© Султани Анни Hyp Мохаммад, 2012
УЛК 332.133.6
Султани Анни Hyp Мохаммад
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧАСТИЯ РОССИЙСКИХ ПОСТАВЩИКОВ И ПОДРЯДЧИКОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРОЕКТОВ
Процесс подготовки к освоению шельфовых месторождений является очень капиталоемким. В виду отсутствия у российских компаний опыта оснащения морских месторождений и необходимых технологий, большинство контрактов на поставки оборудования и услуги могут быть переданы зарубежным партнерам. Однако, даже в случае возможности предоставления необходимых услуг или техники, российским поставщикам не гарантируется участие в проектах. Изучение зарубежного опыта в области регулирования взаимоотношений между недропользователями и подрядчиками позволит разработать рекомендации для российских нефтегазовых проектов.
Ключевые слова: нефтегазовые месторождения; шельф; поставщики; государственное регулирование.
По оценке ученых, до 80 % стоимости проекта освоения шельфовых месторождений может быть затрачено на оборудование и подрядные работы. Нефтегазодобывающие компании стоят перед выбором: либо привлечь надежных иностранных партнеров, с которыми уже имелся положительный опыт сотрудничества или которые смогли себя зарекомендовать на мировом уровне, либо обратиться к национальным (региональным) компаниям, не всегда способным конкурировать с мировыми аналогами. Во втором случае возникает риск получения недостаточно современных технологий оборудования или услуг, так как российские компании во многом уступают мировым лидерам. В случае же привлечения иностранных фирм, основные эффекты от освоения месторождения перейдут в другие страны, поставляющие продукты с большой добавленной стоимостью, в то время как в России, в случае, если компания зарегистрирована не в оффшорной зоне, останутся лишь фискальные платежи.
В то же время принятие протекционистских мер, полностью запрещающих закупку иностранных технологий и оборудования, не позволит создать эффективный проект по освоению месторождений и отпугнет потенциальных партнеров и инвесторов.
Многие страны, успешно конкурирующие на рынке нефтегазового оборудования, в свое время приняли ряд мер, стимулирующих развитие национальных поставщиков. Такие меры благоприятно сказались на развитии отрасли, поэтому их изучение и применение крайне важно для развития российской отрасли поставщиков.
Примечательным является опыт Бразилии, где законодательно закреплены интересы национальных поставщиков и подрядчиков.
Концепция управления отраслью в Бразилии предполагает вмешательство государства в целях регулирования рынка, а также придание гибкости государственной нефтяной монополии и привлечение на конкурентный рынок страны наряду с государственной
компанией «Петробраз» других компаний, в том числе иностранных.
В Бразилии государство выполняет роль агента и регулятора, в то время как сфера услуг и строительства объектов инфраструктуры отдана частным компаниям.
Освоение углеводородных месторождений осуществляется на основе заключенных концессий. Договор концессии предусматривает две стадии: разведки, которая включает деятельность по оценке возможного открытия нефти и природного газа, и добычи, включающей также стадию обустройства.
В случае успешной разведки концессионер направляет в Нефтяное агентство на одобрение планы и проекты обустройства и добычи. При наличии экономической целесообразности концессионер может добывать нефть или природный газ в определенном блоке, с передачей ему в собственность добытого сырья, при обязательстве уплаты соответствующих налогов и платежей и законных или договорных долей участия государства или третьих лиц.
Значительные обязательства возлагаются на концессионера в части обеспечения заказами и подрядными работами бразильских поставщиков товаров, работ и услуг. Так как Бразилия является членом ВТО, то напрямую требования о привлечении бразильских партнеров в законе не указываются, однако существует ряд поощрений для компаний, выполняющих данное условие.
В качестве поощрения использования концессионером высокотехнологичных услуг, оказываемых бразильскими компаниями, допускается трехкратное увеличение доли соответствующих инвестиций от фактической стоимости работ. Это относится к таким видам работ, как системы подъе-
ма из недр; подводные промысловые системы (подводные коллекторы, гибкие линии); добычные модули (стационарные платформы, полуподводные модули, переоборудованные суда); системы промыслового транспорта; промысловые коллекторные системы и станции; модули для извлечения нефти из скважинной жидкости.
В модельном контракте предусмотрена следующая оговорка: «Если, при завершении стадии разведки или любой стадии обустройства, закупки концессионера от бразильских поставщиков в течение такой стадии не достигнут соответствующего процента, обусловленного договором, Концессионер должен уплатить в Национальное Нефтяное Агентство в 15-дневный срок, в качестве возмещения ущерба за такое невыполнение, сумму, равную двукратной стоимости закупок от Бразильских поставщиков, которые были бы необходимы, чтобы достичь требуемого процента» [1].
Опыт Норвегии также является положительным примером развития отрасли поставщиков нефтегазового сектора. Деятельность в области нефти и газа сильно повлияла на экономику Норвегии, превратив ее из одной из беднейших и одну из богатейших стран Европы. До этого экономика Норвегии находилась в упадке: многие заводы и производственные мощности простаивали, а молодежь стремилась уехать из небольших городов.
Отрасль поставщиков нефтегазовой промышленности существенно повлияла на нефтегазодобывающие регионы, в которых она развивалась. Наиболее очевидным примером является Ставангер (регион Рогаланд). Примерно за 50 лет Ставангер превратился из региона промышленного упадка с высокой безработицей и низким доходом в один из богатейших
и наиболее производительных регионов Норвегии с привлекательным рынком труда для высококвалифицированных специалистов из других городов Норвегии.
Наибольшее влияние на развитие отрасли поставщиков оказала государственная политика Норвегии, которая заключалась в требовании размещения компаний, занимающихся разведкой, освоением и добычей, на территории Норвегии. Тем не менее, важную роль сыграла и политика регионов, направленная на привлечение компаний для размещения производств на их территории. Например, после 7 лет лоббирования со стороны губернии Рогаланд и муниципалитета Ставангера, а также при поддержке соседних муниципалитетов был основан региональный колледж Рогаланда (Университет Ставангера), первый ВУЗ в регионе. В 1973 г. региональными властями в качестве филиала колледжа для занятия прикладными науками было основано исследовательское учреждение Рогаланд Ресерч (Институт международных исследований Ставангера IRIS). Оба эти заведения вместе с Норвежским университетом науки и технологий (NTNU) и Институтом нефти (SINTEF) в Тронд-хейме являются лидерами в разработке технологий для нефтегазового сектора. Университет Ставангера обеспечивает подготовку высококвалифицированных местных кадров. Небольшие компании, не имеющие возможности содержания необходимой дорогостоящей аппаратуры для проведения исследований, могут их осуществлять на базе IRIS. Кроме этого, поскольку учреждение используется большим количеством разных предприятий, можно предположить, что оно способствует объединению знаний и косвенной передаче ноу-хау между компаниями.
Также в качестве примера можно привести Хаммерфест, где нефтегазовая деятельность на месторождении Сновит/Мелкоя помогла преодолеть низкою занятость и отток населения.
Объем рынка поставщиков в России в настоящее время составляет от 5,5 до 7 млрд. долларов в год. Доля иностранных компаний составляет 15 % рынка, доля независимых российских предприятий - 5 %, и не менее 80 % рынка занимают дочерние предприятия нефтегазовых компаний. Таким образом, российская отрасль поставщиков и подрядчиков преимущественно сосредоточена в рамках вертикально интегрированных компаний с низкой степенью аутсорсинга. В России существует порядка 300 независимых сервисных компаний, но примерно половина из них - это геофизические предприятия, которые и во времена Советского Союза не являлись частью вертикально-интегрированных нефтяных и газовых компаний. Таким образом, в настоящее время есть только около 150 независимых сервисных компаний, которые контролируют менее 5 % рынка [2].
В последние годы наблюдается процесс вывода функций поставщиков из структуры нефтяных и газовых компаний с целью создания более динамичного рынка поставщиков. Однако этот процесс идет медленно, и российской отрасли поставщиков требуется модернизация и наращивание технического потенциала, чтобы она могла конкурировать со своими западными конкурентами.
К негативным сторонам развития российского рынка поставщиков можно также отнести нежелание российских компаний сотрудничать с местными подрядчиками. В качестве примера можно привести закупку банком «ВТБ» 30 буровых установок китайского производства, приобретенных по связанному кредиту между
Таблица 1
Меры обеспечения российского участия в нефтегазовых проектах
Государство Регион
• законодательное установление доли минимального участия российских участников в проекте; • установление протекционистских барьеров в тех сферах, где продукция или услуги российских компаний являются конкурентоспособными по сравнению с иностранными аналогами; • введение в лицензионное соглашение пункта об обеспечении доли российского участия; а также установление платежей и штрафов за предоставление участия в проекте большему числу иностранных компаний, чем предусмотрено лицензионным соглашением; • политика размещения: а) в целях создания рабочих мест в регионе добычи; б) в целях стимулирования взаимодействия операторов проекта с местными поставщиками и подрядчиками для привлечения их в проект; • предоставление налоговых льгот российским поставщикам и подрядчикам на этапе создания и/или размещения производств в регионе добычи. • создание благоприятного инвестиционного климата; снижение бюрократических барьеров; • выделение перспективных промышленных площадей для размещения производства; девелопмент площадей с целью их последующей сдачи в аренду; • создание развитой инфраструктуры; ликвидация узких мест инфраструктуры; создание и поддержка развития школ, научно-исследовательских центров, центров подготовки специалистов отрасли; • взаимодействие с компаниями и маркетинг (проведение и участие в конференциях, семинарах; прямые обращения) с целью привлечения компаний именно в данный регион; • лоббирование интересов региона на федеральном уровне.
ВТБ и Эксимбанком Китая. В соответствии с кредитным договором, «ВТБ» привлекает финансирование в объеме 240 млн долларов. По условиям соглашения «ВТБ» предоставит привлеченные средства ОАО «ВТБ-Лизинг» с целью рефинансирования затрат на покупку установок китайского производства. Но даже в случае, когда строительством занимается российская компания, большая часть комплектующих закупается за границей. Примером может служить строительство на Выборгском судостроительном заводе двух полупогружных буровых установок для работ на Штокмановском газоконденсатном месторождении, когда из всей суммы, перечисленной ООО «Газфлот», более половины средств оказалось у иностранных поставщиков: верхние строения для ППБУ ОАО «Выборгский судостроительный завод» закупает у Samsung Heavy Industries (Южная
Корея), а буровое оборудование, которое составляет около 40 % стоимости всего верхнего строения ППБУ, будет закуплено у National Oilwell Varco (США).
Норвежской ассоциацией поставщиков нефтегазовой промышленности INTSOK было проведено исследование российской отрасли поставщиков нефтегазовой отрасли с точки зрения значимости для разработки нефти и газа на шельфе. Участники отрасли разбросаны по разным регионам, и наибольшее их число наблюдается в следующих регионах: Санкт-Петербург, Астрахань-регион Каспийского моря, Москва, Урал- Западная Сибирь.
В то время как на Урале-Западной Сибири сосредоточены поставщики для традиционной нефтегазовой промышленности на суше, в Москве находятся несколько конструкторских бюро проектирующих морские суда и
компании, занимающиеся НИОКР для морского сектора и/или сектора электроники. Однако лишь у немногих компаний есть значительный опыт участия в проектах разработки морских месторождений нефти и газа.
Предприятия, обладающие необходимым опытом работы на морских месторождениях, в основном располагаются в Санкт-Петербурге и Астрахани. В каждом из этих регионов есть по одному судостроительному предприятию, обладающему опытом работы в этом секторе, которое в настоящее время ведет строительство установок для разведки и разработки морских месторождений.
Мурманск и Архангельск также попали в поле зрения исследования, однако в этих регионах промышленная база ограничена. Несколько предприятий зарегистрировано на Дальнем Востоке. Большинство из этих судостроительных/судоремонтных
1. Курский А., Курская В. Государственное регулирование нефтяной промышленности Бразилии // Нефть, газ и право, 2001, № 4 с. 6—15
предприятий имеют ограниченный опыт реализации проектов для нефтегазовой отрасли.
В виду государственной политики, направленной на инновационное развитие страны, улучшение экономического состояния населения, очень важной становится именно поддержка отечественных производителей. Особенно когда речь идет о крупнейших проектах по освоению национальных природных богатств.
Необходима сбалансированная рациональная политика со стороны государства и региона, определенные усилия со стороны нефтегазовых компаний, а также своевременное развитие отечественных компаний.
В качестве возможных мер для обеспечения российского участия в нефтегазовых проектах со стороны государства и региона, могут быть предложены следующие, представленные в табл. 1.
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
2. Сизов А.В. О внутреннем рынке сервисных услуг // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, № 3, 2004. С. 48-49. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
Султани Анни Hyp Мохаммад — аспирантка, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»,, e-mail: [email protected].
А