в юношеском возрасте.
На сновании данных исследований можно сделать выводы.
1. Система подготовки юных тяжелоатлетов с 10-ти летнего возраста, нацеленная на физическое развитие с учетом их общих возрастных закономерностей, не нарушает гармоничного развития юношей. Критерием эффективности подготовки может быть наличие раннего увеличения длины тела в 12-ти летнем возрасте и прогрессивного массы тела до 16-и лет и более относительно их нетренированных сверстников.
2. Техническая и физическая подготовка юных тяжелоатлетов на этапе начальной тяжелоатлетической подготовки должна строиться с учетом более раннего «скачка» роста длины тела и длительного увеличения мышечного и костного компонентов.
3. В связи с ранней специализацией, отмечается так же и более ранний и интенсивный «скачок» роста длины тела у юных тяжелоатлетов, который в итоге не оказывает влияния на общую длину тела тяжелоатлета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков, В.М. Возрастная периодизация // Физиология человека. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 278 с.
2. Дворкин, Л.С. Юный тяжелоатлет / Л.С. Дворкин. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - 160 с.
3. Дворкин, Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета : учебное пособие / Л.С. Дворкин. - М. : Советский спорт, 2006. - 396 с.
4. Физическая культура людей разного возраста / А.В. Коробков, В. А. Шкурдова,
Н.Н. Яковлев, Е.С. Яковлева. - М. : Физкультура и спорт, 1962. - 372 с.
5. Мишустин, В.Н. Специфика функциональной адаптации опорнодвигательного аппарата юных тяжелоатлетов на этапе начальной спортивной специализации / В.Н. Мишустин, А.С. Беляев // Культура физическая и здоровье. - 2010. - № 1 (26). - С. 65-67.
6. Погудин, С.М. Таблицы для оценки физического развития школьников г. Чайковского / С.М. Погудин, А.В. Релянников. - Чайковский : [б.и.], 1988. - 47 с.
7. Подскоцкий, Б.Е. Содержание занятий и методика тренировки юных тяжелоатлетов // Теория и практика физической культуры. - 1956. - № 7. - С. 540-546.
8. Тяжелая атлетика : примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва. - М. : Советский спорт, 2005. - 108 с.
9. Ченегин, В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов : учебное пособие / В.М. Ченегин ; Волгоградский гос. ин-т физ. культуры. - Волгоград : [б.и.], 1988. - 55 с.
Контактная информация: michustin@mail.ru
УДК 796.83
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВКИ
САВАТИСТОВ
Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, Константин Валентинович Шестаков, кандидат педагогических наук, Геннадий Макарович Максимов,
Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа (УГАТУ, Уфа)
Аннотация
В работе представлен алгоритм планирования тренировки, основанный на методах количественного распределения объема нагрузки по группам упражнений и зонам интенсивности в цик-
лах подготовки спортсменов.
Ключевые слова: планирование, предсоревновательный этап, микроцикл, парциальные нагрузки, зоны интенсивности.
CONCEPTUAL MODEL OF PLANNING THE SAVATE-BOXERS TRAINING
Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Konstantin Valentinovich Shestakov, the candidate of pedagogical sciences,
Gennady Makarovich Maksimov,
The Ufa State Aviation Technical University
Annotation
The work presents the algorithm of planning the training, based on methods of quantitative distribution of volume of loads by groups of exercises and intensity zones in cycles of preparation of athletes.
Keywords: planning, precompetitive stage, a microcycle, partial loads, intensity zones.
Планирование, как часть управления тренировкой спортсменов, должно отвечать определенным требованиям. Одним из таких требований является соответствие планирования закономерностям построения тренировки. Чем больше это соответствие, тем, следовательно, меньше отклонений от плана подготовки и тем эффективнее процесс управления. Другое важное требование — осуществление планирования с учетом количественных показателей, что не нуждается в особой аргументации.
Кроме того, важно, чтобы планировались такие параметры тренировки, которые оказывают существенное влияние на тренировочный эффект. В боксе и кикбоксинге, в частности, к таким параметрам можно отнести общий и парциальный объем нагрузки, ее интенсивность, вариативность нагрузки по тренировочным занятиям и микроциклам, соотношение тренировочных средств, распределение объема выполненной работы по зонам интенсивности и др.
Большинство из перечисленных параметров тренировки в савате пока не планируется, малоизучены закономерности изменения этих параметров нагрузки, в отличие от бокса и кикбоксинга [1-7].
В соответствии с указанными требованиями нами разработан способ планирования тренировки, основанный на методах количественного распределения объема нагрузки по основным средствам и зонам интенсивности в тренировочных циклах различной длительности. Перед тем как начать непосредственное планирование, необходимо уточнить задачи данного периода тренировки и индивидуальные особенности спортсменов. Предположим, что план составляется на предсоревновательный этап длительностью 4 недели для квалифицированных саватистов (мастеров спорта или кандидатов в мастера спорта). При этом ставятся такие задачи: а) достижение высшего уровня тренированности к дню соревнований, б) дальнейшее развитие специальных качеств и специализация тактико-технического мастерства применительно к соревновательной обстановке. Известно, что для данного класса боксеров и кикбоксеров, имеющих среднюю специальную работоспособность на предсоревновательном этапе (4 недели), наиболее целесообразен объем, равный 1100-1200 мин. чистого времени (время занятий физическими упражнениями без учета разминки и отдыха). При этом упражнения выполняются с усредненной относительной интенсивностью УОИ - 70% (методика исчисления усредненной относительной интенсивности изложена в нашей работе за 1977 и 2010 гг.).
Планирование общего объема по основным средствам тренировки. Чтобы развитие основных двигательных качеств осуществлялось пропорционально, прежде всего необходимо верно распределить весь объем нагрузки по основным средствам тренировки: общая физическая подготовка (ОФП), специально-подготовительные упражнения (СПУ), упражнения на снарядах (УСН), упражнения для совершенствования техникотактического мастерства с партнером включая условные бои (СТТМ), вольные бои и
спарринги (ВВС). Проведенные нами исследования показали, что поставленная задача может быть решена при следующем соотношении: ОФП — 38% от общего объема, СПУ — 23, УСН — 17, СТТМ — 18, ВВС — 4.
Планирование объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности. Тренировочные упражнения в боксе выполняются в различном темпе и с различным психическим напряжением. Уже найдены и экспериментально обоснованы целесообразные распределения основных средств (парциальных нагрузок) по признаку психической напряженности (интенсивности). Считается целесообразным, чтобы парциальные нагрузки распределялись по зонам интенсивности по вариантам, указанным в табл. 1. Объемы в зонах интенсивности приведены в процентах от соответствующего объема в каждой группе упражнений.
Таблица I
Планирование объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности
Группы упражнений Объем (мин) Зоны интенсивности УОИ (%)
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
ОФП 418 6 15 37 38 4 61
СПУ 253 10 33 53 4 66
УСН 187 7 48 45 82
СТТМ 198 10 58 32 79
ВБС 44 50 50 84
Распределение объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности в группах ОФП и СПУ имеет сходный характер: объемы запланированы преимущественно с большой и средней интенсивностью. В остальных группах упражнений (УСН, СТТМ, ВВС) основная часть тренировочной работы запланирована с большой и максимальной интенсивностью, так как наибольший эффект в повышении уровня специальной тренированности достигается при выполнении данных упражнений именно с высокой интенсивностью. Вместе с тем опыт работы со спортсменами показал, что в первой группе упражнений (ОФП и СПУ) работа иногда должна выполняться и с высокой интенсивностью (это необходимо для развития скоростно-силовых и скоростных способностей), а также с малой и небольшой интенсивностью (это помогает ускорить процессы восстановления в организме после предыдущей напряженной работы).
В остальных группах упражнений некоторая доля работы может выполняться со средней интенсивностью (для правильного закрепления наиболее сложных двигательных навыков и отдельных тактико-технических действий). В целом (по всем группам упражнений) работа на предсоревновательном этапе должна выполняться преимущественно с большой интенсивностью. При серьезном нарушении приведенных вариантов распределения объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности спортсмены могут плохо подготовиться к соревнованиям. При выполнении нагрузки с более высокой интенсивностью может наступить переутомление, а выполнение упражнений с меньшей интенсивностью не приведет к развитию специальной тренированности.
Планирование объема и интенсивности общей и парциальных нагрузок по недельным циклам. Имеются достоверные сведения о том, что на развитие специальной тренированности оказывает влияние характер распределения нагрузок по недельным циклам. При общем объеме 1100^1200 мин. целесообразно объем распределить по недельным циклам по 1-му варианту, то есть с постепенным уменьшением недельного объема к последней неделе. В 1-ю неделю можно за планировать 34% от месячного объема, во 2-ю - 27%, в 3-ю - 23%, в 4-ю - 16%. При этом УОИ нагрузки надо запланировать по 2-му варианту: в 1-ю неделю равную 64%, во 2-ю - 72%, в 3-ю - 70%, в 4-ю - 79%. Следовательно, в последнюю неделю объем наименьший, а интенсивность наибольшая.
При распределении парциальных нагрузок по неделям необходимо предусмотреть, чтобы варианты распределения не совпадали в отдельных группах упражнений. Надо
учесть сложившуюся закономерность в изменении средств тренировки при подведении спортсменов к соревнованиям. Количество упражнений ОФП при приближении к соревнованиям обычно уменьшается. Упражнения УСН и ВВС наиболее часто выполняются во 2-ю и 4-ю недели, упражнения СПУ и СТТМ - в 1-ю и 3-ю недели. Распределение объема и интенсивности по неделям показано в табл. 2.
Таблица 2
Распределение объема и интенсивности парциальных нагрузок по неделям
Группы Параметры Недели
Упражнений нагрузки 1-я 2-я 3-я 4-я
ОФП мин,% 187,45 117,28 75,18 39,9
УОИ 56 63 63 73
СПУ мин,% 93,36 52,21 67,27 41,16
УОИ 66 69 62 69
УСН мин,% 30,16 69,37 39,21 49,26
УОИ 78 80 80 87
СТТМ мин,% 65,33 34,17 57,29 42,21
УОИ 76 75 78 82
ВБС мин,% 25,3 57,5 7,7 17,5 11,25
УОИ 84 84 84
Планирование объема парциальных нагрузок в неделях по зонам интенсивности. Для правильного подведения спортсмена к соревнованиям тренеру необходимо умело варьировать сочетание объема и интенсивности нагрузок внутри недельных циклов. Особое внимание надо обращать на планирование нагрузок, выполняемых в различном темпе и вызывающих в организме различную ответную реакцию. Характеристики распределения нагрузок по зонам интенсивности на предсоревновательном этапе не могут еженедельно сохраняться постоянными. К примеру, с приближением к соревнованиям уменьшается доля упражнений ОФП и СТТМ, выполняемых в медленном и среднем темпе. В целом характеристика распределения объема по зонам интенсивности должна быть такой, чтобы обеспечить уже запланированную УОИ нагрузки.
Распределение объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности в неделях показано в табл. 3. В 1-ю неделю объем в 4-й и 5-й зонах интенсивности составил 49% от общего недельного объема, во 2-й — 68%, в 3-й— 65%, в 4-й — 85% (тренировочная работа в этих зонах самая напряженная). Следовательно, в 1-ю неделю количество напряженной работы было малое, во 2-ю и 3-ю недели — среднее, в 4-ю — довольно значительное.
Таблица 3
Распределение объема парциальных нагрузок по зонам интенсивности в неделях
Группы упраж- нений Недельные циклы
1-й 2-й 3-й 4-й
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 1-я 2-я 3-я 4-я 5-я
ОФП 10 21 40 71 2 3 13 36 45 3 3 9 43 38 7 20 72 8
СПУ 4 5 37 51 3 4 3,5 59 2 11 11 23 49 6 37 57 6
УСН 10 60 30 20 60 20 10 50 40 4 21 75
СТТМ 18 65 17 44 56 15 55 30 60 40
ВБС 50 50 50 50 50 50
Общий объем 6. 11,5 33 43,5 6 1 6 25 52 16 4 6 25 47 18 14 50,5 35
Планирование тренировочных занятий. В недельных циклах занятия должны быть построены с определенной вариативностью (тем самым регулируется процесс утомления и восстановления, и создаются благоприятные условия для развития специальной тренированности). Считается целесообразным максимальный объем за занятие (при 5 занятиях в неделю) планировать равным примерно 27% от месячного объема, а
минимальный - 13%. При 5 занятиях в неделю рекомендуем использовать следующие относительные объемы (в процентах от недельного объема): 30, 27, 17, 13, 13. Из этих цифр можно построить любой микроцикл в границах четко очерченной вариативности (табл. 4).
Таблица 4
Планирование объема и интенсивности нагрузки (%) по тренировочным занятиям
параметры нагрузки Недели Занятия
Понедельник Вторник Среда Пятница Суббота
1-я 27 13 17 13 30
Общий 2-я 27 13 17 13 30
объем , % 3-я 13 30 13 27 17
4-я 27 17 30 13 13
1-я 58 69 63 78 61
2-я 62 78 73 77 72
3-я 79 63 81 62 77
4-я 77 78 75 85 86
В первые две недели большой объем планируется в понедельник и субботу, в 3-ю неделю — во вторник и пятницу, в 4-ю — в понедельник и среду. Как видим, интервал между занятиями с выполнением упражнений в большом объеме постоянно изменяется. Чтобы сохранить высокую работоспособность спортсменов, интенсивность нагрузки изменяется почти обратно пропорционально объему. В первые две недели при выполнении большого объема интенсивность равна 58 и 61%, то есть является самой низкой для этой недели. Аналогичное сочетание можно наблюдать и в последующие недели.
Составление детальных планов тренировки. Для удобства дальнейшего планирования все расчетные значения параметров нагрузки сведены в обобщенную таблицу (табл. 5) (на примере 1-й недели). Используя табличные данные, можно легко составить план отдельного тренировочного занятия. Содержание тренировочного занятия определяется в основном задачами, средствами, методами тренировки. Средства ОФП обычно выбираются так, чтобы они по структуре были близки к соревновательным действиям. При выборе специально-подготовительных упражнений предпочтение отдается имитационным упражнениям. В последний столбец (объем на неделю) и верхнюю горизонтальную графу (объем нагрузки в тренировочных занятиях) занесены проверенные данные. На последнем этапе планирования необходимо распределить объем занятия по группам упражнений, а объем групп упражнений — по зонам интенсивности.
Допустим, что первое занятие направлено преимущественно на развитие общих физических качеств. Следовательно, в это занятие надо планировать большой объем ОФП (75 мин.). Остальную часть нагрузки могут составить упражнения СПУ и УСН. На следующем занятии решается задача развития специальных качеств и совершенствования технико-тактического мастерства с партнером. Поэтому запланированы упражнения СПУ (17 мин.), СТТМ (26 мин.) и УСН (6 мин.) и др.
Так как сумма объемов парциальных нагрузок отдельных упражнений по занятиям должна быть равной соответствующим объемам парциальных нагрузок за неделю (сумма по горизонтали), а сумма объемов нагрузки в отдельных упражнениях по занятиям - объемам за каждое занятие (сумма по вертикали), то, помня об этом правиле, необходимо периодически проверять данные соответствия. Причем это правило распространяется и на распределение объемов парциальных нагрузок в каждом занятии и каждой неделе по зонам интенсивности. После распределения объема занятий по группам упражнений надо объемы групп упражнений рассредоточить по зонам интенсивности. Вместе с решением поставленных задач необходимо выдержать уже запланированное количественное соотношение объемов по зонам интенсивности (то, что записано в крайнем справа столбце). В первом занятии ОФП выполнялось с интенсивностью 2-й и 3-й зон, СПУ и УСН - с
интенсивностью 3-й и 4-й зон. Во втором занятии СПУ выполнялись во 2, 3 и 4-й зонах, УСН - в 5-й зоне, СТТМ - в 3-й и 4-й зонах и т. д. Аналогичным образом составляются поурочные планы и для остальных недель этапа.
Таблица 5
Планирование нагрузки в отдельных тренировочных занятиях_____________
Группы упражнений Зоны интенсивности Объем нагрузки в тренировочных занятиях (мин.) Объем за неделю
понедель- ник вторник среда пятница суббота
1-я - - 15 - 19 19
2-я 15 - 5 - 9 39
ООП 3-я 60 - 5 15 10 75
4-я - - - - 30 50
5-я - - - - 4 4
Всего 75 25 15 72 187
1-я - 5 4 - - 4
2-я 9 3 - - 16 5
СПУ 3-я 10 9 6 12 12 34
4-я - - 4 - - 47
5-я - - - - 3 3
Всего 19 17 14 12 31 93
УСН 1-я 2-я 3-я 3 - - - - 3
4-я 4 - 5 - 9 18
5-я - 6 3 - - 9
Всего 7 6 8 9 30
1-я - - 4 - 19 23
Суммарный объем 2-я 3-я 15 72 5 12 15 11 3 9 26 44 124
4-я 14 26 31 35 51 157
5-я - 6 3 11 7 27
Итого 101 49 64 49 112 375
Таким образом, используя представленную выше методику, можно составить довольно детальный план не только предсоревновательной подготовки, но и подготовки спортсмена в долговременных тренировочных циклах. Естественно, с относительной степенью точности назначения режима тренировки (объема и интенсивности) и ее содержания.
В заключении заметим, что планирование и выполнение программы является важным элементом прямой связи между спортсменом и тренером. Анализ процесса тренировки и участия в соревнованиях как главных составляющих контроля представляет собой элементы обратной связи между учеником и тренером. Несомненно, эффективность планирования усилится, если процесс тренировки будет сопровождаться и научнообоснованным комплексным контролем в течение всего цикла подготовки спортсмена.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мокеев, Г.И. Бокс : проблемы и решения / Г.И. Мокеев, А.Г. Ширяев, Р.М. Мулашов. - Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1989. - 142 с.
2. Мокеев, Г.И. Новое в теории и методике спорта / Г.И. Мокеев, А.Г. Ширяев. -Уфа : Слово, 1997. - 67 с.
3. Мокеев, Г.И. По пути оптимизации предсоревновательной подготовки квалифицированных боксеров / Г.И. Мокеев, А.Г. Ширяев, А.В. Черняк // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 7. - С. 33-36.
4. Никифоров, Ю.Б. Построение и планирование тренировки в боксе / Ю.Б. Никифоров, И.Б. Викторов. - М. : Физкультура и спорт, I978. - 216 с.
5. Никифоров, Ю.Б. Эффективность подготовки боксеров / Ю.Б. Никифоров. -М. : Физкультура и спорт, 1987. - 192 с.
6. Черняк, А.В. Методика планирования предсоревновательной подготовкой боксеров / А.В. Черняк, Г.И. Мокеев, Ю.Б. Никифоров // Бокс : ежегодник. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - С. 12-16.
7. Шестаков, К.В. Пути повышения эффективности предсоревновательной подготовки в кикбоксинге / К.В. Шестаков, Г.И. Мокеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 98-102.
Контактная информация: mokeevgi@mail.ru
УДК 612.66/.68; 591.139
ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ ГРУДНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА
Анна Николаевна Налобина, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой,
Елена Сергеевна Стоцкая, аспирант,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта (СибГУФК),
Омск,
Елена Валерьевна Шеина, студент,
Ольга Антоновна Реутова, старший преподаватель,
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (ОмГУ им. Достоевского),
Александр Георгиевич Патюков, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой, проректор по учебной работе,
Омская государственная медицинская академия (ОмГМА)
Аннотация
Статья посвящена изучению формирования функциональных систем в раннем постнаталь-ном онтогенезе. В результате исследования выявлен характер функциональных взаимоотношений частей целостного организма. Использование факторного анализа в обработке полученных данных позволило выделить значимые факторы, обеспечивающие формирование функциональных систем и изменение их вклада в процессе развития ребенка. Определены критические и сенситивные периоды развития ребенка на первом году жизни, позволяющие эффективно реализовать оздоровительные программы.
Ключевые слова: функциональная система, онтогенез, факторный анализ, вегетативные функции.
EVOLUTION OF INFANT’S FUNCTIONAL SYSTEM FORMATION BY MEANS OF
FACTOR ANALYSIS
Anna Nikolaevna Nalobina, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Department chair,
Elena Sergeevna Stotskaya, the postgraduate student,
Siberian State Academy of Physical Education and Sports, Omsk,
Elena Valerievna Sheina, the undergraduate student,
Olga Antonovna Reutova, senior teacher,
Omsk F.M. Dostoevsky State University,
Alexander Georgievich Patyukov, the doctor of medical sciences, professor, Department chairman, Pro-Rector in teaching work,
Omsk State Medical Academy
Annotation
This article investigates the formation of functional systems during postnatal ontogenesis. The study has revealed the nature of functional interactions between constituents of the whole organism. The