Научная статья на тему 'Концептуализация времени в эссеистике В. В. Набокова: проблемы рецепции'

Концептуализация времени в эссеистике В. В. Набокова: проблемы рецепции Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
211
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ / ЭССЕ / РЕЦЕПЦИЯ / АРХЕТИПЫ / CONCEPTUALIZATION / CATEGORY OF TIME / ESSAY / RECEPTION / ARCHETYPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Немец Георгий Николаевич

Характеризуется концептуализация понятия «время» в системе текста. После анализа общей методологии времени как концептуализированного объекта описывается его связь с сюжетом/фабулой текста, архетипами. На примере эссеистики В.В. Набокова выявлены новые возможности концептуализации времени в аспекте прагматической перспективы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptualization of definition time in the system of the text is characterized. After analyze of general methodology of time as conceptualized object relations with category of time with textual subject/fabula, archetypes are described. According the examples of V.V. Nabokov's essays new possibilities of conceptualized time are explicated in the aspect of pragmatic perspective.

Текст научной работы на тему «Концептуализация времени в эссеистике В. В. Набокова: проблемы рецепции»

УДК 82.0

ББК 83.014.46

Н 50

Немец Г.Н. Концептуализация времени в эссеистике В.В. Набокова: проблемы рецепции Аннотация.

Характеризуется концептуализация понятия «время» в системе текста. После анализа общей методологии времени как концептуализированного объекта описывается его связь с сюжетом/фабулой текста, архетипами. На примере эссеистики В.В. Набокова выявлены новые возможности концептуализации времени в аспекте прагматической перспективы.

Ключевые слова:

Концептуализация, категория времени, эссе, рецепция, архетипы.

Nemets G.N. Conceptualization of time in V.V. Nabokov’s essays: problems of reception

Abstract:

Conceptualization of definition “time” in the system of the text is characterized. After analyze of general methodology of time as conceptualized object relations with category of time with textual subject/fabula, archetypes are described. According the examples of VV Nabokov's essays new possibilities of conceptualized time are explicated in the aspect of pragmatic perspective.

Keywords:

Conceptualization, category of time, essay, reception, archetypes.

Проблемы творческого познания действительности издавна привлекали исследователей. Занимая промежуточное положение между научным и обыденным познанием, творчество характеризуется, с одной стороны, как процесс взаимодействия гносеологического субъекта и внеположного ему бытия, а с другой - как результат работы человеческого подсознания над созданием образов действительности.

Одной из проблем в рамках парадигмы творческого сознания является проблема рецепции времени как концептуализированного объекта в сознании субъекта познания. Среди научных направлений социально-гуманитарного знания, интересующихся проблемами времени, можно выделить особо структурализм (М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Ж. Женетт и др.) и синергетику неравновесных систем (Пригожин И., Стенгерс И. и др.). В первом случае мы можем выделить структуру объекта, проследить иерархию его внутренних связей, а во втором - охарактеризовать взаимодействие языка-объекта и метаязыка, интерпретации и самоинтерпретации, организации объекта и его самоорганизации.

И. Пригожин и И. Стенгерс говорят о том, что концептуализация объекта «Время» происходит в следующих методологических значениях. Время-1 («время как параметр») и Время-2 («время как хронологическое упорядочение»). Отсюда концептуализация времени как «идеи истинной эволюции» строится по трем основаниям. 1) необратимость («нарушение симметрии между прошлым и будущим»); 2) необходимость введения понятия «событие» (события могут быть обратимыми и необратимыми); 3) некоторые события обладают

способностью менять ход эволюции [1: 18, 53 - 54].

Б.А. Успенский концептуализирует объект «Время» по характеру совмещения точек зрения автора, героя и читателя: Время-1 (последовательное описание событий с разных точек зрения), Время-2 (описание события с точки зрения синтеза) [2: 117 - 121].

Ж. Женетт анализирует с позиций структурализма нарушение временного порядка, или анахронию. Под этим термином понимаются «различные формы несоответствия между порядком истории и порядком повествования». Изучение временного порядка повествования, по его мнению, означает «сопоставление порядка расположения событий или временных сегментов в истории, как он эксплицитно задан в самом повествовании или как он может быть выведен на основе тех или иных косвенных данных» [3: 71 - 72].

Методологически, по Ж. Женетту, временной анализ начинается с «выявления сегментов повествования в соответствии со сменами из позиции во времени истории». По его мнению, анахрония может «отступать в прошлое или в будущее на большее или меньшее расстояние от «настоящего» момента, то есть от момента истории, когда повествование прерывается и дает место анахронии». Это временное расстояние он определяет как «дальность анахронии». Кроме того, анахрония может охватывать «более или менее протяженный диапазон событий истории - мы назовем это протяженностью анахронии» [4: 74, 83].

По мнению Ю.М. Лотмана, на временной оси текста соседствуют «субсистемы с разной скоростью циклических движений», многие из которых «сталкиваются с другими и меняют свой облик и орбиты». Знаковое пространство текста «заполнено передвигающимися обломками различных структур, которые, однако, устойчиво хранят память о целом и, попадая в чужие пространства, могут вдруг бурно реставрироваться» [5: 101].

Большинство ученых говорят о том, что время в тексте затрагивает такие базовые филологические категории текста, как «сюжет», «фабула» и «композиция». Категория времени в эссеистическом тексте имеет свою специфику, поскольку связана с проблемами понимания/интерпретации, аргументации/рецепции самого текста. Эссе позволяет исследователю видеть проблему времени как в ракурсе элемента идейно-композиционного содержания текста, так и в аспекте его фабульно-сюжетной организации в движении от Автора к Читателю.

Примером использования времени как одной из категорий текста в рамках эссеистических задач в нашей работе послужили текстовые фрагменты автобиографического эссе В.В. Набокова «Другие берега», в котором наблюдается движение творческого сознания с созданием собственной концепции времени как отражения эссеистического мышления автора.

(1) Колыбель качается над бездной. Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь - только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями. Разницы в их черноте нет никакой, но в бездну преджизненную нам свойственно вглядываться с меньшим смятением, чем в ту, в которую летим со скоростью четырех тысяч пятисот ударов сердца в час. Я знавал, впрочем, чувствительного юношу, страдавшего хронофобией и в отношении к безграничному прошлому. С томлением, прямо паническим, просматривая домашнего производства фильм, снятый за месяц до его рождения, он видел совершенно знакомый мир, ту же обстановку, тех же людей, но сознавал, что его-то в мире нет вовсе, что никто его отсутствия не замечает и по нем не горюет. Особенно навязчив и страшен был вид детской коляски, стоявшей на крыльце самодовольно косностью гроба; коляска была пуста, как «при обращении в мнимую величину минувшего», как удачно выразился молодой читатель, самые кости его исчезли [6: 9].

Рецепция времени, по Набокову, включающая архетипику течения жизни, акцентирует свое внимание на таких категориях, как «конечное/бесконечное», «прошлое/будущее», «жизнь/смерть». При кажущейся асимметрии прошлого и будущего они равноценны и устремлены в бесконечность. Настоящее в этом случае всего лишь симуляция, «векторный нуль», подвижная точка на прямой. Позиция наблюдателя позволяет выделить два луча с

общей точкой, направленные и в прошлое, и в будущее.

Человек в материалистской трактовке как величина предельная сталкивается с двумя непредельными величинами: «плюс-бесконечность» (будущее) и «минус-бесконечность» (прошлое). В этом случае возникает определенный когнитивный диссонанс, названный у Набокова «хронофобией». Начало жизни и ее конец становятся из языковых антонимов контекстуальными синонимами. Образная система такова, что символ начала жизни - детская коляска - при инверсионном движении по оси времени становится гробом как символом предела земной человеческой жизни. В связи с этим возникают вполне умелые библейские реминисценции, выраженные цитатой «самые кости его исчезли». Отсюда, можем предположить, что понятия «жизнь», «смерть» и «воскресение» у Набокова находятся на одной аксиологической оси и входят в более масштабный концепт - «развитие/движение».

(2) В начале моих исследований прошлого я не совсем понимал, что безграничное на первый взгляд время есть на самом деле круглая крепость. Не умея пробиться в свою вечность, я обратился к изучению ее пограничной полосы - моего младенчества. Я вижу пробуждение самосознания, как череду вспышек с уменьшающимися промежутками. Вспышки сливаются в цветные просветы, в географические формы [7: 10].

Размышляя о природе вечного и сиюминутного, Набоков говорит о моделировании времени как субстанции. Фигура наблюдателя открывает бесконечное в рецепции времени с использованием образа «круглой крепости», которую ни взять приступом, ни обойти. Младенчество в этом случае открывает возможности генезиса человеческого самосознания, представляющего на ранних стадиях дисперсную систему с относительно плавающим центром. Словосочетание «череда вспышек с уменьшающими промежутками» реализует семантику «дробности», «осколочности» субъекта познания, который вживается в уже существующую картину мира.

(3) Первобытная пещера, а не модное лоно, - вот (венским мистикам наперекор) образ моих игр, когда было три-четыре года. Передо мной встает большой диван, с клеверным крапом по белому кретону, в одной из гостиных нашего деревенского дома: это массив, нагроможденный в эру доисторическую. История начинается неподалеку от него, с флоры прекрасного архипелага, там, где крупная гортензия в объемистом вазоне со следами земли наполовину скрывает за облаками своих бледно-голубых и бледно-зеленых соцветий мраморный пьедестал Дианы, на котором сидит муха [6: 12].

Архетипика детства и детского сознания конструируется такими символами, как «пещера», «лоно», «игра». Начало ритуального дискурса у Набокова манифестируется созданием собственного игрового пространства - дивана - как «массив, нагроможденный в эру доисторическую». А история начинает свой ход, что называется, «неподалеку», где существует обыденная жизнь, которая священна и десакрализована одновременно («крупная гортензия в объемистом вазоне со следами земли наполовину скрывает за облаками своих бледно-голубых и бледно-зеленых соцветий мраморный пьедестал Дианы, на котором сидит муха»). Метафора «образ моих игр» актуализирует проекцию воспоминания об игре как ритуализированной практике, возникает «след» объекта, а его наличие исчезает в прошлом.

(4) Материнские отметины и зарубки были мне столь же дороги, как и ей, так что теперь в моей памяти представлена и комната, которая в прошлом отведена ее матери под химическую лабораторию, и отмеченный - тогда молодой, теперь почти шестидесятилетней - липою подъем, столь крутой, что приходилось велосипедистам спешиваться, - где, поднимаясь рядом с ней, сделал ей предложение мой отец, и старая теннисная площадка, чуть ли не каренинских времен, свидетельница благопристойных перекидок, а к моему детству заросшая плевелами и поганками [6: 27 - 28].

Архетип Матери у Набокова неразрывно связан с архетипом Отца и актуализирует ряд концептуальных понятий - «дом», «любовь/свидание», «памятное место». «Материнские отметины и зарубки» становятся не только воспоминанием, но и кодом познания мира, архетипической картиной мира рассказчика. Образ матери у Набокова находится в фокусе эмпатии - это другое Я эссеиста («были мне столь же дороги, как и ей»), которое образует

модальную рамку повествования. Здесь не случайна оговорка «каренинских», а именно не «толстовских» времен, поскольку здесь архетипика все-таки женская, а Читатель-мужчина здесь чередуется с Читателем-женщиной.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема концептуализации времени методологически разнородна и требует систематизации. Многообразие выделяемых аспектов категоризации времени порождает целый круг проблем, которые еще предстоит решать исследователям: 1) проблема описания события в системе текста (структура выделяемого объекта и содержание процедурного метаязыка); 2) проблема взаимодействия категории времени и сюжета/фабулы текста/произведения (соотношение сюжетного времени с динамикой фабульного движения повествования); 3) проблема анахронии в тексте как нарративной стратегии (структура объекта, межуровневые корреляции представления, взаимодействие с другими планами текста - феноменологическим, онтологическим, гносеологическим); 4) проблема взаимодействия аргументационных и герменевтических аспектов категории времени в тексте/дискурсе (корреляция «Автор-Читатель»).

2. Эссе как жанр литературы и публицистики представляет собой особый дискурс, в котором подвергается концептуализации категория времени. К числу таких особенностей можно по справедливости отнести существование внутри данной категории таких концептуальных понятий, как «автобиографическая память», «архетипы» и «анахрония». Сознание эссеиста, с одной стороны, стремится реконструировать ход событий, придавая им художественную осмысленность. С другой стороны, фабульная последовательность в эссе превращается в «поток сознания», «генератор случайных чисел», из которых Читателю приходится «выискивать» исконный порядок действий, поскольку «процесс конструирования реальности в публицистическом дискурсе носит герменевтический характер» [7: 100].

3. Эссеистика Набокова в представленных фрагментах автобиографична по своей

прагматической направленности и экзистенциальна по мировоззренческому началу. Если большинство эссеистов стремится осмыслить свое существование, то эстетическая задача В.В. Набокова - приподняться над собственной жизнью с позиций метанаблюдателя. Время у Набокова превращается в бесконечную прямую, а наш взгляд на него - это точка на этой прямой. При этом возможно и прямое, и инверсионное движение: любая

интерпретация/самоинтерпретация рождает новый ракурс проблемы, новый перифраз -семантика начала вырастает в семантику конца, смерть и жизнь - это контекстуальные синонимы с общей семой «предел», а создаваемый образ превращается в его след, легкое воспоминание. Такая обратимость порождает проблему прямо-обратной темпоральной перспективы в системе эссеистического текста как возможное методологическое противоречие, которое еще предстоит разрешить.

Примечания:

1. Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Прогресс, 1999. 268 с.

2. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-280.

3. Женетт Ж. Повествовательный дискурс // Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. С. 59-280.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб., 2000. С. 12-148.

5. Набоков В.В. Другие берега // Набоков В.В. Другие берега: роман; Весна в Фиальте: рассказы. М.: АСТ, 2004. С. 7-210.

6. Немец Г.Н. Публицистический дискурс как методологический конструкт // Вестник Адыгейского государственного университета. 2010. Вып. 3. С. 96-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.