Научная статья на тему 'Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование: основные элементы и взаимосвязи'

Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование: основные элементы и взаимосвязи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Николаевич

Рассматриваются вопросы бюджетного финансирования сферы образования. Сформирована и описана концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование, выделены основные элементы и функциональные взаимосвязи, обоснована практическая полезность и важность сформированной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL MODEL OF EFFICIENCY OF BUDGETARY EXPENDITURE ON EDUCATION: KEY ELEMENTS AND RELATIONSHIP

The issues of budget financing of education. Formed and described the conceptual model of the efficiency of budget spending on education, highlights the main elements and functional relationships, stresses the practical useful-ness and importance of the generated model.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование: основные элементы и взаимосвязи»

References

1. IzotkinaN.Y. Intellectualnajatrudovajadejatelnostnaosnovevladenijaobjektamipromishlennojsobstvennosti [Intellectual labor activity on the basis of ownership objects of industrial property: monograph].Tomsk. Publishing house of Tomsk.state University of systems control andRadioelectronics, 2013, 132 p.

2. Uhebnieplanipodgotovkimagistrov. [Electronic resource], Access mode http://edu.tusur.ru.

3. IzotkinaN.Y. Intellectualnajasobstvennostpravovajaohranaiozenkastoimosti [Intellectual property: legal protection and valuation: an electron. the textbook. manual]. Tomsk.registrationcertificateno 13729, 2008.

4. IzotkinaN.Y. Razrabotka, proizvodstvo I kommerzializazijanovogotovara [Development, manufacture and commercialization of a new product. The textbook.the allowance].Tomsk. Publishing house of Tomsk.state University of systems control and Radioelectronics, 2012, 115 p.

Автор статьи - Наталья Юрьевна Изоткина, кандидат экономических наук, доцент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники.

Рецензенты:

В.В. Пудкова, кандидат экономических наук, директор офиса коммерциализации разработок ТУСУР;

В.А. Трифонов, кандидат экономических наук, доцент, Юргинский технологический институт национального

исследовательского Томского политехнического университета.

УДК 336.13

С.Н. Марков

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ: ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ И ВЗАИМОСВЯЗИ

Рассматриваются вопросы бюджетного финансирования сферы образования. Сформирована и описана концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование, выделены основные элементы и функциональные взаимосвязи, обоснована практическая полезность и важность сформированной модели.

Ключевые слова: образование, бюджетные расходы, эффективность, результативность, концептуальная модель.

В условиях бюджетного реформирования в Российской Федерации актуальной становится проблема повышения эффективности бюджетных расходов во всех сферах бюджетной деятельности, в том числе и в сфере образования. Эта проблема заключается в том, что не всегда выделение дополнительных объемов бюджетного финансирования на образование приводит к улучшению качества предоставления образовательных услуг. Часть указанной проблематики нашла свое отражение в отдельных исследованиях [5, 6, 9, 12], что подтверждает актуальность данной темы.

В настоящее время в современной экономической литературе нет непосредственного толкования понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».

Анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам трактовки понятий «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» показывает, что отсутствует единое понимание данных терминов. Одни экономисты определяют понятия «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» через отношение затрат и результатов (А.В. Бачурин, Ф.И. Шахмалов, Е.Е. Румянцева, А.О. Виричев), вторые - через степень соответствия результатов цели (М.П. Придачук), третьи отождествляют с результативностью (Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.К. Осипов, В.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Э.К. Конярова, Т.А. Ильина, А.Ю. Москвин).

Однако в связи с тем, что вывод об имеющейся эффективности бюджетных расходов на образование можно сделать только на основе сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов на образование среди определенных территорий либо образователь-

ных учреждений, то требуется формирование нового подхода к понятию эффективности расходов бюджета на образование.

С нашей точки зрения, эффективность бюджетных расходов на образование - это сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории.

При этом под потенциально необходимым объемом бюджетных расходов на образование понимается объем бюджетных расходов на образование сравниваемой территории, необходимый для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории, относительно территории, где получена наивысшая отдача от бюджетных расходов на образование.

Под отдачей от бюджетных расходов на образование будем понимать показатель, показывающий, какую часть результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в определенной территории, обеспечивает каждая 1 тыс. руб., затраченная из бюджета территории на образование в расчете на одного обучающегося.

Таким образом, основным отличием авторской трактовки «эффективность бюджетных расходов на образование» от существующих определений является включение в это понятие необходимости применения сравнительного анализа при оценке эффективности бюджетных расходов на образование.

Следует также отметить, что, с нашей точки зрения, «эффективность бюджетных расходов на образование» и «результативность бюджетных расходов на образование» - это разные понятия.

Результативность бюджетных расходов в Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности (ДРОНД) субъектов бюджетного планирования определяется как «соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение, а также степень достижения планируемых результатов деятельности» [14]. С нашей точки зрения, «соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение» отражает эффективность бюджетных расходов на образование, а «степень достижения планируемых результатов деятельности» указывает на результативность бюджетных расходов на образование. Таким образом, в понятии «результативность бюджетных расходов», определенном в Положении о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, содержатся сразу два понятия - «эффективность бюджетных расходов» и «результативность бюджетных расходов» [1].

С целью разграничения понятий «эффективность бюджетных расходов на образование» и «результативность бюджетных расходов на образование», под «результативностью бюджетных расходов на образование» будем понимать степень достижения планируемых результатов деятельности образовательных учреждений.

При достижении эффективности бюджетных расходов на образование необходимо руководствоваться принципами.

Под принципами эффективности бюджетных расходов на образование следует понимать основополагающие идеи, выражающие сущность эффективности бюджетных расходов на образование и определяющие основные требования, которыми необходимо руководствоваться в практической деятельности по достижению эффективности бюджетных расходов на образование.

Достижение эффективности бюджетных расходов на образование, с нашей точки зрения, возможно при реализации следующих принципов:

1) принцип индикативности, означающий необходимость проведения анализа динамики показателей результатов деятельности образовательных учреждений;

2) принцип экономичности, указывающий на необходимость экономии бюджетных расходов на образование;

3) принцип результативности, означающий, что в результате использования бюджетных средств на образование должно происходить улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений.

В качестве показателей эффективности бюджетных расходов на образование можно определить следующие:

- отдача от бюджетных расходов на образование, рассчитываемая как отношение показателей результатов деятельности образовательных учреждений к объему бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося;

- процент эффективных бюджетных расходов на образование, рассчитываемый как отношение эффективного и фактически использованного объемов бюджетных расходов на образование;

- процент неэффективных бюджетных расходов на образование [8].

Можно определить следующие факторы, влияющие на эффективность бюджетных расходов на образование:

- политические факторы (уровень приоритетности развития сферы образования, направления бюджетной политики, стратегия развития образования, степень взаимодействия руководителей органов власти нижестоящих уровней с вышестоящими и др.);

- экономические факторы (состояние и уровень развития экономики, уровень платежеспособности населения, средняя заработная плата населения и педагогических работников и др.);

- финансовые факторы (объем бюджетных расходов, выделяемых на образование; методы бюджетного планирования и финансирования сферы образования, реализация государственных целевых программ на образование и др.);

- социально-демографические факторы (социальная структура населения; численность детей, получающих образовательные услуги; число мест в дошкольных образовательных учреждениях; престиж образовательных учреждений, показатели результатов деятельности образовательных учреждений и др.);

- правовые факторы (нормативно-правовое регулирование бюджетного финансирования сферы образования и др.);

- организационные факторы (специфика деятельности образовательных учреждений; совокупность органов, отвечающих за финансирование сферы образования и за оценку эффективности бюджетных расходов на образование и др.);

- кадровые факторы (квалификация руководителей и специалистов органов управления образованием и финансовых органов, а также педагогического персонала образовательных учреждений);

- информационные факторы (наличие информационной базы, доступность и полнота информации о показателях результатов деятельности образовательных учреждений и объемах бюджетного финансирования на образование и др.).

Действие данных факторов на эффективность бюджетных расходов на образование может быть как положительным (способствующим повышению эффективности бюджетных расходов на образование), так и отрицательным (способствующим снижению эффективности бюджетных расходов на образование).

Эмпирическое исследование влияния факторов на изменение эффективности бюджетных расходов на образование возможно провести с помощью корреляционно-регрессионного анализа, в частности, с помощью программного продукта Eviews, позволяющего выявлять наличие зависимости в анализируемых данных, и затем, используя полученные взаимосвязи, делать прогноз изучаемых факторов и результирующего признака.

Все данные факторы влияют не только на эффективность бюджетных расходов на образование, но и на объемы бюджетного финансирования сферы образования и показатели результатов деятельности образовательных учреждений.

Таким образом, вышерассмотренные факторы эффективности бюджетных расходов на образование указывают на возможность применения двух основных способов повышения эффективности расходов бюджета на образование:

- совершенствование механизма финансирования сферы образования;

- улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений [9].

Определив понятие, способы повышения, принципы эффективности расходов бюджетов на сферу образования, а также факторы, влияющие на нее, можно построить концептуальную модель эффективности бюджетных расходов на образование (рис. 1).

Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование - это модель, представленная совокупностью элементов: понятие, принципы, факторы, показатели и способы повышения эффективности бюджетных средств на образование и связей между ними, определяющих смысловую структуру эффективности бюджетных расходов на образование.

Ресурсами, необходимыми, чтобы работала данная модель, являются финансовые и нефинансовые ресурсы.

К финансовым ресурсам относятся бюджетные расходы, выделяемые на сферу образования.

К нефинансовым ресурсам можно отнести отчет об исполнении бюджета, информацию о результатах деятельности образовательных учреждений (доклады об основных результатах деятельности, статистику результатов ЕГЭ, олимпиад, конкурсов и т.д.), трудовые ресурсы (работники образовательных учреждений; контингент образовательных учреждений; работники финансовых органов и органов управления образованием; работники органа, который необходимо уполномочить на проведение оценки эффективности бюджетных расходов на образование, и их квалификация).

Реализация предложенной модели позволит достичь таких эффектов, как снижение доли неэффективных бюджетных расходов на образование, повышение уровня образованности, улучшение результатов деятельности учреждений сферы образования и др.

Предложенная модель эффективности бюджетных расходов на образование показывает состав и взаимосвязь ее основных элементов, тем самым раскрывая сущность понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».

Взаимосвязь основных элементов модели следующая. Понятие эффективности расходов бюджета на сферу образования позволяет определить принципы эффективности расходов бюджета на образование. Факторы эффективности бюджетных расходов на образование определяют способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование и влияют на эффективность бюджетных расходов на образование в целом. Для реализации модели необходимы ресурсы. В результате применения модели могут быть получены определенные эффекты.

Таким образом, в результате исследования сущности эффективности бюджетных расходов на образование автором исследования получены следующие научные результаты:

1) сформулированы понятия:

- «эффективность бюджетных расходов на образование» - сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории. При этом под потенциально необходимым объемом бюджетных расходов на образование понимается объем бюджетных расходов на образование сравниваемой территории, необходимый для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории, относительно территории, где получена наивысшая отдача от бюджетных расходов на образование. Под отдачей от бюджетных расходов на образование понимается показатель, показывающий, какую часть результатов деятельности, полученных образовательными учреж-

дениями в определенной территории, обеспечивает каждая 1 тыс. руб., затраченная из бюджета территории на образование в расчете на одного обучающегося;

- «результативность бюджетных расходов на образование» - степень достижения планируемых результатов деятельности образовательных учреждений.

2) определены принципы достижения эффективности бюджетных расходов, показатели эффективности бюджетных расходов на образование, факторы, влияющие на эффективность бюджетных расходов на образование, и способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование;

3) построена концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование.

Результаты исследования сущности бюджетных расходов на образование могут являться теоретической основой для разработки методических и практических аспектов повышения эффективности бюджетных расходов на образование.

Библиографический список

1. Бачурин, А. В. Интенсификация и эффективность / А. В. Бачурин. - М.: Экономика, 1985. - 264 с.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) // Справоч-но-правовая система «Консультант-Плюс».

3. Виричев, А. О. Обоснованность и эффективность расходов бюджета: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. - М., 2003. - 220 с.

4. Кураков, Л. П., Кураков, В. Л. Толковый словарь экономических и юридических терминов / Л. П. Ку-раков, В. Л. Кураков. - М.: Чебоксары, 2002. - 748 с.

5. Маковецкий, М. Ю. Анализ международной и российской практики повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования / М. Ю. Маковецкий // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41. - С. 59 - 66.

6. Маковецкий, М. Ю. Современные проблемы повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования / М. Ю. Маковецкий // Universum: экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. - 2014. - 10 (10). - - Режим доступа: http://7universum.com/en/economy/archive/item/1622.

7. Марков, С.Н. Оценка эффективности бюджетных расходов в сфере образования (Монография) / С.Н. Марков, О.Ю. Патласов // Издательский Дом: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 168 с. - С. 68-88

8. Марков С.Н. Повышение эффективности бюджетных расходов на образование / Марков С.Н., науч. ред. О.Ю. Патласов (Монография) // - Омск: Изд-во НОУ ВПО ОмГА, 2013. - 187 с. - С.20-21

9. Марков, С. Н. Показатели эффективности бюджетных расходов на образование в Омской области / С. Н. Марков //Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. -№ 4 (14). - С. 43-52.

10. Марков, С. Н. Способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование / С. Н. Марков // Социально-экономические и правовые системы: современное видение: сборник трудов Международной научно-практической конференции. - Омск, 2013. - С. 54 - 60.

11. Марков, С. Н. Эффективность бюджетных расходов на общее образование / С. Н. Марков // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. - 2012. - № 4. - С. 75 - 80.

12. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография / А. К. Осипов [и др.]. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. - 276 с.

13. Москвин, А. Ю. Большой словарь иностранных слов / А. Ю. Москвин. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007. - 810 с.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2011 г. № 252 «О внесении изменений в Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

15. Придачук, М. П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг / М. П. Придачук // Финансы. - 2006. - № 5. - С. 27 - 29.

16. Румянцева, Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева - М.: ИНФРА-М, 2005. - 810

с.

17. Шахмалов, Ф. И. Теория государственного управления / Ф. И. Шахмалов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. - 638 с.

Таблица 1

Современная трактовка термина «эффективность»

Определение Автор

«Эффективность общественного производства - соотношение его конечного результата (эффекта) с затратами или используемыми ресурсами. Повышение эффективности характеризуется увеличением конечного продукта (национального дохода) при снижении затрат или используемых ресурсов на единицу прироста национального дохода» [1] А.В. Бачурин

Техническая эффективность - «достижение целей, поставленных государственными службами», экономическая эффективность «оценивается с точки зрения производственных затрат к финансовым результатам» [15] Ф.И. Шахмалов

«Эффективность деятельности - результативность экономической деятельности, определяемая как отношение полученного экономического эффекта и затрат, обусловивших получение этого эффекта» [4] Л.П. Кураков, В.Л. Кураков

Эффективность - «степень соизмерения результатов с затратами; система показателей, характеризующих уровень использования производственных мощностей системы» [14] Е.Е. Румянцева

Эффективность - «совокупная результативность работы, действия, системы мероприятий, являющихся следствием определенных материальных усилий» [10] A.К. Осипов, B.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Т.А. Ильина

Эффективность - «степень достижения поставленных целей» [13] М.П. Придачук

Эффективность - «действенность, результативность, принесение результата» [11] А.Ю. Москвин

Ресурсы:

- финансовые (бюджетные расходы); нефинансовые (отчет об исполнении бюджета, информация о результатах деятельности образовательных

учреждений, трудовые ресурсы).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

Эффективность бюджетных расходов на образование - сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории

Принципы эффективности бюджетных расходов на образование

I

индикативность

экономичность

результативность

Факторы эффективности бюджетных расходов на образование

X

политические

экономические

финансовые

социально-демографические

правовые

организационные

кадровые

информационные

Показатели эффективности бюджетных расходов на образование

отдача от бюджетных расходов на образование

процент эффективных бюджетных расходов на образование

процент неэффективных бюджетных расходов на образование

Способы повышения эффективности бюджетных расходов на образование

т

т

совершенствование механизма финансирования сферы образования

улучшение показателей результатов деятельности образовательных учреждений

I

Эффекты:

- снижение доли неэффективных бюджетных расходов на образование;

- повышение качества бюджетного планирования;

- обеспечение зависимости выделяемого объема финансирования от результатов деятельности образовательных учреждений;

- повышение ответственности за эффективное использование бюджетных средств.

Рис. 1 - Концептуальная модель эффективности бюджетных расходов на образование

S.N. Markov

FGOBU VPO «Financial University under the Government of the Russian Federation» CONCEPTUAL MODEL OF EFFICIENCY OF BUDGETARY EXPENDITURE ON EDUCATION:

KEY ELEMENTS AND RELATIONSHIP The issues of budget financing of education. Formed and described the conceptual model of the efficiency of budget spending on education, highlights the main elements and functional relationships, stresses the practical usefulness and importance of the generated model.

Key words: education, fiscal spending, efficiency, effectiveness, conceptual model.

Bibliography

1. Bachurin A.V. Intensification and efficiency. Moscow, 1985, 264 p.

2. Budget Code of the Russian Federation of31.07.1998 № 145-FZ.

3. Virichev A.O. Validity and effectiveness of budget expenditures: Author. dis. ... Cand. ehkon. Scienc. Moscow, 2003, 220 p.

4. Kurakov L.P, Kurakov V.L. Explanatory dictionary of economic and legal terms. Moscow, 748 p.

5. Makovetskii M.Y. Analysis of international and Russian practice improve the efficiency of budget spending in education. Economics and modern management theory and practice, 2014, no. 41, pp. 59 - 66.

6. Makovetskii M.Y. Modern problems of increasing the efficiency of budget spending in education. Universum: economics and law: the electron, 2014, no. 10 (10). - Mode of access: http://7universum.com/en/economy/archive/item/1622.

7. Markov S.N. Evaluating the effectiveness of budget spending in education (monograph) / SN Markov, O. Patlasov // Publishing House: Palmarium Academic Publishing, 2013. - 168 p. - pp. 68-88

8. Markov S.N. Improving the efficiency of budget spending on education / Markov S.N., scientific. Ed. O Patlasov (Monograph) // - Omsk: Publishing House of LEU OmGAU, 2013. - 187 p. - pp.20-21

9. Markov S.N. Performance Indicators budgetary expenditure on education in the Omsk region. The Science of Man: Studies in the Humanities, 2013, no. 4 (14), pp. 43-52.

10. Markov S.N. Ways to improve the efficiency of budget spending on education. Socio-economic and legal systems: a modern vision: a collection of the works of the International scientific and practical conference, 2013, pp. 54 - 60.

11. Markov S.N. Efficiency of public expenditures on general education. Research Institute of Finance. Financial magazine, 2012, no. 4, pp. 75 - 80.

12. Osipov A.K. Methods of assessing the effectiveness of the use of public funds: monograph, Izhevsk, 2006,

276 p.

13. Moskvin A.Y. Large dictionary of foreign words, Moscow, 2007, 810 p.

14. Resolution of the Government of the Russian Federation of 06.04.2011, no. 252 "On Amendments to the Regulations on the reports on the results and main activities of the subjects of budget planning".

15. Pridachuk M.P. Methods of economic cost-benefit analysis for budget services. Finance, 2006, no. 5, pp. 27

- 29.

16. Rumyantsev E.E. New Economic Encyclopedia, Moscow, 2005, 810 p.

17. Shahmali F.I. The theory of public administration, Moscow, 2002, 638 p.

Автор статьи - Сергей Николаевич Марков, кандидат экономических наук, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве РФ;

Рецензенты:

М. Ю. Маковецкий, кандидат экономических наук, доцент Финансовый университет при Правительстве РФ; Н.Ю. Симонова, кандидат экономических наук, доцент, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.