ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА
DOI 10.24412/2227-7315-2021-4-207-222 УДК 341.01
A.A. Васильев, Е.С. Аничкин, А.Е. Канакова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА*
Введение: на сегодняшний день правовое регулирование развития международного научно-технического сотрудничества носит декларативный характер и не содержит единых правовых подходов к отдельным аспектам сотрудничества в сфере науки и технологий. Такая ситуация ограничивает науку территорией конкретного государства и не дает возможности выйти на более масштабный уровень проведения исследований. Цель: поиск наиболее оптимального подхода к модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества. Методологическая основа: общенаучные методы познания (анализ, синтез, моделирование) и частнонаучные методы познания (сравнительно-правовой, формально-логический), которые способствовали всестороннему и предметному исследованию поставленных вопросов. Результаты: создание потенциальной модели правового регулирования международного научно-технического сотрудничества, четкое определение ее структуры, которая включает в себя все важные и необходимые аспекты правового регулирования международного научно-технического сотрудничества и сохраняет баланс
© Васильев Антон Александрович, 2021 Д
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, директор ч
юридического института (Алтайский государственный университет); е-mail: [email protected] к
© Аничкин Евгений Сергеевич, 2021 ■
Доктор юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права (Алтай- а
ский государственный университет); е-mail: [email protected] е
© Канакова Анна Евгеньевна, 2021 и
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и международного права (Алтайский •
государственный университет); е-mail: [email protected] Ю
© Vasiliev Anton Aleksandrovich, 2021 )
Doctor of law, Head of the Department of Theory and history of state and law, Director of the Law Institute 2
(Altai State University) S
© Anichkin Evgeniy Sergeevich, 2021
Doctor of law, Head of the Department of Constitutional and international law (Altai State University) © Kanakova Anna Evgenievna, 2021
Candidate of law, Associate Professor, Department of Constitutional and international law (Altai State University)
* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (научный проект № 18-29-15011 «Принципы, источники и особенности правового регулирования международного научного и научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития в России и зарубежных странах Шанхайской организации сотрудничества»). 207
между императивными и диспозитивными аспектами данного правового регулирования. Выводы: по результатам проведенного исследования авторы полагают, что становление правового регулирования международного научно-технологического сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества вне рамок конкретной концептуальной модели оказывает негативное влияние на эффективность принимаемых в данной сфере правовых актов, потому что это создает условия для их несогласованности, упущения всех возможных рисков, образования правовых пробелов и фокусировки внимания на неосновных моментах осуществляемого правового регулирования.
Ключевые слова: международное научно-техническое сотрудничество, Шанхайская организация сотрудничества, концепция правового регулирования, модель правового регулирования, наука.
A.A. Vasiliev, E.S. Anichkin, A.E. Kanakova
CONCEPTUAL MODEL OF LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL COOPERATION OF THE SHANGHAI COOPERATION ORGANIZATION COUNTRIES
Background: today, the legal regulation of the development of international scientific and technical cooperation is declarative in nature and does not contain uniform legal approaches to certain aspects of cooperation in the field of science and technology. This situation restricts science to the territory of a particular state and does not allow us to reach a more extensive level of research. Objective: search for the most optimal approach to the model of legal regulation of international scientific and technical cooperation of the Shanghai Cooperation Organization countries. Methodology: general scientific methods of cognition (analysis, synthesis, modeling) and private scientific methods of cognition (comparative-legal, formal-logical), which contributed to a comprehensive and substantive study of the issues raised. Results: creation of a potential model of legal regulation of international scientific and technical cooperation, a clear definition of its structure, which includes all the important and necessary aspects of legal regulation of international scientific and technical cooperation and maintains a balance between the imperative and dispositive aspects of this legal regulation. Conclusions: according to the results of the research, the authors believe that the formation of legal regulation of international scientific and technological cooperation of the Shanghai Cooperation Organization countries outside the framework of a specific conceptual model has a negative impact on the effectiveness of legal acts adopted in this area because this creates conditions for their inconsistency, omission of all possible risks, the formation of legal gaps and focusing on the non-main points of the ongoing legal regulation.
Key-words: international scientific and technical cooperation, Shanghai Cooperation Organization, concept of legal regulation, model of legal regulation, science.
| Разработка оптимальной модели правового регулирования международного
научно-технического сотрудничества государств Шанхайской организации сотрудничества (далее — ШОС) является одной их приоритетных задач данного межгосударственного объединения. Значение этой задачи возрастает в связи с недостаточным нормативным и институциональным обеспечением научно-технического сотрудничества государств ШОС, а также наличием препятствий 208 и дефектов в правовом обеспечении надлежащей научно-технической интегра-
ции. С одной стороны, такой недостаток нормативного и институционального обеспечения международного научно-технического сотрудничества объясним с точки зрения предпосылок создания Шанхайской организации сотрудничества. В основе создания данного межгосударственного объединения лежат задачи по обеспечению безопасности членов ШОС: борьба с терроризмом, геополитическая напряженность на границе с Афганистаном, наркотрафик и пр. С другой стороны, после учреждения ШОС стали очевидны выгоды от сотрудничества по другим направлениям межгосударственного взаимодействия: образование, культура, экономическое взаимодействие и др. Соответственно, члены ШОС в целом ряде документов определили для себя необходимость расширения и углубления сотрудничества по самому широкому кругу вопросов, в том числе в сфере науки и техники. Так, в Договоре о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС от 16 августа 2007 г. были заложены основы для расширения сфер сотрудничества участников ШОС, включая вопросы научно-инновационной деятельности1. Что привело к принятию правительствами стран ШОС Соглашения о научно-техническом сотрудничестве от 13 сентября 2013 г2. В Стратегии развития ШОС до 2025 г3. подчеркивается необходимость развития научно-технических связей государств-участников ШОС. Была учреждена постоянно действующая рабочая группа по научно-техническому сотрудничестве ШОС, что подчеркивает значимость данного направления работы.
Необходимость развития научно-технического сотрудничества в рамках ШОС предопределяется еще и тем, что еще до создания данной организации между Правительством Российской Федерации и правительствами стран (Республики Таджикистан4; Республики Узбекистан5; Республики Казахстан6; Киргизской Республики7; Китайской Народной Республикой8 и Республикой Индия9), ныне входящих в ШОС, были заключены соглашение о научно-техническом сотрудничестве. Необходимо отметить, что положения указанных Соглашений имеют в
1 См.: Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов о' Шанхайской организации сотрудничества от 16 августа 2007 г. // Бюллетень международных у договоров. 2018. № 7. р
2 См.: Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации в сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13 сентября 2013 г. // Бюллетень н международных договоров. 2016. № 3. й
3 См.: Стратегия развития Шанхайской Организации Сотрудничества до 2025 года. Сайт д председательства Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2019- Д 2020 годах. URL.: https://sco-russia2020.ru/images/17/25/172545.pdf (дата обращения: Ч
4 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ре- К спублики Таджикистан о научно- техническом сотрудничестве от 25 мая 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 2003. № 2. а
5 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ре- е спублики Узбекистан о научно-техническом сотрудничестве от 27 июля 1995 г. // Бюллетень | международных договоров. 1996. № 3. •
6 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ре- Ю спублики Казахстан о научно-техническом сотрудничестве от 25 ноября 1996 г. // Бюллетень 1 международных договоров. 1997. № 6. )
7 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кир- 2 гизской Республики о научно-техническом сотрудничестве от 10 октября 1997 г. // Бюллетень S международных договоров. 1997. № 12.
8 См.: Постановление Правительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 866 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о научно-техническом сотрудничестве» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 20, ст. 1702.
9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 1994 г. № 751 «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индии о научно-техническом сотрудничестве» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 10, ст. 1176. 209
большинстве случаев абстрактный и декларативный характер, однако сам факт их существования обозначает потребность в регулировании данной сферы, что эффективно обеспечат Соглашения между государствами-членами ШОС.
Интенсификация научно-технических связей зависит от уровня социально-экономического развития и роли научно-технологического сектора в каждом отдельно взятом государстве ШОС. При этом объединение научно-технологического потенциала разных государств несет за собой целых ряд положительных следствий для стран ШОС: синергетический эффект для научно-технологического комплекса; улучшение качества жизни за счет инновационных технологий; научное обеспечение в сфере безопасности, миграции, трансграничного сотрудничества; использование науки в качестве мягкой силы для снятия существующей напряженности в ряде стран ШОС (как, например, в случае с Киргизией и Таджикистаном). Значение международного научно-технического сотрудничества отмечается в научной литературе. Так, в монографии «Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект)» [1, с. 93-114] авторы пишут: «Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу ее деятельность получила и экономическую направленность».
Моделирование, как исследовательский прием предполагает создание идеальной конструкции некоей реальности для разработки конкретных решений, мер и способов воздействия на моделируемый объект [2, с. 121-135]. В качестве объекта, который подлежит моделированию в нашем случае, выступает деятельность государств-участников ШОС, органов ШОС, а также ученых и их коллабораций я в сфере научно-технического сотрудничества. Поиск необходимых и адекватных ? мер правового воздействия на взаимоотношения субъектов научно-технического а сотрудничества предопределяет перспективы и уровень эффективности между-| народного научно-технического сотрудничества (далее — МНТС). Модель право-i вого регулирования позволяет создать сценарий правовой политики, оценить | все риски и ограничения в правовом регулировании, исключая различного рода 1 эксперименты в реальной политической и социальной практике, а также оценить
§ эффективность правового регулирования после ее внедрения в действительность.
ф
| По своей сути модель правового регулирования воплощает в себе потенциал § концепции опережающего правового регулирования [3, с. 1-10].
Несмотря на наличие большого количества работ по тематике МНТС, а так-Ц же ряда работ по проблематике его правового регулирования, отсутствует блок | специальных работ по МНТС в рамках ШОС.
g Вопросам МНТС в целом посвящен ряд научных исследований. Однако они
| либо касаются частных вопросов, либо не затрагивают данную тематику в рам-| ках ШОС. Так, исследования И.Г. Дежиной [4, с. 28-37; 5, с. 143-155.] в рамках § выполнения гранта № 09-06-00362-а «Международное сотрудничество в сфере | науки и высоких технологий в условиях интернационализации национальных J инновационных систем» преимущественно посвящены экономической оценке различных форм международного научного сотрудничества, которая не предполагает глубокого анализа правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Теоретическим и историческим аспектам становления МНТО и формированию новой мирополитической реальности — международным научно-технологиче-210 ским отношениям посвящена статья А.В. Крутских и А.В. Бирюкова [6, с. 6-26].
Опираясь на теорию длинных экономических циклов и концепцию смены технологических укладов, авторы рассматривают динамику технико-экономического развития начиная с XVIII века и ее международно-политические последствия. Основные выводы статьи связаны с выдвижением проблематики воздействия научно-технического прогресса на международные отношения в глобальную повестку дня международной политики и мировой экономики, а также формулирование новых подходов к управлению этим процессом.
Значительный вклад в развитие заявленной тематики внес М.В. Шугуров. Так, в статье «Перспективы международного научно-технического сотрудничества и передачи технологий в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [7, с. 42-55] автор отразил фундаментальный вопрос, а именно раскрыл новую парадигму НТП и МНТС как факторов перехода к устойчивому развитию. Данным автором было проанализировано МНТС в рамках международных организаций (ЮНКТАД [8, с. 62-76], ЮНИДО [9, с. 58-72], ВОИС [10, с. 144-165] и т.д.), а также в межгосударственных объединениях (БРИКС [11, с. 31-49], СНГ [12, с. 352-358], ЕАЭС [13, с. 287-293], ЕС [14, с. 139-146]). Отдельно нужно отметить, что Шургуров М.В. проводил анализ определенных вопросов МНТС в отношении ШОС [15, с. 62-72].
Вопросу правового регулирования научных исследований и технологического развития в рамках региональных интеграционных организаций (на примере Европейского Союза и Евразийского экономического союза) посвящена диссертация Е.К. Нечаевой [16, с. 1-33]. Несмотря на то, что в задачах данного исследования не значилась разработка правовой модели МНТС, некоторые положения данной работы (например, об основных правовых формах международного сотрудниче- е ства в сфере научных исследований и технологического развития) могут быть и использованы при проведении дальнейших самостоятельных исследований а в отношении ШОС. Н.В. Казарина [17, с. 169-171] предлагает различать две о плоскости правового регулирования научно-технического сотрудничества: до- о говорно-правовое сотрудничество и организационно-правовое сотрудничество. о
с
Однако развернутой концепции правового регулирования в сфере МНТС с учетом а
выявленных особенностей автором не предложено. в
Следовательно, можно сделать вывод о том, что несмотря на популярность о тематики МНТС, практически отсутствуют работы по правовому регулированию р
МНТС в рамках ШОС. Ч
Методология исследования определяется исходя из специфики цели иссле- к
дования и особенностей предмета и включает в себя разнообразные подходы и а
методы, имеющиеся в арсенале юридической науки. |
Атрибутом многих юридических исследований является совокупность обще- ии научных методов (анализ, синтез), необходимых для обеспечения полноты и ¡§ достоверности проведения исследования и его результатов. Метод правового 11 моделирования был положен в основу разработки отдельных элементов модели )
правового регулирования МНТС в странах ШОС. По итогам исследования раз- 11 работан оптимальный вариант данной модели.
Важным методом проводимого исследования является формально-юридический метод, состоящий во фронтальном изучении актов, регулирующих вопросы МНТС в странах ШОС. На основании этого анализа формируется общее представление о состоянии правового регулирования в обозначенной сфере. Также применение формально-юридического метода позволяет выявить в нормативных 211
актах технико-юридические неточности и ошибки, нарушения требований формальной логики. Наконец, с опорой на формально-юридический метод, формулируются предложения по созданию модели МНТС и совершенствованию правового регулирования МНТС.
В контексте тематики настоящего исследования особую значимость приобретает сравнительно-правовой метод. Этот метод позволил определить адекватные современным вызовам меры по созданию данной модели. Кроме того, сравнительному анализу подвергается не только национальное законодательство, но и международное право, действующее в рамках ШОС.
Полагаем, что эта модель включает в себя ряд необходимых элементов: цели и задачи правового регулирования МНТС; принципы правового регулирования МНТС;
набор методов и способов правового регулирования (режим правового регулирования по концепции С.С. Алексеева);
оценку препятствий, существующих дефектов правового регулирования и рисков в сфере МНТС;
правовые формы оптимального международного научного и научно-технического сотрудничества;
институциональное обеспечение МНТС;
ресурсное и финансовое обеспечение развития МНТС;
разработку конкретных нормативных и иных мер для реализации модели правового регулирования.
Поскольку наполнение элементов модели правового регулирования в отношении каждого отдельного межгосударственного объединения уникально и зависит 3 от специфического набора факторов (сферы сотрудничества, степень интеграции, ¿т интенсивность и взаимная заинтересованность сторон и др.), то можно вести ~ речь о моделях правового регулирования международного научно-технического ? сотрудничества в отношении различных международных объединений. | Цель правового регулирования МНТС в рамках ШОС заключается в создании
| необходимых юридических условий для наращивания научно-технического по->| тенциала государств-участников ШОС: обмена научными достижениями и техно-| логиями, проведения совместных научных исследований, создания совместных | лабораторий, обновления научно-лабораторной и приборной базы [18, с. 69].
В Концепции международного научно-технического сотрудничества Рос-| сийской Федерации определены цели международного научно-технического г сотрудничества Российской Федерации безотносительно к конкретным между-| народным организациям:
° развитие отечественной науки и глобально конкурентоспособных инноваци-
1 онных секторов экономики — с акцентом на усиление национального интеллек-° туального потенциала;
го
¿3 решение проблем, связанных с «Большими вызовами» — с особым вниманием
I к их проекции на Российскую Федерацию и на ее партнеров по МНТС; й обеспечение международного лидерства России в том числе за счет повышения
вклада Российской Федерации в определение глобальной научно- технологической повестки и ее реализации1. В рамках ШОС Россия может инициировать
1 См.: Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации (одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952). URL: https://france.mid.ru/upload/iblock/7f8/7f8aadb5de45b3a58103046d70eabef2. 212 pdf (дата обращения: 16.05.2021).
формирование приоритетов научно-технологического сотрудничества, выступать ведущей страной в налаживании многостороннего научно-технического сотрудничества, тем самым подтверждая свой статус одного из лидеров в международной сфере.
Общими задачами в правовом регулировании научно-технического сотрудничества участников ШОС могут быть следующие:
сбалансированное сочетание общих правовых основ международного научно-технического сотрудничества и конкретизации форм и механизмов такого сотрудничества с учетом особенностей государства-участника ШОС;
модернизация существующих и создание новых международных и национальных организационных структур по вопросам научно-технического сотрудничества (формирование постоянного действующей правительственной комиссии ШОС в сфере научно-технического сотрудничества);
преодоление тех положений национального законодательства, которые создают необоснованные препятствия для научно-технического сотрудничества, а также его совершенствование в части создания наиболее благоприятных условий для двухстороннего и многостороннего научно-технического сотрудничества (программы совместных исследований, обмен знаниями и технологиями, защита интеллектуальной собственности и т.п.).
Принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества до сих пор слабо доктринально и нормативно проработаны. По сути вопрос детально рассматривался в публикациях Е.С. Аничкина, он выделяет 3 уровня принципов правового регулирования международного научно-технического сотрудничества: ш
1) основные принципы международного права (принцип суверенного равенства и государств, принцип уважения прав человека, принцип добросовестного выпол- а нения государствами своих обязательств, принцип сотрудничества государств); о
2) отраслевые принципы международного научного права как обособленной о отрасли международного публичного права, включающие в себя: принцип о свободы выбора форм организации научных связей, принцип взаимной выго- а ды, принцип соблюдения национальных интересов, принцип предоставления в национального режима для субъектов, участвующих в совместных научно- о технических проектах, принцип свободы научных исследований, принцип Ю эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями); |
3) принципы отдельных компонентов международного научного права, на- к пример, принцип надлежащей охраны прав на объекты интеллектуальной а
собственности, принцип согласованности международных и национальных д
е
программ научно-технических исследований [19, с. 15-18]. и
Одними из ведущих принципов правового регулирования международного на- № учно-технического сотрудничества выступают специальные принципы: принцип 1 развития науки, техники и технологии в мирных целях и на благо человечества, ^ принцип безопасного научно-технологического развития, принцип оказания 1 научно-технической помощи развивающимся государствам, свободы научных исследований и другие принципы, который глубоко и детально рассмотрены в работах М.В. Шугурова и Л.П. Ануфриевой [20, с. 160-169; 21, с. 17-21; 22, с. 45-53; 23, с. 10-13].
Каждый уровень принципов выступает основой для следующего уровня. Так, принцип сотрудничества государств ШОС реализуется путем детализации в 213
виде отраслевого принципа предоставления национального режима для субъектов совместных научно-технических проектов и принципа согласованности международных и национальных программ научных исследований. При этом принципы нижестоящего уровня должны соответствовать принципам более высокого уровня юридической силы и обобщения.
В Концепции международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации установлены принципы политики России в данной сфере:
открытость, предполагающая свободный обмен знаниями и технологиями с учетом соблюдения прав на интеллектуальную собственность;
деполитизированность, т.е. недопустимость ограничений для ведения научно-технического сотрудничества и вмешательства в науку по политическим и идеологическим мотивам;
взаимовыгодность, т.е. баланс интересов и симметричность при распределении ресурсов, равный доступ в инфраструктуре, программам исследований, информационным ресурсам;
ответственность, которая выражается в соответствии научно-технической политики нормам международного права, этическим и гуманистическим прин-ципам1.
Данные принципы в полной мере могут быть применены в отношении сотрудничества России и государств ШОС. Очевидно, что они могут найти формальное отражение в документах ШОС относительно научно-технического сотрудничества. Так, требует формализации подходы к обмену знаниями и технологиями, симметричности при распределении ресурсов, программ исследований, доступа к инфраструктуре, что может найти отражение в двухсторонних и многосторонних соглашениях участников ШОС.
Следует отметить, что в отношении ШОС принципы правового регулирования международного научно-технического сотрудничества нуждаются в дальнейшем доктринальном обосновании и нормативном закреплении.
Режим правового регулирования МНТС и ШОС подразумевает определенный набор и соотношение правовых средств воздействия на общественные отношения [24, с. 30]. Режим правового регулирования (исходя из целей и задач) предопределяет направленность в механизме правового регулирования, формируя необходимые стимулы правового поведения: обеспечение автономии и свободы воли, стимулирование правовой активности или нейтрализации социально опасных форм поведения. С учетом необходимости более тесного и результативного научно-технического сотрудничества в рамках ШОС ведущую роль должен играть такой режим, который стимулирует активность субъектов научно-технической деятельности, национальных государств и наднациональных институтов.
Набор средств правового регулирования МНТС предопределяется следующими факторами:
научная и научно-техническая деятельность является разновидностью интеллектуального творчества, а значит не терпит прямого властного вмешательства в процесс получения нового знания. Роль государства и международных организаций в этой сфере может быть позитивной с точки зрения организации
1 См.: Концепция международного научно-технического сотрудничества Российской Федерации (одобрена решением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. № ТГ-П8-952). URL: https://france.mid.ru/upload/iblock/7f8/7f8aadb5de45b3a58103046d70eabef2. 214 pdf (дата обращения: 16.05.2021).
научных исследований, финансирования научных проектов и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности;
поскольку основным предметом международного научного права выступают межгосударственные отношения, то с учетом принципа суверенного равенства правовое регулирование с непреложностью строится на основе диспозитивных начал и доброй воли государств-участников ШОС;
поскольку очевиден неиспользованный потенциал в научно-техническом сотрудничестве государств ШОС, то необходима активизация политических институтов для интенсификации и наращивания научно-технических контактов, проектов и программ исследований. Данная задача была определена в Соглашении между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве в преамбуле документа: правительства признают важное значение необходимости совершенствования сотрудничества в научно-технической сфере между государствами-членами ШОС1;
научно-техническое сотрудничество должно учитывать необходимость защиты национальных интересов государств-участников ШОС в части безопасности, обороны, стратегически значимых научных разработок и технологий.
Названные факторы предопределяют следующий набор типов, методов и способов правового регулирования:
диспозитивный метод регулирования, позволяющий использовать (как государствам, так и субъектам научно-технического сотрудничества) право выбора форм сотрудничества, а также договорные начала в практике сотрудничества;
дозволения как способ выражения воли государств, так и свободы научных исследований субъектов научного права. С одной стороны, реализация МНТС предполагает наличие интереса и воли публичной власти к сближению с другими государствами в сфере науки и техники. Поскольку само международное право основывается на координации и договорных началах, то свободная воля государства на установление и развитие взаимных научно-технических связей выступает решающим фактором. С другой стороны, дозволения выражают саму природу научной деятельности как формы интеллектуального творчества, которому чужды бюрократизация и формализм;
использование обязываний для активизации усилий государства по налаживанию взаимовыгодного научно-технического сотрудничества в части разработки совместных программ исследований, выделения финансовых и материальных ресурсов, создания координирующих научное сотрудничество национальных и международных институтов и т.п.;
применение запретов в отношении тех случаев, когда необходимо защитить права на интеллектуальную собственность, либо речь идет о защите интересов национальной безопасности (сфера ВПК, передача военно-технической техники и технологий и пр.);
использование национального режима, а при необходимости режима наибольшего благоприятствования в отношении иностранных субъектов научно-технической деятельности, представляющих критически важное значение для сотрудничества и развития собственного научно-технического потенциала (начиная с уменьшения административных барьеров для ведения научной деятель-
1 Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о научно-техническом сотрудничестве от 13 сентября 2013 г. // Бюллетень международных договоров. № 3. 2016.
ности, трудоустройства и заканчивая приобретением гражданства в упрощенном порядке и льготным налогообложением);
Для формирования должного механизма правового регулирования серьезное значение играет учет правовых и внеправовых препятствий на пути МНТС. Своевременное их выявление и купирование, учет таких препятствий позволит минимизировать негативные эффекты в правовом регулировании. В юридической науке предлагается выделить следующие правовые препятствия в регулировании международного научно-технического сотрудничества:
различия в качестве правового регулирования научно-технической деятельности, в том числе в разрезе международного сотрудничества;
слабое развитие двухсторонних отношений в сфере науки и техники между государствами-членами ШОС;
декларативный характер Соглашения ШОС о научно-техническом сотрудничестве 2013 г. и, как следствие, отсутствие единых правовых подходов к отдельным аспектам сотрудничества в сфере науки и технологий [25, с. 90].
К неправовым препятствиям в механизме регулирования научно-технического сотрудничества участников ШОС относятся следующие:
экономические препятствия (состояние экономики, уровень финансирования науки, состояние лабораторной и приборной базы, уровень инновационной культуры и т.п.);
политические препятствия (санкционная политика, торговые войны, военно-политическая напряженность);
образовательные препятствия (различные подходы к образованию, академия ческой мобильности, признанию квалификации и т.п.) [26]; ? коммуникативные препятствия (язык переговоров и сложности межкультур-
а ной коммуникации).
| В науке международного права и практике научно-технического сотрудниче-
I ства выработано несколько подходов к формам такого сотрудничества. Наиболее | обоснованной представляется классификация форм МНТС в зависимости от со-I держания, что обусловливает целесообразность ее использования в рассматрива-§ емой правовой модели. С этих позиций различаются следующие формы МНТС: | обмен научно-технической информацией;
§ проведение совместных научных мероприятий;
обмен технологиями; | совместные программы исследований;
| совместное создание и использование лабораторий, научных установок;
& исследовательская мобильность, включая программы обмена;
!| привлечение зарубежных ученых;
| создание союзов, ассоциаций, партнерств;
§ создание совместных инновационных предприятий;
| формирование совместных научных и инновационно-технологических тер-
| риторий (парков).
Одним из направлений активизации международного научно-технического сотрудничества в рамках ШОС может быть создание особой комиссии или отдельного совета при ШОС по международному научно-техническому сотрудничеству. Существующая рабочая группа не является постоянно действующим институтом и не может проводить системную и постоянную линию в сфере научно-техниче-216 ских контактов. Рабочая группа проводит совещания раз в год. Для реализации
Соглашения ШОС о научно-техническом сотрудничестве утвержден «План мероприятий по реализации Соглашения между правительствами государств-членов ШОС о научно-техническом сотрудничестве на период с 2016 по 2020 годы». Но приходится констатировать, что ощутимых результатов деятельность рабочей группы ШОС пока не принесла. В компетенцию такой комиссии ШОС могли быть отнесены такие вопросы как:
координация международного научно-технического сотрудничества государств ШОС;
разработка документов ШОС и модельных правовых актов в сфере науки и техники: экспорта научно-технической продукции, охраны интеллектуальной собственности, создания научных коллабораций, особых научно-технических и инновационных зон и др.;
подготовка совещаний министров образования и науки стран ШОС; определение на основе консультаций с научным сообществом актуальной научной тематики фундаментальных и прикладных исследований для стран ШОС; инициация конкурсов на финансирование научных исследований и проектов; проведение аналитических исследований для принятия решений органов управления ШОС.
Подобные постоянно действующие советы и комиссии созданы при других международных организациях: ЕвраЗэС, СНГ, ЕС, БРИКС и др. Так, в рамках ЕврАзЭС в 2009 г. создан центр высоких технологий1. С 2012 г. функционирует Национальный комитет по исследованиям БРИКС2.
В институциональном плане такая комиссия ШОС могла бы работать в тесном контакте с экспертным советом из представителей академического сообщества государств ШОС. Экспертный совет мог бы стать экспертно-аналитическим институтом, который бы в целом сопровождал работу органов ШОС по всем направлениям международного сотрудничества.
Формирование эффективной системы развития международного научно-технического сотрудничества России и стран ШОС возможно не только за счет правовых, организационных и институциональных средств, но и за счет финансовой и материально-технической поддержки научно-технической сферы.
Значительную роль в активизации международного научно-технического сотрудничества государств-участниц ШОС могло бы сыграть создание специального фонда поддержки научных исследований и инноваций или проведение совместных международных научных конкурсов национальными фондами государств ШОС. Независимо от организационной формы поддержка научного и технического сотрудничества стран ШОС может проводиться в следующих формах:
предоставление грантов на научные исследования международным колла-борациям;
финансирование проектов «мегасайенс»;
финансирование научных конференций для обмена результатами научно-технической деятельности;
1 См.: Центр высоких технологий ЕврАзЭС. URL: http://www.evrazes.com/about/sp_cvt (дата обращения:
2 См.: Национальный комитет по исследованию БРИКС (НКИ БРИКС). URL: http://www. nkibrics.ru/pages/about (дата обращения: 16.05.2021). 217
инвестиции частного и государственного сектора в научные исследования и инновации;
поддержка академической мобильности ученых и студентов в рамках ШОС для обмена опытом и развития научных контактов.
К нормативным мерам для реализации предложенной модели правового регулирования МНТС России и других государств ШОС можно отнести:
1) разработку полноценной по содержанию конвенции государств ШОС о научно-техническом сотрудничестве, которая бы вобрала в себя цели, задачи, принципы, правовые формы, режимы, институциональное и финансовое обеспечение такого сотрудничества;
2) разработку модельного закона о международном научно-техническом сотрудничестве и на его основе обновление российского законодательства и национального законодательства других стран ШОС в сфере науки и инноваций;
3) развитие двусторонних правовых связей между государствами ШОС в сфере научно-технического сотрудничества;
4) разработку концепции международного научно-технического сотрудничества России со странами ШОС.
К иным мерам реализации модели правового регулирования можно отнести информационное сопровождение сотрудничества и выделение должного объема средств из бюджетов России и иных стран ШОС.
Анализ различных правовых взглядов на правовое регулирование МНТС в России и иных странах ШОС, а также соответствующих правовых актов позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, на сегодня создание модели правового регулирования МНТС стран ШОС сталкивается с проблемами недостаточности нормативного регулирования и институционального обеспечения, а также наличием препятствий и дефектов в правовом обеспечении надлежащей научно-технической интеграции.
Во-вторых, модель правового регулирования позволяет создать сценарий правовой политики, оценить все риски, ограничения в правовом регулировании и эффективность уже внедренного правового регулирования, а также исключить различного рода эксперименты в реальной политической и социальной практике.
В-третьих, модель правового регулирования МНТС в рамках ШОС включает в себя 8 необходимых элементов, начиная от базовых положений, определяющих цели и задачи, и заканчивая конкретным перечнем актов, необходимых для принятия на соответствующем уровне.
В-четвертых, в качестве задач правового регулирования МНТС необходимо выделить поиск баланса между унификацией правовых основ МНТС и учетом особенностей государств ШОС; модернизацию существующих и создание новых международных и национальных организационных структур по вопросам научно-технического сотрудничества; преодоление дефектов национального законодательства и его совершенствование.
В-пятых, качественное наполнение принципами отрасли международного научного права непосредственно сказывается на эффективности правового воздействия на научно-техническое сотрудничество государств ШОС. В качестве принципов МНТС в рамках ШОС следует закрепить принципы, аналогичные тем, которые закрепляют основные положения политики России в данной сфере: открытость, деполитизированность, взаимовыгодность и ответственность.
В-шестых, конкретные средства, типы, методы и способы правового регулирования МНТС должны обеспечить возможность создания такого режима, который стимулирует активность субъектов научно-технической деятельности, национальных государств и наднациональных институтов.
В-седьмых, создание оптимального механизма правового регулирования МНТС сталкивается с правовыми и внеправовыми преградами в данной сфере. В качестве правовых препятствий можно обозначить качественное отличие правового регулирования в странах ШОС; слабое развитие двусторонних соглашений в сфере науки и технологий между государствами ШОС. Внеправовые препятствия охватывают широкие сферы жизнедеятельности человека: экономическую, политическую, образовательную, коммуникативную.
В-восьмых, одним из направлений активизации МНТС в рамках ШОС может быть создание особой комиссии или отдельного совета при ШОС по международному научно-техническому сотрудничеству, в компетенцию которого будут входить полномочия не только по разработке документов и модельных правовых актов, но и организационные и аналитические компоненты функционала.
В-девятых, значительную роль в активизации международного научно-технического сотрудничества государств-участниц ШОС могло бы сыграть создание специального фонда поддержки научных исследований и инноваций или проведение совместных международных научных конкурсов национальными фондами государств ШОС.
В-десятых, для того, чтобы рассматриваемая система правового регулирования могла реально оказать влияние на исследуемую сферу, необходимо принять ряд важных актов, в частности, разработать полноценную по содержанию конвенцию государств ШОС о научно-техническом сотрудничестве, модельный закон о международном научно-техническом сотрудничестве и т.д.
Библиографический список
1. Василенко В.И., Василенко В.В., Потеенко А.Г. Шанхайская организация сотрудничества в региональной системе безопасности (политико-правовой аспект). М.: Проспект, 2018. С. 93-114.
2. Плетников В.С. Понятие и виды моделей в современной отечественной юриспруденции: теоретико-правовое исследование // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2016. Т. 16. Вып. 2. С. 121-135.
3. Правовые модели и реальность / О.А. Акопян, Н.В. Власова, С.А. Грачева и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.Е. Рафалюк, Н.И. Хлуденева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ИНФРА-М, 2014. XIV, 280 с.
4. Дежина И.Г. Международное научное сотрудничество России // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 2. С. 28-37.
5. Дежина И.Г. Меняющиеся приоритеты международного научно-технологического сотрудничества России // Экономическая политика. 2010. № 5. С. 143-155.
6. Крутских А.В., Бирюков А.В. Новая геополитика международных научно-технологических отношений // Международные процессы. 2017. № 2 (49). С. 6-26.
7. Шугуров М.В. Перспективы международного научно-технического сотрудничества и передачи технологий в повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 5 (118). С. 42-55.
8. Шугуров М.В. Роль ЮНКТАД в международной передаче технологий и инновационном развитии в контексте стратегии устойчивого развития // Диалог. 2018. № 3 (12). С. 62-76.
9. Шугуров М.В. ЮНИДО и передача технологий: содействие всеохватной индустриализации в контексте достижения целей устойчивого развития // Право. Законодательство. Личность. 2018. № 1 (26). С. 58-72.
10. Шугуров М.В. Деятельность ВОИС в сфере международной передачи технологий: направления и приоритеты // Международное право и международные организации. 2016. № 2. С. 144-165.
11. Шугуров М.В. Политико-правовые основы и организационные механизмы научно-технологического сотрудничества и передачи технологий в рамках БРИКС в контексте стратегии устойчивого развития // Российское право онлайн. 2019. № 3-4. С. 31-49.
12. Шугуров М.В. СНГ: перспективы межгосударственного научно-технологического сотрудничества и передачи технологий в контексте целей устойчивого развития // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: Ежегодник. Ответственный редактор В.И. Герасимов. 2018. С. 352-358.
13. Шугуров М.В. Вопросы стратегического регулирования научно-технологической интеграции в рамках Евразийского Экономического Союза // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество: Ежегодник; ответ. ред. В.И. Герасимов. М., 2021. С. 287-293.
14. Шугуров М.В. Вопросы содействия глобальному распространению научных знаний и передаче технологий в стратегии устойчивого развития Европейского Союза // Правовая парадигма. 2019. № 2. С. 139-146.
15. Шугуров М.В. ШОС: правовые основы научно-технологического обмена в кон-д тексте стратегии устойчивого развития // Проблемы и перспективы в международном ? трансфере инновационных технологий: сборник статей Международной научно-прак-3 тической конференции. 2018. С. 62-72.
16. Нечаева Е.К. Правовое регулирование научных исследований и технологического развития в рамках региональных интеграционных организаций: на примере
| Европейского Союза и Евразийского экономического союза: автореф. дис. ... канд. Ц юрид. наук. М., 2017. 33 с.
17. Казарина Н.В. Правовое регулирование международного научно-технического £ сотрудничества // Беларусь в современном мире: материалы XVI Международной науч-| ной конференции, посвященной 96-летию образования Белорусского государственного 2 университета. Издательство: Издательский центр БГУ. 2017. С. 169-171.
g 18. Куликов Е.А. Цели и задачи научного и научно-технического сотрудничества в
» рамках ШОС // Российско-азиатский правовой журнал. 2019. № 2. С. 67-70. | 19. Аничкин Е.С., Серебряков А.А. Система принципов международного научного
g и научно-технического сотрудничества в Шанхайской организации сотрудничества
0 // Алтайский юридический вестник. 2019. № 2. С. 13-19.
g 20. Шугуров М.В. Международно-правовые обязательства государств в сфере
! международного научно-технологического сотрудничества // Вестник Саратовской
1 государственной юридической академии. 2012. № 1. C. 160-169.
¡з 21. Шугуров М.В. Международно-правовой принцип свободы научных исследо-
m ваний и глобализация научно-технологического прогресса // Российская юстиция. 2012. № 2. С. 17-21.
22. Ануфриева Л.П. Международно-правовые принципы научно-технического сотрудничества государств // Международно-правовые основы межгосударственного сотрудничества; ответ. ред. Н.А. Ушаков. М., 1983. С. 45-53.
23. Ануфриева Л.П. Принципы международного экономического права в рамках 220 регулирования международной экономической системы // Правовое регулирование
экономической деятельности: сборник научных трудов (по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 17 апреля 2008 г.); под ред. Э.В. Семеновой, С.Н. Туманова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». 2008. С. 10-13.
24. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юридическая литература, 1966. 188 с.
25. Аничкин Е.С. Препятствия к развитию научного и научно-технического сотрудничества в рамках шанхайской организации сотрудничества // Российско-азиатский правовой журнал. 2020. № 2. С. 89-92.
26. Аничкин Е.С., Серебряков А.А. Коммуникативные и образовательные факторы, препятствующие развитию международного научного и научно-технического сотрудничества между странами Шанхайской организации сотрудничества // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 2. С. 54-68.
References
1. Vasilenko V.I., Vasilenko V. V., Poteenko A. G. Shanghai Cooperation Organization in the Regional Security System (political and legal aspect). M.: Prospectus, 2018. P. 93-114.
2. Pletnikov V.S. The Concept and Types of Models in Modern Domestic Jurisprudence: Theoretical and Legal Research // Scientific Yearbook of the Institute of Philosophy and Law of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2016. Volume 16. Issue. 2. P. 121-135.
3. Legal Models and Reality: monograph / О.А. Akopyan, N.V. Vlasova, S.A. Gracheva and others; ed. Yu.A. Tikhomirov, E.E. Rafalyuk, N.I. Khludenev. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation: INFRA-M, 2014. XIV, 280 p. с
4. Dezhina I.G. International Scientific Cooperation of Russia // World economy and U international relations. 2010. No. 2. P. 28-37. С
Q)
5. Dezhina I.G. Changing Priorities of International Scientific and Technological Co- 0 operation of Russia // Economic policy. 2010. No. 5. P. 143-155. к
6. Krutskikh A.V., Biryukov A.V. The New Geopolitics of International Scientific and г Technological Relations // International processes. 2017. No. 2 (49). P. 6-26. д
7. Shugurov M.V. Prospects for International Scientific and Technical Cooperation and т Technology Transfer in the Agenda for Sustainable Development Until 2030 // Bulletin of | the Saratov State Law Academy. 2017. No. 5 (118). P. 42-55. |
8. Shugurov M.V. The Role of UNCTAD in International Technology Transfer and In- U novative Development in the Context of a Sustainable Development Strategy // Dialogue. 4 2018. No. 3 (12). P. 62-76. 0
9. Shugurov M.V. UNIDO and Technology Transfer: Promoting Inclusive Industrial- К ization in the Context of Achieving Sustainable Development Goals // Law. Legislation. | Personality. 2018. No. 1 (26). P. 58-72. |
10. Shugurov M.V. WIPO's Activities in the Field of International Technology Trans- № fer: Directions and Priorities // International law and international organizations. 2016. 11 No. 2. P. 144-165. )
11. Shugurov M.V. Political and Legal Foundations and Organizational Mechanisms of g Scientific and Technological Cooperation and Technology Transfer Within the BRICS in 1 the Context of a Sustainable Development Strategy // Russian law online. 2019. No. 3-4.
P. 31-49.
12. Shugurov M.V. CIS: Prospects for Interstate Scientific and Technological Cooperation and Technology Transfer in the Context of Sustainable Development Goals // Greater Eurasia: Development, Security, Cooperation: Yearbook. Executive editor V.I. Gerasimov. 2018. P. 352-358. 221
13. Shugurov M.V. Issues of Strategic Regulation of Scientific and Technological Ite-gration Within the Eurasian Economic Union // Greater Eurasia: development, security, cooperation: Yearbook. Executive editor V.I. Gerasimov. Moscow, 2021. P. 287-293.
14. Shugurov M.V. Issues of Promoting the Global Dissemination of Scientific Knowledge and Technology Transfer in the Sustainable Development Strategy of the European Union // Legal paradigm. 2019. No. 2. P. 139-146.
15. Shugurov M.V. SCO: Legal Basis of Scientific and Technological Exchange in the Context of Sustainable Development Strategy // Problems and Prospects in the International Transfer of Innovative Technologies: Collection of Articles of the International Scientific and Practical Conference. 2018. P. 62-72.
16. Nechaeva E.K. Legal Regulation of Scientific Research and Technological Development Within the Framework of Regional Integration Organizations: the case of the European Union and the Eurasian Economic Union: extended abstract dis. ... cand. of law. M., 2017.33 p.
17. Kazarina N.V. Legal Regulation of International scientific and Technical Cooperation // Belarus in the Modern World: materials of the XVI International scientific conference dedicated to the 96th anniversary of the formation of the Belarusian State University. Publisher: BSU Publishing Center. 2017. P. 169-171.
18. Kulikov E.A. Goals and Objectives of Scientific and Scientific and Technical Cooperation Within the SCO // Russian-Asian Legal Journal. 2019. No. 2. P. 67-70.
19. Anichkin E.S., Serebryakov A.A. The System of Principles of International Scientific and Scientific-Technical Cooperation in the Shanghai Cooperation Organization // Altai legal bulletin. 2019. No. 2. P. 13-19.
20. Shugurov M.V. International Legal Obligations of States in the Field of International Scientific and Technological Cooperation // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2012. No. 1. P. 160-169.
21. Shugurov M.V. International Legal Principle of Freedom of Scientific Research and Globalization of Scientific and Technological Progress // Russian justice. 2012. No. 2. P. 17-21.
22. Anufrieva L.P. International Legal Principles of Scientific and Technical Cooperation Between States // International legal foundations of interstate cooperation / Executive editor Ushakov N.A. M. 1983. P. 45-53.
24. Alekseev S.S. The Mechanism of Legal Regulation in a Socialist Society. M.: Legal literature, 1966.188 p.
25. Anichkin E.S. Obstacles to the Development of Scientific and Scientific-Technical Cooperation in the Framework of the Shanghai Cooperation Organization // Russian-Asian Legal Journal. 2020. No. 2. P. 89-92.
26. Anichkin E.S., Serebryakov A.A. Communicative and Educational Factors Hindering the Development of International Scientific and Scientific-Technical Cooperation Between the Countries of the Shanghai Cooperation Organization // International Law and International Organizations. 2020. No. 2. P. 54-68.