ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
83
УДК 378.134:78
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Е. В. Завалко
кандидат педагогических наук,
докторант НПУ им. М. П. Драгоманова (Киев, Украина)
Модернизация современного образования требует от каждого педагога выполнения функций инноватора, способного в ежедневном труде внедрять новейшие идеи, концепции, методики обучения.
В статье анализируется инновационная деятельность учителя музыки, разрабатывается ее концептуальная модель, которая рассматривается как целостная система проявления черт личности, способствующих инновационной деятельности в микропространстве (внутренние личностные качества), мезопространстве (на уроке музыки), макропространстве (в рамках школы) и мегапространстве (в международном образовательном пространстве).
Введение
В контексте модернизации современного образования постепенно формируется новый взгляд на деятельность учителя. Особенность настоящего времени в том, что каждый учитель должен выполнять функции инноватора, специалиста, в ежедневном труде внедрять новейшие идеи, технологии, концепции, методики обучения и воспитания. Другое дело, что не каждый учитель является новатором, т. е. автором инновационного образовательного, научно-педагогического продукта. Но в любом случае деятельность каждого учителя следует рассматривать как инновационную педагогическую систему, способную к постоянному обновлению, открытую к новому педагогическому опыту, к изменениям в системе потребностей учащихся и потребностей общества. В связи с этим суть и структура деятельности учителя, связанная с ней эффективность образовательного процесса - одни из самых актуальных вопросов педагогической науки и практики.
Профессиональная деятельность учителя музыки является многофункциональной, имеет свои специфические особенности, обусловленные целью образования, спецификой учебного процесса в школе, возрастными особенностями аудитории и тем, что учитель музыки одновременно выступает в нескольких ролях: как педагог - учит детей основам музыкального искусства; как воспитатель способствует воспитанию и формированию духовных ценностей личности; как музыкант пропагандирует музыкальное искусство.
Многогранная и многоаспектная деятельность педагога-музыканта была предметом внимания исследователей на всех этапах развития советской и постсоветской музыкальной педагогики (Э. Абдуллин, Ю. Алиев, А. Апраксина, Л. Арчажникова, Л. Безбородова, А. Болгарский, Л. Горюнова, Л. Рапацкая, А. Ростовский, Г. Падалка и др.). В то же время, вопрос инновационной деятельности учителя музыки оставался без должного внимания исследователей.
Процесс формирования готовности будущего учителя музыки к инновационной деятельности требует исследования содержательно-структурной характеристики инновационной деятельности учителя музыки и создания ее концептуальной модели. Именно поэтому, целью данной статьи является создание концептуальной модели инновационной деятельности учителя музыки.
Результаты исследования и их обсуждение
Основываясь на мнении исследователей в области профессиональной деятельности учителя музыки, сделаем акцент на мысли о том, что ее специфику определяет сама музыка как искусство и отношения в системе «музыка - ребенок - учитель» (Л. Горюнова). Характеристика музыкально-педагогической действительности как «ребенок, музыка, преподавание музыки в их взаимодействии» (Э. Абдуллин) позволяет наиболее ярко представить специфику профессии учителя музыки, которую определяют:
84
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
1) особенности ее «субъекта» (личность ученика как субъект своей собственной деятельности по саморазвитию, самообучению, самосовершенствованию);
2) особенности «объекта» (музыка и методика ее преподавания);
3) «продукт» (целостная личность школьника, которая характеризуется такими интегративными качествами, как музыкальная культура, духовная культура, творчество, креативность, музыкальность, эстетическое сознание и др.) [1, 47].
По мнению Ю. Алиева [2], для решения конкретных задач, возникающих у учителя музыки с первого дня работы в школе, необходим весь арсенал психолого-педагогических и музыкальных знаний, поскольку ситуации, с которыми он сталкивается, имеют комплексный характер. Сколько бы ни совершенствовался музыкально-образовательный процесс в высшей школе, выпускника вуза нельзя рассматривать как готового, состоявшегося учителя-музыканта. Вуз не может методично и личностно вооружить студента на все случаи педагогической жизни.
С другой стороны, общеобразовательной школе нужны универсальные специалисты, умеющие вести не только урок музыки, но и быть воспитателями и пропагандистами в самом широком смысле этого слова. «Сложность этой профессии - отмечает Л. Арчажникова -определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие “учитель” и в понятие “музыкант”, причем каждое из них в свою очередь многогранное. Учитель музыки осуществляет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знать свой предмет, но личностью в высоком общественном значении этого слова» [3, 43].
Рассматривая основные качества учителя музыки, Л. Арчажникова выделяет наиболее профессионально значимые: владение аудиторией; образованность; любовь к детям, увлеченность музыкой; владение инструментом, певческая подготовка, умение использовать технические средства обучения [3, 43].
Также необходимо учитывать личностно-профессиональные качества педагога-музыканта, необходимые для осуществления продуктивной музыкально-педагогической деятельности, прежде всего в школе:
- музыкальность (Э. Абдулин, Г. Цыпин) - как основа, пронизывающая всю деятельность и все другие профессиональные качества учителя музыки;
- эмпатия и любовь к детям (В. Ражников), особенно необходимы учителю музыки, который имеет дело с самым эмоциональным из искусств (педагог-музыкант, не откликающийся на эмоции, которые возвышают душу, не способен дать иммунитет своим ученикам против эгоизма, бездуховности и отчужденности);
- профессиональное мышление, методологическая культура, самосознание (Э. Абдуллин, Л. Школьник). Сущностью музыкально-педагогического мышления является проектирование, осуществление и анализ музыкально-образовательного процесса;
- музыкально-педагогическая интуиция, антиципация (Г. Цыпин, Д. Кабалевский и др.), которые позволяют предвидеть тенденции саморазвития в личности ученика, корректировать его самодвижение и создавать для этого условия;
- артистизм (Э. Абдулин, Д. Кабалевский, Г. Цыпин), без которого трудно осуществлять полноценное художественное общение с детьми и музыкой;
- личностная профессиональная позиция учителя музыки (Э. Абдуллин, В. Ражников), которая обеспечивает индивидуальное видение профессиональных проблем, основных принципов и путей их решения, обеспечивает творческий подход к собственной музыкально-педагогической деятельности.
На современном этапе поиска наиболее эффективного использования человеческого ресурса почти во всех областях деятельности стали больше внимания уделять компетентностному подходу. При этом понятие «компетентность» стало включать в себя знание и понимание (теоретическое знание, способность усваивать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное использование знаний в тех или иных конкретных ситуациях), знание «каким быть», или, другими словами, как строить свои взаимоотношения с окружающей средой (т. е. знания в их ценностном, морально-этическом аспекте) [4]. Набор компетентностей учителя музыки в контексте инновационной деятельности отражает рисунок 1.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
85
Рисунок 1 - Компетентности учителя музыки
Методическая компетентность. Предполагает владение педагогом различными приемами и способами преподавания, умение находить и внедрять в практику новые способы, обусловленные специфическими условиями той или иной учебной ситуации. Методическая компетентность это готовность и способность индивидуализировать учебную работу с учетом субъективных особенностей и свойств ученика (или группы учеников), это понимание того, что представляют собой и могут реально привнести в образовательный процесс инновационные учебно-информационные технологии, т. е. педагог должен не только знать, чему учить, но и уметь это делать.
Психолого-педагогическая компетентность. Этот вид компетентности включает в себя несколько важных аспектов. Педагогу необходимо знать особенности и свойства каждого возрастного этапа в жизни человека и соответственно этому выстраивать стратегию и тактику обучения. Принципиально важную роль играют здесь индивидуально-личностные качества того или иного ученика, уровень его интеллектуальной развитости, мера и степень природной одаренности и т. д. Данная компетентность проявляется в квалификации преподавателя как диагноста, в адекватности действий, в гибкости мышления, в адаптационных возможностях, в умении трансформировать стилистику своей работы в зависимости от реального контекста учебно-образовательной и воспитательной практики.
Музыкально-педагогическая компетентность является, по сути, одной из специфических разновидностей общепедагогической компетентности, базовые элементы и характеристики которой могут быть экстраполированы в сферу музыкально-педагогической деятельности, потерпев ряд изменений и трансформации относительно ее специфики. Составляющими музыкально-педагогической компетентности является историко-стилевая (музыковедческая), компетентность в сфере межличностных отношений (владение техникой межличностного общения и продуктивного взаимодействия с учеником в рамках индивидуальной формы занятий художественно-творческой деятельностью) и сфере формирования художественноэстетических вкусов.
Исполнительская компетентность - учитель должен уметь показать, проиллюстрировать на музыкальном инструменте (или голосом) то или иное музыкальное произведение. Из всех умений, которыми должен обладать учитель музыки, Д. Кабалевский выделял владения инструментом. Он считал, что механическая запись на уроке музыки должна дополняться живым исполнением учителя. На уроках учитель постоянно связан с исполнением музыки: теоретические положения он иллюстрирует музыкальными
примерами, разучивая песню - показывает ее на инструменте, проводя слушание музыки -играет музыкальные произведения [5, 40].
86
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Некоторые авторы (Л. Арчажникова [3], Г. Цыпин [6]) подчеркивают специфичность исполнительских умений педагога-музыканта, их тесную взаимосвязь с педагогическими умениями, зависимость содержания и характера отдельных умений от формы их реализации в практической работе в школе.
Поликультурная компетентность. Поликультурность является одним из основных стандартов современного образования, которая базируется на основных ценностях европейского демократического общества: права человека, равенство, мир, справедливость, демократия, свобода, безопасность граждан, плюрализм, культурное разнообразие, открытость, ответственность, партнерство, уважение к окружающей среде. В данном контексте высокая поликультурная компетентность педагогических кадров и ее формирование у будущих учителей становятся важным условием обеспечения готовности молодого поколения к полноценной жизнедеятельности в современном мировом пространстве.
Так, В. Кузьменко, Л. Гончаренко определяют поликультурную компетентность как способность личности жить и действовать в поликультурном обществе [7, 91]. А. Щеглова рассматривает данный феномен как комплексное, личностное качество, формирующееся в процессе профессиональной подготовки на основе толерантности, которое характеризуется осознанием собственной культурной идентичности, и проявляется в способности решения профессиональных задач конструктивного взаимодействия с представителями других культурных групп [8, 94].
Информативная компетентность в современных реалиях развития информационного общества становится чрезвычайно актуальной и признанной европейским сообществом частью процесса реформирования систем образования в странах мира.
Исследованию разницы определений «информационный» и «информативный» посвящена работа А. Фридланде. Автор рассматривает информационный процесс как «совокупность интеллектуальных процессов, которые происходят в аппаратах мышления людей и процессе приема, хранения, обработки и передачи данных, которые инициируют соответствующую информацию. К информационным процессам можно отнести процессы познания, обучения, управления» [9, 132]. В работе вводится понятие информативный процесс, «как совокупность действий (ввод, вывод, сохранение, обработка), которые выполняются над данными, в рамках информационного процесса» [9, 133].
Мы согласны с Л. Петуховой, которая считает использование понятия «информативная компетентность» более точным в отличие от понятия «информационная компетентность» и предлагает следующее определение: «информативная компетентность - это системный объем знаний, умений и навыков приобретения, преобразования, передачи и использования информации в различных областях человеческой деятельности для качественного выполнения профессиональных функций» [10, 5].
Только объединив вышеперечисленные качества и компетентности можно говорить о подготовке квалифицированного учителя музыки. По нашему мнению, готовность будущего учителя музыки к инновационной деятельности - это его готовность и способность к:
- обновлению задач и видов музыкально-педагогической деятельности, интеграции содержания художественных учебных дисциплин, их соответствующей дидактической обработке и использованию в учебно-воспитательном процессе;
- продуктивному овладению инновационными видами деятельности: создание, апробация и внедрение инноваций;
- творческому изменению стиля и содержания своей деятельности согласно инновационным подходам в области музыкальной педагогики;
- планированию и осуществлению самосовершенствования, предупреждению профессиональных деформаций.
Если использовать для анализа инновационной деятельности учителя музыки подход градаций факторов социализации личности (А. Мудрик [11]), можно выделить четыре подструктуры: микро-, мезо -, макро- и мегапространства. Каждое из социальных пространств инновационной деятельности, требует формирования необходимых качеств, овладения инновационными знаниями и методами, видами деятельности (рисунок 2).
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
87
Рисунок 2 - Концептуальная модель инновационной деятельности учителя музыки
Рассмотрим и проанализируем более подробно каждое из пространств инновационной деятельности и спроектируем его на деятельность учителя музыки. По нашему мнению, микропространство инновационной деятельности учителя музыки связано с личностью учителя и характеризуется внутренней работой по восприятию, разработке и внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс. Для его успешного протекания необходима сформированность таких внутренних личностных качеств как: активность; самостоятельность; позитивная
Я-концепция; адаптивность (готовность эффективно приспосабливаться к изменяющейся профессиональной деятельности) саморегуляция; владение рефлексией. Отметим, что личностные качества учителя музыки является фундаментом, который позволяет овладевать инновационной деятельностью.
Мезопространство инновационной деятельности учителя музыки рассматривается нами на уровне социального пространства урока музыки, то есть на уровне инновационных методов, форм и средств работы с учениками - от адаптации известных инновационных методов до создания и внедрения собственных.
Современный подход к профессионализму учителя музыки определяется его способностью ориентироваться в различных видах деятельности, отличительными признаками которой является высокая интенсивность, разнообразие условий осуществления, широкое использование приемов практического музицирования в сочетании с педагогическими пояснениями. Таким образом, сложность этой работы обусловлена ее полифункциональностью, где наряду с дидактическими аспектами выступают и чисто исполнительские.
Именно поэтому, говоря о структуре инновационной деятельности учителя музыки в рамках мезопространства, по нашему мнению, необходимо рассматривать ее как единство и сформированность определенных компетентностей, а именно: методической, психологопедагогической, исполнительской и музыкально-педагогической. Поскольку именно их единство и взаимодополняемость позволит овладеть будущему учителю музыки инновационными способами деятельности и внедрять инновации в педагогическом пространстве урока музыки.
88
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Макропространство инновационной деятельности учителя музыки представлено на уровне социального пространства школы, ведь педагог-музыкант должен создавать и внедрять инновации также и в ходе организационной, просветительской, воспитательной и других видов деятельности. Современный педагог-воспитатель, отвечающий запросом личностноориентированной школы, должен соответствовать следующим требованиям:
- выявлять ценностное отношение к школьнику, признавать его уникальность, неповторимость;
- проявлять гуманную педагогическую позицию;
- уметь создавать и постоянно обогащать образовательно-воспитательную среду;
- уметь работать с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность;
- владеть разнообразными инновационными методами и приемами;
- проявлять заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого воспитанника.
Инновационные формы музыкально-просветительской деятельности могут быть
представлены следующим образом:
- концертно-лекционные формы - концерты, музыкальные беседы и т. д.;
- диалоговые формы музыкального общения - музыкальные диспуты, круглые столы, дискуссии, мозговой штурм;
- развлекательные формы организации музыкального досуга - вечера, интерактивные конкурсы, караоке, викторины, встречи;
- наглядные формы музыкальной пропаганды - музыкальные интернет-газеты, выставки.
Многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки как дирижера-
хормейстера требует от него владения многими знаниями и умениями, а именно: умениями организовать хоровой коллектив, проводить хоровые репетиции, подбирать репертуар; умениями раскрыть художественное содержание произведения, иллюстрировать произведение посредством игры и пения, читать хоровые партитуры, владеть основами дирижерской техники; умениями управлять процессом коллективного исполнения, диагностировать хоровое пение; умениями создавать свои собственноеые трактовки произведений, художественную интерпретацию; умением организовывать концертное выступление. Считаем, что владение данными умениями позволит учителю музыки проводить эффективную вокальнохоровую работу.
Мегапространство предусматривает планетарный охват, а в контексте рассмотрения проблемы инновационной деятельности учителя музыки, особенно выделяется такая его характеристика, как мировое образовательное пространство: знание языков, поликультурная и информативная компетентности, позволяющие овладевать инновациями. Мегапространство требует участия во всеукраинских и международных конференциях и семинарах, обмен опытом с коллегами, проведения научного исследования.
В период глобализации и европейской интеграции все больше связей объединяет нас с другими государствами и культурами. Миссия учителя в этом контексте меняется -от изложения материала только на родном языке к использованию научно-методических источников, написанных на иностранных языках. Это сложная задача требует владения несколькими иностранными языками и работы с иноязычной литературой.
Выводы
Итак, исследования содержательно-структурной характеристики музыкально-педагогической деятельности учителя музыки в тесной корреляции со спецификой инновационной деятельности позволило разработать концептуальную модель учителя музыки-инноватора. Данная модель является целостной системой проявления черт личности, способствующих инновационной деятельности в микропространстве (внутренние личностные качества), мезопространстве (на уровне урока музыки), макропространстве (в рамках школы) и мегапространстве (в международном образовательном пространстве).
Дальнейшие научные исследования планируется проводить в направлении разработки учебно-методического обеспечения по подготовке в вузах будущего учителя музыки для инновационной деятельности в школе и формирования у него необходимых компетентностей.
ПЕДАГ АГІЧНЫЯ НАВУКІ
89
Литература
1. Абдуллин, Э. Б. Теория и методика музыкального образования школьников : программа-конспект высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин. - М. : МШУ, 1996. - 53 с.
2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2000. - 336 с.
3. Арчажникова, Л. Г. Профессия - учитель музыки / Л. Г. Арчажникова. - М. : Просвещение, 1984. - 111 с.
4. Марков, В. Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / В. Н. Марков ; Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. - М., 2004. - 54 с.
5. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 1984. - 206 с.
6. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / под ред. Г. М. Цыпина. - М. : Академия, 2003. - 368 с.
7. Гончаренко, Л. А. Формування полікультурноі компетентності вчнгелів загальноосвітньоі школи : навчальний посібнж для студентів / Л. А. Гончаренко, В. В. Кузьменко. - Херсон : РІПО, 2006. - 92 с.
8. Щеглова, Е. М. Развитие поликультурной компетентности будущих специалистов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. М. Щеглова. - Омск, 2005. - 164 с.
9. Фридланд, А. Я. Основные ресурсы информатики : пособие для студентов высш. учеб. заведений / А. Я. Фридланд. - М. : Астрель-АСТ-Профиздат, 2005. - 284 с.
10. Петухова, Л. £. Інформатнчна компетентність майбутнього фахівця як педагогічна проблема / Л. £. Петухова // Комп’ютер у школі та сім’і. - 2008. - № 1. - С. 3-5.
11. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - М. : Academia, 2006. - 303 с.
Summary
Modernization of contemporary education requires each teacher performance, not only is the traditional educational activities, but also functions an innovator, capable of daily labor implement new ideas, concepts, methods of teaching and learning.
The article analyzed the specific innovation activity of music teacher, developed its conceptual model, which is considered as a complete system displays traits that promote innovation in micro-space (internal personal qualities), meso-space (at the music lesson), macro-space (in the school) and the megaspace (in the international educational space).
Поступила в редакцию 06.02.13.