия;

- повышение прозрачности складской деятельности;

- снижение общепроизводственных затрат за счет предоставления оперативной информации. Заключение

Переход предприятий судостроительной отрасли от штучного производства к мелкосерийному диктует новые требования к распределенным информационным системам, позволяющим контролировать все этапы судостроительного производства. Особенно это касается предприятий, объединяемых ОСК в кластеры. В этом случае несколько производственных площадок, находясь под управлением компании, возглавляющей судостроительный кластер, могут повысить качество выпускаемой продукции за счет введения специализации. Такое распределение обязанностей требует разработки новой системы управления для повышения уровня информированности произ-

водства и координации технологических процессов предприятий. Предлагаемая система позволит сократить сроки обработки информации и согласования внутрипроизводственных документов не только в рамках отдельной строительной площадки, но и по производственному объединению в целом, в том числе за счет отказа от традиционных методов обмена информацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гитман М. Б., Столбов В. Ю., Гилязов Р. Л. Управление социально-техническими системами с учетом нечетких предпочтений. М.: Ленанд, 2011. 272 с.

2. Киселева О. И., Шубат О. М. Прогнозирование выручки предприятия: методические подходы и принципы // Российские регионы в фокусе перемен: сб. докл. XII Междунар. конф. (Екатеринбург, 16-18 ноября 2017 г.). Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2018. Ч. 1. С. 597-604.

3. Колодяжный А. Решение по поддержке полного жизненного цикла в судостроении // Машиностроение и смежные отрасли. 2003. № 4. С. 18-22.

4. Паклин Н. Б., Орешков В. И. Бизнес-аналитика: от данных к знаниям. СПб.: Технологии анализа данных, 2013. 704 с.

5. Проталинский О. М., Ажмухамедов И. М. Моделирование плохо формализуемых процессов в со-циотехнических системах // Прикладная информатика. 2013. № 4 (46). С. 106-113.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Система Global Marine: российская промышленная информационная система для предприятий судостроения и судоремонта. URL: https://global-system.ru/?id=378 (дата обращения: 14.01.2020).

7. Tree Tronix Technology: корпоративная информационная система. URL: http://www.tronix.ru/ (дата обращения: 14.01.2020).

8. T-FLEX CAD: система автоматизированного проектирования. URL: https://www.tflexcad.ru/ (дата обращения: 14.01.2020).

9. 1С: ERP: система управления предприятием. URL: https://v8.1c.ru/erp/ (дата обращения: 14.01.2020).

Статья поступила в редакцию 12.03.2020

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Олейников Александр Александрович - Россия, 414056, Астрахань; Астраханский государственный технический университет; аспирант кафедры связи; a.oleynikov.astu@mail.ru.

CONCEPTUAL STRUCTURE OF MANAGEMENT SYSTEM IN TERRITORALLY DISTRIBUTED SHIPBUILDING ENTERPRISE

A. A. Oleynikov

Astrakhan State Technical University, Astrakhan, Russian Federation

Abstract. The article describes the information support of production as the key to the profitability of the enterprise. Processes of timely preparing and delivery of documentation, accounting the inventories purchased by the enterprise and the products manufactured are simplified by using the management accounting information systems. Such systems are widely represented and have positive reports from the enterprises that have implemented these solutions. Nevertheless, the systems, for the most part, cover the needs of enterprises of the engineering complex without taking into account the shipbuilding industry. The choice of systems for the shipbuilding industry is

extremely limited in the Russian market. The shipbuilding industry carries out projects that are similar in complexity to manufacturing the aircraft equipment. The construction terms of some orders may stretch for several years. In such case, the management accounting systems implemented at the shipbuilding enterprises can reduce the time of the long-term production, monitor targets and carry out production planning. There are considered the main management accounting systems on the information market. Their comparative characteristics are given; the possibility of their adaptation to the problems of the shipbuilding industry is assessed.

Key words: shipbuilding industry, information systems, enterprise management system, design, financial management, order kit, technical set.

For citation: Oleynikov A. A. Conceptual structure of management system in territorally distributed shipbuilding enterprise. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Management, Computer Science and Informatics. 2020;3:26-33. (In Russ.) DOI: 10.24143/2072-9502-2020-3-26-33.

REFERENCES

1. Gitman M. B., Stolbov V. Iu., Giliazov R. L. Upravlenie sotsial'no-tekhnicheskimi sistemami s uchetom nechetkikhpredpochtenii [Management of socio-technical systems based on fuzzy preferences]. Moscow, Lenand Publ., 2011. 272 p.

2. Kiseleva O. I., Shubat O. M. Prognozirovanie vyruchki predpriiatiia: metodicheskie podkhody i printsipy [Forecasting company's revenue: methodological approaches and principles]. Rossiiskie regiony v fokuse peremen: sbornik dokladov XII Mezhdunarodnoi konferentsii (Ekaterinburg, 16-18 noiabria 2017 g.). Ekaterinburg, Izd-vo UMTs UPI, 2018. Part 1. Pp. 597-604.

3. Kolodiazhnyi A. Reshenie po podderzhke polnogo zhiznennogo tsikla v sudostroenii [Complete lifecycle support solution in shipbuilding]. Mashinostroenie i smezhnye otrasli, 2003, no. 4, pp. 18-22.

4. Paklin N. B., Oreshkov V. I. Biznes-analitika: ot dannykh znaniiam [Business intelligence: from data to knowledge]. Saint-Petersburg, Tekhnologii analiza dannykh Publ., 2013. 704 p.

5. Protalinskii O. M., Azhmukhamedov I. M. Modelirovanie plokho formalizuemykh protsessov v sotsiotekhnicheskikh sistemakh [Modeling poorly formalized processes in sociotechnical systems]. Prikladnaia informatika, 2013, no. 4 (46), pp. 106-113.

6. Sistema Global Marine: rossiiskaia promyshlennaia informatsionnaia sistema dlia predpriiatii su-dostroeniia i sudoremonta [Global Marine system: Russian industrial information system for shipbuilding and ship repair enterprises]. Available at: https://global-system.ru/?id=378 (accessed: 14.01.2020).

7. Tree Tronix Technology: korporativnaia informatsionnaia sistema [Tree Tronix Technology: corporate information system]. Available at: http://www.tronix.ru/ (accessed: 14.01.2020).

8. T-FLEX CAD: sistema avtomatizirovannogo proektirovaniia [T-FLEX CAD: computer aided design]. Available at: https://www.tflexcad.ru/ (accessed: 14.01.2020).

9. 1S: ERP: sistema upravleniia predpriiatiem [1S: ERP: enterprise management system]. Available at: https://v8.1c.ru/erp/ (accessed: 14.01.2020).

The article submitted to the editors 12.03.2020

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Oleynikov Alexander Aleksandrovich - Russia, 414056, Astrakhan; Astrakhan State Technical University; Postgraduate Student of the Department of Communication; a.oleynikov.astu@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.