Научная статья на тему 'Концептуальная модель ценностных ориентаций спортсменов'

Концептуальная модель ценностных ориентаций спортсменов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ-ЛЕГКОАТЛЕТЫ / HEALTH PROTECTING / TRAINING PROCESS / VALUABLE ORIENTATIONS / YOUNG TRACK AND FIELD ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горохов Николай Михайлович

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья. В ней представлены системные основы моделирования, модельные характеристики юных спортсменов, внешние и внутренние условия, которые обеспечивают непрерывное повышение спортивных результатов при соблюдении сохраняющей здоровье направленности тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горохов Николай Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT MODEL OF ATHETES'S VALUABLE ORIENTATIONS

This article is dedicated to the problem of athlete's values in the field of health protecting. It gives a clear view of systematic bases of modeling. It also contains modeling features of young athletes, external and internal conditions that provide the continuous raising of sport results according to health protecting training.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель ценностных ориентаций спортсменов»

Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 10. - С. 2-4.

7. Савельева, Л.А. О значении пауз активного отдыха в жизни студентов I Л.А. Савельева, Е.В. Зорченко II Современные дидактические проблемы физической культуры и оздоровительные программы в образовательном пространстве вуза : материалы Междунар. науч.-практич. конф., 25-26 апреля 2008 г. I МВД РФ, Бел ЮИ. - Белгород, 2008. - С. 74-76.

8. Тер-Ованесян, А.А. Педагогические основы физического воспитания I А. А. Тер-Ованесян. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 203 с.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

СПОРТСМЕНОВ

Николай Михайлович Горохов, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет (ЧГПУ)

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья. В ней представлены системные основы моделирования, модельные характеристики юных спортсменов, внешние и внутренние условия, которые обеспечивают непрерывное повышение спортивных результатов при соблюдении сохраняющей здоровье направленности тренировочного процесса.

Ключевые слова: сохранение здоровья, тренировочный процесс, ценностные ориентации, юные спортсмены-легкоатлеты.

CONCEPT MODEL OF ATHETES’S VALUABLE ORIENTATIONS

Nikolay Mihajlovich Gorokhov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Chelyabinsk State Pedagogical University

Abstract

This article is dedicated to the problem of athlete’s values in the field of health protecting. It gives a clear view of systematic bases of modeling. It also contains modeling features of young athletes, external and internal conditions that provide the continuous raising of sport results according to health protecting training.

Key words: health protecting, training process, valuable orientations, young track and field athletes.

Проблема формирования ценностных ориентаций, направленных на сохранение здоровья, в теории и методике физического воспитания является составной частью педагогической проблемы формирования ценностных отношений личности к предметам и явлениям окружающей действительности.

При разработке концептуальных основ моделирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья в процессе тренировочной и соревновательной деятельности мы опирались на труды отечественных ученых и зарубежных специалистов последних десятилетий, в которых утвердился системный подход к изучению сложных процессов и явлений в теории и практике физического воспитания.

Методология системного подхода позволяет рассматривать систему формирования ценностных ориентаций спортсменов-легкоатлетов на сохранение здоровья в процессе спортивной тренировки как совокупность специальных видов деятельности, в рамках которых возможно достижение положительного результата в следующих направлениях:

• овладение спортивной техникой в сложнокоординированных действиях, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности и сохранение здоровья;

• развитие специальных физических качеств и двигательных способностей спортсменов, отвечающих уровню современных требований к физической и психоэмоциональной подготовке;

• совершенствование духовно-нравственной сферы, формирование ценност-

ных ориентаций на сохранение здоровья в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;

• на основе единства воздействий на физиологическую и психологическую сферы личности формирование установки на нравственно оправданное поведение во взаимоотношениях с соперниками в процессе спортивных соревнований.

В основу модели формирования ценностных ориентаций спортсменов-легкоатлетов положена идея сохранение здоровья на всех этапах спортивной подготовки: от установки на успешность тренировочной и соревновательной деятельности до самостоятельного выполнения сохраняющих здоровье процедур и соблюдения нравственного поведения в повседневной жизни.

В системном видении процесса и результатов моделирования акцентируется внимание на реализацию поставленных целей достижения полезного результата в формировании ценностных ориентаций спортсмена. Опираясь на принципы системного подхода к формированию ценностных ориентаций, мы рассматриваем этот процесс, прежде всего, с точки зрения субъект-субъектных отношений тренера-учителя и спортсмена-легкоатлета, где системные взаимодействия (прямые и обратные связи) выступают в чистом виде.

Обоснование в логико-методологическом плане необходимости системного подхода к моделированию процесса формирования ценностных ориентаций спортсменов на сохранение здоровья наиболее полно может быть реализовано с помощью предварительно проведенного системного анализа структуры и содержания педагогического процесса, в задачи которого входит создание предпосылок целесообразного ценностного выбора. Системный анализ, являясь близким по содержанию к системному подходу, обеспечивает подготовку и решение проблем сохранение здоровья с использованием практических приемов (методик, процедур, технологий).

Как показало проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование, опора на системный анализ при решении проблемы сохранения здоровья спортсменов-легкоатлетов в тренировочном процессе и в соревновательной деятельности позволяет выявлять альтернативные традиционным способы и приемы решения проблемы, сопоставлять их эффективности, соответствия индивидуально-личностным особенностям каждого спортсмена. Ведущим принципом системного анализа является целепо-лагание в его процедурах и технологиях. В тенденциях развития процедура структурирования системы сохранения здоровья спортсменов может быть представлена как совокупность последовательных этапов, в ряд которых входят постановка цели, задач сохранения здоровья, выбор средств и методов их решения, выявление внешних и внутренних факторов, воздействующих на объекты сохранения здоровья (возмущающие факторы и факторы, облегчающие достижение цели).

Методология системного подхода позволяет рассматривать систему сохранения здоровья спортсменов-легкоатлетов как совокупность специальных видов деятельности, которые при соблюдении педагогических условий обеспечивают получение полезного адаптивного эффекта при воздействии тренировочных нагрузок и стресс-факторов, связанных с соревновательной деятельностью. В рамках системного подхода становится возможным моделирование полезного эффекта приемов и средств сохранение здоровья.

Полученные нами результаты позволили зафиксировать следующее: проектирование конечных полезных результатов, касающихся формирования ценностных ориентаций на сохранение здоровья, может оказаться недостаточно надежным - по мере социального созревания меняются взгляды на мир и на ценности окружающей действительности. Поэтому предпочтительнее проектировать развитие ценностных ориентаций у спортсменов, социальный статус которых уже сформировался. Однако при этом оказывается упущенным очень важный, с точки зрения нравственного становления личности спортсмена, период.

В настоящее время остаются недостаточно разработанными модельные харак-

теристики юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки. Имеются данные о том, что для спортсменов невысокого класса характерна большая вариативность модельных признаков, а факторов, ограничивающих спортивный результат, сравнительно много. В ряду этих факторов решающую роль в достижении потенциально высоких результатов в избранном виде спортивной специализации играет здоровье спортсмена.

У спортсменов, имеющих ярко выраженную индивидуальность, наибольший эффект достигается при построении и реализации тренировочных программ, ориентированных на выявление и максимальное развитие индивидуальных задатков, а также устранение явных диспропорций в структуре подготовленности. Стремление «подтягивать» в развитии отстающие качества и способности, которые во многом лимитированы генетически или сдерживаются высоким уровнем развития других качеств и способностей, не только не дает результатов, но и тормозит совершенствование сильных сторон подготовленности, сглаживает те индивидуальные черты спортсменов, которые могли бы обеспечить достижение высоких результатов. Наукой установлено, что мировые рекорды устанавливаются теми, кто обладает ярко выраженной индивидуальностью, в том числе и индивидуальными особенностями процесса становления спортивного мастерства.

В концептуальной модели спортивной подготовки легкоатлетов-бегунов на средние дистанции нами проектировались внешние и внутренние условия, которые обеспечивают непрерывное повышение спортивных результатов при соблюдении сохраняющей здоровье направленности тренировочного процесса. В проектировании полезного результата спортивной подготовки спортсменов-легкоатлетов ведущее место занимают условия сохранения и укрепления здоровья, как средствами спортивной тренировки, так и специальными средствами сохранения и укрепления здоровья (сбалансированное питание с биологически активными добавками, эффективные средства и процедуры восстановления).

При проектировании модельных характеристик ценностных ориентаций спорт-смена-легкоатлета мы придавали большое значение:

1) психологической устойчивости спортсмена к воздействию факторов внешней среды;

2) созданию предпосылок максимальной мобилизации потенциальных возможностей в предстоящих занятиях;

3) психофизиологической релаксации после напряженных тренировочных занятий;

4) формированию ценностных ориентаций на сохранение здоровья в спортивной деятельности и здоровый образ жизни.

Спортивная деятельность в социальном плане — форма проявления способностей и психофизиологических функций человека, которые принимаются и положительно оцениваются обществом. В концептуальной модели ценностных ориентации спортсменов-легкоатлетов на сохранение здоровья в процессе тренировочной и соревновательной деятельности нами были выделены внешние и внутренние условия. К внешним условиям мы отнесли социальные установки на достижение спортивных успехов, цели и задачи, скорректированные с установкой на сохранение и укрепление здоровья занимающихся.

Внутренние условия, проектируемые моделью сохранение здоровья, представлены нами тремя блоками:

1) блок сохраняющих здоровье технологий спортивной тренировки;

2) блок теоретической подготовки в сфере сохранения здоровья;

3) блок тренировочных нагрузок, обеспечивающих эффект, позволяющий поддерживать и сохранять здоровье.

Каждый блок, в свою очередь, представлен конкретными модельными конструкциями, несущими соответствующие прогностические нагрузки. Конечным резуль-

татом моделирования сохраняющей здоровье направленности тренировочной и соревновательной деятельности является непременный рост спортивных результатов при сохранении и укреплении здоровья спортсменов.

Формирование ценностных ориентаций на сохранение здоровья спортсменов является органичной частью процесса спортивной подготовки при сохранении и накоплении резервов адаптации к физическим и психоэмоциональным нагрузкам. Моделирование этого процесса, включаемого в прогнозирование спортивного роста, физической кондиции, психологической подготовленности, сочетаемых с целенаправленным формированием ценностных ориентаций на сохранение здоровья, обеспечивало возможность текущей коррекции тренировочного процесса, ориентированного на рост спортивных достижений, при строгом следовании принципиальной установке на сохранение здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Общество, системность, познание и управление / В.Г. Афанасьев. - М. : Политиздат, 1991. - 432 с.

2. Горбунов, Н.А. Модели развития мастерства и личности спортсменов высокой квалификации // Психологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Алма-Ата, 1997. - С. 14-22.

3. Маслов, А.Г. Мотивация и личность / А.Г. Маслов. - Нью-Йорк : Изд-во академии наук, 1991. - 310 с.

4. Стоунс, Е. Психопедагогика : психологическая теория и практика обучения / Е. Стоунс. - Лондон : Изд-во института спортивной медицины, 1993. - 460 с.

5. Фомин, Н.А. Возрастные специфические основы физического воспитания / Н.А. Фомин. - М. : Изд-во Карл Хорман Шорндорф, 1992. - 141 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛЕВЫХ АТАК И ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ВЗЯТИЯ ВОРОТ НА КУБКЕ ЕВРОПЫ ПО ФУТБОЛУ

2008 ГОДА

Александр Сергеевич Денисенков, кандидат педагогических наук,

Ренат Харисович Сабитов, аспирант Сергей Юрьевич Тюленьков, доктор педагогических наук, профессор

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК),

Москва

Аннотация

Изложенные в статье положения характеризуют количественно-качественные характеристики технико-тактического мастерства футболистов высокой квалификации ведущих футбольных держав Европы.

Ключевые слова: голевая атака, голевая передача, голевой удар, штрафная площадь, площадь ворот, стандартное положение.

CHARACTERISTIC OF GOAL-SCORING ATTACKS AND PREDICTABILITY OF SCORING ATF THE EUROPEAN FOOTBALL CAP IN 2008

Alexander Sergeevich Denisenkov, candidate of pedagogical sciences,

Renat Harisovich Sabitov, post-graduate student

Sergey Jurjevich Tjulenkov, doctor of pedagogical sciences, professor Moscow State Academy of Physical Education,

Moscow

Abstract

Quantitative - qualitative characteristics of technical-tactical skills of top class football players of leading European powers are represented in the article.

Key words: goal-scoring attack, goal pass, the penal area, goal area, shot.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.