КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ И ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ БИРЖИ
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ CONCEPTUAL MODEL AND PRINCIPLES OF CREATION EXCHANGE
OF INNOVATION PROJECTS
Горбунов Дмитрий Викторович кандидат экономических наук Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П.
Королева (национальный исследовательский университет)
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы повышения эффективности реализации, оценки и финансирования инновационных проектов за счет инструментальной поддержки в рамках информационно-инвестиционной электронной площадки эффективного, самоорганизующегося и саморазвивающегося механизма взаимодействия всех участников венчурного рынка. Разработана концептуальная модель и принципы создания биржи инновационных проектов, позволяющие сопровождать и поддерживать проект на всем пути его реализации от стадии появления идеи до публичного размещения акций компании.
The issues to improve implementation, evaluation and financing of innovative projects at the expense of instrumental support through information and investment efficient electronic platform, self-organizing and self-perpetuating mechanism of interaction between all participants in the venture market. Developed the conceptual model and principles of exchange of innovative projects that allow to accompany and support the project all the way of its realization on the stage of the emergence of the idea to the public offering of shares of the company.
Ключевые слова: венчурный рынок, инициатор проекта, инвестор, эксперт, биржа инновационных проектов, модель, принципы создания.
Keywords: venture capital market, the initiator of the project, investor, expert, exchange of innovative projects, model, principles of creation.
Введение.
В конце XX и начале XXI века инновационное развитие признается приоритетным во всех странах мира. Инновационная экономика позволяет на базе знаний и накопления интеллектуального потенциала обеспечивать расширенное воспроизводство наукоемкого валового продукта.
Развитие инновационной экономики невозможно как без генерации новых знаний и инициации проектов на начальных стадиях инновационного цикла, так и без привлечения венчурных инвестиций на более поздних стадиях. Венчурные инвестиции подразумевают вложение денег в перспективный иннова-
ционный бизнес, который еще не имеет доступа на фондовый рынок. В самом общем виде механизм венчурного инвестирования выглядит следующим образом [1]. С одной стороны, присутствует компания, имеющая перспективную инновационную идею, но не имеющая средств для ее финансирования и реализации. С другой стороны, существует либо отдельный состоятельный инвестор («бизнес-ангел»), либо финансовый посредник (венчурный фонд), который в свою очередь финансирует молодой инновационный проект посредством покупки его доли в уставном капитале или пакета акций, а по прошествии времени продает свою долю. Зачастую к этому моменту стоимость бизнеса значительно увеличивается, и доля сильно прибавляет в цене. Из этой разницы и складывается прибыль венчурного инвестора. Такие компании как Microsoft, Intel, Google и др., превратились в гигантов рынка именно благодаря внешней финансовой поддержке венчурных фондов.
Размер венчурных инвестиций в мире, согласно данным принадлежащему Dow Jones ресурсу VentureSource, в первом квартале 2014 года показал рост по отношению первому кварталу 2013 года на 44%, увеличившись с $7,48 млрд. до $10,74 млрд. Это второй подобный скачок с 2001 года, когда размер венчурных инвестиций составил $10,68 млрд. Наивысшая отметка была достигнута рынком на волне бума «доткомов» (компаний, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет), когда в первом квартале 2000 года вложения инвесторов составили $26,36 млрд.
«Российская венчурная компания» (РВК) опубликовала подготовленный при ее поддержке отчет аудиторской компании Ernst & Young «Исследование мирового и российского венчурного рынка за 2007-2013 годы», согласно которому российский венчурный рынок вырос за последние шесть лет почти в десять раз. Инвестиции венчурных компаний увеличились со 108 млн. долларов в 2007 году до 1,213 млрд. долларов в 2012-м. В итоге Россия вышла с пятого на второе место в Европе и с шестого на пятое в мире по объему венчурных инвестиций.
Таким образом, в настоящее время в России существует большой интерес потенциальных инвесторов к финансированию инновационных проектов на ранних стадиях их реализации и число таких инвесторов растет. Растет и количество новых идей, разработок и проектов, требующих финансовой поддержки инвесторами.
Предпосылки создания биржи инновационных проектов.
Анализируя основные тенденции развития венчурной отрасли России в 2014 году, можно сделать вывод о взрослении отрасли: растет профессионализм участников рынка и, как следствие, требования к качеству проработки проектов: инвесторы тщательнее подходят к отбору компаний для инвестирования, и, стремясь снизить свои риски, вкладывают меньшие суммы средств на каждом из этапов финансирования. Для получения инвестиций компаниям теперь даже на самых ранних этапах развития необходимо иметь проверенную рынком бизнес-модель, опытную команду и провалидированный рынком продукт [2].
В данных условиях назрела острая необходимость в разработке и реализации механизмов взаимодействия инициаторов проекта с инвесторами. Данный механизм должен предусматривать тщательную экспертизу проектов на всех стадиях их реализации, тем самым значительно упрощая для инвестора процедуру отбора наиболее перспективных идей и разработок. По статистике в настоящее время финансовую поддержку получают около 2% проектов из общего числа[3]. Таким образом, на этапе экспертизы необходимо отфильтровать заведомо бесперспективные проекты. В экспертизе должны принимать участие независимые, квалифицированные и авторитетные эксперты. Следовательно, данный механизм должен обеспечивать заинтересованность экспертов в проведении качественной и квалифицированной экспертизе проектов. В свою очередь, инициаторы проектов, помимо, возможности показать свой проект инвестору, должны иметь возможность получения консультативной и организационной
поддержки с целью повышения уровня проработанности проекта, тем самым увеличивая вероятность привлечения финансирования.
Одним из возможных путей реализации механизма взаимодействия инициаторов проектов, экспертов и инвесторов является разработка и создание биржи инновационных проектов. Она должна учитывать специфику рынка венчурных инвестиций, удовлетворять потребности всех участников взаимодействия на всех стадиях проекта и обеспечивать продвижение и успешную реализацию перспективных идей и разработок [1].
Фактически инновационная биржа является особым институтом инновационной инфраструктуры, который выступает, во-первых, единой площадкой взаимодействия научного, экспертного и бизнес сообщества, во-вторых, является новой формой информационного обмена, основанной на открытости, объективности, законности и контролируемости инновационной деятельности, в-третьих, предполагает коммерческую заинтересованность всех участников взаимодействия.
Схема взаимодействия участников инновационного процесса.
Рассмотрим этапы процесса взаимодействия инициатора проекта, инвестора и экспертов, которые должны быть реализованы для привлечения финансирования в проект.
Прежде чем начать непосредственное взаимодействие с потенциальным инвестором инициатор проекта занимается его поиском. Проблема поиска заключается в том, что проекты имеют различную направленность, находятся на разных стадиях реализации и проработанности, а также претендуют на различный масштаб финансирования. В свою очередь, инвесторы обладают разными финансовыми возможностями, специализируются на инвестициях в конкретные технологические сектора и готовы оказывать поддержку проектам только на той или иной стадии его реализации. Таким образом, для инициатора проекта поиск инвестора является трудным и продолжительным по времени процессом.
И так, процесс взаимодействия инициатора проекта с инвестором начинается с этапа поиска потенциального инвестора.
Следующим этапом их взаимодействия является представление инициатором информации по проекту или его презентация. При этом инициатору необходимо понимать, какую именно информацию необходимо подготовить, и в каком удобном виде для инвестора ее представить. Неполная, некорректная, необоснованная и неудобная для анализа информация может стать серьезным препятствием для дальнейшего успешного взаимодействия с инвестором. На данном этапе инициаторы могут воспользоваться услугами консультантов, если самостоятельно подготовить нужную информацию о проекте они не могут.
Далее следует этап предварительной экспертизы проекта. Получив представленную информацию, инвестор проводит предварительную оценку проекта на соответствие определенным критериям и требованиям. На этом этапе в процесс взаимодействия включаются эксперты. Для этого инвестор может привлекать внешних экспертов или провести оценку своими силами. Экспертиза каждого проекта проводится по формальным признакам и не требует больших временных, интеллектуальных и финансовых затрат. Однако проектов на рассмотрение поступает достаточно много, и инвестор заинтересован в оптимизации процедуры данной экспертизы. В случае отрицательного предварительного экспертного заключения проект возвращается на доработку.
Проект, успешно прошедший этап предварительной экспертизы, попадает в группу проектов потенциально интересных инвестору. Проекты в этой группе характеризуются рейтингом. Чем выше рейтинг, тем перспективнее и потенциально успешнее проект. В рейтинге должна учитываться полнота представленной информации о проекте, количество полученных положительных экспертных заключений и т.д. Следовательно, следующий этап процесса взаимодействия инициатора и инвестора это получение рейтинговой оценки представленным проектом. Очевидно, что инициатор может продолжать работу над качеством проекта, что будет приводить к увеличению рейтинга проекта в глазах ин-
вестора. Таким образом, первоначальный рейтинг проекта постоянно меняется с учетом изменения истории проекта.
Далее наступает этап проведения научно-технической и маркетинговой экспертизы проекта. Данная экспертиза гораздо сложнее, продолжительнее по времени и требует привлечения большого количества независимых высококвалифицированных внешних экспертов. С учетом большого числа проектов затраты инвестора на их экспертизу весьма значительны. Помимо материального вознаграждения эксперты заинтересованы в повышении своей репутации в глазах научно-экспертного сообщества. Количественно измерить репутацию и квалификацию эксперта можно рейтингом экспертов. Для этого эксперты должны быть открыты друг для друга и видеть свои и чужие результаты и достижения. Успешность деятельности того или иного эксперта должна находить отражение в изменении его рейтинга. Как правило, на этапе научно-технической и маркетинговой экспертизы отсеивается подавляющее большинство проектов получивших отрицательную экспертную оценку, и инвестор вынужден оплачивать эти заключения. Следовательно, это очень затратный этап для инвестора. В идеале должны быть оплачены только положительные экспертные заключения. Таким образом, на данном этапе необходимо использовать такую процедуру проведения экспертизы, которая предполагала бы написание только положительных экспертных заключений, так как отрицательные заключения инвестору не интересны, хотя он вынужден их оплачивать.
Проекты, получившие на этапе научно-технической и маркетинговой экспертизы большее количество положительных заключений, значительно увеличивают свой рейтинг в глазах инвестора. Инициаторы данных проектов переходят к следующему этапу взаимодействия с инвестором, который заключается в проведении инвестиционного комитета, остальная часть проектов нуждается в доработке с предварительной консалтинговой поддержкой. На этапе инвестиционного комитета инвестор знакомится с командой проекта и происходит тщательный анализ его финансовой модели.
Если проект был одобрен инвестиционным комитетом, то далее происходит переговорный процесс согласования условий сделки и непосредственное заключение сделки. Заключение сделки по привлечению финансирования в проект оказывает существенное влияние на репутационный рейтинг экспертов, давших положительные заключения по этому проекту. Поэтому последним этапом в процессе взаимодействия участников рынка инноваций является формирование рейтингов экспертов принявших участие в оценке успешного проекта и оплата их экспертных заключений.
Схематично весь процесс взаимодействия инициатора проекта и инвестора представлен на рисунке 1. Реализация ключевого этапа взаимодействия, а именно этапа проведения научно-технической и маркетинговой экспертизы, невозможна без привлечения внешних квалифицированных экспертов.
Рисунок 1- Схема взаимодействия участников инновационного процесса Таким образом, на рисунке 1 представлена схема «идеального» процесс взаимодействия между собой трех основных участников рынка инноваций:
инициатора инновационного проекта, инвестора и экспертного сообщества. Ключевыми этапами являются: поиск инвестора, предоставление информации о проекте, предварительная экспертиза проекта, формирование рейтинга проекта, научно-техническая и маркетинговая экспертиза проекта, этап изменения рейтинга проекта, инвестиционный комитет, согласование условий сделки, этап сделки, оценка деятельности экспертов (формирование их рейтинга и оплата положительных экспертных заключений). Прохождение данных этапов существенно сокращает риски реализации инновационных проектов, что очень важно для инвестора.
Принципы создания и модель функционирования биржи инновационных проектов.
Анализируя работу бирж, инвестиционных и информационных площадок можно выделить их главные достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести сильную экспертизу проектов на время их размещения на бирже (RSR, IPOBoard, Сколково); ориентацию на различный уровень проектов (IPOBoard, AskCap); высокую репутацию и авторитет среди инвесторов (Sapfir Capital), поддержку и адаптацию бизнеса к локальным условиям реализации проектов (инвестиционные порталы Санкт-Петербурга и Томска, Международная биржа коммерциализации инноваций). Недостатками являются: узкая специализация, когда площадка ориентирована только на несколько направлений (RSR, IPOBoard, SMPL) или на решение городских проблем (инвестиционные порталы Санкт-Петербурга и Томска) или только на резидентов конкретной страны (KickStarter); узкий спектр оказываемых инноваторам и инвесторам услуг, например, только экспертиза и информационное сопровождение проектов (RSR, AskCap, StartBase), только обучение и подготовка к IPO (IPOBoard); платные услуги консультантов и экспертов, которые предлагаются проектным командам, испытывающим дефицит финансовых ресурсов (StartBase, INPROEX, SMPL); жесткий первоначальный отбор и ориентация преимущественно на интересы инвесторов (IPOBoard, StartBase, INPROEX, KickStarter, Сколково); сла-
бая ориентация на инновации как таковые (INPROEX, инвестиционные порталы Санкт-Петербурга и Томска, Международная биржа коммерциализации инноваций).
Таким образом, основываясь на проведенном выше анализе, можно сделать вывод о необходимости создания новой торгово-информационной системы, учитывающей выявленные достоинства и недостатки. Для этого сформированы следующие принципы, которым должна соответствовать новая система:
1) принцип открытости - система должна быть ориентирована на проекты, находящиеся на любой из стадий инновационного процесса и относящихся концептуально к разным научным областям или находящихся на их стыке;
2) принцип полноты - система должна ориентироваться на все типы участников, предлагая им разносторонние услуги, полностью удовлетворяя их потребности в инновационной сфере;
3) принцип бесплатности услуг - система должна предоставлять информационные и образовательные услуги, услуги консультантов и экспертов для всех проектов бесплатно;
4) принцип самоокупаемости - система на этапе выхода на полные функциональные возможности должна окупать свою деятельность за счет комиссии, получаемой от сделок, проводимых на бирже, и не требовать дополнительного, в том числе государственного финансирования;
5) принцип мотивации - система должна обеспечивать заинтересованность инноваторов развивать проекты, быстро продвигая их от стадии к стадии, экспертов давать полную, точную, правдивую экспертизу, консультантов - активно участвовать в поддержке проектов;
6) принцип последовательности - биржа должна обеспечивать возможность последовательного продвижения проекта на каждой из стадий инновационного процесса - от предпосевной стадии и до стадии роста и масштабирования.
Следуя этим принципам можно сформировать «идеальную» модель работы биржи инновационных проектов, основанной на реализации всех этапов «идеального» процесса взаимодействия участников рынка инноваций. Конечный результат деятельности биржи - успешное завершение проектом инновационного цикла. Промежуточные результаты - привлечение финансирования в проект, то есть заключение сделок между инициатором и инвестором или инвестором и инвестором, на различных стадиях инновационного процесса. Инвестор на бирже должен иметь возможность в любой момент «войти» в проект или «выйти» из него, продав свою долю другому инвестору. Комиссия от этих сделок, получаемая биржей, является основным источником коммерциализации ее деятельности.
«Идеальная» модель должна обеспечивать присутствие на портале биржи всех необходимых участников инновационного процесса: инновационных проектов, прошедших предварительную экспертизу по формальным признакам; инвесторов и независимых высококвалифицированных экспертов. Регистрация всех участников должна происходить бесплатно.
Бирже необходимо быть готовой к работе со всеми инновационными проектами вне зависимости от их направления и стадии реализации. Следовательно, в составе инвесторов, зарегистрированных на бирже должны присутствовать все категории инвесторов оказывающих финансовую поддержку инновационным проектам на всех стадиях инновационного процесса. В их числе: государственные институты развития, предоставляющие гранты на предпосевной стадии; бизнес-ангелы, готовые профинансировать проект на посевной стадии; венчурные фонды, оказывающие финансовую поддержку на стадии венчурного инвестирования; фонды прямых инвестиций, которые финансируют проект на более поздних стадиях его реализации, таких как стадия роста и масштабирования. Более того, проект не должен уходить с биржи при успешном прохождении какой-либо из стадий инновационного процесса. Информация по истории проекта должна быть доступна всем участникам биржи. Качество, перспектив-
ность, стадия реализации, количество просмотров инвесторами, количество положительных экспертных заключений и много других характеристик проекта должны получать количественную оценку, выраженную, например, в рейтинге проекта. Динамика изменения данного рейтинга будет свидетельствовать о целесообразности его дальнейшей поддержке инвесторами.
Любой проект на любой стадии реализации должен иметь возможность получить на бирже квалифицированную, авторитетную и независимую экспертную оценку. Эксперты должны быть открыты как для инициаторов проектов, так и для инвесторов. Для обеспечения независимой экспертизы биржа должна сотрудничать с большим количеством экспертов. Квалификация и успешность работы эксперта может быть измерена его рейтингом. Экспертные заключения оказывают существенное влияние на рейтинг проекта. В «идеальной модели» биржи необходимо наличие системы материального и нематериального стимулирования экспертов.
Основными показателями эффективности работы биржи инновационных проектов является количество проектов, получивших успешную коммерциализацию, то есть доведенных до стадии, когда они начали приносить прибыль, и количество заключенных на бирже сделок.
Идея разработки биржи инновационных проектов, концептуальная модель работы которой близка с описанной выше «идеальной модели», может быть полезна с точки зрения устранения слабых мест существующих инвестиционных и информационных площадок. Это может быть реализовано путем организации взаимовыгодного сотрудничества между новой биржей и уже работающими площадками. Существующие порталы могут обращаться к бирже с целью использования имеющегося у нее и недостающего им функционала для более эффективного продвижения перспективных инновационных проектов.
Выводы.
Таким образом, в статье обоснована необходимость разработки и создания биржи инновационных проектов, объединяющую трех ключевых участников
процесса коммерциализации инновационной идеи: инициатора проекта, эксперта и инвестора. Данную идею предлагается реализовать путем создания интернет-портала, представляющего собой передовую площадку для подготовки сделки между инициатором проекта и квалифицированным инвестором с предварительной экспертизой проекта научным и бизнес сообществом. Реализация предложенного подхода также позволит создать экспертное сообщество и условия для формирования новых наукометрических показателей.
Концептуальная модель работы биржи должна обеспечивать, во-первых, удовлетворений потребностей участников инновационного процесса и, во-вторых, обеспечивать возможность реализации всех этапов «идеального» процесса взаимодействия инициатора проекта с инвестором (рисунок 1).
Библиографический список
1. Горбунов Д.В. Биржа инновационных проектов: инструментарий венчурного финансирования, оценки и поддержки реализации инноваций. - Самара, 2014 - 159 С.
2. Горбунов Д.В. Развитие инфраструктуры бюджетной поддержки инновационных проектов в Самарской области. - М.: Альянс Медиа Стратегия, 2014.221 С.
3. Горбунов Д.В., Иванов Д.Ю. Инфраструктурная модель бюджетной поддержки реализации инновационных проектов (на примере Самарской области) // Экономические науки. 2014. №6. С.107-115.