известия вгпу
Я.Я. КАЙЛЬ, в.с. ЕПИНИНА (Волгоград)
концептуальная модель взаимодействия образовательной организации высшего образования с органами государственной власти в рамках gr-менеджмента*
Детерминируются технологии и инструменты GR-менеджмента в сфере образования. Выделены основные формы взаимоотношений, которые обусловлены многоаспектностью и многоуровневостью GR-взаимодействия. Разработана авторская концептуальная модель взаимодействия Волгоградского государственного социально-педагогического университета с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента.
Ключевые слова: образовательная организация, GR-менеджмент, органы публичной власти, взаимодействие, образование.
GR-менеджмент представляет собой систему построения эффективного взаимодействия образовательной организации с органами публичной власти с целью обеспечения, отстаивания и продвижения ее интересов в сфере образования. Эффективность деятельности образовательной организации зависит от уровня и качества GR-отношений с органами публичной власти, т. к. она испытывает регулирующее воздействие множества различных органов публичной власти.
Образовательная организация в зависимости от специфики ее деятельности и уровня в сфере образования имеет возможность реализовывать в рамках GR-менеджмента различный функционал по вопросам укрепления оптимальных взаимосвязей с соответствующими органами публичной власти:
1) общеобразовательные организации могут устанавливать эффективные GR-контакты с органами муниципального управления;
2) образовательные организации среднего профессионального образования способны представлять свои интересы в органах публичной власти регионального уровня, а также по
* Исследование выполнено при поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-010-00103.
отдельным вопросам - в отдельных управленческих структурах муниципалитетов;
3) образовательные организации высшего образования имеют наиболее широкие возможности по установлению устойчивого GR-взаимодействия с органами публичной власти на федеральном и региональном уровнях с расширением партнерства с органами муниципального управления.
Результативность GR-менеджмента достигается посредством эффективного применения и реализации соответствующих технологий и инструментов. Поэтому детерминирование (и систематизация) технологий и инструментов GR-менеджмента играет большую роль для практической реализации его целей в сфере образования. В результате исследования детерминированы следующие технологии и инструменты GR-менеджмента в сфере образования (см. табл. 1).
Учитывая то, что детерминированные инструменты реализуются последовательно, применение каждого из них составляет этап процесса осуществления GR-менеджмента.
1. Информационно-аналитическая работа предполагает анализ и мониторинг информационного пространства, осуществляемый через сбор информации из открытых источников, анализ информационного пространства по вопросам деятельности органов публичной власти в сфере образования. GR-менеджер должен быть в курсе возможных изменений во внешней среде образовательной организации, касающихся, прежде всего, нормативно-правового регулирования ее деятельности.
2. Налаживание эффективной системы коммуникации с органами публичной власти осуществляется через площадки отраслевых организаций, участие в деятельности консультативных органов при государственных и муниципальных учреждениях, в конгрессно-вы-ставочной деятельности, заключение договоров о сотрудничестве.
3. представление интересов образовательной организации и решение вопросов практической деятельности в органах публичной власти является одним из наиболее ответственных этапов, т. к. именно на данном этапе реализуются практические результаты деятельности GR-менеджеров.
Многоаспектность и многоуровневость взаимодействия образовательной организации с органами публичной власти порождает многообразие форм их взаимоотношений в рамках GR-менеджмента (рис. 1).
О Кайль Я.Я., Епинина В.С., 2020
педагогические науки
Таблица 1
Технологии и инструменты GR-менеджмента в сфере образования [4, с. 57; 6, с. 118; 7, с. 83-84; 10, с. 150]
Технологии GR-менеджмента в сфере образования - совокупность процессов, используемых в тактике и стратегии GR-менеджмента и направленных на выстраивание взаимоотношений образовательной организации с органами публичной власти Инструменты GR-менеджмента в сфере образования - совокупность элементов, используемых в тактике и стратегии GR-менеджмента для принятия эффективных управленческих решений
1. Мониторинг и прогноз результатов деятельности органов публичной власти в сфере образования. 2. Прямое взаимодействие образовательной организации с органами публичной власти посредством участия в обсуждении органами публичной власти интересующих GR-специалиста вопросов. 3. Подготовка экспертной информации и ее предоставление органам публичной власти по вопросам совершенствования образовательной деятельности (и иных коррелирующих вопросов) - воздействие на лиц, принимающих решение, через экспертное сообщество (участие GR-специалистов в экспертных советах). 4. Участие образовательной организации в проектах, грантах и т. п., организуемых органами публичной власти 1. Информационно-аналитическая работа. 2. Налаживание эффективной системы коммуникации с органами публичной власти. 3. Представление интересов образовательной организации и решение вопросов практической деятельности в органах публичной власти
Результаты применения: детерминация, анализ, мониторинг инициатив органов публичной власти, влияющих на науку и технологии; участие представителей образовательной организации в государственных целевых программах в качестве консультантов и экспертов; разработка долгосрочной стратегии взаимодействия образовательной организации с органами публичной власти с созданием совместных центров принятия решений
Рис. 1. Основные формы взаимоотношений образовательной организации с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента [11, с. 11-13]
известия вгпу
Выбор оптимальной формы установления взаимоотношений образовательной организации с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента определяется рядом факторов, а именно:
- спецификой образовательной деятельности и организационно-экономическими характеристиками соответствующей образовательной организации;
- степенью влияния образовательной организации в соответствующей отрасли знаний и территории (региона или муниципалитета);
- размером располагаемых ресурсов образовательной организации;
- деятельностью специально подготовленных GR-специалистов и топ-менеджеров образовательной организации с необходимыми коммуникативными навыками;
- масштабом и степенью значения решаемых задач;
- реализуемым образовательной организацией спектром направлений GR-деятельности.
Образовательная система играет центральную роль в функционировании и развитии современных хозяйственных систем, т. к. обеспечивает построение экономики знаний, являющейся ориентиром для экономического роста, залогом устойчивости к колебаниям мировых рынков и ключевым условием глобальной конкурентоспособности.
в настоящее время на российском рынке труда уверенно увеличивается потребность в экспертах, способных наладить устойчивые положительные отношения бизнес-организа-цийс органамипубличнойвласти. Данное обсто-
ятельство объективно обусловливает организационно-правовое введение в штатные расписания многих отечественных бизнес-организаций должности GR-менеджера как специалиста отдела по связям с органами публичной власти и институционализирует формирование в Российской Федерации GR-менеджмента как нового вида профессиональной деятельности [1].
По итогам изучения современной российской практики взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти мы выявили, что она осуществляется на базе таких механизмов, как государственная стандартизация, государственное лицензирование, государственный заказ. При этом механизм GR-менеджмента практически не используется. в ходе проведения анализа динамики значений показателей эффективности взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти в российской Федерации в 2013-2018 гг. с помощью методов статистического анализа получены следующие результаты (табл. 2).
данные табл. 2 демонстрируют больший темп прироста показателей результата, чем показателей затрат на развитие образовательной системы России. Так, среднегодовой темп прироста расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» является отрицательным и составляет -3,39% в абсолютном выражении и -1,22% в относительном выражении. В 2018 г. значения данного показателя в абсолютном и относительном выражении сократились на 18,85 и
Таблица 2
Результаты анализа динамики значений показателей развития образовательной системы в Российской Федерации в 2013-2018 гг. [5; 8; 9]
Показатель Годовой темп прироста, % Среднегодовой прирост 2018 / 2013, %
2013 2014 2015 2016 2017 2018
Индекс экономики знаний, баллы 0,99 0,82 0,49 0,32 -0,16 -0,81 0,27 1,65
Индекс образования, баллы 1,35 2,67 1,30 2,56 1,25 1,23 1,73 10,81
Расходы консолидированного бюджета РФ по разделу «Образование», млрд руб. -2,72 -3,78 -2,45 -2,85 -8,07 -0,48 -3,39 -18,85
Расходы консолидированного бюджета РФ по разделу «Образование», % от ВВП -2,38 0,00 -2,44 0,00 -2,50 0,00 -1,22 -7,14
педагогические науки
Таблица 3
Сравнительный анализ российской и мировой практики взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти
Критерии сравнения мировая практика российская практика
1. Преследуемая цель взаимодействия Обмен информацией Государственный мониторинг и контроль деятельности образовательных организаций
2. Базовый механизм взаимодействия GR-менеджмент Государственная стандартизация, государственное лицензирование, государственный заказ
3. Инициатива взаимодействия Двусторонняя Односторонняя (государственная)
4. Направление взаимодействия Двустороннее Одностороннее (от государства к образовательным организациям)
5. Учет потребностей и интересов образовательных организаций при разработке и реализации государственной экономической политики Осуществляется в полной мере Осуществляется не в полной мере из-за отсутствия необходимой информации у государства о потребностях и интересах образовательных организаций и установки на ее учет при разработке и реализации государственной экономической политики
Цель: достижение высокой эффективности взаимодействия ВГСПУ с органами публичной власти
рис. 2. Концептуальная модель взаимодействия ВГСПУ с органами публичной власти
в рамках GR-менеджмента
7,14% соответственно по сравнению с 2013 г. При этом среднегодовой прирост значений индекса экономики знаний составил 0,27% (шестилетний тренд 1,65%), значений индекса образования -241,73% (шестилетний тренд 10,81%). Корреляция значений данных пока-
зателей с абсолютными значениями расходов консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» составляет -0,69 и -0,98% соответственно, а с относительными значениями данных расходов -0,75 и -0,96% соответственно. Расхо-
известия вгпу
ды консолидированного бюджета Российской Федерации по разделу «Образование» характеризуются отрицательной эффективностью и способствуют снижению уровня образования в стране и регрессу в построении экономики знаний. Снижение уровня данных расходов и в абсолютном, и в относительном выражении говорит о том, что потребности и интересы образовательных организаций отодвигаются на задний план при разработке и реализации государственной экономической политики и признаются неприоритетными статьями затрат государственного бюджета. Указанные явления свидетельствуют о низкой эффективности взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти в современной России.
Результаты сравнительного анализа российской и мировой практики взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти приведены в табл. 3. Как видно из табл. 3, в мировой практике целью взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти является обмен информацией, который осуществляется посредством GR-менеджмента. Инициатива взаимодействия и его направленность являются
двусторонними, что позволяет в полной мере осуществлять учет потребностей и интересов образовательных организаций при разработке и реализации государственной экономической политики.
При взаимодействии образовательных организаций с органами публичной власти в России преследуется цель государственного мониторинга и контроля деятельности образовательных организаций. Инициатива данного взаимодействия является односторонней и исходит от государства [2, с. 88; 3, с.183]. Направление взаимодействия также одностороннее - от государства к образовательным организациям. В результате учет потребностей и интересов образовательных организаций при разработке и реализации государственной экономической политики осуществляется не в полной мере из-за отсутствия необходимой информации у государства о потребностях и интересах образовательных организаций и установки на ее учет при разработке и реализации государственной экономической политики.
Волгоградский государственный социально-педагогический университет (ВГСПУ) является современной образовательной органи-
Таблица 4
Комплекс рекомендаций по совершенствованию взаимодействия БГСПУ с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента
Перечень целей Основное содержание рекомендаций
Цель 1: активное налаживание прямого взаимодействия с органами публичной власти Участие ВГСПУ в обсуждении органами публичной власти интересующих образовательную организацию вопросов, предполагающее наличие эффективных каналов GR-коммуникации и включающее в себя непосредственные персональные контакты с представителями органов государственной и муниципальной власти; выступления на саммитах, форумах, слушаниях; предоставление законодателям информации по интересующему их вопросу, экспертное участие в комитетах, комиссиях, советах и т. д.; неформальные встречи на светских, культурных и просветительских мероприятиях и т. п.
цель 2: воздействие на должностных лиц, принимающих решение, через экспертное сообщество Участие GR-менеджеров ВГСПУ в экспертных советах (предоставление экспертной информации). Выдвижение известных специалистов ВГСПУ в качестве экспертов по спорным вопросам
Цель 3: установление инновационных каналов взаимодействия Участие ВГСПУ в GR-форумах, способствующих информационному обмену и выявлению узких мест сотрудничества. На подобных форумах вырабатываются стратегии развития региона, совершенствования правовой базы для привлечения инвестиций и улучшения его инфраструктуры. В рамках некоторых форумов проходит обсуждение проблем в масштабах страны
зацией в системе высшего образования Волгоградской области и Российской Федерации. Как образовательная организация университет выделен в группе лидеров российского педагогического образования, что свидетельствует о его активном участии в основных инновационных проектах и реализации профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров.
GR-менеджмент представляет собой перспективный механизм повышения эффективности взаимодействия образовательных организаций с органами публичной власти. для его внедрения в практику взаимодействия ВГСПУ с органами публичной власти разработана авторская концептуальная модель (рис. 2). как видно из рис. 2, предложенная к внедрению авторская концептуальная модель преследует цель достижения высокой эффективности взаимодействия ВГСПУ (образовательной организации) с органами публичной власти, которая достигается с помощью механизма GR-менеджмента.
В качестве перспективного инструментария GR-менеджмента рекомендовано государственно-частное партнерство в образовательной сфере, участие в кластерных инициативах для продвижения потребностей и интересов образовательной сферы в органах публичной власти, а также формирование представляющего интересы образовательных организаций в органах публичной власти отраслевого органа - консультационного совета. В результате будет достигнут обязательный учет потребностей и интересов образовательных организаций при разработке и реализации государственной экономической политики, обеспечено ускорение темпа развития образовательной системы и построения экономики знаний.
Разработанная авторская концептуальная модель может быть использована для достижения высокой эффективности взаимодействия с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента не только ВГСПУ, но и других образовательных организаций Волгоградской области. В табл. 4 представлен комплекс рекомендаций по совершенствованию взаимодействия ВГСПУ с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента.
для решения первоочередных проблем развития GR-менеджмента в России, на наш взгляд, в первую очередь необходимо следующее:
1) систематизация и трансляция имеющихся успешных GR-практик (позитивного
кие науки -
опыта образовательных организаций, реализующих GR-коммуникацию);
2) развитие института оценки регулирующего воздействия, обязательное включение крупнейших образовательных организаций в процесс согласования решений органов публичной власти на всех уровнях публичного управления;
3) организация GR-форумов с целью осуществления информационного обмена, эффективного установления двусторонней GR-коммуникации, выявления узких мест сотрудничества.
4) разработка и реализация в ведущих образовательных организациях страны полноценных образовательных программ в области GR-менеджмента.
Список литературы
1. GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти) [Электронный ресурс]. URL: https://www.superjob.ru/research (дата обращения: 17.09.2019).
2. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством: учеб. пособие / под ред. Л.В. Сморгунова, Л.Н. Тимофеевой. М.: РОССПЭН, 2012.
3. Епинина B.C. Партисипативный механизм в публичном управлении: системный подход // Бизнес. Образование. Право. 2012. № 4. С. 180-184.
4. Кайль Я.Я. Актуализация проблемы стандартизации государственно-муниципальных услуг в целях устойчивого развития территории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. Т. 5. № 20. С. 56-60.
5. Консолидированный бюджет РФ [Электронный ресурс]. URL: http://info.minfin.ru/kons_rash. php (дата обращения: 17.09.2019).
6. Кучковская Н.В. Партнерские отношения в процессе взаимодействия государства и бизнеса // Форум. Сер.: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1. С. 116-120.
7. Мосейко В.О., Фесенко B.B., Богомо-ва И.В. Система индикаторов устойчивого развития как инструмент управления муниципальным образованием // вестн. волгогр. гос. ун-та. Сер. 3: Экономика. Экология. 2008. № 2. С. 78-85.
8. отчеты всемирного банка по итогам обследования стран для расчета индекса экономики знаний [Электронный ресурс]. URL: http://messageqa. worldbank.org/ isp_error_page.htm (дата обращения: 24.09.2019).
9. Отчеты о развитии человечества [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/ (дата обращения: 17.09.2019).
известия вгпу
10. Плиев Г.А. Условия взаимодействия образовательной организации с органами публичной власти в рамках GR-менеджмента // Актуальные проблемы современной экономической науки: теоретический и практический взгляд: сб. науч. тр. Волгоград, 2016. С. 146-153.
11. Уколов В.Ф. Взаимодействие власти, бизнеса и общества. М.: Экономика, 2016. С. 11-13.
* * *
1. GR-menedzher (menedzher po vzaimodejst-viyu s organami vlasti) [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.superjob.ru/research (data obrashcheniya: 17.09.2019).
2. GR-svyazi s gosudarstvom: teoriya, praktika i mekhanizmy vzaimodejstviya biznesa i grazhdanskogo obshchestva s gosudarstvom: ucheb. posobie / pod red. L.V. Smorgunova, L.N. Timofeevoj. M.: ROSSPEN, 2012.
3. Epinina V.S. Partisipativnyj mekhanizm v pub-lichnom upravlenii: sistemnyj podhod // Biznes. Ob-razovanie. Pravo. 2012. № 4. S. 180-184.
4. Kajl' Ya.Ya. Aktualizaciya problemy stan-dartizacii gosudarstvenno-municipal'nyh uslug v ce-lyah ustojchivogo razvitiya territorii // Nacional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'. 2009. T. 5. № 20. S. 56-60.
5. Konsolidirovannyj byudzhet RF [Elektronnyj resurs]. URL: http://info.minfin.ru/kons_rash.php (data obrashcheniya: 17.09.2019).
6. Kuchkovskaya N.V. Partnerskie otnosheniya v processe vzaimodejstviya gosudarstva i biznesa // Forum. Ser.: Gumanitarnye i ekonomicheskie nauki. 2016. № 1. S. 116-120.
7. Mosejko V.O., Fesenko V.V., Bogomolova I.V. Sistema indikatorov ustojchivogo razvitiya kak instrument upravleniya municipal'nym obrazovaniem // Vestn. Volgogr. gos. un-ta. Ser. 3: Ekonomika. Eko-logiya. 2008. № 2. S. 78-85.
8. Otchety Vsemirnogo banka po itogam obsle-dovaniya stran dlya rascheta indeksa ekonomiki zna-nij [Elektronnyj resurs]. URL: http://messageqa.worl bank.org/ isp_error_page.htm (data obrashcheniya: 24.09.2019).
9. Otchety o razvitii chelovechestva [Elektronnyj resurs]. URL: http://hdr.undp.org/ (data obrashcheniya: 17.09.2019).
10. Pliev G.A. Usloviya vzaimodejstviya obra-zovatel'noj organizacii s organami publichnoj vlasti v ramkah GR-menedzhmenta // Aktual'nye problemy sovremennoj ekonomicheskoj nauki: teoreticheskij i prakticheskij vzglyad: sb. nauch. tr. Volgograd, 2016. S. 146-153.
11. Ukolov V.F. Vzaimodejstvie vlasti, biznesa i obshchestva. M.: Ekonomika, 2016. S. 11-13.
Conceptual model of interaction of educational institution of higher education with public authorities in the context of GR-management
The article determines the technologies and tools of GR-management in the sphere of education. There are indentified the basic forms of interaction that are caused by the multiaspect and multilevel character of GR-management. There is developed the author's conceptual model of the interaction of Volgograd State Socio-Pedagogical University with the public authorities in the context of GR-management.
Key words: educational institutions, GR-management, public authority, interaction, education.
(Статья поступила в редакцию 03.10.2019)
Е.А. сКриПКинА (санкт-Петербург)
обучение
студентов-историков чтению англоязычных текстов по архитектурной тематике
Рассматриваются принципы отбора лексики английского языка для обучения студентов-историков чтению текстов по архитектурной тематике. Эта область лексики является частью искусствоведческой терминологии, к которой относятся предметные области «Скульптура», «Живопись» и др.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, принципы отбора лексики, профессиональная иноязычная коммуникативная компетенция, архитектурная тематика.
Необходимость формирования профессиональной иноязычной компетентности определяется сферами будущей деятельности выпускников профиля «Историческое образование» («Историко-краеведческое образование
О Скрипкина Е.А., 2020