Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
регуляция / психическое состояние / сознание / ментальный опыт / значение / смысл / рефлексия / репрезентация / система Я / regulation / mental state / consciousness / mental experience / meaning / semantic / reflection / representation / self-system

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Прохоров А.О.

Основная направленность статьи – анализ психологических механизмов и роли структур сознания в регуляторном процессе. Рассматривается концептуальная модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний, основанием для построения которой являются многолетние исследования взаимоотношений между психическими состояниями и структурами сознания субъекта. Составляющими модели являются ментальный (субъективный) опыт, смысловые структуры, рефлексия, переживания, ментальные репрезентации, целевые характеристики, ситуации, пространство культуры, образ жизни, регуляторные действия, обратная связь, временные факторы. Структуры сознания, интегрированные в ментальный (субъективный) опыт, характеризуются спецификой влияния на психические состояния, а также особенными, специфическими отношениями между собой. В основании регуляции находятся механизмы изменения отдельного психического состояния. Анализируются основные концепции регуляции психических состояний Л.Г. Дикой, А.Б. Леоновой и др. Показано, что в концепциях регуляции психических состояний основной «опорой» являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции деятельность или поведение. Наименее разработанной в концептуальных построениях саморегуляции состояний является ментальная составляющая регуляции: недостаточно изучены отношения регуляции и структур сознания, вклад составляющих сознания в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе и др. В предлагаемой концептуальной модели весь регуляторный комплекс является составной частью субъективного (ментального) регуляторного опыта человека. Регуляторный опыт проявляется в актуализации психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции, «наработанных» или «выработанных», или стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания, образующих функциональный комплекс, «настроенных» на регуляцию состояний определенной модальности и интенсивности. Представлены результаты изучения ментальных механизмов регуляторного процесса, на основании которых, рассматриваются взаимоотношения между составляющими регуляторного опыта в процессе саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF MENTAL MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL STATES SELF-REGULATION

The main focus of the article is the analysis of psychological mechanisms and the role of consciousness structures in the regulatory process. A conceptual model of the structure-functional organization of psychological states mental regulation is considered. It’s based on the long-term studies of the relationship between mental states and consciousness structures of the subject. The components of the model are mental (subjective) experience, semantic structures, reflection, experiences, mental representations, goal characteristics, situations, cultural space, lifestyle, regulatory actions, feedback, and temporary factors. The consciousness structures, integrated into mental (subjective) experience, are characterized by the specificity of their influence on mental states, as well as by special relationships among themselves. At the basis of regulation are the mechanisms for changing a particular mental state. The basic concepts of the mental state regulation by L.G. Dikaya, A.B. Leonova, etc. are analyzed. It is shown that in the concepts of the mental state regulation, the main "support" is the psychological features of the subject, and the vector of the regulation process is activity or behavior. The least developed in the conceptual constructions of self-regulation is the mental component of regulation: the relations of regulation and consciousness structures, the contribution of the consciousness components to changes in the subject’s states, their role and significance in the regulatory process have not been sufficiently studied. In the proposed conceptual model, the entire regulatory complex is an integral part of the subjective (mental) regulatory experience of a person. Regulatory experience is manifested in the actualization of the mental state of a certain quality, in the use of the most frequently applied methods and techniques of regulation, "worked out" or spontaneously formed in the course of mastering activities and life in general, as well as in the organization of "ordered" consciousness structures, forming a functional complex, "tuned" to the regulation of states of a certain modality and intensity. The results of the study of the regulatory process’s mental mechanisms are presented, on the basis of which the relationship between the components of the regulatory experience in the process of self-regulation is considered.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

УДК 159.95

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ МЕНТАЛЬНЫХ МЕХАНИЗМОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Прохоров АО.,

Казань, Россия, Казанский (Приволжский) федеральный университет,

alprokhor1011@gmail.com

Аннотация. Основная направленность статьи - анализ психологических механизмов и роли структур сознания в регуляторном процессе. Рассматривается концептуальная модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний, основанием для построения которой являются многолетние исследования взаимоотношений между психическими состояниями и структурами сознания субъекта. Составляющими модели являются ментальный (субъективный) опыт, смысловые структуры, рефлексия, переживания, ментальные репрезентации, целевые характеристики, ситуации, пространство культуры, образ жизни, регуляторные действия, обратная связь, временные факторы. Структуры сознания, интегрированные в ментальный (субъективный) опыт, характеризуются спецификой влияния на психические состояния, а также особенными, специфическими отношениями между собой. В основании регуляции находятся механизмы изменения отдельного психического состояния. Анализируются основные концепции регуляции психических состояний Л.Г. Дикой, А.Б. Леоновой и др. Показано, что в концепциях регуляции психических состояний основной «опорой» являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции -деятельность или поведение. Наименее разработанной в концептуальных построениях саморегуляции состояний является ментальная составляющая регуляции: недостаточно изучены отношения регуляции и структур сознания, вклад составляющих сознания в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе и др. В предлагаемой концептуальной модели весь регуляторный комплекс является составной частью субъективного (ментального) регуляторного опыта человека. Регуляторный опыт проявляется в актуализации психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции, «наработанных» или «выработанных», или стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания, образующих функциональный комплекс, «настроенных» на регуляцию состояний определенной модальности и интенсивности. Представлены результаты изучения ментальных механизмов регуляторного процесса, на основании которых, рассматриваются взаимоотношения между составляющими регуляторного опыта в процессе саморегуляции.

Ключевые слова: регуляция, психическое состояние, сознание, ментальный опыт, значение, смысл, рефлексия, репрезентация, система Я

CONCEPTUAL MODEL OF MENTAL MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL STATES

SELF-REGULATION

Prokhorov A.O., Kazan, Russia, Kazan Federal University, alprokhor1011@gmail.com

Abstract. The main focus of the article is the analysis of psychological mechanisms and the role of consciousness structures in the regulatory process. A conceptual model of the structure-functional

37

organization of psychological states mental regulation is considered. It's based on the long-term studies of the relationship between mental states and consciousness structures of the subject. The components of the model are mental (subjective) experience, semantic structures, reflection, experiences, mental representations, goal characteristics, situations, cultural space, lifestyle, regulatory actions, feedback, and temporary factors. The consciousness structures, integrated into mental (subjective) experience, are characterized by the specificity of their influence on mental states, as well as by special relationships among themselves. At the basis of regulation are the mechanisms for changing a particular mental state. The basic concepts of the mental state regulation by L.G. Dikaya, A.B. Leonova, etc. are analyzed. It is shown that in the concepts of the mental state regulation, the main "support" is the psychological features of the subject, and the vector of the regulation process is activity or behavior. The least developed in the conceptual constructions of self-regulation is the mental component of regulation: the relations of regulation and consciousness structures, the contribution of the consciousness components to changes in the subject's states, their role and significance in the regulatory process have not been sufficiently studied. In the proposed conceptual model, the entire regulatory complex is an integral part of the subjective (mental) regulatory experience of a person. Regulatory experience is manifested in the actualization of the mental state of a certain quality, in the use of the most frequently applied methods and techniques of regulation, "worked out" or spontaneously formed in the course of mastering activities and life in general, as well as in the organization of "ordered" consciousness structures, forming a functional complex, "tuned" to the regulation of states of a certain modality and intensity. The results of the study of the regulatory process's mental mechanisms are presented, on the basis of which the relationship between the components of the regulatory experience in the process of self-regulation is considered.

Keywords: regulation, mental state, consciousness, mental experience, meaning, semantic, reflection, representation, self-system

Исследование осуществлялось при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-29-07072 Введение

Изучение взаимоотношений между категориями психических явлений является важнейшей методологической проблемой психологии. Функция регуляции настолько важна, что невозможно представить направленного целевого действия без участия сознания в регуляторном процессе - осознанная регуляция (саморегуляция) влияет на когнитивные процессы, состояния, поведение, деятельность субъекта и его ресурсные возможности (Конопкин, 1980; Моросанова, 2010, 2020 и др.).

В контексте этой проблемы исследование отношений между «сознанием» и «состоянием» может позволить объяснить механизмы ментальной регуляции последних и развития регуляторных способностей субъекта. Изучение структур сознания, их вклада, роли в регуляции состояний, в становлении регуляторных способностей человека в процессе обучения и жизнедеятельности, в целом, имеют особую значимость в понимании психической организации человека.

Обращаясь к психическим состояниям, отметим, что жизнедеятельность человека актуализирует состояния различной модальности, длительности, интенсивности и знака. Необходимость в регуляции собственных состояний возникает, как правило, у человека в случае неадекватности его состояния обстоятельствам и ситуациям жизнедеятельности.

Существенным условием саморегуляции является осознание человеком необходимости в изменении собственного состояния.

В области регуляции психических состояний, основными, на наш взгляд, являются работы Л.Г. Дикой (2003), Е.П.Ильина (2005) и А.Б. Леоновой (2007). В концепциях регуляции

психических состояний основной «опорой» являются психологические качества субъекта, а вектором процесса регуляции - деятельность или поведение.

К наименее разработанной в теоретических построениях саморегуляции состояний относится ментальная составляющая регуляции: недостаточно изучены отношения регуляции и структур сознания, вклад составляющих сознания в изменения состояний субъекта, их роль и значение в регуляторном процессе и др.

Концептуальная модель структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний

В контексте предмета нашего исследования - обратимся к предлагаемой нами концептуальной модели структурно-функциональной организации ментальной регуляции психических состояний (Прохоров, 2020).

Модель представляет собой структуру взаимоотношений между психическими состояниями, характеристиками сознания: (ментальный (субъективный) опыт, система Я, целевые характеристики, репрезентации, рефлексия, переживания, смысловые структуры) и внешними факторами (ситуации, пространство культуры, образ жизни, временные факторы и социальная среда) вкупе с операциональными средствами и обратной связью (Рис.1).

Временной диапазон

Рис. 1 Структура ментальной регуляции психических состояний субъекта Условные обозначения. ПС1-ПС 4 - психические состояния; Д - регуляторные действия; С - ситуация; К - пространство культуры

В совокупности весь регуляторный комплекс является составляющей частью субъективного (ментального) регуляторного опыта человека (Осницкий, 2001; Холодная, 2002). Включенность опыта в ситуациях жизнедеятельности проявляется в актуализации психического состояния определенного качества, в использовании наиболее часто употребляемых способов и приемов регуляции состояний, «наработанных» или

39

«выработанных», или стихийно сложившихся в ходе освоения деятельности и жизнедеятельности, в целом, а также в организации «упорядоченных» структур сознания, образующих функциональный комплекс, «настроенных» на регуляцию состояний определенной модальности и интенсивности.

Субъективный (ментальный) опыт интегрирует смысловые структуры сознания (личностный смысл, ценности, конструкты, смысловые установки и ориентации и др.), целевые характеристики субъекта, систему Я, репрезентации, входящие в структуру знаний (ассоциативные, оценочные, понятийные, образные характеристики), переживания, значения с категориальными структурами сознания, рефлексивные структуры и её виды, образы, процессы понимания.

Отношения между компонентами модели, на наш взгляд, следующие. Центральное звеном в субъективном (ментальном опыте), на наш взгляд, является система Я, выполняющая узловую регулирующую функцию в организации включения структур сознания в саморегуляцию состояний, влияя на выбор операциональных средств (способы, приемы) регуляции (Прохоров, Карташева, 2020). Последняя связана с действиями субъекта, направленными на изменение состояния, обратной связью и временными характеристиками.

В процессе саморегуляции актуализация смысловых структур приводит к связыванию значения (объекта, предмета, ситуации и пр.) и психического состояния. Осознание необходимости в регуляции и выбор средств осуществляется благодаря рефлексии и образу собственного состояния субъекта (Прохоров, 2016). Переживание, включенное в ментальный опыт, изменяет смысловые структуры и психическое состояние. Операциональная сторона регуляторного процесса связана с ментальными репрезентациями и действиями субъекта, направленными на изменение состояния, обратной связью и временными характеристиками.

В качестве иллюстрации отношений между составляющими модели рассмотрим роль смысловых и рефлексивных структур.

Именно смысловые структуры приводят в соответствие бытие и субъекта, наполняют бытие смыслом, обеспечивая смысловое принятие жизни. Состояния являются отражением этого процесса и свидетельствуют о качестве «внутренней» жизни субъекта в соотнесении с его бытием (Прохоров, 2009). Актуализация смысловых структур зависит от специфики ситуации как психологического образования. В ситуации «выделяется» не весь объективный мир, а лишь та его часть, которая удовлетворяет смысловую сферу субъекта. С помощью рефлексии, происходит осознание собственных смыслов в ходе самоотражения в переживаемых ситуациях.

Отраженная психикой совокупность элементов ситуации (объектов, условий, обстоятельств и т.д.) становится значимой для субъекта, только приобретя для него определенный смысл: лишь после акта личностного смыслообразования сформировавшаяся актуальная психологическая ситуация начинает детерминировать активность субъекта и её проявления. Взаимодействие ситуации и смысловых структур приводит к формированию корреляционных образований (констелляций) из отдельных «ведущих» смысловых структур сознания и значимых составляющих (объектов) ситуации.

Корреляции связывают переживания, психические функции, свойства личности, вегетативные реакции и другие характеристики субъекта, эти изменения актуализируются в виде психического состояния, которое, в свою очередь, объективируется через деятельность, общение и поведение субъекта, обеспечивая соответствие субъекта актуальной ситуации жизнедеятельности.

Благодаря рефлексии происходит оценка, осознание и сличение актуального состояния с искомым и, далее, в случае необходимости, субъект вносит коррекцию в используемые способы и приемы регуляции. С помощью рефлексии субъект способен спрогнозировать, «проиграть» возможные варианты и результаты регуляции состояний в различных обстоятельствах и ситуациях жизнедеятельности, изменить сложившиеся способы действий, проанализировать структуру собственных действий, не приводящих к успеху, найти окончательное решение и приступить к исполнительным действиям. Вовлеченность

рефлексивных механизмов определяется целью регуляции - потребностью в изменении психического состояния (Прохоров, Чернов, 2019). Можно полагать, что в процессах регуляции состояний могут быть выделены уровни рефлексивной активности: на низком уровне отражаются и контролируются отдельные исполнительные действия по регуляции состояний, на более высоком уровне субъект отображает самого себя как «Я - систему (Я-образ, Я-концепция»), производящего планирование и оценку своих действий. Последнее связано с актуализацией внутренних регуляторных схем и процессов (метакогнитивные стратегии - по А.В.Карпову, 2021), наработанных или выработанных в жизнедеятельности (разные по эффективности регуляторные схемы могут определять разную качественно-количественную величину активности субъекта в регуляции состояний).

Включённость рефлексивных уровней позволяет субъекту переходить от ментальных аспектам регуляции состояний к операциональным к и обратно: осуществляется самоконтроль состояний в текущей ситуации, актуализируются приёмы регуляции, оцениваются и анализируются операциональные средства и стратегии регуляции состояний в прошлых ситуациях и деятельностях, их эффективность при тех или иных обстоятельствах жизни, планируются и прогнозируются вероятные будущие состояния, средства их контроля и пр.

Не акцентируя внимание на опосредующих факторах, влияющих на ментальную регуляцию состояний, отметим только то, что регуляторный процесс связан с образом жизни субъекта. В свою очередь, связь образа жизни и ситуации осуществляется через пространственно-временные характеристики, в которых жизнедеятельность социальных субъектов осуществляется как единство условий сознания и деятельности, а «ситуации» понимаются как прошедшие сферу сознания и включенные в повседневную жизнедеятельность людей условия жизни.

Образ жизни через совокупность соответствующих ситуаций влияет на регуляцию психических состояний. Отметим, что ментальная регуляция опосредуется пространством культуры, носителем которой является субъект. Основными формами культуры, посредством которых осуществляется влияние структур сознания, являются вещи (артефакты), знаковые системы (семиосфера) и модели поведения.

В функциональном плане, в основании саморегуляции находятся механизмы регуляции отдельного психического состояния. Достижение цели - желаемого состояния, связано с включенностью в регуляторный процесс означенных выше ментальных структур (смысловых, рефлексивных, переживаний и др.) и осуществляется через цепь переходных состояний (Прохоров, 2017).

Переход от состояния к состоянию осуществляется при использовании различных психорегулирующих приемов и средств. Информация о достижении желаемого состояния реализуется при помощи обратной связи. Регуляция совершается при активном участии психических процессов и с опорой на психологические свойства (темперамент, характер, способности и пр.).

Регуляторный процесс осуществляется в конкретной социальной среде на фоне культуральных, этнических, профессиональных и др. влияний, в определенной социальной ситуации жизнедеятельности: экономической, юридической, связанной с местом субъекта в малой группе: его социальными ролями, статусами и пр., связан с характерным для него образом жизни.

«Развертывание» регуляторного процесса, а также его параметры и их изменения в жизнедеятельности, определяются требованиями социального функционирования субъекта, спецификой профессиональной деятельности и субъектно-личностными особенностями человека.

Литература

1. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния. М.: Изд-во "Институт психологии РАН", 2003. - 318 с.

2. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. СПб., 2005.- 412 с.

3. Карпов А.В. Системные качества как метаоператоры сознания (статья первая)//Ярославский психологический вестник, № 3 (48), 2020. С.48-66.

4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М.: Наука,1980. -294 с.

5. Леонова А.Б. Системная методология анализа механизмов регуляции функциональных состояний работающего человека//Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени/под ред. Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. — М. ; СПб.: Нестор-История, 2020. С.37-65.

6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М. : Наука, 2010. -519 с.

7. Моросанова В.И. Развитие ресурсного подхода к исследованию осознанной саморегуляции достижения целей и саморазвития человека//Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / под ред.Ю. П. Зинченко, В. И. Моросановой. — М. ; СПб.: Нестор-История, 2020. С.11-37.

8. Осницкий А.К. Регуляция деятельности и направленность личности. - М.: Московский экономико-лингвистический ин-т, 2007. - 231 с.

9. Прохоров А.О. «Смысловая регуляция психических состояний». - М.:ИП РАН,2009. - 352 с.

10. Прохоров А.О. Образ психического состояния.- М.: ИП РАН, 2016.-245 с.

11. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 7. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

12. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта//Психологический журнал. Том 41, №1, 2020. С.5-18.

13. Прохоров А.О., Карташева М.И. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний/Экспериментальная психология. 2020.Том.13, №3. С. 89-104. doi:10.17759/exppsy.2020130307; ISSN: 2072-7593/ 2311-7036(online).

14. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексивная регуляция психических состояний. -М.: ИП РАН,2019.-191 с.

15. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- 2-е изд. -СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.