АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ TOPICAL PROBLEMS OF PROFESSIONAL PEDAGOGY
УДК / uDC 377 Е. В. Ткаченко, И. П. Смирнов
E. Tkachenko, I. Smirnov
концептуальная идея стратегии
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE CONCEPTuAL IDEA OF THE STRATEGY OF VOCATIONAL EDuCATION
Авторы обосновывают формирование открытой системы профессионального образования как основную концептуальную идею современной стратегии профессионального образования и необходимое условие устойчивого развития общества.
The authors justify the formation of an open system of professional education as a basic conceptual idea of the modern strategy of vocational education and necessary condition for the sustainable development of society.
Ключевые слова: профессиональное образование, открытое общество, концепция развития образования.
Keywords: professional education, the open society, the concept of development of education.
Можно предположить, что в социальной сфере вызов XXI в. будет состоять в осознании теории синергетики и связанного с ней ключевого положения об открытом характере любой из общественных систем. В зависимости от степени своей открытости системы взаимодействуют друг с другом. Причем не только в форме борьбы противоположностей, которая ранее считалась единственным способом раз-вития,но и сотрудничества.
Сейчас становится все более очевидным, что кооперация в развитии систем играет значительно большую роль, чем конфликты.
Различие между развитием природных и социальных систем заключается в том, что
естественная самоорганизация в последних дополняется общественным самоуправлением, особенно сильно продвинутым в последние годы и получившим воплощение в теориях управления, менеджмента, маркетинга и т. п. Одной из таких форм самоорганизации является партнерство субъектов социального взаимодействия, которое выступает как фактор устойчивого развития открытого общества, а уровень самоорганизации детерминируется степенью открытости общества.
Открытое общество требует свободного образа мышления, характеризующегося рациональностью в противоположность слепой вере в догмы. Ключевую роль в обеспечении таких возможностей играет система образования, объективно обладающая свойствами открытости.
Синергетическая концепция предполагает переход от закрытой (замкнутой внутри ведомства) к открытой (доступной для воздействия общества) системе образования. Такой подход способен превратить образование из способа обучения человека в средство формирования адекватной этому обществу творческой личности, обладающей синергетикой для дальнейшего роста и самосовершенствования.
Именно в силу своей открытости система профессионального образования способна прогнозировать и учитывать перемены в экономике, отражать изменения в технологии и управлении производством, предоставлять
возможность профессионального образования людям всех возрастов, гарантировать достижение требуемых образовательных стандартов.
В документах II Конгресса ЮНЕСКО отмечено: «Необходимо сформировать новые партнерские отношения между образованием и миром труда, обеспечивающие синергию всех секторов образования, промышленности и экономики, направленные на развитие общих компетенций, этики труда, технических и предпринимательских умений и формирующие человеческие ценности и нормы, необходимые человеку для того, чтобы стать ответственным гражданином общества» [2].
С переходом к рыночной экономике появились и все больше выкристаллизовываются три группы интересов по отношению к профессиональному образованию — интересы личности, работодателя и государства. Они далеко не всегда совпадают и нередко вступают в противоречие, требуя адаптации к их изменениям и такого социального института, как профессиональное образование. Но именно их синхронизация способна обеспечить устойчивое развитие образования.
Систему профессионального образования следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, технологические изменения, общественную организацию труда и др. Каждая из этих подсистем имеет своего носителя: службы занятости, работодатели, профсоюзы, которые как социальные партнеры должны взаимодействовать между собой. Исполняя свои роли, они создают баланс интересов в социальной и экономической сферах общества, обеспечивают открытость системы профессионального образования. XXI век должен придать образованию форму развитого социального партнерства, открытого всему обществу и создающему основу его устойчивого развития.
Связь образования с обществом не является однонаправленной. С одной стороны, сфера образования способствует закреплению традиций и опыта, воздействует на ход и результаты социально-экономических реформ, на развитие страны и общества. С другой стороны, она помогает менять психологию человека, адаптировать к условиям рыночной экономики его деловые способности и профессиональную квалификацию.
Переход к открытой образовательной системе связан с субъективными трудностями.
Уход от управления через инструкции, разработанные сверху, ведет к тому, что люди сталкиваются с бюрократическими преградами, пытаясь реализовать собственное мнение. Отсюда стремление как-нибудь снова вернуться к безопасности закрытой системы и опереться на твердость сделанных кем-то предписаний, освободиться от давления индивидуальной ответственности.
Существует мнение, оправдывающее подобную пассивность и призывающее лишь дожидаться оживления экономики, которая даст толчок развитию профессиональной школы. Но такое пассивное ожидание может привести и уже ведет к трудно поправимым последствиям с долгосрочным негативным эффектом для экономики и общества в целом.
Педагогическая наука запаздывает с разработкой теории открытой образовательной системы, социального партнерства как новых направлений междисциплинарных исследований, связанных с синергетикой, самоорганизацией и саморазвитием и дополняющих кибернетику и общую теорию сложноорганизованных систем. Этим можно объяснить неудачу многих образовательных реформ последнего десятилетия. Этим же можно объяснить доведенную до экономического абсурда структуру выпускников, расходящуюся с потребностью в них, особенно выпускников вузов, число которых по сравнению с советскими временами выросло вчетверо.
Возьмем для примера типичный российский регион — Чувашию. По оценке Минобразования республики, структура экономики требует соотношения специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием в пропорции 1: 2: 7, а выпускается 4: 2: 4. Поэтому могут рассчитывать на трудоустройство по полученной квалификации лишь 51,9 % выпускников учреждений высшего и среднего профессионального образования [3, с. 3]. Широко известно характерное для страны в целом перепроизводство юристов, экономистов и т. д.
Экономических предпосылок для упразднения уровня НПО новым законом также не обнаруживается. Практически все эксперты законопроекта указывали на острый дефицит квалифицированных рабочих. По выражению Председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ В. Никонова, «предпринимательское сообщество просто «воем воет» оттого, что у них нет квалифицированных рабочих» [3, с. 6]. Подобные оценки содержат-
ся и в официальных документах. В Государственной программе «Содействие занятости населения» спрос на квалифицированные рабочие кадры в 2012 г оценен в 76 % от общего спроса. Осваивают такие профессии лишь 30 % [4]. В другой Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 гг » указано: «Одна из острейших проблем — несоответствие структуры профессионального образования потребностям рынка труда» [5].
Преобладание государственной формы собственности образовательных учреждений и их финансирование, в основном из госбюджета, объективно затрудняют формирование открытой системы профессионального об-
Среди мер по улучшению системы подготовки рабочих кадров большинство работодателей (71,4 %), естественно, поддерживают «освобождение от налогов средств, затраченных предприятием на подготовку и повышение квалификации кадров». Лишь 9,5 % опрошенных поддерживают полностью (а 23,8 % — отчасти] «установление обязательных минимальных расходов для каждого хозяйственного субъекта в качестве налога на квалификацию» (т. е. расходов, которые были бы целевыми и обязательными).
Только 9,5 % полностью поддерживают положение об «оказании предприятиями помощи учреждениям профессионального образования в оснащении их современным оборудованием» (хотя 52,4 % поддерживают его отчасти]. Такая позиция не выявляет стремления возродить институт базовых предприятий и, вероятно, предполагает необходимость дополнительных регуляторов отношений, закрепляющих за предприятиями какие-либо права или выго-
разования, обращенной к запросам нового общества, рынку труда. Но существует и субъективная причина: современная российская профессиональная школа находится в состоянии фактического отрыва от экономики в силу своей ведомственной замкнутости. Ее прогнозная функция и научное обеспечение ослаблены, а в ряде случаев утрачены вовсе. По существу, сегодня она не несет ответственности перед отечественной экономикой ни за объемы, ни за структуру, ни за качество подготовки кадров. Неоднозначна и позиция работодателей по государственному регулированию вопроса подготовки кадров, вовлечения в этот процесс предприятий (см. таблицу].
ды в отношении его затрат на расходы профессионального образования персонала [6].
Развитие социального партнерства, т. е. преимущественно договорного регулирования отношений между системой профессионального образования и экономикой, тормозит то обстоятельство, что основную организующую роль в этом процессе продолжает выполнять государство. В ряде случаев это носит прежний административный характер. Хотя принципы социального партнерства предполагают равноправие участников, опору на правовую базу, добровольность принятия обязательств по договорам. Однако очевидная заинтересованность всех участников системы социального партнерства в скорейшем ее становлении еще не означает, что данный процесс имеет само-организующий характер.
Социальное партнерство — наиболее эффективный способ формирования и реализации политики государства в области профессионального образования. Это особый тип
Таблица
Меры по улучшению систем подготовки кадров
Меры Отношение работодателей к данной мере, %
Поддерживаю полностью Поддерживаю отчасти Не поддерживаю
Установление обязательных минимальных расходов для каждого хозяйственного субъекта в качестве налога на квалификацию 9,5 23,8 23,8
Освобождение от налогов средств, затраченных предприятием на обучение рабочих кадров 71,4 14,3 —
Оказание предприятиями помощи учреждениям НПО в оснащении их современным оборудованием (техникой] 9,5 52,4 9,5
взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и муниципальными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Критерием эффективности социального партнерства служит реализация основной задачи образовательного учреждения — востребованность выпускников на рынке труда. Причем не только конкретные проценты их трудоустройства, но и качество предлагаемой работы, длительность закрепления на рабочем месте.
Это предполагает установление прямой связи профессионального образования с потребностями рынка труда, признание того, что трудоустройство выпускников становится новой функцией учреждения профессионального образования и связано с объемами его финансирования. Потребуется разработка нового для России механизма итогового финансирования, включающего выделение бюджетных средств не только за набранный контингент учащихся, но и за трудоустройство по полученной профессии, успешную адаптацию выпускников к условиям производства.
Правомерна в этой связи постановка вопроса о замене норматива финансирования текущих затрат образовательного учреждения на норматив, связанный с конечными результатами работы. Формирование бюджета, ориентированного на результат, — это метод экономического управления, учитывающий потребительскую стоимость образовательной услуги, ее общественную значимость и соответствие установленным приоритетам государственной политики.
В Великобритании и США, например, финансирование по итогам трудоустройства составляет 20-30 % общего объема финансирования. Так, в штате Иллинойс четко определена ответственность государственных колледжей за успешность деятельности их выпускников на рынке труда (по результатам тестирования, трудоустройства, степени удовлетворенности работодателей]. В штате Южная Каролина действует система практически полной зависимости объемов текущего финансирования от итоговых показателей.
В Канаде и ряде европейских стран (ФРГ Финляндия, Нидерланды] реформы управления профессиональным образованием также идут в направлении использования бюджетного финансирования с учетом оценки его результа-
тивности. В ФРГ, например, учебное заведение, не обеспечивающее трудоустройства 70 % своих выпускников, лишается бюджетного финансирования. Опыт Канады интересен еще и тем, что здесь используют рейтинги качества и эффективности учреждений профессионального образования. Те из них, кто занимает высшие позиции по результатам рейтинговой оценки, могут претендовать на увеличение их финансирования.
Как видим, для современной системы подготовки кадров за рубежом характерно снижение роли административных методов в пользу моделей управления, основанных на соизмерении результатов деятельности учебных заведений с затратами. Вероятно, что система профессионального образования России стоит на пороге подобных преобразований, стимулом к которым будет дальнейшее повышение ее открытости и развитие института социального партнерства.
Для системы профессионального образования социальное партнерство должно стать естественной формой существования. В условиях рыночной экономики только в тесном взаимодействии с работодателями становится возможным эффективно реализовать основную функцию — обеспечение рынка труда кадрами специалистов и рабочих в необходимых объемах и качестве подготовки. Именно это и способно создать открытую систему профессионального образования России взамен сегодняшней — ведомственной.
Встает безотлагательная задача разработки научных подходов и создания государственно-общественной модели управления профессиональным образованием с включением в них всех гражданских институтов, перераспределением функций управления в пользу работодателей и их ассоциаций. Причем от них следует ожидать не только заказа на объемы и структуру подготовки кадров, но и на модель квалифицированного специалиста, содержание Государственных стандартов.
Формирование открытой образовательной системы предполагает и новую парадигму профессионального образования, основанную на социальном партнерстве: «Работодатель определяет чему учить, система образования — как учить!». По такой формуле давно готовят кадры в ФРГ, Японии, Сингапуре, Южной Корее, Франции и других странах, имеющих самые высокие в мире рейтинги по качеству рабочей силы.
Основная концептуальная идея современной образовательной стратегии, как и обще-
ства в целом, исходит из условия, что человечеству удастся избегнуть сценария развития, описанного так называемым парадоксом Ферми (т. е. тенденции технических цивилизаций к самоуничтожению]. Цель современного общества и цивилизации в целом состоит в том, чтобы воспитать человека, способного осуществить стратегический профессиональный и жизненный выбор и следовать ему. Этот выбор различные авторы именуют по-разному: «стратегия выживания» (М. Месарович, Э. Пестель], «устойчивое развитие» (по терминологии ООН], «развитие вместо роста» (Дж. Шелл], «стратегия человечества» (Н. Моисеев]. Однако при всех своих расхождениях подобные модели стратегии предполагают формирование
открытой системы образования как условия устойчивого развития общества.
1. Popper K. The Open Society and its Enemies. — London, 1962. — Р. 93.
2. Материалы II Конгресса ЮНЕСКО. — Сеул, 2000. — С. 69-70.
3. Образование — интеллектуальный потенциал нации // Профессиональное образование. Столица. — 2013. — № 8. — C. 3-6.
4. Государственная программа «Содействие занятости населения». [Электронный ресурс]. — URL: http:// rosmintrud.ru / docs / mintrud / projects /
5. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013-2020 гг. » от 22.11.2012 № 2148-р. — С. 71.
6. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всероссийского социологического исследования). — М.: ООО «Аспект», 2004. — С. 23.
УДК / uDC 37 В. Н. Титов
V. Titov
эволюция и теоретические предпосылки становления концепции «образование в течение жизни»
evolution and development of theoretical background
OF THE CONCEPT «LIFELONG LEARNING»
В статье рассматриваются теоретические предпосылки, лежащие в основе концепции «Обучение в течение жизни», которая наряду с теорией «общество знаний» заложила фундамент новой образовательной политики в ведущих странах мира. В связи с этим важно проследить эволюцию этой концепции, которая соответствует по своей динамике и направленности общему вектору развития индустриального общества эпохи «государства всеобщего благосостояния» в направлении постиндустриального общества с характерным для него неолиберальным режимом регулирования социально-экономических отношений. Особое внимание уделено рассмотрению различных теорий, представляющих тенденции развития современного общества, и определению их влияния на переосмысление роли дополнительного образования и концепции обучения в течение жизни.
Theoretical backgrounds of the concept «lifelong learning» which together with the theory of «knowledge society» has formed foundation for the new education policy in leading countries of
the world are considered in this article.
The theoretical assumptions underlying the concept of «lifelong learning» along with the theory of «knowledge society» laid the foundation of the new educational policy in the leading countries of the world. In this regard, it is important to trace the evolution of this concept, which corresponds to its dynamics and direction of the total vector of development of industrial society era «welfare state» in the direction of post-industrial society with its neo-liberal regime on the socio- economic regulation. Particular attention is paid to the various theories that represent trends in the development of modern society and to determine their impact on the redefinition of the role of additional education and the concept of «lifelong learning».
Ключевые слова: обучение в течение жизни, общество знаний, постиндустриальное общество, модель образования, дополнительное профессиональное образование.
Keywords: lifelong learning, knowledge
society, postindustrial society, educational model, further professional education.