Харитонов Юрш Миколайович Доктор технiчних наук за спещальнютю 05.13.22 - управлiння проектами та програмами.
Доцент за кафедрою екологп. Професор кафедри системотехшки об'eктiв морсько! iнфраструктури i енергетичного менеджменту, декан факультету морсько! шфраструктури Нацiонального унiверситету кораблебудування iменiадмiрала Макарова (м. Микола!в)
Тема дисертацм: Управлiння проектами i програмами реконструкци мунiципальних систем теплопостачання.
Робота виконана в Нацюнальному унiверситетi кораблебудування iменi адмiрала Макарова Мiнiстерства освiти i науки УкраТни.
Науковий консультант - доктор техшчних наук, професор Кошкш Костянтин Вiкторович, Нацiональний унiверситет кораблебудування iменi адмiрала Макарова Мiнiстерства осв^и i науки УкраТни, директор шституту комп'ютерних та iнженерно-технологiчних наук.
Оф1ц1йн1 опоненти:
- доктор технiчних наук, професор Руденко Серий Васильович, Одеський
нацюнальний морський ушверситет Мiнiстерства осв^и i науки УкраТни,
проректор з науковоТ роботи;
- доктор техшчних наук, професор Тесля Юрш Миколайович, КиТвський
нацюнальний ушверситет iм. Тараса Шевченка Мiнiстерства освiти i науки
УкраТни, декан факультету iнформацiйних технологш;
- доктор технiчних наук, професор Фюун Микола Тихонович,
Чорноморський державний ушверситет iменi Петра Могили Мшютерства
освiти i науки УкраТни, завщувач кафедри iнтелектуальних iнформацiйних систем.
Захист вщбувся «01» липня 2014 р. о 10-00 годинi на засщанш спецiалiзованоТ вченоТ ради Д 38.060.01 у Нацюнальному ушверситет кораблебудування iменi адмiрала Макарова за адресою: проспект ГероТв Сталiнграду 9,м. МиколаТв,54025, ауд.360
В диссертации исследованы теоретические и практические аспекты методологии управления проектами и программами реконструкции муниципальных систем теплоснабжения.
Рассмотрены технико-экономические, организационные, технологические и социальные аспекты проблемы реконструкции муниципальных систем теплоснабжения.
Показано, что одним из направлений решения данной проблемы является использование в практиках формируемых и реализуемых проектов и программ реконструкции СТ системы знаний по управлению проектами и программами.
Выполнен анализ основных направлений и результатов исследований отечественных, а также зарубежных научных школ и организаций в области управления проектами реконструкции систем энергоснабжения, в том числе муниципальных систем теплоснабжения.
В результате выполненных исследований разработана концептуальная модель управления проектами реконструкции муниципальных систем
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
теплоснабжения, которая базируется на усовершенствованных и разработанных моделях проактивного управления.
Разработана классификация проектов реконструкции СТ, определены возможные стратегии в проектах и программах, разработана система индикаторов инициации проектов и программ.
Показано, что группы процессов управления проектами и программами реконструкции муниципальных систем теплоснабжения должны учитывать следующие основные факторы: тенденции развития мирового рынка энергетических ресурсов; тенденции развития технологических платформ, формирующих структурно-параметрические характеристики муниципальной системы теплоснабжения; особенности социально-экономического развития государства; специфику национальной стратегии развития энергетического комплекса и национального энергобаланса; особенности социально-экономического развития региона, муниципального образования, его инфраструктуры; генезис и степень развития системы теплоснабжения; наличие доступных местных энергетических и других ресурсов; относительно большие, по продолжительности, жизненные циклы функционирования основных элементов СТ; широкий спектр предлагаемых технико-технологических решений, позволяющих формировать различные профили проектов и программ.
Разработаны: модель управления формированием проектов и программ реконструкции СТ; метод построения иерархии проектов и программ реконструкции, метод проактивного управления на основе разработанного шаблона-архиватора и матрицы контекста ценностей.
Определены основные участники проектов и их информационные потребности, разработана модель коммуникаций в проектах и программах реконструкции СТ.
Представлены результаты внедрения основных положений диссертационной работы в практику управления проектами и программами реконструкции систем теплоснабжения.
УДК 005.8:627.2:627.3:338.28
Ю.Н.Харитонов
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ МОРСКОЙ ПОРТОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Разработанная модель базируется на научной гипотезе о том, что эффективность управления проектами развития морской портовой инфраструктуры обеспечивается процессами гармонизации стратегического баланса существующих и перспективных грузопотоков со структурно-параметрическими показателями и характеристиками элементов портовой инфраструктуры. Рис. 3, ист. 15.
Ключевые слова: управление проектами, морская инфраструктура, модель.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими задачами. Эффективность функционирования инфраструктуры порта (ИП), ее состав, уровень технико-технологического оснащения и управления в значительной степени предопределяет стабильность функционирования существующих и перспективных транспортных коридоров, динамику переработки грузов в портах (рис.1) Украины и многое другое [1]. При этом, выполненный анализ публикаций [2...10] показывает, что в настоящее время портовая инфраструктура находится в состоянии кризиса: значительная
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
часть портовой инфраструктуры не соответствует требованиям, предъявляемым к ее элементам по технико-технологическим, экономическим и экологическим структурно-параметрическим показателям и характеристикам (рис.2).
и .о
I-
<о
О &
о. ^
(б *
I-
0 ю ш
.
01
.
01
да:;
2009
2010
2011
2012
2013
1
157182,1
148135,8
155052
153966,6
149429,5
2
88081,9
84037,6
84895
96848,1
99241,2
3
12839,4
17440,6
19417,4
16493,7
18623,2
4
52164,4
44187,3
47599,2
38780,6
29251,4
5
4096,4
2470,3
3140,4
1844,2
2313,7
Рис.1. Дополнительные транспортные услуги морских портов и причалов Украины по переработке грузов в 2009-2013 гг.: 1- общая переработка грузов; 2- переработка экспортных грузов; 3- переработка импортных грузов; 4- переработка транзитных грузов; 5- переработка грузов внутреннего сообщения.
Учитывая действительное состояние портовой инфраструктуры, генезис ее формирования актуальной проблемой, которая требует своего решения, следует считать проблему комплексной модернизации и реконструкции элементов ИП.
Рис.2. Результаты мониторинга портальных кранов
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
Анализ исследований и публикаций, выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Одним из научных направлений решения данной проблемы можно считать дальнейшее развитие и использование в практиках модернизации и реконструкции элементов ИП методологии теории управления проектами [11, 12 и др.].
Выполненный анализ существующих моделей управления развитием сложных технических систем [13,14 и др.], к которым можно отнести портовую инфраструктуру показал, что их применение не обеспечивает научно-обоснованных решений по отношению к предметной области исследований. Это объясняется особенностями проектов и программ развития портовой инфраструктуры, к которым, прежде всего, следует отнести: их социальную значимость, которая предопределяет развитие региона, на территории которого расположены элементы портовой инфраструктуры; существенную
пространственную составляющую мест дислокации элементов ИП; большое многообразие структурно-параметрических характеристик, определяющихся сложными взаимосвязями элементов ИП; наличие большого числа владельцев элементами ИП и многое другое.
При этом, проведенный анализ показывает, что группы процессов управления проектами развития портовой инфраструктуры должны учитывать следующие основные факторы: тенденции развития мирового рынка грузопотоков; тенденции развития технологических платформ, формирующих структурно-параметрические характеристики элементов ИП; особенности социально-экономического развития государства; специфику национальной стратегии развития отраслей экономики Украины; особенности социально-экономического развития региона; генезис и степень развития портовой инфраструктуры; относительно большие по продолжительности жизненные циклы функционирования основных элементов ИП; широкий спектр предлагаемых технико-технологических решений, позволяющих формировать различные профили проектов и программ развития ИП, многое другое. Эти обстоятельства, в конечном итоге, требуют разработки концептуальной модели, которая учитывает различные аспекты проблемы управления развитием ИП, аккумулирует в себе многообразие существующих теоретических и практических решений, генерирует иерархически распределенные во времени обоснованные управленческие решения.
Цель статьи - разработка концептуальной модели управления проектами развития морской портовой инфраструктуры.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных результатов. В основу разработки модели положена научная гипотеза о том, что эффективность управления проектами развития морской портовой инфраструктуры обеспечивается процессами гармонизации баланса существующих и перспективных грузопотоков со структурно-параметрическими показателями и характеристиками элементов портовой инфраструктуры.
Для существующей системы портовой инфраструктуры существует баланс между индикативными показателями основных элементов инфраструктуры, которые обеспечивают объемы переработки грузопотоков и непосредственно индикативными показателями данных грузопотоков: грузопотоков и основных элементов ИП; т - время определения параметрических и структурных показателей грузопотоков и элементов портовой
Т э н и н инфраструктуры; Ш ., Ш .,Ш .,№ , № - соответственно параметрические
Л1 Л1 Л1 В1 В1
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
технико-технологические, экономические и нормативные индикативные показатели, а также структурные технико-технологические и нормативно-
Т тэ тн ти тн структурные индикативные показатели грузопотоков; I , I , I , I ., I -
Л1 Л1 Л1 в1 в1
соответственно параметрические технико-технологические, экономические и нормативные индикативные показатели, а также структурные технико-технологические и нормативно- структурные индикативные показатели элементов портовой инфраструктуры. При этом, сформированные на начальной стадии проекты развития портовой инфраструктуры имеют соответствующую иерархию их реализации.
real CT = n
т = 0
TT Ai, Ai +1, т = 0 т = 0
Iэ 13
Ai, Ai + 1,
т = 0 т = 0
j н j н
Ai, Ai + 1,
т = 0 т = 0
ти ти
Bi, Bi + 1,
т = 0 т = 0
нн Bi, Bi +1,
т = 0 т = 0
,I
T
An, т = 0
, 13 An,
т = 0
, IH
An, т = 0
ти
' Bn,
т = 0
,I
н
Bn,
т=0
real IS = n
т = 0
T
IST IS
Ai, т = 0
3
T
Ai +1, т=0
IS IS Ai,
т = 0
э
Ai + 1, т=0
IS
IS H.
Ai,
т = 0 ISIS
Bi, т = 0
ISB,,
т = 0
Ai + 1,
т=0
и
Bi +1, т=0
IS
H
Bi +1, т=0
, IS
T
An, т=0
, IS
э
An, т=0
, IS
An, т=0
, is U
Bn, т=0
• ISB n,
т=0
где real CT^ , real IS - соответственно матрицы индикативных показателей
т = 0 т = 0
Со временем т ф 0 существующие грузопотоки и их прогнозные показатели в силу ряда причин могут менять свои значения, что приводит к нарушению стратегического баланса между соответствующими показателями, характеризующими грузопотоки и соответствующими показателями портовой инфраструктуры. Эти обстоятельства требуют реализации процессов гармонизации - управления проектами развития портовой инфраструктуры. Структура концептуальной модели управления проектами развития портовой инфраструктуры приведена на рис.3.
Анализ разработанной модели показывает, что она учитывает изменения во времени (квазидинамический подход) внутренних и внешних возмущений, показателей грузопотоков и элементов портовой инфраструктуры, возможных ограничений на проекты, критериев и имеющихся ресурсов проекта.
Предложенная модель управления проектами соответствует понятию концептуальности по признакам согласованности целей, открытости, возможности реализации, комплексности подхода [15].
н
н
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
Рис.3. Структура концептуальной модели управления проектами развития портовой
инфраструктуры
Выводы
1. В настоящее время отсутствие эффективных моделей управления проектами технологического развития портовой инфраструктуры сдерживает решение проблемы развития портов.
2. На основе процессов гармонизации стратегического баланса структурно-параметрических показателей грузопотоков и соответствующих им показателей портовой инфраструктуры, разработана концептуальная модель, обеспечивающая повышение эффективности управления проектами развития ИП, путем квазидинамического определения структурно-параметрических показателей с учетом изменения возможных критериев и ограничений на проект, а также формирования, при необходимости, новой иерархии проектов.
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Повышение эффективности управления проектами развития портовой инфраструктуре потребует, прежде всего, решения задач определения начала инициации проектов, управления содержанием проектов, что связано, прежде всего, с особенностями предметной области исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Харитонов Ю.Н. Объекты портовой инфраструктуры Украины: состав судов и плавсредств портофлота [ Текст ]/ Ю.Н. Харитонов, В.И. Шалухин// Судостроение и морская инфраструктура, - МиколаТв: НУК, №1(1), 2014., С. 23-27
2. Закон УкраТни «Про морськ порти УкраТни» В1домост1 Верховно!' Ради краТни (ВВР), 2013, № 7, ст. 65
3. Про затвердження Стратеги розвитку морських порт1в УкраТни на перюд до 2038 року. Кабшет Мшютрю УкраТни; Розпорядження, вщ 11.07.2013 № 548-р
4. Допом1жн1 транспорты послуги морських, р1чкових порт1в та причал1в з обробки
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192
вантажiв. Державна служба статистики Укра'ни. [Электронный ресурс] http://www.ukrstat.gov.ua/ - Загл. с экрана.
5. Морские бизнес-новости Украины [Электронный ресурс] http://www. maritimebusinessnews.com.ua/news/- Загл. с экрана.
6. Суда портофлота [Электронный ресурс] http://www.blackseanews.net/read/38052/ -Загл. с экрана.
7. Суглобов В. В. Эксплуатация портальных кранов и оценка их техническогосостояния на предприятиях Украины / В.В. Суглобов,Е.В. Ткачук// Электронный ресурс] http://www.confcontact.com/2013-alyans-nauk/tn3_suglobov.htm - Загл. с экрана.
8. Мариупольский порт получил новый земснаряд [Электронный ресурс] http://www.trans-port.com.ua/index.php?newsid=41750/- Загл. с экрана.
9. Порты давно нуждались в системном подходе к развитию [Электронный ресурс] http://transport-journal.com/komentarii-obzori/portyi-davno-nuzhdalys-v-systemnom-podhode-k-razvytyyu/ - Загл. с экрана.
10. Морские порты [Электронный ресурс] http://www.sifservice. com/ru/informatsiya/ porty-ukrainy/morskie-porty/ - Загл. с экрана.
11. Charvat J. Project Management Methodologies: Selecting,Implementing, and Supporting Methodologies and Processes for Projects. John Wiley & Sons, 2003. 264 p.
12. Cleland D.I., Ireland L.R. Project Management: Strategic Design and Implementation. McGraw-Hill, 2002. 641 p.
13. Anderson S.D. Project Manpower Management: Management Processes in Construction Practice/ Anderson S.D, Woodhead R.W.- John Wiley & Sons.,1981.- 264 p.
14. Badiru Adedeji, Badiru Abidemi, Badiru Adetokunboh. Industrial Project Management: Concepts, Tools, and Techniques. CRC, 2007. 307 p.
15. Рач В.А. Принцип формування концепци [Текст] / В.А. Рач //«Вюник Державно' служби Укра'ни», - К.: 2000.-№3.- С93-95.
"УправлЫня проектами та розвиток виробництва", 2014, № 2(50), 186-192