Научная статья на тему 'Концептуальная модель управления проектами развития морской портовой инфраструктуры'

Концептуальная модель управления проектами развития морской портовой инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление проектами / морская инфраструктура / модель

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Харитонов Юрій Миколайович

Разработанная модель базируется на научной гипотезе о том, что эффективность управления проектами развития морской портовой инфраструктуры обеспечивается процессами гармонизации стратегического баланса существующих и перспективных грузопотоков со структурно-параметрическими показателями и характеристиками элементов портовой инфраструктуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель управления проектами развития морской портовой инфраструктуры»

Харитонов Юрш Миколайович Доктор технiчних наук за спещальнютю 05.13.22 - управлiння проектами та програмами.

Доцент за кафедрою екологп. Професор кафедри системотехшки об'eктiв морсько! iнфраструктури i енергетичного менеджменту, декан факультету морсько! шфраструктури Нацiонального унiверситету кораблебудування iменiадмiрала Макарова (м. Микола!в)

Тема дисертацм: Управлiння проектами i програмами реконструкци мунiципальних систем теплопостачання.

Робота виконана в Нацюнальному унiверситетi кораблебудування iменi адмiрала Макарова Мiнiстерства освiти i науки УкраТни.

Науковий консультант - доктор техшчних наук, професор Кошкш Костянтин Вiкторович, Нацiональний унiверситет кораблебудування iменi адмiрала Макарова Мiнiстерства осв^и i науки УкраТни, директор шституту комп'ютерних та iнженерно-технологiчних наук.

Оф1ц1йн1 опоненти:

- доктор технiчних наук, професор Руденко Серий Васильович, Одеський

нацюнальний морський ушверситет Мiнiстерства осв^и i науки УкраТни,

проректор з науковоТ роботи;

- доктор техшчних наук, професор Тесля Юрш Миколайович, КиТвський

нацюнальний ушверситет iм. Тараса Шевченка Мiнiстерства освiти i науки

УкраТни, декан факультету iнформацiйних технологш;

- доктор технiчних наук, професор Фюун Микола Тихонович,

Чорноморський державний ушверситет iменi Петра Могили Мшютерства

освiти i науки УкраТни, завщувач кафедри iнтелектуальних iнформацiйних систем.

Захист вщбувся «01» липня 2014 р. о 10-00 годинi на засщанш спецiалiзованоТ вченоТ ради Д 38.060.01 у Нацюнальному ушверситет кораблебудування iменi адмiрала Макарова за адресою: проспект ГероТв Сталiнграду 9,м. МиколаТв,54025, ауд.360

В диссертации исследованы теоретические и практические аспекты методологии управления проектами и программами реконструкции муниципальных систем теплоснабжения.

Рассмотрены технико-экономические, организационные, технологические и социальные аспекты проблемы реконструкции муниципальных систем теплоснабжения.

Показано, что одним из направлений решения данной проблемы является использование в практиках формируемых и реализуемых проектов и программ реконструкции СТ системы знаний по управлению проектами и программами.

Выполнен анализ основных направлений и результатов исследований отечественных, а также зарубежных научных школ и организаций в области управления проектами реконструкции систем энергоснабжения, в том числе муниципальных систем теплоснабжения.

В результате выполненных исследований разработана концептуальная модель управления проектами реконструкции муниципальных систем

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

теплоснабжения, которая базируется на усовершенствованных и разработанных моделях проактивного управления.

Разработана классификация проектов реконструкции СТ, определены возможные стратегии в проектах и программах, разработана система индикаторов инициации проектов и программ.

Показано, что группы процессов управления проектами и программами реконструкции муниципальных систем теплоснабжения должны учитывать следующие основные факторы: тенденции развития мирового рынка энергетических ресурсов; тенденции развития технологических платформ, формирующих структурно-параметрические характеристики муниципальной системы теплоснабжения; особенности социально-экономического развития государства; специфику национальной стратегии развития энергетического комплекса и национального энергобаланса; особенности социально-экономического развития региона, муниципального образования, его инфраструктуры; генезис и степень развития системы теплоснабжения; наличие доступных местных энергетических и других ресурсов; относительно большие, по продолжительности, жизненные циклы функционирования основных элементов СТ; широкий спектр предлагаемых технико-технологических решений, позволяющих формировать различные профили проектов и программ.

Разработаны: модель управления формированием проектов и программ реконструкции СТ; метод построения иерархии проектов и программ реконструкции, метод проактивного управления на основе разработанного шаблона-архиватора и матрицы контекста ценностей.

Определены основные участники проектов и их информационные потребности, разработана модель коммуникаций в проектах и программах реконструкции СТ.

Представлены результаты внедрения основных положений диссертационной работы в практику управления проектами и программами реконструкции систем теплоснабжения.

УДК 005.8:627.2:627.3:338.28

Ю.Н.Харитонов

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Разработанная модель базируется на научной гипотезе о том, что эффективность управления проектами развития морской портовой инфраструктуры обеспечивается процессами гармонизации стратегического баланса существующих и перспективных грузопотоков со структурно-параметрическими показателями и характеристиками элементов портовой инфраструктуры. Рис. 3, ист. 15.

Ключевые слова: управление проектами, морская инфраструктура, модель.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Эффективность функционирования инфраструктуры порта (ИП), ее состав, уровень технико-технологического оснащения и управления в значительной степени предопределяет стабильность функционирования существующих и перспективных транспортных коридоров, динамику переработки грузов в портах (рис.1) Украины и многое другое [1]. При этом, выполненный анализ публикаций [2...10] показывает, что в настоящее время портовая инфраструктура находится в состоянии кризиса: значительная

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

часть портовой инфраструктуры не соответствует требованиям, предъявляемым к ее элементам по технико-технологическим, экономическим и экологическим структурно-параметрическим показателям и характеристикам (рис.2).

и .о

I-

О &

о. ^

(б *

I-

0 ю ш

.

01

.

01

да:;

2009

2010

2011

2012

2013

1

157182,1

148135,8

155052

153966,6

149429,5

2

88081,9

84037,6

84895

96848,1

99241,2

3

12839,4

17440,6

19417,4

16493,7

18623,2

4

52164,4

44187,3

47599,2

38780,6

29251,4

5

4096,4

2470,3

3140,4

1844,2

2313,7

Рис.1. Дополнительные транспортные услуги морских портов и причалов Украины по переработке грузов в 2009-2013 гг.: 1- общая переработка грузов; 2- переработка экспортных грузов; 3- переработка импортных грузов; 4- переработка транзитных грузов; 5- переработка грузов внутреннего сообщения.

Учитывая действительное состояние портовой инфраструктуры, генезис ее формирования актуальной проблемой, которая требует своего решения, следует считать проблему комплексной модернизации и реконструкции элементов ИП.

Рис.2. Результаты мониторинга портальных кранов

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

Анализ исследований и публикаций, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Одним из научных направлений решения данной проблемы можно считать дальнейшее развитие и использование в практиках модернизации и реконструкции элементов ИП методологии теории управления проектами [11, 12 и др.].

Выполненный анализ существующих моделей управления развитием сложных технических систем [13,14 и др.], к которым можно отнести портовую инфраструктуру показал, что их применение не обеспечивает научно-обоснованных решений по отношению к предметной области исследований. Это объясняется особенностями проектов и программ развития портовой инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести: их социальную значимость, которая предопределяет развитие региона, на территории которого расположены элементы портовой инфраструктуры; существенную

пространственную составляющую мест дислокации элементов ИП; большое многообразие структурно-параметрических характеристик, определяющихся сложными взаимосвязями элементов ИП; наличие большого числа владельцев элементами ИП и многое другое.

При этом, проведенный анализ показывает, что группы процессов управления проектами развития портовой инфраструктуры должны учитывать следующие основные факторы: тенденции развития мирового рынка грузопотоков; тенденции развития технологических платформ, формирующих структурно-параметрические характеристики элементов ИП; особенности социально-экономического развития государства; специфику национальной стратегии развития отраслей экономики Украины; особенности социально-экономического развития региона; генезис и степень развития портовой инфраструктуры; относительно большие по продолжительности жизненные циклы функционирования основных элементов ИП; широкий спектр предлагаемых технико-технологических решений, позволяющих формировать различные профили проектов и программ развития ИП, многое другое. Эти обстоятельства, в конечном итоге, требуют разработки концептуальной модели, которая учитывает различные аспекты проблемы управления развитием ИП, аккумулирует в себе многообразие существующих теоретических и практических решений, генерирует иерархически распределенные во времени обоснованные управленческие решения.

Цель статьи - разработка концептуальной модели управления проектами развития морской портовой инфраструктуры.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. В основу разработки модели положена научная гипотеза о том, что эффективность управления проектами развития морской портовой инфраструктуры обеспечивается процессами гармонизации баланса существующих и перспективных грузопотоков со структурно-параметрическими показателями и характеристиками элементов портовой инфраструктуры.

Для существующей системы портовой инфраструктуры существует баланс между индикативными показателями основных элементов инфраструктуры, которые обеспечивают объемы переработки грузопотоков и непосредственно индикативными показателями данных грузопотоков: грузопотоков и основных элементов ИП; т - время определения параметрических и структурных показателей грузопотоков и элементов портовой

Т э н и н инфраструктуры; Ш ., Ш .,Ш .,№ , № - соответственно параметрические

Л1 Л1 Л1 В1 В1

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

технико-технологические, экономические и нормативные индикативные показатели, а также структурные технико-технологические и нормативно-

Т тэ тн ти тн структурные индикативные показатели грузопотоков; I , I , I , I ., I -

Л1 Л1 Л1 в1 в1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

соответственно параметрические технико-технологические, экономические и нормативные индикативные показатели, а также структурные технико-технологические и нормативно- структурные индикативные показатели элементов портовой инфраструктуры. При этом, сформированные на начальной стадии проекты развития портовой инфраструктуры имеют соответствующую иерархию их реализации.

real CT = n

т = 0

TT Ai, Ai +1, т = 0 т = 0

Iэ 13

Ai, Ai + 1,

т = 0 т = 0

j н j н

Ai, Ai + 1,

т = 0 т = 0

ти ти

Bi, Bi + 1,

т = 0 т = 0

нн Bi, Bi +1,

т = 0 т = 0

,I

T

An, т = 0

, 13 An,

т = 0

, IH

An, т = 0

ти

' Bn,

т = 0

,I

н

Bn,

т=0

real IS = n

т = 0

T

IST IS

Ai, т = 0

3

T

Ai +1, т=0

IS IS Ai,

т = 0

э

Ai + 1, т=0

IS

IS H.

Ai,

т = 0 ISIS

Bi, т = 0

ISB,,

т = 0

Ai + 1,

т=0

и

Bi +1, т=0

IS

H

Bi +1, т=0

, IS

T

An, т=0

, IS

э

An, т=0

, IS

An, т=0

, is U

Bn, т=0

• ISB n,

т=0

где real CT^ , real IS - соответственно матрицы индикативных показателей

т = 0 т = 0

Со временем т ф 0 существующие грузопотоки и их прогнозные показатели в силу ряда причин могут менять свои значения, что приводит к нарушению стратегического баланса между соответствующими показателями, характеризующими грузопотоки и соответствующими показателями портовой инфраструктуры. Эти обстоятельства требуют реализации процессов гармонизации - управления проектами развития портовой инфраструктуры. Структура концептуальной модели управления проектами развития портовой инфраструктуры приведена на рис.3.

Анализ разработанной модели показывает, что она учитывает изменения во времени (квазидинамический подход) внутренних и внешних возмущений, показателей грузопотоков и элементов портовой инфраструктуры, возможных ограничений на проекты, критериев и имеющихся ресурсов проекта.

Предложенная модель управления проектами соответствует понятию концептуальности по признакам согласованности целей, открытости, возможности реализации, комплексности подхода [15].

н

н

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

Рис.3. Структура концептуальной модели управления проектами развития портовой

инфраструктуры

Выводы

1. В настоящее время отсутствие эффективных моделей управления проектами технологического развития портовой инфраструктуры сдерживает решение проблемы развития портов.

2. На основе процессов гармонизации стратегического баланса структурно-параметрических показателей грузопотоков и соответствующих им показателей портовой инфраструктуры, разработана концептуальная модель, обеспечивающая повышение эффективности управления проектами развития ИП, путем квазидинамического определения структурно-параметрических показателей с учетом изменения возможных критериев и ограничений на проект, а также формирования, при необходимости, новой иерархии проектов.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Повышение эффективности управления проектами развития портовой инфраструктуре потребует, прежде всего, решения задач определения начала инициации проектов, управления содержанием проектов, что связано, прежде всего, с особенностями предметной области исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Харитонов Ю.Н. Объекты портовой инфраструктуры Украины: состав судов и плавсредств портофлота [ Текст ]/ Ю.Н. Харитонов, В.И. Шалухин// Судостроение и морская инфраструктура, - МиколаТв: НУК, №1(1), 2014., С. 23-27

2. Закон УкраТни «Про морськ порти УкраТни» В1домост1 Верховно!' Ради краТни (ВВР), 2013, № 7, ст. 65

3. Про затвердження Стратеги розвитку морських порт1в УкраТни на перюд до 2038 року. Кабшет Мшютрю УкраТни; Розпорядження, вщ 11.07.2013 № 548-р

4. Допом1жн1 транспорты послуги морських, р1чкових порт1в та причал1в з обробки

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

вантажiв. Державна служба статистики Укра'ни. [Электронный ресурс] http://www.ukrstat.gov.ua/ - Загл. с экрана.

5. Морские бизнес-новости Украины [Электронный ресурс] http://www. maritimebusinessnews.com.ua/news/- Загл. с экрана.

6. Суда портофлота [Электронный ресурс] http://www.blackseanews.net/read/38052/ -Загл. с экрана.

7. Суглобов В. В. Эксплуатация портальных кранов и оценка их техническогосостояния на предприятиях Украины / В.В. Суглобов,Е.В. Ткачук// Электронный ресурс] http://www.confcontact.com/2013-alyans-nauk/tn3_suglobov.htm - Загл. с экрана.

8. Мариупольский порт получил новый земснаряд [Электронный ресурс] http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=41750/- Загл. с экрана.

9. Порты давно нуждались в системном подходе к развитию [Электронный ресурс] http://transport-journal.com/komentarii-obzori/portyi-davno-nuzhdalys-v-systemnom-podhode-k-razvytyyu/ - Загл. с экрана.

10. Морские порты [Электронный ресурс] http://www.sifservice. com/ru/informatsiya/ porty-ukrainy/morskie-porty/ - Загл. с экрана.

11. Charvat J. Project Management Methodologies: Selecting,Implementing, and Supporting Methodologies and Processes for Projects. John Wiley & Sons, 2003. 264 p.

12. Cleland D.I., Ireland L.R. Project Management: Strategic Design and Implementation. McGraw-Hill, 2002. 641 p.

13. Anderson S.D. Project Manpower Management: Management Processes in Construction Practice/ Anderson S.D, Woodhead R.W.- John Wiley & Sons.,1981.- 264 p.

14. Badiru Adedeji, Badiru Abidemi, Badiru Adetokunboh. Industrial Project Management: Concepts, Tools, and Techniques. CRC, 2007. 307 p.

15. Рач В.А. Принцип формування концепци [Текст] / В.А. Рач //«Вюник Державно' служби Укра'ни», - К.: 2000.-№3.- С93-95.

"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.