Научная статья на тему 'Концептуальная информационная модель регионального кластера'

Концептуальная информационная модель регионального кластера Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
182
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ВИРТУАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ДОМЕН / КОГНИТИВНЫЙ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / REGIONAL CLUSTER / VIRTUAL CLUSTER / INFORMATION MODEL / THE DOMAIN / COGNITIVE / MANAGEMENT DECISION-MAKING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Квятковская Ирина Юрьевна

Рассматривается управление региональным кластером на его имитационном аналоге виртуальном кластере, позволяющем отказаться от реальных экспериментов с объектами и процессами. Разработана информационная модель кластера на основе трех доменов: физического, информационного и когнитивного. Определен процесс циркуляции информации между доменами. Разработан подход к формированию системы унифицированных показателей для оценки объектов и процессов в задачах по принятию управленческих решений. Разработана форма унифицированного представления декларативных знаний в форме метаонтологии, предметных онтологий и онтологий задач. Сделаны выводы о свойствах виртуального кластера как самоорганизующейся системы. Библиогр. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Квятковская Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL INFORMATION MODEL OF A REGIONAL CLUSTER

The management of a regional cluster on its imitative analogue the virtual cluster allowing to refuse from real experiments with objects and processes, is considered in the paper. The information model of a cluster is developed on the basis of three domains: physical, informational and cognitive. The process of circulation of the information between domains is defined. The approach for creating a system of unified indices is developed to estimate objects and processes used in the tasks for management decision-making. The form of the unified conception of declarative knowledge in the form of metaontology, subject-ontology and task ontology is developed. Conclusions about the properties of a virtual cluster as a self-organizing system are drawn.

Текст научной работы на тему «Концептуальная информационная модель регионального кластера»

УДК 519.711.3

И. Ю. Квятковская

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО КЛАСТЕРА

Введение

Процесс создания информационной среды регионального кластера, основанной на информации производственного или социально-экономического характера, заключается в развитии технологий, обеспечивающих информационную совместимость группы гетерогенных информационных потоков, поступающих из внешних источников. К основным пользователям среды отнесены, наряду с хозяйствующими субъектами, организации политической, финансовой, социальной инфраструктуры. К ним, кроме того, относятся организации, обслуживающие информационную инфраструктуру кластера, а также обеспечивающие его связь с внешней средой: провайдеры, операторы связи, логистические центры и т. п.

Практика показывает, что типовой ошибкой многих вновь проектируемых информационных систем является превосходство средств программной реализации над предметной постановкой. Возникает проблема консолидации знаний о предметной области, выраженной как на естественном, так и на искусственном языке, проблема системного единства знаний, открывающая возможность воплощения знания в материальный объект, способствующая упорядочению и стандартизации информационного наполнения автоматизированных систем. Решение этой проблемы особенно важно для описания слабоформализуемых объектов или процессов кластера.

Целью исследований являлась разработка концепции информационной модели реального кластера в представлении, объединяющем экономические, информационные и когнитивные свойства кластера.

Одной из форм, способствующих объединению предприятий в единую хозяйствующую систему, является сетевая организация или виртуальный кластер - модель реального промышленного кластера, содержащая информацию обо всех его компонентах и связи между ними, необходимая для реинжиниринга бизнес-процессов кластера.

Системный анализ кластера выявляет возможные варианты декомпозиции его структуры в четырех направлениях: объекты, процессы, проекты, среды [1]:

— по объектному принципу подсистемами и элементами кластера могут являться самостоятельные участники кластера - предприятия, организации;

— по процессному принципу элементами могут быть сквозные (межфункциональные, межорганизационные) и простые бизнес-процессы, характерные для объектов кластера и требующие взаимодействия между ними;

— по проектному типу кластер, являющийся проектом усилий определенной группы лиц, декомпозируется на ряд невоспроизводимой последовательности мероприятий, обладающих достижимой категориальной целью;

— по средовому принципу подсистемами кластера являются внутренняя и внешняя среда: внутреннюю составляют профессиональные сообщества, группирующиеся для достижения общих целей - промышленные, научные, логистические, транспортные объединения; внешнюю среду представляют формальные и неформальные институты, функционирующие в кластере или оказывающие на него влияние, - рынки и др. Включением в это множество является и исполнительная среда, имеющая пространственную топологию, формируемая посредством телекоммуникационных каналов.

Виртуальный кластер формируют три уровня:

— физический домен, в котором реально существуют и функционируют реальные физические объекты; продуктом их жизнедеятельности являются материальные, финансовые и энергетические потоки;

— информационный домен, где действуют их информационные аналоги, существующие в информационных ресурсах, системах, хранилищах данных в виде структурированных данных или сообщений;

— когнитивный домен, где происходит анализ, мониторинг и систематизация знаний, аккумулирующихся в информационном домене с целью выработки управленческого решения для его передачи в физический домен.

Таким образом, на уровне физического домена FD кластер представим в виде

FD = {Obj, Proc, Proj, Space},

где Obj - множество объектов; Proc - множество бизнес-процессов; Proj - множество проектов; Space - множество сред.

На уровне информационного домена происходит отделение частных компетенций участников кластера, связанных с поддержкой цели функционирования кластера, путем проекции предметной области в информационные модели. Информационный домен ID является проекцией (Pr) физического домена в рамках пределов частных компетенций:

ID = Pr(FD) = {Pr(Obj), Pr(Proc), Pr(Proj), Pr(Space)}.

Pr(Obj) является информационной моделью объектов кластера и состоит из множества информационных объектов (ИО), составляющих инфраструктуру объектов управления. Информационный объект является элементом множества однородных объектов. Свойствами ИО являются свойства-характеристики и свойства-связи. Первые характеризуют объект, принимая в качестве значений данные определенных типов, вторые ассоциируют объекты друг с другом, принимая в качестве своих значений сами объекты. Свойства ИО могут быть выражены в структурированном и неструктурированном виде. Наличие формализованного представления свойства позволяет говорить об атрибуте ИО, имеющем несколько значений. Для свойств характерны глобальные и локальные ограничения. К глобальным относятся домены и диапазоны. Домены являются классами, объекты которых обладают некоторыми свойствами. Диапазоны также являются классами, объекты которых сами выступают в качестве этих свойств. Локальные ограничения накладываются на свойства в рамках определенного класса, позволяя сужать диапазоны свойств, определять их виды.

Определим n базовых множеств ИО кластера, для классификации которых используем объектный классификатор OL. В этом случае информация о множестве ИО представляет базу данных ИО = {ИОг-, i = 1, ..., n; i е OL}, элементами которой могут быть множества юридических и физических лиц {ЮЛ} и {ФЛ}, объектов недвижимости {ОН}, земельных участков {ЗУ}, информационных ресурсов, выпускаемой продукции и т. д.

Для определения свойств-характеристик каждому информационному объекту сопоставим множество атрибутов А;, j = 1, ..., m. Тогда каждый ИО представим в виде

ИОг = (f (Ai),f (A2),..., fm(Am)), где fj (Aj) - характеристическая функция, определяющая подмножество A'j с Aj для ИО i-го

типа, i = 1, n, j = 1, m ; Aj - множество значений одного j-го атрибута.

Для определения свойств-связей введено понятие ссылки из i-го объекта на объект k-го типа Si k. Получено полное описание информационного объекта в виде ИОг- = (fj (Aj),Sik).

Введем оператор агрегирования V и построим новые множества ИО, объединяя при этом множества значений атрибутов:

{СУБЪЕКТ} = {ЮЛ} V {ФЛ}, {ОБЪЕКТ} = {ОН} V {ЗУ}.

В свою очередь, {ФЛ} определяется совокупностью множеств {Ф.И.О.} и {Адрес}.

Анализ состояния ИО требует определения множества {Событие}, с наступлением которого могут изменяться значения атрибутов, и множества {Временные параметры}, связывающего наступления событий во времени.

Для определения статического и динамического состояний ИО введем понятия, содержащие факты изменения значений атрибутов соответствующих ИО:

{Временной ряд} = {Событие} V {Временные параметры}

{Пространственная выборка} =

= {Собьп^^ {Событие2} V. V {Событие^ V (t0e {Временные параметры})

Если временной ряд представляет собой изменение свойств атрибутов ИО во времени, то пространственная выборка отражает мгновенный срез состояния множества ИО. Если р = n, то пространственная выборка отражает состояние всех ИО, если р = 1, речь идет об одном ИО, свойства которого неизменны.

В связи с этим введены понятия статических и динамических ИО:

{СИО} = {ИО} V {Пространственная выборка}

{ДИО} = {ИО} V {Временной ряд}

Часть информационных объектов имеет свойство пространственного позиционирования, связанное с точным размещением на географической карте или ее цифровом аналоге.

Для таких ИО введем понятие пространственного ИО:

{ПИО} = {ИО} V {Пространственные координаты}

Для определения понятия «показатель», отражающего количественное либо качественное свойство ИО, введем оператор -U- - проекция, позволяющий отделить одно свойство ИО:

{Показатель} = {ИО} -U- {Атрибут}.

Таким образом, {Показатель} = arg ИОг- .

i=1, П

Расширением множества {Показатель} является введение аналитических показателей, позволяющих формализовать постановку задач анализа данных, используемых аналитиками и лицами, принимающими решения в управленческой деятельности.

К этим задачам относятся:

Прямая задача - найти подмножество {ИО } множества информационных объектов {ИО}, имеющих атрибут заданного свойства:

{ИО*} = {ИОЬ ie {1, 2, ... |ИО|} |(ИО*сИО)&({Показатель}= const)}

Обратная задача заключается в категоризации Показателя на основе использования функции выбора C(W), определенной на множестве альтернатив W:

1. Пусть имеется l классов, на которые может быть разбито множество значений Показателя. Примем W = {1, ..., l}. Соответствующая задача классификации заключается в отнесении заданного элемента x е ИО к одному из l подмножеств ИО1, ..., ИО1. При этом функция выбора С(П)= i, если хе ИОг-.

2. Пусть W = {< 1, 2, ..., n >, < 1, 3, ..., n, 2 >, ...,< n, n - 1, ..., 1 >}, т. е. состоит из множества перестановок длины n. Для информационных объектов может быть решена задача ранжирования, заключающаяся в упорядочении объектов, образующих систему, по убыванию (возрастанию) значения Показателя. При этом С(0.) = < i1, i2, ..., in>, где ij - номер j-го информационного объекта при указанном упорядочении.

3. Пусть W = {0, 1}. Соответствующая задача попарного сравнения заключается в выявлении лучшего из двух имеющихся информационных объектов - ИО1 и ИО2. При этом

Г1, если ИО1 лучше ИО2,

с(д)=L

I 0, в противном случае.

Задача сегментации - разделение области значения Показателя на сегменты для дальнейшего восходящего анализа или конечного представления результатов анализа владельцу проблемы - потребует определения группы аналитических показателей:

Аналитический показатель 1} =

= {Показатель} V {Временные параметры} (V {Лингвистическая переменная})

{Аналитический показатель 2} =

= {Показатель1^ {Пространственная выборка} (V{ Лингвистическая переменная})

Для формирования унифицированных показателей для описания бизнес-процесса используется следующая модель:

Pr(Proc)=( X, Metr, Ind, Alg, IS),

где X ={R, PR, Logic, Rel} - структура процесса, выражающая любым формальным способом порядок переноса и агрегирования информации, необходимой для оценивания качества или эффективности бизнес-процесса (R - множество ресурсов; PR - множество подпроцессов преобразования ресурсов; Rel - множество отношений между подпроцессами; Logic - логистическая цепочка, определяющая технологический порядок следования процесса); Metr - множество шкал, используемых для оценивания; Ind = {Ind1, Ind2, ..., IndK} - множество показателей оценивания, определенных на множестве Metr; Alg = {f1(Ind1, Ind2, ..., IndK), ..., fF(Ind1, Ind2, ..., IndK)} - множество алгоритмов, процедур, способов анализа, агрегирования, категоризации показателей; IS - интегральный показатель.

Когнитивный домен является проекцией физического и информационного доменов: KD = Pr(FD&ID).

Источниками информации для него являются агрегированные данные и сообщения, передаваемые из информационного домена, и когнитивные знания о процессах, явлениях и способах управления, передаваемые из физического домена. Задачей когнитивного домена является слияние данных и структурированного знания для выработки решения, передаваемого в физический домен.

В качестве способа структуризации знания предлагается онтологический подход, совмещающий процедурные и декларативные знания. В одном случае он решает задачу представления смысла понятий, действий, задач, необходимых для понимания процессов предметной области, в другом - предполагает представление человеку процесса оценки, выработки решения, рекомендаций.

Предлагается механизм хранения знаний в когнитивном домене в форме расширенной онтологии:

KD = (Oм, OpR, Oz(Oproc)),

где ОМ - метаонтология, инвариантная относительно предметной области; OPR = {KOi, ROi, Di, SLi} -совокупность предметных онтологий (КO - набор концептов i-й предметной области; RO -семантически значимые отношения; D - декларативные интерпретации понятий и отношений; SL - набор слотов для каждого концепта); О2 = {KOz, ROz, Dz} - онтологии задач, включающие в себя процедурные онтологии (KOz - набор задач, характерных для i-й предметной области; ROz - спецификация декомпозиции подзадач; Dz - декларативные интерпретации декомпозиции).

Метаонтология ОМ содержит общую структуру понятий когнитивного домена: объект, показатель, свойство и др. (интенсиональный аспект).

Предметная онтология OPR определяет понятия, характерные для одной предметной области, фиксирует типы отношений и декларативные и процедурные интерпретации понятий и отношений.

Онтология задач (процедур) О2 определяет задачи, имеющие структуру, подобную структуре понятий в предметной онтологии, отношения декомпозируют задачу на подзадачи, декларативные интерпретации определяют характер декомпозиции (элементарная интерпретация -«состоит», «зависит»).

Для каждого из трех доменов характерны следующие свойства (табл.).

Виртуальный кластер

Домен Объект Процесс

Физический Реальный объект, функционирующий в материальном пространстве Материальные, финансовые энергетические потоки между участниками кластера

Информационный Информационный объект, имеющий свойства-связи или свойства-характеристики Формализованное представление бизнес-процессов

Когнитивный Декларативные знания об объекте, представленные в форме предметных онтологий Процедурные знания о процессах, представленные в форме онтологий задач

Внутри виртуального кластера процессы обработки информации принимают циклический характер. Выделяются следующие этапы:

1. Анализ физического домена для организации информационного домена

1.1. Определение реальных составляющих бизнес-среды кластера.

1.2. Предпроектный анализ участников.

1.3. Определение связей между участниками и внешней средой.

1.4. Определение ресурсной базы кластера: сырьевой и информационной.

1.5. Определение границ частных компетенций участников кластера для представления в едином информационном пространстве.

1.6. Выбор технологической платформы для создания среды информационного взаимодействия.

2. Анализ информационного и физического доменов для формирования когнитивного домена

2.1. Определение характера, вида и структуры информации, способной представлять информационный образ кластера.

2.2. Формирование системы индикаторов для описания и сравнения объектов, процессов, проблем.

2.3. Аккумуляция знаний о ситуациях, явлениях, процессах, событиях во внутренней и внешней среде, связанной с кластером - декларативного знания.

2.4. Определение механизмов формирования процедурного знания.

2.5. Выбор технологической платформы для оперативной актуализации знаний.

3. Анализ когнитивного домена для передачи результатов в физический домен

3.1. Разделение методологических задач принятия решений на три класса: структурируемые, слабоструктурируемые, неструктурируемые.

3.2. Формирование управленческих решений для этих классов задач.

3.3. Передача альтернативных решений в физический домен для выбора варианта принятия решения.

3.4. Пополнение базы знаний когнитивного домена типовыми вариантами решения проблем.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, виртуальный кластер представляет собой самоорганизующуюся систему, устойчивую к изменяющимся условиям внешней среды вследствие наличия механизмов решения проблем, возникающих в задачах управления кластером, на основе сохранения истории проблемы и способов ее решения в когнитивном уровне. На основе данных информационного и когнитивно -го уровней возможно проведение экспериментов с имитационными моделями объектов кластера со значительно меньшими затратами по сравнению с натурными экспериментами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клейнер Г. Б., Качалов Р. М., Нагрудная Н. Б. Синтез стратегии кластера на основе системноинтеграционной теории // Отраслевые рынки. - 2008. - № 5-6 (18) / www.virtass.ru.

Статья поступила в редакцию 23.12.2008

CONCEPTUAL INFORMATION MODEL OF A REGIONAL CLUSTER

I. Yu. Kvyatkovskaya

The management of a regional cluster on its imitative analogue - the virtual cluster allowing to refuse from real experiments with objects and processes, is considered in the paper. The information model of a cluster is developed on the basis of three domains: physical, informational and cognitive. The process of circulation of the information between domains is defined. The approach for creating a system of unified indices is developed to estimate objects and processes used in the tasks for management decision-making. The form of the unified conception of declarative knowledge in the form of metaontology, subject-ontology and task - ontology is developed. Conclusions about the properties of a virtual cluster as a self-organizing system are drawn.

Key words: regional cluster, virtual cluster, information model, the domain, cognitive, management decision-making.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.