Научная статья на тему 'Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе'

Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МЕЖПОКОЛЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОКОЛЕНИЯ / СТРУКТУРА МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / CONCEPTUAL MODEL / INTER-GENERATIONAL RELATIONS / GENERATIONS / STRUCTURE OF INTER-GENERATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Постникова М. И.

В статье сформулированы теоретические основы концептуальной модели межпоколенных отношений. Раскрыты ее социальный и психологический аспекты, в частности, дана характеристика структурных компонентов межпоколенных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRECONDITIONS OF CONCEPTUAL MODEL OF INTER-GENERATIONAL RELATIONS

PhD (candidate of Psychology).Summary: In article the theoretical bases of conceptual model of inter-generational relations are formulated. Its social and psychological aspects are revealed, such as the characteristic of structural components of inter-generational relations.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель межпоколенных отношений в современном российском обществе»

В 9 -10 лет, сопровождая отца или старшего брата на охоту, мальчики учились читать следы диких зверей, ставить и маскировать капканы и пасти, свежевать тушу добытого животного. Одновременно они изучали особенности окрестных охотничьих угодий.

В этом возрасте многие мальчики уже владели ружьем. Известный советский этнограф Г.Н. Прокофьев отмечал, что у селькупов «уже с 11 лет каждый начинает проходить ответственную школу обучения промыслу», иначе такой человек не сможет ни сам существовать в тундре и тайге, ни прокормить свою семью [9].

Кроме непосредственного наблюдения за действиями взрослых и посильного участия в промысловой деятельности, большую воспитательную роль имели разговоры на производственные темы, которые взрослые вели в присутствии детей, а также рассказываемые старшими фольклорные сюжеты, на что обращал, например, внимание известный советский этно-граф-северовед Б.О. Долгих.

Значительную педагогическую нагрузку производственно - воспитательного характера содержали загадки, развивающие у детей одновременно смекалку и наблюдательность и способствующие приобретению ими практических знаний, например:

ненецкие загадки:

«Сначала шире станет, потом сузится» (петля аркана для отлова оленей).

«Сам маленький, а сильнейшего ловит» (капкан на волка).

«С одного места всех кормит» (корма невода).

«Двести мужиков - одни вверх тянут, другие - вниз» (поплавки и грузила невода). хантыйские загадки:

«Под водой сто глаз» (рыболовная сеть).

«Лежит под водой ржавый калач» (рыба налим). селькупские загадки:

Библиографический список

«Человек лесной просыпается весной, зимой холодный спит в избушке снеговой» (медведь).

«Семьсот ворот - один вход» (сеть).

«У маленькой скотинки сто серебряных монеток в спинке» (рыба).

«Под гору бегут коняшки, на гору - деревяшки» (лыжы).

Важным примером в процессе трудового обучения являются похвалы и поощрения со стороны взрослых. Исследователям приходилось участвовать в трапезе - подавался суп из куропатки в ненецком доме в пос. Воронцово (Усть-Енисей-ский р-н Таймырского автономного округа), которую оба родителя сопровождали как бы случайными репликами в адрес одного из своих сыновей: «Это наш младший добыл. Помощник растет». Ю.Б. Стракач рассказывает в своей работе, как родители-оленеводы поощряли своего сына, овладевшего искусством ловить на аркан оленей: «Наш сын помощником стал, оленей ловит!» [8].

Мы считаем, что в новых условиях социально-экономического развития руководителям образования всех ступеней необходимо на эти проблемы обратить внимание.

Полноценное социальное развитие региона тесно связано с проблемой национальных кадров. Необходимы новые специальности и возрождение традиционных видов деятельности. Мы не преследуем цель вводить образование принудительно в русло традиционного воспитания, а предполагаем подчинить этот процесс тенденциям общего развития культуры. Считаем, что в современных условиях развития Севера профильнопрофессиональная направленность этнокультурного образования является наиболее приемлемой, выражающей необходимость развития профессиональной подготовки через сочетание антропологического принципа и логики культуры. В современных исторических условиях идея профильно- профессиональной направленности обучения народов Севера созвучна опыту 20-30-х годов XX века.

1. Кушниренко, Ю.С. Традиционные хозяйственные промыслы коренных народов Севера: история и современность // Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры северных народов: Мат-лы IX Международной научнопрактической конференции / под науч. ред. И.Л. Набока. - СПб., 2007.

2. Кулемзин, В.М. Этническая педагогика, воспитание и образование // Этнопедагогика Сибирского Севера: учебно-методическое пособие. -Томск, 1996.

3. Ермолов, Е.В. Назревшая проблема / Е.В. Ермолов, С.М. Малиновская // Образование. Бизнес. Сибирь. - 1994. - № 2.

4. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1966.

5. Новицкий, Г. Краткое описание о народе остяцком. - СПб., 1884.

6. Зуев, В.Ф. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде и иноверческих народов остяков и самоедцев // Труды ИЭ АН. Новая серия. - М., 1947. - Т. 5.

7. Рейнсон-Правдин, А.Н. Игры и игрушки народов обского Севера // Советская этнография. - 1949. - № 3.

8. Стракач, Ю.Б. Народные традиции в подготовке современных промыслово-сельскохозяйственных кадров. - Новосибирск, 1966.

9. Прокофьев, Г.Н. Три года в самоедской школе // Советский Север. - 1931. - №7-8.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 159.922.6: 316.346.36(045)

М.И. Постникова, канд. психол. наук, доц., докторант РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург,

E-mail: post-margarita@yandex.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕЖПОКОЛЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье сформулированы теоретические основы концептуальной модели межпоколенных отношений. Раскрыты ее социальный и психологический аспекты, в частности, дана характеристика структурных компонентов межпоколенных отношений.

Ключевые слова: концептуальная модель, межпоколенные отношения, поколения, структура межпоколенных отношений.

Концептуальная модель межпоколенных отношений выстраивалась в два этапа. На первом этапе осуществлялось моделирование «межпоколенных отношений» в общетеоретическом плане в общенаучном контексте, в рамках общепсихологических подходов. На втором этапе - в прикладном, для решения практических задач. Моделирование на первом этапе осуществлялось через выделение основных параметров меж-

поколенных отношений на основе анализа существующих в научном знании подходов к проблеме отношений и межпоко-ленных отношений (Рис.1).

Основным методологическим принципом, на котором основывается построение концептуальной модели, является принцип системности. Б.Ф Ломов называет системный подход общим научным методом для решения теоретических и прак-

тических проблем [1]. В психолого-педагогических исследованиях данный метод применяется сравнительно недавно. Разработка теории функциональных систем, предпринятая П.К. Анохиным [2], позволила использовать системный подход в психологии. Система понимается как совокупность множества взаимосвязанных элементов, которые находятся во взаимодействии друг с другом и образуют определенную целостность. Однако с точки зрения П.К. Анохина, взаимодействие как таковое не может сформировать систему из множества элементов. Так, в частности, В.М. Русалов отмечает, что согласно системному подходу, явление считается понятым в том случае, если определена его структура [3]. Определение структуры включает выявление наиболее информативных признаков и нахождение четких критериев оценки каждого уровня и каждой подструктуры. «Наиболее распространенным

принципом, лежащим в основе выделения уровней как подсистем, является, как известно, функциональный принцип, согласно этому принципу, уровень-это такая совокупность признаков (или органов), которые объединены одной и той же частной, обособленной функциональной целью для достижения общей конечной цели системы» [3, с.23]. С теоретических позиций психологическая структура межпоколенных отношений является фундаментальной проблемой. Трудность ее исследования заключается, во-первых, в анализе и обобщении многочисленных разнопорядковых и часто разрозненных эмпирических данных и, во- вторых, в их представлении в виде целостной системы. При разработке структуры межпоколен-ных отношений весьма значимой, на наш взгляд, является необходимость избежать одномерности и рядоположенности разпичных составляющих ее компонентов.

Рис. 1. Модель межпоколенных отношений

Предлагаемая концептуальная модель межпоколенных отношений основывается на том допущении, что психические явления, как правило, являются многомерными и иерархически организованными системами. Основываясь на теоретико -методологическом анализе проблемы, мы считаем, что структуру межпоколенных отношений можно рассматривать в контексте двух аспектов: социального и психологического как макросистему, состоящую из трех уровней (подсистем): верхний - аксиологический, т. е. ценностный (ценностные ориентации), средний - уровень отношений и низший - уровень проявления психических процессов, состояний, свойств [4]. По мнению П.К. Анохина [2] и В.П. Кузьмина[5], каждый уровень предполагает объединение в целостную функциональнодинамическую подсистему, включающую различные элементы и механизмы, стремящиеся в конечном итоге реализовать общую цель системы (ее стабильное функционирование).

Все три уровня психологических характеристик межпо-коленных отношений взаимосвязаны между собой. Сущест-

вующие между ними взаимосвязи проявляются в форме соподчинения и взаимодействия. «Основным критерием места подсистемы (уровня) в иерархии является ее вклад в конечную приспособительную цель системы» [3, с. 25]. Каждый уровень характеристики межпоколенных отношений, в свою очередь, может быть рассмотрен как подсистема (микросистема), состоящая из элементов, которые определенным образом взаимосвязаны между собой. Элементы подсистем также включают в себя более мелкие структурные психологические образования. Например, смена ценностных ориентаций одних и тех же поколений, но в других общественно-исторических условиях, совместно с изменением отношений, оказывают воздействие на развитие эмоциональной, когнитивной, волевой сфер психики человека, как представителя определенного поколения. Это наглядно видно на примере нашей страны. Существовавшие до 1991 года в обществе ценностные ориентации были социалистическими. Они задавались сверху идеологией правящей партии - КПСС. Эти ценности оказывали

влияние на характер отношений представителей разных поколений друг к другу и к разнообразным аспектам жизнедеятельности. Например, «коллективизм» как культивируемая ценность определял, в том числе, и отношения людей друг к другу. Влияние ценностного уровня на отношения убедительно видно и на другом примере. В 70-80-е годы культивировалась ценность образования. Среднее образование в Советском Союзе являлось обязательным. Высшее образование являлось одной из важных и престижных ценностей-целей. Старательное, добросовестное отношение к учебе и получение знаний развивало познавательные способности и возможности представителей разных поколений. Советский Союз считался одной из самых читающих стран мира.

Общепсихологический уровень (познавательная, эмоциональная и поведенческая сферы психики), в свою очередь, оказывает влияние на вышестоящий уровень - отношения представителей разных поколений друг к другу и к различным аспектам жизнедеятельности. Отношения постоянно осмысливаются через познавательные возможности людей-предста-вителей разных поколений. В зависимости от ситуации в стране и интеллектуального потенциала народа отношения представителей разных поколений друг к другу и к различным сторонам жизнедеятельности периодически пересматриваются и видоизменяются. Эмоционально-волевые особенности регулируют степень выраженности разнообразных отношений.

Уровень отношений (пересмотренные отношения) оказывает влияние на ценностные ориентации и периодически способствует замене старых ценностей на новые, а также перестраивает их иерархию.

Таким образом, можно сказать, что многоуровневая система психологических характеристик межпоколенных отношений предполагает относительную автономию каждого уровня и определенную их соподчиненность и взаимозависимость. Вместе с тем целесообразно подчеркнуть, что детерминация изменений психологических характеристик каждого уровня может обусловливаться многими факторами.

Выделение трех уровней в психологической характеристике межпоколенных отношений позволяет, во-первых, системно описать психологические компоненты, входящие в них позиции и элементы каждого уровня; во-вторых, проанализировать уровни как организованные целостности и, в-третьих, определить место и роль каждого уровня в иерархической системе, установить взаимосвязи и взаимозависмости между ними. Вместе с тем необходимо отметить, что взаимосвязи между психологическими составляющими уровней неоднозначны, часто трудно прослеживаемы, характеризуются высокой динамичностью, что представляет огромные трудности для их исследования. Особенно трудно анализируются взаимосвязи между различными уровнями.

Исходя из обозначенных теоретических положений, мы выделяем следующие параметры концептуальной модели межпоколенных отношений (Рис.1):

1. Детерминанты: социальное взаимодействие, общение и деятельность. При характеристике детерминант межпо-коленных отношений мы опираемся на концептуальные идеи отечественной психологии, связанные с характеристикой категории «отношение. Мы так же исходим из того, что меж-поколенные отношения - это сложное, целостное, интегральное психолого - социальное явление, прежде всего в контексте широких систем, начиная с его источников или детерминант.

«Идея отношения богата пространством своих потенциальных смыслов, она включает в себя идеи целостности, субъ-ектно - объектной связи, активности, развития, актуальности -потенциальности, взаимодействия, деятельности, социальности (диалогичности), рефлексивности, творчества» [6, с. 75].

Опираясь на идеи А.Ф. Лазурского о том, что отношения

- это структурные компоненты личности и идеи В. Н. Мяси-щева о субъективности отношений и на понятие «психическое отношение», считаем, что межпоколенные отношения, выступая внутренним свойством человека, проявляются во внешнем плане как характеристика социального взаимодействия между

людьми. Именно благодаря отношениям (непосредственным или опосредованным), основанным на взаимодействии между представителями разных поколений, возможна передача всего накопленного человечеством на предыдущих этапах его цивилизационного развития опыта.

Т. о. межпоколенные отношения тесно связаны с различными сторонами внутреннего психического мира человека и одновременно проявляются во внешнем плане, являются условием передачи опыта, накопленного предшествующими поколениями. Непосредственные отношения между людьми и, в частности, межпоколеные отношения, как форма социального взаимодействия, проявляются в общении, определяя его характер и специфику. Исходя из идеи М.Я. Басова о том, что отношения являются формой активности человека [7], мы считаем, что отношения являются одной из характеристик деятельности человека, могут проявляться в деятельности, определять ее характер и специфику. Концепция периодизации психического развития Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова подтверждают эту идею. Социальная ситуация развития, как система отношений с окружающим миром, в том числе и значимыми людьми отражается и определяет ведущий вид деятельности человека. Уже в начале любой деятельности у человека имеется мысленная модель (в форме представления) тех или иных ожидаемых результатов(пусть не всегда явных, и порой кардинально изменяющихся), но прежде чем приступить к деятельности, созданию чего-то нового, достижению какого-либо результата, человек, как правило, изучает накопленный в этой сфере (в частности, профессиональной) опыт. О связи отношений и деятельности говорит и В.Н. Мясищев «психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков» [8, с. 228].

2. Обозначенные детерминанты определяют два плана межпоколенных отношений: социальный (объективный) и личностный (субъективный). Социальный контекст является определяющим в характеристике межпоколенных отношений. Вместе с тем, «отношение» рассматривается как категория не только общественная, но и как человеческая, индивидуальная. В настоящее время для обозначения системы отношений используются понятия «социальные отношения», «общественные отношения», «человеческие отношения» и т.д. [9].

Тем не менее, в межличностных отношениях именно личностный компонент является доминирующим. Такие отношения предполагают не только реальное - объективное бытие людей друг для друга, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность как в отношениях, так и друг в друге. А.В. Петровский отмечал, что личность выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его «инобытие» в них (и, между прочим, в себе, как «другом»). «Инобытие» индивида в других людях - это не статический отпечаток, - это активный процесс, своего рода

«продолжение себя в другом». Эту представленность А. В. Петровский определяет как метаиндивидную личностную атрибуцию.

3. Уровни среды. Отношения между поколениями осуществляются на разных уровнях социальной среды. Мы опираемся на подход У. Бронфенбреннера [10], который выделяет следующие уровни среды:

- микросистема (семья, группа д/сада, школьный класс, учебная группа техникума, ВУЗа, производственный коллектив и т.д.);

- мезосистема (взаимодействие нескольких элементов микросистемы: семья и школа и т.д.);

- экзосистема (социум в целом: общество - государство/страна; город/деревня);

- макросистема (культура в целом; ценности; этнокультурные особенности).

4. Критерии дифференциации поколений. При дифференциации поколений мы исходим из следующих критериев:

а) историческая эпоха, повлиявшая на становление самосознания;

б) возрастной период;

в) социальная роль в семье.

Исходя из названных нами критериев дифференциации поколений, и учитывая среднюю продолжительность жизни человека в России в настоящее время, мы выделяем 5 поколений, живущих в современном обществе:

• довоенное и военное поколение - люди, которые в настоящее время старше 62 лет (годы рождения: до 1946); есть дети, внуки, правнуки;

• послевоенное поколение, поколение «оттепели» -люди, которым в настоящее время от 50 до 61 года (годы рождения 1947 - 1958); есть дети и внуки;

• поколение эпохи «застоя», начала перестройки -люди, которым в настоящее время от 34 до 49 лет (годы рождения 1959 - 1974); есть дети;

• поколение эпохи «перестройки», переходного периода, периода радикальных реформ - люди, которым в настоящее время от 16 до 33 лет (годы рождения 1975 - 1992);

• поколение периода стабильности - люди, которые в настоящее время младше 16 лет (годы рождения 1991 -настоящие дни).

Таким образом, в современном обществе взаимодействуют 5 поколений, которые имеют ценностные ориентации, сформировавшиеся в различные исторические периоды времени.

5. Факторы развития, стабилизации межпоколенных отношений. Государственная социальная политика в отношении представителей разных поколений определяется совокупностью мер, адресованных людям разных возрастных групп как особым социокультурным категориям с характерными для них чертами образа жизни и как совокупности социокультурных групп, дифференцированных по выделенным признакам и свойственным им проблемам. Эта социальная политика подкрепляется законодательными актами. На этой основе строится политика на федеральном, региональном и т.д. уровнях.

Большая роль в реализации этих программ отводится средствам массовой информации и социальной рекламе, образовательным учреждениям. В информационном обществе знания и информация содействуют самореализации человека, успешному развитию общественных структур и отношений. Мы рассматриваем межпоколенные отношения как культурно-исторический феномен, исторически изменчивое явление, которое находится под влиянием общественных норм и ценностей. Уникальность и ценность психологического знания заключается, в частности, в том, что оно может эти нормы и ценности не только изучать и описывать, но и с его помощью можно их формировать и развивать.

Учитывая ценность знания в современном обществе, и изучив специфику психологического знания [11], мы полагаем, что оно может стать связующим элементом в межпоко-ленных отношениях, способствующим их укреплению и оптимизации.

6. Характер взаимодействия. Анализ научной литературы по проблеме межпоколенных отношений позволил определить их специфику, которая заключается, в частности, в том, что они могут быть непосредственными - в реальной жизни, между представителями ныне живущих поколений. Соотношение четырех форм непосредственного межпоколен-ного взаимодействия можно представить как противоположные полюса двух векторов:

1.степень противоречия во взаимодействии (конфликт поколений - сотрудничество между поколениями);

2.степень принятия опыта (разрыв поколений - преемственность поколений).

Опосредованные отношения между поколениями представлены в многочисленных исследованиях, прежде всего зарубежных, которые доказывают, что давно ушедшие поколения через десятилетия и даже столетия продолжают оказывать влияние на жизнь ныне живущих.

7. Функции межпоколенных отношений: Исходя из специфики отношений

между поколениями, характера взаимодействия, мы выделяем следующие функции межпоколенных отношений:

- коммуникативная;

- адаптивная (жизнестойкость) функция рассматривается нами в более широком контексте - контексте жзнестойкости. Адаптивность человека мы связываем с развитием у него такого важной личностной характеристики как жизнестойкость, которая «характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности» [12, с. 3].

- развивающая;

- образовательная и воспитательная.

8. Психологическая структура межпоколенных отношений. Опираясь на исходные методологические принципы и концептуальные положения теории психологии отношений и общенаучные теории межпколенных отношений, мы представляем психологическую структуру межпоколенных отношений, основу которой составляют единство и взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов.

Когнитивный компонент - это, прежде всего, знания о своем поколении, жизни, особенностях (личностных, возрастных и т.д.) представителей других поколений.

Л.В. Куликов [13] в качестве одного из основных процессов отношений выделяет познание, которое, как он считает, создает информационную основу отношения. Человек на протяжении всей своей жизни пытается понять себя, свое предназначение, свое место в этом необъятном мире. Через познание и понимание другого человек приближается к пониманию своего внутреннего мира, осознанию себя. Часто знания о другом поколении являются стереотипными, а порой и искаженными, не соответствующими реальности, мешающими построению конструктивного взаимодействия, препятствующими установлению сотрудничества между представителями разных поколений, а порой и возникновению конфликтных ситуаций.

Аффективный компонент - это эмоциональные отношения, которые В.Н. Мясищев рассматривал как чувства. Область чувств (эмоций) охватывает три разнородные группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувствами.

По мнению С.В. Духновского, доминирующим - специфическим для межличностных отношений - является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми, что очень важно, учитывая специфику межпоколенных отношений.

Эмоциональную сторону отношений В.Н. Мясищев характеризует через привязанность, любовь, симпатию и их противоположности - неприязнь, вражду, антипатию. Все это составляет эмоциональный компонент отношений. Пове-

денческий компонент представляет собой активность, взаимоотношения и взаимодействие между представителями разных поколений. Взаимоотношения формируются в совместной жизнедеятельности, посредством общения через межличностное отражение и под влиянием отношений, сложившихся в обществе.

Таким образом, концептуальная модель межпоколенных отношений представляет собой сложную многоуровневую систему. Базируется на методологических принципах современного психологического знания. Центральным методологическим положением данной концептуальной модели, раскрывающей динамические процессы в содержании, проявлениях и характеристике межпоколенных отношений в условиях социальных изменений, является обоснование подхода к межпоко-ленным отношениям как социальному институту, стабилизирующему развитие общества и отношения между его представителями. Данная концептуальная модель стала для нас исходным теоретическим основанием при планировании экспе-

римента, подборе психодиагностического инструментария и проведении исследования в различных регионах Российской Федерации (г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, г. Архангельск и Архангельская область, г. Смоленск и Смоленская область, Чувашия, Татарстан).

Структурные компоненты модели межпоколенных отношений являются не рядоположенными элементами, а образуют гармоническую целостность. При этом следует учитывать, что рассмотрение природы межпоколенных отношений

Библиографический список

базируется на системном подходе, впервые обоснованном Б.Ф. Ломовым. В контексте этого подхода мы считаем, что отношения между представителями разных поколений всегда подвержены различным воздействиям (экономическим, политическим, социальным, идеологическим и пр.) и готовы к «самоорганизации» как система. Поэтому представленная нами модель далеко не полна, она будет дополняться новыми структурными компонентами по мере развития и изменения человеческого общества.

1. Ломов, Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопр. Психологии. - 1975. - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. - М., 1975.

3. Русалов, В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. - М., 1979.

4. Резников, Е.Н. Этнопсихологические характеристики народа Тыва: теория и практика / Е.Н. Резников, Н. А. Товуу. - М., 2002.

5. Кузьмин, В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопр. философии. - 1983. - № 3.

6. Духновский, С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: монография. - Курган, 2005.

7. Басов, М.А. Новые идеи в учении о личности. - Л.,1989.

8. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.; Воронеж, 1995.

9. Сухов, А.Н. Социальная психология. - М., 2009.

10. Bronfenbrenner, U. The ecology of developmental processes // Damon W., Lerner R.M. Handbook of Child Psychology: Theoretical Models of Human Development / U. Bronfenbrenner. - New York, 1998. - Vol. 1.

11. Постникова, М.И. Психологическое знание: теория и практика: монография. - Архангельск, 2008.

12. Леонтьев, Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М., 2006.

13. Куликов, Л.В. Психология настроения. - СПб., 1997.

Статья поступила в редакцию 13.03.10

УДК 37.013.42 (075.8)

В.В. Чукреева, соискатель ОмГПУ, г. Тюкалинск, E-mail: mars45@bk.ru

ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ИЗ АНТИСОЦИАЛЬНЫХ СЕМЕЙ

В статье представлено описание модели формирования готовности будущих учителей к работе с детьми из антисоциальных семей. Своеобразие профессиональной педагогической деятельности, описание профессиональных компетенций и личностных качеств учителя на различных этапах обучения определили содержание статьи.

Ключевые слова: профессиональная готовность, дети из антисоциальных семей, профессиональные компетенции, личностные качества учителя.

Работа с детьми из антисоциальных семей является одной из сложных проблем профессиональной деятельности учителей общеобразовательной школы. Учитывая сложившуюся ситуацию семейного неблагополучия на современном этапе развития российского общества, проблемы, с которыми сталкивается массовая школа, в которой обучаются дети из антисоциальных семей, учреждения среднего профессионального образования должны стремиться обеспечить подготовку будущих специалистов к педагогической деятельности с этой категорией детей.

Особо важной, на наш взгляд, является подготовка учителей начальных классов к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей. Это объясняется тем, что именно в младшем школьном возрасте формируются предпосылки и начальные формы девиантного поведения ребенка, на фоне депривационного развития личности и педагогической запущенности, недостаточной подготовки к школе может развиться школьная дезадаптация ребенка. Таким образом, от результативности педагогической деятельности с ребенком на данном этапе его развития зависит успешность его дальнейшей социализации и развития в целом.

Целью подготовки будущих учителей массовых школ к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей является формирование готовности будущих специалистов к этой деятельности. Достижение данной цели возможно в случае решения ряда задач, связанных с овладением необходимыми профессиональными компетенциями и развитием необходимых качеств личности, обеспечивающих возможность эффективного обучения и воспитания детей.

Формирование готовности представляет собой длительный во времени и управляемый процесс последовательно

сменяющихся этапов: теоретический, практический и оценочно-результативный.

Однозначной трактовки понятия «готовность» в психо-лого-педагогической литературе мы не нашли, его авторское толкование затрагивает несколько разных аспектов. Е.А. Климов, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова трактуют ее как осознание себя субъектом деятельности. А.Г. Асмолов, Л.А. Карпенко, Д.Н. Узнадзе и др. исследователи рассматривают готовность как установку на реализацию активной потребности человека. М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович и др. изучают ее как активно-действенное состояние субъекта. В качестве интегрального свойства личности данное понятие определяют Л. И. Божович, К.К. Платонов, Р.Д. Санжаева и др., а В.А. Ядов считает, что готовность - это социально-фиксированная установка, характеризующая общественное поведение личности

В указанных позициях, как мы считаем, нет противоречий, т.к. в них выражены различные аспекты изучения и использования термина «готовность»; они, безусловно, учтены нами. Формулируя рабочее определение понятия, мы опирались на трактовки его онтологической сущности, наиболее соответствующие предмету нашего исследования. Так, например, Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров [1] и др. ученые рассматривают готовность как внутреннюю ориентированность человека на будущую деятельность.

Сочетание данных трактовок позволит нам учесть и выразить в рабочем определении двойственный характер готовности учителей к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей.

Таким образом, готовность будущего учителя начальных классов к педагогической деятельности с детьми из антисоциальных семей мы определили как совокупность освоенных им профессиональных компетенций, а также развитых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.