Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОСТБРЕКЗИТОВСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИДЕЯ «ГЛОБАЛЬНОЙ БРИТАНИИ»'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОСТБРЕКЗИТОВСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИДЕЯ «ГЛОБАЛЬНОЙ БРИТАНИИ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
365
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ / БРЕКЗИТ / «ГЛОБАЛЬНАЯ БРИТАНИЯ» / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИГРОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Черкашина Т. Н.

Рассматривается появление тезиса о «глобальной Британии» в политическом дискурсе страны незадолго до брекзита как идеи, обосновывающей заявку Соединённого Королевства на позицию глобального игрока в современном мире. Освещается его постепенное становление как части внешнеполитического нарратива правительства консерваторов. Показывается, как в итоге он стал основой концепции внешней политики страны после выхода из ЕС. Даётся краткий анализ правительственного документа, определяющего основные приоритеты Соединённого Королевства на международной арене и в области безопасности после его выхода из ЕС. Делается вывод об имеющемся у Великобритании потенциале для реализации амбиций глобального игрока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPTUAL BASIS OF BRITISH POST-BREXIT FOREIGN POLICY: THE IDEA OF “GLOBAL BRITAIN”

This article is devoted to the problem of the formation of the conceptual framework of Great Britain’s foreign policy after leaving the EU, the main essence of which boils down to the idea of “Global Britain”. Its purpose is to trace the transformation of this idea, which substantiates the United Kingdom’s claim to be a global player in the modern world from the moment it appeared in the country’s political discourse shortly before Brexit to the conceptualization of the country’s foreign policy after leaving the EU. It is stated that the problem of determining further priorities of the foreign policy of the United Kingdom arises after the unexpected results of the 2016 referendum on Britain’s membership in the European Union. Brexit and the outbreak of the coronavirus crisis in 2020 accelerated the development of the country’s foreign policy strategy. There has been a major overhaul of the country’s strategy since the end of the Cold War, conceptualized on March 16, 2021 with the emergence of the government document “Global Britain in an Age of Competition: A Comprehensive Security, Defense, Development and Foreign Policy Review”. This concept is based on the idea of “Global Britain” as a new superpower, which has all the prerequisites to secure its status as a global player in the world arena. It is noted that the positioning of Great Britain as a global player on the world stage in government documents and speeches of conservatives could be found even before Brexit. The very appearance of the term is not the merit of the Conservative Party. Thus, G. Brown, who was a member of T. Blair’s Labor government, back in 2005, in his speech, mentioned the special role of his country in European unification. The concept of “Global Britain” was further developed on the eve of the country’s withdrawal from the European family, when the Tories began to develop a conceptual basis for a new foreign policy course for the United Kingdom. They proposed this concept as an alternative to EU membership, focusing on the geopolitical and geo-economic prospects that opened up for the UK after the “divorce” from the EU. Based on the analysis of the strategic documents of the United Kingdom after Brexit, it is shown how the idea of “Global Britain” from part of the political discourse of the government of the Conservative Party appears as a concept. The apogee in its development is the publication of a strategic document on March 16, 2021. Its analysis allows us to determine the main directions of British foreign policy after leaving the EU based on the idea of “Global Britain”. Among the main directions, it is worth noting the turn towards engineering and the preservation of a close alliance with the United States. It is concluded that the UK has the potential to realize the ambitions of a global player: the country is a nuclear power, a permanent member of the UN Security Council, a member of the G7, G20, the world’s leading economy, has the largest defense budget.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОСТБРЕКЗИТОВСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИДЕЯ «ГЛОБАЛЬНОЙ БРИТАНИИ»»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 160-165.

УДК 327

DOI 10.24147/2312-1300.2022.9(1).160-165

Т. Н. Черкашина

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА ПОСТБРЕКЗИТОВСКОЙ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИДЕЯ «ГЛОБАЛЬНОЙ БРИТАНИИ»

Рассматривается появление тезиса о «глобальной Британии» в политическом дискурсе страны незадолго до брекзита как идеи, обосновывающей заявку Соединённого Королевства на позицию глобального игрока в современном мире. Освещается его постепенное становление как части внешнеполитического нарратива правительства консерваторов. Показывается, как в итоге он стал основой концепции внешней политики страны после выхода из ЕС. Даётся краткий анализ правительственного документа, определяющего основные приоритеты Соединённого Королевства на международной арене и в области безопасности после его выхода из ЕС. Делается вывод об имеющемся у Великобритании потенциале для реализации амбиций глобального игрока.

Ключевые слова: Великобритания; концепция внешней политики; брекзит; «глобальная Британия»; глобальный игрок.

Неожиданные итоги референдума о членстве Великобритании в Европейском Союзе (далее - ЕС) в 2016 г. остро поставили перед Соединённым Королевством вопрос об определении приоритетов внешней политики после выхода страны из ЕС. По сути, идеологи выхода из состава европейского дома практически оставляли вопросы будущей международной политики в тени, ставя на первое место недостатки членства страны в ЕС. Тем не менее именно брекзит и разразившийся коронакризис 2020 г. оказались теми триггерами, которые форсировали разработку внешнеполитической стратегии страны.

16 марта 2021 г. внешняя политика Великобритании обрела концептуальное оформление: 77-й британский премьер-министр Б. Джонсон опубликовал 114-стра-ничный документ, определяющий приоритеты Соединённого Королевства на международной арене и в области безопасности после его выхода из ЕС с громким названием: «Глобальная Британия в эпоху конкуренции: комплексный обзор безопасности, обороны, развития и внешней политики». Данный обзор был представлен как самый значительный пересмотр стратегии страны со времени окончания холодной войны, в результате ко-

торого страна станет «сильнее, безопаснее и более процветающей»1, а в его основу легла концепция «глобальной Британии» как новой сверхдержавы, у которой есть все предпосылки, чтобы обеспечить себе статус глобального игрока на мировой арене.

Здесь будет уместным вспомнить о том, что Британская империя несколько веков играла роль «первой скрипки» в западном мире. Она являлась «владычицей морей», империей, над которой никогда не заходило солнце, поскольку её колонии находились на пяти континентах, поэтому имперские амбиции, безусловно, остались в исторической памяти британцев, и в постбрекзитовский период стране стало необходимо найти свою глобальную роль, которая ускользнула от неё с тех пор, как она потеряла свою империю. Так, знаменитый американский дипломат Д. Ачесон в 1962 г. сказал: «Великобритания потеряла империю и ещё не нашла [своей] роли» . И поскольку очевидно, что ностальгия по империи у британцев очень сильна, представляется, что нынешний премьер-министр пытается отыскать эту неуловимую роль.

Строго говоря, позиционирование Великобритании как глобального игрока на мировой арене в правительственных докумен-

тах и выступлениях консерваторов можно было встретить ещё до брекзита. А само появление термина вряд ли можно считать заслугой Консервативной партии. Так, Г. Браун, занимавший на тот момент пост главы казначейства в лейбористском правительстве Т. Блэра, ещё в 2005 г. выступил с речью «Глобальная Британия, Глобальная Европа: президентство, основанное на проевропей-ском реализме», в которой заявил о европо-центричности британской внешней политики в условиях глобализации и вместе с тем особой роли своей страны в европейском объединении .

В 2010 г. идея «глобальной Британии» была упомянута в документе «Обеспечение безопасности Британии в эпоху неопределённости: стратегическая оборона и безопасность», который представило консервативное правительство Д. Кэмерона. В частности, в документе указывалось, что у Великобритании всегда были «глобальные обязательства» и «глобальные амбиции» . Это заявление в очередной раз демонстрирует, что Великобритания до сих пор переживает ностальгию по потерянной империи, а потому будет пытаться найти себе новую империю, в которой вновь станет лидером.

Дальнейшее развитие концепт «глобальной Британии» получил в преддверии выхода страны из состава европейской семьи, когда тори приступили к выработке концептуальной основы нового внешнеполитического курса Соединённого Королевства. Брекзитеры предложили данную концепцию в качестве альтернативы членству в ЕС, ставя во главу угла геополитические и геоэкономические перспективы, открывавшиеся перед Великобританией после «развода» с ЕС. Основной аргумент, который использовали сторонники брекзита, состоял в том, что, помимо прочего, страна обретёт возможность самостоятельно определять и диверсифицировать свой внешнеполитический курс.

Кстати говоря, ярый сторонник брекзи-та, нынешний премьер-министр Великобритании Б. Джонсон был тогда одним из первых, кто обрисовал новые горизонты, открывавшиеся перед его страной в плане внешнеполитической активности. Так, в июле 2016 г. в качестве только назначенного главы Форин Офис он выступил со статьёй об «ис-

тинно глобальной Британии», расценивая решение о выходе из ЕС в качестве «акта освобождения страны» .

С того времени тезис о «глобальной Британии» становится частью политического дискурса правительства Консервативной партии, который строился в противовес прежней внешней политике Лондона. Выступая на съезде своей партии в октябре 2016 г., премьер-министр Т. Мэй впервые объяснила своё видение данного понятия как стратегию по восстановлению международных позиций Лондона после выхода из ЕС [1, с. 16].

Продолжая данный нарратив, М. Чал-мерс, руководитель Королевского объединённого института оборонных исследований ^^Г), в интервью журналу «Международная жизнь» объяснил его историческую подоплёку. Так, он заявил, что Великобритания всегда расценивала своё влияние в мире больше, чем влияние любой европейской державы, и она всегда стремилась стать глобальным игроком: «...это их [британцев] отношение к миру как к глобальной системе... их умение управлять различными мировыми процессами, быть посредниками, дипломатами, быть мозговым центром, принимать решения, балансировать - это всё в крови, генотипе британцев»6.

На протяжении всего 2017 г. понятие «глобальной Британии» плотно вплеталось в канву многих политических выступлений британского премьер-министра. Однако наиболее показательной в этом отношении следует считать речь в ноябре 2017 г., в которой Т. Мэй посвятила своё основное внимание новой внешнеполитической идее постбрек-зитовской Великобритании, обозначив три задачи, которые, по её мнению, должны обеспечить Лондону глобальную роль7. Так, ими являются защита международного порядка от действий «безответственных стран»; помощь своим партнёрам в нестабильных регионах, вкупе с обеспечением экономического роста страны. Как видится, в данной речи идея «глобальной Британии» была представлена уже в качестве концепции, которая затем получит своё дальнейшее оформление в последующих стратегических документах Соединённого Королевства после брекзита: меморандуме Форин Офиса «Глобальная Британия», а также правитель-

ственном «Обзоре возможностей национальной безопасности» (оба - март 2018 г.).

В первом документе указывалось, что в ближайшие годы Великобритания будет продвигать свои глобальные интересы во всех регионах мира по максимуму, при этом она продолжит сотрудничать со своими союзниками и партнёрами для достижения международной безопасности, что и приведёт к её глобальному влиянию8. Глобальное положение страны, по мысли авторов документа, было сопряжено с её международным присутствием, усилением её авторитета в мире, а также возможностями, которые появятся после завершения процесса брекзита9.

Во втором документе тезис о «глобальной Британии» был обозначен решающим для обеспечения национальных интересов страны, причём была предложена его реализация путём «открытости миру» и взаимодействия с максимальным количеством партнёров .

«Глобальность» Британии была подтверждена и в докладе «Взять под контроль: вновь открытая роль национальных интересов во внешней политике и политике безопасности Соединённого Королевства», опубликованном в феврале 2020 г., в котором заявлялось, что Великобритания останется «глобальной» и после брекзита, как это было последние 400 лет. При этом она будет следовать своим национальным интересам внутри страны и за её пределами11.

Апогеем в развитии тезиса о «глобальной Британии» в плане декларирования на уровне концепции стало обнародование правительственного документа «Глобальная Британия в век конкуренции: Комплексный обзор политики в сфере безопасности, обороны, развития и внешней политики». Представляя его перед парламентом, Б. Джонсон заявил о том, что у Великобритании есть все предпосылки для того, чтобы обеспечить себе статус глобального игрока, поскольку благодаря истории и географии Соединённое Королевство уже во многих отношениях более глобально, чем другие страны. «Великобритания никогда не сможет довольствоваться ограниченными горизонтами внешней политики, для неё нет далёких стран...» - говорится в обзоре12.

Таким образом, амбициозный британский премьер-министр с помощью обзора

концептуально оформил своё видение существования Великобритании после брекзита, тем самым сделав то, чему бы его предшественники могли только позавидовать. И один из ключевых постулатов в его видении места Британии в мире состоит в том, что после завершения мучительного «развода» Великобритания будет действовать и мыслить глобально, а само её будущее заиграет «радужными красками»13. В частности, заявляется о повороте к Индо-Тихоокеанскому региону, который, вслед за Вашингтоном, объявляется приоритетным направлением, где самой дорогой «жемчужиной» в британской «короне» вновь должна стать Индия.

Обращает на себя внимание тщательно выбранный момент обнародования данного документа: состоялся выход из ЕС, мир оказался в глубоком кризисе, вызванном пандемией коронавируса, произошла смена администрации в Белом Доме. Вдобавок к этому, в конце марта 2021 г. прошёл весенний форум членов Консервативной партии, на котором их лидеру было необходимо не просто доказать состоятельность идеи брекзита, но и представить конкретный план, как и куда Британии следует двигаться дальше. Кроме того, запланированные в 2021 г. конференция «Большой семёрки» и конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата, которые Великобритания будет проводить, дадут ей возможность продвигать концепцию «глобальной Британии» на международном уровне14.

В целом, обзор представляет собой ключевые направления развития Великобритании на ближайшие 10 лет (2021-2030), но в его основу положена идея «глобальной Британии» как способа адаптироваться к изменениям во внешней политике, которые ждут страну после выхода из ЕС. Документ посвящён стратегии действий в приоритетных сферах, обеспечивающих поддержание статуса глобальной державы.

Играть свою глобальную роль Великобритания намеревается путём сохранения тесного союза со своим заокеанским партнёром: «США останутся самым важным стратегическим союзником и партнёром Великобритании», - констатируется в документе . При этом действовать на международной арене Туманный Альбион будет, опираясь на

военную мощь. В этой связи предполагается модернизация вооружённых сил страны. Показательным в этом плане является также заявленное в обзоре решение отойти от курса на нераспространение, которого страна придерживалась многие годы (предполагается обновить свой стратегический потенциал, увеличив количество ядерных боеголовок на 40 % - со 180 до 260). Как считает руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы Б. Усвяцов, подобным шагом Лондон хочет укрепить статус Великобритании как ядерной державы и надёжного союзника США по обороне16.

Но поскольку Великобритания проигрывает ряду стран в обычных вооружениях, она будет компенсировать это, используя другие имеющиеся у неё преимущества -человеческий капитал и технологическое лидерство (наука и исследования). В этой связи стоит выделить желание Джонсона «закрепить наш статус научно-технической сверхдержавы к 2030 г.»17.

Примечательно, что само понятие «глобальной Британии» так и не раскрыто на страницах 114-страничного руководства на будущее от правительства её Величества: по сути, констатируется, что его легче опреде-

18 тт

лить «действиями, нежели словами» . Да и сам характер документа - обзор, а не стратегия, - говорит о том, что в нём ставятся проблемы и обрисовываются перспективы развития страны, при этом детальный механизм ответов на вызовы безопасности остаётся нераскрытым.

Некоторые исследователи проводят параллель данного концепта с идеей экс-президента США Д. Трампа «Сделаем Америку великой снова!». Справедливости ради, стоит отметить, что этот лозунг Д. Трампа, в свою очередь, отчётливо перекликается с цитатой из предвыборной речи М. Тэтчер, которую она произнесла ещё в 1950 г.: «Самое искреннее желание консерваторов сделать Великобританию снова великой!» Как бы то ни было, при внешнем сходстве лозунгов можно чётко выделить определённые нюансы. Например, разница между данными концепциями состоит хотя бы в том, что для американской элиты роль врага № 1 играет Китай, тогда как у Великобритании это -Россия. Выбор такого потенциального со-

перника, кстати говоря, тоже является доказательством глобальных амбиций «старой доброй Англии», которая считает себя в состоянии бросить вызов стране, равной по ядерной мощи США.

Анализируя данную концепцию, ряд исследователей высказывает сомнения в реалистичности британских планов стать глобальной, указывая на то, что её амбиции не соответствуют её ресурсам. В частности, речь идёт о её реальных возможностях расширить своё военное присутствие за рубежом, в условиях, когда состояние экономики страны не внушает оптимизма: так, в 2020 г. её экономика сократилась на 10 %, а промышленное производство упало на 8,6 %, и в целом экономика страны вернулась к уровню 2013 г.

Как бы то ни было, в арсенале Великобритании есть все формальные атрибуты ведущего политического центра: страна является ядерной державой, постоянным членом Совета Безопасности ООН, членом «Большой семёрки», «Большой двадцатки», ведущей экономикой мира, имеет крупнейший оборонный бюджет. Однако хватит ли этого для того, чтобы после выхода из ЕС не просто сохранить роль глобального международного игрока, а реализовать свои глобальные амбиции, заявляемые на протяжении последних 5 лет, и стать запасным лидером англосаксонского мира, - покажет время.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Global Britain in a competitive age. The Integrated Review of Security, Defence, Development and Foreign Policy. HM Government. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government7u ploads/system/uploads/attachment_data/file/969402/

The_Integrated_Review_of_Security_Defence_De

velopment_and_Foreign_Policy.pdf (дата обращения: 31.05.2021).

2Acheson D. Our Atlantic Alliance. Speech at West Point, 5 December 1962. - URL: https://www.vsotd.com/issue/1963-6/our-atlantic-alliance (дата обращения: 28.05.2021).

3 Speech given by the Chancellor of the Exchequer Gordon Brown at the Mansion House, London. Global Britain, Global Europe: a Presidency founded on Pro European Realism. - URL: http://www. hmtreasury.gov.uk/newsroom_and_speeches/press /2005/press_57_05.cfm (дата обращения: 02.06.2021).

4 A Strong Britain in an Age of Uncertainty: The National Security Strategy. Presented to Parliament by the Prime Minister by Command of Her Majesty October 2010. - URL: https://www.gov.uk

/government/uploads/system/uploads/attachment_dat a/file/61936/nationalsecurity-strategy.pdf (дата обращения: 04.05.2021).

5 Johnson B. Brexit frees us to build a truly global Britain // Telegraph. - July 17, 2016. - URL: https://www.telegraph.co.uk/opinion/2016/07/16 /brexit-frees-us-to-build-a-trulyglobal-britain/ (дата обращения: 02.05.2021).

6 Толстухина А. Быть ли Британии снова глобальной? // Международная жизнь. - 05.04.2014. -URL: https://interaffairs.ru/news/show/17260 (дата обращения: 05.06.2021).

7 PM speech to the Lord Mayor's Banquet 2017. - URL: https://www.gov.uk/government /speeches/pm-speech-to-the-lord-mayors-banquet-2017 (дата обращения: 01.06.2021).

8 Global Britain. Sixth Report of Session 20172019. 12.03.2018. House of Commons Foreign Affairs Committee. - URL: https://publications. parliament.uk/pa/cm201719/cmselect/cmfaff/780 /780.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

9 Богдасарова Т. Трансформация концепции «Глобальная Британия» после Brexit // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. -21 мая 2020. - URL: https://russiancouncil ru /analytics-and-comments/columns/europeanpolicy /transformatsiya-kontseptsii-globalnaya-britaniya-posle-brexit/ (дата обращения: 04.04.2021).

Сведения об авторе

Черкашина Татьяна Николаевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а

E-mail: tata_davydoffa@mail.ru

ORCID: 0000-0003-0103-4694

10 National Security Capability Review. - March 2018. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk /government/uploads/system/uploads/attachment_ data/file/705347/6.4391_C0_National-Security-Review_web.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

11 Taking Control: Rediscovering the Centrality of National Interest in UK Foreign and Security Policy // Whitehall Reports, 10 February 2020. - URL: https://rusi.org/publication/whitehall-reports/taking-control-rediscovering-centrality-national-interest-uk-foreign (дата обращения: 05.06.2021).

12 Global Britain in a competitive age.

13 Шеин С. Фоторобот глобальной Британии // Российский совет по международным делам : офиц. сайт. - 30 марта 2021. - URL: https://russian-council ru/analytics-and-comments/analytics/fotorobot -globalnoy-britanii/ (дата обращения: 03.06.2021).

14 Там же.

15 Global Britain in a competitive age.

16 Усвяцов Б. Великобритания мечтает стать глобальной // Красная звезда. - 2021. - № 30 (27655). - С. 9.

17 Global Britain in a competitive age.

18 Ibid.

19 Margaret Thatcher 1950. General Election Address. - URL: https://www margaretthatcher.org /document/100858 (дата обращения 23.04.2021).

20 Усвяцов Б. Указ. соч.

М. : Ин-т Европы РАН, 2020. -

Информация о статье

Дата поступления

27 сентября 2021 г.

Дата принятия в печать

28 января 2022 г.

Для цитирования

Черкашина Т. Н. Концептуальная основа пост-брекзитовской внешней политики Великобритании: идея «глобальной Британии» // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 1 (33). С. 160-165. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(1).160-165.

ЛИТЕРАТУРА

1. Годованюк К. А. «Глобальная Британия» в преддверии брекзита. -160 с. - DOI: 10.15211/report62020_373.

T.N. Cherkashina

THE CONCEPTUAL BASIS OF BRITISH POST-BREXIT FOREIGN POLICY: THE IDEA OF "GLOBAL BRITAIN"

This article is devoted to the problem of the formation of the conceptual framework of Great Britain's foreign policy after leaving the EU, the main essence of which boils down to the idea of "Global Britain". Its purpose is to trace the transformation of this idea, which substantiates the United Kingdom's claim to be a global player in the modern world from the moment it appeared in the country's political discourse shortly before Brexit to the conceptualization of the country's foreign policy after leaving the EU.

It is stated that the problem of determining further priorities of the foreign policy of the United Kingdom arises after the unexpected results of the 2016 referendum on Britain's membership in the European Union. Brexit and the outbreak of the coronavirus crisis in 2020 accelerated the development of the country's foreign policy strategy. There has been a major overhaul of the country's strategy since the end of the Cold War, conceptualized on March 16, 2021 with the emergence of the government document "Global Britain in an Age of Competition: A Comprehensive Security, Defense, Development and Foreign Policy Review". This concept is based on the idea of "Global Britain" as a new superpower, which has all the prerequisites to secure its status as a global player in the world arena.

It is noted that the positioning of Great Britain as a global player on the world stage in government documents and speeches of conservatives could be found even before Brexit. The very appearance of the term is not the merit of the Conservative Party. Thus, G. Brown, who was a member of T. Blair's Labor government, back in 2005, in his speech, mentioned the special role of his country in European unification.

The concept of "Global Britain" was further developed on the eve of the country's withdrawal from the European family, when the Tories began to develop a conceptual basis for a new foreign policy course for the United Kingdom. They proposed this concept as an alternative to EU membership, focusing on the geopolitical and geo-economic prospects that opened up for the UK after the "divorce" from the EU.

Based on the analysis of the strategic documents of the United Kingdom after Brexit, it is shown how the idea of "Global Britain" from part of the political discourse of the government of the Conservative Party appears as a concept. The apogee in its development is the publication of a strategic document on March 16, 2021. Its analysis allows us to determine the main directions of British foreign policy after leaving the EU based on the idea of "Global Britain". Among the main directions, it is worth noting the turn towards engineering and the preservation of a close alliance with the United States. It is concluded that the UK has the potential to realize the ambitions of a global player: the country is a nuclear power, a permanent member of the UN Security Council, a member of the G7, G20, the world's leading economy, has the largest defense budget.

Keywords: Great Britain; foreign policy concept; Brexit; Global Britain; global player.

REFERENCES

1. Godovanyuk K.A. "Globalnaya Britaniya " v preddverii brekzita [ "Global Britain " in the run-up to Brexit], Moscow, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences Publ., 2020, 160 p. DOI: 10.15211 /report62020_373. (in Russian).

About the author

Tatyana N. Cherkashina - PhD in Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: tata_davydoffa@mail.ru ORCID: 0000-0003-0103-4694

Article info

Received

September 27, 2021

Accepted January 28, 2022

For citations

Cherkashina T.N. The Conceptual Basis of British Post-Brexit Foreign Policy: the Idea of "Global Britain". Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, Vol. 9, no. 1 (33), pp. 160-165. DOI: 10.24147/2312-1300.2022. 9(1).160-165 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.